Механизм сближения национальных правовых систем: сближение (гармонизация) национальных законодательств, унификация правовых норм, международно-правовая помощь.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Один из возможных результатов сравнительно-правовых исследований – унификация правовых норм по некоторым проблемам.

Такая унификация может осуществляться либо путем выработки единообразного акта, воспринимаемого многими странами, либо путем заключения международного договора.

После того как унификация осуществлена, возникает – главным образом при второй из названных процедур, т.е. при процедуре заключения договора, унифицирующего нормы национального права, – проблема единообразного толкования единого текста. И здесь международное право призвано предоставить адекватную технику, которая обеспечила бы обязательное истолкование спорных положений путем новых переговоров и нового соглашения либо путем обращения к международной юрисдикции.

Унификация законодательства и правовых концепций в ее международно-правовых формах является наиболее известным способом сближения российского права с романо-германской правовой семьей. Однако, как показывает практика, унификация права, которая должна пониматься в широком смысле, начиная с унификации национального законодательства и кончая кодификацией незаконодательного характера юридической практики и обычаев, не есть самоцель, и она должна быть следствием практической потребности установления тесных контактов между государствами в сфере экономической, политической, культурной и социальной жизни.

Причем общие моменты в праве сочетаются со специфическими чертами правовых систем разных государств, их значение отнюдь не уменьшается в условиях мировых интеграционных процессов. Изучение и знание права в его общем и особенном, сравнение правовых систем, анализ путей сближения национальных законодательств приобретают все большее значение.

Главной особенностью процессов унификации и гармонизации национальных правовых систем является то, что они проистекают одновременно и параллельно на международно-публичном и национально-правовом уровнях.

Отношения между национальными субъектами права внутри государств осуществляются на основе правовых норм, действующих в данном конкретном государстве.

Отношения между самими государствами и производными от них субъектами строятся на базе международного публичного права.

В условиях глобализации усиливается межгосударственное правовое сотрудничество, в рамках которого происходит взаимопроникновение различных правовых теорий, учений и взглядов, интенсивный обмен юридической информацией, принятие в результате него согласованных и сходных актов и норм.

Проблемы унификации и гармонизации национальных правовых систем при их решении упираются в то, что в результате унификации договоров одни государства будут навязывать другим неприемлемые для них модели регулирования тех или иных отношений.

Процесс сближения национальных законодательств вызван потребностью в совместном решении общих задач и согласованных действиях.

Правовое сотрудничество государств означает:

а) выработку общего курса правового развития;

б) осуществление мер по преодолению правовых различий;

в) принятие мер по выработке общих, совместных или единых юридических правил.

Близкие по природе, государственному строю и политическому режиму, по уровню экономического развития страны проводят курс на сближение законодательства в течение длительного времени.

Сближение законодательства различных стран означает общий курс государств на определение общих направлений согласованного развития национальных законодательств, на преодоление правовых различий и выработку общих правовых решений. Иногда наряду с этим понятием и даже взамен используются понятия "гармонизация законодательства" или "гармонизация права".

Гармонизация права - это процесс, направленный на сближение права разных государств, на устранение или уменьшение различий. В течение всего исторического процесса развитие внутреннего права государств сопровождалось элементами гармонизации, так как, формируя свою правовую систему, государства заимствовали опыт друг друга.

Интернационализация права проявляется в двух взаимосвязанных, но различающихся по своему содержанию, процессах: унификации и гармонизации права.

Унификация, предполагающая введение в национальное право разных государств одинаковых норм права, ведет к сближению национальных правовых систем, к стиранию различий между ними.

Но гармонизация более широкое понятие, потому как сближение осуществляется и за пределами унификации. Поэтому профессор Г.К. Дмитриева различает гармонизацию права в широком смысле слова, которая охватывает также унификацию, и гармонизацию права в узком смысле слова, отличную от унификации. \

Главное отличие гармонизации права от унификации, по мнению ученого, заключается в отсутствии в этом процессе международно-договорных обязательств. Отсутствие договорной формы не является только формальным моментом, а определяет специфику всего процесса гармонизации: порядок создания и применения норм права, его конечный результат.

Унификация (от лат. unifacere - делать единым) права направлена на создание одинаковых, единообразных, т.е. унифицированных, норм во внутреннем праве разных государств.

Как известно, правотворчество является исключительной внутренней компетенцией государства, поэтому единственным способом унифицированных норм является сотрудничество государства.

Унификация как форма интернационализации права выступает разновидностью правотворческого процесса (происходит в двух правовых системах - в международном праве и в национальном праве государств, с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов).

В данном случае мы ведем речь об унификации национальных правовых систем. Она охватила все отрасли внутригосударственного права. Особенно ярко это проявилось в сфере экономических отношений, что является основным предметом наших исследований.

Сближение несходных между собой законодательств преследует двоякую цель: устранить одновременно торговые барьеры и имеющиеся нарушения условий конкуренции, которые могут возникнуть на основе различий в национальных законодательствах и создать в определенных секторах или сферах экономики общие правила.

 

 

       40. Международное частное право в свете сравнительног оправоведения.

       1. Сравнительное правоведение и международное публичное право

Сравнительное правоведение и международное публичное право как учебные дисциплины имеют между собой много общего.

Первая сравнивает различные правовые системы, вторая изучает отношения между такими субъектами международного права, каждый из которых обладает своей национальной правовой системой.

Сравнительно-правовые исследования приносят международному публичному праву двоякую пользу. Обогащаются, во-первых, используемые международным правом методы, во-вторых – само его содержание.

В целях эффективности международного права следует иметь достаточно полное представление не только о внутригосударственных органах, на которые возложено применение ряда его норм, но и об их компетенции, а также о порядке деятельности.

Влияние сравнительного правоведения на международное право состоит в том, чтобы представить в распоряжение последнего инструментарий, позволяющий изучить предпосылки и последствия международно-правовых актов. Относительно недавно государства перестали быть единственными субъектами международного права. Наряду с ними в таком же качестве выступают межправительственные организации. Сравнительное правоведение может способствовать лучшему ознакомлению с ними.

В рамках науки международного права необходимо создать общую теорию международных организаций. Это можно сделать только путем использования методов сравнительного правоведения как инструмента прогресса права.

Таким образом, международное право обращается к сравнительному правоведению как в методологических целях, так и для разработки норм материального права.

Вопрос о взаимодействии международного права и сравнительного правоведения также может быть рассмотрен в двух аспектах

– в техническом аспекте

– в аспекте материального права.

В первом случае международное право предоставляет в распоряжение сравнительного права технику переговоров и выработки общего решения, во втором международное право определяет и формальный порядок заключения договора.

Один из возможных результатов сравнительно-правовых исследований – унификация правовых норм по некоторым проблемам.

Такая унификация может осуществляться либо путем выработки единообразного акта, воспринимаемого многими странами, либо путем заключения международного договора.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 456.