Использование автоматических реакций основанных на стереотипах поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

Глава 1. Методы влияния. 3

Ситуативные методы влияния. 3

Использование автоматических реакций основанных на стереотипах поведения. 4

Актуализация позитивных стереотипов поведения, и нивелирование негативных. 4

Провоцирование ситуативного поведения. 6

Глава 2. Методы влияния религиозных культов. 9

Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов 20

Глава 3. Модель будущего эмпирического исследования. 28

Выборка. 28

Методики. 28

Заключение. 30

Литература. 32



Введение

В настоящее время методы психологического влияния используются во многих областях человеческой жизнедеятельности. Это такие популярные области, как реклама, презентации товаров и услуг, воспитание детей и другие области человеческой деятельности. Одной из областей является применение методов психологического влияния религиозными культами и сектами для привлечения и удержания людей в своей организации. Учитывая широкое распространение такого рода воздействий и большое количество сект, существующих в мире, последствия этих воздействий можно наблюдать весьма часто. Исходя из этого, мы считаем важным изучить следующие вопросы:

- что же именно происходит с людьми после целенаправленного длительного применения к ним различных методов воздействия,

-  какого рода происходят изменения, связанные с перестройкой индивидуальной системы ценностей человека, что важно для лучшего понимания смысла его действий или поступков,

-  как происходит взаимодействие с обществом, в частности, например, какие изменения происходят в их социально-психологической адаптации, от которой зависит самосознание, ролевое поведение в обществе, адекватность связей с окружающими.

Кроме того, не менее важным является систематизация и рассмотрение самих методов психологического воздействия, применяемых в сектах. Все эти вопросы мы и решили рассмотреть в этой работе.

Таким образом, целью работы является рассмотрение методов психологического влияния, на примере их использования сектами, и изучение последствий воздействия этих методов на социальную адаптацию и ценностные ориентации членов сект.

Объектом работы является социальная адаптация и ценностные ориентации членов сект.

Предметом работы являются особенности социальной адаптации и ценностных ориентаций членов сект, в сравнении с другими исследуемыми группами.

Задачи работы:

1. Рассмотрение методов психологического влияния в целом.

2. Описание методов воздействия и контроля сект за своими членами.

3. Описание причин вступления людей в секты.

4. Подбор методик для проведения тестирования исследуемых групп и их краткое описание.

5. Предполагаемая математическая и статистическая обработка и качественный анализ полученных результатов.

 



Глава 1. Методы влияния

На протяжении жизни каждого человека на него неоднократно оказывается психологическое влияние окружающими. Это и так называемая манипуляция (11), и способы убеждения, психологического давления. На человека влияет реклама, его убеждают родители и сослуживцы, государственные и общественные контролирующие организации. Не вступая в популярные сейчас дискуссии о том, положительным или отрицательным является сам факт оказания психологического влияния на личность (1, 2, 6), в данной работе мы остановимся на методах психологического влияния, которые используются приверженцами различных тоталитарных сект для привлечения новых и удержания существующих членов.

В настоящее время довольно много исследуется феномен манипулирования – под манипуляцией понимают – один из видов воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями (11). Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Предлагаемый ниже обзор таких средств дает приблизительное представление об их многообразии. Следует подчеркнуть, что манипуляция подвергалась детальному рассмотрению преимущественно в политологических работах. Подавляющее число собственно психологических исследований по данной проблеме посвящено прикладным или частным аспектам манипулятивного воздействия.

При этом нам хотелось бы предостеречь от постановки знака тождества между психологическим влиянием и манипулированием. Понятие психологического влияния является более широким, и не всякое психологическое воздействие является манипуляцией. Для иллюстрации этого мы приведем список различных видов психологического влияния, как его представляет Чалдини (33)

1. Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения.

2. Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.

3. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

4. Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться – также непроизвольно или произвольно.

5. Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным.

6. Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

7. Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

8. Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности – это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором – как собственное давление, адресатом – как давление со стороны инициатора или “обстоятельств”.

9. Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и / или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики – в том, что она не позволяет человеку “сохранить лицо”, отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

10. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и / или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Данный список иллюстрирует, что интерес к исследованиям манипуляции, проявленный в последнее время (8, 9, 11, 12) неоправданно сужает область исследования проблем, связанных с психологическим влиянием. В то же время, невозможно отрицать, что широкое использование методов психологического влияния для привлечения членов тоталитарных сект в настоящее время представляет действительно значимую проблему для общества и требует исследования и разработки способов противодействия влиянию (5,6, 29).  

Методы влияния, используемые сектантами для привлечения новообращенных, хорошо укладываются в традиционные подходы к методам влияния вообще, и отличаются только повышенным давлением на принятие решения человеком, по сравнению со многими другими ситуациями, где они используются. Первичное привлечение людей в секты можно рассматривать как частный случай презентации с некоторой спецификой. Поэтому, мы считаем важным рассмотреть методы влияния, применяемые в процессе презентации.

Ситуативные методы влияния

Существуют вспомогательные методы опосредованного влияния (которые можно использовать на презентации), которые, по сути, позволят, как можно больше расположить человека к тому, что происходит, сделать его более восприимчивым к тому, что хотят предложить.

Повлиять на поведение и изменить или сформировать стереотипы (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами:

1. использовать автоматические реакции, основанные на стереотипах поведения. Таким образом, можно заставить человека поступить так, как нам нужно (например, поучаствовать в чем-либо), или сделать то, что может повлечь за собой изменение существующих мнений и стереотипов, или хотя бы пошатнет старые.

2. актуализировать позитивные стереотипы, либо дать возможность о них забыть, если они являются негативными.

3. провоцировать ситуативное поведение (слова, поступки и т д).

– Противоречащее обычным стереотипам поведения

– Подтверждающее обычные стереотипы поведения

– Формирующее стереотипы поведения

в зависимости от того, какие они.

Мы предполагаем, что в большинстве своем люди, являющиеся объектом презентации, не относятся категорически плохо к предмету презентации, а значит, в ее процессе нет задачи изменить стереотипы поведения. Скорее мы будем иметь дело с людьми, которые относятся к предмету презентации в той или иной степени либо настороженно, либо доброжелательно - в таком случае нужно активизировать положительные стереотипы, акцентируя на них внимание и наоборот отвлечь от негативных. Возможно, что человек не имеет никакого мнения относительно того, о чем ему рассказывают или предлагают, тогда перед человеком, проводящим презентацию, стоит задача сформировать нужный положительный стереотип. Вернее сказать, сделать так, чтобы вся ситуация поддерживала то, что будут говорить и делать, и ориентировала человека определенным образом.

Далее будут предложены конкретные методы влияния на поведение и стереотипы людей во время презентации.

Работа с персоналом

 В связи со сказанным выше, мне кажется, не менее важным учитывать то каким образом будут себя вести и как выглядеть «обслуживающий персонал», так как ведущий и докладчики не единственные люди, с которыми взаимодействуют и которых видят приглашенные люди.

Основываясь на знании определенных психологических механизмов и стереотипах восприятия, следует разработать инструкции по стилю разговора и поведения, одежды и возможно даже макияжа для всех участвующих в проведении презентации сотрудников. Кроме того, мне кажется, необходимо тщательно продумать их количество, обязанности, структуру подчинения и взаимодействия. Например, в презентациях, проводимых служителями большинства конфессий, как правило, тщательно продуманы костюмы и поведение каждого человека из состава секты.

Благодаря отлаженному действию этой системы, мы сможем поддерживать выбранный темп и не допускать нежелательных оплошностей. Если персонал будет действовать слаженно и четко, то тем самым мы сможем опровергнуть опасения относительно некомпетентности или не солидности нашей организации. В то же время, если мы не будем навязчивыми и заискивающими, то у людей не создастся впечатления, что их хотят к чему-то склонить, или повлиять. Если же гости были к нам благожелательно настроены, то таким образом мы оправдаем их ожидания, и, тем самым, усилим их положительное отношение.

При разработке инструкций можно использовать следующие механизмы:

1. Принцип социального доказательства гласит, что «мы определяем, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие люди» (33). В любой ситуации, если ваши гости не разбираются в ней лучше вас, необходимо делать вид, что так и нужно, именно так в данной ситуации и должно происходить. Так как в данном случае, они представляют собой компетентное лицо. И если они будут делать вид, что все идет хорошо и у вас все получается, так как надо несмотря ни на что, то такое же впечатление останется и у гостей. А дальше, опять же, сработает принцип социального доказательства и в результате ваших оплошностей никто не заметит.

2. Необходимо чтобы весь персонал был хорошо осведомлен, что и где происходит, чтобы ответить на возникший у кого-либо вопрос.

3. Необходимо чтобы они были приветливыми и ненавязчивыми, чтобы их можно было узнать по одежде либо по какому-то знаку, чтобы было проще найти и своим и чужим. Далее индивидуально в зависимости от того, какое мероприятие.

4. Так же можно воспользоваться приемом, который Чалдини называет «коварная искренность» (35). Представитель организации, (в данном случае обслуживающий презентацию персонал), делает вид, что, жертвуя интересами своей организации, встает на сторону гостя, в связи с некоторой особенной расположенностью к нему, благодаря чему завоевывает его доверие, в связи, с чем потом может в нужной ситуации «помочь» гостю принять «правильное» решение, именно такое, которое будет выгодно организации.

Проверить правильность таких предположений можно с помощью такого метода, как наблюдение. Причем, можно наблюдать со стороны за происходящим, за реакциями и поведением людей, и в то же время попросить сделать то же самое сотрудников, которые будут пользоваться составленными инструкциями: попросить их рассказать, на сколько им было комфортно вести себя именно таким образом, или они чувствовали несоответствие своего поведения и того, что на самом деле требовала ситуация. Кроме того, попросить и оценить насколько им удалось выполнить поставленные перед ними задачи.

«нужно заставить людей задуматься»

Аудитория больше поддается влиянию аргументированного сообщения, если подвергает его систематическому анализу, другими словами люди будут воспринимать сказанное ведущим или выступающими людьми, если они станут задумываться над этими словами, и будут анализировать их. Такое возможно только если аудитория мотивирована это делать и имеет такую возможность, либо когда речь идет о субъективно значимых вещах. Возможно, создать личную заинтересованность удастся благодаря тому, что перед аудиторией будет поставлена некоторая задача в игровой форме, которую можно будет решить только благодаря информации которую они могут получить на презентации.

Наркотики и медитация

К сектантству можно отнести такие движения, поборники которых провозглашают своей целью познание божества через осмысление опыта применения наркотиков или через медитацию (внутреннее духовное сосредоточение). В 1958 г, в США возникло общество «Трансцендентальной медитации». Оно практикует сеансы выхода за пределы сознания с помощью ежедневного и многократного повторения мистического слова на санскрите. Основатель этого движения Махариши Махеш Йоги, бывший физик, полагает, что опыты такого рода могут привести к истинному духовному обновлению людей. С этой целью он переехал в 1959 г, в Америку, где стал рекламировать медитацию, с одной стороны, как средство приобщения к божеству, а с другой — как способ избавиться от перенапряжения, тревоги, повышенного кровяного давления и других психосоматических заболеваний о Таким образом, движения такого типа не являются чисто религиозными. Они содержат в себе переплетение религиозных мистико-магических мотивов и терапевтической (психотерапевтической) практики. С помощью медитации, аутотренинга действительно можно избавиться от тех или иных заболеваний, нормализовать давление. Однако данное движение рассматривает терапию как чудо, как движение к божеству, что и позволяет отнести его к мистическим культам. «Механический путь приобщения к Богу, то есть трансцендентальная медитация,— говорит Махариши,— настолько прост и универсален, что он привлекает внимание всех, кто любит Бога и ищет истину». Махариши трактует медитацию как прекрасную форму молитвы, способной приблизить верующих к Творцу, к источнику творения, к Богу. Махариши объясняет в своих рекламных листках и проповедях, что современное человечество погрязло в неразрешимых противоречиях. В обществе царят непослушание, анархия. Люди перестали выполнять свои обязанности, власти не могут терпеливо и мудро управлять массами. Где же спасение? Оно, поучает этот гуру, в овладении методами трансцендентальной медитации. Если все научатся приемам духовного сосредоточения, воцарятся порядок и взаимопонимание. Даже если один процент населения получит необходимые навыки, все изменится коренным образом. Однако речь идет о том, чтобы «пропустить» через медитацию все человечество. Создан весьма обширный план, позволяющий внедрить трансцендентальную медитацию в политику, экономику, в другие области общественной жизни. Для этой цели, как полагает Махариши, на каждую тысячу жителей Земли надо подготовить по одному инструктору, который владеет методикой трансцендентальной медитации. Чтобы «знатоков» хватило, предполагается создать 3600 центров по обучению, в каждом из которых будет подготовлено по одной тысяче инструкторов. Махариши широко использует все средства рекламы. Он выпускает книги, в которых «научно», доказывает, как можно решить все мировые проблемы с помощью медитации. Он создал также «Объединение немецких врачей для содействия здоровью через трансцендентальную медитацию». Реклама изображает Махариши в образе босого индусского монаха, который держит в руках цветы, символизирующие счастье человечества.

Босой монах, однако, вовсе не бредет по миру под дырявым зонтиком. Он руководит мультиконцерном, который формально возглавляет Исполнительный комитет по всемирному планированию. Организация опирается на множество групп из различных слоев населения, особенно представителей молодежи и творческой интеллигенции. Махариши не скупится на обещания. Он уверяет в своих рекламных листках, что за приличную сумму каждый посетитель студии может парить в воздухе, не имея никаких специальных приспособлений. Однако эти опыты проводятся в большом секрете, посторонних на «свободные полеты» не допускают. О жизни концерна можно судить по некоторым свидетельствам журналистов. Так, один из фотографов журнала «Штерн» проник на ежедневно проводящиеся конференции Махариши. Он рассказывает: «После того, как я снял обувь и перевязал, как предписано, галстук, меня провели в Золотой зал. Махариши сидел на софе, которая стояла на возвышении. Справа и слева от него в роскошных креслах расположились его ближайшие советники. Стены были завешены дорогими тканями, весь зал погружен в мягкий свет. Основные реквизиты — глобус и телефон». О чем же толковало высокое собрание? Ни о какой медитации, ни о какой философии вообще на протяжении трех часов не было и речи. Обсуждали вопросы, связанные с возможностью купить 100 гектаров земли в Венесуэле. Гуру согласился приобрести этот участок, а заодно и реактивный самолет, которым надлежало отправить инструкторов по медитации. Аналогичная тема возникла при телефонном разговоре с Таиландом. Одновременно обсуждался вопрос о реставрации замка, купленного в Англии. Постановили в расходах не стесняться, немедленно заняться приведением замка в блистательное состояние. Послушав эти речи, фотограф пришел к убеждению, что гуру купается в роскоши, которую получает от массы простофиль, мечтающих о немедленном разрешении всех проблем своего бытия.

Выборка

Для исследования предполагается взять следующие группы испытуемых:

1. Люди, являющиеся членами каких-либо сект

2. Люди, не являющиеся членами сект

3. Люди, являющиеся священнослужителями либо активными верующими какой-либо традиционной религии.

Желательный размер каждой группы не менее 15 человек, это необходимо для получения статистически значимых результатов.

Методики

Для исследования мы собираемся использовать следующие методики:

1. «Методика диагностики социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда. Методика представляет собой опросник из 101 вопроса, в котором содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни – переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Эти высказывания испытуемому предлагается соотнести с его собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, предлагается примерить его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ответ в бланке, необходимо выбрать, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6».

2. «Методика ценностных ориентаций» Рокича. Методика состоит в предъявлении двух списков ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик. В нашем случае в качестве дополнительной методики мы выбрали «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф.Сопова, Л.В.Карпушиной.

3. «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф.Сопов, Л.В.Карпушина. Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Данная шкала разработана на основе опросника американских психологов Дугласа П. Крауна и Дэвида А. Марлоу; она позволяет выявить, во-первых, степень зависимости человека от других людей, во-вторых, выдает ли человек в качестве ответа желаемые, одобряемые всеми общественные ценности или свою индивидуальную (а не эталонную) систему жизненных ценностей. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу. Опросник состоит из 112 вопросов.

Результаты методик предполагается попарно сравнить между тремя группами, т.е. между 1 и 2, 1 и 3, 2 и 3.

При проведении этой работы можно выдвинуть несколько гипотез:

1. Между первой и второй группами различия должны быть довольно незначительны. Положительная корреляция между большим количеством показателей.

2. Отличия между 1 и 3, и 2 и 3 группами будут статистически значимы и достаточно велики. Отрицательная корреляция между большим количеством показателей.

Далее, интересно провести факторный анализ для ценностей, имеющих отрицательную корреляцию для 1 и 2, 1и 3 групп, для того, чтобы увидеть, какие именно факторы отличают эти группы, и, таким образом, понять, доминирование или наоборот, низкий ранг каких ценностей отличает группу сектантов от двух других.

Кроме того, предполагается провести качественный анализ полученных результатов, что даст наибольшее количество информации по интересующей нас теме.



Заключение

Не имея аналогичной животным заданной программы жизнедеятельности, единственный способ человека выжить - опереться на социальную реальность, которая является специфической природной нишей, созданной самими людьми. С помощью процесса социализации, а также постоянного процесса получения и переработки информации, у человека складываются определённые паттерны поведения, стереотипы, на более высоком уровне: идеологические, философские и религиозные системы, мировоззрения. Так, человек приобретает программу жизнедеятельности, которая по природе своей является внешне детерминированной.

Это обуславливает с одной стороны свободу выбора человека и колоссальное поле для творчества и самореализации, с другой стороны - гибкость и подвижность программы жизнедеятельности. Психика и восприятие человека также являются подвижными системами. Однако чрезвычайная подвижность мировоззрения человека, поставило бы под угрозу его существование. Поэтому он сохраняет устойчивость поведения, следуя правилам и нормам, принятым в социуме, посредством стереотипного повторения определённых реакций на социально значимые стимулы. В силу подвижности психики и того, что самым мощным средством воздействия на человека является другой человек, возникает возможность при определённых условиях (социальная изоляция и т. д.), кардинально менять структуру ценностей человека, в короткие временные сроки.

Если конструирование социальной реальности, создание искусственной среды, производится деструктивной группой в манипулятивных эксплуатационных целях, у человека появляются психические и психологические качества, социальные навыки, а далее - идеология и мировоззрение, свойственное зависимому типу личности (при сохранении иллюзии самостоятельности жизнедеятельности). Наиболее типичным примером, иллюстрирующий данный феномен, являются группы, именуемые тоталитарными сектами, деструктивными культами.

В данной работе была предпринята попытка определить методы влияния на поведение и установки людей, на примере сект. Мы выяснили, что повлиять на поведение и изменить или сформировать установки (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами:

1.  использовать автоматические реакции основанных на стереотипах поведения.

2. актуализировать позитивные стереотипы, либо дать возможность о них забыть, если они негативные.

3.  провоцировать ситуативное поведение (слова, поступки и т.д.).

Для каждого варианта были предложены конкретные методы влияния, благодаря которым можно достичь поставленных заранее целей (определенного поведения, или изменения установки). Выдвинутые предположения были сделаны на основе определенных теоретических знаний, не подкрепленных пока, к сожалению, практикой, в связи с чем, могут иметь определенные недостатки.

Кроме того, была разработана схема и подобраны методики для проведения исследования, целью которого является изучение изменений социально-психологической адаптации и ценностных ориентаций членов сект как результата целенаправленного воздействия методами психологического влияния.

Проведение проверки предположений, выдвинутых в данной работе, предполагается в рамках выполнения дипломного проекта.



Литература

1. Аронсон Э., Праткинс Э. Эпоха пропаганды. - СпБ, 2002

2. Бессонов Б.Н. Идеология духовного подавления– М.,1971г.

3. Бехтерев В. М. «Внушение и его роль в общественной жизни». – СПб.: Питер, 2001

4. Блумер Г. Коллективное поведение // сб. Психология масс– Самара, 1998

5. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. — М., 1996 №6

6. Волков Е.Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Журнал практического психолога. — М., 1996 №5

7. Волков Е. Н. Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2

8. Гужов В. Основные способы зомбирования. - Интернет-ресурс

9. Домовец О.С. Манипуляция в рекламном дискурсе.// Языковая личность: аспекты лингвистики и лингводидактики. Волгоград, 1999

10. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестн. Моск. ун-та. Сер.14, Психология. 1993.N 4

11. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. - М., 1996

12. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.- Екатеринбург. 1995

13. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние, «Питер» 2000

14. Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и обыденные психологические манипуляции // Журнал практического психолога. 2000. № 1-2

15. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия. - М.: Педагогическое общество России, 2000

16. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм", 2000

17. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия, Новосибирск, 1999

18. Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб., 1995

19. Мачкарина О.Д. Социальная адаптация как высшая форма отражения действительности, МГТУ, 2001

20. Массовое сознание и массовые действия– М.,1994 г.

21. Морозов А.М. Психологическая война. Киев, 1996 год

22. Орел Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости, М., 2001

23. Пратканис Э., Аронсон Э. Эпоха пропаганды: повседневное использование и злоупотребление убеждением. - СПб.: прайм-Еврознак, 2001

24. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. - М.: Аспект Пресс

25. Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Журнал практического психолога, 1999, № 9

26.  Тадески Дж.С., Неслер М.С. Основы социальной власти и социального влияния. (Иностранная психология. т.2 №2(4), 1994

27. Таранов П. С. Приемы влияния на людей. - Симферополь: Таврия, 1995

28. Толстова Ю.Н. Измерения в социологии. М., 1998

29. Уфаев К. Психологическое давление, «Вечерний Петербург» 7 августа 1996

30. Хассен С. Контроль сознания и феномен культа, М., 2000

31. Хрестоматия по психологии влияния. - СПб.: “Питер”, 1999

32. Цуладзе А. Политические манипуляции или покорение толпы– М.,1999

33. Чалдини Р. Психология влияния, Питер 2000

34. Шейнов В. П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000

35. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980

36. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. - Мн., 1992

37. Под ред. В. Н. Куликова «Теоретические и прикладные исследования психологического воздействия». – Иваново: 1982

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 2

Глава 1. Методы влияния. 3

Ситуативные методы влияния. 3

Использование автоматических реакций основанных на стереотипах поведения. 4

Актуализация позитивных стереотипов поведения, и нивелирование негативных. 4

Провоцирование ситуативного поведения. 6

Глава 2. Методы влияния религиозных культов. 9

Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов 20

Глава 3. Модель будущего эмпирического исследования. 28

Выборка. 28

Методики. 28

Заключение. 30

Литература. 32



Введение

В настоящее время методы психологического влияния используются во многих областях человеческой жизнедеятельности. Это такие популярные области, как реклама, презентации товаров и услуг, воспитание детей и другие области человеческой деятельности. Одной из областей является применение методов психологического влияния религиозными культами и сектами для привлечения и удержания людей в своей организации. Учитывая широкое распространение такого рода воздействий и большое количество сект, существующих в мире, последствия этих воздействий можно наблюдать весьма часто. Исходя из этого, мы считаем важным изучить следующие вопросы:

- что же именно происходит с людьми после целенаправленного длительного применения к ним различных методов воздействия,

-  какого рода происходят изменения, связанные с перестройкой индивидуальной системы ценностей человека, что важно для лучшего понимания смысла его действий или поступков,

-  как происходит взаимодействие с обществом, в частности, например, какие изменения происходят в их социально-психологической адаптации, от которой зависит самосознание, ролевое поведение в обществе, адекватность связей с окружающими.

Кроме того, не менее важным является систематизация и рассмотрение самих методов психологического воздействия, применяемых в сектах. Все эти вопросы мы и решили рассмотреть в этой работе.

Таким образом, целью работы является рассмотрение методов психологического влияния, на примере их использования сектами, и изучение последствий воздействия этих методов на социальную адаптацию и ценностные ориентации членов сект.

Объектом работы является социальная адаптация и ценностные ориентации членов сект.

Предметом работы являются особенности социальной адаптации и ценностных ориентаций членов сект, в сравнении с другими исследуемыми группами.

Задачи работы:

1. Рассмотрение методов психологического влияния в целом.

2. Описание методов воздействия и контроля сект за своими членами.

3. Описание причин вступления людей в секты.

4. Подбор методик для проведения тестирования исследуемых групп и их краткое описание.

5. Предполагаемая математическая и статистическая обработка и качественный анализ полученных результатов.

 



Глава 1. Методы влияния

На протяжении жизни каждого человека на него неоднократно оказывается психологическое влияние окружающими. Это и так называемая манипуляция (11), и способы убеждения, психологического давления. На человека влияет реклама, его убеждают родители и сослуживцы, государственные и общественные контролирующие организации. Не вступая в популярные сейчас дискуссии о том, положительным или отрицательным является сам факт оказания психологического влияния на личность (1, 2, 6), в данной работе мы остановимся на методах психологического влияния, которые используются приверженцами различных тоталитарных сект для привлечения новых и удержания существующих членов.

В настоящее время довольно много исследуется феномен манипулирования – под манипуляцией понимают – один из видов воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями (11). Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Предлагаемый ниже обзор таких средств дает приблизительное представление об их многообразии. Следует подчеркнуть, что манипуляция подвергалась детальному рассмотрению преимущественно в политологических работах. Подавляющее число собственно психологических исследований по данной проблеме посвящено прикладным или частным аспектам манипулятивного воздействия.

При этом нам хотелось бы предостеречь от постановки знака тождества между психологическим влиянием и манипулированием. Понятие психологического влияния является более широким, и не всякое психологическое воздействие является манипуляцией. Для иллюстрации этого мы приведем список различных видов психологического влияния, как его представляет Чалдини (33)

1. Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения.

2. Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.

3. Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

4. Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться – также непроизвольно или произвольно.

5. Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным.

6. Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

7. Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

8. Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности – это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором – как собственное давление, адресатом – как давление со стороны инициатора или “обстоятельств”.

9. Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и / или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики – в том, что она не позволяет человеку “сохранить лицо”, отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

10. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и / или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Данный список иллюстрирует, что интерес к исследованиям манипуляции, проявленный в последнее время (8, 9, 11, 12) неоправданно сужает область исследования проблем, связанных с психологическим влиянием. В то же время, невозможно отрицать, что широкое использование методов психологического влияния для привлечения членов тоталитарных сект в настоящее время представляет действительно значимую проблему для общества и требует исследования и разработки способов противодействия влиянию (5,6, 29).  

Методы влияния, используемые сектантами для привлечения новообращенных, хорошо укладываются в традиционные подходы к методам влияния вообще, и отличаются только повышенным давлением на принятие решения человеком, по сравнению со многими другими ситуациями, где они используются. Первичное привлечение людей в секты можно рассматривать как частный случай презентации с некоторой спецификой. Поэтому, мы считаем важным рассмотреть методы влияния, применяемые в процессе презентации.

Ситуативные методы влияния

Существуют вспомогательные методы опосредованного влияния (которые можно использовать на презентации), которые, по сути, позволят, как можно больше расположить человека к тому, что происходит, сделать его более восприимчивым к тому, что хотят предложить.

Повлиять на поведение и изменить или сформировать стереотипы (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами:

1. использовать автоматические реакции, основанные на стереотипах поведения. Таким образом, можно заставить человека поступить так, как нам нужно (например, поучаствовать в чем-либо), или сделать то, что может повлечь за собой изменение существующих мнений и стереотипов, или хотя бы пошатнет старые.

2. актуализировать позитивные стереотипы, либо дать возможность о них забыть, если они являются негативными.

3. провоцировать ситуативное поведение (слова, поступки и т д).

– Противоречащее обычным стереотипам поведения

– Подтверждающее обычные стереотипы поведения

– Формирующее стереотипы поведения

в зависимости от того, какие они.

Мы предполагаем, что в большинстве своем люди, являющиеся объектом презентации, не относятся категорически плохо к предмету презентации, а значит, в ее процессе нет задачи изменить стереотипы поведения. Скорее мы будем иметь дело с людьми, которые относятся к предмету презентации в той или иной степени либо настороженно, либо доброжелательно - в таком случае нужно активизировать положительные стереотипы, акцентируя на них внимание и наоборот отвлечь от негативных. Возможно, что человек не имеет никакого мнения относительно того, о чем ему рассказывают или предлагают, тогда перед человеком, проводящим презентацию, стоит задача сформировать нужный положительный стереотип. Вернее сказать, сделать так, чтобы вся ситуация поддерживала то, что будут говорить и делать, и ориентировала человека определенным образом.

Далее будут предложены конкретные методы влияния на поведение и стереотипы людей во время презентации.

Использование автоматических реакций основанных на стереотипах поведения

Прежде всего, все люди склонны поддаваться влиянию, если у них нет времени на тщательное обдумывание своих действий и при этом есть некоторые стимулы, которые запускают в действие стереотипное поведение или «…автоматическое реагирование. Как у животных, так и у людей, данные модели поведения, как правило, приводятся в действие каким-то одним элементом информации» (33).

Использовать этот принцип при проведении каких-либо мероприятий можно благодаря быстрому темпу. Презентация как раз обязывает нас, как правило, за небольшой период времени предоставить большой набор информации и событий. Если правильно все организовать, то из проблемы это обстоятельство может превратиться в одно из основных преимуществ. Между действиями не должно быть больших пауз, все должно быть динамично и захватывающе, но главное не переборщить, чтобы у людей не возникло ощущения, что их преднамеренно дурачат, так как в этом случае человек включит свои системы защиты и станет нам недоступным.

Мы можем воспользоваться тем, что стереотипное поведение у людей превалирует, так как просто не хватает сил, возможностей и времени на то, чтобы действовать исключительно сознательно. Здесь главное не допустить появления таких действий или вещей, которые вызывают стереотипные негативные реакции.

Например, не нужно, чтобы на презентации кому-то не хватило места, или организаторы сильно опаздывали с ее началом или ведущий выходил на сцену в неопрятном костюме, так как это будет как раз тем стимулом, который вызывает те самые негативные стереотипные реакции, и ваша организация вряд ли будет восприниматься как солидная или вызывающая доверие.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.