Почему, успешно отразив силовое давление, государственная власть в СССР не нашла средств адекватного реагирования на вызовы несилового воздействия? Причина заключается в ее ментальном несоответствии новым технологическим реалиям ведения холодной войны. Мышление чиновника было, и остается поныне, преимущественно механистическим. Что такое сила в ее физическом выражении – ему предельно понятно. Соответственно, для отражения силового воздействия он должен создавать такой потенциал, который бы превышал совокупный ресурс, используемый противником. Все предельно просто. И, надо признать, с задачами ресурсной мобилизации советский чиновник блестяще справлялся. Но как быть, если вызов не имеет силового выражения? Адекватная рецептура в традиционном арсенале на этот счет отсутствовала.
Негативную роль сыграл также широко тиражируемый в советском обществоведческом дискурсе постулат марксизма-ленинизма о том, что революции без насилия неосуществимы. История показала ошибочность такого взгляда.
Эффективность несилового сопротивления была, возможно, впервые в широкомасштабной практике продемонстрирована Махатмой Ганди. С ненасильственной революции в Индии начался, как известно, процесс крушения Британской империи [77] . Ответом на физическую силу выступала качественно другая «сила». Сила в ответ на ненасильственное деяние не может быть применена. Поэтому характерным ответом властей на ненасилие являлась пассивность. В итоге, захватывающая инициативу оппозиция одерживала победу. Именно несиловая парадигма есть суть феномена «бархатных революций». Само наименование «бархатные» указывает на принципиальное их отличие от классических революций, описываемых в марксистском ортодоксальном дискурсе.
К настоящему времени тема несилового изменения государственного строя является для западной литературы хрестоматийной. На предмет деструкции «недемократических режимов» издаются даже учебные пособия. В них описываются модели организации несиловых революций в странах с «ограниченной демократией». Как минимум, теория, судя по самому факту наличия указанных публикаций, существует. Реализуется ли она на практике – вопрос второй. По меньшей мере, вероятность ее реализации существует и, следовательно, воплощению такого сценария с позиций обеспечения национальной безопасности должно быть организовано соответствующее противодействие.
К указанным пособиям относится, в частности, вышедшая в 1993 г. книга Дж. Шарпа «От диктатуры к демократии. Концептуальные основы освобождения» [78] . Она представляет собой прямое описание того, что произошло спустя десять лет на территории Украины и Грузии. Оранжистам шарповская книга была хорошо известна. Об этом свидетельствует размещение ее на сайтах грузинской «Кмары» и молодежной организации белорусской оппозиции «Зубр». В последнее время текст книги Дж. Шарпа появился и на российских интернет – сайтах. Означает ли это, что шарповская концепция «освобождения» взята на вооружение в применении к России? Это вероятно.
Любое государство, рассуждает Дж. Шарп, существует до тех пор, пока не оказывается перекрытым канал его сотрудничества и, соответственно, солидаризации с обществом. Силовой путь воздействия возможности для такого перекрытия не предоставляет. Это определяет предпочтение, отдаваемое Дж. Шарпом, именно ненасильственному формату борьбы с режимом, как стратегически более перспективному Им приводится широкий перечень рекомендуемых действий ненасильственной освободительной борьбы [79] .
Методы ненасильственных действий [80]
Методы ненасильственного протеста и убеждения
Официальные заявления
1. Публичные выступления
2. Письма протеста или поддержки.
3. Декларации организаций и учреждений
4. Публичные заявления, подписанные известными людьми
5. Декларации обвинения и намерений
6. Групповые или массовые петиции
Дата: 2019-07-24, просмотров: 296.