Особенности производственного (технологического) процесса в полиграфической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Полиграфические предприятия, как правило, на практике осуществляют свою основную деятельность по трем направлениям:

1) выполнение работ по договору подряда с передачей результатов заказчику, т.е. полиграфическое исполнение тиражей по заказу издательств;

2) изготовление собственной продукции;

3) оказание производственных услуг сторонним организациям, например, таких как резка бумаги или регенерация формных пластин.

Планирование выручки от первого направления основывается на прогнозировании объемов спроса на полиграфические услуги со стороны издательств и анализе конкурентной среды и собственного положения на фоне конкурентов. Наличие постоянных заказчиков, конечно же, облегчает задачу планирования этой части доходов полиграфического предприятия и гарантирует получение определенного уровня выручки даже в том случае, если не удастся привлечь новых клиентов. Однако необходимо предусмотреть меры по удержанию имеющихся заказчиков, а также мероприятия по привлечению новых заказчиков. Причем кроме ценовых методов конкурентной борьбы, необходимо задействовать и другие механизмы – повышать качество печати, добиваться высоких стандартов обслуживания клиентов.

Планирование доходов от деятельности в части изготовления собственной продукции в полиграфических предприятиях осуществляется также, как и в любом производственном предприятии. Отправными точками при разработке бюджета являются:

– платежеспособный спрос на те или иные виды продукции;

– состояние конкурентной среды;

– производственные мощности.

При планировании доходов от оказания прочих услуг полиграфическим предприятиям следует исходить, с одной стороны, из показателей предыдущих периодов, а с другой стороны, из прогнозов состояния рынка данных услуг в предстоящем периоде.

В зависимости от назначения печатную продукцию полиграфического предприятия можно условно разделить на 5 групп [4, c. 158–159]:

1) издательская – средства информации и обучения;

2) этикеточно – упаковочная;

3) деловая продукция – бланки учета и отчетности, техническая документация;

4) специфическая – денежные знаки, бланки документов (паспорта, справки–счета, водительские удостоверения) и др.

5) изделия и полуфабрикаты для дальнейшего использования – обои, оттиски с текстурой.

Технологический процесс полиграфического производства зависит от множества факторов:

1) основными видами и способами печати являются [4, c. 202-203]:

а) плоская – печатающие и пробельные элементы формы практически расположены в одной плоскости и имеют различные физико – химические свойства. Перед получением оттиска форма увлажняется специальным раствором, смачивающим только пробельные элементы, затем наносится печатная краска, содержащая свободные жирные кислоты, прилипающая только к печатающим элементам;

б) высокая – печатающие и пробельные элементы формы имеют пространственное разделение, но первые находятся в одной плоскости, а пробельные элементы углублены;

в) глубокая – печатающие и пробельные элементы имеют пространственное разделение, первые углублены на различную высоту и разделены тонкими перегородками для скольжения ракеля (спецножа) с целью удаления избытка краски, а вторые лежат в одной плоскости;

г) офсетная – печатная форма в процессе печати соприкасается с упругоэластичным валом, который принимает на себя краску с печатающих элементов формы, а затем передает её на бумагу.

В зависимости от типа печатных машин печатные формы для плоской офсетной печати имеют различные форматы и толщину, могут быть бумажными, полимерными, монометаллическими и биметаллическими тиражестойкостью от нескольких тысяч до миллиона оттисков;

2) технология изготовления методом копирования [4, c. 215–216]:

– изготовление текстовых, штриховых, растровых фотоформ;

– изготовление предварительно очувствленных формных пластин;

– экспонирование через негативы или диапозитивы копировального слоя офсетной пластины;

– проявление, гидрофилизация пробельных элементов, нанесение защитного слоя, контроль;

3) бумага и переплетные материалы. Бумага расходуется на печатание текста произведений, изготовление обложек, суперобложек, оригинал – макетов, корректурных оттисков, авторских оригиналов и т.п.

Количество бумаги зависит от объема печатного произведения, его формата и тиража. Расчет расхода бумаги ведется исходя из ее плотности, качества, способа печати, наличия иллюстраций в издании и его красочности, емкости печатного листа, размера технических отходов, расходов по доставке и резке.

В издательстве и полиграфии используется такой показатель, как коэффициент использования бумажного листа, который определяется отношением формата издания к формату бумаги [31].

Также большое значение придается массе 1 кв. м бумаги, так как этот показатель влияет не только на качество изданий, но и на величину расходов по экспедированию, пересылке и транспортировке печатной продукции. В настоящее время этот показатель для книгопечатания (печати блока) находится в диапазоне 25 – 150 г/кв. м.

Бумага может поступать в листах или рулонах. На упаковке листовой бумаги указывается количество листов или пачек и размер листа. Листовая бумага может иметь размеры (мм): 600 х 840; 600 х 900; 700 х 900 и т.д. При использовании рулонной бумаги в расчет берется ее площадь (кв. м) и ширина рулона (мм): 600, 700, 750 и т.д.[31].

Производственный процесс состоит из нескольких этапов [4, c. 220]:

1) подготовительный этап включает в себя:

а) подготовку бумаги – разрезку, акклиматизацию, подготовку краски – по вязкопластичности, липкости, скорости закрепления, по оттенку, сохранение смесевых красок, увлажняющего раствора и дл.;

б) подготовку машины – установку печатных форм, заправку бумагой, красками, настройку и регулировку по технологическому регламенту;

в) приладку – для обеспечения правильного расположения накладываемых друг на друга рисунков, оттиска на листе и т.д.;

г) получение эталонного оттиска, сравнение с оригиналом по графическим, цветовым градационным параметрам, и в случае отклонений, дополнительную регулировку;

2) непосредственно печать.

Печатать тираж необходимо при постоянном контроле и регулировании. Качество отпечатанной продукции должно удовлетворять требованиям стандартам [4, c. 257–260]:

– отсутствие смазывания краски, следов отмарывания, проникновение краски на обратную сторону;

– идентичность тиражных оттисков и их соответствие эталонам по цветовому тону, характеру и размерам талонов;

– на многокрасочных машинах оттисках должна быть необходимая точность совмещений изображений;

– точность приладки лицевой и оборотной сторон;

3) заключительный этап включает в себя:

а) резка тиража, согласно макету;

б) сшивка, если этого требует заказ;

в) отделка продукции;

г) упаковка.

Для регулярного выпуска печатной продукции издательство должно располагать необходимым количеством и ассортиментом бумаги, картона и переплетных материалов. Книги выпускаются в обложках или переплетах. Потребность в них рассчитывается по видам продукции, ее разделам и изданиям. Расчет бумаги для печати текста, вклеек, вкладок и накидок производят исходя из количества физических печатных листов – оттисков, приведенных к формату 600 х 900, и норм расхода данного номера бумаги. Потребность бумаги для изготовления обложек, составных и цельнобумажных переплетных крышек, суперобложек и форзацев определяется исходя из их количества, формата, массы бумаги и норм расхода, включающих в себя технологические отходы [31].

Расчет по бумаге ведется раздельно: по ее сортам и видам оборудования, а также по блокам, обложкам, суперобложкам, форзацам, вклейкам, вкладкам и т.д. Картон рассчитывается исходя из количества твердых переплетных крышек, толщины блока, формата книги, ее тиража и норм расхода, которые устанавливаются на одну тысячу экземпляров книги. При расчете покровных и других переплетных материалов за основу берутся количество и формат переплетных крышек, а также нормы расхода [31].

Отделка полиграфической продукции включает в себя [4, c. 289 – 296]:

– лакирование оттисков – процесс нанесения на их поверхность лаковых композиций, которые образуют в результате испарения растворителей гладкие прозрачные пленки толщиной 20 – 40 мкн.;

– печать металлизированными красками, содержащими мелкодисперсные порошки бронзы или алюминия, производится на гладкой бумаге по предварительно загрунтованному изображению;

– бронзирование оттисков – процесс нанесения на отдельные участки изображения мелкодисперсного порошка бронзы или алюминия;

– тиснение металлизированной фольгой – процесс горячего переноса при давлении металлизированной пленки с промежуточной основы на оттиск;

– бескрасочное тиснение – процесс получения изображений за счет деформации оттисков (бумаги, ледерина и др.) под воздействием давления и нагревания (конгрев);

– перфорирование оттисков – пробивка отверстий или просечка штрихов по линии отрыва.

На бумагу и переплетные материалы издательство исходя из требований, предъявляемых к изданию книги или журнала, составляет спецификацию, представляет ее полиграфическому комбинату, который в соответствии со спецификацией обеспечивает тираж бумагой, картоном и переплетными материалами.

Продукция может печататься на бумаге, приобретаемой полиграфическим предприятием или самим издательством. В первом случае полиграфическое предприятие согласно спецификации, полученной от издательства, само заказывает, оплачивает и завозит бумагу, отражает ее у себя в учете и балансе. В этом случае издательство платит полиграфическому комбинату за бумагу после выпуска им продукции. Во втором случае издательство заключает договор с бумажным комбинатом на поставку бумаги, получает и оплачивает ее. При этом бумага от поставщика может направляться непосредственно в типографию или в издательство, а из издательства – в типографию. В этом случае бумага учитывается издательством на балансовом счете, а типографией – на за балансовом счете [31].

Тенденции на рынке таковы, что номенклатура заказов возрастает, а тиражи падают. При этом требуются оперативность и высокое качество. Соответствовать этим условиям можно, только постоянно уделяя внимание оснащению производства современным оборудованием, внедрению системы управления качеством, автоматизации производственных процессов, автоматизации системы управления предприятием, подготовке квалифицированных кадров [30, c.47– 48].

Заказчики сегодня прекрасно осведомлены о ценах и размещают заказы на основе тендеров. Сегодня потребители – в большей    степени это успешные компании, работающие по высоким стандартам, и аналогичные требования они предъявляют к партнерам. Следует отметить, что для региональной полиграфии характерна специфика, традиционная для всех видов бизнеса в Сибири: низкая плотность населения и большие расстояния при слаборазвитой транспортной инфраструктуре. Это усложняет логистику, а требования к работе сегодня максимально приближены к европейским. Заказчиками сейчас в большей степени востребованы флексография и офсетная печать. В подборе оборудования стараются придерживаться принципа, чтобы оно позволяло выполнить месячную производственную программу клиента за сутки [37, c.12].

Следовательно, технологический процесс полиграфического производства зависит от множества факторов:

– от видов и способов печати;

– от технологии изготовления фотоформ и офсетных пластин;

– от бумаги и переплетных материалов.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.