МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

МПП – совокупность юр принципов и норм, обязательных для его субъектов и областей сходной структуры, и использующая практически те же, что и национальное право, юр конструкции и определения.  МПП – не отрасль права, а самостоятельная система права, выступающая регулятором международных отношений. МПП, как особая система юр норм, обладает качественными отличиями от внутреннего права: предмет регулирования внутреннего права – отношения между субъектами в пределах гос. Территории и в рамках внутренней компетенции гос-ва; МПП регулирует отношения между различными государствами.

МПП – это совокупность норм, регулирующая взаимоотношения гос-в и их объединений (международные организации) в политической, экономической, социальной и культурной сферах сотрудничества.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, МПП представляет собой самостоятельную систему права, включающую совокупность институтов и отраслей международного права.

Отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования

- межгосударственные: отношения между государствами; отношения между государствами и нациями, борющимися за свою независимость или свое самоопределение.

- НЕ межгосударственные:

1) между государствами и международными организациями, а также государственными образованиями;

2) между международными организациями;

3) между государствами, международными организациями с одной стороны и физ и юр лицами – с другой;

4) между физ и юр лицами.

Международно-правовые нормы направлены прежде всего на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений – государствами. Собственно говоря, МПП складывалось и развивалось как исключительно межгосударственное (до самого недавнего времени).

Что касается отношений между государствами и народами, борющимися за независимость, можно заметить, что они представляют собой, по сути, как бы «предгосударства» и отношениями с ними – это отношения с будущими государствами, если, конечно, такие государства будут созданы.

Однако, МПП регулирует и отношения немежгосударственного характера – т.е. отношения, в которых гос-во является лишь одним из участников, либо вообще не участвует.

В настоящее время круг участников международного общения чрезвычайно расширился, и многие отношения, например, обеспечение и защита прав человека, перешли из категории дел, входящих во внутреннюю компетенцию государств, в сферу общих интересов государств.

Иногда предметом регулирования международно-правовых и внутригосударственных норм совпадает, как, например, в отношениях с участием иностранных предприятий и граждан.

В этом случае речь можно вести о комплексном, чаще всего совместном, регулировании определенных правоотношений нормами обеих правовых систем; данные отношения приобретают характер комплексных правоотношений.

ФУНКЦИИ МПП

Функции МПП – основные направления воздействия МПП на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Они многообразны.

Зависят от:

- объекта международно-правового регулирования

- от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений.

Социальное назначение МПП – организация международных отношений, отвечающей современному уровню человеческой цивилизации.

Результат действия МПП: возникновение; упорядочивание; прекращение; сокращение каких-то отношений.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МПП:

- Стабилизирующая (м-п нормы призваны организовать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, стать более стабильным);

- Регулятивная (м-п нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями, устанавливая международный правопорядок и соответствующим образом регулируя общественные отношения);

- Охранительная (состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений; при нарушении международных обязательств субъекты межд.правоотнош. вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые межд. правом)

- функция противодействия существованию и появлению новых отношений и институтов, противоречащих целям и функциям МПП;

- функция интернационализации (сост. в расширении и углублении взаимосвязи между государствами);

- информационно-воспитательная функция (сост в передаче накопленного опыта рационального поведения гос-в, в просвещении относительно возможностей использования права)

ГЛАВНАЯ СОЦ ФУНКЦИЯ – упрочнение существующей системы международных правоотношений.

ГЛАВНАЯ ЮР ФУНКЦИЯ – правовое регулирование межгосударственных отношений.

ВЫВОД: обе функции носят характер стабилизирующих, охранительных, поскольку нацелены на поддержание определенного порядка в системе.

СИСТЕМА МПП

МПП как система права – сложное юридическое образование, состоящее из различных элементов.

ИНСТИТУТЫ МПП:

· Гражданство

· Территория границ

· Международное признание

· Международная ответственность

· Правопреемство

ОТРАСЛИ МПП

- регулируют крупные «блоки» международных отношений определенного вида

- представляют собой совокупность м-п институтов и норм, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

Отрасль МПП – это совокупность м-п норм, объединенных единым предметом регулирования и регламентирующих отношения субъектов МПП в широкой сфере сотрудничества.

Отрасли МПП:

1) Право международных договоров

2) Дипломатическое право

3) Консульское право ( дип право + консульское право = право внешних сношений)

4) Международное гуманитарное право (право вооруж. конфликтов)

5) Право прав человека

6) Право международных организаций

7) Право мирного разрешения споров

8) Право интеграционных объединений

9) Международное морское право

10) Международное воздушное право

11) Международное космическое право

12) Международное уголовное право

13) Международное экологическое право

14) Международное энергетическое право

15) Международное финансовое право:

- международное валютное право

- международное инвестиционное право

- международное кредитное право

- международное финансовое право (??)

СУБЪЕКТЫ МПП

· Гос-ва – первый субъект

· Международные организации

· Государства-подобные образования

· Нации, борющиеся за свои права

ГОСУДАРСТВО

ГОС-ВО – это общественное объединение лиц, осущ. властные полномочия на определенной территории над определенным населением.

Признаки гос-ва: суверенитет; территория (в границах); население.

Права и обязанности гос-ва

Права Обязанности · Создавать органы принуждения · Создавать национальные нормы права · Иметь свою финансовую систему · Право сотрудничать с другими государствами · Право на независимость · Право на суверенитет · Право на самооборону · Обеспечивать безопасность населения внутри государства и за рубежом · Воздерживаться от применения силы и угрозы силы · Обязанность решать споры мирным путем · Обязанность не вмешиваться в дела других государств · Обязанность выполнять свои международные обязательства (пакта Сунт-Серванда – обязанности должны исполняться)

Виды:

· Межправительственные (учредители: гос-ва или другие международные организации)

· Неправительственные (учредители: физ или юр лица разных государств)

Классификация:

По статусу членства:

1) Универсальные (права участников равны, могут вступить любые государства (ООН, ВТО и тд));

2) Региональные (входят государства конкретного региона, права всех государств равны (ЕАЭС));

3) Межрегиональные (права государств НЕ равны, может вступить любое государство мира на определенных условиях; любое государство данного региона будет называться «региональным членом» (прав больше), остальные государства – «нерегиональные члены» - вступают на определенных условиях, прав меньше).

Способы придания нормам международного права сил ном внутригосударственного национального права

Что это? Применение норм мп нормами национального

Средства перевода:

Трансформация международных норм – через издание НПА на территории данного государства, законодательное закрепление (текстуальное воспроизведение)

Включает:

рецепцию (заимствование модели поведения);

инкорпорацию (идет имплементация – включение нормы международного права в законодательство),

адаптацию (с учетом особенностей государства)

отсылка (ссылается на источник мнпа)

Выделить особенности международного права по его предмету, методу и субъектам

Особенность метода МП -возможность применения. В чем особенности международного права по способу образования норм международного права и его источников

На основании соглашения – диспозитивный и согласительный характер

Нормы могут быть как обязательными, так и рекомендательными (обязательные – для участников организации, а рекомендательные – для всех остальных)

Первичные нормы устанавливаются государствами, вторичные – организациями, созданными этими государствами (тут наверное я не права), эти нормы могут влиять на другие государства.

Выделить особенности норм международного права по масштабу и сфере действия

Основополагающие принципы действуют на территории всего земного шара.

Все остальные договоры действуют в рамках только тех субъектов и организаций, которые подписали

Универсальные нормы – это нормы, регулирующие такие отношения большинства субъектов международного права, объекты которых касаются, как правило, важнейших проблем современности, в решении которых заинтересовано практически все человечество.

Локальные нормы – это нормы, регулирующие такие отношения, объекты которых касаются субъектов международного права, как правило, одного географического региона, или такие отношения, объекты которых касаются ограниченного круга субъектов международного права.

К источникам относятся:

1. Международный договор (соглашение 2х или более субъектов МП, на добровольной основе, носящее статус обязательного или рекомендательного документа; стороны сами решают обязательный или рекомендательный характер (более 500 000 различных договоров на данный момент);

2. Международный обычай (исторически сложившие правила поведения в рамках международного сообщества, не носящие обязательного характера, и, в силу этого, большинство обычаев были перенесены в статус международного договора)

- Разновидность международного обычая – джентельменское соглашение (не имеет никакой юр силы никогда), (пример: ООН создавалась в конце второй мировой войны, нужна была организация, которая будет не допускать третью мировую и 5 государств (РФ, Китай, Франция, США, Англия), борющихся против Гитлера, создали ООН. Был выбран генеральный секретарь ООН, и 5 глав государств договорились, что никогда генсеком не будет гражданин одной из этих пяти стран. Соблюдается до сих пор);

3. Акты международных организаций (нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами международных организаций в зависимости от учредительного документа международной организации эти акты могут быть обязательными или рекомендательными);

4. Судебные решения международных судов (решения, которые носят обязательный характер для сторон судебного разбирательства, остальные гос-ва, в случае возникновения подобной ситуации, имеют право ссылаться на данное судебное решение);

5. Доктрины (это позиция известного юриста-международника, его экспертное мнение по конкретному вопросу международных отношений).

Функции принципов МП

· Стабилизирующая (определяет основы субъектов МП посредством создания нормативных рамок)

· Развивающая (закрепление нового, появившегося в практике МО)

Появление комплексов принципов МП связано с развитием МП и становлением его нормативной системы

Основные источники принципов МП:

1) Устав ООН 1945 г

2) Заключительный акт СБСЕ 1975 г (дополняло устав) (сейчас ОБСЕ – организация безопасности и сотрудничеству в европе) 

3) Декларация о принципах МП 1980

Принципы:

· Принцип суверенного равенства гос-в и уважение прав, присущих суверенитету

· Принцип неприменения силы и угрозы силой

· Принцип мирного разрешения международных споров

· Принцип невмешательства во внутренние дела государства (не соблюдается США и СССР (РФ))

· Принцип территориальной целостности гос-в

· Принцип нерушимости границ

· Принцип уважения прав человека

· Принцип права на самоопределение народов и наций

· Принцип сотрудничества между государствами

· Принцип добросовестного выполнения международных обязательств ( pacta sunt servanda)

Принцип Назначение принципа
1 Принцип суверенного равенства гос-в и уважение прав, присущих суверенитету - п1 ст 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ – все государства обладают различными правами и обязанностями, они обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а так же права, присущие суверенитету. – обеспечить юридически равное участие в МО, всех гос-в, независимо от различий социального, экономического, политического и иного характера. Согласно Декларации 1980 г понятие суверенного гос-венного равенства включает:  гос-ва юр равны;каждое гос-во пользуются правами, присущими полному суверенитету; каждое гос-во должно уважать правосубъектность др гос-в;территориальная целостность и политическая независимость гос-в неприкосновенны; каждое гос-во имеет право свободно выбирать и разрешать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; каждое гос-во должно выполнить полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с др гос-вами.
2 Принцип неприменения силы или угрозы силой - закреплен в п4 ст 2 Устава ООН, Декларации о принципах МП 1980 г и др   Устав ООН определен в качестве цели избавления грядущего поколения от бедствий войны при принятии практики, когда вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах, запрещение угрозы силой каким-либо образом, несовместимым с уставом ООН. В соответствии с уставом ООН, все государства в МО обязаны воздерживаться от угрозы силой или её применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости др государств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм МП должны добросовестно выполнять свои международные обязательства в отношении поддержания мира и безопасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также пропаганда войны. Можно использовать вооруженные силы: оборона от агрессора; санкционирование использования вооруженных сил ООН; по просьбе законного правительства государства о помощи.
3 Принцип мирного разрешения международных споров - п3 ст 2 Устава ООН, ст 5 Пакта Лиги арабских государств, ст3 Хартии ОАЕ и др) Каждое государство разрешает свои споры с др государствами исключительно мирными средствами, не подвергая угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Государствам предоставляется широкий выбор мирных средств разрешения международных споров: - переговоры - примирение - обследование (обследование спорной ситуации) - посредничество (третья сторона/третье гос-во – сторона для разрешения споров) - арбитраж (судебная инстанция) - судебное разбирательство - обращение к международным организациям - иные средства по выбору гос-в
4 Принцип невмешательства во внутренние дела государства - п7 ст2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права, ЗА СБСЕ Не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности => не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства => не должны поощрять подрывную деятельность6 направленную на изменение строя другого государства.

ЛЕКЦИЯ 16.05.2019.

№ п/п Принцип Назначение принципа
5 Принцип территориальной целостности государства. Закреплен в п.4 ст. 2 Устава ООН, Декларации о принципах МП, ЗА, СБСЕ Основное содержание: Территория служит не только материальной основой государства, но и является необходимым условием его существования. Все члены мирового сообщества обязаны соблюдать территориальную неприкосновенность государств.
6 Принцип нерушимости границ 1. Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с МП. 2. Отказ от каких-либо территориальных признаний на данный момент или в будущем. 3. Отказ от любых иных посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение. Нерушимость границ (Декларация о принципах МП, ЗА СБСЕ) Государства должны воздерживаться от действий, направленных на изменение существующих международных границ другого государства.
7 Принцип уважения прав человека Уважение прав человека (Устав ООН, Всеобщая Декларация прав человека 1948 г, Пакты о правах человека 1966 г., ЗА СБСЕ, парижская Хартия для новой Европы 1990г). Все члены мирового сообщества должны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод, повышению уровню жизни, полной занятости населения и условиям.
8 Принцип самоопределения народа   В Уставе ООН, Декларации, ЗА СБСЕ. Каждый народ, каждая нация, которая есть в мире имеет право определять самостоятельно свое политическое устройство
9 Принцип сотрудничества между государствами   Сотрудничество гос-в ст 1 Устава ООН, Декларация о принципах международного права. Государства, независимо от различий систем, обязаны сотрудничать друг с другом в вопросах поддержания мира и безопасности, уважения прав человека, других областях МО. Обязаны сотрудничать только в сфере поддержания мира и безопасности. Несмотря на то, что есть Хартия (смотри семинар), но фактически, это не исполняется. Представители разных школ МП утвердают, что обязанность гос-в сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. Должно соблюдаться, только когда мы говорим о вопросах экономического характера (после кризиса 2009 года).В соответствии с уставом государства обязаны «осуществлять международное сотрудничество в решении международных проблем экономического (чтобы не было кризиса), социального, гуманитарного (например, борьба с вирусом, поиск вакцины).
10 Принцип добросовестного выполнения международных обязательств Добросовестное выполнение международных обязательств (п.2 ст.2 Устава ООН, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 и 1986 гг, ЗА СБСЕ). Заключается в том, что в своем законодательстве и практике гос-ва, как субъекты МП, должны строго придерживаться обязательств, взятых на себя в тех или иных международных договорах и соглашениях.

Формы и виды признания

Официальное

Признание de jure – закрепляется официальным заявлением со стороны признающего государства и является наиболее полным. Выражается в революциях международных организаций, итоговых документах международных конференций, заявлениях правительства и т. д.

Признание de facto не закрепляются никакими официальными заявлениями о признании и носит временных характер. Неполное и неокончательное признание. Может быть взято обратно.

Подразумевающееся

Признание ad hoc – существует, когда контакты государств периодичны, когда последние вступают в контакт для решения каких-то конкретных вопросов. Подписанием соглашения для решения этих вопросов одно государство как би признает другое.

Правовые последствия МПП

Признание de jure – влечет установление дипломатических отношений, выражается в официальных актах, заключении межгосударственных договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам. Юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

· Признание de facto – может быть реализовано путем участия в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях, не влечёт установление дипломатических отношений, устанавливающая торговые, финансовые и др. отношения, но не происходит обмен дипломатическими представительствами. Может являться переходной стадией к признанию де-юре.

Признание государства. Признание государства является свободным актом, посредством которого одно или несколько государств констатирует существование на определённой территории человеческого общества, организованного в политическом отношении, независимо от всякого другого существующего государства, способного соблюдать предписания международного права, и вследствие этого заявляют о своей воле рассматривать его как члена международного сообщества.

Признание правительств

· Является свободным актом, посредством которого одно или несколько государств констатируют, что данное лицо или группа лиц в состоянии обязывать государство, которое желает представлять, и заявляют о своей воле поддерживать с ним или с ними отношения.

· Предоставляется правительству государства, когда оно приходит к власти неконституционным путем: в результате гражданской войны, переворота и тп. и не может истолковываться как его одобрение.

· Главный критерий признания – эффективность и законность правительства

· Означает, что признающее государство рассматривает новое правительство единственным представителем данного государства в международном общении.

Предварительное и промежуточное признание

· Признание нации (народа)

· Признание в качестве восставшей (воюющей) стороны – впервые применено в середине XIX в. В ходе гражданской войны в Североамериканских соединенных штатах. Предполагает, что признающее государство исходит из наличия состояния войны и считает необходимым соблюдать по отношению к воюющим правила нейтралитета. Фактически трансформировалось в признание органов и организаций национально-освободительного движения.

· Признание национально-освободительного движения – стало актуальным в 1950-60-е гг. в связи с началом широкого антиколониального движения. Признание давало возможность борющимся за независимость народам заключать договоры о помощи, участвовать в многосторонних договорах. Может сопровождаться установлением официальных отношений и учреждением представительств в признающем государстве.

ЛЕКЦИЯ 4

Согласно ст.17 Конвенции 1978г. новое независимое государство может путем уведомления о правопреемстве установить свой статус в качестве участника любого многостороннего договора, который в момент правопреемства государств находился в силе в отношении территории, являющейся объектом правопреемства государств.

Делая уведомление о правопреемстве, новое независимое государство может – если это допускается договором – выразить свое согласие на обязательность для него лишь части договора или сделать выбор между различными его положениями. Уведомление о правопреемстве в отношении многостороннего договора делается в письменной форме.

Переход государственной собственности государства-предшественника влечет за собой прекращение прав этого государства и возникновение прав государства – преемника на государственную собственность, которая переходит к государству-преемнику. Датой перехода государственной собственности государства-предшественника является момент правопреемства государства. Как правило, переход государственной собственности государства-предшественника к государству-преемнику происходит без компенсации.

Согласно ст.14 Венской конвенции 1983г. в случае передачи части территории государства другому государству переход государственной собственности от государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения передача части территории государства может осуществлена двумя способами:

А) недвижимая государственная собственность государства-предшественника, находящаяся на территории, являющейся объектом правопреемства государств, переходит к государству-правопреемнику

Б) движимая государственная собственность государства-предшественника, связанная с деятельностью государства-предшественника в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к государству-преемнику.

Согласно ст.20 Венской конвенции 1983г. «государственные архивы государства-предшественника» есть совокупность документов любой давности рода, произведенных или приобретенных государством-предшественником в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали государству-предшественнику согласно внутреннему праву и хранились им непосредственно или под его контролем в качестве архивов для различных целей.

Датой перехода государственных архивов государств-предшественника является момент правопреемства государств. Переход государственных архивов происходит без компенсации. Государство-предшественник обязано принимать все меры по предотвращению ущерба или уничтожения государственных архивов, которые переходят к государству-преемнику.

В случае разделения государства на два или несколько государств преемников и если соответствующие государства-преемники не условились иначе, то часть государственных архивов, находящихся на территории данного государства-преемника, переходит к этому государству-преемнику.

Государственный долг означает любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или любого иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом.

Переход государственных долгов влечет за собой прекращение обязательств государства-предшественника и возникновение обязательств государства-преемника в отношении государственных долгов, которые переходят к государству-преемнику. Датой перехода государственных долгов является момент правопреемства государств. Правопреемство государства как таковое не затрагивает прав и обязательств кредиторов.

Когда часть территории государства передается этим государством другому государству, переход государственного долго государства-предшественника к государству-преемнику регулируется соглашением между ними. В случае отсутствия такого соглашения государственный долг государства-предшественника переходит к государству-преемнику в справедливой доле с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

Когда два или несколько государств объединяются и тем самым образуют одно государство-преемник, государственный долг государств-предшественников переходит к государству-преемнику.

Если же государство разделяется и прекращает свое существование, и части территории государств-предшественника образуют два или несколько государств-преемников, и если государства-преемники не условились иначе, государственный долг государства-предшественника переходит к государствам-преемникам в справедливых долях с учетом, в частности, имущества, прав и интересов, которые переходят к государству-преемнику в связи с данным государственным долгом.

Безъядерные зоны

Это территории, имеющие особый правовой режим, предусматривающий запрет производства, испытания, размещения, транспортировки и хранение ядерного оружия

Например, Латинская Америка (Договор Тлателолко 1967 г.) Южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1986 г.)

Правовая природа государственной территории

Государственная территория – это часть поверхности Земли, правомерно принадлежащая определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое верховенство.

Согласно международному праву, территория связана с ее населением. Государственная территория и ее население – один из самых важных атрибутов государства.

Правовая природа государственной территории

Территория государства состоит из:

· Сухопутной территории (материковая часть, острова, анклавы)

· Водной территории (внутренние воды и территориальное море шириной 12 миль)

К внутренним водам относятся:

1. Воды портов

2. Воды заливов, бухт, лиманов и проливов, исторически принадлежавших определенному государству

3. Воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат определенному государству

· Земные недра, находящиеся под сухопутной, водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр не ограничена и теоретически распространяется до центра Земли.

· Воздушная территория над сушей и водами государства. Высотный предел воздушной территории не установлен. Высотный предел воздушного пространства, находящегося под государственным суверенитетом, отграничивает его от космического пространства, подчиненного международному режиму и оставляет 100 км.

· Объекты, условно приправленные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли, официальные резиденции дипломатических представительств в других странах) (квазитерритория)

Территориальное верховенство государства. Территориальное верховенство означает полную и исключительную власть государства на своей территории. Оно проявляется в осуществлении государством суверенной власти над всеми лицами и организациями в пределах своей территории (imperium) и верховным публично-правовом владении этой территорией (dominium)

Понятие территориального верховенства, как и понятие государственного суверенитета, не носит абсолютный характер. Тенденции развития современного международного права свидетельствует о том, что государством свободно в праве пользования своим территориальным верховенством в той мере, в какой не затрагиваются права и законные интересы других государств.

Юрисдикции государства. Понятие юрисдикции государства более узкое по объёму, чем понятие территориального верховенства. Под юрисдикцией государства понимается право его судебных и административных органов рассматривать и разрешать любые дела в пределах своих границ в отличие от территориального верховенства, означающего всю полноту государственной власти на определенной территории.

Виды правовых режимов

imperium

dominion

Кондоминиум (condominium – совместное владение) – это совместное владение двух или более государств определенной территорией, на которую распространяется их суверенитет

Как кондоминиум существовало с 1906 по 1980 г. англо-французское колониальное совладение Новые Гебриды (в 1980 г. эта территория стала независимой и получила название Республика Вануату)

Шлезвин-Гольштейн и Лауэнбург, находившиеся с 1864 по 1866 г. под кондоминиум Австрии и Пруссии на основании Венского договора 1864г.)

Архипелаг Свальбард (Шпицберген) является норвежской государственной территорией общего пользования, единственной на данный момент в мире.

Виды правовых режимов

Под сервитутом в международном праве понималось определенное ограничение территориального верховенства государства, налагаемое международном договором, в пользу другого государства или группы государств

Профессор М. В. Яновский определял международно-правовую аренду «как временное использование одним государством территориального участка другого государства для целей, не противоречащих основным принципам международного права и не связанных с установлением политического господства этого государства н данной территории.»

Например, 15 марта 1898 года в Пекине Порт-Артур вместе с прилегающим Квантунским полуостровом был передан России в аренду на 25 лет.

ЛЕКЦИЯ 5

ГОС ГРАНИЦА – действительная или воображаемая линия, разделяющая территорию сопредельных государств.

ДВЕ СТАДИИ (СПОСОБА) УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦЫ

· Делимитация – это определение положния и направления Гос границы по соглашению между сопредельными гос-вами и нанесение этой линии на географическую карту, прилагаемую к договору о делимитации

Сначала идет делимитация, а потом – демаркация!

· Демаркация – это установление линии Гос границы на местности на основании документа о делимитации и обозначение её соответствующими пограничными знаками

Редемаркация – изменение и перенос пограничны знаков (в основном, речным границ)

ВИДЫ ГРАНИЦ

· Сухопутная – линии, походящие по характерным точкам рельефа местности или через определенные точки географических координат

· Водная – проходят по рекам, озерам и морям

· Воздушные – воображаемая плоскость, поставленная вертикально, проходящая по сухопутным и водным границам и уходит на 100 км от поверхности Земли

· Недра – плоскость, уходящая вниз, по сухопутной и водной границе

РЕЖИМ ГОС ГРАНИЦЫ, ПРАВИЛА

1. содержания государственной границы

2. пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами

3. перемещение через государственную границу грузов, товаров и животных

4. пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных

5. ведения на государственной границе либо вблизи нее хозяйственной, промысловой и иной деятельности

6. разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указаных правил

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АРКТИКИ

Формировался в течение долгого времени и до сих пор

Правовой режим базируется на нормах международного права и нормах национального законодательства арктических государств (Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Швеции)

В отношении правового режима Арктики действует ряд универсальных конвенций:

· Конвенция ООН по морскому праву 1982 г

· Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944

· Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г и др

Одна региональная конвенция (я не записала какая)

Формально не определена точная граница Арктики

Первоначально господствовал секторальный подход, согласно которому Арктика поделена между сопредельными государствами, причем северный полюс является границей всех заинтересованных государств. Проблема секторального подхода – то, что он определяет правовой статус островов и земель, но не акваторий этих секторов

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АНТАРКТИКИ

Антарктика – значительный по площади регион земного шара, простирающийся от Южного полюса до 60 градуса ю.ш.

Входят в регион: континент Антарктида, острова вокруг него и южные части Тихого, Индийского и Атлантического океана.

1 декабря 1959 г – подписание бессрочного Договора об Антарктиде (Россия – тоже подписала)

· Ст.1 Договора: Антарктида используется только в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытание любых видов оружия (запрещено в том числе: ядерные взрывы, сброс радиоактивных отходов) Таким образом установлен режим полной демилитаризации и нейтрализации Антарктики. Превращение ее в безъядерную зону.

· Договор закрепил принцип свободы научных исследований.

· Никакие дейтсвия или деятельность в Антарктике не могут считаться основаниями для заявления, поддержания или отклонения любой претензии на территориальный суверенитет и порождать какие-либо суверенные права в период действия договора.

· Любое гос-во-участник может назначить наблюдателей, обладающих свободой доступа в любое время в любой район, на любую станцию и установку, включая морские и воздушные суда

· Договор об Антарктиде открыт для присоединения к нему любого гос-ва, являющегося членом ООН, или любого другого гос-ва, которое может быть приглашено присоединиться

· Договор бессрочный

· С учетом необходимости особого внимания к охране окружающей среды этого региона в 1991 г в Мадриде на 11 сессии специального Консультативного совещания по Договору об Антарктиде был подписан Протокол об охране окружающей среды в Антарктике, кот запрещает проведение геологоразведочных работ в Антарктиде в течение 50 лет.

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСТВА

Гражданство – это устойчивая правовая связь физич. лица с определенным гос-вом, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями

Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства

ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАСТВА

· Каждый человек имеет право на гражданство

· Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство

· Никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории гос-ва, гражданином кот он является

· Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является.

Правила каждого государства, регулирующие гражданство, должны базироваться на следующих принципах:

· Каждый человек имеет право на гражданство

· Следует избегать безгражданства

· Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства

· Ни вступление в брак, ни расторжение брака между гражданином гос-ва и иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов во время пребывания в браке не влекут за собой автоматических последствий для гражданства другого супруга.

ЛЕКЦИЯ от 06.06.2019.

Гос-во не должно проводить различий, которые равносильны дискриминации по признаку пола, религии, расы, цвета кожи или национального или этнического происхождения.

Гос-ва руководствуются принципом недискриминации между своими гражданами, будь то граждане по родению или лицами, приобретшие своё гражданство в последующий период. Устанавливаются основы процедур, касающихся гражданства.

Способы приобретения гражданства:

· в общем порядке

· в исключительном порядке

Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильные, обычные для законодательства гос-в.

Способы приобретения гражданства в общем порядке:

· в результате рождения

· в результате натурализации (приема в гражданство)

· пожалование гражданства (редко бывает)

Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает след способы:

а) групповое предоставление гражданства /коллективная натурализация/ (частный случай – так называемсый трансферт)

б) оптация /выбор гражданства/

в) реинтеграция /восстановление гражданства/

Законодат гос-в по вопросу приобретения гражданства в результате рождения (самый обычный способ) основывается на одном из двух принципов:

· право крови (jus sanguinis) – гражданство родителей независимо от места рождения;

· право почвы (jus soli) – по месту рождения, независимо от гражданства родителей.

Натурализация /укоренение/ - индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица.

В законодат РФ не используется данный термин, но в МП используется активно.
Это всегда добровольный акт, к натурализации нельзя принуждать, потому что это противоречит международному праву.

Виды натурализации:

1) натурализация, которая осуществляется высшими органами гос власти;

2) натурализация, осуществляемая органами гос управления: правительством либо чаще всего центральными отраслевыми органами гос управления (обычно ведомствами внутренних дел);

3) натурализация, осуществляемая местными органами гос власти;

4) судебная натурализация (на основании решения суда) – очень редко

Разновидность натурализации – упрощенный порядок приобретения гражданства определенными категориями лиц путем регистрации, усыновления, в результате вступления в брак.


Пожалование гражданства

- в отличие от натурализации осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица

- гражданство в порядке пожалования предоставляется за особые заслуги перед государством

- такой порядок предусматриватся в международных договорах либо в спец законах

- устанавливает на определенный срок, касается лишь определенной категории лиц

Реинтеграция

– восстановление гражданства.

- не считается упрощенным (довольно сложный способ) в РФ и США

- при определенных обстоятельствах принимаются специальный законодательные акты об особом порядке восстановления в гражданстве

- в странах возможно восстановление гражданства предусмотрена в общем, а не в специальном законодательстве о гражданстве, тогда это восстановление в гражданстве не служит самостоятельным способом приобретения гражданства, а является лишь упрощенной натурализацией.

ФОРМЫ УТРАТЫ ГРАЖДАНСТВА:

- автоматическая утрата гражданства (если по законодат гос-ва при натурализации в др стране автоматически утрачивается гражданство)

- выход из гражданства

- лишение гражданства (за определенный ряд преступлений)

Про США – доктрина свободы экспатриации – если какое-либо лицо, имеющее американское гражданство

Выход из гражданства – утрата гражданства на основании решения компетентных органов гос-ва, выносимое по просьбе заинтересованного лица.

Лишение гражданства

- содержит в себе элементы наказания

- происходит по инициативе уполномоченных органов

- объявляется тому лицу, которое замешано во враждебной данному государству деятельности

- может осуществляться:

· при определенных условиях, предусмотренных общим законодательством (пример – в случае натурализации обменным путем);

· на основании специального акта, касающегося конкретного лица или лиц определенной категории.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО

МПП – совокупность юр принципов и норм, обязательных для его субъектов и областей сходной структуры, и использующая практически те же, что и национальное право, юр конструкции и определения.  МПП – не отрасль права, а самостоятельная система права, выступающая регулятором международных отношений. МПП, как особая система юр норм, обладает качественными отличиями от внутреннего права: предмет регулирования внутреннего права – отношения между субъектами в пределах гос. Территории и в рамках внутренней компетенции гос-ва; МПП регулирует отношения между различными государствами.

МПП – это совокупность норм, регулирующая взаимоотношения гос-в и их объединений (международные организации) в политической, экономической, социальной и культурной сферах сотрудничества.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, МПП представляет собой самостоятельную систему права, включающую совокупность институтов и отраслей международного права.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 342.