Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы межпредметных связей.
1.1 Исторический аспект процесса интеграции предметов в современной школе
1.2 Межпредметные связи в современной школе как психолого-педагогическое явление
Глава 2. Особенности развития речевой деятельности учащихся младших классов.
2.1 Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников
2.2 Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов
Глава 3. Межпредметная интеграция в начальной школе, методика опытно-экспериментальной работы.
3.1 Исследование уровня развития связной речи учащихся 4 класса
3.2 Методика использования межпредметных связей на уроках литературного чтения с целью развития связной речи
Заключение
Список литературы
Введение
Многие исследователи и педагоги отмечают, что речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека. Одновременно она является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, выступает необходимым условием воспитания и обучения.
Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.
Под развитием речи применительно к начальной школе понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.
Актуальность темы связана с существующей попредметной системой обучения, которая предполагает приобретение знаний в результате изучения отдельных курсов-предметов, но полученные по такой системе знания остаются разрозненными научными сведениями. В результате этого учащиеся не всегда целостно воспринимают учебный материал о предметах, явлениях и не всегда ясно представляют себе картину окружающего мира.
Новые задачи, стоящие перед школой, сегодня требуют новых подходов к обучению и воспитанию детей. Рядом с традиционными способами развития школьников набирают силу новые методики учителей-новаторов. Педагогическая наука и практика в творческом союзе стремятся найти новые решения осуществления учебно-воспитательного процесса.
Нарастающий поток различной информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на него, часто усложняет содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебной информацией, не имеющей общеобразовательного значения. В этих условиях осуществляются попытки нетрадиционного решения проблемы обновления содержания обучения и воспитания, которые многие педагоги – исследователи и новаторы – практики начинают искать на путях «межпредметной интеграции».
Интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей природы, действительности, а также способствует приобретению новых знаний, представлений, является высшей формой реализации межпредметных связей на качественно новой ступени.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Цель данного исследования: определение оптимальных условий использования межпредметных связей как средства развития связной речи на уроках литературного чтения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования: межпредметные связи как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза: Повысить уровень развития связной речи младших школьников возможно, если:
- знать условия эффективной организации развития связной речи младших школьников;
- системно диагностировать ход развития речевого опыта младших школьников;
- использовать на уроках литературного чтения межпредметные связи.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятия «интеграция», «связная речь»;
2. проанализировать психолого-педагогическую, речеведческую, методическую литературу по данной теме;
3. выявить условия для развития речевых умений при использовании межпредметных связей;
4. раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках литературного чтения;
Методы исследования:
-анализ психолого-педагогической, речеведческой, методической литературы в аспекте развития связной речи.
- наблюдение и анализ хода обучения детей;
- анализ и обобщение полученных данных при исследовании;
Методологическая основа: Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые и практики в различных областях знания. Психологическим основанием процесса интеграции могут являться идеи Ю.М. Самарина, А.Я. Данилюка, Выготского Л.С., И.Д. Зверева, Т.Ф. Федорец и других, высказывающих свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей. Актуальность задачи использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды подчёркивали Я.А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистверг, К.Д. Ушинский.
Теоретическая значимость состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания об особенностях использования межпредметных связей с целью развития связной речи на уроках литературного чтения и на этой основе обогатить профессиональные знания и умения.
Практическая значимость: Предлагаемые методические рекомендации по оптимизации процесса обучения младших школьников в процессе использования межпредметных связей на уроках литературного чтения могут быть использованы студентами педагогического колледжа в процессе формирования профессиональной компетенции, а также в практике начальной школы как молодыми учителями, так и учителями стажистами.
База практики: МОУ Гимназия № 1, 4 «а» класс, Забайкальский край г. Петровск-Забайкальский
Анализ результатов
Общее количество учащихся (22) было принято за 100%.
Все работы оценивались по каждому виду умения отдельно.
Методики определения уровня развития связной речи приведены в приложении №1.
Результаты анализа работ были занесены в таблицы:
Результаты выполнения задания «Рассказ о любимых игрушках»
№ | ФИ учащихся | Речевые умения и навыки | Общее количество баллов | |||
Умение аргументировать, обосновывать или пояснять свои суждения и оценки | Умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное; умение строить предложения и связывать их между собой | Умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ по плану | Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания | |||
1 | Даниил Б. | 2 | 2 | 2 | 2 | 7 |
2 | Дарья Б. | 2 | 2 | 2 | 0 | 5 |
3 | Ирина Г. | 2 | 2 | 1 | 0 | 4 |
4 | Алена Г. | 2 | 2 | 1 | 1 | 5 |
5 | Ольга К. | 2 | 2 | 1 | 0 | 4 |
6 | Яна К. | 2 | 2 | 1 | 0 | 4 |
7 | Александра К. | 2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
8 | Денис Л. | 2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
9 | Руслан М. | 1 | 1 | 1 | 0 | 2 |
10 | Владик О. | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
11 | Екатерина О. | 2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
12 | Анна П. | 2 | 2 | 2 | 2 | 7 |
13 | Егор П. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
14 | Алена П. | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 |
15 | Павел П. | 2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
16 | Дарья П. | 2 | 2 | 1 | 1 | 5 |
17 | Роман Р. | 2 | 1 | 1 | 0 | 3 |
18 | Елена С. | 2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
19 | Данил С. | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 |
20 | Ксения Т. | 2 | 2 | 2 | 1 | 6 |
21 | Владимир Ч. | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 |
22 | Артем Ш. | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Итого | 39 | 35 | 30 | 16 |
Результаты выполнения задания « Пересказ текста»
№ | ФИ учащихся | Речевые умения и навыки | Общее количество баллов | ||
Умение собирать материал, отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное; умение строить предложения и связывать их между собой | Умение располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ по плану | Умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания | |||
1 | Даниил Б. | 2 | 2 | 2 | 5 |
2 | Дарья Б. | 1 | 2 | 1 | 4 |
3 | Ирина Г. | 2 | 1 | 0 | 3 |
4 | Алена Г. | 2 | 2 | 1 | 5 |
5 | Ольга К. | 2 | 2 | 0 | 4 |
6 | Яна К. | 2 | 2 | 0 | 4 |
7 | Александра К. | 2 | 2 | 1 | 5 |
8 | Денис Л. | 2 | 2 | 1 | 5 |
9 | Руслан М. | 2 | 1 | 0 | 3 |
10 | Владик О. | 1 | 1 | 0 | 2 |
11 | Екатерина О. | 2 | 1 | 1 | 4 |
12 | Анна П. | 2 | 2 | 2 | 6 |
13 | Егор П. | 1 | 2 | 1 | 4 |
14 | Алена П. | 2 | 2 | 1 | 5 |
15 | Павел П. | 2 | 2 | 1 | 5 |
16 | Дарья П. | 2 | 2 | 1 | 5 |
17 | Роман Р. | 1 | 2 | 0 | 3 |
18 | Елена С. | 2 | 2 | 2 | 6 |
19 | Данил С. | 1 | 1 | 1 | 3 |
20 | Ксения Т. | 2 | 2 | 2 | 6 |
21 | Владимир Ч. | 1 | 1 | 0 | 2 |
22 | Артем Ш. | 2 | 2 | 1 | 5 |
Итого | 36 | 38 | 19 |
ФИ учащихся | Общее количество баллов |
Даниил Б. | 12 |
Дарья Б. | 9 |
Ирина Г. | 7 |
Алена Г. | 10 |
Ольга К. | 8 |
Яна К. | 8 |
Александра К. | 11 |
Денис Л. | 11 |
Руслан М. | 5 |
Владик О. | 3 |
Екатерина О. | 10 |
Анна П. | 13 |
Егор П. | 7 |
Алена П. | 9 |
Павел П. | 11 |
Дарья П. | 10 |
Роман Р. | 6 |
Елена С. | 12 |
Данил С. | 6 |
Ксения Т. | 12 |
Владимир Ч. | 3 |
Артем Ш. | 9 |
Результаты анализа уровня развития речевых умений показали, что высокий уровень развития связной речи у 4 ребят, средний – у 16 ребят, низкий – у двоих.
Хуже всего у детей развито умение пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания. Остальные умения сформированы частично.
Заключение
Таким образом, речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.
Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов, различной лексики и фразеологии в зависимости от системы и своеобразия учебного материала. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.
Интеграция между учебными предметами является одним из возможных путей совершенствования учебного процесса, направлена на углубление взаимосвязей, взаимозависимостей между предметами.
В результате проведенной нами исследовательской работы мы выяснили значение и эффективность использования интеграции учебных предметов в начальной школе с целью развития связной речи, проанализировали педагогическую литературу по данной теме, рассмотрели особенности межпредметных связей с интеграцией, определили эффективность использования интеграции в начальной школе.
Во время проведения интегрированных уроков дети обнаруживают высокую активность, с большим интересом выполняют упражнения, высказывают свои предложения, доказывают свою точку зрения. Такие уроки способствуют проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.
Таким образом, интеграция уроков чтения с другими дисциплинами дает широкие возможности для развития связной речи младших школьников.
Список литературы
1. Ахлебинина Т.В. Межпредметная интеграция и ее роль в повышении качества знаний и развитии школьников //Наука и школа – 1998. – с. 22.
2. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе// Начальная школа.-1991.- № 8.
3. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования / М.Н. Берулава. – Томск: Томский ун-т, 1988. – 93 с.
4. Богоуславский И.П. От ребёнка - к миру, от мира - к ребёнку//Наука и школа. 1999. №10.
5. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Вологда, 1988.
6. Браже, Т.Т. Интеграция предметов в современной школе / Т.Т. Браже // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 150–154.
7. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа, 2003, №10. - С. 41-44.
8. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. Межвузовский сборник научных трудов. - Л-д, 1989.
9. Внутрипредметные и межпредметные связи в начальном обучении. Межвузовский сборник научных трудов. - Л-д, 1981.
10. Вопросы теории эстетического воспитания. / Под ред. Г.З Апресяна.- М., 1970.
11. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения.- М., 1956, стр. 302-303.
12. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996. – 115 с.
13. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Словарь-справочник. – Минск, 1998.
14. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М., 2004. - 224 с.
15. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Программа "Литературное чтение" 1-4 классы // Начальная школа, 2000,№8. - С. 20-41.
16. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. - М., 1981.
17. Кадашникова Н.Ю. интегрированные уроки в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель, 2008. – 189с.
18. Казакова М.Н. К проблеме речевого развития младших школьников // Начальная школа. – 2005.- №1. – С.:57.
19. Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе// Начальная школа.-1989.- № 3
20. Колягин Ю.М. Интеграция школьного обучения / Ю. М. Колягин, О. Л. Алексенко // Начальная школа. – 1990. – № 9. – С. 28–32.
21. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. - М., 1955, стр. 253.
22. Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось-89, 2004.
23. Кошкина И.В., Целимбровская Г.Б. Интеграция в начальной школе // Начальная школа. – 2003. - № 10. – с. 82-85.
24. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980. - 210 с.
25. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М., 1965.
26. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1985. – 72-140.
27. Львов М.Р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000. – 218 с.
28. Маслова В.А. Лингвокультурология. – М., 2001.
29. Межпредметные и внутрипредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников: межвуз. сб. науч. тр. – Л.: ЛГПИ, 1987. – 325 с.
30. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под общей редакцией Т.Г. Рамзаевой. - С-Пб, 1998.
31. Немов Р.С. Психология. - книга 3. – М., 1995.
32. Никитина Е.Е. Обучение младших школьников творческим работам на основе интеграции языковой и литературной подготовки // Начальная школа. – 2007.- №5. – С. 5.
33. Откуда ты, имя? // Первое сентября. Начальная школа.-2006.-№1.-С.:22-25.
34. Павлов И.П. Избранные произведения. - М., 1951, стр. 509.
35. Павлов И.П. Избранные труды.- М., 1950, стр. 143.
36. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения.- М., 1963, т. II, с. 175.
37. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М., 1977, стр. 8.
38. Развитие речи. Диагностические работы // Первое сентября. Начальная школа.-2006.-№9.-С.:26-29.
39. Развитие речи. Диагностические работы // Первое сентября. Начальная школа. - 2006.-№10.-С.:34-37.
40. Романовская З. И. Живое слово. - Ч 1. 3 класс.- М.: Просвещение. – 1995. - 289 с.
41. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. - М., 1962, стр. 298.
42. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. - М.-Л., 1947, стр. 441-442.
43. Скороходова Е. Н. Мир искусства на уроках чтения // Начальная школа. – 2005. - №3. – С. 20-23.
44. Снежное слово зимы // Первое сентября. Начальная школа.-2006.-№1.-С. 16-18.
45. Строкова Р.С. Комбинированные уроки чтения и письма в период обучения грамоте // Начальная школа. – 2003. - №3. – С. 31.
46. Творцы книг // Первое сентября. Начальная школа. - 2006. - №1. - С. 42-44.
47. Ушинский К.Д. Сочинения.-М.; Л., 1948, т. 3, с. 178.
48. Фёдорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения (Пути развития). - Л., 1990.
49. Фёдорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Л., 1983.
50. Хрестоматия по детской литературе / сост. М.К. Боголюбская, А.Л. Табенкина. – М.: Просвещение, 1984.
51. Шахнарович А.М. Психолингвистические исследования и задачи развития речи учащихся. Актуальные проблемы развития речи учащихся: Сб. статей / Под ред. А.П. Еремеевой. – М.: Просвещение, 1980. – С.16-18.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы межпредметных связей.
1.1 Исторический аспект процесса интеграции предметов в современной школе
1.2 Межпредметные связи в современной школе как психолого-педагогическое явление
Глава 2. Особенности развития речевой деятельности учащихся младших классов.
2.1 Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников
2.2 Методические предпосылки речевого развития учащихся начальных классов
Глава 3. Межпредметная интеграция в начальной школе, методика опытно-экспериментальной работы.
3.1 Исследование уровня развития связной речи учащихся 4 класса
3.2 Методика использования межпредметных связей на уроках литературного чтения с целью развития связной речи
Заключение
Список литературы
Введение
Многие исследователи и педагоги отмечают, что речь играет уникальную роль в становлении и развитии личности человека. Одновременно она является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, служит основным каналом приобщения ребенка к ценностям духовной культуры, выступает необходимым условием воспитания и обучения.
Понятие о сущностях феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. В данном аспекте реализуется попытка сопоставить особенности развития речи младшего школьника на уроках литературного чтения как параметра условий развития ребёнка.
Под развитием речи применительно к начальной школе понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме.
Актуальность темы связана с существующей попредметной системой обучения, которая предполагает приобретение знаний в результате изучения отдельных курсов-предметов, но полученные по такой системе знания остаются разрозненными научными сведениями. В результате этого учащиеся не всегда целостно воспринимают учебный материал о предметах, явлениях и не всегда ясно представляют себе картину окружающего мира.
Новые задачи, стоящие перед школой, сегодня требуют новых подходов к обучению и воспитанию детей. Рядом с традиционными способами развития школьников набирают силу новые методики учителей-новаторов. Педагогическая наука и практика в творческом союзе стремятся найти новые решения осуществления учебно-воспитательного процесса.
Нарастающий поток различной информации при традиционных способах отбора содержания обучения неизбежно влияет на него, часто усложняет содержание, нарушает стабильность, приводит к перегрузке учащихся учебной информацией, не имеющей общеобразовательного значения. В этих условиях осуществляются попытки нетрадиционного решения проблемы обновления содержания обучения и воспитания, которые многие педагоги – исследователи и новаторы – практики начинают искать на путях «межпредметной интеграции».
Интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей природы, действительности, а также способствует приобретению новых знаний, представлений, является высшей формой реализации межпредметных связей на качественно новой ступени.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Цель данного исследования: определение оптимальных условий использования межпредметных связей как средства развития связной речи на уроках литературного чтения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования: межпредметные связи как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза: Повысить уровень развития связной речи младших школьников возможно, если:
- знать условия эффективной организации развития связной речи младших школьников;
- системно диагностировать ход развития речевого опыта младших школьников;
- использовать на уроках литературного чтения межпредметные связи.
Задачи исследования:
1. раскрыть понятия «интеграция», «связная речь»;
2. проанализировать психолого-педагогическую, речеведческую, методическую литературу по данной теме;
3. выявить условия для развития речевых умений при использовании межпредметных связей;
4. раскрыть эффективные методы и приемы реализации интегрированного подхода на уроках литературного чтения;
Методы исследования:
-анализ психолого-педагогической, речеведческой, методической литературы в аспекте развития связной речи.
- наблюдение и анализ хода обучения детей;
- анализ и обобщение полученных данных при исследовании;
Методологическая основа: Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые и практики в различных областях знания. Психологическим основанием процесса интеграции могут являться идеи Ю.М. Самарина, А.Я. Данилюка, Выготского Л.С., И.Д. Зверева, Т.Ф. Федорец и других, высказывающих свою точку зрения на функции, типы и виды межпредметных связей. Актуальность задачи использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды подчёркивали Я.А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистверг, К.Д. Ушинский.
Теоретическая значимость состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить знания об особенностях использования межпредметных связей с целью развития связной речи на уроках литературного чтения и на этой основе обогатить профессиональные знания и умения.
Практическая значимость: Предлагаемые методические рекомендации по оптимизации процесса обучения младших школьников в процессе использования межпредметных связей на уроках литературного чтения могут быть использованы студентами педагогического колледжа в процессе формирования профессиональной компетенции, а также в практике начальной школы как молодыми учителями, так и учителями стажистами.
База практики: МОУ Гимназия № 1, 4 «а» класс, Забайкальский край г. Петровск-Забайкальский
Глава 1. Теоретические основы проблемы интеграции и межпредметных связей
Дата: 2019-07-24, просмотров: 316.