Корабельные водолазные работы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Корабельные водолазные работы ведутся в целях профилактической обработки подводной части корпуса, исправления различных повреждений подводных устройств, а также в аварийных случаях.

Профилактический осмотр корпуса производится водолазами, как правило, перед выходом судна в длительный рейс. Осмотру подлежат гребные винты, рули, приемные кингстоны и днищевая часть корпуса. Осмотр может вестись способом плавания и передвижением по подкильным концам (беседкам). При осмотре следует обращать внимание на внешние повреждения (искривления пера руля, погнутость лопастей винта, засорение кингстонных решеток, вмятины на корпусе и т. д.). Обнаружив неисправность, водолаз сообщает наверх ее признаки, место расположения и возможность устранения. Результаты водолазного осмотра записываются в вахтенный журнал, а в необходимых случаях оформляются актом.

Очистка подводной части корпуса судна от водорослей, ракушек и ржавчины производится с помощью подводных очистительных машинок с электрическим или гидропневматическим приводом и ручным способом. Для удобства работ подводную часть разбивают на участки подкильными концами или цепями. Длина каждого участка, чтобы не обременять работу водолаза шлангом или кабелем машинки, принимается в пределах 20—30 м.

Очистку с помощью машинок водолазы ведут в плавательном варианте снаряжения, следуя курсами вдоль борта, отведенного для очистки участка. Первый курс очистки начинают с каждого борта от поверхности и постепенно доходят до килевой полосы (киля). Приняв машинку, водолаз направляет ее впереди себя и плывет вдоль борта к отведенному участку. Достигнув отметки участка, он разворачивает машинку щеточным диском к обшивке корпуса и включает ее.

Вращающийся диск образует в центре щетки вакуум, благодаря чему щетка плотно присасывается к обшивке и быстрым вращением очищает ее. Для продвижения машинки вперед достаточно слегка приоткрывать ту или иную сторону дисковой щетки и слегка подрабатывать ножными ластами. Для смены курса на обратный водолазу достаточно подработать ластами и сделать поворот вместе с машинкой, не отрывая дисковой щетки от обшивки. При обратном прохождении необходимо следить, чтобы не было пропусков между курсами. Закончив очистку корпуса до килевой полосы включительно, водолаз выключает машинку, подвсплывает с ней на поверхность и, перейдя на новый участок, продолжает очистку в том же порядке.

Очистка небольших участков корпуса производится вручную остро отточенными скребками и стальными щетками. Для ручной очистки водолазы спускаются в снаряжении, имея отрицательную плавучесть, ведут очистку с подкильного конца или беседки вертикальными ходами побортно от поверхности до киля и обратно. После каждого двойного хода подккльный конец (беседку) переносят на новое место. Это следует делать при нахождении водолаза у поверхности воды. После завершения всех работ по очистке производится контрольный осмотр опытным старшиной водолазов или водолазным специалистом.

Очистка приемных кингстонов производится водолазами без снятия и со снятием защитных решеток. При спуске водолазу должны быть сообщены ориентиры, по которым можно отыскать засорившийся кингстон. Очистку без снятия решеток водолаз ведет металлической щеткой, скребком и свайкой. Если частицы и предметы засорения проникли в глубь кингстона, необходимо с помощью отвертки и гаечных ключей снять решетку и очистить кингстон. Если водолазу не удается полностью очистить кингстон, то на кингстон ставится заглушка (пластырь), после чего очистку производят изнутри машинного отделения. После очистки водолазы удаляют заглушку (пластырь) и устанавливают на место решетку.

Очистка гребных винтов от намотавшихся тросов (рис. 11.6) или сетей осуществляется водолазами при стоянке на якоре или в дрейфе с переключением гребного вала на ручное проворачивание. Для очистки водолазы пользуются ручными ножницами для резки стальных тросов, ножовкой, зубилом, кувалдой, водолазным ножом и специальными резаками. Перед очисткой винта водолаз должен внимательно обследовать его состояние и намотавшегося троса, определить, какие инструменты можно применять, и наметить места перерезания.


Рис. 11.6. Очистка винта от намотавшегося троса: 1 — гак рабочего шкентеля; 2 — намотавшийся трос; 3 — винт

 


Рис. 11.7. Исправление лопастей винта: 1 — плита; 2 — поврежденная лопасть винта


Для размотки стального троса следует выбрать наиболее слабый из верхних витков, перерезать его ножницами целиком или по прядям и начать разматывание. Если конец троса зажат другими витками, водолаз дает указание о повороте вала вручную в нужном направлении (вправо, влево), соединяет конец троса со шкентелем для выбирания его корабельным шпилем (брашпилем). Не поддающиеся размотке тросы перерубают зубилом в нескольких местах. Для очистки винта от растительных тросов и сетей пользуются водолазным ножом и ножовкой.

Исправление лопастей винта (рис. 11.7) возможно только на винтах тонколопастной конструкции, которые могут повреждаться при плавании в узкостях, в битом льду и при попадании на винт случайно плавающих предметов. Правку разделяют на грубую и тщательную. Грубую (на глаз) водолаз выполняет с помощью кувалды и плиты. Для тщательной правки применяется шаблон, изготовленный на судне по запасному винту. Вес плиты (шаблона) должен быть в 3—5 раз более веса кувалды. Плита (шаблон) за отверстия подвешивается на тросе так, чтобы конец выпрямляемой лопасти приходился на их плоскость. Выполняя правку, водолаз кувалдой ударяет по загнутым краям лопасти и одновременно с противоположной стороны прижимает плиту (шаблон).

Если таким способом выпрямить лопасти винта не удается (на крупнотоннажных судах), для их исправления применяют «вилку-трезубец» из листовой стали толщиной 10—15 мм. Вилку навешивают на рабочий шкентель и подают водолазу, который прочно устанавливает зубцы вилки на изогнутую лопасть и подает команду выбирать шкентель. При выбирании шкентеля водолаз следит, чтобы разгиб лопасти не произошел больше требуемого.

Замена поломанных лопастей производится только на судах, имеющих съемно-лопастные гребные винты. Снятие поломанной и постановка новой лопасти во время плавания допускается только в тех случаях, если судно находится вдали от базы и не может нормально следовать по курсу.

Съемные лопасти имеют фланцевые соединения и крепятся к ступице шпильками. Чтобы отделить лопасть от ступицы, требуется отдать стопорные планки,, вывернуть шпильки и легкими ударами по лопасти сбить ее с установленного места. Снятую лопасть водолаз подает наверх, а вместо нее принимает и ставит на ступицу новую.

Смена гребных винтов (рис. 11.8) может производиться водолазами без постановки судна в док. На малых судах это делается с помощью ручного инструмента, на больших — с помощью специальных устройств или взрывов.

Чтобы снять старый винт, его необходимо остропить и раскрепить на бортах судна, затем очистить нажимную гайку: снять конус и отдать стопорные устройства. После этого подобрать ключ, установить его на грани гайки и сдвинуть ее, используя для этого усилия бортового шпиля.


Рис. 11.8. Съемка гребных винтов различными способами: а — с помощью клиньев; б — с помощью болтов; в — взрывным способом; 1 — клинья; 2 — стяжные болты; 3 — заряды


ее, используя для этого усилия бортового шпиля. Для сдвига винта с шейки вала применяют гидравлические домкраты, клинья, механические стяжные болты и, если этими устройствами сдвинуть винт не удается, используют силу взрыва малых зарядов. Заряды при этом попарно укладывают на шейку вала между ступицей и дейдвудной втулкой. Вал под зарядом обертывают жестью. Для пробного взрыва величину заряда 'берут минимальную, затем увеличивают и производят повторные взрывы до видимого сдвига. Для предупреждения спадания винта с вала при сдвиге взрывным способом нажимную гайку следует свертывать лишь на несколько ниток.

Исправление рулевого устройства производится в случаях рассогласования пера руля с указателем, а также при повреждениях пера. При согласовании руля с указателем водолаз ведет наблюдение за перекладкой пера руля в крайние положения и установкой его в диаметральную плоскость для закрепления указателя в нулевом положении. Погнутость пера руля выполняется аналогично правке лопастей винта.

Заделка повреждений трубопроводов в затопленных отсеках аварийного судна ведется водолазами с использованием штатных аварийных средств. При местных повреждениях (щелевидный разрыв) накладывают пластины из мягкой прокладочной резины, а поверх из свинца или меди и раскрепляют ленточными универсальными бугелями (рис. 11.9) или стягивающими болтами. Если участок трубы поврежден на значительном расстоянии или труба полностью разорвана, следует отыскать ближайшие соединения с обоих концов поврежденного участка, разъединить трубу и на концы цельной магистрали поставить универсальные заглушки (рис. 11.10) или пробки. В некоторых случаях при незначительных повреждениях низконапорных труб допускается заделка их клетневанием (рис. 11.11). Заделка пробоин в корпусе судна. Средства и способы заделки определяются размерами и формой пробоины: малые пробоины снаружи водолазы заделывают пробками, чопами, клиньями, большие — пластырями или приварными листами. Заделка пробками, чопами и клиньями возможна только в направлении загнутых кромок (заусениц). Пробки, клинья и чопы изготовляют из сухого дерева конусными, по форме пробоины. Водолазы устанавливают их на пробоину и забивают с подкильного конца или беседки. Забивать их в пробоину следует на 2/3 длины. Неплотностями прилегания к кромкам пробоины можно пренебречь: после разбухания древесины они исчезнут. Если заделать пробоину пробкой (клином) невозможно из-за встречных заусенцев, на нее следует поставить малый пластырь и закрепить его на пробоине притяжным болтом. Затяжку болта гайкой следует производить до плотного прилегания краев пластыря к обшивке.


Рис. 11.9. Ленточный универсальный бугель: 1—призма; 2 — отжимной болт; 3 — подушка упора; 4 — раздвижной упор; 5 — металлическая лента; 6 — прокладка; 7 — трубопровод

 


Рис. 11.10. Универсальная заглушка: 1 — крюковой захват; 2 — паронитовая прокладка; 3 — стальной прижимной диск; 4 — ходовая гайка; 5 — винт; 6 — рукоятка; 7 — пружина; 8 — пята

 


Рис. 11.11. Заделка поврежденного трубопровода способом клетневания: 1 — клетневочная лопатка; 2 — трос-шнур; 3 — накладка; 4 — прокладка


Большие пробоины заделывают жесткими двухслойными деревянными пластырями с парусиновым уплотнением между слоями. Пластырь по краям должен иметь мягкую кудельную подушку и по своим размерам быть таким, чтобы перекрыть все кромки пробоины и их вогнутости. Перед постановкой пластырь должен быть забалластирован до нулевой плавучести. Если пробоина располагается в днище корабля, для облегчения доставки пластыря и установки его на пробоину следует завести к месту пробоины подкильный конец, после чего "пластырь под наблюдением водолаза подтянуть подкильным концом к пробоине и по указанию водолаза установить на пробоину.

Пластырь крепится на пробоине несколькими крючковыми болтами или шпильками дыропробивного пистолета ПДП. Для закрепления крючковыми болтами их предварительно ставят на пластырь на поверхности. После наведения пластыря на пробоину водолаз должен каждый из них повернуть так, чтобы крючок зацепился за кромку пробоины. Затем гайки болтов поджать до плотного и ровного прилегания пластыря к обшивке. В случае оставшихся неуплотненных мест (из-за неровности обшивки) под подушку пластыря в этих местах следует подбить паклю. Закрепление пластыря шпильками ПДП производится постановкой шпилек через отверстия в пластыре. Поджатие пластыря к обшивке производится после постановки шпилек навертыванием на них гаек.

Заделка пробоин изнутри затопленных отсеков производится в тех случаях, если к ним имеется доступ и нет подходов снаружи. Заделку производят наложением пластырей соответствующих размеров с последующим закреплением их с помощью упоров, имеющихся на судне в числе аварийного имущества.

Большие днищевые пробоины у судов, сидящих на мели, как правило, заделывают способом подводного бетонирования. Для этого делают расчистку доступа к пробоине изнутри отсека. Если внутрь корабля через пробоину выступают скальные части грунта, их разрыхляют взрывами мелких зарядов и извлекают из отсека. Затем кромки пробоины очищают скребками, удаляя с них жировые загрязнения и ржавчину. После очистки на грунт укладывают мешки с песком, плотно закрывая просветы под кромками пробоины и металлическую арматуру. Концы первого ряда арматуры пропускают под кромки пробоины, а второго, перпендикулярно уложенного, размещают поверх кромок. Затем арматуру обоих рядов скрепляют между собой. Поверх арматуры устанавливают опалубку, внутрь которой помещают раствор бетона. Для предотвращения вымывания бетона поверхность его после бетонирования должна быть закрыта плотным настилом.




Дата: 2019-07-24, просмотров: 219.