Эффективность происходит от слова «эффект», означающего впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую, технологическую и социальную окраску. Эффект может наблюдаться и формироваться. Обычно эффект сравнивают с затратами в сопоставимых понятиях.
Соотношение эффекта и затрат характеризует эффективность какого-либо действия или явления. Эффективность может быть положительной или отрицательной. Основные виды функциональной эффективности можно представить в виде следующей схемы, рис. 3.
Рис. 3. Виды функциональной эффективности.
Один вид эффективности может изменяться за счет другого. Например, если на первое место ставить экономическую эффективность и не уделять должного внимания организационной, то все информационные процессы могут замедлиться и это, разумеется, отразиться на самой экономической эффективности.
Эффективность компании в целом складывается из:
- эффективности управленческих решений;
- эффективности продукции;
- способности компании к ее производству;
- высокого имиджа среди поставщиков, контрагентов и клиентов.
Эффективность управленческих решений – это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки или реализации управленческого решения в организации. В качестве ресурсов рассматривают финансы, материалы, здоровье персонала, организацию труда и пр.
Аналогично классификации общей эффективности, эффективность упрариваться, как факт достижения социальных целей для большего числа человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами. Социальные цели реализуют следующие потребности человека в: информации; знаниях; творческом труде; самовыражении; общении; отдыхе.
Эффективность управленческих решений разделяется по уровням ее разработки, охвату людей и компаний. Выделяют эффективность управленческого решения на уровне производства и управления компанией, группы компаний, отрасли, региона, страны.
В деятельности компании необходимым условием эффективности функционирования является баланс интересов всех участников бизнеса: собственников, менеджеров, персонала, контрагентов, клиентов и при общей заинтересованности каждый из них имеет свой интерес, который необходимо уважать и учитывать другим его участникам.
Оценка экономической эффективности управленческих решений.
При рассмотрении экономической эффективности управленческих решений (Ээ) методологически трудно достоверно определить стоимость прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного управленческого решения, т.е. его рыночную стоимость. Реализованное в виде информации управленческое решение непосредственно не выражается в материально-вещественной форме товара, услуги или знаний, а создает для них условия. Положительный экономический эффект от управленческого решения – это экономия, отрицательный – убыток.
Существует ряд методов для оценки экономической эффективности, среди которых наиболее часто используются следующие:
косвенный метод сопоставления различных вариантов;
по конечным результатам;
по непосредственным результатам деятельности.
Косвенный метод предполагает анализ рыночной стоимости управленческого решения и затрат на него путем анализа вариантов управленческих решений для одного и того же типа объекта, разработанных и реализованных в примерно одинаковых условиях. Управленческое решение до конкретной реализации проходит еще много уровней управления и производства, поэтому необходимо отделить влияние субъективного фактора, тормозящего или ускоряющего данный процесс.
Данный метод позволяет вместо рыночной стоимости управленческого решения использовать рыночную стоимость произведенной продукции. Так, при реализации двух вариантов управленческих решений относительную экономическую эффективность для первого решения можно определить из следующего соотношения:
Ээ = (П 2т / З 2т – П 1т / З 1т) * 100%, (1)
где:
- П 1т – прибыль, полученная от реализации товара при первом варианте управленческого решения;
- П 2т - прибыль, полученная от реализации товара при втором варианте управленческого решения;
З 1т – затраты на производство товара при первом варианте управленческого решения;
З 2т - затраты на производство товара при втором варианте управленческого решения.
Таким образом, если руководитель своими решениями только поддерживает производство на одном уровне, то экономическая эффективность управленческого решения будет равна нулю, а другие виды эффективности при этом могут быть и достаточно значительными, например, организационная или социальная.
Метод определения по конечным результатам основан на расчете эффективности в целом и выделении фиксированной (статически обоснованной) части (К):
Ээ = (П *К) / ОЗ, (2)
где:
П – прибыль, полученная от реализации товара;
ОЗ – общие затраты;
К – доля управленческих решений в эффективности производства (К = 20 – 30 %).
Метод определения экономической эффективности по непосредственным результатам деятельности основан на оценке непосредственного результата от управленческого решения при достижении цели, реализации функций, методов и пр. основными параметрами при оценке экономической эффективности являются стандарты (временные, ресурсные, финансовые и пр.), величину экономической эффективности определяют из соотношения:
Ээi = Ci / Pi * 100%, (3)
где:
Ci – стандарт использования ресурса i для разработки и реализации управленческого решения;
Pi – реальное использование i-го ресурса для разработки и реализации управленческого решения.
При расчете экономической эффективности данным методом необходимо определить значение экономической эффективности по нескольким ресурсам (m) и затем по приоритетности ресурсов (Пi) найти среднее значение эффективности:
Ээ = (S (Ээi * Пi)) / m. (4)
Расчет эффективности принятых решений в области рекламы.
Рассчитаем эффективность управленческих решений в области маркетинга за 2005 год и плановый период. Данные для расчета приведены ниже в табл.13
Таблица13
Показатели для проведения расчета эффективности управленческих решений в области маркетинга за 2006 год и плановый период
Этап работы ООО «Форест» | Балансовая прибыль, тыс. руб. | Общие затраты, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. |
До реализации УР | 10 860 | 2 759 | 8 101 |
После реализации УР | 73 324 | 12 677 | 60 647 |
Рассчитаем экономическую эффективность управленческих решений двумя способами:
По методу конечных результатов:
Ээ = (60 647/12 677 – 8 101/2 759) * 100% = 184%
По методе конечных результатов (К = 0,25):
Ээ = (60 647/12 677) * 0,25 * 100% = 119,5%
Таким образом, экономическая эффективность принятых управленческих решений в области маркетинга находится на достаточно высоком уровне.
Таблица 14
Расчет совокупного показателя эффективности решений по рекламе
Год | Наименование ресурса | |||||
журналы | ТВ | Радио | Спец-акции | Прямая почтовая реклама | Сайт в интернет | |
Приоритеты | 1,3 | 1,6 | 1,3 | 1,4 | 1,2 | 2 |
2005 | 700 | - | - | - | 515 | - |
2007 | 340 | 1050 | 125 | 1500 | - | 20 |
Ээ1 = 700/340 * 100% = 205,9% - эффективность управленческого решения по рекламе в журналах.
Совокупный показатель будет равен:
Ээ = (205,9*1,3 + 100*1,6 + 100*1,3 + 100*1,4 + 100*1,2 + 100*2) / 6 = 169,7%
Социальная эффективность от внедрения управленческого решения рассматривается как факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами.
Социальная эффективность от пересмотра маркетинговой стратегии ООО «ДаНаМа» может быть выражена следующим образом:
- благодаря более диверсифицированной рекламе в журналах фирма добилась большего охвата целевой аудитории;
- создание сайта в сети Интернет позволило охватить большее количество людей и донести необходимую информацию до пользователей сети;
- более детальное рассмотрение проблем стимулирования потребителей и персонала позволило поднять показатели сбыта продукции.
Более обширная рекламная кампания несет социальную нагрузку, причем в наибольшей степени по сравнению с другими инструментами маркетинга. Это объясняется тем, что реклама влияет на потребителя напрямую и имеет наибольшую силу воздействия. Как раз непосредственно с помощью рекламы до потребителя доносится информация обо всех преобразованиях внутри организации, которая может повлиять на принятие им непосредственного решения о совершении покупки.
Оценка успеха или неудачи стимулирования сбыта достаточно проста, поскольку этот фактор тесно связан с показателями деятельности или сбытом. Анализируя данные до после проведения мероприятий, можно легко определить полезность стимулирования.
Например, эффективность участия в специализированной выставке можно измерить, посчитав, какое число контрактов пир этом было получено, какой объем продаж был, достигнут с помощью этих контрактов и каковы издержки на один контракт.
Некоторые формы стимулирования, такие, как раздача рекламных сувениров (календарей, ручек, пакетов и пр.), труднее оценить из-за их менее четких целей.
На основании проведенного анализа, специалисты ООО «ДаНаМа» поставили перед собой задачу спрогнозировать тенденции развития рынка и компании в 2008 году с учетом проведенных изменений в маркетинговой политике фирмы.
По оценкам специалистов ООО «ДаНаМа», основной акцент на рынке теплотехнического оборудования в будущем будет падать на рекламу в сети Интернет.
Эксперты считают, что для эффективного проведения рекламных кампаний в сети Интернет необходимо изобретение новых рекламных технологий. В будущем появится новый вид интерактивных рекламных агентств, которые на основании информации об объемах продаж и трафике будут проводить эффективные рекламные кампании в Интернете. При этом неизбежен переход к индивидуальной работе с клиентами (диалог-маркетинг). Потребитель должен идентифицировать себя и почувствовать, что его мнение важно для производителя. При этом станет возможным оценка эффективности рекламной кампании в Сети уже на самых ранних этапах ее проведения.
Как отмечалось выше, российский рынок теплотехнического оборудования является быстро растущей системой. Он еще не до конца поделен, поэтому входные барьеры на него для новых производителей или торговцев достаточно низки.
Выводы по разделу
Таким образом, с учетом возможной реализацией предложенных мероприятий ООО «ДАНаМа» вполне способно закрепиться на более выгодном месте на рынке, и даже расширить свою нишу путем проведения хорошо продуманных и спланированных рекламных акций.
Благодаря введению изменений в маркетинговую политику ООО «ДаНаМаА», фирма сможет достичь значительного прироста прибыли в 2008 году. Прирост балансовой прибыли (ПП) в 2007 году по отношению к 2006 году составит:
73 324 – 10 860
ПП = ---------------------- * 100% = 575,17%
10860
При благоприятных условиях развития ситуации на рынке теплотехнического оборудования, учитывая темпы роста самого рынка и научно-технического прогресса, можно предположить, что в дальнейшем фирма упрочит свое положение на рынке и сможет на равных конкурировать с такими гигантами отрасли, как компания «СВЕП Интернешнл АБ» и «Альфа Лаваль».
Проводя столь же эффективную маркетинговую политику в будущем, ООО «ДаНаМа» имеет все шансы на расширение собственного бизнеса.
Заключение
Рынок теплотехнического оборудования в России достаточно молодой и развивается быстрыми темпами.
На рынке существует большое количество фирм, но в силу того, что рынок находится в стадии развития, входные барьеры на него сравнительно невысоки, что делает его очень привлекательным для новых производителей и торговцев.
Конкуренция на рынке ярко выражена не только в ценовом, но и в неценовом аспекте.
Основными формами продвижения на рынке являются реклама, стимулирование потребителей, паблисити.
Проведенный комплексный анализ деятельности ООО «ДаНаМа» в 2005 и 2006 годах выявил тенденцию снижения финансовой устойчивости и рентабельности, что потребовало разработки мероприятий направленных на усовершенствование системы стимулирования сбыта продукции.
ООО «ДаНаМа» имеет хорошие шансы на завоевание большей доли рынка пир условии максимального и рационального использования всех возможностей, предоставляемых ему инструментами маркетинга.
При более детальном рассмотрении всех возможностей стимулирования фирма может стать лидером на рынке в силу описанных выше причин.
Рекламный бюджет фирмы перераспределен более удачно по сравнению с предыдущим годом в том плане, что средства диверсифицированы по различным СМИ, что позволяет охватить большую аудиторию.
Был проведен анализ эффективности мероприятий, по результатам которого было принято решение отказаться от одного из видов продвижения, а именно от прямой почтовой рекламы, т.к. эта форма не была адекватна целям и задачам фирмы, а также охватывала слишком большую долю бесполезной аудитории.
Были приняты нововведения в области паблисити, что позволило познакомить потребителей с мнением независимых экспертов о качестве продукции ООО «ДаНаМа». Этот момент позитивно отразился на имидже компании и сыграл не последнюю роль в увеличении сбыта продукции.
Социальная эффективность от внедрения управленческого решения рассматривается как факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами.
Социальная эффективность от пересмотра маркетинговой стратегии ООО «ДаНаМа» может быть выражена следующим образом:
- благодаря более диверсифицированной рекламе в журналах фирма добилась большего охвата целевой аудитории;
- создание сайта в сети Интернет позволило охватить большее количество людей и донести необходимую информацию до пользователей сети;
- более детальное рассмотрение проблем стимулирования потребителей и персонала позволило поднять показатели сбыта продукции.
По оценкам специалистов ООО «ДаНаМа», основной акцент на рынке теплотехнического оборудования в будущем будет падать на рекламу в сети Интернет.
Как показал проведенный анализ, подкрепленный оценками специалистов ООО «ДаНаМа», основной акцент на рынке теплотехнического оборудования в будущем будет падать на рекламу в сети Интернет.
Таким образом, с учетом возможного проведения предложенных руководству Общества мероприятий, предприятие уже в краткосрочном периоде вполне способно закрепиться на более выгодном месте на рынке, и даже расширить свою нишу путем проведения хорошо продуманных и спланированных рекламных акций.
При благоприятных условиях развития ситуации на рынке теплотехнического оборудования, учитывая темпы роста самого рынка и научно-технического прогресса, можно предположить, что в дальнейшем фирма упрочит свое положение на рынке и сможет на равных конкурировать с такими гигантами отрасли, как компания «СВЕП Интернешнл АБ» и «Альфа Лаваль».
Проводя столь же эффективную маркетинговую политику в будущем, ООО «ДаНаМа» имеет все шансы на расширение собственного бизнеса.
Практическая реализация разработанных в ходе выполнения выпускной квалификационной работы мероприятий поможет упрочить финансовое положение фирмы, а также улучшить ее положение на рынке по сравнению с конкурентами.
Список литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3. – М: Омега-Л, 2005.
Сборник кодексов Российской Федерации / Под редакцией В.И. Борисова. М.: «Терминал», 1998 г.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
О формах бухгалтерской отчетности организации: Приказ Минфина России от 13 января 2000 г. № 4-н.
Правила проведения арбитражными управляющими финансового анализа: Пост. Правительства РФ от 25 июня 2003 г. № 367.
Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н.Каптуревского. – СПб.: Издательство «Питер», 2004. – 400 с. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – М.: Омега-Л, 2004.
Антикризисное управление: учебник/ Е.П.Жарковская, Б.Е.Бродский.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2005.
Баранов В.В. Финансовый менеджмент: Механизмы финансового управления предприятием в традиционных и наукоемких отраслях: Учебное пособие. – М.: Дело, 2002.
Безруких П.С. Бухгалтерский учёт. – М., Бухгалтерский учёт, 2004.
Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 392с.
Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово – экономическое состояние предприятия. М.:Приор, 2001.
Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Котлер, Филип, Армстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. Изд. – М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 1152 с. : ил. – Парал. тит. англ. Уч. пос.
Маркетинг. Под ред. Н.В. Колчиной. М.: ЮНИТИ, 1998.
Стратегическое планирование/ Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 2004. – 440 с.
Современный маркетинг, Под. ред. В. Е. Хруцкого М.: ИНФРА-М., 1991
Тренев Н.Н. Управление финансами: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 496 с.: ил.
Дж. Р. Эванс, Б. Берман «Маркетинг», 1990
Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика: Пер. с англ. – СПб.: Издательство «Питер», 2004. – 736 с. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
Т.К. Серегина, Л.М. Титкова «Реклама в бизнесе», 2006
В. Шёнерт «Грядущая реклама», 2004
Радостовец В.К., Радостовец В.В., Шмидт О. Бухгалтерский учет на предприятии. Изд. 2-ое, доп. и перераб. – Алматы, 1998.
Порнова Е., Бабченко Т., Галанина Е. Бухгалтерский учёт в организациях. – М., Финансы истатистика, 2003.
Щадилова С.М. Основы бухгалтерского учета. Учебное пособие. – М., 2004.
Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб: Питер, 2001.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.