По изучению темы 2.1 «Основы цитологии. Клетка»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По изучению темы 2.1 «Основы цитологии. Клетка»

учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека

по специальности 34.02.01 Сестринское дело, базовой подготовки

 

Составил:

Саенко А.А.

преподаватель анатомии и физиологии человека

 

Канск, 2018 г.

ТЕМА: Основы цитологии. Клетка.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

Перечень знаний и умений

С целью формирования ОК в ходе освоения данной темы студент должен

Знать:

З1. Строение человеческого тела и функциональные системы человека, их регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой.

Уметь:

У1. Применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании сестринской помощи.

 

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

· рассмотреть строение и функции клеток.

· изучить жизненный цикл клеток.

· ознакомиться со значением деления клеток.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: стол, стул, методическая разработка для студента, раздаточный материал, контрольные задания по теме.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучение значимости изучаемой темы.

2. Повторение основных сведений по изучаемой теме.

3. Контроль базового уровня знаний.

4. Объяснение нового материала.

5. Закрепление материала.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

8. Задание на дом.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СТУДЕНТАМИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Основные этапы занятия Ориентировочное время Методические указания
Работа с методической литературой 5 мин Ознакомьтесь с методической разработкой, законспектируйте в рабочей тетради значимость изучаемой темы
Повторение основных сведений по изучаемой теме 15 мин Изучите теоретический материал «Основы цитологии. Клетка», используя в качестве основного источника лекционный материал или практическое пособие.
Контроль базового уровня знаний 25 мин Устно ответьте на контрольные вопросы: 1.Клетка – основная структурно-функциональная единица жизни. 2. Строение животной клетки. 3. Жизненный цикл клетки. 4. Значение митоза и мейоза.
Закрепление материала 45 мин Письменно выполните задания в тетради: зарисуйте животную клетку и подпишите её органоиды, составьте глоссарий терминов.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Анатомия Гайворонский И.В., c. 21-39

Основная литература

1. Атлас анатомии человека.- М., 2013.

2. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: Учебник для медицинских училищ. – Стереотипное издание. М.: Альянс, 2015.

3. Гайворонский И. В. Анатомия и физиология- М.,2010.

4. Смолянинникова Н.В. Учебник. Анатомия и физиология. – М., 2014.

       Дополнительные источники:

1. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии): Учебник. 10-е изд / М.Ф. Иваницкий. — М.: Человек, 2015.

2. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. — М.: ИЦ Академия, 2009.

          Электронные учебники

1. Воробьева Е.А. Анатомия и физиология, - М. - 2012

2. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека: учебник. – М.: Академия, 2011.

3. Гайворонский И.В. Анатомия здорового и нездорового образа жизни. – СПб. – 2014

4. Роен Й.В. Большой атлас по анатомии: фотографическое описание человеческого тела. – М., 2009.

Интернет- ресурсы:

1. Studfiles.ru

2.  Eurolab.ru

3.  Medlec.org

4.  Krasgmu.net

5. E-anatomy.ru

 Приложение 1

Значимость изучаемой темы

       Изучаемая тема очень значима для студентов медицинского техникума, т.к. все органы и ткани человека состоят из клеток. Клетка является основой строения любого организма, а при размножении – связующим звеном двух поколений. Эта тема актуальна и потому, что создает теоретический фундамент медицины, расширяет и углубляет биологическое мышление медицинского работника. Для будущего медицинского работника знание основных положений наследственности и изменчивости человека необходимо для понимания новых методов диагностики, профилактики и лечения наследственной патологии.

 

 

 

 

Приложение 2

Устно ответьте на вопросы:

1. Перечислите уровни организации человеческого организма.

2. Какие основные функции выполняет клетка?

3. Перечислите органеллы и расскажите об их функциях.

4. Что такое клеточный цикл? На какие фазы он подразделяется?

 

 

Приложение 3

Объяснение нового материала

КЛЕТКА

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ. Клетка — это элементарная структурная, Функциональная и генетическая единица всех живых организмов. Она была открыта в 1665 г. Р. Гуком. Форма и размеры клеток варьируют, однако существуют общие принципы их строения (рис. 1). Любая клетка имеет клеточную мембрану — плазмолемму (цитолемму), которая отделяет ее от внеклеточной среды или окружающих клеток. Молекулярную основу плазмолеммы составляют два слоя фосфолипидов со встроенными в них белками, которые выполняют роль белковых каналов или пор.

 

Рис. 1. Схема микроскопического строения животной клетки:

Ядро; 2 — плазмолемма; 3 — микроворсинки; 4 — эндоцитозные вакуоли; 5 — гранулярная эндоплазматическая сеть; 6 — митохондрия; 7 — лизосомы; 8 — рибосомы; 9 — микрофиламенты; 10— агранулярная эндоплазматическая сеть; 11 — комплекс Гольджи; 12 — центриоль и микротрубочки; 13 — выделение гранул

 

 

Важнейшие функции плазмолеммы — пограничная, биотрансформирующая, транспортная и рецепторная. Пограничная функция заключается в отграничении цитоплазмы от окружающей среды и взаимодействии с ней. Биотрансформирующая функция — это обеспечение биохимических превращений поступающих в клетку веществ, в том числе и лекарственных. Транспортная функция — это перенос через мембрану веществ, необходимых для поддержания постоянства внутренней среды. Транспорт может быть пассивным (фильтрация, диффузия, осмос) и активным (белковые насосы). Рецепторная функция — это способность клетки к избирательному взаимодействию с определенными химически активными веществами (гормонами, медиаторами и др.).

Кроме оболочки (плазмолеммы) каждая клетка состоит из двух основных компонентов — ядра и цитоплазмы.

Ядро окружено ядерной оболочкой — кариолеммой (нуклеолеммой). Она отделяет ядро от цитоплазмы, выполняя формообразующую и транспортную функции. Ядро заполнено ядерным соком — кариоплазмой, в состав которой входят белки, необходимые для синтеза нуклеиновых кислот. В ядре осуществляется хранение, передача и реализация генетической информации, регуляция жизнедеятельности клетки.

Основной единицей хранения генетической информации служит хроматин, состоящий из комплекса ДНК и соответствующий хромосомам, которые не различимы как индивидуальные структуры в интерфазном ядре.

Цитоплазма участвует в процессах метаболизма и поддержания постоянства внутренней среды клетки. Она содержит постоянно присутствующие структуры, специализированные на выполнении определенных функций, которые называют органеллами (органоидами) и временными компонентами — включениями, образованными в результате накопления продуктов метаболизма. Выделяют органеллы общего назначения и специализированные. В свою очередь органеллы общего назначения по наличию мембраны классифицируют на мембранные и немембранные. К мембранным органеллам относят: эндоплазматическую сеть, комплекс Гольджи, лизосомы и пероксисомы, вакуоли, митохондрии; немембранными являются рибосомы, клеточный центр, микротрубочки и микрофиламенты, реснички (табл. 1).

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) обеспечивает синтез липидов, углеводов и белков, служит главным депо ионов Са2+, обеспечивает транспорт веществ внутри клетки. Выделяют две разновидности ЭПС: гранулярную (шероховатую) и агранулярную (гладкую).

Таблица 1. Классификация органелл

Органеллы общего назначения

Специализированные органеллы мембранные немембранные   Эндоплазматическая сеть Комплекс Гольджи Лизосомы и пероксисомы Вакуоли Митохондрии Рибосомы Клеточный центр Микротрубочки и микрофиламенты Реснички Акросома сперматозоида Микроворсинки эпителия тонкой кишки Микротрубочки вкусовых луковиц Мерцательные реснички клеток эпителия дыхательных путей  

 

На наружной поверхности мембраны агранулярной сети отсутствуют рибосомы, поэтому она имеет гладкую форму. Пластинчатый комплекс (комплекс Гольджи) синтезирует полисахариды и гликопротеины, обеспечивает химическую доработку секрета и его транспорт за пределы клетки, а также обеспечивает усложнение структуры белка, синтезированного ЭПС.

Лизосомы и пероксисомы осуществляют переваривание поглощенных клетками веществ, а также расщепление биогенных макромолекул. Они содержат ферменты, обеспечивающие метаболизм различных веществ, в том числе чужеродных (включая лекарственные), и обезвреживание токсичных продуктов обмена. Вакуоли обеспечивают хранение различных веществ, в том числе продуктов обмена. Митохондрии участвуют в генерации и аккумуляции энергии. Рибосомы синтезируют белки. Клеточный центр принимает участие в. делении клеток.

Микротрубочки обеспечивают поддерживающую функцию; микрофиламенты выполняют сократительную функцию, принимают участие в образовании межклеточных контактов.

Кроме органелл общего значения существуют специализированные. Например, акросома сперматозоида играет важную роль в механизме оплодотворения; микроворсинки клеток эпителия тонкой кишки способствуют процессам всасывания; микротрубочки рецепторных клеток вкусовых луковиц языка участвуют в кодировании информации о свойствах пищевых веществ; мерцательные реснички клеток эпителия трахеи и бронхиального дерева обеспечивают дренажную функцию дыхательных путей.

Кроме того, в клетке имеются необязательные элементы — включения, которые подразделяют на трофические — питательные: капли жира, гликоген; секреторные: гормоны, биологически активные вещества; экскреторные — подлежащие удалению: мочевина; пигментные — эндогенные (внутренние) — меланин, и экзогенные — поступившие снаружи: пыль, красители (например, в татуировках).

Одно из важных свойств клетки — размножение. Соматические клетки делятся путем митоза, половые — мейоза. В результате митоза клетка получает полный (диплоидный) набор хромосом — 23 пары. В результате мейоза в половых клетках остается половинный (гаплоидный) набор хромосом.

Время существования клетки от одного деления до другого или от деления до гибели называют клеточным циклом. Он состоит из нескольких периодов:

а) 1-й — фаза деления (М);

б) 2-й — пресинтетический период (G1) — период накопления различных веществ;

в) 3-й — синтетический период (S) — происходит образование питательных веществ, удвоение генетического материала;

г) 4-й — постсинтетический (G2) — клетка готовится к делению.

Химический состав клетки. В состав клетки входит около 70 химических элементов периодической системы Д. И. Менделеева. В животной клетке около 98% массы составляют четыре элемента: водород, кислород, углерод и азот, которые относят к макроэлементам. Ниже приведен химический состав животной клетки, % общей массы клетки:

вода......................................................................................... 70

неорганические ионы............................................................ 1

белки....................................................................................... 18

РНК и ДНК............................................................................ 1,5

липиды.................................................................................. 5

полисахариды........................................................................ 2

низкомолекулярные продукты обмена веществ................ 2,5

Кроме макроэлементов в клетке присутствуют элементы в десятых и сотых долях процента: натрий, калий, кальций, хлор, фосфор, сера, железо и магний — макро-микроэлементы. Каждый из них выполняет важную функцию в клетке. Например, ионы натрия, калия и хлора обеспечивают проницаемость клеточных мембран для различных веществ и проведение импульса по нервному волокну. Кальций и фосфор участвуют в формировании костной ткани, кроме того, кальций принимает участие в свертывании крови. Железо входит в состав гемоглобина эритроцитов, магний содержится в ряде ферментов.

Остальные элементы (цинк, медь, йод, фтор и др.) содержатся в очень малых количествах — в общей сложности до 0,02 % — микроэлементы. В специализированных клетках они участвуют в образовании биологически активных веществ: цинк входит в состав гормона поджелудочной железы — инсулина; йод — компонент гормонов щитовидной железы. Большинство металлов-микроэлементов входят в состав различных ферментов. Все химические элементы находятся в организме в виде ионов или входят в состав различных неорганических и органических соединений.

Приложение 5

Закрепление материала

Составьте глоссарий по теме «Клетка»:

  1. Клетка
  2. Органоид
  3. Фагоцитоз
  4. Пиноцитоз
  5. Эукариоты
  6. Прокариоты
  7. Кариоплазма
  8. Цитоплазма
  9. Гомеостаз

                                 

Функции органелл

Органоиды Биохимические функции Системы соответствующих органоидов

                             

Приложение 6

Самостоятельная работа.

по изучению темы 2.1 «Основы цитологии. Клетка»

учебной дисциплины ОП.02 Анатомия и физиология человека

по специальности 34.02.01 Сестринское дело, базовой подготовки

 

Составил:

Саенко А.А.

преподаватель анатомии и физиологии человека

 

Канск, 2018 г.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 163.