Глава 3. Опытно – экспериментальная.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Моя экспериментальная работа проводилась во втором классе школы N 1265 ЮЗАО г.Москвы и состояла из трех частей:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Обучающий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент.

Целью экспериментальной работы было: - Определить уровень знаний учащихся по теме ,,комнатные растения” и уровень экологического образования.

- Показать, что правильно организованная работа по изучению комнатных растений расширяет знания учащихся, способствует формированию растениеводческих навыков, повышает уровень экологического образования.

- Развить любознательность и наблюдательность, аккуратность в процессе ухода за комнатными растениями.

Констатирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводился во 2А классе с целью выявления у детей уровня знаний о комнатных растениях. Это было выявлено с помощью анкетирования. Анкета содержала следующие вопросы:

1. Какие комнатные растения ты знаешь? (перечисли)

2. Почему эти растения называются комнатные?

3. Как ты думаешь, для чего нужны комнатные растения?

4. Есть ли у тебя дома комнатные растения, если есть, то напиши какие?

5. Как нужно ухаживать за комнатными растениями?

6. Как ты думаешь, как размножаются комнатные растения?

7. Как ты думаешь, что необходимо комнатным растениям для хорошего роста и развития?

Такую же анкету я предложила заполнить ребятам из 2Б класса. Учитывая, что в первом классе я знакомила детей с комнатными растениями, которые находятся у нас в помещении. Обращала внимание детей на красоту этих растений. Во время дежурств показывала ребятам, как нужно поливать эти растения, ухаживать за ними, размножать их.

Результаты анкетирования показали, что у учащихся 2А класса уровень знаний на много выше, хотя недостаточен. Результаты анкетирования показаны в диаграмме. Анкеты смотри в приложении. 3.2 Обучающий эксперимент.

Конспект. Внеклассное занятие.

,,Путешествие с комнатными растениями”.

Цель: Познакомить детей с многообразием комнатных растений.

Оборудование: карта мира, комнатные растения.

Ход занятия:

У нас любят цветы. Ими украшают сады, парки, улицы и жилища. Посмотрите ребята на наших комнатных зеленых друзей. Их не случайно так называют, они радуют глаз даже равнодушного человека. Комнатные растения повышают влажность воздуха, очищают воздух от пыли. Содержание углекислого газа в воздухе не увеличивают. Днем растения поглощают углекислоту, выделяют много кислорода и особые летучие вещества (фитонциды), которые убивают вредные бактерии. Все комнатные растения придают нашему классу не только красоту, но и приносят пользу.

Взгляните на эти растения, все они имеют очень интересную историю и завезены к нам из далеких и жарких стран. Сегодня мы совершим с вами ,,путешествие” на родину этих растений.

Вот перед вами красавица финиковая пальма. Когда говорят ,,пустыня”, то у каждого непременно напрашивается второе слово ,,Сахара”. Сахара по-арабски и означает пустыня. Но пальма не растет в безводной пустыне. Она может расти только там, где грунтовые воды выходят на поверхность песков. Арабы говорят о финиковой пальме: ,,Царица оазиса купает ноги свои в воде, а прекрасную голову в огне солнечных лучей”.

Культура финиковой пальмы началась в Ассирии и Вавилонии. Данные раскопок свидетельствуют о поклонении народов древности финиковой пальме еще 9 веков назад.

Финиковая пальма не только дает питательные плоды, но и защищает почву от палящих лучей солнца. В древнем Египте финиковая пальма служила первым календарем: в течение месяца на пальме развивается один лист и отмирает один старый. Остатки отмерших листовых черенков, как чехол предохраняют ствол финиковой пальмы от сильного нагревания и от кратковременных морозов.

А сейчас переправимся в жаркий тропический лес. Вы познакомитесь с представителями тропического леса: монстерой и традесканцией. Особенность влажных тропических лесов – это большое количество света, тепла, влаги. Крупный массив тропического леса расположен в бассейне реки Амазонки в Южной Америке. В зеленую массу тропического леса трудно пробраться, приходится прорубать тропинку топором.

Воздух влажный и теплый – трудно дышать, как в бане в парном отделении. Температура достигает 30 градусов, но во влажном воздухе почти нет испарения, и поэтому так трудно переносить жару. Кругом такое разнообразие деревьев и кустарников. Тропический лес стоит круглые годы не изменяясь, и листья кожистые, большие остаются зелеными в течение пяти лет.

Ни одного знакомого растения. С высоты спускаются какие-то веревки. Поднимешь голову – эти ,,веревки” спускаются не с дерева, а со стебля растения толщиной с руку, обвившего дерево. Листья этой лианы округлые с дырками, через которые проходят лучи солнца. Да это же филодендрон (листодерево), вернее, монстера, просто называемая у нас плаксой.

Семена монстеры заносятся птицами на деревья и там, на коре, в окружении мхов, прорастают. Сначала монстера растет как эпифит, медленно спуская вниз, как веревки свои воздушные корни. Они имеют длину свыше 6 метров, толщину по 1-2 сантиметра и отходят по 1-2 от каждого крупного листа. У почвы эти корни загибаются и выпускают много боковых корней, покрытых, как пухом, корневыми волосками. При этом свисающие корни натягиваются как струны. По этим корням прямым путем к листьям поднимается вода, а если перерезать корень, то из него польется водянистая жидкость. Когда корни укрепятся в почве, монстера начинает быстро расти вверх, обвивая дерево – хозяина.

В наших комнатах в пасмурную погоду с широких листьев монстеры капают большие капли воды. По поведению монстеры, можно как по барометру, предсказать погоду за сутки. Плоды монстеры съедобны, имеют вкус и запах ананаса. Монстеру можно размножать кусочками стебля с глазком или срезами листовой верхушки. Странные названия бывают у растений. Например, одно из распространенных домашних растений раньше называлось ,,бабьи сплетни”. Научное название этого растения благозвучное – традесканция, данное по имени ботаника XVII века Джона Традесканта. Это растение стало сейчас очень популярным. Им украшают стены и окна. Знаменитым оно стало еще и потому, что побывало даже в космосе. Стебли традесканции свисают с горшка длинными плетями. ,,Бабьи сплетни” распространены на болотах тропических лесов Америки. Растение это привыкло к влажной почве, к малому освещению, его ветки располагаются по поверхности почвы и укрепляются корешками, отходящими от веток, размножаясь вегетативно. Стебли очень хрупки и легко обламываются на кусочки, ветки быстро дают корешки.

В дожди вода заливает традесканции, но они не гибнут и живут под водой. Традесканции бывают не только зеленые, но бывают и с белыми полосками (зебрина) и с коричневыми, розово-фиолетовыми полосками. В комнате она цветет.

В школьный зал пришла ежиха

Посмотреть на двух ежат:

,,Почему они так тихо

на окне всегда лежат?

Вы, ежата, мне скажите:

Вы здоровы или нет?

Если да, то выходите

Поглядеть на белый свет”

Но сказали ей ребята:

- Мы ежей не держим тут.

Это вовсе не ежата – Это кактусы растут!

Ей теперь смотреть обидно

На колючих малышей

- Двух обманщиков, как видно,

Приняла я за ежей.

Есть, ребята, у нас такие интересные растения в виде зеленых колючих палок или шаров. Все они являются жителями пустыни. Часто называют их ,,зелеными уродцами”. Зачем таких уродцев держать на окнах? Что в них красивого и интересного? И тот, кто любит этих уродцев и собирает большие коллекции, их называют кактусистами. Кактусы интересны своей оригинальной формой, выносливостью и замечательными цветками.

На кактусах изучается приспособляемость растений к таким условиям жизни, в которых другие растения не могут существовать. На мексиканском плоскогорье, в пустыне Жорнадодель Муэрто, находится страна кактусов. Кактусы, растущие здесь, поражают своими размерами и разнообразием форм. Ребристые шары в полтора метра высотой и в два с половиной метра в обхват лежат на желтом песке, как громадные ежи, выставившие свои длинные иголки. Не даром их называют: ежовые кактусы, или эхинокактусы. Некоторые кактусы густо покрыты длинными желтыми и красноватыми колючками и издали напоминают сидящих птиц или зверей. Иногда можно увидеть кактус с длинными белыми свисающими волосками, похожими на голову старика. Особое впечатление в мексиканской пустыне производят столбовидные кактусы – цереусы. Многогранные зеленые колонны, толщиной в полтора метра, поднимаются на высоту 15 метров. С середины они разветвляются в виде канделябра. Кактусы растут в пустыне, где ? года нет дождей. Все их строение приспособлено к сохранению накопленной влаги. У них вместо листьев торчат колючки. Роль листьев, поглощающих углекислый газ, выполняют стебли. Стебли покрыты толстой и плотной кожицей с малым количеством устьиц, которые почти всегда закрыты. Под кожицей и зеленым слоем находится бесцветная ткань с большими клетками, наполненными водой и слизью. Корни, широко распространены в поверхностном слое земли, быстро всасывают воду во время дождей. С наступлением засушливого времени засыхают, но более толстые корни остаются живыми, т.к. покрыты водонепроницаемой пробкой.

Конспект урока.

Тема: ,,Размножение растений”.

Цель урока: Дать учащимся представление о размножении растений с помощью корня, стебля, листьев.

Оборудование: Рисунки дерева, кустарника, травянистых растений, семени фасоли; побег традесканции, горшок с почвой, стеклянная банка; рисунки: ,,Размножение листьями”, ,,размножение растений корневыми черешками”, ,,размножение растений корневыми отпрысками”.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

У. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с вегетативным размножением растений: черенками, отводками, клубнями, луковицами, усами, корневыми отпрысками.

Урок начинаем с повторения ранее изученного материала. III. Повторение. У. Расскажите, какие признаки жизни растения вы знаете?

Д. Каждый живой организм питается, дышит, растет, размножается, умирает.

У. Что нужно растению для роста и развития?

Д. Растения, как животные и человек, постоянно дышат. Им нужен воздух. Растениям нужна вода. Но растения из почвы корнями берет не одну воду, а вместе с растворенными в ней минеральными солями. Для роста им необходим свет, который улавливают они в основном листьями. На свету листья зеленого цвета образуют крахмал и сахар необходимый для роста и развития растения.

У. Какие части растений вы знаете? Приведите пример таких растений.

Ученики отвечают на вопрос по рисункам на доске: дерева, кустарника, травянистого растения.

Д. Деревья – растения с многолетними деревянистыми стеблями. Каждое дерево имеет корень, многочисленные ветви, листья, цветы, плоды. Это дуб, береза, клен. Кустарники отличаются от деревьев тем, что ствол у них начинает ветвиться почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей. Поэтому кустарники имеют не один ствол, как деревья, а несколько стволиков, отходящих от общего основания. Кустарники имеют корень, листья, цветы, плоды. Это облепиха, сирень, смородина, крыжовник.

Травы имеют корень, зеленые, сочные стебли, листья, цветы, плоды. Это ландыш, герань, медуница, подорожник.

У. Спасибо! Какую часть растения используют для размножения?

Д. Семена. У. Мы с вами познакомились с развитием растения из семени фасоли. Рассмотрели и зарисовали проросшее семя. Изучили строение семени и этапы их прорастания. Каково строение семени фасоли?

Ученики отвечают по рисунку на доске.

Д. У фасоли семена крупные. Снаружи семя покрыто блестящей гладкой семенной кожурой. Под кожурой находится зародыш, который состоит из двух семядолей, корешка, стебелька и почечки. У. Как развивается растение из семени?

Д. Растение из семени развивается так: семя – проросток с корешком – проросток с несколькими листочками – взрослое растение сначала с цветами, а затем с плодами. У. Спасибо. Вы узнали, что для прорастания семян нужна вода, свет, тепло, воздух. Когда же и в какую почву надо сеять семена?

Д. Семена растений сеют весной, когда земля еще сырая, но уже хорошо прогрета солнцем. Перед посевом почву хорошо вспахивают.

IV. Работа по теме.

У. Цветковые растения размножаются не только семенами. Многие из них размножаются черенками корней, стеблей и листьев. Черенок – это часть стебля, корня, листа. Корень, стебель и лист – это вегетативные органы растения. 1. Размножение стеблевыми черенками.

У. Размножение черенками широко используют в садоводстве и цветоводстве. Черенки могут быть стеблевыми, листовыми, корневыми.

Стеблевыми черенками (побегами) размножают многие комнатные растения: традесканцию, герань, бальзамин и др. Далее рассказ учителя сопровождается демонстрацией посадок побега традесканции.

Делают это так: отрезают веточку традесканции наискось под четвертым листом. Затем отрезают последний, четвертый лист. Срезанную веточку втыкают во влажный песок на глубину 2 см., ближе к краю цветочного горшка, и пальцами правой и левой руки обжимают влажный песок вокруг веточки, чтобы она лучше держалась. Накрывают веточку стеклянной банкой или стаканом, чтобы она не завяла. Горшки с черенками ставят в светлое теплое место, но не на солнце.

Ухаживают за посаженными стеблевыми черенками следующим образом: через 2 – 3 дня после посадки надо ежедневно приподнимать банки или стаканы, чтобы освежать воздух вокруг черенков; через 8 – 10 дней, когда черенки укоренятся, банки или стаканы снят совсем, чтобы приучить растения к сухому воздуху; поливать надо тонкой струей воды по краям горшка, чтобы не размывать песок вокруг черенков.

2. Размножение листьями. У. Некоторые виды комнатных растений, например бегонию, можно размножать листовыми черенками. Листья сажают во влажный песок, перед этим на листе делаются надрезы по жилкованию. После этого на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. 3. Размножение растений корневыми черенками.

У. В сельском хозяйстве для размножения растений используют коренные черенки. Корневой черенок – это отрезок корня длиной 15 – 25 см. На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, от основания которых отрастают придаточные корни. Таким образом, размножают садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений. 4. Размножение корневыми отпрысками.

У. Нередко вокруг старого тополя, рябины и других растений можно видеть молодую поросль. Это корневые отпрыски. Они развиваются вокруг пней спиленных деревьев из придаточных почек на корнях этих растений. Используя рисунки и материал учебника, ученики знакомятся с размножением растений: отводками, клубнями, луковицами, усами.

V. Итог урока.

У. Какой можно сделать вывод?

Д. Растения размножаются семенами, черенками, клубнями, усами, отводками, луковицами, частями корня.

Конспект урока. Тема: целебные растения.

Цель: познакомить детей с целебными комнатными растениями. Оборудование: комнатные растения: алоэ, каланхоэ, аспидистра, плющ обыкновенный.

Ход урока. I. Организационный момент. II. Сообщение темы урока.

У. Сегодня на уроке мы поговорим уже о знакомых нам комнатных растениях, но еще и познакомимся с их целебными свойствами. Урок начнем с повторения ранее изученного материала. III. Повторение.

У. Какими органами можно размножать растения?

Д. Растения можно размножать черенками, клубнями, усами, отводками, луковицами, частями корня и семенами.

У. Какие растения можно размножать семенами?

Д. Фасоль, горох, морковь, цитрусовые и многие другие растения.

У. Какие растения можно размножать черенками?

Д. Можно размножать стеблевыми черенками, листовыми и корневыми. Стеблевыми черенками размножаются многие комнатные растения: традесканции, бегония, герань, бальзамин. Листовыми черенками можно размножать бегонию, сансевьеру, лимон.

У. Молодцы!

IV. Работа по теме.

У. Посмотрите ребята, пожалуйста. У меня на столе стоит цветок. Как он называется?

Д. Это алоэ.

У. Правильно. Алоэ или столетник относится к семейству асфоделовые. Наименование этого растения восходит к греческому языку, а еще ранее – к древнеарабскому языку и связано со словами блестящий или горький. В роде алоэ насчитывается более 360 видов, распространенных в диком виде в Африке, на Аравийском полуострове и острове Мадагаскар. Все виды прекрасно приспособлены для жизни в условиях жаркой безводной пустыне. У нас с вами комнатное растение вида алоэ древовидное. В Африке это растение достигает в высоту трех метров и более, листья до 60см. длиной. Окраска листьев матово-зеленая или сизоватая. В комнатах алоэ древовидное цветет очень редко, так как ему явно недостает света и тепла. (Далее рассказывается об истории этого растения см. выше глава I).

В листьях алоэ есть специализированные клетки, наполненные желтоватым клеточным соком, содержащим различные, в том числе биологически активные, вещества. В алоэ древовидном, например, обнаружен лектин, подавляющий рост раковых клеток. Для получения сока листья срезают и мелко их измельчают или выдавливают сок любым другим способом. Высушенный сок идет на приготовление слабительных лекарств, алоин – вещество, находящееся в этих листьях – обладает бактерицидными свойствами. Дома если у вас есть это растение вы можете его использовать при заживлении ожога или нарыва. Для этого нужно: разрезать лист алоэ вдоль и приложить к ожогу или нарыву и затем забинтовать. Посмотрите внимательно на это растение. Как оно называется?

Д. Аспидистра. У. Правильно. Это аспидистра широколистная ранее его относили к семейству лилейных, а сейчас включен в семейство ландышевые. Наименование аспидистры происходит от двух греческих слов: аспис – щит и астрон – звезда. Родина этого растения - Южный Китай, Япония, Восточные Гималаи, остров Тайвань. Растет в тенистых лесах. Растение это обычно интенсивно разрастается, занимая листьями всю площадь цветочного горшка, за что и получила народное название ,,дружная семейка”. Химический состав этого растения не изучен. В медицинской практике используют отвары из всех органов растений. Их применяют при судорогах, желудочно-кишечных заболеваниях, болях в мышцах и других заболеваниях. А как это растение называется?

Д. Каланхоэ. У. Правильно это каланхоэ из семейства толстянковых, насчитывает около 125 видов. Название происходит от китайского наименования одного из видов. Родина каланхоэ перистого неизвестна. В медицине используют сок растения. В соке обнаружены флавоноиды, дубильные вещества, полисахариды, много органических кислот, а так же минеральные элементы. Для получения сока промытые листья и стебли выдерживают в темном месте при температуре 5 – 10С до семи суток. Затем их измельчают любым способом до получения однородной массы, из которой сок получают отжиманием. Затем его отстаивают, фильтруют и при необходимости стерилизуют или консервируют спиртом. В таком виде сок может, хранится до одного года. Сок каланхоэ обладает явно выраженным противовоспалительным действием и поэтому используется при заживлении ран, ожогов, обморожений. Он не только уничтожает бактериальную инфекцию, но и проявляет противовирусную активность. Этот сок эффективен при танзилите, пародонтозе и стоматитах. И, наконец, последнее растение, которое находится у меня на столе называется…

Д. Плющ обыкновенный.

У. Правильно это плющ из семейства аралиевые их 15 видов. Это чрезвычайно широко распространенное растение. Оно встречается от Норвегии до Средиземного моря. В комнатах это растение не цветет. В листьях обнаружены различные кислоты витамин Е и провитамин А. Отвары из листьев используют при кашле, головной боли, обладает потогонным действием. Растение считается антисептическим, используется как вяжущая, против мозолей, опухолей, как слабительное, рвотное и других заболеваниях. Спиртовой экстракт плодов понижает кровяное давление. V. Итог урока. У. Что нового мы узнали на уроке уже о знакомых нам комнатных растениях. Д. Мы узнали о целебных свойствах этих растений.

VI. Задание на дом.

У. Дома нарисуйте и напишите рассказ о любом комнатном растении, которое обладает целебными свойствами.

Контрольный эксперимент.

Сценарий КВН по природоведению.

Тема: ,,Эти удивительные комнатные растения”

Цель: Определить знания учащихся по данной теме.

Оборудование: Секундомер, конверты с заданиями, кроссворды.

Ход викторины.

КВН начинается с того, что учитель-ведущий представляет членов жюри и участников.

Команды занимают места за своими столами.

1. Приветствие команды.

Каждая команда готовит небольшое приветствие для соперника.

2. Разминка.

Ведущий предлагает капитану одной из команд выбрать любой листок с вопросом. Командам дается минута на размышления. Если у команды ответа нет, право отвечать переходит к другой команде.

Вопросы:

- Почему растения называются комнатными?

- Для чего нужны растения в комнатах?

- Что нужно растению, чтобы оно хорошо росло?

- Как размножаются комнатные растения?

3. ,,Мозаика”.

Каждая команда получает по конверту, в котором находится разрезанная фотография комнатного растения. Команда должна сложить правильно эту фотографию. Побеждает та команда, которая быстро и правильно справилась с заданием.

4. Викторина.

а) Почему мы называем:

- Бальзамин – огоньком?

(за ярко-красную окраску).

- Аспидистру – дружной семейкой?

(черенки листьев выходят из корневища, тесно прижимаясь, друг к другу, как бы из одного корня и создают впечатление о дружной семье).

- Арум, монстеру – плаксами?

(летом перед дождем с кончиков листьев начинают падать капли воды).

- Зефирантес – выскочками?

(цветочные стрелки появляются неожиданно и быстро растут).

- Плющ восковой – восковым деревом?

(цветы как бы сделаны из воска).

- Фикус – резиновым деревом?

(сок содержит каучук).

б) Какое растение любит, чтобы ,,голова его была в огне, а ноги в воде?” (финиковая пальма).

- Какие растения размножаются листьями или их частями? (бегония, сансевьера).

- Сок, каких комнатных растений ядовит? (олеандра, арума).

- Сок, какого комнатного растения применяют как лекарство? (алоэ).

- Какое комнатное растение помогает лечить ожоги, порезы? (алоэ).

- У каких комнатных растений обнаружены фитонциды? (в листьях лимонного дерева, у хвойных растений и других).

5. Кроссворд.

Каждая команда получает лист, на котором нарисован кроссворд. Она должна его правильно заполнить. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстро и правильно.

6. История растения.

Команда должна придумать историю одного из растений, почему его так назвали. Растение команда выбирает самостоятельно.

7. Коллективный рисунок растения. На доску вывешивается лист ватмана перед каждой командой. Члены команды по очереди должны будут подбегать к своему листу, и рисовать какую-то часть выбранного им комнатного растения. Та команда, которая выполнит это задание быстро, качественно и хорошо побеждает.

Вывод.

Результаты контрольного эксперимента показали необходимость проведения различных занятий по изучению комнатных растений. И хотя было проведено всего несколько занятий, на которых проводились различные опыты и уроки по ознакомлению с комнатными растениями, но они принесли положительные результаты. У учеников экспериментального класса повысился уровень знаний о домашних растениях: сформировалось представление о многообразии комнатных растений, познакомились со способами и видами их размножения, подробнее узнали о правилах ухода за домашними растениями.

Изучение материала о комнатном цветоводстве положительно повлияло на познавательную активность ребят. После таких занятий ребята делились своими впечатлениями друг с другом, рассказывали своим друзьям и родителям, искали книги о комнатном цветоводстве и приносили их на занятия. Некоторые ребята стали размножать свои домашние растения и стали самостоятельно за ними ухаживать.

Из всего вышесказанного считаю, что различные виды работы с второклассниками по изучению комнатных растений проводится в школе должна. Это могут быть уроки, внеклассные занятия, а может существовать в форме кружка по комнатному цветоводству.

Результаты контрольного эксперимента я оформила в виде сравнительной диаграммы.

Заключение.

Изучение педагогической и методической литературы (см. литература) и проведение опытно-экспериментальной работы доказывает практическую значимость выбранной мною темы дипломной работы и подтверждают сформулированную в начале работы гипотезу о том, что если различные формы классной и внеклассной работы по изучению комнатных растений проводятся систематически и грамотно, то у учащихся повышается уровень экологического образования и формируются прочные растениеводческие умения и навыки.

Подводя итоги всей работы можно сделать следующие выводы: 1. Уроки и внеклассные занятия по изучению комнатных растений проводится должны.

2. Такие занятия дают знания учащимся о многообразии комнатных растений, развивают любознательность, повышают познавательную активность детей, способствуют развитию памяти, воображения, внимания, наблюдательности.

3. Развивает нравственные и эстетические чувства, воспитывают бережное отношение не только к растениям, но и к природе в целом, а так же воспитывают чувство ответственности.

Таким образом, цель и задачи дипломной работы были достигнуты.

Методы, которые были мною, использованы, формируют растениеводческие умения и навыки, а так же учащиеся осознают их немаловажную роль в сохранении природы, развивают у них чувство ответственности за будущее состояние окружающей среды.

Список литературы

1. Алексахина Е.М. Долгачева В.С. Методические рекомендации к работе по экологическому образованию и воспитанию младших школьников. – М.: Прометей, 1996.

2. Большакова М.Д. Модели для ознакомления младших школьников с комнатными растениями. ж-л Начальная школа, 1996 N3, с. 34.

3. Боровсакая Л.А. Город и растения. ж-л Начальная школа, 1993 N11, с. 57.

4. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников, проблемы и перспективы. ж-л Начальная школа, 1997 N4, с. 25.

5. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. – М.: просвещение1981.

6. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – Л.: Детская литература, 1970.

7. Волкова В.И. Экологическое образование через уроки природоведения. ж-л Начальная школа, 1995 N6, с. 53.

8. Гилберт Р. Комнатные растения. Практическое руководство. – М.: Дорлинг Киндерсли, 1997.

9. Гортинский Г.Б. Яковлев Т.П. Целебные растения в комнате. – М.: Высшая школа, 1993.

10. Двораковский М.С. Экология растений. – М: Высшая школа, 1983.

11. Долгачева В.С. Изучение комнатных растений с младшими школьниками в связи с экологизацией образования. ж-л Начальная школа, 1996 N8, с. 52.

12. Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста. ж-л Начальная школа, 1998 N6, с. 24.

13. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе нач. обучения: Автореф. Дис….д-ра пед. наук.,М.,1979.

14. Ердаков Л.Н. Экологическая сказка для первоклассников. ж-л Начальная школа, 1992 N11 – 12, с. 57.

15. Жукова И.В. Помощь экологическому воспитанию учащихся. ж-л Начальная школа, 1998 N6, с. 29.

16. Журкова Е.Н. Ильина Е.Я. Комнатные растения /Справочная книга для учителя/ - М., 1968.

17. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – М.: фирма ,,Т – Око”, 1992.

18. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – М.: Педагогика, 1983.

19. Изучение комнатных растений в начальной школе /рекомендации в помощь учителю начальных классов./ - Саратов, 1973.

20. Изучение комнатных растений в школе: методические рекомендации для руководителей кружка по комнатному цветоводству. – Архангельск: Б.Н.,1988.

21. Киселев Г.Е. Цветоводство. – М.: Колос, 1964.

22. Клинковская Н.И. Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М.: Просвещение, 1986.

23. Козлова Т.А. Третьяков П.В. Природоведение. Методика для учителя 2 класс (1-3), 3 класс (1-4). – М.:Вентана-граф, 1997.

24. Кузнецова М.А. Резникова А.С. Сказание о лекарственных растениях. – М.: Высшая школа, 1992.

25. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977.

26. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.

27. Огородников И.Т. Педагогика. – М. Просвещение, 1968.

28. Организация работы кружка комнатного цветоводства в школе. – Алма–Ата: Б.Н., 1979.

29. Общая психология под редакцией Б.В. Богословского. – М.: просвещение, 1981.

30. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. ж-л Начальная школа, 1995 N5, с. 3.

31. Пономарева Р.А. Формирование у младших школьников обобщенных трудовых умений и навыков. Автореф. дис…канд. пед. наук. – Эл., 1967.

32. Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе. – Свердловск, 1983.

33. Подготовка младших школьников к проведению опытнической работы с комнатными растениями: Методические рекомендации для экспериментальной проверки. – М.: АПН СССР, 1989.

34. Рубинчикова Т.И. Размножение комнатных растений. ж-л Начальная школа, 1982 N3, с. 36.

35. Приходько С.Н. Лечебница на подоконнике. – Киев: Наукова думка, 1968.

36. Сааков С.Г. Оранжерейные и комнатные растения и уход за ними. - М.: Наука, 1985.

37. Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников. ж-л Начальная школа, 1991 N4, с. 4.

38. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. ж-л Начальная школа, 1998 N2, с. 29.

39. Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. ж-л Начальная школа, 1998 N6, с. 30.

40. Смирнова А.Я. Богданец Т.П. Формирование экологических представлений у шестилетних первоклассников. ж-л Начальная школа, 1989 N5, с. 30.

41. Сторожицкая Н.С. Комнатные растения в живом уголке и опытная работа с ними. – Саратов, 1956.

42. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на балконе – Ленинград, Агропромиздат, 1985.

43. Тарасова Т.И. Учим охранять природу. ж-л Начальная школа, 1995 N6, с. 27.

44. Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений. – М.: Просвещение, 1980.

45. Тихонова А.Е. Содержание экологических знаний и умений в I-II классах четырехлетней начальной школы. ж-л Начальная школа, 1993 N9, с. 12.

46. Тихонова А.Е. Нащочина М.М. Комнатное цветоводство в школе: программа и методические рекомендации. – Комсомольск – на - Амуре: изд-во Комс. – на – Амуре гос. пед. ин – та, 1995.

47. Труевцев М.Ф. Вакуленко В.В. Декоративное садоводство. – М.: Просвещение, 1982.

48. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. – М.: изд-во Московского ун-та, 1968.

49. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. – М.: Кладезь, 1996.

50. Экологическое и эстетическое воспитание школьников. – М.: Педагогика, 1984.

51. Юхимчук Д.Ф. Комнатное цветоводство. – Киев: Урожай, 1977.

52. Ягодовский К.П. Практические занятия по естествознанию в начальной школе. – М.,1953.

53. Я иду на урок в начальную школу: природоведение: книга для учителя. – М.: изд-во ,,Олимп”; изд-во ,,Первое сентября”, 1999.

54. Янтра И. Крюгер У. 1000 прекрасных растений в вашем доме /сост. Х. Хайтц/. – М.: БММ АО, 1996.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 216.