Глава восьмая                                                                                                                        ЗДОРОВЬЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                                                               Введение.                                                                                                                                Каждый человек должен иметь хотя бы первоначальные знания о здоровье и обо всем, что его касается. Это однако не означает, что всем нам необходимо иметь медицинские дипломы, и те, кто будет искать в этой главе подробную и глубокую медицинскую информацию по основным болезням, конечно же не найдут ее. Вы найдете здесь только общие сведения, наблюдения и предложения, касающиеся здоровья, лекарств и т.д. применительно к потребностям мусульманской женщины и в связи с исполнением ею своих обязанностей.                                                                                                                                       Ислам привержен идее о “здоровом духе в здоровом теле”, что можно видеть из различных Хадисов, где речь идет об умеренности в еде и питье, занятиях спортивными упражнениями (участии в спортивных состязаниях, отдохновении ума при помощи легкого юмора и пр.). Всем известны те блага, которые таит для здоровья человека пост в месяц Рамадан, как, впрочем, известны и преимущества воздержания от свинины и спиртного. Нам же необходимо побольше узнать о тех сферах, которые не настолько хорошо известны и не так четко обозначены.

                                      Медицинский осмотр и лечение.                                                                                                          Это сфера, которая может беспокоить и волновать нас, особенно тех из сестер, которые соблюдают Хиджаб. И это тот случай, когда временно отменяются все обычные правила, касающиеся покрытия тела одеждой, прикосновений и т.п. Конечно, это не повод для злоупотреблений или непринятия мер к тому, чтобы избежать осмотра у врачей-мужчин. И все же, несмотря на то, что можно и предпочтительно найти врача-женщину, некоторые виды специализированного лечения могут предоставляться лишь врачами-мужчинами. Если есть необходимость пройти осмотр у врача, в том числе гинеколога, или получить акушерские услуги, то мусульманской женщине разрешено проходить осмотр у врача-мужчины. Вы всегда можете взять кого-то с собой или попросить какую-либо женщину из вспомогательного персонала соприсутствовать при осмотре в качестве “сопровождающей”, — и с этим обязательно согласятся многие врачи. В подобных случаях необходим осмотр лишь отдельных частей тела, которые и следует обнажить: если врачу необходимо обследовать ваш живот, вам не нужно обнажать ноги. А если вам нужна медицинская помощь при родах, то нет нужды открывать голову или верхнюю часть тела. Большинство специалистов-медиков в настоящее время знают о культурных традициях и потребностях мусульман или готовы прислушаться к их просьбам. Обычно они приветствуют всякую благоприятную возможность узнать что-то новое для себя и относятся к ним с уважением.

                                                                 Лекарства                                                                                                                            Вещества, используемые в медицине в целях изготовления лекарственных препаратов, должны быть Халяль (разрешенными). Единственным случаем, когда могут быть использованы препараты, содержащие вещества Харам (запрещенные), является тот, когда нет никакого другого препарата, способного заменить препарат Харам, а отказ от его использования поставит под угрозу жизнь больного. Очевидно, что подобные случаи имеют место довольно редко. Многие из нас страдают от недомоганий, которые, причиняя тяготы и боль, вряд ли представляют собой реальную угрозу для жизни (несложные инфекции грудной и горловой полости, недостаток железа в крови, анемия и пр.). Значительное число предписываемых препаратов изготовляется в капсулах, а они содержат желатин животного происхождения. Однако при этом очень редко указывается, какое именно животное использовалось для этих целей. Многие препараты доступны и в других формах — в жидком виде или в таблетках, так что есть смысл попросить вашего врача прописать вам альтернативный вариант. Но если его не существует или он недоступен, то допустимо принятие необходимого вам лекарства во избежание более тяжелых осложнений для здоровья.

                                                     Лечение травами                                                                                                                     Травяные и другие “нетрадиционные” виды медицинских препаратов довольно популярны среди мусульман. И это совсем неплохо, поскольку многие химические вещества, используемые в фармацевтической промышленности, могут быть вредными для организма, а что касается травяных препаратов, они никоим образом не получены из животных и не испытывались на них. Спор сторонников традиционной и нетрадиционной медицины — это сложная проблема, о которой в данной книге полностью рассказать невозможно. Те, кто интересуется данной проблемой более глубоко, могут получить по ней массу информации в специальных источниках. Однако, перед тем, как искать для себя какой-либо вид нетрадиционного лечения, убедитесь, что практикующий его врач, с которым вы советуетесь, имеет надлежащую подготовку в данной сфере и состоит членом организации, осуществляющей контроль за деятельностью подобного рода. Ведь нетрадиционная медицина не является объектом такого же жесткого контроля, как традиционная, и практически любой человек может назвать себя практикующим врачом, не имея подтверждения о соответствующей квалификации. Вполне очевидно, что это может привести к причинению вреда больным.

                                                       Питание и диета                                                                                                                  Женщинам необходимо иметь основные знания о том, какие виды продуктов питания полезны, а какие вредны, чтобы обеспечить здоровое питание для членов своих семей, и, разумеется, для себя самих! Здоровый режим питания играет огромную роль, особенно в период беременности и кормления грудью. В зависимости от этого женщина может чувствовать себя хорошо и в норме, или же усталой и истощенной. Хотя достаточный отдых, моральная и практическая поддержка со стороны окружающих — также очень важны.                                                                                                                                              Нам также необходимо выработать привычку читать этикетки на товарах, чтобы быть уверенными, что мы покупаем продукты, являющиеся Халяль.                                      Небольшое предостережение: компании, производящие продукты питания, часто меняют компоненты, входящие в их состав (руководствуясь при этом колебаниями цен на различные вещества, поскольку стремятся удержать стабильные цены на производимую продукцию; и это — кроме всего прочего!). Если в один из дней вы читаете ярлык, и все выглядит прекрасно, не думайте, что эти пирожные, пирог, конфеты будут Халяль всегда. Примером этому служат “Opal Fruits” — обычно в них содержался желатин, затем на некоторое время его исключили, и все было нормально. Но впоследствии желатин стали использовать вновь, и на время написания этой книги они уже непригодны для употребления. Хотя в будущем все может измениться снова. Для некоторых сортов товаров, а также на многих торговых ярлыках супермаркетов в настоящее время используются специальные знаки (обозначения), указывающие, подходит ли эта продукция для вегетарианцев. В данном случае наиболее надежным знаком является зарегистрированный знак Общества Вегетарианцев “V”, поскольку оно предъявляет самые жесткие требования к продукции. Но некоторые супермаркеты используют свои собственные знаки. Можно употребить также кошерные виды мяса и продуктов, если вы, конечно, сможете их найти: практически они бывают только там, где проживает значительное число лиц еврейской национальности. Продукты, ввозимые из США, могут иметь не очень заметные знаки “К” или “Р”, обведенные кружком и помеченные в каком-либо месте на упаковке. Это означает, что продукты “пропущены” в качестве кошерных еврейскими религиозными организациями в Америке1.                                                   Есть надежда, что мусульманские женщины достаточно благоразумны, чтобы не угодить в навязчивую ловушку диеты, но и здесь есть опасности, поскольку многие из нас выросли на Западе и могут быть подвержены влиянию искусственных образов стройных и красивых людей, создаваемых в средствах массовой информации. Это ни что иное, как очередной каприз западной моды, ведь в прошлом веке на Западе полная фигура считалась более желанной. В других частях мира, в том числе и в ряде мусульманских стран, полнота вообще предпочитается худобе. В некоторых диалектах арабского языка слова, обозначающие “полноту” и “худобу”, несут в себе еще и дополнительный смысл — “в добром здравии” и “слабосилие” — соответственно. Реалии таковы, что любой общественный нажим или давление в пользу определенных форм тела и несправедлив и нецелесообразен с точки зрения возможности его реализовать на деле. Мы все сотворены разными по своим внешним очертаниям и размерам, и вполне очевидно, что большинству из нас не суждено иметь размер 8 или 10. В настоящее время практически всеми признано, что диеты, направленные на похудение, не дают результата. Большинство теряющих таким образом вес людей обычно набирают его снова, и, может быть, даже еще в больших количествах, когда прекращают “сидеть на диете”, поскольку жировой обмен в их организме уже нарушен. Подобные доводы не означают, что мусульманской женщине позволено набивать свой желудок пищей и становиться толстой и ленивой. Ни в коем случае! Какими бы ни были наш размер и формы тела, нам все равно надлежит заботиться о своем здоровье, правильно питаться и регулярно заниматься спортом. Женщины с размером “16 плюс” свободно могут регулярно делать спортивные упражнения, заниматься спортом, быть в норме и энергичными. Мы должны принять для себя те размеры и форму тела, которые являются нашими, и не тратить попусту время, стремясь стать такими, какими нам стать не дано. У мусульманской женщины есть более важные дела, чем суета о размерах ее платья!                                                                                       ЭТО ВАЖНО! Если вы имеете слишком избыточный вес или по медицинским соображениям должны сбросить его, то вам необходимо принять соответствующие меры, ведь это вопрос вашего здоровья, а не пустого тщеславия. Сбросить вес лучше посредством осторожного подхода к питанию (а если надо — изменив свое отношение к еде и привычку “хорошо поесть”). Отличных результатов можно достичь и за счет регулярных спортивных упражнений. Но если вы не привыкли заниматься ими, начинайте постепенно, с небольших нагрузок, поскольку постепенное сбрасывание веса лучше, чем его мгновенная потеря при помощи “волшебной диеты”, а затем такое же быстрое его возобновление.

                                                                Курение.                                                                                                                                                  Здесь можно сказать однозначно: НЕ КУРИТЕ! Курение вредит как душе, так и телу. В прошлом ученые были заняты выяснением того, является ли оно Макрух (тем, что не одобряется, нежелательно) или же Харам (то, что запрещено). В настоящее время имеются неоспоримые научные доказательства того, что курение вредит здоровью, не таит в себе никаких благ, и нет никакого сомнения в том, что это Харам.                                     “... не подвергайте сами себя погибели; ...” (Коран: Сура 2, Аят 195)                                      “... И не убивайте и не вредите самим себе. Поистине, Аллах к вам Милосерд!” (Коран: Сура 4, Аят 29)                                                                                                                         “... не расточай безрассудно, — ведь расточители — братья сатаны, а сатана своему Господу не благодарен” (Коран: Сура 17, Аяты 26—27)                                             Курильщики могут сказать, что это их личное дело, и что они вредят только сами себе, поэтому какое до этого дело всем остальным? Но вы не правы. Особенно если курите не в специально отведенных для курения местах (специальных вагонах, в ресторанах и пр.), на открытом воздухе или среди других курильщиков. Опасности, которые таит в себе пассивное курение, т.е. вдыхание дыма во время пребывания среди курящих, полностью доказаны и описаны. Находясь среди курильщиков, некурящим не только неприятно дышать, — они подвергают опасности свое здоровье! Курение же в доме некурящего человека — это вообще верх дурного тона. Ведь после вашего ухода запах табачного дыма будет присутствовать в доме в течение нескольких часов.                                               Что касается курящих женщин, то в данном случае опасность не ограничивается возможностью раковых заболеваний, болезней сердечно-сосудистой системы и других недугов для вас самих (курение увеличивает степень риска, а если бросите, он вскоре снижается). Но это угрожает здоровью ваших детей, причем еще до их рождения.      Курение в период беременности будет означать, что деятельность плаценты не так эффективна, как это должно быть, и может лишить ребенка питательных веществ и кислорода. Повышается риск преждевременных родов, врожденных уродств ребенка, рождения его с недостаточным весом и пр. Если вы курите во время беременности, вы подвергаете вашего ребенка ненужному риску. Известно, что дети курильщиков также чаще страдают от инфекций (ушных, горловых, грудных) и больше других рискуют заболеть астмой. У вас есть выбор — курить или не курить, но если вы курите во время беременности или в присутствии ваших детей, вы вообще не оставляете для них никакого выбора.                                                                                                                                          Вам помогут молитва и Зикр*, а еще — моральная поддержка со стороны других людей. Дополнительным стимулом для вас будет мысль о лучшем здоровье, более свежем дыхании, более свежем и чистом запахе одежды и сэкономленных деньгах, которые можно потратить на разные хорошие вещи. Так используйте его!

* Постоянное пребывание с мыслью об Аллахе и действия, направленные на сохранение памяти о Нем: чтение Корана и другой Исламской литературы, прослушивание лекций по Исламской тематике, беседы на темы Ислама, восхваление Аллаха и иные подобные действия.

                                                Предохранение от беременности.                                                                                                      Это острый вопрос, а также источник самых жарких споров. В первую очередь следует сказать, что на самом деле это не есть чисто женский вопрос: он должен быть предметом откровенного и открытого разговора мужа и жены, и ни одному из партнеров не следует стремиться искать способы предупреждения беременности втайне от другого.              Ислам поощряет мусульманские супружеские пары заводить детей, и потомство рассматривается Исламом и как благословение и как обязанность. Ни одной мусульманской супружеской паре никогда не следует стремиться предотвращать рождение детей, хотя при некоторых обстоятельствах допускается использование контрацептивов с целью предохранения от беременности. Допускается применение контрацептивов с целью отсрочить рождение первого ребенка и в целях предотвращения последующей беременности, если у супружеской пары уже есть дети. Ведь необходимо принимать во внимание состояние здоровья матери! Если ей тяжело заботиться о детях, которые у нее уже есть, зачем тогда она должна ожидать еще одного ребенка? После трудных родов врачи могут посоветовать супружеской паре подождать пару лет, а лишь затем заводить следующего ребенка. Этот совет дается для того, чтобы учесть такой фактор, как здоровье матери и необходимость полного восстановления ею сил. В некоторых случаях последующая беременность может угрожать здоровью и даже самой жизни матери, поэтому допустить ее было бы равносильно безрассудству.                    Имеются различные средства предохранения от беременности, но не все из них подойдут для мусульман. IUD,* в т.ч. спиралей следует избегать, поскольку это средство не является контрацептивом как таковым, а искусственно прерывает беременность: оно позволяет оплодотворению состояться, но не допускает зародыш вовнутрь матки. Поскольку Ислам категорически запрещает аборты (за исключением случаев, когда жизни матери угрожает опасность), этот способ очевидно не подходит для мусульманской женщины.                                                                                                                               Что касается употребления таблеток, это довольно спорный метод: они могут давать побочные эффекты, а длительное их употребление может принести вред. Действие таблеток основано на вмешательстве в протекание естественного месячного цикла в женском организме, т.е. на подавлении менструации. Ежемесячные кровотечения у женщин, принимающих такие таблетки, — это не настоящая менструация.                    Не следует особо останавливаться на том, что таблеток, которые действуют “вдогонку за случившимся”, мусульманским женщинам тоже следует избегать. Их действие основано на искусственном прерывании беременности, — они убивают зародыш, когда оплодотворение уже состоялось.                                                                                             Механические средства (колпачки, презервативы) — самые лучшие из всех возможных средств и более всего близки к тому способу предотвращения беременности, о котором упоминается в Хадисах, т.е. ‘Азл (прерванный половой акт). Они не вмешиваются в естественные функции женского организма, как это имеет место при использовании спирали или употреблении таблеток.                                                                                 Существуют и так называемые “естественные” методы, предполагающие наблюдение “базальной температуры тела” (температура тела перед отходом ко сну, перед началом еды или питья утром), которая отмечается на диаграмме, а также проверку изменений в характере слизи, находящейся во влагалище. Изменения влагалищной слизи могут свидетельствовать об овуляции (созревании яйцеклетки), так что если супружеская пара желает предотвратить беременность, можно избегать супружеских связей в этот период времени. Если же супруги хотят иметь ребенка, то в этот период времени они могут повысить свою половую активность. Данный метод особо подходит для супружеских пар, которые желают не прибегать ни к какой из “искусственных” форм предотвращения беременности, но он не дает полной гарантии (разумеется, что 100 % надежности нет ни у одного из методов). 

* Внутриматочные приспособления, применяемые в качестве контрацептивов.

                                                  Беременность и роды.                                                                                                                          Не будет лишним напомнить, что беременной женщине надлежит посещать предродовые курсы, а также читать различную литературу по вопросам беременности, родов и послеродового периода. Рождение ребенка — это самое тяжелое для вас испытание, которое вам пришлось (или придется) перенести. Вы можете испугаться, если не будете понимать, что же в действительности происходит с вами в это время? Чем лучше вы знаете о том, что происходит в вашем организме в этот период, тем лучше вы сможете справиться с родами.                                                                                                                     Роды “в естественных условиях” представляются наиболее предпочтительными и они широко распространены в мусульманской среде. Одно из дополнительных соображений в их пользу, которое может быть особенно привлекательным для мусульманских женщин, обусловлено неприятием того факта, что роды могут приниматься персоналом мужского пола, работающим в клиниках в качестве акушеров! Хотя подобный довод может показаться точкой зрения феминисток, выраженной в довольно радикальной форме, мы на самом деле предпочитаем, чтобы нам оказывали помощь только женщины (помимо наших храбрых мужей!). И по возможности следует стремиться к тому, чтобы так было всегда. Ислам не запрещает и не поощряет присутствие мужа при родах — супружеская пара сама решает, как ей быть, при этом исходя из местных обычаев и традиций, а также из своего желания и возможностей.                                                                                                Сторонники движения за роды в естественных условиях призывают вас “довериться природе” и считать боль во время родов положительным и стимулирующим фактором, а не силой, которой нужно сопротивляться и которую нужно обезвредить (болеутоляющими и пр.). Это очень благородно, и некоторые женщины могут перенести роды с минимальным количеством болеутоляющих средств, но такой героизм с их стороны таит в себе и опасность. У тех из нас, которым слишком тяжело перенести боль, или чувствующих, что необходимо медицинское вмешательство, может возникнуть чувство, что нам “не удалось”, что мы “не способны”. Но дело не в этом. Каждая женщина и каждый случай родов различны. Что подходит одной — не подойдет другой. В некоторых случаях медицинское вмешательство необходимо для спасения жизни матери или ребенка. Иногда могут возникать такие проблемы с ребенком, когда любое промедление с “извлечением” его на свет может привести к осложнениям или смерти. В таких случаях женщина, соглашающаяся на “вмешательство”, никоим образом не обманывает ничьих надежд и не терпит неудачу, а просто делает то, что является необходимостью. Попытайтесь родить “естественным”, или “активным”, способом, если он вас привлекает. Но если вы видите, что когда дело дойдет до родов, вам потребуется медицинская помощь в большей степени, чем вы предполагали, то примите ее снисходительно и с благодарностью. Кроме этого, оставайтесь уверенной в себе и способной принять нужное и своевременное решение в зависимости от конкретной ситуации.                                  Роды на дому особенно подходят мусульманским семьям, поскольку в этом случае у вас больше возможностей иметь рядом только тех помощниц, которых вы сами хотите. Вы также можете пригласить к себе своих родственниц, среди которых могут оказаться медики. Но роды на дому без каких-либо оговорок рекомендуются только тем, кто здоров и может их перенести. Если же во время беременности у вас были какие-либо проблемы, а также если ваши предыдущие роды были тяжелыми, вам надлежит отправиться рожать в больницу. Если ваш врач — противник родов на дому или же предпочитает не брать на себя ответственности за исход таких родов, на время вашей беременности вы можете поменять врача.                                                                                                                                В споре о том, где рожать — дома или в больнице, каждая из спорящих сторон по-своему права и одновременно в чем-то заблуждается. Каждая женщина должна учесть свои конкретные обстоятельства: здоровье, жилищные условия и т.д., и уже на основе этого сделать свой выбор. Сейчас во многих больницах знают об обычаях и потребностях верующих-мусульман, так что эти больницы не так “страшны”, какими виделись в прошлые годы. Большинство сотрудников больниц знают также и о традиционных потребностях мусульманок или же готовы узнать о них и проявить уважение к нашим нуждам, если мы, со своей стороны, не поленимся им все объяснить.

                                                         Кормление грудью                                                                                                                        Данный метод рекомендуется для вскармливания вашего младенца, поскольку о нем особо упомянуто в Коране и Сунне2 Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) другого метода не существовало, и женщины, которые не могли вскормить своих младенцев сами, вынуждены были прибегать к помощи кормилиц. Но и сейчас, после того, как несколько десятилетий назад возникла “мода” на кормление из бутылки, врачи снова пришли к выводу, что нет ничего лучше грудного вскармливания.                            Однако, следует сказать, что молодая мама все же должна остерегаться подспудной склонности и тяги к кормлению из бутылки, которые никак не исчезают, несмотря на все увещевания о кормлении грудью, произносимые акушерками, врачами посещающими на дому и т.д. В послеродовых палатах можно бесплатно получить образцы детского молока, и очень уж заманчиво начать кормление из подготовленной и простерилизованной, наполненной смесью бутылочки с самых первых дней, когда соски болят и раздражены, а младенец еще не совсем привык к груди и не научился сосать. Кормление грудью — это дело спроса и предложения. Чем больше сосет младенец, тем больше молока будет вырабатываться, а это требует времени, терпения, хорошего питания, обильного отдыха и большой практической поддержки со стороны тех, кто вас окружает (мужья, возьмите это себе на заметку!).     Если вам по какой-либо причине все же не удается кормить младенца грудью в течение достаточно длительного времени, не отчаивайтесь: опять-таки, здесь никому не надлежит пребывать с чувством “неудачи”. Кормление грудью, пусть хотя бы в течение одной недели лучше, чем полное его отсутствие. В эти первые несколько дней в груди вырабатывается такое вещество, как молозиво, которое таит огромные блага для младенца, поскольку в нем — высокий уровень содержания противоинфекционных элементов. Вы сделаете своему младенцу добро, дав ему грудное молоко пусть только лишь в течение этих первых нескольких дней. Когда же вы начинаете кормление из бутылки, убедитесь, что вся посуда надлежащим образом простерилизована, а во время приготовления молока точно следуйте указаниям, имеющимся на упаковке.

                          Репродуктивная недостаточность и бесплодие                                                        Репродуктивная недостаточность означает, что супружеская пара способна произвести на свет детей, но не так скоро, как это происходит обычно. Такие пары могут никогда не пользоваться средствами предохранения от беременности, но производят на свет всего двух или трех детей, причем каждого последующего — через несколько лет после рождения предыдущего.   Бесплодие означает, что один или оба супруга вообще не способны иметь детей. Это состояние требует времени, чтобы к нему привыкнуть, а также участия и понимания со стороны окружающих.   Когда мусульманская пара вступает в брак, она несколько недель живет спокойно, а потом начинают поступать вопросы: “Она уже беременна?” Во многих мусульманских странах заводить детей сразу считается обычным. На Западе это не всегда так — и у мусульман и у немусульман. Многие супружеские пары сообщают радостное известие, которого ждут от них окружающие, в течение года или двух лет с момента заключения брака. Но у других это происходит не так скоро. И в результате вопросы, задаваемые супругам, могут повергнуть их в смущение или даже причинить боль. Супружеская пара, в особенности женщина, начинает интересоваться: что же у нее не так? Ее могут обидеть даже вопросы, которые задаются с искренней озабоченностью, но могут быть восприняты ею как нетактичные. Подобное чувство тревоги и озабоченности может повлиять на способность женщины забеременеть. Были случаи, когда женщины считая себя бесплодными, брали приемных детей и оставляли все мысли о рождении ребенка в будущем... а после всего этого вдруг обнаруживали, что беременны!                                                                                                      Если не удается забеременеть спустя несколько месяцев, женщина может показаться врачу, чтобы выяснить причину. Следует знать (доктор также укажет на это), что бесплодие — это не всегда “грех” женщины! Мужчина также играет в этом деле свою роль, и если врачу требуется исследовать ваш случай или направить вас к специалисту, ему нужно будет проверить и вашего мужа. Врачи проверят ваше общее состояние здоровья, поинтересуются вашей работой и образом жизни. Обстановка на работе и ее условия, например, работа с опасными химическими веществами и такие факторы повседневной жизни, как курение — все это может воздействовать на детородные функции организма. Конечно, в этих случаях может потребоваться также и обследование репродуктивных органов. Проверки и осмотры могут смущать вас, но это необходимо, если вы действительно хотите знать — в чем же “корень ваших бед”? Вы не первая и не единственная пара, которой приходится проходить подобные обследования, и врачи в большинстве своем проявят по отношению к вам участие и такт.                                      Можно лечить многие нарушения, такие например, как нерегулярная овуляция у женщин, которой можно управлять принимая лекарства. Некоторые из них потребуют хирургического вмешательства. Вы даже можете избрать для себя способ оплодотворения “in-vitro” (“искусственное оплодотворение”) и тому подобное. Ислам допускает такие методы оплодотворения лишь в том случае, если сперматозоиды и яйцеклетка взяты соответственно у мужа, жены. Использование яйцеклетки или спермы, взятых от “доноров”, считается Харам. Для того, чтобы многие методы лечения оказались результативными, требуется время, терпение и спокойствие, ведь беспокойство и волнение все равно не помогут. Мозг и тело, психика и организм так тесно взаимосвязаны между собой, что состояние одного может оказывать воздействие на состояние другого.    Во многих случаях лечение и время делают свое дело. Некоторые супружеские пары, годами не имевшие потомства, потом за один раз производят на свет двух или трех детей (“Возмещаем утраченное время!” — сказала об этом одна из счастливых мам). Но другие могут обнаружить, что их состояние не поддается лечению, и они скорее всего уже никогда не станут родителями.                                                                                                   Об этом так говорится в Коране:   “Аллаху принадлежит власть над Небесами и Землей; Он творит, что хочет. Дает, кому пожелает, женское потомство и дает, кому пожелает, мужское. Или наделяет их вместе и мужским, и женским потомством, а кого хочет, делает бесплодным: Он ведь — Всеведающий, Мощный!” (Коран: Сура 42, Аяты 49—50)                                                                                                                           Таким супружеским парам может потребоваться время, чтобы примириться со своим положением, и даже, — да, да, — пережить процесс оплакивания детей, которых им никогда уже не доведется иметь. Им тяжело жить в обществе, где царит атмосфера любви к детям и где средоточием всей жизни являются семья, дети. А ведь мусульманская община является именно таким обществом. Люди, которые без проблем рождают детей, могут неосмотрительно и непреднамеренно проявить по отношению к ним нетактичность. Как, например, женщина, сетующая на то, что снова(!) беременна, — в присутствии другой женщины, у которой может никогда не быть ребенка, но которая продолжает отчаянно ждать, когда же все-таки у нее наступит задержка месячных и появится чувство тошноты утром? Мы должны осознавать и щадить чувства других людей, откликаться на эти чувства, уметь выслушать, когда они желают высказать наболевшее. И мы должны уважать их молчание, если они предпочтут не говорить об этом. На эту тему трудно писать, но это не повод, чтобы замалчивать подобную проблему: все мы должны признать ее существование и примириться с этим.

                                                                 Выводы                                                                                                                                   Здоровье — это тот аспект жизни, который очень важен для всех людей, в том числе и для мусульман. Нам надлежит активно стремиться иметь хорошее здоровье, соблюдая правильный режим питания и занимаясь физическими упражнениями. Будучи больны, мы по возможности должны излечиться, удостоверившись в том, что наше лечение не противоречит нормам Ислама. Следует помнить, что в некоторых случаях ряд обычных запретов может быть отменен. Женщинам в первую очередь необходимо знать о специфических функциях женского организма — менструации, беременности, родах и кормлении грудью. Однако обладание и общими знаниями о проблемах, касающихся здоровья — также принесет огромную пользу и им самим и членам их семей.

Замечания и ссылки

  1. “К” служит для обозначения “кошерный”, “Р” — “парев”, т.е. продукты, которые не являются ни “мясом”, ни “молоком” (это связано с жесткими еврейскими законами, регламентирующими питание, которыми запрещено употребление мяса и молока за один прием пищи).
  2. “...А родительницы кормят своих детей (грудью) два полных года; это — для того, кто захочет завершить кормление. А на родителе их — обязанность кормить их, одевать их благопристойным образом” (Коран: Сура 2, Аят 233) В следующем Хадисе также выражены слова поддержки и успокоения матерям, имеющим малых детей:
    “Анас рассказывает: Саляма, няня сына Пророка, Ибрахима, однажды сказала Пророку (да благословит его Аллах и приветствует): “О Посланник Аллаха, ты донес добрые вести до мужчин, но не до женщин”. Он сказал: “Это твои подруги надоумили тебя задать мне этот вопрос?” Она сказала: “Да, они”. Он сказал: “Неужто ни одна из вас не рада тому, что если она беременна от своего мужа, и он пребывает от нее удовлетворенным, ей уготовано вознаграждение, равное вознаграждению того, кто держит пост и искренно молится во имя Аллаха? А когда подходят родовые схватки, никому, кроме Аллаха, на Небесах и на Земле не ведомо, что сокрыто в ее утробе, чтобы утешить ее? А когда она родит, за каждый глоток молока из ее груди и за каждое кормление ребенка ей уготовано вознаграждение, равное вознаграждению, положенному за свершение одного доброго дела. А если она ночью пребывает не сомкнув глаз возле своего ребенка, ей уготовано вознаграждение, равное вознаграждению того, кто во имя Аллаха вызволяет из рабства семьдесят рабов” (Ат-Табарани).
    См.: Шлейфер, “Motherhood in Islam”, с. 53.


Дата: 2019-07-24, просмотров: 168.