Организуя игры с бытовыми предметами-орудиями, учитель-дефектолог и воспитатели объединяют детей в небольшие группы по два-три человека, а также проводят их индивидуально. По мере овладения действиями с предметами-орудиями состав групп увеличивается до пяти человек.
Игры с бытовыми предметами-орудиями моделируются взрослыми в соответствии с психофизическими особенностями детей. Взрослые реализуют педагогический замысел в процессе совместной с детьми игровой деятельности, направленной на развитие самостоятельности, воспитание интереса детей к элементарной трудовой деятельности, решая в процессе таких игр и задачи формирования элементарных математических представлений. В играх данного вида используются реальные предметы ближайшего окружения, которые дети могут видеть дома или в дошкольном учреждении постоянно, так как они применяются в быту. Эти игры могут проводиться в качестве самостоятельных игровых упражнений, предшествующих таким реальным действиям, как сервировка стола, прием пищи и т.п.
Игры с бытовыми предметами-орудиями организуются в специально оборудованной комнате (кухне) или в отведенном для них месте групповой комнаты. Готовясь к занятиям по формированию элементарных математических представлений детей, учитель-дефектолог приносит бытовые предметы-орудия в свой кабинет. Это может быть посуда разного размера (кастрюли, тарелки, чашки, деревянные и пластмассовые ложки, миски, банки для сыпучих продуктов и т. п.), приспособления для сушки белья (прищепки, веревки для развешивания белья), прихватки различной формы и разных размеров и т. п.
Кастрюли различного размера могут использоваться в играх на соотнесение по величине, например, в игре «Подбери крышки к кастрюлям». Современное многообразие посуды с крышками открывает широкие возможности для творческого ее использования в процессе игр. Очень часто натуральные предметы соотносятся с игровыми аналогами, в результате чего дети осваивают действия как с предметами-орудиями, так и с их игровыми аналогами. Кастрюли находят применение и в играх с водой, и в процессе развития барического чувства. Например, в игре «Несем полные и пустые кастрюли» дети учатся переносить предметы не только разные по весу, но и по своему физическому состоянию (полная, пустая). Перенос полной и пустой кастрюль требует от ребенка действий, разных по характеру.
Игры с посудой, например подбор пар (чашка — блюдце, чашка — ложка, тарелка — ложка), позволяют в игровой форме формировать у детей представления об одинаковом количестве, дают реальную возможность соотносить количество без пересчета, на основе пересчета и т. п.
Многообразны игры с прихватками, разными по форме (квадратные, круглые, овальные) и величине. Они могут быть вязаными, сшитыми из ткани, однотонными (в этом случае формируются представления о цвете) и разноцветными, позволяющими детям играть с картинками, выполненными в стиле печворка, и т. п. Например, детям предлагается выбрать прихватки одной формы, чтобы перенести кастрюли со стола на «плиту». Упражнение позволяет формировать как количественные, так и пространственные представления. К примеру, ребенок должен взять прихватку квадратной формы в левую руку, а прихватку круглой формы в правую руку, а затем взять ими ручки кастрюли.
Такие игры-упражнения особенно значимы в коррекционной работе с детьми, воспитывающимися в детском доме, так как дети, воспитывающиеся в семье, овладевают подобными навыками дома, помогая родителям или просто наблюдая за их действиями на кухне.
Среди игр с предметами-орудиями выделяются игры и игровые упражнения с бельевыми прищепками. Игры с деревянными бельевыми прищепками впервые использовались М. Монтессори. Сегодня арсенал этих игр значительно расширен за счет применения разнообразных бельевых прищепок, отличающихся по величине, материалу, цвету. Игры с прищепками используются для развития мелкой моторики рук, особенно они полезны детям младшего дошкольного возраста. Эти игры с успехом могут применяться в процессе формирования элементарных математических представлений. Прищепки прикрепляются к разнообразным деревянным, пластмассовым, картонным полоскам различной длины и ширины. Использование прищепок для счета в определенной мере является аналогом абака, то есть счетного прибора для определения количества, сравнения двух групп множеств, для ориентировки в количественных отношениях независимо от величины, протяженности и т. п. К играм с прищепками обращаются в следующих случаях: § для счета предметов, звуков и т. п. и соотнесения их с определенным количеством прищепок, которые прикрепляются в различных пространственных направлениях: прямо, по кругу, по сторонам квадрата, треугольника и т. п.;
§ для соотнесения количества прищепок с определенными цифрами. В таких играх детям выдаются одинаковые по длине и ширине полоски, к которым прикрепляется заданное количество прищепок. Полоски могут отличаться друг от друга по длине, и к ним, соответственно, прикрепляется разное количество прищепок. Например, к самой короткой — одна прищепка, к следующей по длине — две прищепки и т. д. Таким образом, составляется числовая лесенка. Для подобных игр могут использоваться круги разного диаметра, к которым прикрепляется разное количество прищепок: к самому маленькому — три прищепки, к следующему по величине — четыре л т. д. (вариант игры «Прикрепи лучики к солнцу»). К различным по величине треугольникам коричневого цвета («ствол елки»), с двух сторон прикрепляется равное количество прищепок зеленого цвета («ветки елок») — по две, по четыре и т.д.;
§ для определения независимости количества прищепок от формы и величины предметов к которым они прикрепляются. В этом случае одинаковое количество прищепок различного цвета и разной величины прикрепляется к разнообразным поверхностям: к краям круглой или овальной корзинки, плотной ткани любой формы, картона, вырезанного в форме звездочки;
§ для соотнесения по количеству и ориентировки в двухмерном пространстве. Например, из плоскостных фигур и прищепок можно создать картину: желтый круг, к которому прикрепляются прищепки желтого цвета в заданном количестве — солнце; вытянутый треугольник, к которому прикрепляются прищепки зеленого цвета — елка; овал синего либо серого цвета неправильной формы — туча, к которой с нижней стороны прикрепляются прищепки синего цвета — дождь и т. п.
Вариант игрового занятия
Каждому ребенку выдается по пять-шесть пластмассовых прищепок разного цвета (красных, зеленых, синих, белых) и деревянных (они, естественно, имеют цвет натурального дерева). Затем дети получают плоские геометрические фигуры разного цвета достаточно больших размеров: зеленые треугольники, синие овалы, красные круги, полоски зеленого и коричневого цвета и т. п.
Педагог. «Сегодня каждый из вас составит картину, которую вы можете наблюдать летом, но сначала послушайте мой рассказ. Однажды летом я вышла на полянку. Было красиво, светло, тепло. Я посмотрела вокруг: землю ровным ковром покрывала зеленая трава. Я дотронулась рукой до травы. Каждая травинка была чуть-чуть колючая и торчала остренькими краями из самой земли. Я посмотрела вокруг, подняла голову к небу и увидела солнце. Оно светило яркими красными лучами. Над цветами, над травой пролетали бабочки. Одна бабочка была с желтыми крыльями, другая с красными, а у третьей бабочки крылья были разноцветные: синие и красные. Я увидела, что на небе появилась тучка. Эта тучка закрыла солнышко, и пошел дождь. Дождь капал, капал на траву, на землю. Бабочки спрятались от дождя. Они сели на ветки большой зеленой елки. А рядом с ней росла маленькая елочка, на нее бабочки не стали садиться. Ее веточки не могли спрятать бабочек от дождя. Тучка прошла мимо, дождик прекратился. Бабочки опять вылетели на полянку. Они так весело летали: собирались в круг, разлетались в ряд, порхали друг над другом. Бабочка с красными крыльями летала выше всех, под ней была бабочка с разноцветными крыльями, а в самом низу — с синими. Потом бабочки устали летать и опустились на траву. (Взрослый обращает внимание детей на то, что каждый из них мог наблюдать такую же картину, когда гулял летом на поляне).
А сейчас пусть каждый из вас внимательно посмотрит на разноцветные прищепки и фигуры, которые лежат перед вами, и составит какую-нибудь одну деталь из моего рассказа, а я еще раз повторю его. (Взрослый повторяет рассказ; проводится дидактическая игра «Составь фигуру»).
Для того чтобы получилось солнышко, надо взять пять прищепок красного цвета и прикрепить их к красному кругу. Для тучки нужно взять четыре прищепки синего цвета и прикрепить их с одной стороны к тучке-овалу. Для того чтобы сделать елку, надо к треугольнику зеленого цвета с двух сторон прикрепить зеленые прищепки, по три с каждой стороны на большой елке и по одной - на маленькой. Для того чтобы составить травку, нужно взять много зеленых прищепок и прикрепить их к зеленой полоске».
Когда каждый ребенок составит свою деталь, взрослый предлагает разместить их на плоскости стола, покрытой цветным картоном или ковролином или выложить картинку на полу. Дети начинают выкладывать свои детали. Взрослый предлагает наверху в середине поместить солнышко, внизу — полоску-травку, в правом нижнем углу — большую елку, в левом нижнем углу — маленькую, в правом верхнем углу — тучку.
Педагог. «А ведь мы кое-кого забыли сделать для этой картинки. Вспомните, кого? (Бабочек). Конечно, бабочек. Сейчас каждый из вас сделает свою бабочку. Сначала мы возьмем туловище (удлиненные овалы или прямоугольники), потом прикрепим к туловищу по два крылышка, каждое из которых состоит из двух прищепок. Крылышки могут быть одного цвета или разноцветные».
После того как дети выполнят задание, педагог предлагает рассказать, сколько прищепок понадобилось каждому для того, чтобы сделать крылышки. Каждый ребенок считает количество прищепок, называет его, у всех оно должно быть одинаковым — по четыре. Затем взрослый просит каждого ребенка сказать, сколько прищепок и какого цвета он взял для крылышек бабочки. Дети называют, считают. Если ребенок брал все прищепки разного цвета, то он называет их в соответствии с количеством и цветом по одной: одну красного цвета, вторую синего, третью зеленого и т. д. Обобщая, взрослый помогает ему сказать, что всего четыре прищепки, но каждого цвета по одной. Если ребенок брал прищепки одного цвета, то называется общее количество прищепок — четыре и т.п.
Педагог предлагает детям расположить бабочек на поляне. Сначала он говорит о том, что все бабочки, летая, расположились в круг над поляной. Затем они выстроились в ряд, потом бабочки летали, как хотели. Педагог вместе с детьми вспоминает о том, куда спрятались бабочки, когда пошел дождь, и предлагает детям закрыть солнышко тучей, открепить прищепки от контурного изображения тучи и расположить их над травкой — идет дождь. В это время бабочки прячутся под елкой. После этого педагог убирает тучку и дождик, оставляя солнышко, и предлагает детям еще раз расположить своих бабочек там, где они захотят. Бабочки могут летать, сидеть на травке. Затем взрослый просит каждого сказать, что делает его бабочка. Для того чтобы создать ощущение законченности картинки, если она выкладывается на полу (на ковре), она «помещается» в рамку из реек или обводится прямоугольником из толстого шнура. Взрослый просит оставить эту картинку и показать ее воспитателю, няне и другим детям.
Сюжеты для игр с прищепками могут быть самыми разными: «Ежи и зайцы на поляне» (иголки ежа, уши зайца, ветви елок и т. п. делаются из прищепок), «Корзина с морковью и репками» («ботва» из прищепок прикрепляется к плоскостным изображениям репок, морковок) и т. п.
Кроме описанных, могут использоваться и другие варианты игр, например игры, направленные на соотнесение количества прищепок с размером различных вещей. Игры по типу «Развесь платочки разной величины на веревке». Для этого изготавливаются штативы, между которыми натягивается веревка. Взрослый предлагает ребенку развесить платочки на веревке, используя соответствующее количество прищепок: самый маленький платочек прикрепляется одной прищепкой, платочек побольше — двумя, еще больший — тремя и т. д. В другом варианте игры красный платочек прикрепляется к веревке двумя красными прищепками, синий — двумя синими и т. д. Затем сравнивается количество прищепок с ориентацией на цвет. Количество прищепок одного цвета зависит от количества платочков того или иного цвета, например, дети повесили два платочка синего цвета, взяв по две прищепки, то есть всего четыре, и т. д. Затем педагог просит ребенка сравнить количество прищепок разного цвета. Одинаково ли количество прищепок красного и синего цвета? Прищепок какого цвета больше?
Для игр с прищепками изготавливаются специальные деревянные стенды, к которым привинчиваются прищепки (винт проходит через один держатель). С помощью этих прищепок дети прикрепляют к стенду картинки, на которых нарисованы геометрические фигуры, цифры, времена года, дни недели, части суток, различное количество предметов и т. п. При этом решаются задачи, направленные на развитие пространственной ориентировки детей, на формирование у них математических представлений (количественных, временных, величинных), на развитие мелкой моторики рук.
Как показывают наши наблюдения, оборудование для игр с бытовыми предметами-орудиями не всегда представлено в ассортименте игрового материала дошкольных образовательных учреждений, хотя многолетний практический опыт показал нам, что именно эти игры становятся наиболее любимыми детьми, они вызывают у них наибольший интерес и способствуют обогащению практического опыта детей и формированию их математических знаний.
Игры с водой
Игры с водой, как и игры с песком, предполагают выполнение детьми разных игровых действий в зависимости от особенностей их развития: совместных действий детей и взрослых, действий по подражанию взрослому, действий по образцу, предложенному взрослым. Эти игры могут проводиться в игровой комнате, в умывальной комнате. Для игр с песком и водой может быть создана специальная комната.
Учитель-дефектолог и воспитатели обычно организуют групповые игры-занятия. В группы включаются дети примерно одного уровня развития игровых действий или с разным уровнем. При объединении в группы детей со схожими возможностями им предлагаются игры и игровые упражнения, одинаковые по сложности. Детям с разным уровнем развития игровых навыков педагог дифференцированно предлагает различные по степени сложности игровые задания или привлекает к играм пары детей, взаимодополняющие друг друга. Игры с водой могут проводиться индивидуально. В них учитель-дефектолог становится единственным партнером ребенка по игре и сам предлагает ему образец выполнения разнообразных игровых действий с водой и различными игрушками и материалами, использующимися в процессе таких игр.
Современная промышленность выпускает многообразные пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, картинки и т. п.), которые, намокнув в воде, легко прикрепляются к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу). Кроме этого, существует много заводных игрушек, которые могут передвигаться по поверхности воды (дельфин, лягушка, кораблик), а также плавать в воде (рыбки). Такие игрушки должны найти широкое применение в играх с водой.
Несмотря на активное использование в играх с водой самых разнообразных игрушек, наиболее любимыми детьми остаются натуральные предметы, встречающиеся в естественной среде: ракушки, камешки и т. п. В этих играх также могут найти применение различные приспособления и украшения, которые используются для аквариумов: сачки, пластмассовые водоросли, гроты, камни и т. п.
Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях для детей с интеллектуальной отсталостью используются следующие варианты игр с водой, которые в числе прочих решают и задачи формирования элементарных математических представлений:
§ игры в объемном пространстве емкости для воды (ванночка, таз, игрушечный бассейн и т. п.);
§ игры в двух емкостях для воды одинакового или разного размера (ванночки, тазы);
§ игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной поверхности для создания композиций, различных плоскостных изображений: цифр, предметных картинок и т. п.;
§ игры с различными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины и т. п.).
В процессе игр с водой дети осваивают:
Пространственные представления, осуществляя пространственную ориентировку в воде: на ее поверхности, на дне емкости для воды в ходе игр с различными игрушками и натуральными предметами (ракушками, камешками, листьями, веточками, плодами растений и т. п.), которые тонут и не тонут в воде. Ребенок, подражая действиям взрослого, а также следуя образцу или словесной инструкции педагога, погружает предметы и игрушки в воду. При этом он называет и показывает пространственные направления (на дне, на поверхности йоды, по всей поверхности воды, у одного края таза или панночки и т. п.).
Количественные представления, погружая в воду заданное количество объектов, соотнося одно количество с другим и т. п. Например, педагог предлагает детям бросить в воду определенное количество камешков, потом разложить их на дне емкости в ряд, в круг и т. п., мосле этого опустить в воду заданное количество натуральных листьев. Листья собирают летом или осенью, засушивают и используют в разные сезоны. Далее взрослый просит детей назвать количество листьев и камешков в воде, сосчитать их и сказать, чего больше, а чего меньше. Сравнение в трехмерном пространстве емкости, наполненной водой, не дает возможности ребенку пользоваться приемами проверки — приложением или наложением. Это усложняет игровую задачу, способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии. Педагог помогает детям решить эту игровую задачу, показав, как можно поместить листик под камешек (камешек удерживает листик на дне), таким образом, дети сравнивают две группы множеств, определяют равенство или неравенство.
Играя с цифрами-рыбками, дети действуют по словесной инструкции взрослого. Они бросают в воду те или иные пластиковые цифры, а затем достают из воды те, которые просит взрослый. Вместо словесной инструкции можно использовать звуковые сигналы, например удары по музыкальному треугольнику или в барабан. Задание можно усложнить, предложив детям выполнить его с закрытыми глазами: найти на поверхности стола, на краю ванночки названные цифры или заданное количество одноименных игрушек, опустить их в воду, выловить нужное количество объектов или соответствующую цифру и т. п. В этом случае развиваются тактильные ощущения детей.
Цифры можно прикреплять к кафельной или зеркальной поверхности в соответствии с игровой ситуацией. Например, педагог просит ребенка «поймать» сачком цифру 2 и прикрепить ее к кафельной стене, а затем поймать цифру 3 и прикрепить ее, потом цифру 1 и найти ей место в ряду. Игровое упражнение усложняется, если некоторые цифры располагаются в воде в перевернутом виде. В этом случае ребенку предлагается достать из воды сначала те цифры, которые перевернулись, и прикрепить их к кафелю, а затем все остальные и найти им место в ряду на кафельной стене.
Представления о величине. В воду опускается различный природный материал, ткань, бумага, предметы, игрушки. Дети, играя, например в кораблики, определяют их отличия друг от друга по величине, называют их. Они опускают на воду сначала большой кораблик, потом поменьше и т. д. Сравнивая натуральные предметы (листья и камешки) по весу, дети приходят к выводу, что тяжелый камешек тонет, а легкий листик не тонет, он плавает на поверхности воды.
Детям предлагается выловить с помощью сачка или удочки с магнитом различных по размеру рыбок. При этом и сачки выбираются разные по величине.
Игры, формирующие величинные представления, проводятся и на основе тактильного восприятия. Например, дети с закрытыми (завязанными) глазами должны сначала найти соответствующие пластиковые геометрические фигуры, бросить их в воду, а затем выловить из воды, осуществляя поиск на основе тактильного восприятия и др.
Представления о геометрических фигурах. Использование в играх с водой различных пластиковых геометрических фигур способствует закреплению представлений детей о форме. Дети по словесной инструкции взрослого бросают в воду те или иные фигуры в потом также по инструкции педагога достают их из воды и прикрепляют к кафельной стене, составляя картинки, орнаменты и т. п. Для развития тактильных ощущений детей игровые задания выполняются с забытыми (завязанными глазами). Дети находят на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие геометрические фигуры и опускают их в воду, а затем им на вливают их из воды. После этого проверяется правильность выбора на основе зрительного восприятия и т.п.
В играх с геометрическими фигурами, цифрами, предметами различной тяжести и величины ведется работа над развитием речи (слова-антонимы: тяжелый/легкий, тонет/не тонет, плавает/тонет), в процессе которой дети учатся описывать свои действия, рассказывать о них, обращаться друг к другу со словесными просьбами по поводу игровой ситуации и т. п.
Театрализованные игры
Театрализованные игры способствуют раскрепощению детей, снимают физическое и психическое напряжение, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и хороший уровень работоспособности, что особенно важно для формирования математических представлений — наиболее сложных для детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Именно поэтому занятия по элементарному математическому развитию детей на всем протяжении их пребывания в детском саду проводятся в форме игры — деятельности, наиболее понятной и привлекательной детям. Даже для старших дошкольников с задержкой психического развития игровая мотивация решения познавательных задач (например, обобщение, вычисление, решение арифметических задач и т. п.) является наиболее доступной. В таком аспекте мы и предлагаем использовать театрализованные игры-занятия с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Занятия по формированию элементарных математических представлений, построенные на театрализованной игре, тесно связаны с занятиями по другим разделам программы, таким как развитие речи, формирование представлений о себе и окружающем мире, изобразительная деятельность, ручной труд.
Тематическое планирование занятий по формированию элементарных математических представлений, а также различных видов совместной деятельности с математическим содержанием находит свое выражение и в выборе театрализованных игр: режиссерских или игр-драматизаций. Чаще всего театрализованная игра разворачивается на материале тех математических представлений, которые формируются у детей в настоящее время: количественных, временных, пространственных. В содержание этой работы могут быть включены литературные произведения, с которыми дети знакомятся на занятиях по развитию речи, а также литературный материал, специально подобранный для занятий по математическому развитию детей. Такой материал представлен в третьем разделе пособия. В качестве содержания режиссерских игр и игр-драматизаций могут выступать арифметические задачи, ситуации на пространственную ориентировку и т. п.
Умелое использование театрализованных игр в процессе формирования элементарных математических представлений способствует также воспитанию собственно игровых умений и навыков. Таким образом, театрализованные игры помогают решать разнообразные коррекционно-развивающие задачи.
Особая эмоциональная атмосфера театрализованных игр создается педагогом с помощью всех доступных средств: мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа и ритма речи и т. п. Используя ярко выраженные положительные эмоциональные проявления, педагог привлекает внимание детей к театральным куклам и действиям с ними. Все действия сопровождаются словесными пояснениями, которые помогают детям не только увидеть рисунок этих действий, но и понять их ми тематический смысл.
Форма проведения театрализованных игр с математическим содержанием может меняться в зависимости oт задач. Поэтому такие игры целесообразно проводить с небольшими группами детей, а в некоторых случаях и индивидуально. Поскольку большинство детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью страдают и нарушениями двигательных функций (не только при детском церебральном параличе), место для театральных игр должно находиться вблизи от них (декорации, специально оформленные помещения и т. д.).
В театрализованных играх с математическим содержанием следует активно пользоваться приемом совместных действий, например количественных или пространственных. Его применение дает возможность ребенку почувствовать темп, траекторию, характер движения, ощутить его, создать кинестетический образ, сосредоточить на нем внимание. Это, в свою очередь, кидает условия для постепенного усвоения ребенком способа выполнения действия и целенаправленного его применения в структуре более сложных произвольных движений, необходимых для освоения количественных, пространственных, величинных и других математических представлений.
Жизненный опыт дошкольников с интеллектуальной недостаточностью очень ограничен. Долгое время они самостоятельно не могут заметить и понять отношения между объектами и явлениями окружающей действительности, овладеть словами, их обозначающими. Понимание этих отношений становится доступным им только в процессе длительного, целенаправленного обучения. Поэтому необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта становится соблюдение в игре определенной последовательности, приводящей к решению математической задачи: арифметической, связанной с пространственной ориентировкой, с определением относительности и транзитивности величины, с последовательностью временных представлений и т. п.
Наш опыт показал, что наиболее эффективной при организации театрализованных игр с математическим содержанием является следующая последовательность:
§ проигрывание действий педагогом на глазах у детей;
§ совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком;
§ выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога;
§ выполнение игровых действий ребенком по образцу, предлагаемому взрослым;
§ выполнение действий ребенком по словесной инструкции педагога;
§ речевое комментирование ребенком выполняемых им действий.
Проигрывание разнообразных ситуаций с одинаковым, в затем и с противоположным значением — основа понимания многих арифметических действий. Это необходимо прежде всего для решения арифметических задач, понимания пространственных отношений. Например, педагог предлагает детям выполнить игровые действия с противоположным значением: «Положи гриб в корзину» — «Возьми гриб из корзины»; «Белка спрятались в дупло» — «Белка выпрыгнула из дупла» и т. п. В них элементарных отобразительных играх используются объемные игрушки, стендовый театр, театр на ковролинографе, а также различный иллюстративный материал: картинки с движущимися моделями (картинка выполнена на листе бумаги форматом А4, A3, А2; к ней свободно прикреплена, например на ниточке, объемная или плоскостная фигурка, манипулируя которой ребенок выполняет действия и называет их). Для таких игр используются следующие тематические картинки «Грибы и белка» (белка и один гриб прикреплены на ниточке), «Лебеди плавают в озере» (один лебедь прикреплен на ниточке), «Рыбки плавают в аквариуме» (одна рыбка прикреплена на ниточке), «Белка и елка с шишками» ((белка и одна шишка прикреплены на ниточках) и т. п.
Особенно привлекательны для детей приемы драматизации ситуации, ее импровизации и театрализации, которые способствуют пониманию детьми различных свойств и отношений математического характера. С помощью этих приемов дети погружаются в игровую синю, в естественной игровой обстановке усваивают различные математические отношения — сложения и вычитания. Например, в игре «На лесной полянке» педагог предлагает детям надеть маски зайчиков (белок, It и г. п.) и поселиться на «лесной полянке». Участие взрослого в таких играх обязательно. Он берет на себя ведущего, организатора игры. По просьбе «мамы-зайчихи» или «мамы-ежихи» (чью роль выполняет педагог) дети могут прискакать или подойти, поиграть с ней и т. п., а затем ускакать или отойти от нее, поиграть на полянке и пр. При этом дети с помощью педагога поясняют свои действия, пересчитывают количество «зайчиков» или «ежей», по словесной инструкции педагога (записанной на аудиокассету), они выполняют соответствующее количество движений. Примеры подобных игр-занятий даны в третьем разделе пособия.
Такого типа игры могут проводиться с применением настольного театра, кукол-бибабо, пальчикового театра и т. п. Например, традиционно используется в процессе игр с детьми раннего возраста потешка «Пальчики»:
«Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик— бабушка,
Этот пальчик — папа,
Этот пальчик — мама,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья».
В процессе движений пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика. В то же время эти упражнения с успехом используются и для развития математических представлений. Например, взрослый рассказывает потешку и просит ребенка, показав нужное количество пальчиков, сосчитать их, сказать, сколько всего человек живет в семье. Можно предложить ребенку поиграть в пальчиковый театр (разноцветные пальчики, пальчики с мордочками). В этом случае количество персонажей увеличивается по сравнению с приведенной потешкой (по две-три одинаковых игрушки-пальчика). Педагог просит сначала сосчитать, сколько надо выбрать игрушек, для того чтобы показать и рассказать эту потешку. Затем предлагает ребенку надеть, а при необходимости помогает ему это сделать, пальчиковые игрушки на пальчики последовательно, начиная с большого пальца, затем сжать пальчики в кулачок и показывать, когда он услышит название того героя, о котором говорится в потешке. После игры педагог спрашивает, сколько всего персонажей участвует в потешке, и просит назвать общее количество. Во всех случаях действия детей, или игровых персонажей, сопровождаются речью. Со своей стороны педагог постоянно предлагает образцы речевых конструкций, выбирая для этого увлекательную форму подачи материала. После выполнения каждого игрового действия ребенок называет его. Таким образом, постепенно, благодаря многочисленным игровым упражнениям, с помощью взрослого он учится рассказывать о том, как разыгрывалась ситуация. Аналогично проводится работа с различными глаголами-антонимами, понимание смысла которых необходимо для решения арифметических задач (ушла/пришла, прилетели/улетели и т. п.).
Театрализованные игры-занятия непременно следует сопровождать музыкой. Музыка оказывает общеразвивающее влияние на детей и создает благоприятный положительный эмоциональный фон для их деятельности, придает образность выполняемым действиям. Например, педагог предлагает детям превратиться в лесных зверей. Дети надевают элементы костюмов, взрослый включает аудиозапись звучит инструкция: «На полянку выскочил зайчик. Попрыгаем вместе с ним (отстукивается один-два такта). А теперь на полянку выходит лисичка. Пойдем вместе с ней (один-три такта). Вот на полянку выходит медведь (один-четыре такта). Сосчитайте, сколько раз прыгнул зайчик, и покажите столько же пальчиков (один, два). Сосчитайте, сколько шагов сделала лисичка (один, два, три). Сосчитайте, сколько шагов сделал медведь (один, два, три, четыре). (Каждое задание повторяется несколько раз). Догадайтесь, кто это и сколько движений он сделает: зайчик (два), лисичка (три) и т. д.». Количество движений зависит от сформированности количественных представлений у детей.
Наиболее значимыми для формирования элементарных математических представлений являются, на наш взгляд, игры-драматизации. Они позволяют ребенку понять и проиграть ситуации, связанные с временными, пространственными и количественными представлениями. Например, игры-драматизации могут использоваться в процессе обучения решению арифметических задач. Приведем пример игровой ситуации.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 252.