Дыхание в шланговых аппаратах обеспечивается воздухом,. подаваемым по шлангу с поверхности, а воздух в баллонах аппарата служит резервным запасом на случай прекращения подачи воздуха по шлангу.
В универсальных аппаратах воздух для дыхания подается как из своих так и по шлангу с поверхности.
По числу баллонов аппараты разделяются на одно-, двух- и трех- баллонные. В аппаратах применяются малолитражные одногорловые баллоны емкостью 1-12 л с рабочим давлением 150-200 кгс. см 2.
Основная часть акваланга - дыхательный (легочный) автомат. Он может быть с клапаном прямого действия, когда воздух под давлением поступает под клапан и стремится открыть его клапан и обратного действия, когда воздух под давлением давит на клапан.
По способу редуцирования воздуха дыхательные автоматы подразделяются на одноступенчатые (безредукторные) и двухступенчатые с редуктром. Двухступенчатые дыхательные автоматы могут быть выполнены отдельно от редуктора или заодно с ним.
Редуктор в дыхательных автоматах и системах аппаратов выполняет две функции: снижает высокое давление газа до промежуточного заданного значения, поддерживает постоянство подачи воздуха и давления за редуктром в заданном пределе при значительном изменении давления в баллонах аппарата. Наибольшее распространение получили три типа редукторов: без рычажные прямого и обратного действия и рычажные прямого действия.
В нашей стране одноступенчатый автомат применен в акваланге «Украина», двухступенчатый автомат совмещенный с редуктором – в аквалангах АВМ-1, АВМ-1М. ШАП-40: двухступенчатый с разделенными ступенями редуцирования воздуха – в аквалангах «Украина», АВМ-3, АВМ-5, АВМ-6, АВМ-7С, АВМ-12, АСВ-2 и ШАП-96.
4.1. Воздушно-дыхательный аппарат АВМ-5
Внешний вид аппарата.
Внешний вид аппарата представлен на рис.1
|
Рисунок 1
Аппарат состоит из следующих основных узлов: легочного автомата (1) рис.1, редуктора (12), баллона с угольником (на рис.1 он слева), баллона с вентилем (на рис.1 он справа), снизу на баллоны одеты резиновые башмаки (9), подвесной системы (6), (7) и (10), двух хомутов (5), шланга легочного автомата. Баллоны соединены между собой переходником (3), герметичность соединения достигается с помощью резиновых уплотнительных колец. К выходному штуцеру вентиля баллона крепится редуктор (12), соединенный шлангом (14) с легочным автоматом (1). Герметичность соединения баллон-редуктор-шланг-автомат достигается с помощью резиновых уплотнительных колец, различного диаметра. Баллоны соединены двумя хомутами (5) с помощью болтов. Между баллонами установлены два сухаря, предназначенные для обеспечения определенного зазора между баллонами. С правой и левой сторон нижних хомутов закреплены пряжки для крепления поясных и плечевых ремней. К сухарю верхнего хомута крепятся плечевые ремни. К сухарю нижнего хомута крепится брасовый ремень. К боковым стойкам верхнего и нижнего хомутов, крепится дистанционное управление резервом (11)
Технические характеристики аппарата АВМ-5
¨ Рабочее давление в баллонах 200 ати (встречаются модификации с РРАБ = 150 ати).
¨ Установочное давление редуктора 8 - 10 ати.
¨ Давление срабатывания предохранительного клапана редуктора 10 - 12 ати
¨ Давление срабатывания перепускного клапана 40 - 60 ати
¨ Давление срабатывания перепускного клапана 40 - 60 ати
¨ Емкость баллонов аппарата 7 л. (каждый).
¨ Масса аппарата около 20 кг (масса зависит от поставляемых в комплекте баллонов).
Схема работы аппарата
Схема аппарата показана на рис.2
|
Вентиль основной подачи воздуха (15) открыт, вентиль резервной подачи воздуха (10) закрыт, аппарат заряжен до рабочего давления. При открытом клапане (12) вентиля (15) воздух, из левого баллона минуя перепускной клапан (9) поступает в редуктор и далее в легочный автомат на вдох пловцу. Некоторое время пловец дышит воздухом из левого баллона (баллон с уголком). Когда давление в левом баллоне будет на 40 - 60 ати (давление регулировки перепускного клапана), меньше чем в правом, вступает в работу перепускной клапан (9). Клапан под действием давления воздуха из правого баллона открывается, и воздух одновременно из двух баллонов поступает в редуктор. При этом за счет работы перепускного клапана в баллонах будет поддерживаться разница давления в 40 - 60 ати. В правом баллоне (баллон с вентилями) будет давление меньше, чем в левом. При работе аппарата будет постоянно поддерживаться (за счет работы перепускного клапана) разница давления в баллонах. Когда в левом баллоне давление будет приближаться к 0, перепускной клапан под действием своей пружины начнет постепенно закрываться. При этом пловец с каждым вдохом будет ощущать сопротивление, увеличивающееся с каждым следующим вдохом. До полного окончания воздуха в левом баллоне можно сделать 5 - 10 полных вдохов, далее воздух в левом баллоне кончится. Почувствовав первые признаки сопротивления на вдохе необходимо правой рукой потянуть за рычаг дистанционного включения резерва (рис.7). При этом откроется вентиль резервной подачи воздуха и воздух из правого баллона (в котором давление 40 - 60 ати), по каналам в обход перепускного клапана, будет одновременно перетекать в левый баллон и будет поступать в редуктор и на вдох пловцу. Характерный признак удачного открытия вентиля резервной подачи воздуха - это шум перетекающего из баллона в баллон воздуха, и прекращение сопротивления при вдохе. Когда давление в правом и левом баллонах уравняется, шум прекратится. Давление в баллонах при этом (если перепускной клапан отрегулирован на 40 ати), будет по 20 ати в каждом баллоне, или (если перепускной клапан отрегулирован на 60 ати) будет по 30 ати в каждом баллоне. Воздух пловцу на вдох теперь будет поступать одновременно из двух баллонов. Далее на этом резервном запасе воздуха пловец начинает всплытие на поверхность.
В конструкции аппаратов типа АВМ-7с отсутствует манометр высокого давления, по которому в процессе погружения можно контролировать давление (запас воздуха) в баллонах.
Схема работы редуктора
|
|
В корпусе редуктора имеются отверстия. Отверстия выполнены таким образом, что пружина редуктора находится в воде. Следовательно, на поршень снизу давит не только пружина, но и вода. Давление воды меняется с глубиной. На глубине 10 м. Столб воды создает давление 1 ати, 20 м - 2 ати и т.д. Таким образом, при любой глубине погружения давление в полости редуктора на 8-10 ати больше чем давление окружающей среды (воды).
Если по какой-либо причине (неисправность и т. п) давление в полости редуктора повысится, то вступает в работу предохранительный клапан (давление регулировки 10-12 ати). Срабатывание предохранительного клапана служит сигналом о неисправности редуктора, необходимо срочно начинать подъем на поверхность.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 266.