Эколого-биологический квест «Шаги в экологию»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию»

Время на проведение игры: 1 час 15 минут – 1 час 30 минут.

Игра рассчитана на детей в возрасте 1-4 классов. В игре участвуют

7 команд (количество команд соответствует количеству станций) в количестве 5-10 человек. При входе в зал (место общего сбора) каждый участник получает цветной жетон (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). И по этим же цветам участники делятся на команды.

Идея игры: Каждая команда получает маршрутный лист, по которому она должна двигаться последовательно (от 1-й станции до последней). Каждая станция должна находиться на достаточном расстоянии, чтобы команды не пересекались, не слышали заданий команд-соперников. На каждой площадке команда должна находиться по 7минут (она может быть тематически оформлена, ведущий площадки может быть в костюме). При правильном выполнении задания/ всех заданий команда получает СЛОГ– основу загаданной фразы своего цвета команды (количество слогов в загаданной фразе соответствует количеству станций). На заключительном этапе (в месте общего сбора) задача команды собрать загаданную фразу. Выигрывает (занимает 1-е место) та команда, которая первая пришла на место общего сбора и правильно собрала загаданную фразу (Сох-ра-ним на-шу Зем-лю).

Остальные команды, по мере прибытия в место общего сбора, получают 2-е, 3-е, 4-е и т.д. места.

Игра проводится в теплое время года на улице; в холодное – в помещении. Специальной подготовки к игре для команд нет.

Начало: Приветственное слово ведущего игры

2017 год – является годом экологии и годом особо охраняемых природных территорий. В этом году очень популярны и актуальны мероприятия экологической направленности. Сегодня мы  предлагаем вам принять участие в эколого-биологическом квесте «Шаги в экологию».

Запомните правила нашей игры:

1. Работайте всегда в команде.

2. Дружно выполняйте все задания.

3. Не перебивайте друг друга.

4. Время прохождения станции – 7 минут.

У каждой команды есть помощники, они будут вас переводить от станции до станции, чтоб вам не запутаться и не терять время на поиск станции.

А мы переходим к заданиям!

Задание № 1. На общем сборе (в актовом зале, в просторном кабинете, в зависимости от общего количества участников) каждая команда в течение 5 минут придумывает тематическое (экологическое, зоологическое) название команды, девиз и выбирает капитана команды. Команды по очереди представляются перед участниками игры.

Задание № 2. Капитанам команды необходимо подойти к распределителю маршрутных листов и взять маршрутный лист для своей команды. (Количество маршрутных листов и площадок должно соответствовать количеству команд).

После знакомства с командами и получения маршрутных листов ИГРА НАЧИНАЕТСЯ .

На каждой станции ведущий говорит команде приветственное слово о своей станции и Заключительное СЛОВО перед выдачей СЛОГА (или подбадривающие слова, если команда не получает слог). Слоги на станциях выдаются в соответствии с цветом команды.

Станции

Изучение нового материала

А) Рассматриваются карточки с изображением:

Кудрявый пеликан, орлан-белохвост, журавль-красавка.

Даётся информация по этим видам.

 

Описание видов

Журавль-красавка обитает в южных районах Омской области, питается растительной и животной пищей (семенами и зелёными частями растений, крупными насекомыми, иногда грызунами, ящерицами и лягушками), живёт в степи, иногда у воды, очень редкий вид, занесён в Красную книгу Российской Федерации. Весной прилетает с юга в середине апреля, демонстрирует весенние брачные танцы. Живёт только парами, в гнезде бывает от 1-го до 3-х яиц.

Орлан-белохвост обитает по всей территории Омской области, питается разнообразными животными: рыбой, ондатрой, водоплавающими и околоводными птицами. Огромное многолетнее гнездо расположено на дереве у водоёмов. Взрослые птицы всю жизнь живут вместе, в гнезде бывает от 1-го до 3-х птенцов, чаще всего 2. Белый хвост имеется только у взрослых птиц. Молодые птицы полностью тёмно-бурые. Половой зрелости достигают в возрасте 5 – 6 лет. Самая крупная хищная птица Омской области.

Кудрявый пеликан обитает на крупных водоёмах Омской области, в частности, на озере Тенис Крутинского района, где находится самая северная гнездовая колония кудрявых пеликанов в мире. Ежегодно там гнездится от 20 до 60 пар пеликанов. Питается рыбой. Имеет кожистый мешок на подклювье. У взрослых птиц имеется кудрявые перья на голове. Живёт парами, в выводке бывает от 2-х до 4-х птенцов. Занесён в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Омской области.

Задание1: Составь название птицы по вырезанным буквам.

Б) Рассматриваются карточки с изображением:

Башмачок пятнистый

Задание 1: Описать своими словами краснокнижное растение, с использованием только прилагательных слов.

Отдел Цветковые

Вопрос 4. Как вы думаете, почему некоторые растения называют «первоцветами»? (ведущий слушает ответы детей).

Краткая информация от ведущего: в Красную книгу Омской области занесён один из первоцветов – Первоцвет мучнистый.

 Отвар и настои из этого растения в народной медицине используются при лечении дерматитов. Кроме того, препараты из первоцвета мучнистого, втираемые в кожу головы, способствуют улучшению роста волос. В тибетской медицине это растение применяют при лечении опухолей.

 

Вопрос 5: А какие водные растения вы знаете? (Ответы детей)

Кубышка желтая

Кубышка желтая – красивое водное растение, обладающее целебными свойствами. Ее регулярно используют в народной медицине и для изготовления фармакологических препаратов. Это уникальное растение занесено в Красную книгу Омской области.

Кубышка, или кувшинка, желтая – удивительной красоты растение. Свое русское название оно получило из-за схожести созревшего плода со старинным сосудом с крышечкой, которым пользовались на Руси. Это многолетней представитель водной флоры не просто красивый цветок – он обладает массой полезных свойств.

    Лечебные свойства активно используются в народной и традиционной медицине. Так, препараты на основе ингредиентов кубышки желтой оказывают такие действия: болеутоляющее, бактерицидное, вяжущее, желчегонное, легкое снотворное, мочегонное, успокоительное.
                                                                                                       Кувшинка чистобелая

Прекрасные цветки белой кувшинки всплывают на поверхность водоема ранним утром и распускаются в виде пышной розы, источая тонкий аромат. Вечером цветок закрывается и погружается обратно в воду. Срывать чудесные цветки не следует, поскольку растение от этого сильно страдает. Как правило, кувшинка погибает из-за повреждений стебля.

Основная причина сокращения численности растений – загрязнение, обмеление и пересыхание водоемов, сбор корневища растения в лекарственных целях и цветов во время цветения

В медицинских целях используются как корневища, так и листья, цветки и плоды растения. Из них делают болеутоляющие и кровоостанавливающие средства, противовоспалительные настои и средства от угрей и веснушек.

    Кувшинка чистобелая также занесена в Красную книгу Омской области.

Задание 2: Ребята, вам необходимо разгадать ребусы, а зашифрованы там лекарственные растения.

Отгадай ребусы

Ответ: Тысячелистник

Ответ: Незабудка

Ответ: Зверобой

Ответ: Череда

При условии, если команда быстрее справилась с заданием, ведущий может предложить дополнительную информацию и вопросы по теме станции.

Отдел Папоротниковидные

Вопрос 1: Какие папоротники вам известны? (ведущий получает ответы от детей).

Ведущий рассказывает легенды о папоротниках:

На Руси папоротник называли разрыв-травой. Считалось, что достаточно одного прикосновения цветка папоротника, чтобы открыть любой замок. По поверьям, сорвать цветок папоротника очень трудно и опасно. Считалось, что цветок папоротника сразу после расцветания срывает рука невидимого духа. И если кто-то осмелится пойти сорвать папоротниковый цвет, то духи навлекут на него ужасы и страхи, и могут увести его с собой.

Неудивительно, что с этим растением связаны красивые легенды. Согласно другой легенде, в том месте, где упала с утеса прекрасная девушка, возник чистый источник, а волосы ее превратились в папоротник. Другие легенды о папоротнике связывают его возникновение с богиней любви и красоты Венерой: замечательное растение выросло из оброненного ею волоса. Один из видов его так и называется адиантум - венерин волос.

Вопрос 2: Сколько раз в году цветут папоротники? (ответ: папоротники – не цветковые растения, они не цветут).

Вопрос 3: Как вы думаете, сколько видов папоротников занесены в Красную Книгу Омской области? (ответ: 5видов папоротников)

ПАПОРОТНИКИ –  доисторические представители флоры царствовали на земном шаре еще в древние геологические эпохи. Ученые утверждают, что папоротники появились на земле более 400 миллионов лет назад. Представляете? В ту непредставимо далекую эпоху всю землю покрывали леса из огромных папоротников. Сейчас они, конечно, обмельчали. Не встретишь папоротник ростом с дерево. Но видов папоротников существует огромное количество. В мире насчитывается более 10 000 видов, в России их растет более 2 000. Папоротники представляют отдельный биологический вид растений. Главная их особенность в том, что у них нет семян. А размножаются они спорами.

       Станция № 4 «Твердые бытовые отходы – наша общая проблема»

Необходимые материалы и оборудование: мультимедийная установка, вопросы викторины по ТБО для команд.

Задача команды: выполнить задание, ответить на все вопросы как можно точно и получить БУКВЫ.

Слайд 1. Ведущий: За последние несколько лет большую опасность приобретают твердые бытовые отходы. Для больших городов эта проблема стала настоящей проблемой. Каждый российский гражданин ежегодно «производит» 300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина и берлинца. Самые мощные «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600кг ТБО.

Ведущий: Ребята, как Вы думаете, что относится к ТБО (твердым бытовым отходам)? Ответы участников сбора

Слайд 2. Ведущий: Во всех странах состав ТБО примерно одинаков, его главные составляющие - бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы.

Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.).

Ведущий: Ребята, как вы думаете, какие причины способствуют увеличению количества мусора? Ответы участников сбора

Слайд 3. Причины

1) Рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

2) Увеличение количества упаковки;

3) Повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

 

Слайд 4. Существует несколько способов обращения с отходами. Вы их видите на слайде: захоронение, сжигание, вторичная переработка.

Слайд 5. Большая часть ТБО свозится на свалки. Перед Вами изображена самая крупная свалка на планете. Место ее расположения – север Тихого океана, необитаемый архипелаг-свалка, площадь которого 6 тыс. квадратных километров. Состоит преимущественно из пластика. Значительную часть занимают технические отходы: мобильные телефоны, компьютеры и компьютерные комплектующие, офисная техника и прочее.

Слайд 6: Проблема отходов на свалках усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определенного времени.

Например, для разложения бумаги требуется от 2 до 10 лет, консервной банки - 90 лет, полиэтиленового пакета­ - 200 лет, пластмассы - 500 лет, стекла - 1000 лет.

 

Слайд 7: В целом переработка каждого вида ТБО не составляет проблемы, это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв. Пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И, тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России.

 

Слайд 8: Самый оптимальный комплексный подход обращения с отходами выглядит таким образом:

1. Предотвращение появления отходов;

2. Вторичное использование материалов;

3. Получение энергии из отходов (сжигание);

4. Захоронение отходов.

5.

Слайд 9: А сейчас я предлагаю вам выполнить задание и ответить на вопросы викторины по теме ТБО.

Викторина по ТБО

Вопросы:

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:

1. Пластмасса

2. Стекло.

3. Металл.

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

1. Рассортировать.

2. Собрать в одном месте.

3. Раскрошить.

 

3. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

1. 10 лет.

2. 50 лет.

3. 500 лет и более.

4. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:

1. 2-10 лет.

2. 15-18 лет.

3. 20 и более лет

5. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

1. Их захоронение.

2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.

3. Повторное использование отходов.

6.  Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители:

1. Москвы

2. Нью-Йорка

3. Лондона

7.  Способом уменьшить влияние на природу является:

1. Рост численности населения,

2. Оосвоение новых территорий,

3. Создание безотходных технологий.

8. Сколько времени разлагается стекло:

          1. более 100 лет

          2. более 500 лет

          3. более 1000 лет

       Станция № 5 «Уникальные уголки природы»

Необходимые материалы и оборудование: карточки с названиями видов ООПТ и их характеристик, изображения с эмблемами ООПТ и животными, охраняемыми на этих ООПТ, фото с рисунками животных, растений, пейзажи территорий ООПТ.

Задача команды: выполнить задание, ответить на все вопросы как можно точно и получить БУКВЫ.

    Ведущий: Ребята, станция, на которую вы пришли, называется «Уникальные уголки природы», как вы думаете, о чем мы будем говорить? Ответы детей

Ведущий: А говорить мы с вами будем об особо охраняемых природных территориях  (ООПТ). Они созданы для сохранения природного и культурного наследия, обеспечивают охрану территории, проведения научных исследований и экологического просвещения.

Ведущий: А какие ООПТ вы знаете? Ответы детей

Ведущий: Основные категории ООПТ: заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы.

Заповедники - старейшая и традиционная в России форма охраны природы. В заповедниках сохраняются самые ценные участки леса, тундры, степей, лугов, гор и морей. Здесь полностью запрещена любая деятельность человека. Посещать такую заповедную территорию можно только по разрешению и на специально выделенных для этого участках.

Национальные парки - начали создаваться в России с 1983 года, они относительно «молоды». На территории национальных парков выделяются несколько зон, различных по режиму охраны. Есть участки, где природа сохраняется в неприкосновенности, как и в заповедниках. Но значительные территории национальных парков предназначены и обустраиваются для того, чтобы сочетать охрану природы, познавательный туризм и отдых.

Государственные природные заповедники и национальные парки находятся в ведении и управлении Правительства Российской Федерации.

Заказники создаются для целей сохранения или восстановления определенных видов животных или растений, ценных природных ландшафтов, экологических систем, а также различных других природных объектов и их комплексов. Заказники могут быть федерального или регионального значения.

Природные парки сохраняют определенные уникальные природные территории, животных и растений, природное и культурное наследие.

Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения.

Памятники природы - уникальные, ценные природные, а иногда и рукотворные, объекты или комплексы таких объектов. Такими объектами могут быть естественная экологическая система, природный или культурный ландшафт или отдельные природные достопримечательности - памятные деревья (например, вековые дубы, липы, ели и другие старые деревья), скалы, водопады, пещеры и т.п. Территории, занятые памятниками природы, могут быть федерального или регионального значения.

В настоящее время в систему федеральных ООПТ входит 103 государственных природных заповедника, 49 национальных парков и 64 государственных природных заказника.

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, в Омской области есть ООПТ? Ответы детей

Ведущий: На территории Омской области находится 19 ООПТ регионального значения. А вы знаете какие-нибудь из них? Ответы детей

Ведущий: (краткий рассказ о ООПТ Омской области)

1) ГПК заказник регионального значения «Озеро Эбейты»

Образован в 2012 году. Комплексный профиль. Располагается на пересечении границ Москаленского, Полтавского и Исилькульского районов. Площадь заказника – 100км. Эйбейты –уникальное горько-соленое озеро с огромными запасами лечебных грязей, используемых в санаториях Омской области. Это соленая пустыня и полупустыня –редкий для Омской области ландшафт. Глубина озера до 1,6 метра. Соленость озера полностью зависит от особенностей увлажнения и может достигать 300%, что сопоставимо с соленостью Мертвого моря. Озеро является одним из самых крупных и значимых в региональном и общероссийском масштабах промысловым водным объектом, где обитают и добываются рачки артемия солина, признанные во всем мире наилучшим стартовым кормом для многих видов рыб и ракообразных, а также используемые в производстве косметологических средств. Здесь ведется добыча их цист.

2) ГП зоологический заказник регионального значения «Заозёрный»

Создан 2005 году. Самый крупный заказник зоологического профиля с площадью 233,4 тыс.га Расположен на территории - Большеуковского районе и Крутинском. На поверхности воды встречаются плавающие растения: водокрас, ряска, кувшинки, кубышки. Животный мир очень богат: лось, кабаны, рысь, бурый медведь, бобры, енотовидная собака, колонок, горностай, ласка, совы, тетерева, белая куропатка и др. Из наблюдений охотоведа: «И суток не хватит, чтобы объехать этот заказник»

3) ГП зоологический заказник регионального значения «Лузинская дача»

Создан 1995 г. Площадь 30,4 га. Расположен в Любинском районе. Обитают: косуля, кабан, лисица красная, барсук, ондатра, лебедь-шипун, лебедь –кликун, серая гусь, серый журавль. Из животных, занесенных в Красную книгу РФ и Омской области здесь встречаются: сапсан, кречет, белая сова, могильник, краснозобая казарка, пискулька.

4)ГП заказник регионального значения «Баировский»

Расположен на территории Саргатского, Тюкалинского, Колосовского района. На территории заказника находится около 60 озёр. И вдоль его границы протекает река Оша. Гнездятся птицы занесенные в Красную книгу РФ и Омской области: орлан-белохвост, орёл-беркут, орёл-могильник. Произрастает редкие и исчезающие растения: пион уклоняющийся, ветреница, адонис весенний.

5) ГП заказник регионального значения « Степной»

Расположен на территории Оконешниковского и Черлакского районов.

Заказник создавался для охраны и воспроизводства ценных видов птиц: лебедей, гусей, уток, серых журавлей, журавля-красавки, сизой чайки, полевой дичи, а также косули, зайца-русака, сурка и др.

Ведущий: Ребята, сейчас я предлагаю вам выполнить небольшое задание группой. Я раздам вам характеристики ООПТ и их  названия, ваша задача определить, какая характеристика относиться к конкретному виду ООПТ.

Заповедник Территории, где сохраняются самые ценные участки леса, тундры, степей, лугов, гор. Здесь полностью запрещена любая деятельность человека. Даже заходить на заповедную территорию можно только имея специальное разрешение. Охрану осуществляют федеральные органы государственной власти.
Национальный парк Замечательные горы или удивительные леса, озера и большие территории, которые охраняются вместе с поселками и деревнями. Они ждут туристов: приезжайте, смотрите, отдыхайте. Охрану осуществляют федеральные органы государственной власти.
Природный парк Ценные природные территории, часть которых охраняется, а часть показывают посетителям.  Охрану осуществляют региональные органы государственной власти.
Заказник Территории, которые создаются для сохранения или восстановления определенных видов животных или растений, ценных природных ландшафтов. Имеют менее строгий режим особой охраны. Охрану осуществляют федеральные или региональные органы государственной власти.
Памятник природы Уникальные, ценные природные, а иногда и рукотворные объекты, занимающие различную (иногда очень небольшую) площадь – памятные деревья (вековые дубы, липы, ели и другие старые деревья), скалы, водопады, пещеры. Охрану осуществляют федеральные или региональные органы государственной власти.

 

Задание: «Живые символы» - задача участников сопоставить фотографию ООПТ с фотографией животного, растения которого на данной территории сохраняют.

Правильные ответы

Заказник «Степной» - Журавль-Красавка

Заказник «Заозерный» - Кувшинка белая

Заказник «Баировский» - Пион уклоняющийся

Лузинская дача – Косуля

Озеро Эбейты – рачки Артемии

 

Как экономить воду?

1. Выключать воду, когда она Вам не нужна, например, когда Вы чистите зубы.

2. Для мытья посуды, овощей и фруктов используйте тазик.

3. Отремонтируйте протекающие краны и трубы. При самой небольшой утечке воды в унитазе уходит 40 литров в сутки.

4. Принимайте душ вместо ванны – расход воды почти в 3 раза меньше.

5. Покупайте модели стиральной машины с экономным режимом использования воды: новые модели на 40% эффективнее старых расходуют воду.

6. Не проходите мимо открытых кранов. Из полностью открытого водопроводного крана каждую минуту уходит в канализацию до 15 литров воды.

 

Как экономить энергию?

1. Выключайте электроприборы, когда Вы ими не пользуетесь, свет, когда он не нужен.

2. Используйте энергосберегающие лампы для освещения. Они потребляют в 5 раз меньше электроэнергии, чем лампы накаливания. За свой длительный срок работы одна энергосберегающая лампочка предотвращает выброс в атмосферу более 200 кг углекислого газа.

3. Помните, что самая дешевая энергия – это та, которую вы не купили. Максимально используете естественное освещение, поддерживайте чистоту окон.

4. Кипятите в чайнике только то количество воды, которое Вам действительно необходимо.

5. Покупайте экономичную бытовую технику.

6. Стирайте белье только при полной загрузке стиральной машины.

7. Не заслоняйте батарею мебелью или шторами, чтобы теплый воздух свободно поступал в комнаты.

 

Заключительная часть

Команды по очереди (либо вместе) через 1 час – 1 час 10 мин возвращаются в место общего сбора с собранными БУКВАМИ. Командам предоставляется около 5 минут, чтобы собрать загаданное слово. В случае, если команда не может собрать слово из имеющихся букв (или у команды собраны не все буквы), то у неё есть возможность, ответив на дополнительные вопросы  получить от ведущего недостающие буквы (для этого у ведущего должны быть вторые комплекты букв для каждой команды).

Подведение итогов.

Ведущий: Ребята, сегодня вы показали себя не только знатоками природы, но и творческими личностями. Но помните, что природу и друзей наших меньших не только нужно хорошо знать, но и охранять.

А мы переходим к церемонии награждения.

1-ое место заняла команда «……………….»,

Вручается диплом за 1-ое место

2-ое место заняла команда

 Вручается диплом за 2-ое место

И т.д.

Вручаются сертификаты участников.

 

Эколого-биологический квест «Шаги в экологию»

Время на проведение игры: 1 час 15 минут – 1 час 30 минут.

Игра рассчитана на детей в возрасте 1-4 классов. В игре участвуют

7 команд (количество команд соответствует количеству станций) в количестве 5-10 человек. При входе в зал (место общего сбора) каждый участник получает цветной жетон (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). И по этим же цветам участники делятся на команды.

Идея игры: Каждая команда получает маршрутный лист, по которому она должна двигаться последовательно (от 1-й станции до последней). Каждая станция должна находиться на достаточном расстоянии, чтобы команды не пересекались, не слышали заданий команд-соперников. На каждой площадке команда должна находиться по 7минут (она может быть тематически оформлена, ведущий площадки может быть в костюме). При правильном выполнении задания/ всех заданий команда получает СЛОГ– основу загаданной фразы своего цвета команды (количество слогов в загаданной фразе соответствует количеству станций). На заключительном этапе (в месте общего сбора) задача команды собрать загаданную фразу. Выигрывает (занимает 1-е место) та команда, которая первая пришла на место общего сбора и правильно собрала загаданную фразу (Сох-ра-ним на-шу Зем-лю).

Остальные команды, по мере прибытия в место общего сбора, получают 2-е, 3-е, 4-е и т.д. места.

Игра проводится в теплое время года на улице; в холодное – в помещении. Специальной подготовки к игре для команд нет.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 277.