Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Результаты. Обращенные становятся зависимыми от культа в дружбе, близости и эмоциональной поддержке; чувства отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира все более усиливаются.

Контроль сексуальной близости и интимных отношений внутри культа; например, лидер может диктовать, стоит ли, когда и на ком жениться, нужно ли и когда иметь сексуальные отношения, детей, стерилизацию, аборты.

Результаты: У обращенных может развиться искаженный, обезличенный взгляд на сексуальность и половые сношения. Лидеры защищены от возможности того, что близкие друзья поделятся сомнениями относительно группы и укрепят их.

Постоянная исповедь и самоопорочивание.

Результаты: Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их «дурной натуры».

Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио и видеотехника и т.п.).

Результаты: Культисты остаются фактически без гроша и в финансовом плане зависят от группы. Также, если было пожертвовано много денег, обращенные могут оправдывать свои вложения, закрывая глаза на деструктивные элементы группы.



Глава 3. Модель будущего эмпирического исследования

Анализ литературы, проведенный нами в теоретической части, позволяет предположить, что в качестве основных негативных результатов воздействия сект на своих членов можно выделить социальную дезадаптацию, изменение личности и системы ценностей. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Мы считаем важным увидеть существование изменений в ценностных ориентациях людей, являющихся членами сект, а также их сущность. Выяснить это возможно путем изучения корреляции результатов тестирования сектантов и людей, не являющихся членами сект. Кроме того, мы предлагаем ввести также третью группу исследуемых, служителей любой из традиционных религий, либо активных верующих этих религий. Под активными верующими мы подразумеваем людей, постоянно уделяющих религии значительную часть своего времени. Эта группа, предположительно, должна быть наиболее близка по многим показателям к группе сектантов, но не является таковой, тем интереснее увидеть, в чем именно состоят эти различия. Данное исследование предполагается провести в рамках дипломной работы.

Выборка

Для исследования предполагается взять следующие группы испытуемых:

1. Люди, являющиеся членами каких-либо сект

2. Люди, не являющиеся членами сект

3. Люди, являющиеся священнослужителями либо активными верующими какой-либо традиционной религии.

Желательный размер каждой группы не менее 15 человек, это необходимо для получения статистически значимых результатов.

Методики

Для исследования мы собираемся использовать следующие методики:

1. «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. Методика представляет собой опросник из 101 вопроса, в котором содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Эти высказывания испытуемому предлагается соотнести с его собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, предлагается примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ответ в бланке, необходимо выбрать, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6».

2. «Методика ценностных ориентаций» Рокича. Методика состоит в предъявлении двух списков ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик. В нашем случае в качестве дополнительной методики мы выбрали «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф.Сопова, Л.В.Карпушиной.

3. «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина. Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Данная шкала разработана на основе опросника американских психологов Дугласа П. Крауна и Дэвида А. Марлоу; она позволяет выявить, во-первых, степень зависимости человека от других людей, во-вторых, выдает ли человек в качестве ответа желаемые, одобряемые всеми общественные ценности или свою индивидуальную (а не эталонную) систему жизненных ценностей. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Опросник состоит из 112 вопросов.

Результаты методик предполагается попарно сравнить между тремя группами, т.е. между 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3.

При проведении этой работы можно выдвинуть несколько гипотез:

1. Между первой и второй группами различия должны быть довольно незначительны. Положительная корреляция между большим количеством показателей.

2. Отличия между 1 и 3, и 2 и 3 группами будут статистически значимы и достаточно велики. Отрицательная корреляция между большим количеством показателей.

Далее, интересно провести факторный анализ для ценностей, имеющих отрицательную корреляцию для 1 и 2, 1и 3 групп, для того, чтобы увидеть, какие именно факторы отличают эти группы, и, таким образом, понять, доминирование или наоборот, низкий ранг каких ценностей отличает группу сектантов от двух других.

Кроме того, предполагается провести качественный анализ полученных результатов, что даст наибольшее количество информации по интересующей нас теме.



Заключение

Не имея аналогичной животным заданной программы жизнедеятельности, единственный способ человека выжить - опереться на социальную реальность, которая является специфической природной нишей, созданной самими людьми. С помощью процесса социализации, а также постоянного процесса получения и переработки информации, у человека складываются определённые паттерны поведения, стереотипы, на более высоком уровне: идеологические, философские и религиозные системы, мировоззрения. Так, человек приобретает программу жизнедеятельности, которая по природе своей является внешне детерминированной.

Это обуславливает с одной стороны свободу выбора человека и колоссальное поле для творчества и самореализации, с другой стороны - гибкость и подвижность программы жизнедеятельности. Психика и восприятие человека также являются подвижными системами. Однако чрезвычайная подвижность мировоззрения человека, поставило бы под угрозу его существование. Поэтому он сохраняет устойчивость поведения, следуя правилам и нормам, принятым в социуме, посредством стереотипного повторения определённых реакций на социально значимые стимулы. В силу подвижности психики и того, что самым мощным средством воздействия на человека является другой человек, возникает возможность при определённых условиях (социальная изоляция и т. д.), кардинально менять структуру ценностей человека, в короткие временные сроки.

Если конструирование социальной реальности, создание искусственной среды, производится деструктивной группой в манипулятивных эксплуатационных целях, у человека появляются психические и психологические качества, социальные навыки, а далее - идеология и мировоззрение, свойственное зависимому типу личности (при сохранении иллюзии самостоятельности жизнедеятельности). Наиболее типичным примером, иллюстрирующий данный феномен, являются группы, именуемые тоталитарными сектами, деструктивными культами.

В данной работе была предпринята попытка определить методы влияния на поведение и установки людей, на примере сект. Мы выяснили, что повлиять на поведение и изменить или сформировать установки (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами:

1.  использовать автоматические реакции основанных на стереотипах поведения.

2. актуализировать позитивные стереотипы, либо дать возможность о них забыть, если они негативные.

3.  провоцировать ситуативное поведение (слова, поступки и т.д.).

Для каждого варианта были предложены конкретные методы влияния, благодаря которым можно достичь поставленных заранее целей (определенного поведения, или изменения установки). Выдвинутые предположения были сделаны на основе определенных теоретических знаний, не подкрепленных пока, к сожалению, практикой, в связи с чем, могут иметь определенные недостатки.

Кроме того, была разработана схема и подобраны методики для проведения исследования, целью которого является изучение изменений социально-психологической адаптации и ценностных ориентаций членов сект как результата целенаправленного воздействия методами психологического влияния.

Проведение проверки предположений, выдвинутых в данной работе, предполагается в рамках выполнения дипломного проекта.



Литература

1. Аронсон Э., Праткинс Э. Эпоха пропаганды. - СпБ, 2002

2. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления– М.,1971г.

3. Бехтерев В. М. «Внушение и его роль в общественной жизни». – СПб.: Питер, 2001

4. Блумер Г. Коллективное поведение // сб. Психология масс– Самара, 1998

5. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. — М., 1996 №6

6. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. — М., 1996 №5

7. Волков Е. Н. Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2

8. Гужов В. Основные способы зомбирования. - Интернет-ресурс

9. Домовец О.С. Манипуляция в рекламном дискурсе.// Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999

10. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993.N 4

11. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 1996

12. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 1995

13. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние, «Питер» 2000

14. Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2

15. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. - М.: Педагогическое общество России, 2000

16. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000

17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия, Новосибирск, 1999

18. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1995

19. Мачкарина О.Д. Социальная адаптация как высшая форма отражения действительности, МГТУ, 2001

20. Массовое сознание и массовые действия– М.,1994 г.

21. Морозов А.М. Психологическая война. Киев, 1996 год

22. Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости, М., 2001

23. Пратканис Э., Аронсон Э. Эпоха пропаганды: повседневное использование и злоупотребление убеждением. - СПб.: прайм-Еврознак, 2001

24. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. - М.: Аспект Пресс

25. Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Журнал практического психолога, 1999, № 9

26.  Тадески Дж.С., Неслер М.С. Основы социальной власти и социального влияния. (Иностранная психология. т.2 №2(4), 1994

27. Таранов П. С. Приемы влияния на людей. - Симферополь: Таврия, 1995

28. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. М., 1998

29. Уфаев К. Психологическое давление, «Вечерний Петербург» 7 августа 1996

30. Хассен С. Контроль сознания и феномен культа, М., 2000

31. Хрестоматия по психологии влияния. - СПб.: “Питер”, 1999

32. Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы– М.,1999

33. Чалдини Р. Психология влияния, Питер 2000

34. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000

35. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980

36. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Мн., 1992

37. Под ред. В. Н. Куликова «Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия». – Иваново: 1982

Дата: 2019-07-24, просмотров: 207.