Местный бюджет. Налоговый контроль и правонарушения в системе налогообложения
Контрольное задание по курсу "Финансы"
Работу выполнила Новохатько Лилия Викторовна, Студентка 2-го курса группы ЭКЗ-32,Специальность – маркетинг,
Министерство образования и науки Украины
НТУ «Харьковский политехнический институт»
г. Харьков,
2004г.
Введение.
Новый этап формирования рыночной экономики Украины определен Конституцией, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – государственный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития региона, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.
За понятием местные бюджеты скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем выдвигаемых самой жизнью. Прежде всего, необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, осуществлением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в Украине предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.
Решение проблем становится также социально неотложным. Задержки по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы приводит к созданию критических ситуаций. Это приобретает системный характер, и никакие вливания средств в местные бюджеты не изменяют дел к лучшему. Несмотря на высокий профессиональный уровень законодателей, ученых и финансистов-практиков, в исследовании роли местного бюджета, межбюджетных отношений имеется немало «белых пятен».
Требуется новый концептуальный подход к анализу роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона и разработке основных направлений ее реформирования.
Глава 1. Местные бюджеты.
1.1. Экономическое содержание и значение местного бюджета.
Местное самоуправление – обязательный компонент демократического строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты.
Бюджет - центральное звено финансово-кредитной системы, охватывающее более половины валового внутреннего продукта.
Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Он имеет свои особенности:
местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;
с помощью местного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;
пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.
Сущность местного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории. Кроме того, с помощью этой функции можно определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении местного бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т.е. между различными уровнями бюджетной системы).
Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).
Контрольная функция заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств органов местного самоуправления отображает экономические процессы, характеризующие экономику муниципального образования. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям муниципального образования. Основу этой функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях местных бюджетных поступлений и расходных назначений.
Функции местного бюджета также объективны, как и сама эта категория. Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.
Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно.
С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы.
Формирование большего числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребует решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.
Структура доходов.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на социальное развитие и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших и материальных и финансовых ресурсов.
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы. К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:
доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
не мене 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с Государственной программой приватизации;
доходы от сдачи в аренду муниципальной имущества, включая аренду нежилых помещений и муниципальных земель;
платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Украины;
доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
штрафы, подлежащие отчислению в местные бюджеты в соответствии с государственными законами;
государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством Украины;
не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);
подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли государственных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:
часть подоходного налога с физических лиц в пределах не менее 50%;
часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5%;
часть акцизов на спирт, водку и лекёро-водочные изделия в пределах не менее 5%;
часть акцизов на остальные подакцизные товары (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10%.
Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами Украины. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится исходя из общего объема средств, переданных субъекту Украины по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательный (представительный) орган субъекта Украины устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих государственных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из среднего уровня по субъекту Украины. Доли указанных налогов насчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Украины может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Из года в год происходит уменьшение отчислений в бюджет города основных его доходов, в том числе налога на добавленную стоимость (сейчас налог полностью федеральный), налога на прибыль, подоходного налога, акцизов, налога на имущество и платы за землю.
Налоговые правонарушения.
Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.
Такое определение налогового правонарушения можно выделить из многих работ по данной теме, причём, во многих работах достаточно подробно описаны и виды ответственности, и права участников налоговых правоотношений, но не достаточно раскрыты сами субъекты данной сферы общественных отношений.
Причины возникновения налоговых правонарушений в России, на мой взгляд всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить на три условных категории:
правовые;
экономические;
моральные.
Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что, по моему мнению, законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия - производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её неконкурентноспособности. Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.
Моральными причинами являются, по моему мнению, низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института налогового права, в более не менее цивилизованном виде, насчитывает в Украине не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента.
Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.
Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако, не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.
Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства на развитие своего предприятия. И у них существует заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия.
Как видно из вышеописанного, на возникновение налоговых правонарушений влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке.
Заключение.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы и предположения.
В работе определен бюджет и структура бюджетного процесса. Основные задачи рассмотрения роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона заключается в следующем. Сформулировать роль, которая отражается в расходной части местного бюджета, выявить проблемы в финансировании социально-экономических программ.
В данной работе уделено внимание налоговому контролю и налоговым правонарушениям. Налоговый контроль осуществляется в трех формах: предварительного, текущего и последующего, используя при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и документальные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.
Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:
системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок;
форм, приемов и методов налоговых проверок ;
использование системы оценки работы налоговых инспекторов.
Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля.
Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции.
Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:
увеличение количества совместных проверок с органами ФСНП;
повторные проверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах;
проведение рейдов в вечернее и ночное время;
проведение перекрестных проверок;
использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии законодательных норм.
Работа с кадрами также является необходимой частью совершенствования форм и методов налогового контроля. Перспективным здесь выглядит переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.
Естественно, данный перечень путей совершенствования не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.
Список литературы
Альвианская Н.В. Местные бюджты в условиях бюджетной реформы// Финансы. – 1995.-№2-С.15-16
Беспамятных Н.Н О бюджетных взаимоотношениях в регионе // Финансы. – 1994-№8-С.23-25
Глазьев С.Ю. Ожидаемые направления экономической политики и социального поведения// Социология и власть. – 1997.-№2 – С.25-35
Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Констонтинова, Л.П. Окунева и др.; Под ред Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТК, 1998.
Бабич А.М., Павлова Л.Н./ государственные и муниципальные финансы: Учебник. М:Финансы, 1999
Алпатов Ю.Ф. Повышение эффективности контрольной работы -важная задача налоговых органов. // Налоговый вестник.-1997.-№ 1.-с.3-8.
Брысина Г.П. Из практики контроля за исполнением налогового законодательства. // Налоговый вестник.-1998.-№ 2.-с.60-61.
Макарьева В.И. Сущность камеральных и документальных проверок. // Налоговый вестник.-1997.-№ 11.- с.53-58.
Щербинин А.Т. Совершенствовать налоговый контроль. //Финансы. - 1995. - № 9. - с.17-21.
10. Пепеляев С.Г. «Основы налогового права», М. 1995 г.
11. Петрова Г.В. «Ответственность за нарушение налогового законодательства», М. 1995 г.
12. Кучеров И.И. «Налоговые преступления», М. 1997 г.
Приложение.
Условие:
Подакцизный товар ввезен на таможенную территорию Украины с целью дальнейшей перепродажи. 1 доллар США = 5,5 грн.
Определить:
- сумму акцизного сбора;
- сумму НДС, уплаченного на таможне;
- цену реализации товара;
- сумму НДС, перечисленного торговым предприятием в бюджет.
Исходные данные:
Фактурная стоимость – 3450 дол.
Транспортные расходы – 590 дол.
Таможенный сбор - 0,3 %
Таможенная пошлина – 0,055 %
Акцизный сбор – 15 %
Издержки торговли – 2200 грн.
Прибыль – 4300 грн.
Решение:
Стоимость товара – (3450 + 590) * 5,5 = 22220 грн.
Таможенный сбор – 22220 * 0,003 = 66,66 грн.
Таможенная пошлина – 22220 * 0,00055 = 12,22 грн.
АС = ставка АС% (ст. тов. + ∑ТС + ∑ТП )=0,15 * (22220 + 66,66 + +12,22)= = 3344,83 грн.
НДС1 = ( Ст.тов + Тп + Тс +АС ) * 0,2 =(22220 + 66,66 + 12,22 + 3344,83) * *0,2 = 5128,74 грн.
Цена реал = (Ст.тов + Тп + Тс +АС + НДС1 + изд. торг. + прибыль)= =(22220+12,22+66,66+3344,83+5128,74+2200 +4300)=37272,45 грн.
НДС реал. = Цена реал * 0,2=37272,45 * 0,2 = 7454,49 грн.
НДС2 в = НДС реал. - НДС1 = 7454,49 – 5128,74 = 2325,75 грн.
Местный бюджет. Налоговый контроль и правонарушения в системе налогообложения
Контрольное задание по курсу "Финансы"
Работу выполнила Новохатько Лилия Викторовна, Студентка 2-го курса группы ЭКЗ-32,Специальность – маркетинг,
Министерство образования и науки Украины
НТУ «Харьковский политехнический институт»
г. Харьков,
2004г.
Введение.
Новый этап формирования рыночной экономики Украины определен Конституцией, выделившей три качественно новых звена в составе бюджетной системы страны – государственный, региональные и местные бюджеты, каждое из которых является самостоятельным.
Практика формирования и исполнения местных бюджетов имеет свою специфику, отличительные особенности и проблемы.
Традиционно к местным бюджетам относились: районные, городские, сельские и поселковые бюджеты, районные бюджеты в городах. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития региона, обеспечивая финансирование основной сети дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений.
За понятием местные бюджеты скрывается огромное количество не только научных, но и практических проблем выдвигаемых самой жизнью. Прежде всего, необходимость исследования роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона обусловлена осуществлением в стране экономической реформы, которая отражается на социальной жизни населения, осуществлением бюджетной реформы и развитием бюджетного федерализма. Продолжение экономических реформ в Украине предъявляет особые требования к четкости функционирования бюджетных процессов.
Решение проблем становится также социально неотложным. Задержки по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы приводит к созданию критических ситуаций. Это приобретает системный характер, и никакие вливания средств в местные бюджеты не изменяют дел к лучшему. Несмотря на высокий профессиональный уровень законодателей, ученых и финансистов-практиков, в исследовании роли местного бюджета, межбюджетных отношений имеется немало «белых пятен».
Требуется новый концептуальный подход к анализу роли местного бюджета в социально-экономическом развитии региона и разработке основных направлений ее реформирования.
Глава 1. Местные бюджеты.
1.1. Экономическое содержание и значение местного бюджета.
Местное самоуправление – обязательный компонент демократического строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты.
Бюджет - центральное звено финансово-кредитной системы, охватывающее более половины валового внутреннего продукта.
Местный бюджет – это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования. Один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых является важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Местный бюджет можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию. Он имеет свои особенности:
местный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках органов местного самоуправления и ее использованием с целью удовлетворения потребностей общества;
с помощью местного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, территориями, сферами общественной деятельности;
пропорции местного бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями воспроизводства, задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе.
Сущность местного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции.
Распределительная функция заключается в том, что благодаря ей происходит концентрация денежных средств в руках органов местного самоуправления и их использование с целью удовлетворения социально-экономических потребностей на подведомственной им территории. Кроме того, с помощью этой функции можно определить на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в расположение органов местного самоуправления и каким образом фактически складываются пропорции в распределении местного бюджетного фонда. Содержание функции определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансовой системы не осуществляет такого разнообразия перераспределения финансовых ресурсов (межотраслевое, межтерриториальное, многоуровневое перераспределение финансовых ресурсов, т.е. между различными уровнями бюджетной системы).
Сфера деятельности этой функции определяется тем, что в отношение с местным бюджетом вступают все участники общественного производства, как юридические, так и физические лица (на подведомственной территории).
Контрольная функция заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств органов местного самоуправления отображает экономические процессы, характеризующие экономику муниципального образования. Благодаря этой функции можно судить о том, как поступают в распоряжение органов местного самоуправления финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, а также соответствует ли размер централизуемых ресурсов потребностям муниципального образования. Основу этой функции составляет движение местных бюджетных ресурсов, которое находит отражение в соответствующих показателях местных бюджетных поступлений и расходных назначений.
Функции местного бюджета также объективны, как и сама эта категория. Местный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования.
Органы местного самоуправления обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых закреплено законодательно.
С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы.
Формирование большего числа местных бюджетов, наделение органов власти местного самоуправления широкой самостоятельностью потребует решения вопроса о внешнем контроле за ходом бюджетного процесса на этом уровне.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 182.