Как отмечалось выше развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя.
Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Экспериментальное исследование проводилось в школе-гимназии №1 города Петровска-Забайкальского Забайкальского края в 4 «а» классе.
Данное исследование проходило в 2 этапа:
1. Констатирующий этап - цель которого: выявить уровень развития связной речи у учащихся четвертого класса.
2. Для проведения формирующего эксперимента была разработана программа.
Исследование уровня развития связной речи учащихся 4 класса
В констатирующем тестировании принимали участие 22 ученика 4 «а» класса.
Цель: Выявить уровень развития связной речи у учащихся четвертого класса.
Для достижения цели эксперимента нами были использованы некоторые компоненты развития речи младших школьников:
· богатство языка, обеспечивающее относительную легкость словесного оформления образов;
· точная и выразительная устная и письменная речь;
· изобразительные средства языка;
· наблюдательность как важнейшее условие самостоятельности речи и как условие формирования поэтических представлений и обобщений;
· самостоятельность эмоциональных и эстетических оценок и их использование в устной и письменной речи как одного из условий ее эмоционально-образной выразительности.
Для определения уровня развития связной речи учащимся было дано задание:
1. Рассказать о своих любимых игрушках.
2. Пересказ текста. Для пересказа был взят рассказ М. Зощенко «Бабушкин подарок».
Анализ результатов
Общее количество учащихся (22) было принято за 100%.
Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.
Методики определения уровня развития связной речи приведены в приложении №1.
Результаты анализа работ были занесены в таблицы:
Результаты выполнения задания «Рассказ о любимых игрушках»
№ | ФИ учащихся | Речевые умения и навыки | Общее количество баллов | |||
Умение аргументировать, обосновывать или пояснять свои суждения и оценки | Умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное; умение строить предложения и связывать их между собой | Умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ по плану | Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания | |||
1 | Даниил Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 7 |
2 | Дарья Б. | 2 | 2 | 2 | 0 | 5 |
3 | Ирина Г. | 2 | 2 | 1 | 0 | 4 |
4 | Алена Г. | 2 | 2 | 1 | 1 | 5 |
5 | Ольга К. | 2 | 2 | 1 | 0 | 4 |
6 | Яна К. | 2 | 2 | 1 | 0 | 4 |
7 | Александра К. | 2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
8 | Денис Л. | 2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
9 | Руслан М. | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 |
10 | Владик О. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
11 | Екатерина О. | 2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
12 | Анна П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 7 |
13 | Егор П. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
14 | Алена П. | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 |
15 | Павел П. | 2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
16 | Дарья П. | 2 | 2 | 1 | 1 | 5 |
17 | Роман Р. | 2 | 1 | 1 | 0 | 3 |
18 | Елена С. | 2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
19 | Данил С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
20 | Ксения Т. | 2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
21 | Владимир Ч. | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
22 | Артем Ш. | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итого | 39 | 35 | 30 | 16 |
Результаты выполнения задания « Пересказ текста»
№ | ФИ учащихся | Речевые умения и навыки | Общее количество баллов | ||
Умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное; умение строить предложения и связывать их между собой | Умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ по плану | Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания | |||
1 | Даниил Б. | 2 | 2 | 2 | 5 |
2 | Дарья Б. | 1 | 2 | 1 | 4 |
3 | Ирина Г. | 2 | 1 | 0 | 3 |
4 | Алена Г. | 2 | 2 | 1 | 5 |
5 | Ольга К. | 2 | 2 | 0 | 4 |
6 | Яна К. | 2 | 2 | 0 | 4 |
7 | Александра К. | 2 | 2 | 1 | 5 |
8 | Денис Л. | 2 | 2 | 1 | 5 |
9 | Руслан М. | 2 | 1 | 0 | 3 |
10 | Владик О. | 1 | 1 | 0 | 2 |
11 | Екатерина О. | 2 | 1 | 1 | 4 |
12 | Анна П. | 2 | 2 | 2 | 6 |
13 | Егор П. | 1 | 2 | 1 | 4 |
14 | Алена П. | 2 | 2 | 1 | 5 |
15 | Павел П. | 2 | 2 | 1 | 5 |
16 | Дарья П. | 2 | 2 | 1 | 5 |
17 | Роман Р. | 1 | 2 | 0 | 3 |
18 | Елена С. | 2 | 2 | 2 | 6 |
19 | Данил С. | 1 | 1 | 1 | 3 |
20 | Ксения Т. | 2 | 2 | 2 | 6 |
21 | Владимир Ч. | 1 | 1 | 0 | 2 |
22 | Артем Ш. | 2 | 2 | 1 | 5 |
Итого | 36 | 38 | 19 |
ФИ учащихся | Общее количество баллов |
Даниил Б. | 12 |
Дарья Б. | 9 |
Ирина Г. | 7 |
Алена Г. | 10 |
Ольга К. | 8 |
Яна К. | 8 |
Александра К. | 11 |
Денис Л. | 11 |
Руслан М. | 5 |
Владик О. | 3 |
Екатерина О. | 10 |
Анна П. | 13 |
Егор П. | 7 |
Алена П. | 9 |
Павел П. | 11 |
Дарья П. | 10 |
Роман Р. | 6 |
Елена С. | 12 |
Данил С. | 6 |
Ксения Т. | 12 |
Владимир Ч. | 3 |
Артем Ш. | 9 |
Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что высокий уровень развития связной речи у 4 ребят, средний – у 16 ребят, низкий – у двоих.
Хуже всего у детей развито умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания. Остальные умения сформированы частично.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.