Глава 3. Межпредметная интеграция в начальной школе, методика опытно-экспериментальной работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как отмечалось выше развитие речи учащихся – это процесс длительный и сложный, требующий систематического и целенаправленного вмешательства преподавателя.

Основной задачей работы по развитию речи является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Экспериментальное исследование проводилось в школе-гимназии №1 города Петровска-Забайкальского Забайкальского края в 4 «а» классе.

Данное исследование проходило в 2 этапа:

1. Констатирующий этап - цель которого: выявить уровень развития связной речи у учащихся четвертого класса.

2. Для проведения формирующего эксперимента была разработана программа.

Исследование уровня развития связной речи учащихся 4 класса

 

В констатирующем тестировании принимали участие 22 ученика 4 «а» класса.

Цель: Выявить уровень развития связной речи у учащихся четвертого класса.

Для достижения цели эксперимента нами были использованы некоторые компоненты развития речи младших школьников:

· богатство языка, обеспечивающее относительную легкость словесного оформления образов;

· точная и выразительная устная и письменная речь;

· изобразительные средства языка;

· наблюдательность как важнейшее условие самостоятельности речи и как условие формирования поэтических представлений и обобщений;

· самостоятельность эмоциональных и эстетических оценок и их использование в устной и письменной речи как одного из условий ее эмоционально-образной выразительности.

Для определения уровня развития связной речи учащимся было дано задание:

1. Рассказать о своих любимых игрушках.

2. Пересказ текста. Для пересказа был взят рассказ М. Зощенко «Бабушкин подарок».

Анализ результатов

Общее количество учащихся (22) было принято за 100%.

Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.

Методики определения уровня развития связной речи приведены в приложении №1.

Результаты анализа работ были занесены в таблицы:

Результаты выполнения задания «Рассказ о любимых игрушках»

 

ФИ учащихся

Речевые умения и навыки

Общее количество баллов

Умение аргументировать, обосновывать или пояснять свои суждения и оценки Умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное; умение строить предложения и связывать их между собой Умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ по плану Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания
1 Даниил Б. 2 2 2 2 7
2 Дарья Б. 2 2 2 0 5
3 Ирина Г. 2 2 1 0 4
4 Алена Г. 2 2 1 1 5
5  Ольга К. 2 2 1 0 4
6  Яна К. 2 2 1 0 4
7  Александра К. 2 2 2 1 6
8  Денис Л. 2 2 2 1 6
9  Руслан М. 1 1 1 0 2
10 Владик О. 1 0 1 0 1
11 Екатерина О. 2 2 2 1 6
12 Анна П. 2 2 2 2 7
13 Егор П. 1 1 1 1 3
14 Алена П. 2 1 1 1 4
15 Павел П. 2 2 2 1 6
16  Дарья П. 2 2 1 1 5
17  Роман Р. 2 1 1 0 3
18 Елена С. 2 2 2 1 6
19 Данил С. 1 1 1 1 3
20 Ксения Т. 2 2 2 1 6
21  Владимир Ч. 1 1 0 0 1
22  Артем Ш. 2 1 1 1 4
  Итого 39 35 30 16  

 

Результаты выполнения задания « Пересказ текста»

 

ФИ

учащихся

Речевые умения и навыки

Общее количество баллов

Умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное; умение строить предложения и связывать их между собой Умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ по плану Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания
1  Даниил Б. 2 2 2 5
2 Дарья Б. 1 2 1 4
3 Ирина Г. 2 1 0 3
4 Алена Г. 2 2 1 5
5  Ольга К. 2 2 0 4
6  Яна К. 2 2 0 4
7  Александра К. 2 2 1 5
8  Денис Л. 2 2 1 5
9  Руслан М. 2 1 0 3
10 Владик О. 1 1 0 2
11 Екатерина О. 2 1 1 4
12 Анна П. 2 2 2 6
13 Егор П. 1 2 1 4
14 Алена П. 2 2 1 5
15 Павел П. 2 2 1 5
16  Дарья П. 2 2 1 5
17  Роман Р. 1 2 0 3
18 Елена С. 2 2 2 6
19 Данил С. 1 1 1 3
20 Ксения Т. 2 2 2 6
21  Владимир Ч. 1 1 0 2
22  Артем Ш. 2 2 1 5
   Итого 36 38 19  

 

ФИ учащихся Общее количество баллов
 Даниил Б. 12
Дарья Б. 9
Ирина Г. 7
Алена Г. 10
 Ольга К. 8
 Яна К. 8
 Александра К. 11
 Денис Л. 11
 Руслан М. 5
Владик О. 3
Екатерина О. 10
Анна П. 13
Егор П. 7
Алена П. 9
Павел П. 11
 Дарья П. 10
 Роман Р. 6
Елена С. 12
Данил С. 6
Ксения Т. 12
 Владимир Ч. 3
 Артем Ш. 9

 

Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что высокий уровень развития связной речи у 4 ребят, средний – у 16 ребят, низкий – у двоих.

Хуже всего у детей развито умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания. Остальные умения сформированы частично.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.