Порядок проведения голосования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные пункты проведения голосования на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации совпадают с общими правилами проведения голосования по всей Российской Федерации. Их подробное процедурное описание для Самарской области можно найти в гл.8 «Организация и порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и опубликование их» Закона Самарской области «О выборах депутатов Самарской Губернской Думы[14].

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации[15].

О времени и месте голосования участковые избирательные ко­миссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включи­тельно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту сво­его жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставле­на возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избира­тельного бюллетеня в помещении окружной или участковой избира­тельной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспе­чить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъ­явления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюлле­теня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосова­ния.

Именно избирательная комиссия в Самарской области:

- устанавливает единую нумерацию избирательных участков при проведении выборов депутатов Самарской Губернской Думы на всей территории Самарской области;

- регистрирует избирательные блоки, инициативные группы избирателей;

- устанавливает форму избирательного бюллетеня и других избирательных документов, утверждает образцы печатей нижестоящих избирательных комиссий, порядок пересылки и хранения избирательных документов;

- утверждает текст избирательного бюллетеня при выборах депутатов Самарской Губернской Думы[16].

Голосование производится путем нанесения избирателем в изби­рательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), от­носящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в поль­зу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

По закону каждый избиратель должен голосовать лично, голосование за других лиц не допускается, но практика, к сожалению, показывает, что существуют нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосовать родственникам. Этому служит пример выборов в Самарскую Губернскую Думу в 2001 году. Мне известен случай, когда на избирательном участке некоторым людям было разрешено проголосовать по чужим паспортам, отданным на перерегистрацию в районный паспортный стол. Такие нарушения не единичны. 

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избира­тельная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоя­нию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут при­быть в помещение для голосования. В этих целях у участковой изби­рательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной из­бирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности про­голосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участко­вой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комис­сии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Коли­чество заявлений избирателей, использованных и возвращенных изби­рательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об изби­рателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополни­тельно вносятся в список. При проведении голосования вне помеще­ния для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать воз­можность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искаже­ние волеизъявления избирателя.

        Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается при­сутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоя­тельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого по­мощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен со­держать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избира­тель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

        Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для го­лосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются пов­лиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

 

Порядок подсчета голосов.

        Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участко­вой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете го­лосов избирателей участковая избирательная комиссия признает не­действительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюл­летени неустановленной формы. Члены участковой избирательной ко­миссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные[17]:

 

Ø число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список;

 

Ø число избирательных бюллетеней, полученных участковой изби­рательной комиссией;

 

Ø число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на из­бирательном участке в день голосования;

 

Ø число погашенных избирательных бюллетеней;

 

Ø число избирательных бюллетеней, поданых избирателями, про­голосовавшими досрочно;

 

Ø число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про­голосовавшими на дому;

 

Ø число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;

 

Ø число действительных избирательных бюллетеней;

 

Ø число избирательных бюллетеней, признанных недействительны­ми;

 

Ø число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию "против всех кандидатов (списков кандидатов)".

 

        При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избира­тельной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосова­нии, из подсчета исключаются.

        В целях исключения возможности фальсификации итогов голосо­вания подсчет голосов избирателей начинается сразу после оконча­ния времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представ­ляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (меж­дународные) наблюдатели.

        После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосо­вания. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержани­ем, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

        По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предос­тавить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не­медленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

        На основании подлинных протоколов участковых, территориаль­ных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комис­сия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нор­мативными правовыми актами законодательных (представительных) ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации уста­навливает результаты выборов по избирательному округу. Члены ок­ружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанав­ливают результаты выборов лично. О результатах выборов по избира­тельному округу составляется протокол, который подписывается все­ми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с пра­вом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосо­вания или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирате­лей. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.

 Вся документация изби­рательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законо­дательных (представительных) органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хране­ния избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объ­явления даты следующих выборов.

        Итоги голосования по каждому избирательному участку, резуль­таты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержа­щихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непос­редственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предостав­ляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю. При Центральной избирательной комиссии Российской Федерации действует Федеральный центр информатизации, созданный для комплексного решения вопросов, связанных с деятельностью Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выбо­ры», и действующий в соответствии с Положением о нем, утвержден­ным Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995г. Недавно (10 января 2003 года) вступил в действие новый Федеральный закон: «О государственной автоматизированной системе РФ «Выборы»[18]. Этот закон основан на новой, для российского избирательного права концепции – “честной технической системы».

По замыслу авторов закона эта концепция  должна вызывать доверие избирателя, потому что она якобы честная и беспристрастная. Авторы и сторонники этого закона, восторженно перечисляя достоинства автоматизированной системы ГАС «Выборы», дополнительно оснащенной сканерами избирательных бюллетеней, скромно умалчивают о многочисленных проблемах, возникающих при ее внедрении в практику российских выборов. «Внедрение ГАС «Выборы» вместе с техническими средствами для голосования на территории всей страны потребует огромных материальных и финансовых затрат. Затрат не только на создание, но и на эксплуатацию, в том числе и затраты на поиск перед каждыми выборами возможных аппаратных и программных «закладок», предназначенных для фальсификации итогов голосования»[19]. Процедура поиска «закладок» является весьма сложной, трудоемкой и требует наличия квалифицированного персонала и специфического уникального, очень дорогостоящего оборудования. В качестве эксперимента сканеры уже устанавливались, например, во время выборов депутатов в Самарскую Губернскую Думу по Промышленному избирательному округу. «Беспристрастность» этих машин вызывает очень большие сомнения. Только очень наивные люди могли полагать, что, имея потенциальную возможность контролировать ход голосования и корректировать итоги голосования, определенные властные органы этой возможностью не пользовались или не могли воспользоваться в будущем.

Сейчас при проведении выборов одна меньшая часть населения страны делает вид, что она проводит свободные, демократические выборы и честно устанавливает их итоги, а вторая большая часть населения страны делает вид, что верит в это. Пора руководителям и политикам России понять, что воля народа, выраженная в итогах голосования, священна и неприкосновенна. А постоянные попытки корректировать итоги голосования могут привести страну к большой беде.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 192.