Программа учебной практики
Направление подготовки
27.04.07 «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций»
Направленность программы «Экономика и управление инновационными наукоёмкими проектами»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная, очно-заочная
Киров
2017
Программа учебной практики составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 27.04.07 «наукоёмкие технологии и экономика инноваций», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 306.
Программа учебной практики предназначена для руководителей практикой и магистрантов.
Программа учебной практики составлена к.э.н., доцентом кафедры государственного и муниципального управления Барминой Е.А.
Рецензент – О.В. Фокина, к.э.н., доцент кафедры МиМ.
Программа учебной практики утверждена на заседании кафедры государственного и муниципального управления «01» марта 2017, протокол № 8.
© Вятский государственный университет (ВятГУ), 2017
ВВЕДЕНИЕ
Общие положения
Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Настоящая Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 27.04.07 «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций» (квалификация (степень) «магистр»).
Учебная практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку. Учебная практика служит целям приобретения опыта самостоятельной работы по избранному профилю, применения, закрепления и углубления теоретических знаний путем ознакомления и изучения опыта работы организации – базы практики.
Цель и задачи практики
Учебная практика является первоначальным этапом практического формирования профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности обучающегося.
Цель практики – развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской и практической работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых профессиональных компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
В ходе прохождения практики происходит знакомство учащихся с будущей профессией, получение навыков, предусмотренных направлением подготовки.
Задачи учебной практики:
- знакомство со спецификой научно-исследовательской деятельности в области наукоёмких технологий и экономики инноваций;
- формирование компетенций магистра данного направления в соответствии с ФОГС ВО направления 27.04.07 «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций»:
готовность сформулировать цели и задачи прикладного исследования, выбрать метод исследования, привлечь необходимые ресурсы, организовать выполнение работ, довести прикладное исследование до конечного результата (ПК-1);
готовность понять естественнонаучную и социально-экономическую природу изучаемых явлений и процессов, готовностью абстрагироваться и выделить сущностные черты явлений и процессов с целью анализа и построения адекватной количественной или качественной модели (ПК-2);
готовностью планировать и осуществлять наблюдения и измерения, владение методами систематизации и анализа научно-технической, технологической, социально-экономической информации, способностью интерпретировать данные и выделять из них существенные результаты (ПК-3);
готовностью к составлению научных, технических и аналитических отчётов, публикаций и презентаций, в том числе с использованием современных информационных технологий, пониманием важности документирования результатов прикладной исследовательской и аналитической деятельности (ПК-4).
Непосредственными задачами в ходе планируемых работ являются:
- осуществление сбора материалов по теме выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
- формирование умения обрабатывать полученные результаты исследования, анализировать их и осмысливать;
- вовлечение студента магистратуры в практику научно-исследовательских работ, проводимых на кафедре, в лаборатории; в деятельность подразделений предприятий, выполняющих опытно-конструкторские работы и прикладные исследования, подразделений предприятия, выполняющих производство опытных партий товаров и внедряющих новые технологии;
- получение навыков подготовки академического текста, отчета по результатам научно-исследовательской и практической работы;
- приобретение опыта работы с информационными источниками, нормативно-правовыми документами;
- систематизация и анализ собранных материалов.
Полнота и степень детализации этих задач регламентируется в индивидуальном задании применительно к особенностям и возможностям конкретной базы практики, а также с учетом интересов будущего трудоустройства.
Задание и этапы учебной практики
Задание на практику составляется вместе с направлением на практику. Задание составляется преподавателем выпускающей кафедры, ответственным за данную практику с учетом места практики и профиля подготовки магистранта.
Задания по практике подразделяются на общие (имеющие стандартный перечень вопросов, которые необходимо выполнить каждому магистранту в ходе прохождения практики) и индивидуальные. Руководителем от базы практики также может быть предложен перечень индивидуальных заданий, в рамках основных задач учебной практики.
Практика предусматривает выполнение целого ряда работ, имеющих ознакомительный, учебный, научный и практический характер, который определяется руководителем практики.
Основные рекомендуемые этапы учебной практики магистрантов, содержание которых может быть конкретизировано и дополнено в зависимости от специфики организации – места прохождения практики представлены ниже.
За время прохождения учебной практики магистрант должен:
1. Дать общую характеристику базы практики:
- название, цели создания, дать характеристику организационно-правовой формы, указать юридический адрес, дать краткую историческую справку, приложить учредительные документы и устав учреждения/организации;
- схематично отразить организационную (производственную) структуру и структуру управления организации (предприятия). В итоге отразив в работе две блок-схемы, характеризующие состав и структуру подразделений предприятия (организационная структура) и соотношение уровней управления с указанием должностного состава лиц, выполняющих руководящие функции (структура управления); Обе схемы должны соответствовать в соотношении структурных подразделений и должностей лиц ими управляющих.
- дать общую характеристику производственной системы предприятия с описанием производственных процессов «входа», «бизнес-процесса» и «выхода», характеризующего конечный продукт производственного процесса. Дать развёрнутую характеристику видов деятельности и технологий, используемых в производственном процессе с указанием наукоёмких их характеристик. Определить значение и роль места практики в системе инновационной деятельности в рамках отрасли, экономическую и социальную значимость.
На этом этапе изучаются основные законодательные и нормативные акты; регламентирующие и справочные, плановые и отчетные документы о деятельности базы практики; материалы, характеризующие техническую, социальную, экономическую и организационную стороны объекта практики. Все полученные материалы в ходе практики должны быть подвергнуты системному и возможно критическому анализу с формулировкой выводов, отражённых в соответствующем разделе отчёта о практике.
2. Охарактеризовать стратегические аспекты деятельности предприятия/организации, её цели, задачи. Дать характеристику группам взаимодействия (основным стейкхолдерам), структурам, контролирующим деятельность с указанием видов и форм контроля.
3. Провести общий анализ результатов деятельности организации
и дать оценку по основным показателям эффективности, дать сравнительную характеристику за отчётные периоды прошлых лет. Провести общий анализ эффективности наукоёмких видов производств или процессов освоения новых технологий с характеристикой их этапов.
Для анализа результатов деятельности используются фактические (отчетные) и плановые показатели за интервал времени, обеспечивающий выявление закономерностей в изменении рассматриваемых показателей (3 года).
В соответствии с темой магистерской диссертации магистрант совместно с научным руководителем конкретизирует направления анализа деятельности организации базы практики.
Необходимую информацию можно получить путем изучения следующих документов:
- Устава организации;
- штатного расписания;
- правил внутреннего распорядка;
- положений о подразделениях;
- должностных инструкций;
- технических документаций, характеристик оборудования;
- заключений технических экспертиз, патентной документации, документации, характеризующей соответствие стандартам качества;
- бизнес-планов производства инновационных продуктов;
- инновационных программ и проектов и др.
4. Формулировка общих выводов по итогам прохождения практики.
Наряду с общей характеристикой деятельности организации, её целей и задач, проводится анализ проблем, возникших во время прохождения практики. Возможен анализ проблемных ситуаций, с которыми столкнулся магистрант во время прохождения практики, и пути их решения; личная оценка подготовленности к практической работе в реальных условиях и предложения по совершенствованию программы практики, ее практической организации, улучшению учебного процесса и др.
Направление на практику
Перед началом практики руководитель практики проводит организационное собрание, на котором освещает все вопросы, касающиеся проведения практики, ее целей, задач и т.д.
Для оформления на практику на предприятие/организацию магистрант должен иметь при себе:
· направление на практику, договор, программу практики, оформленные соответствующими структурными подразделениями.
· паспорт.
При наличии на предприятии/организации, являющееся местом практики, отдела обучения магистрант проходит в нем регистрацию, и его сотрудник организует контроль за прохождением производственной практики. До начала работ на месте практики магистрант обязан пройти инструктаж по технике безопасности, о котором должна быть составлена запись в соответствующем журнале. Ответственность на инструктаж возлагается на непосредственного руководителя от места практики.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОТЧЕТ
о прохождении учебной практики
в ______________________________________________________________
(указывается место прохождения практики)
(наименование организации)
Магистранта___________________ курса _____________________ группы
________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Рекомендуемая оценка ______________________
Руководитель практики от организации
__________________________________________ ______________
(должность, фамилия, имя, отчество) (подпись)
Рекомендуемая оценка ______________________
Руководитель практики от университета
__________________________________________ _______________
(должность, фамилия, имя, отчество) (подпись)
Киров, 2017
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ДНЕВНИК
прохождения учебной практики
Студента (ки)_____________________курса ______________________группы
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Место практики ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Руководитель практики от предприятия ________________________________
__________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Месяц и число | Подразделение предприятия | Краткое описание выполненной работы | Подпись руководителя практики |
1 | 2 | 3 | 4 |
Начало практики ___________________ Конец практики___________________
Подпись практиканта __________________
Содержание и объем выполненных работ подтверждаю.
Руководитель практики от предприятия ______________ /________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
Программа учебной практики
Направление подготовки
27.04.07 «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций»
Направленность программы «Экономика и управление инновационными наукоёмкими проектами»
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Форма обучения
Очная, очно-заочная
Киров
2017
Программа учебной практики составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 27.04.07 «наукоёмкие технологии и экономика инноваций», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 306.
Программа учебной практики предназначена для руководителей практикой и магистрантов.
Программа учебной практики составлена к.э.н., доцентом кафедры государственного и муниципального управления Барминой Е.А.
Рецензент – О.В. Фокина, к.э.н., доцент кафедры МиМ.
Программа учебной практики утверждена на заседании кафедры государственного и муниципального управления «01» марта 2017, протокол № 8.
© Вятский государственный университет (ВятГУ), 2017
ВВЕДЕНИЕ
Общие положения
Практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры. Настоящая Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 27.04.07 «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций» (квалификация (степень) «магистр»).
Учебная практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку. Учебная практика служит целям приобретения опыта самостоятельной работы по избранному профилю, применения, закрепления и углубления теоретических знаний путем ознакомления и изучения опыта работы организации – базы практики.
Цель и задачи практики
Учебная практика является первоначальным этапом практического формирования профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности обучающегося.
Цель практики – развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской и практической работы, закрепление знаний, полученных в рамках теоретического обучения, приобретение требуемых профессиональных компетенций, приобретение опыта в исследовании актуальной научной проблемы, составляющей предмет выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
В ходе прохождения практики происходит знакомство учащихся с будущей профессией, получение навыков, предусмотренных направлением подготовки.
Задачи учебной практики:
- знакомство со спецификой научно-исследовательской деятельности в области наукоёмких технологий и экономики инноваций;
- формирование компетенций магистра данного направления в соответствии с ФОГС ВО направления 27.04.07 «Наукоёмкие технологии и экономика инноваций»:
готовность сформулировать цели и задачи прикладного исследования, выбрать метод исследования, привлечь необходимые ресурсы, организовать выполнение работ, довести прикладное исследование до конечного результата (ПК-1);
готовность понять естественнонаучную и социально-экономическую природу изучаемых явлений и процессов, готовностью абстрагироваться и выделить сущностные черты явлений и процессов с целью анализа и построения адекватной количественной или качественной модели (ПК-2);
готовностью планировать и осуществлять наблюдения и измерения, владение методами систематизации и анализа научно-технической, технологической, социально-экономической информации, способностью интерпретировать данные и выделять из них существенные результаты (ПК-3);
готовностью к составлению научных, технических и аналитических отчётов, публикаций и презентаций, в том числе с использованием современных информационных технологий, пониманием важности документирования результатов прикладной исследовательской и аналитической деятельности (ПК-4).
Непосредственными задачами в ходе планируемых работ являются:
- осуществление сбора материалов по теме выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации);
- формирование умения обрабатывать полученные результаты исследования, анализировать их и осмысливать;
- вовлечение студента магистратуры в практику научно-исследовательских работ, проводимых на кафедре, в лаборатории; в деятельность подразделений предприятий, выполняющих опытно-конструкторские работы и прикладные исследования, подразделений предприятия, выполняющих производство опытных партий товаров и внедряющих новые технологии;
- получение навыков подготовки академического текста, отчета по результатам научно-исследовательской и практической работы;
- приобретение опыта работы с информационными источниками, нормативно-правовыми документами;
- систематизация и анализ собранных материалов.
Полнота и степень детализации этих задач регламентируется в индивидуальном задании применительно к особенностям и возможностям конкретной базы практики, а также с учетом интересов будущего трудоустройства.
Формы практики и сроки проведения практики
Практика организуется в соответствии с учебным планом кафедры и графиком проведения учебного процесса в университете в форме учебной практики (распределительной для очной формы обучения) во 2-м семестре. Общая трудоёмкость 216 часов.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.