Организация ученического самоуправления
в общеобразовательной школе
Выпускная аттестационная работа на соискание квалификации
«Технология управления персоналом»
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, заведующий
кафедрой воспитания и дополнительного образования
А.В.Кисляков
Челябинск-2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основания организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
1.1. Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе как педагогическая проблема
1.2. Педагогическая система организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
1.3. Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальная проверка эффективности функционирования педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
2.1. Общий замысел организации и осуществления экспериментальной работы
2.2. Методические аспекты организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной и цитируемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы», одобренными решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2001 г., развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что в Уставе общеобразовательного учреждения, как правило, данное положение зафиксировано [37].
В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.
Целью настоящего исследования является изучение форм самоуправления для дальнейшего внедрения в школьной практике.
Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений [1].
В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные общественные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же общеобразовательного учреждения.
На основании выше сказанного можно поставить для исследования следующие задачи:
1. Классифицировать ошибки и затруднения, создающие педагогические проблемы при создании ученического самоуправления, а также выявить причины их возникновения и рассмотреть пути их преодоления.
2. Определить функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления
3. Рассмотреть комплекс условий для реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
4. Экспериментальная проверка эффективности функционирования педагогической системы организации ученического самоуправления в МОУ «Каменносанарская ООШ».
Целью школьного образования является адаптация молодого человека к существующей действительности общества, в котором будет протекать его дальнейшая жизнь. Наиболее эффективная система образования ориентирована на требования, предъявляемые обществом человеку. Современная жизнь требует от человека следующих качеств: умение учиться, умение выбирать, умение общаться. Именно такие качества способствуют самореализации человека в настоящей действительности.
Одна из задач школьной системы образования – подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности; воспитание политической культуры. Сегодня обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность [5].
Глава I . Теоретические основания организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
1.1. Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе как педагогическая проблема
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом [33].
Классификация ошибок и затруднений, создающих педагогические проблемы, а также причины их возникновения и пути их преодоления:
1 Группа ошибок: Связанные с пониманием сути ученического самоуправления
1) Смешение организационных форм детской активности:
а) самоуправление детской общественной организации;
б) школьное ученическое самоуправление.
Причины:– Слабое знание Законов и нормативных актов;
– Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций.
Пути их решения: - Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов;
- Подписать соглашение о партнерстве с детскими организациями, функционирующими в школе.
2) Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы образовательного учреждения.
Причины:– Не способность или не желание педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы школы подсистему ученического самоуправления.
Пути их решения:- Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии.
3) Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в "День дублера".
Причины:– Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;
- Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.
Пути их преодоления:- Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.
4) Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся.
Причины:– Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления.
Пути их преодоления:- Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления;
- Сделать более простым и "доступным" путь вхождения состав этих органов.
5) Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети".
Причины:– Стремление "заигрывать" с учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.
Пути их преодоления:- Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции
6) Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД).
Причины:– "Узкий" взгляд на возможности ученического самоуправления;
- "Расширительное" толкование потенциала КДТ.
Пути их преодоления: Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления.
7) Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру.
Причины:– Излишнее стремление использовать "карательные" функции ученического самоуправления в "воспитательных целях".
Пути их преодоления: Максимально осторожно использовать эту сферу государственного устройства, так как она регулируется реальным УК РФ и УПК РФ.
2 Группа ошибок Связанные с качеством модели самоуправления
1) Неточные, "размытые" формулировки цели и задач создания ученического самоуправления.
Причины:– Слабое представление о цели и задачах создания ученического самоуправления в данном общеобразовательном учреждении;
- Отсутствие навыков целеполагания.
Пути их преодоления: Получить квалифицированную консультацию у специалистов;
- Провести коллективный "мозговой штурм" для определения целей и задач создаваемого ученического самоуправления
2) Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев.
Причины:– Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления;
- Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
Пути их преодоления:- Использовать принцип "Нет министров без портфеля", то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности
3) Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
Причины:– Низкая правовая грамотность при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
Пути их преодоления:- Внимательно изучить соответствующую нормативную базу;
- Получить квалифицированную консультацию у специалиста.
4) Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс - республика".
Причины:– Стремление соответствовать "моде"на использование государственной символики.
Пути их преодоления:- Вернуться к более "естественным" моделям организации самоуправления на уровне класса по типу местного самоуправления;
- Использовать данную модель в очень крупных школах, объединяя несколько классов или параллелей одной структурой самоуправления
5) Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления.
Причины:– Стремление соответствовать задаваемым научно-методическим "стандартам";
- Желание иметь научное руководство, чтобы быть "не хуже других".
Пути их преодоления: -Используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям и старшеклассникам.
3 Группа ошибок Связанные с функционированием ученического самоуправления
1) Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления.
Причины: Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием ученического самоуправления.
- Пути их преодоления: Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства;
- Просмотреть Устав школы и внести необходимые изменения;
- Разработать и принять дополнительные локальные акты.
2) Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.
Причины: Недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки "преемников".
Пути их преодоления: - Разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечить "преемственность поколений" ;
- Постоянно обновлять программы и методику обучения актива.
3) Слабая методическая подготовка педагогов.
Причины: – Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности;
- Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике.
Пути их преодоления: -Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению;
- Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.
4) Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д."
Причины: – Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, или самой оргтехники и т.д.;
- Непонимание необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического самоуправления.
Пути их преодоления: - Выделить (по возможности) специальное помещение или составить график использования определенного помещения для организации работы органов ученического самоуправления.
5) Отсутствие или недостаток специально отведенного времени
Причины: – Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу "все само собой образуется".
4 Группа ошибок Связанные с отношением к ученическому самоуправлению
1) Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педагогического совета и родительского комитета школы.
Причины:– Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере.
Пути их преодоления: - Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители;
- Проведение совместно подготовленных мероприятий.
2) Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления.
Причины:– Четко выраженное недоверие к органам ученического самоуправления.
Пути их преодоления: - Четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление может и должно быть полностью самостоятельным.
3) Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых
Причины:– Ложно понимаемое представление о необходимости "максимального невмешательства в деятельность органов ученического самоуправления".
Пути их преодоления: - Понять необходимость позиции "консультанта" и "помощника" и принять эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления.
4) Практическое игнорирование возможностей родительской общественности.
Причины: – Отсутствие опыта привлечения родителей к работе в системе школьного самоуправления.
Пути их преодоления: - Не следует рассматривать родителей только в качестве источника дополнительного финансирования мероприятий ученического самоуправления;
- Найти формы их привлечения к содержанию работы ученического самоуправления.
5) Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах школы.
Причины:– Стремление "уйти" от внешних проблем, которые могут "помешать" благополучной жизни органов ученического самоуправления.
Пути их преодоления: - Найти потенциальных партнеров, в том числи и детские общественные организации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия.
5 Группа ошибок Связанные с педагогическими стереотипами
1) Формализация внедрения ученического самоуправления
Причины: – Стремление "отчитаться" о том, что в школе, районе, в городе создано и успешно функционирует ученическое самоуправление.
Пути их преодоления: - Принудительно не ускорять процесс введения ученического самоуправления;
- Создавать благоприятные условия для "естественного" выращивания той или иной модели ученического самоуправления
2) Перенос профессионального стиля общения с урока на деятельность по самоуправлению
Причины – Не понимание (или сознательный отказ восприятия) природы ученического самоуправления как принципиального иного способа общения в системе "ребенок- взрослый".
Пути их преодоления: - Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения, согласования, совместной деятельности.
3) Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность
Причины – Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников.
Пути их преодоления: - Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения.
4) Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, "поручение" только исполнения уже принятых планов
Причины – Восприятие ученического самоуправления как "исполнительного органа власти педагогов".
Пути их преодоления: - Вернуть органом ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.
5) Использование формальных выборов органов ученического самоуправления
Причины – Отсутствие механизмов демократических выборов и практического опыта их применения.
Пути их преодоления: - Разработать и ввести в действие реальные демократические процедуры выборов на всех уровнях от класса до всего общеобразовательного учреждения.
6) Включение педагогов в состав детских органов самоуправления
Причины – Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов детского самоуправления.
Пути их преодоления: - Формировать детские органы самоуправления только из представителей детских коллективов
При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Необходимо отметить, что типичной ошибкой педагогов — организаторов ученического самоуправления является такое взаимодействие с учащимися, когда педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления.
1.2. Педагогическая система организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса [33].
Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)
Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.
Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.
Для создания органов самоуправления необходимо:
1.Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
2.Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.
3.Предоставить педагогическую поддержку и помощь. Педагоги должны поделиться реальной школьной властью с учениками, т. е. делегировать полномочия.
Детям можно отдавать следующие области школьной жизни:
1.Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творческие дела и т. д.
2.Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми.
3.Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама.
4.Спорт и спортивные мероприятия.
5.Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели, работа на пришкольной территории и т. д.
6.Производственная деятельность: труд на земле, в теплицах, на школьных животноводческих фермах (контроль над заработанными средствами, доходами, распределением, стимулированием и т. д.).
7.Производственно-коммерческая деятельность: в школьных мастерских с организацией и выполнением заказов населения по ремонту бытовой техники, изготовлению рам, дверей, наличников и т. д.
8.Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами
войны и труда.
9.Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.
10. Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т. д.
Учить самоуправлению — значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение. Для решения этих задач могут быть использованы ролевые игры: «День дублера», «День самоуправления в школе» и др.
Для педагога-организатора важно постоянно отслеживать, как развивается самоуправление в классах и школе. Для этого можно провести опрос учащихся по предлагаемой в приложении 3 методике. Предложенные в данной методике вопросы соответствуют функциям детского самоуправления и критериям развития его в ученических коллективах.
В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны: существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого. Ввести в школе самоуправление — значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического руководства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними — главная задача управления школой.
Важной особенностью деятельности педагога-организатора, классных руководителей и педагогов является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.
Не менее важным специфическим направлением являются защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Нужно создать в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживать, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.
1.3. Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Условия развития ученического самоуправления
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера.
Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление в школе функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Прежде всего, для этого необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности [2].
Кадровые условия — возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления. Проведение семинаров, курсов, педагогических дискуссий по наиболее значимым проблемам самоуправления и ученического самоуправления в частности должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на совершенствование педагогического мастерства работников общеобразовательного учреждения, на их самообразование и желание сотрудничества с коллегами, участвующими в процессах самоуправления.
Необходимо в течение учебного года и в период летних каникул при поддержке педагогов, психологов, родителей и других» специалистов обучать активистов ученического самоуправления. Весьма благоприятные условия для подготовки актива ученического самоуправления создаются во время летнего отдыха обучающихся на базе загородных лагерей и городских площадок. Целесообразно для обучения шире использовать опыт и базу всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» в рамках регионального взаимодействия.
Программно-методические условия. Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.
Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет под руководством наиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов (методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, научных сотрудников).
Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытыми для внесения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.
Возможен отдельный курс в программе «Граждановедение», где рассматривались бы вопросы местного самоуправления, или специальный курс по основам местного самоуправления, который может послужить серьезной теоретической основой для организации грамотной модели самоуправления общеобразовательного учреждения с соблюдением всех положений и требований современного российского законодательства.
Социально-психологические условия. Администрации общеобразовательного учреждения рекомендуется вести систематическую разъяснительную работу среди тех педагогов, кто выражает сомнение или явное недовольство развитием ученического самоуправления. Не рекомендуется вводить эту воспитательную программу насильно или искусственно, так как педагогический коллектив должен «созреть» до понимания необходимости тесного взаимодействия с обучающимися, и прежде всего на уровне тех органов ученического самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всех школьников.
Недопустимо отношение к данному виду педагогической деятельности как к «второсортной». Директор, его заместитель по воспитательной работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления.
Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей и родителей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.
Для развития ученического самоуправления целесообразно шире использовать возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т. д.), а также современные компьютерные технологии, возможности всемирной сети Интернет.
Необходимо активнее привлекать к организации выборов органов ученического самоуправления специалистов местных и региональных избирательных комиссий, работающих по программе Центризбиркома «Правовая культура молодого избирателя».
В число организационных условий можно включить и постоянную работу над совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимой для развития ученического самоуправления.
Выводы по первой главе
Школа – наш второй дом. Школа для всех жителей республики одна, и всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в организации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность. Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную позицию, уметь жить, сосуществовать, общаться, обладать толерантным сознанием – не та ли это цель, которую ставят перед собой воспитательные системы всех школ? Детские годы – это определенный жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность – воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека, всесторонне развитой личности.
Школа – большой коллектив, а детям естественно жить в коллективе, коллективно решать свои проблемы, организовывать свой досуг. Наша цель – показать ребенку, чем неорганизованная группа людей отличается от коллектива, члены которого связаны друг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. В развитии таких отношений важную роль играет школьное самоуправление. Объединить коллектив, сформировать организацию с органами школьного самоуправления – вот наша задача.
В данном проекте будет описана та модель школьного самоуправления, которая функционирует на данный момент в нашей школе. Может быть, в ней еще много недодуманного, требующего пересмотра, корректировки, но ведь мы только в начале своего пути к идеалу, у нас еще все впереди, ведь не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать. Постараемся не допустить, тех ошибок, описание которых приведено выше. Мы хотим знать, как можно работать лучше, поэтому верим, что самосовершенствование нас выведет на верный путь.
Глава II . Экспериментальная проверка эффективности функционирования педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Выводы по второй главе
При активной работе и серьёзной государственной поддержке ученическое самоуправление будет хорошей опорой для создания здорового общества и ускорит развитие общественного сознания молодёжи. Оно поможет каждому найти и реализовать себя в той области, которая его интересует, будь то политика, экономика или искусство.
Так же развитие ученического самоуправления ускорит развитие молодёжных движений и организаций, осуществляющих защиту законных прав и интересов молодого поколения.
А главное, ученическое самоуправление служит для активного общения и сближения как классных, так и школьных коллективов, а так же способствует общению между школами и различными молодёжными организациями.
Ученическое самоуправление дает:
Учащимся:
· развитие навыков работы в группе, в команде;
· ведет к повышению уровня обученности и качества обучения учащихся;
· ведет к улучшению дисциплины, снижению пропусков без уважительных причин;
· выбор роли в органах ученического самоуправления, которые соответствуют его склонностям и интересам;
· защищает права ребенка;
· учит цивилизованно разрешить конфликтные ситуации;
· помогает самоопределиться в выборе дальнейшего пути.
Родителям:
· организует свободное время детей;
· ведет к улучшению учебной результативности детей;
· снижает конфликтность в семье;
· дает возможность активно участвовать в школьной жизни.
Педагогам:
· помогает организовать детей;
· сплотить детский коллектив;
· повышает дисциплину в классе, ответственность учеников за свои поступки;
· раскрывает творческие, организаторские, лидерские способности ребенка;
· апробация инновационных технологий;
· обобщение опыта работы через средства печати
· углубление в проблему через опытно – экспериментальную работу
Заключение
Итак, работа самоуправления в школе – достаточно сложный и противоречивый процесс. Он постоянно развивается, изменяется, корректируется. Он приносит массу новых проблем, занимает много свободного времени и у детей, и у педагогов. А самое главное, во время работы возникает множество вопросов, ответов на которые приходится искать зачастую достаточно долго, а иногда и не находить их. Поскольку ученическое самоуправление достаточно молодо, готового материала, на котором можно было бы строить работу в нашей школе, практически не было. Приходилось изначально (и это проблема не только нашей школы) за основу брать лучшее, что было когда-то в советских школах (пионерская организация и т.д.) Неоценимую помощь оказали здесь сами ребята, когда стали предлагать создать сначала детскую организацию, где был бы свой президент, его помощники, свое название и девиз. Постепенно учащиеся и педагоги понимали, что работа детской организации не дает возможности каждому учащемуся школы принимать активное участие в управлении жизнью школы. Можно очень многое в школе делать вместе, и это получается намного лучше, чем просто при манипулировании детским коллективом. Ребята стали активнее. Несмотря на все трудности в работе с ученическим самоуправлением, в нашей школе сложилось твердое убеждение: самоуправлению быть! Но вот какому самоуправлению? Ведь не секрет, что на начальной стадии работы дети воспринимают его только как средство достижения определенных целей: сделать свою жизнь легче и удобнее за счет удовлетворения исключительно потребительских желаний. Приходилось сталкиваться и с непониманием целей и задач движения, и с демагогией и популизмом среди педагогов и учащихся. На данной стадии мы добились того, что есть коллектив единомышленников: детей и взрослых, который объективно оценивает свои возможности, стремится к совершенствованию, желает изменить жизнь школы к лучшему. Об этом свидетельствует последний опрос учащихся и педагогов, выдержки из которого и представлены вашему вниманию ниже.
Приложение1
Принято: Утверждено:
на общешкольной конференции Управляющим советом
Протокол № ___1_ Протокол № _2__
«__21__»__марта____ 2003_ г. «__02__»апреля_ 200_3 г.
Положение
Приложение 3
Утверждено
конференцией учебного заведения
" 16» сентября 2006 г.
Организация ученического самоуправления
в общеобразовательной школе
Выпускная аттестационная работа на соискание квалификации
«Технология управления персоналом»
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, заведующий
кафедрой воспитания и дополнительного образования
А.В.Кисляков
Челябинск-2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Теоретические основания организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
1.1. Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе как педагогическая проблема
1.2. Педагогическая система организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
1.3. Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальная проверка эффективности функционирования педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
2.1. Общий замысел организации и осуществления экспериментальной работы
2.2. Методические аспекты организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной и цитируемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 50, п. 4). В соответствии с «Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002—2004 годы», одобренными решением коллегии Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2001 г., развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Однако во многих общеобразовательных учреждениях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации жизни школы, несмотря на то, что в Уставе общеобразовательного учреждения, как правило, данное положение зафиксировано [37].
В последние годы ситуация несколько изменилась, во многих общеобразовательных учреждениях России успешно применяются различные формы самоуправления, действуют разнообразные модели ученического самоуправления, включенные в общую систему самоуправления школой.
Целью настоящего исследования является изучение форм самоуправления для дальнейшего внедрения в школьной практике.
Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.
Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений [1].
В настоящее время в практике многих общеобразовательных учреждений под ученическим самоуправлением ошибочно подразумевается краткосрочная программа или разовое мероприятие, когда дети лишь «играют в демократию». Тогда как самоуправление и ученическое самоуправление в частности должны стать реалиями всего образовательного процесса, процесса управления, осуществляемых в общеобразовательном учреждении. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.
Кроме того, в современной школе ученическое самоуправление часто подменяется деятельностью детской общественной организации (объединения). Эти два вида детской активности настолько тесно срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого. Изменение этого положения особенно актуально, когда в регионах появляются все новые и новые детские и молодежные общественные организации (объединения), которые реализуют свои программы в рамках одного и того же общеобразовательного учреждения.
На основании выше сказанного можно поставить для исследования следующие задачи:
1. Классифицировать ошибки и затруднения, создающие педагогические проблемы при создании ученического самоуправления, а также выявить причины их возникновения и рассмотреть пути их преодоления.
2. Определить функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления
3. Рассмотреть комплекс условий для реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
4. Экспериментальная проверка эффективности функционирования педагогической системы организации ученического самоуправления в МОУ «Каменносанарская ООШ».
Целью школьного образования является адаптация молодого человека к существующей действительности общества, в котором будет протекать его дальнейшая жизнь. Наиболее эффективная система образования ориентирована на требования, предъявляемые обществом человеку. Современная жизнь требует от человека следующих качеств: умение учиться, умение выбирать, умение общаться. Именно такие качества способствуют самореализации человека в настоящей действительности.
Одна из задач школьной системы образования – подготовка детей к выполнению функций граждан демократического государства: воспитание умения защищать свои права и выполнять свои обязанности; воспитание политической культуры. Сегодня обществу требуются инициативные люди, умеющие самостоятельно принимать решения, достигать их, сознательно отвечать за их выполнение. Воспитанию таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность [5].
Глава I . Теоретические основания организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
1.1. Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе как педагогическая проблема
Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути. Ошибки – это серьезные просчеты, которые приводят к искажению педагогической сути ученического самоуправления, к его деформации и отторжению как педагогическим, так и ученическим коллективом [33].
Классификация ошибок и затруднений, создающих педагогические проблемы, а также причины их возникновения и пути их преодоления:
1 Группа ошибок: Связанные с пониманием сути ученического самоуправления
1) Смешение организационных форм детской активности:
а) самоуправление детской общественной организации;
б) школьное ученическое самоуправление.
Причины:– Слабое знание Законов и нормативных актов;
– Прошлый опыт участия в деятельности общественных организаций.
Пути их решения: - Изучить требования Законов РФ и других нормативных актов;
- Подписать соглашение о партнерстве с детскими организациями, функционирующими в школе.
2) Подмена модели ученического самоуправления моделью воспитательной системы образовательного учреждения.
Причины:– Не способность или не желание педагогического коллектива выделить из всей системы воспитательной работы школы подсистему ученического самоуправления.
Пути их решения:- Обратить более серьезное внимание ученическому самоуправлению как самостоятельной воспитательной технологии.
3) Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в "День дублера".
Причины:– Распространенный взгляд на игру как на несерьезное дело;
- Отсутствие готовности рассматривать ученическое самоуправление как серьезное и важное дело.
Пути их преодоления:- Использовать игровую модель "День дублера" как первый этап, например, для подготовки школьного ученического актива и отработки основных элементов реального самоуправления.
4) Изоляция органов ученического самоуправления от жизни остальных учащихся.
Причины:– Неверно составленные регламентирующие документы, определяющие компетентность и ответственность органов ученического самоуправления.
Пути их преодоления:- Изменить регламентирующие документы в части ответственности и отчетности органов самоуправления;
- Сделать более простым и "доступным" путь вхождения состав этих органов.
5) Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети".
Причины:– Стремление "заигрывать" с учениками, завоевать их доверие, для того, чтобы включить их в работу ученического самоуправления.
Пути их преодоления:- Включить в нормативные документы положения об ответственности органов самоуправления за состояние сферы их компетенции
6) Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД).
Причины:– "Узкий" взгляд на возможности ученического самоуправления;
- "Расширительное" толкование потенциала КДТ.
Пути их преодоления: Находить оптимальное сочетание этих двух педагогических технологий: УС и КТД, например, органично включая технологию КТД в работу органов ученического самоуправления.
7) Использование в структуре органов самоуправления правоохранительной системы, включая прокуратуру.
Причины:– Излишнее стремление использовать "карательные" функции ученического самоуправления в "воспитательных целях".
Пути их преодоления: Максимально осторожно использовать эту сферу государственного устройства, так как она регулируется реальным УК РФ и УПК РФ.
2 Группа ошибок Связанные с качеством модели самоуправления
1) Неточные, "размытые" формулировки цели и задач создания ученического самоуправления.
Причины:– Слабое представление о цели и задачах создания ученического самоуправления в данном общеобразовательном учреждении;
- Отсутствие навыков целеполагания.
Пути их преодоления: Получить квалифицированную консультацию у специалистов;
- Провести коллективный "мозговой штурм" для определения целей и задач создаваемого ученического самоуправления
2) Слабая проработка структуры ученического самоуправления, наличие лишних звеньев.
Причины:– Отсутствие четкости в представлениях о создаваемой структуре органов самоуправления;
- Отсутствие разграничения компетенции органов самоуправления и схемы их взаимодействия.
Пути их преодоления:- Использовать принцип "Нет министров без портфеля", то есть каждому органу самоуправления четкие полномочия и объем ответственности
3) Серьезные юридические "промахи" при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
Причины:– Низкая правовая грамотность при составлении документов, регулирующих функционирование органов самоуправления.
Пути их преодоления:- Внимательно изучить соответствующую нормативную базу;
- Получить квалифицированную консультацию у специалиста.
4) Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс - республика".
Причины:– Стремление соответствовать "моде"на использование государственной символики.
Пути их преодоления:- Вернуться к более "естественным" моделям организации самоуправления на уровне класса по типу местного самоуправления;
- Использовать данную модель в очень крупных школах, объединяя несколько классов или параллелей одной структурой самоуправления
5) Высокая степень "наукообразия" при описании модели ученического самоуправления.
Причины:– Стремление соответствовать задаваемым научно-методическим "стандартам";
- Желание иметь научное руководство, чтобы быть "не хуже других".
Пути их преодоления: -Используя научный потенциал и рекомендации консультантов, при описании своей авторской модели сохранять естественный язык и терминологию, понятную как педагогам, так и родителям и старшеклассникам.
3 Группа ошибок Связанные с функционированием ученического самоуправления
1) Отсутствие или низкое качество нормативной базы, регулирующей деятельность ученического самоуправления.
Причины: Непонимание необходимости и важности четкой нормативной базы, которая регулирует все основные вопросы, связанные с созданием, а в дальнейшем и функционированием ученического самоуправления.
- Пути их преодоления: Еще раз ознакомиться в требованием российского законодательства;
- Просмотреть Устав школы и внести необходимые изменения;
- Разработать и принять дополнительные локальные акты.
2) Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.
Причины: Недопонимание необходимости систематического обучения активистов самоуправления, подготовки "преемников".
Пути их преодоления: - Разработать и внедрить систему обучения активистов, которая обеспечить "преемственность поколений" ;
- Постоянно обновлять программы и методику обучения актива.
3) Слабая методическая подготовка педагогов.
Причины: – Пренебрежение этой сферой педагогической деятельности;
- Объективное отсутствие возможности повышения квалификации по этой тематике.
Пути их преодоления: -Сформировать методическое объединение организаторов и консультантов по ученическому самоуправлению;
- Организовать систематическое обучение педагогов в местном ИУУ или ИПК.
4) Отсутствие или недостаток необходимых "служебных" помещений, оргтехники, расходных материалов и т.д."
Причины: – Физическое отсутствие возможности выделить специальное помещение, или самой оргтехники и т.д.;
- Непонимание необходимости и важности создания определенных условий для работы ученического самоуправления.
Пути их преодоления: - Выделить (по возможности) специальное помещение или составить график использования определенного помещения для организации работы органов ученического самоуправления.
5) Отсутствие или недостаток специально отведенного времени
Причины: – Убеждение, что самоуправление не требует специально выделенного времени, действия по принципу "все само собой образуется".
4 Группа ошибок Связанные с отношением к ученическому самоуправлению
1) Изоляция органов ученического самоуправления от деятельности педагогического совета и родительского комитета школы.
Причины:– Замкнутость взрослых на своей профессиональной сфере.
Пути их преодоления: - Сформировать объединенные органы, где будут представлены и ученики, и педагоги, и родители;
- Проведение совместно подготовленных мероприятий.
2) Излишнее администрирование, контроль над органами ученического самоуправления.
Причины:– Четко выраженное недоверие к органам ученического самоуправления.
Пути их преодоления: - Четко прописать те сферы компетенции, где ученическое самоуправление может и должно быть полностью самостоятельным.
3) Игнорирование проблем ученического самоуправления со стороны взрослых
Причины:– Ложно понимаемое представление о необходимости "максимального невмешательства в деятельность органов ученического самоуправления".
Пути их преодоления: - Понять необходимость позиции "консультанта" и "помощника" и принять эту позицию по отношению к органам ученического самоуправления.
4) Практическое игнорирование возможностей родительской общественности.
Причины: – Отсутствие опыта привлечения родителей к работе в системе школьного самоуправления.
Пути их преодоления: - Не следует рассматривать родителей только в качестве источника дополнительного финансирования мероприятий ученического самоуправления;
- Найти формы их привлечения к содержанию работы ученического самоуправления.
5) Замкнутость деятельности ученического самоуправления на проблемах школы.
Причины:– Стремление "уйти" от внешних проблем, которые могут "помешать" благополучной жизни органов ученического самоуправления.
Пути их преодоления: - Найти потенциальных партнеров, в том числи и детские общественные организации, с которыми возможно проводить совместные мероприятия.
5 Группа ошибок Связанные с педагогическими стереотипами
1) Формализация внедрения ученического самоуправления
Причины: – Стремление "отчитаться" о том, что в школе, районе, в городе создано и успешно функционирует ученическое самоуправление.
Пути их преодоления: - Принудительно не ускорять процесс введения ученического самоуправления;
- Создавать благоприятные условия для "естественного" выращивания той или иной модели ученического самоуправления
2) Перенос профессионального стиля общения с урока на деятельность по самоуправлению
Причины – Не понимание (или сознательный отказ восприятия) природы ученического самоуправления как принципиального иного способа общения в системе "ребенок- взрослый".
Пути их преодоления: - Следует больше использовать формы и методы объяснения, убеждения, согласования, совместной деятельности.
3) Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность
Причины – Восприятие ученического самоуправления как команды КВН или группы массовиков-затейников.
Пути их преодоления: - Наделение органов ученического самоуправления более серьезными и четкими полномочиями, включая отдельные вопросы организации процесса обучения.
4) Изоляция ученического самоуправления от законотворчества, "поручение" только исполнения уже принятых планов
Причины – Восприятие ученического самоуправления как "исполнительного органа власти педагогов".
Пути их преодоления: - Вернуть органом ученического самоуправления неотъемлемые законодательные права.
5) Использование формальных выборов органов ученического самоуправления
Причины – Отсутствие механизмов демократических выборов и практического опыта их применения.
Пути их преодоления: - Разработать и ввести в действие реальные демократические процедуры выборов на всех уровнях от класса до всего общеобразовательного учреждения.
6) Включение педагогов в состав детских органов самоуправления
Причины – Стремление получить дополнительные механизмы контроля за деятельностью органов детского самоуправления.
Пути их преодоления: - Формировать детские органы самоуправления только из представителей детских коллективов
При организации самоуправления важны развитие активности всех членов ученического коллектива, возложение полномочий и смена лидеров. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.
Современный подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для социального становления учащихся, что обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Через свое участие в решении проблем школьники вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Необходимо отметить, что типичной ошибкой педагогов — организаторов ученического самоуправления является такое взаимодействие с учащимися, когда педагог, поставив цель перед ученическим коллективом, как правило, стремится к тому, чтобы она обязательно была им принята. Добившись этого, он часто сам становится организатором ее реализации, выдвинув в качестве единственно возможного свой вариант ее достижения. Самоуправление же развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Подведение итогов, групповая рефлексия позволяют подвести учащихся к новой цели совместной деятельности, при этом на последующих этапах с каждым циклом они все самостоятельнее определяют цель, реализуемую впоследствии детским коллективом.
Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Проявления самоуправления могут быть самыми разнообразными, но всех их должно объединять одно: деятельностный подход к структуре органов управления. Сначала надо увлечь учащихся каким-либо общественно значимым делом, а затем создать соответствующий орган самоуправления для его организации. Таким образом, появляется новый участок работы — образуется новый орган самоуправления.
1.2. Педагогическая система организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Функции педагогов общеобразовательного учреждения по развитию ученического самоуправления
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении в огромной степени зависит от директора и его заместителей. Их заинтересованность, уважительное отношение к органам самоуправления, их представителям, понимание важности их многообразия, умение найти компромиссное решение, материальная и моральная поддержка педагогов, обучающихся и родителей, активно включенных в самоуправление, - все это является важным условием создания в школе эффективной системы самоуправления, где реальную роль играют все участники образовательного процесса [33].
Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)
Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.
Таким образом, в эффективной системе самоуправления общеобразовательным учреждением, одной из задач которого является активизация ученического самоуправления, участвует в той или иной степени почти весь педагогический коллектив.
Для создания органов самоуправления необходимо:
1.Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
2.Сделать их эмоционально насыщенными и интересными.
3.Предоставить педагогическую поддержку и помощь. Педагоги должны поделиться реальной школьной властью с учениками, т. е. делегировать полномочия.
Детям можно отдавать следующие области школьной жизни:
1.Досуг. Школьные вечера, дискотеки, праздники, коллективные творческие дела и т. д.
2.Деятельность гражданско-патриотической направленности: клубы, пресс-конференции, встречи с политиками и другими интересными людьми.
3.Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама.
4.Спорт и спортивные мероприятия.
5.Трудовая деятельность: дежурство, генеральные уборки, ремонт помещений, мебели, работа на пришкольной территории и т. д.
6.Производственная деятельность: труд на земле, в теплицах, на школьных животноводческих фермах (контроль над заработанными средствами, доходами, распределением, стимулированием и т. д.).
7.Производственно-коммерческая деятельность: в школьных мастерских с организацией и выполнением заказов населения по ремонту бытовой техники, изготовлению рам, дверей, наличников и т. д.
8.Шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами
войны и труда.
9.Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.
10. Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов и т. д.
Учить самоуправлению — значит создавать коллективную перспективу и планировать пути ее реализации, учить каждого оценивать результаты этой деятельности и вырабатывать общую оценку. Это значит учить ребят видеть в каждом человеке личность, которая по-своему реагирует на действительность, имеет свои индивидуальные вкусы и потребности и рассчитывает на внимательное и бережное отношение. Для решения этих задач могут быть использованы ролевые игры: «День дублера», «День самоуправления в школе» и др.
Для педагога-организатора важно постоянно отслеживать, как развивается самоуправление в классах и школе. Для этого можно провести опрос учащихся по предлагаемой в приложении 3 методике. Предложенные в данной методике вопросы соответствуют функциям детского самоуправления и критериям развития его в ученических коллективах.
В работе с детьми по организации ученического самоуправления важны: существо дела, позиция учителя, реальные полномочия учащихся. Ученическое самоуправление есть там, где школьники ощущают себя хозяевами школы, ответственными за происходящие в ней события, где они проявляют инициативу и творчество в совершенствовании собственной жизни, стремятся к лучшей ее организации, где каждому есть дело до каждого. Ввести в школе самоуправление — значит поставить всех детей в позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. При этом установить правильное соотношение педагогического руководства, самоуправления, саморегуляции и соуправления в процессе педагогического управления, добиться их оптимального соотношения, установить связь межу ними — главная задача управления школой.
Важной особенностью деятельности педагога-организатора, классных руководителей и педагогов является обеспечение детей и молодежи возможностью участия в разнообразных видах деятельности, которые соответствуют их интересам и склонностям, а также предоставление им социальных и моральных гарантий на развитие задатков, способностей, талантов, дарований.
Не менее важным специфическим направлением являются защита личной ценности и достоинства воспитанников, ограждение их от авторитаризма, унижений и оскорблений. Нужно создать в учреждении благоприятную и комфортную для ребенка атмосферу, отслеживать, чтобы права детей соответствовали их обязанностям, а практическая роль школьника соответствовала его статусу.
1.3. Комплекс условий реализации педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Условия развития ученического самоуправления
Развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-психологического характера.
Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление в школе функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Прежде всего, для этого необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно также учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она призвана решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические и кадровые возможности [2].
Кадровые условия — возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления. Проведение семинаров, курсов, педагогических дискуссий по наиболее значимым проблемам самоуправления и ученического самоуправления в частности должно быть организовано в рамках продуманной системы и направлено на совершенствование педагогического мастерства работников общеобразовательного учреждения, на их самообразование и желание сотрудничества с коллегами, участвующими в процессах самоуправления.
Необходимо в течение учебного года и в период летних каникул при поддержке педагогов, психологов, родителей и других» специалистов обучать активистов ученического самоуправления. Весьма благоприятные условия для подготовки актива ученического самоуправления создаются во время летнего отдыха обучающихся на базе загородных лагерей и городских площадок. Целесообразно для обучения шире использовать опыт и базу всероссийских детских центров «Орленок» и «Океан» в рамках регионального взаимодействия.
Программно-методические условия. Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.
Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления. Это весьма серьезная задача, решение которой может быть рассчитано на несколько лет под руководством наиболее квалифицированных педагогов российской школы и других специалистов (методистов, преподавателей профессиональных образовательных учреждений, научных сотрудников).
Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. Они также должны быть открытыми для внесения определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, отличаться содержательностью, вариативностью, гибкостью использования.
Возможен отдельный курс в программе «Граждановедение», где рассматривались бы вопросы местного самоуправления, или специальный курс по основам местного самоуправления, который может послужить серьезной теоретической основой для организации грамотной модели самоуправления общеобразовательного учреждения с соблюдением всех положений и требований современного российского законодательства.
Социально-психологические условия. Администрации общеобразовательного учреждения рекомендуется вести систематическую разъяснительную работу среди тех педагогов, кто выражает сомнение или явное недовольство развитием ученического самоуправления. Не рекомендуется вводить эту воспитательную программу насильно или искусственно, так как педагогический коллектив должен «созреть» до понимания необходимости тесного взаимодействия с обучающимися, и прежде всего на уровне тех органов ученического самоуправления, которые могут грамотно и настойчиво отстаивать и защищать права всех школьников.
Недопустимо отношение к данному виду педагогической деятельности как к «второсортной». Директор, его заместитель по воспитательной работе должны постоянно поддерживать и поощрять тех педагогов, кто ведет исследовательскую работу, активно делится своим опытом, помогает коллегам, работает над повышением эффективности системы самоуправления.
Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей и родителей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.
Для развития ученического самоуправления целесообразно шире использовать возможности школьных СМИ (школьные стенгазеты, радио и т. д.), а также современные компьютерные технологии, возможности всемирной сети Интернет.
Необходимо активнее привлекать к организации выборов органов ученического самоуправления специалистов местных и региональных избирательных комиссий, работающих по программе Центризбиркома «Правовая культура молодого избирателя».
В число организационных условий можно включить и постоянную работу над совершенствованием нормативно-правовой базы, необходимой для развития ученического самоуправления.
Выводы по первой главе
Школа – наш второй дом. Школа для всех жителей республики одна, и всем должно быть в ней уютно, комфортно, каждый обитатель этого большого дома должен чувствовать свою значимость, свою, хоть самую небольшую роль в установлении порядка, в организации свободного времени – в общем, ощущать свою востребованность. Вообще, быть успешным, занимать активную жизненную позицию, уметь жить, сосуществовать, общаться, обладать толерантным сознанием – не та ли это цель, которую ставят перед собой воспитательные системы всех школ? Детские годы – это определенный жизненный этап, когда закладываются и формируются важнейшие качества характера. Поэтому именно на школу возлагается особая обязанность – воспитывать истинного гражданина своей страны, порядочного человека, всесторонне развитой личности.
Школа – большой коллектив, а детям естественно жить в коллективе, коллективно решать свои проблемы, организовывать свой досуг. Наша цель – показать ребенку, чем неорганизованная группа людей отличается от коллектива, члены которого связаны друг с другом товарищескими отношениями, отношениями делового сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. В развитии таких отношений важную роль играет школьное самоуправление. Объединить коллектив, сформировать организацию с органами школьного самоуправления – вот наша задача.
В данном проекте будет описана та модель школьного самоуправления, которая функционирует на данный момент в нашей школе. Может быть, в ней еще много недодуманного, требующего пересмотра, корректировки, но ведь мы только в начале своего пути к идеалу, у нас еще все впереди, ведь не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать. Постараемся не допустить, тех ошибок, описание которых приведено выше. Мы хотим знать, как можно работать лучше, поэтому верим, что самосовершенствование нас выведет на верный путь.
Глава II . Экспериментальная проверка эффективности функционирования педагогической системы организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе
Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.