Накопление научных знаний о Сибири началось задолго до присоединения к России. Первыми сибирскими краеведами были арабские географы, западноевропейские путешественники, купцы, миссионеры и дипломаты (Марко Поло, Плано Карлипи, Сишзмунд Гербсрштейн, Матвей Меховской и др.) и русские первопроходцы, участники новгородских и московских военных экспедиций за Урал. Походы новгородцев за югру в 11в.
Авторы научных трактатов и летописцы этого периода, как правило, знали о Сибири понаслышке, получая сведения из вторых, третьих уст. Поэтому в их описаниях реальные сведения перемежались с фантастическими.
Семнадцатый век в сибирской историографии по праву можно назвать летописным. Именно в летописях — общесибирских и городовых — в сжатой форме были сконцент-рированы реальные сведения о сибирских народах
На крайнем севере Сибири русские рано начали осваивать морские пути. Уже в 30-е гг. XVII в. были совершены плавания в самой восточной части Ледовитого Океана – от устья Лены. В 1648 г. С. И. Дежнев и его спутники обогнув Чукотку, прошли через пролив, отделяющий Азию от Америки. Впервые вся Сибирь от Урала до Тихого океана была изображена на чертеже 1667 г., составленном под руководством тобольского воеводы П. И. Годунова. Особый след в картографии Сибири оставил С.У. Ремезов. Материалы экспедиции Шестакова—Павлуцкого нашли отражение в составленной в 1733 г. В Охотске карте. В XVIII в. начинается научное изучение Сибири. Первая экспедиция была снаряжена по инициативе Петра 1 в 1719 г. Ее возглавили 2 геодезиста, И. М. Евреинов и Ф. Ф. Лужин. Они должны были проехать на Камчатку. Весьма плодотворной была деятельность Д.Г. Мессершмидта, посланного в 1719 г. в Сибирь Петром 1 для изучения ее географии и природных богатств. С именем Петра I связана и организация Первой Камчатской экспедиции 1725-1730 гг. под руководством В. Беринга. Целью экспедиции было продолжение выяснения вопроса о положении Северной Азии и Америки.
В. Беринг встал во главе и Второй Камчатской экспедиции, организованной в 1733-1743 г. Задачи: включали обследование северных берегов азиатского материка.
Г. Ф. Миллер, обследовав до 20 архивов сибирских городов и острогов, собрал богатейший актовый материал XVII—XVIII вв. и ряд ценнейших русских (в том числе Ремезовскую летопись), тангутских, монгольских и других рукописей. Им же были собраны устные предания многих сибирских народов, описаны обряды и обычаи народов, зарисованы древние сооружения и надписи, обследованы древние городища и могильники, собрана коллекция из могильников, а также коллекция одежды и различных вещей. Продолжением изучения Сибири в XVIII в. явились экспедиционные работы академика И. С. Палласа в 1770-1773 гг., в ходе которых были собраны многочисленные материалы по географии, ботанике, зоологии и минералогии Сибири. В первой половине XIX в. под руководством Российско-Американской компании были проведены крупные морские экспедиции, в том числе и кругосветные, из которых наиболее значительной явилась экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803)
В результате деятельности Великой Северной экспедиции впервые произведена опись отдельных участков побережья Северного Ледовитого океана, открыт американский берег и подтверждено наличие пролива между Азией и Америкой, открыты и нанесены на карту Южные Курильские острова, доказано отсутствие каких-либо земель между Камчаткой и Северной Америкой, обследованы побережье Камчатки, Охотского моря и отдельные участки побережья Японии.
Большое значение для географического изучения Сибири имели геодезические съемки и картографирование различных районов Сибири. Первые геодезические съемки были организованы еще в начале XVIII в. и к середине 40-х годов были проведены по всем сибирским уездам.
Значительные успехи в первой половине XVIII в. сделала картография. Уже в 30—40-х годах XVIII в. Сибирь получила отображение на общих картах Российского государства. Так, в 1731 г. была составлена «Новая генеральная карта Всероссийской империи. В 1734 г. И. К. Кириловым была составлена генеральная карта Российского государства, в которой были использованы данные Первой Камчатской экспедиции.
Образование и просвещение в Сибири в 17-18 вв.
В России до XVII в. грамота распространялась преимущественно среди духовенства и приказного люда.развитие экономики, усложнение системы государственного управление и выход России на международную арену усиливали потребность в просвещении. Поэтому в XVII в. грамотность начинает распространяться шире среди дворян, а также среди посадского населения. В Сибири, как и в европейской части страны, значительно раньше школьного появилось и носило массовый характер обучение у частных «мастеров грамоты». Среди русского населения Сибири в конце XVI-XVII в. грамотность в целом была низкой. Одним из показателей распространения грамотности является торговля книгами.вXVII в. в Сибирь поступали книги преимущественно церковно-служебного и духовно-назидательного характера. В историографии просвещения вслед за А.И. Сулоцким утвердилось мнение, что первым учебным заведением в Сибири была духовная архиерейская школа, открытая митрополитом Филофеем Лещинским в Тобольске в 1702-1703 гг. Однако, эта школа была уже второй в Тобольске, так как еще до приезда Филофея тобольский воевода М.Я. Черкасский открыл светскую начальную общеобразовательную школу в кремле близ Троицкой церкви. Обучали в ней «тобольских дворян и детей боярских и иных чинов».
1702 г. Сибирский приказ получил именной указ Петра I учить молодых подьячих «цифровой науке». Рубеж XVII-XVIII вв. ознаменовался появлением школ в Сибири. Первоначально в школе обучали «словенской грамоте» и латыни, а с 3 мая 1702 г. ввели арифметику, затем геометрию, фортификацию и артиллерийское дело. Начальная светская школа, открытая М.Я. Черкасским в 1701 – 1702 гг., была не только первой в Сибири. Первую духовную школу в Восточной Сибири открыли в 1725 г. при иркутском Вознесенском монастыре на 25 учеников под названием «мунгальской». Система светского образования в Сибири была представлена цифирными и гарнизонными школами, затем стали открываться профессиональные. В 1789 г. в Омске на базе гарнизонной школы открыли «Азиатское училище». Во второй половине XVIII в. на Алтае впервые появились горнозаводские школы.началом подготовки медицинских кадров. Вся система школьного образования того времени преследовала одну цель – обеспечить потребности феодально-крепостнического государства в кадрах грамотных людей.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 535.