Правопреемство государств в доктрине международного права определяется как смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.
Причем в процессе правопреемства следует различать государство-предшественник (т. е. государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Понятие «момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественником в несении указанной ответственности.
Наиболее распространенными основаниями возникновения правопреемства является:
· Объединение государств
· Разделение государств
· Отделение от государства части территории
· Передача части территории одного государства другому
· Возникновение нового государства в результате социальной революции
· Возникновение нового государства в результате национально-освободительной борьбы
Правопреемство считается одним из древнейших институтов международного права. Гуго Гроций в своем трактате «О праве войны и мира» ввел понятие полного правопреемства. Эмерик где Ваттель в книге «Право народа» отмечал, что государства-преемник обязано выплачивать долги другим государствам.
Правопреемства возникает:
- при распаде федерации
- при других территориальных изменениях (распаде государства на два и более государства, слиянии государств или вхождении территории одного государства в состав другого)
- при социальных революциях
- при распаде колониальной системы.
Объектами правопреемства могут быть:
- территория
- договоры
- государственная собственность
- государственные архивы
- государственные долги
- членство в международных организациях
Несмотря на то, что основными субъектами международного права являются государства, в международном праве речь идет прежде всего об их правопреемстве.
В настоящее время основные вопросы правопреемства государств урегулированы в двух «универсальных договорах»: Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983.
ЛЕКЦИЯ 4
Согласно ст.17 Конвенции 1978г. новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств.
Делая уведомление о правопреемстве, новое независимое государство может – если это допускается договором – выразить свое согласие на обязательность для него лишь части договора или сделать выбор между различными его положениями. Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме.
Переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства – преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. Датой перехода государственной собственности государства-предшественника является момент правопреемства государства. Как правило, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации.
Согласно ст.14 Венской конвенции 1983г. в случае передачи части территории государства другому государству переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения передача части территории государства может осуществлена двумя способами:
А) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-правопреемнику
Б) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику.
Согласно ст.20 Венской конвенции 1983г. «государственные архивы государства-предшественника» есть совокупность документов любой давности рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали государству-предшественнику согласно внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.
Датой перехода государственных архивов государств-предшественника является момент правопреемства государств. Переход государственных архивов происходит без компенсации. Государство-предшественник обязано принимать все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственных архивов, которые переходят к государству-преемнику.
В случае разделения государства на два или несколько государств преемников и если соответствующие государства-преемники не условились иначе, то часть государственных архивов, находящихся на территории данного государства-преемника, переходит к этому государству-преемнику.
Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.
Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику. Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство государства как таковое не затрагивает прав и обязательств кредиторов.
Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственного долго государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.
Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.
Если же государство разделяется и прекращает свое существование, и части территории государств-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, и если государства-преемники не условились иначе, государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 213.