Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Для лесокультурных целей саженцы выращивают в течение 2-4 лет, а для озеленения - 6-12 лет (деревья) и 2-3 года (кустарники). Размеры выпускаемого посадочного материала из школы должны соответствовать показателям действующих ГОСТов и технических условий.
В питомниках лесной зоны и лесостепи выращивают саженцы хвойных пород - ели, туи, можжевельника, сосны, лиственницы, пихты, и лиственных пород - липы, клена, ясеня, тополя, дуба, березы, рябины, черемухи, каштана, яблони, груши, лещины, смородины, облепихи, боярышника и др. В питомниках степной зоны ассортимент пород, выращиваемых в школьных отделениях, дополняется робинией лжеакацией, тополем, шелковицей, вязом приземистым, орехом грецким, скумпией, лохом, тамариксом и др.
Севообороты
При организации севооборотов в школьных отделениях учитывают биологические особенности выращиваемых пород и прежде всего быстроту их роста и, соответственно, продолжительность выращивания саженцев. Чтобы не иметь слишком мелких полей, на которых затруднено применение механизации и снижается эффективность использования машин, на одном поле высаживают породы, различающиеся по срокам выращивания в пределах 1 - 2 лет.
В крупных постоянных питомниках школьные отделения могут включать три школы. В первой школе саженцы выращивают 2-4 года. Эта школа может быть представлена уплотненной школой, школой по выращиванию саженцев хвойных пород для лесных культур или школой кустарников. Во второй школе выращивают саженцы более крупных размеров - 6-8-летнего возраста. Сюда пересаживают саженцы из первой школы и доращивают 2-4 года. В третьей школе выращивают крупномерные саженцы - 11-12-летнего возраста, пересаживая их из второй школы в возрасте 6-8 лет.
В условиях лесной зоны и лесостепи Ф. А. Павленко [21] рекомендует в каждой школе иметь севооборот с 4-летним сроком выращивания саженцев. Поля севооборота должны иметь длину 200-400 м и ширину не менее 40 м. На таких полях эффективно применение механизации при подготовке почвы, внесении удобрений, посадке, уходе за саженцами и выкопке их. Для первой школы в условиях лесной зоны и лесостепи рекомендуются следующие схемы севооборотов.
Первый вариант: 1-е поле - пар с внесением сидеральных или органических и минеральных удобрений; 2-е поле - саженцы однолетние; 3-е поле - саженцы двухлетние; 4-е поле - саженцы трехлетние; 5-е поле - саженцы четырехлетние.
Второй вариант: 1-е поле - зерновые с подсевом бобовых (люцерны); 2-е поле - травы первого года пользования; 3-е поле - травы второго года пользования, лущение и поднятие пара после первого укоса трав; 4-е поле - саженцы однолетние; 5-е поле - саженцы двухлетние; 6-е поле - саженцы трехлетние; 7-е поле - саженцы четырехлетние.
В условиях степной зоны рекомендуются следующие схемы севооборотов.
Первый вариант: 1-е поле - пар черный с внесением удобрений; 2-е поле - саженцы однолетние; 3-е поле - саженцы двухлетние; 4-е поле - саженцы трехлетние; 5-е поле - саженцы четырехлетние.
Второй вариант: 1-е поле - посев многолетних бобовых и злаковых трав без покровной культуры; 2-е поле - травы первого года пользования с осенней вспашкой; 3-е поле - пар чистый или занятый; 4-е поле - саженцы однолетние; 5-е поле - саженцы двухлетние; 6-е поле - саженцы трехлетние; 7-е поле - саженцы четырехлетние.
В полях севооборота саженцы различных пород размещают группами отдельно. Если в первой школе саженцы отдельных древесных пород выращивают не 4, а 2 года, то освободившуюся площадь занимают под выращивание двухлетних саженцев кустарников или под посадку черенков на укоренение. При выкопке саженцев древесных пород в 3-летнем возрасте освободившуюся площадь занимают под сидеральный или занятый пар. Приведенные схемы севооборотов для первой школы применяют также во второй и третьей школе.
Если в питомнике выращивают только саженцы мелкие и средние по размерам и в небольшом количестве, то выращивают их в одном севообороте первой школы. В этом случае четырехлетние саженцы пересаживают на половину (или часть) поля, где выращивают однолетние саженцы, и схема севооборота имеет следующий вид: 1-е поле - пар черный с внесением удобрений; 2-е поле - саженцы однолетние и саженцы пятилетние; 3-е поле - саженцы двухлетние и саженцы шестилетние; 4-е поле - саженцы трехлетние и саженцы семилетние; 5-е поле - саженцы четырехлетние и саженцы восьмилетние.
В ряде крупных постоянных питомников саженцы деревьев и кустарников выращивают в комбинированных школах, где ряды саженцев с длительным сроком выращивания чередуют с несколькими рядами саженцев, имеющих короткий срок выращивания. Общее количество полей в севообороте комбинированной школы определяется продолжительностью выращивания саженцев в рядах с длительным сроком выращивания плюс одно поле под пар.
§ 2. Способы подготовки почвы
В школьном отделении питомника, в отличие от посевного, основную вспашку почвы проводят на большую глубину, система же обработки почвы на полях севооборота аналогична применяемой в посевном отделении. Глубина вспашки почвы в школьном отделении определяется размерами корневых систем выращиваемых саженцев. В первой школе основную вспашку в лесной и лесостепной зонах выполняют на глубину 30-35 см, а в степной зоне - на 35-40 см. Во второй школе, соответственно, на глубину 35-40 и 40 - 50 см, а в третьей школе - на 45-50 и 55-65 см.
Для обработки почвы на глубину до 40 см применяют навесные плуги общего сельскохозяйственного назначения: ПН-3-40, ПЛН-3-35 с почвоуглубителями, ПЛН-4-35 с корпусами для безотвальной пахоты или почвоуглубителями. Для обработки почвы до глубины 50 см используют плантажный плуг ППН-40, а для вспашки до 60 см - плантажные плуги ППН-50 и ППУ-50А. При вспашке оборот пласта делают на глубину залегания гумусного или окультуренного горизонта с дополнительным рыхлением нижележащих горизонтов на требуемую глубину вспашки.
Основную вспашку почвы на указанную глубину проводят после выкопки посадочного материала при подготовке полей под пар или под посев многолетних трав. Дальнейший уход за почвой на полях севооборота такой же, как в посевном отделении. На паровых полях хорошие результаты по уничтожению многолетних сорняков получают от применения гербицидов в сочетании с механической обработкой. Внесение органических удобрений, известкование или гипсование на сидеральных и чистых паровых полях (так же, как и в посевном отделении) проводят с учетом биологических особенностей выращиваемых пород, механического и химического состава почв.
В школьном отделении независимо от глубины обработки почвы удобрение вносят в верхний 20-30 см слой, т. е. в зону основной массы корней.
Предпосадочную обработку почвы выполняют без оборота пласта на глубину посадки сеянцев или саженцев. В первой школе для рыхления почвы на глубину 25-30 см под посадку сеянцев или укорененных черенков применяют плуг ПКЛ-4-35 (с безотвальными корпусами) и бороны или культиватор-рыхлитель КРГ-3,6. Для посадки саженцев во второй и третьей школах почву рыхлят на 45-50 см плантажными плугами без отвалов с одновременным боронованием. Дополнительная предпосадочная обработка почвы включает выравнивание почвы и более тщательное рыхление почвенными фрезами (ФП-2, ФПШ-1,3).
Посадка
В первую школу и в школу с уплотненным и комбинированным размещением сеянцы, укорененные черенки и другой посадочный материал высаживают весной или осенью. Исключение - сеянцы хвойных пород, осеннюю посадку которых заменяют позднелетней с расчетом на успешное укоренение высаженных растений до заморозков. При весенних посадках растения высаживают до распускания почек у лиственных пород или до начала роста центрального побега у хвойных. Осенние посадки проводят после опадения листьев и сформирования верхушечной почки у растений до начала зимних похолоданий.
Для обеспечения хорошей приживаемости размеры посадочного материала должны соответствовать показателям Государственных стандартов на сеянцы и черенки. Кроме того, у растений, предназначенных к посадке, обрезают поврежденные корни и подновляют или укорачивают корневую систему до 15-25 см для условий с нормальным увлажнением и до 20-30 см для районов с недостаточным увлажнением. Уровень подрезки корней конкретно по породам устанавливают в зависимости от состояния сеянцев. Надземную часть укорачивают только у кустарников и переросших сеянцев лиственных пород. После обрезки корни обмакивают в болтушку, состоящую из жидкой смеси перегноя или торфа с землей. К смеси добавляют гетероауксин или другое ростовое вещество. Для приготовления смеси перегной просевают на металлической сетке с отверстиями 0,5-1 см.
В болтушку обмакивают корни укорененных черенков, отводков и корневых отпрысков, а также корни саженцев перед посадкой их во вторую и третью школы. Обрабатывают корни около временных или осенних прикопок. После обработки посадочный материал укладывают в ящики посадочных машин и увлажняют.
Посадку растений в школах выполняют по схемам, обеспечивающим плановый выход посадочного материала и возможность применения механизации при посадке, уходе и выкопке саженцев.
Схемы размещения саженцев древесных пород в первой, второй и третьей школах следующие. В первую школу древесных пород высаживают сеянцы и укорененные черенки рядами с шириной междурядий 0,8 м и размещением в ряду через 0,5 м. Во вторую школу высаживают трех-четырехлетние саженцы с размещением 1 X 1 м или 1,5 X 1,5 м, а в третью школу - шести-, восьмилетние саженцы с размещением 3 X 2 м.
В комбинированных школах растения с длительным сроком выращивания (6-12 лет) высаживают рядами (кулисные ряды) на расстоянии 2,4-4 м один от другого. Между кулисными рядами закладывают два или четыре ряда кустарника. Число высаженных растений на 1 га в таких школах составляет: деревьев 3-6 тыс. шт., кустарников - 40-50 тыс. шт. (табл. 45).
Таблица 45. Размещение саженцев в школах
Школьные отделения с плотным размещением саженцев (уплотненные школы) предназначены для выращивания саженцев для создания лесных культур хвойных пород. Применяемые схемы размещения растений унифицированы со схемами посевного отделения. Они делятся на рядовые, ленточные и комбинированные. При рядовом размещении расстояния между рядами одинаковые и в большинстве случаев (с учетом применения механизации) равны 0,4 м, при шаге посадки 0,1-0,2 м. Размещение саженцев при ленточных схемах чаще трехрядное (в каждой ленте 3 ряда) с расстоянием между рядами 0,4-0,4-0,7 (0,8) м; четырехрядное по схеме 0,3-0,3-0,3-0,6 м или пятирядное с расстояниями 0,2-0,2-0,2-0,2-0,7(0,8) м. Шаг посадки 0,1-0,2 м. При комбинированных схемах 3 или 5 рядов саженцев ели (или кратное число рядов) со сроком выращивания 2-3 года чередуют с одним рядом лиственных или хвойных пород со сроком выращивания 6-12 лет (рис. 4). В ряду саженцы ели размещают через 0,1-0,2 м, а породы с длительным сроком выращивания - через 0,7-1 м.
Рис. 4. Схема размещения саженцев в комбинированных школах
Для рядовой посадки сеянцев в первую школу применяют трехрядную посадочную машину СШН-3, которая может работать также и в одно-, двухрядном вариантах. В первых школах эту машину чаще используют в трехрядном варианте с шестью захватами на посадочных аппаратах, обеспечивающих шаг посадки 0,5 м. При минимальном шаге посадки 0,25 м и ширине междурядий 0,8 м плотность посадки примерно 50 тыс. растений на 1 га. Такая плотность приемлема для кустарников и некоторых деревьев. Для закладки первой школы можно использовать также посадочную машину СШП-5/3 в трехрядном варианте.
Закладывать вторую и третью школы с рядовым размещением растений можно с использованием сажалок для крупномерного материала СПЛК и МПС-1 для ямокопателей КПЯШ-60, КЯУ-100 и др.
Сажалки СПЛК и МПС-1 применяют и для закладки в комбинированных школах кулисных рядов саженцами высотой до 3 м. При закладке кулисных рядов сеянцами используют однорядные посадочные машины СЛН-1 и СЛЧ-1.
Уплотненные школы для выращивания саженцев хвойных пород для создания лесных культур (с коротким сроком выращивания) или кустарников закладывают сажалкой СШП-5/3. Эта машина в пятирядном варианте при шаге посадки 0,1 м обеспечивает густоту 330 тыс. шт/га. При закладке уплотненных школ используют также машины, выпущенные опытными партиями ПРМ-4 и ЭМИ-5. Изменяя схему движения агрегата, посадку уплотненной рядовой школы проводят сажалкой СШН-3. В этом случае в середину 0,8 м междурядий, образованных при первом проходе машины, высаживают ряды сеянцев при втором проходе агрегата. Получается посадка с расстояниями между рядами 0,4 м. Для посадки по ленточной трехрядной схеме 0,4-0,4-0,8 м машину СШН-3 используют в двухрядном варианте (без средней посадочной секции). Две ленты по 3 ряда получают за 3 прохода со смещением каждый раз на 0,4 м.
У высаженных растений земля должна плотно прилегать к корням. Не должно быть пустот и загибов корней. В питомниках лесной и лесостепной зон сеянцы высаживают на 1-2 см глубже корневой шейки, а в степной зоне - глубже на 3-5 см. Укорененные черенки во всех зонах сажают глубже корневой шейки на 2 см. Отводки и корневые отпрыски высаживают с заглублением корневой шейки на 5-7 см. Неукорененные черенки размещают в почве школьного отделения, оставляя на поверхности одну почку. Очень важно при посадках сохранять прямолинейность рядов и выдерживать ширину междурядий. Это облегчает в дальнейшем проведение механизированных уходов без повреждения растений. Чтобы соблюдать прямолинейность, при первом проходе трактор с сажалкой движется по провешенной линии. Применяют также маркировку всего участка грядоделателем ГН-2, маркером на тракторе или колеса трактора с колеей определенной ширины.
В питомниках, имеющих слабоокультуренные почвы, высаженные в конце лета или осенью растения окучивают, чтобы предохранить их от выжимания при промерзании и оттаивании почвы ранней весной. Осенью окучивают и однолетние саженцы. Весной при первом уходе за почвой саженцы разокучивают.
Уход за саженцами
Основные рабочие операции по уходу за саженцами: рыхление почвы, уничтожение сорняков, подкормка растений, полив, защита от болезней и вредителей, формирование саженцев.
РЫХЛЕНИЕ ПОЧВЫ И УНИЧТОЖЕНИЕ СОРНЯКОВ. Рыхление почвы начинают сразу после весенней посадки сеянцев и саженцев, так как во время посадки междурядья сильно уплотняются. В дальнейшем междурядья рыхлят при появлении сорняков или после образования на поверхности почвы уплотненной корки. Рыхление - агротехнический прием, обеспечивающий сбережение и накопление влаги, улучшение почвенной аэрации и микробиологических процессов. Это способствует усилению прироста саженцев в школах питомника.
Для первого рыхления почвы в год посадки сеянцев используют вращающуюся мотыгу МВН-2,8, которая обеспечивает сплошное рыхление почвы в рядах и междурядьях. В течение вегетационного периода рыхление междурядий проводят культиваторами КРСШ-2,8А, КРН-2,8М, КОН-2,8ПМ, КФП-1,5 и др.
Глубину рыхления почвы в первой школе принимают от 7 до 12 см, а во второй и третьей школах доводят до 15-16 см. Каждый раз глубину рыхления меняют (как правило, от меньшей величины к большей, за исключением случаев выращивания саженцев в засушливых условиях без орошения), чтобы предотвратить образование уплотненной подошвы.
Одновременно с рыхлением почвы уничтожают сорняки. Система борьбы с сорняками включает в применение химических средств-гербицидов.
Сразу после пересадки сеянцев хвойных и лиственных пород в школу их обрабатывают симазином в дозе 2-4 кг/га, действующим на прорастающие сорняки через почву. Надземные органы деревьев и кустарников, особенно в период покоя, не подвергаются отрицательному воздействию гербицидов группы симазина. В связи с этим проводят сплошную обработку посаженной школы водным раствором симазина (800-1500 л/га) с помощью опрыскивателей ПОУ, ОН-400 и др. Что же касается отрицательного действия гербицидов через почву на корни саженцев, то после установления глубины проникновения симазина в почву были рекомендованы дозы его применения в зависимости от содержания гумуса в пахотном горизонте почвы [16а]. На легкосуглинистой черноземной почве с содержанием гумуса 4 % симазин в дозе 3 кг/га проникает на глубину 5 см, а на светло-каштановых почвах, имеющих 1,7% гумуса, - на всю толщу пахотного слоя.
Повреждений древесных пород от гербицидов на достаточно плодородных почвах можно избежать при углубленной посадке сеянцев, а доза гербицидов должна составлять 1 кг д. в. на каждый процент гумуса в почве.
На дерново-подзолистых суглинистых почвах лесной зоны с содержанием гумуса 2-3 % семенные двудольные и злаковые сорняки уничтожают при уходе за саженцами ели, применяя симазин в дозе 2 кг/га. На супесчаных почвах семенные сорняки в школьных отделениях лесной зоны уничтожают пропазином (3-4 кг/га), который применяют сразу после посадки сеянцев или саженцев. Повторно обрабатывают школы симазином или другими триазинами осенью после окончания вегетации на второй или последующие годы роста саженцев по чистой от сорняков влажной почве.
Симазин нельзя использовать на малогумусных песчаных и супесчаных почвах из-за проникновения его в этих условиях в область корневых систем саженцев и повреждения их.
В рекомендуемых дозах симазин инактивируется из почвы в течение 2 лет. Обработку этим гербицидом следует чередовать в севооборотных полях школьных отделений с уничтожением сорняков механическим путем культиваторами или применением других гербицидов.
При выращивании саженцев из черенков (тополь, смородина и др.) при уходе за почвой с применением химических средств вместо симазина применяют прометрин из расчета 2-3 кг/га. Водным раствором этого гербицида обрабатывают школу черенковых саженцев рано весной или осенью.
Гербициды наземного действия применяют в школьных отделениях, используя при этом способ направленного опрыскивания, при котором раствор гербицида попадает на сорняки и почву около стволиков, а кроны саженцев остаются необработанными. В этом случае для уничтожения корнеотпрыско- вых сорняков применяют 2,4-Д (2 кг/га), корневищных - МГ-Т (20 кг/га), а однолетних сорняков - ДНОК (10 кг/га). Против широколистных и злаковых сорняков эффективно применение грамоксона (3 кг/га), а против про- совидных сорняков - пропанида (5 кг/га). Направленное опрыскивание этими гербицидами сеянцев березы пониклой, вяза приземистого, клена остролистного, лиственницы сибирской, ясеня зеленого, яблони лесной и других пород возможно уже в год посадки в школу.
При работе с гербицидами, а также при их транспортировке и хранении следует соблюдать меры предосторожности, установленные Государственной санитарной инспекцией СССР для химикатов, применяемых в сельском хозяйстве.
ПОЛИВ И ПОДКОРМКА САЖЕНЦЕВ. Орошение при выращивании саженцев деревьев и кустарников в первую очередь применяют в питомниках, расположенных в районах с недостаточным увлажнением (зоны: полупустынная, степная и юг лесостепной). В этих условиях первый полив проводят после весенней посадки растений с промачиванием почвы на глубину 25-30 см в первой школе, где высаживают сеянцы и укорененные черенки, и на глубину 45-50 см во второй школе, посаженной саженцами из первой школы. При расчете поливных норм учитывают глубину промачивания, плотность почвы, полевую влагоемкость и влажность почвы до полива. После посадочный полив способствует оседанию почвы и обеспечивает высаженные растения влагой, в результате чего повышается их приживаемость и улучшается рост. Последующие вегетационные поливы проводят с увлажнением почвы на глубину 35-40 см в первой школе и на глубину 60-80 см во второй и третьей школах.
В первое лето школы поливают 6-8 раз, во второй год - 5-6 раз и на третий-четвертый год - 3-5 раз.
При поливе дождеванием используют комплекты передвижного дождевального оборудования с дождевальными установками УДС-25, дальноструйные дождевальные машины ДДН-70 и другое оборудование, расходуя в среднем 400-500 м3 воды/га. При поливе напуском по бороздам расход воды в среднем составляет 600-700 м3/га. Борозды для полива устраивают в междурядьях с помощью окучников на культиваторах и соединяют их с оросительным каналом. После полива борозды заделывают и рыхлят междурядья.
Полив при выращивании саженцев деревьев применяют и в питомниках лесной зоны, в районах с достаточным увлажнением. Необходимость поливов здесь объясняется наличием частых засушливых периодов весной и летом, а также и тем, что применение полива дает возможность закладывать школы в различные сроки, включая начало лета.
Для ускорения роста саженцев и повышения их сохранности применяют корневые подкормки растений минеральными удобрениями, которые вносят в междурядья на глубину 10-15 см. Первую подкормку проводят весной перед началом вегетации, а вторую - в первой половине лета. Дозы минеральных удобрений при подкормках зависят от содержания питательных веществ в почве и выращиваемых пород. На почвах, которые содержат больше гумуса и элементов питания, дозы внесения удобрений при подкормках уменьшаются. Однако даже на высокоплодородных почвах корневые подкормки оказывают положительное влияние на рост саженцев при длительном их выращивании в школьном отделении.
В лесной зоне при каждой подкормке саженцев в школе вносят азотные удобрения из расчета по действующему веществу 40-60 кг/га или смеси азотных (30-40 кг/га), фосфорных (50-60 кг/га) и калийных (30-40 кг/га) удобрений. В лесостепной зоне при подкормках саженцев применяют смесь удобрений - азотных (20-25 кг/га), фосфорных (45-60 кг/га) и калийных (30-40 кг/га), а в степной зоне - азотных (20-25 кг/га), фосфорных (45-60 кг/га) и калийных (20-30 кг/га). При смешивании минеральных удобрений учитывают допустимость их смешения при совместном внесении. Можно, например, непосредственно перед внесением в почву смешивать аммиачную селитру или мочевину с гранулированным суперфосфатом и с хлористым калием или сульфатом калия. Вместо смешанных удобрений при подкормках растений применяют комплексные удобрения (нитрофос, аммофоску и др.), содержащие два или три элемента питания. Дозы внесения таких удобрений определяют по содержанию азота. Порошкообразные или гранулированные минеральные удобрения вносят между рядами саженцев с помощью культиваторов-растениепитателей (КРСШ-2,8А, КРН-2,8М, КРН-2,8ПМ, КРХ-4 и др.).
Применяя корневые подкормки, надо иметь в виду, что они дают хорошие результаты только в том случае, если почвы в школьном отделении обеспечены влагой.
БОРЬБА С ВРЕДИТЕЛЯМИ И БОЛЕЗНЯМИ САЖЕНЦЕВ. В борьбе с вредными насекомыми и болезнями саженцев в школьных отделениях применяют систему мероприятий, включающую профилактические и истребительные меры борьбы. К профилактическим мерам относятся: организация севооборотов с чередованием посадок хвойных и лиственных пород; проведение контрольных обследований заселенности почв вредными насекомыми в период основной обработки почв в полях севооборота; проведение еженедельных осмотров всех школ с целью немедленной ликвидации появившихся вредителей и болезней саженцев; поддержание почвы в рыхлом состоянии, особенно в период лёта хрущей и других почвенных насекомых; удаление пропалываемой травы, способствующей развитию грибковых болезней; уничтожение саженцев, заселенных стеклянницами и златками, а также засохших растений; устройство вокруг питомника ловче-заградительной канавки шириной 0,7 м и глубиной 0,4 м (с колодцами глубиной 20-30 см), предохраняющей территорию питомника от вредных насекомых и грызунов.
Наиболее эффективно для защиты саженцев от личинок хрущей сплошное затравливание почвы или обработка корней высаживаемых растений дустом. Сплошное затравливание почвы 25- и 12 %-ным дустом гексахлорана проводят весной с помощью туковых сеялок или опыливателей. Нанесенный на поверхность дуст сразу заделывают в почву плугом или культиватором. На песчаных и супесчаных почвах при наличии личинок майских хрущей и других пластинчатоусых жуков вносят, в зависимости от возраста личинок, от 30 до 60 кг 25 %-ного дуста на 1 га. На суглинистых почвах нормы расхода дуста увеличивают в 1,5 раза, а на черноземах и карбонатных почвах - в 2 раза.
При посадке сеянцев, укорененных черенков или саженцев химическая защита их от повреждений обитающими в почве личинками хрущей осуществляется при помощи дуста гексахлорана путем опудривания корней, обработки корней суспензией или опудриванием посадочных щелей. При опудривании корней применяют дуст, содержащий не более 12 % гексахлорана. Дуст гексахлорана предохраняет корни от повреждений в течение 2-3 лет. При опудривании корневых систем сеянцев перед их посадкой в школу расходуется 150-300 г дуста гексахлорана на 1000 сеянцев. Для приготовления суспензии на 1000 сеянцев к 8-10 кг компоста или плодородного слоя почвы добавляют 200-400 г 12 %-ного дуста гексахлорана и 6-8 л воды.
При опудривании посадочных щелей на каждую расходуют 0,25-0,5 г дуста гексахлорана. Обработку проводят с помощью ранцевых опыливателей (ОРВ-1 и др.).
Против различных насекомых, повреждающих надземные части саженцев деревьев и кустарников, нет единых мер борьбы. Обычно проводят борьбу путем применения определенных химических средств с отдельными видами насекомых или их группами, ведущими сходный образ жизни. При обнаружении на саженцах гусениц хвое- или листогрызущих насекомых применяют 0,3 %-ный водный раствор 80 %-ного технического хлорофоса (30 г на 10 л воды). Расход водных растворов инсектицидов составляет 400-1000 л на 1 га школьного отделения.
При повреждении листьев саженцев минирующими насекомыми применяют опрыскивание 0,1 %-ной водной эмульсией 30 %-ного концентрата карбофоса (10 г на 10 л воды).
В школе сосны, заселенной побеговьюнами, повреждающими почки и побеги, проводят опрыскивание в начале появления гусениц 1-1,5 %-ным водным раствором 80 %-ного технического хлорофоса (100-150 г на 10 л воды).
Для уничтожения тлей и медяниц в летнее время применяют не обжигающие саженцы препараты: 0,15-0,2 %-ный раствор анабазин-сульфата или никотин-сульфата с добавлением 0,4% мыла; 0,3 %-ную эмульсию 30 %-ного концентрата карбофоса. Расход жидкости до 50-1000 л/га в зависимости от количества и возраста саженцев.
Для защиты саженцев от грибных заболеваний важное значение имеют агротехнические приемы по подготовке почвы и уходу за растениями, направленные на создание в питомниках условий, которые повышают устойчивость выращиваемых саженцев и препятствуют появлению и распространению болезней. Агротехнические мероприятия дополняют химическими мерами борьбы или профилактической обработкой (опрыскиванием и опыливанием) саженцев фунгицидами.
Из грибных болезней наиболее распространены пожелтение и опадение хвои у сеянцев и саженцев сосны и лиственницы от шютте обыкновенного и зимнего. Для защиты саженцев от заражения проводят 3-4-кратное опрыскивание системными препаратами БМК (0,4%), фундазолом, беномилом (0,06%). Расход растворов 800-1000 л/га. Сроки и кратность обработок аналогичны указанным для сеянцев (см. гл. III).
Чтобы предупредить повреждения листьев тополя и березы ржавчиной, школьные отделения этих пород закладывают на удалении более 200 м от насаждений лиственницы - промежуточного хозяина ржавчинных грибов. При появлении первых признаков болезни тополевые школы опрыскивают 0,75 %-ной суспензией цинеба с расходом раствора 800-1000 л/га. Саженцы березы 3-4 раза обрабатывают 1 %-ной бордосской жидкостью.
Промежуточный хозяин ржавчинного гриба, повреждающего хвою ели - багульник. Саженцы ели с поврежденной хвоей обрабатывают бордосской жидкостью. Для обработки саженцев дуба, клена и других пород против мучнистой росы листьев применяют 0,5%-ную коллоидную серу или смесь соды с мылом (0,3-0,5 кг каустической соды и 0,3-1 кг хозяйственного мыла растворяют в 100 л воды). Норма расхода рабочей жидкости 600- 1000 л/га.
У саженцев многих деревьев и кустарников, особенно у дуба, ясеня, клена и акации желтой, встречается пятнистость листьев. Эта болезнь вызывается различными несовершенными и сумчатыми грибами. В школах при первом появлении пятен на листьях (примерно в начале июля) саженцы обрабатывают 1 %-ной бордосской жидкостью. Последующие обработки проводят через 2-3 недели и заканчивают к концу августа.
Молодые побеги саженцев сосны могут сильно повреждаться двудомным ржавчинным грибом - сосновым вертуном, вызывающим искривление и засыхание побегов. Для борьбы с сосновым вертуном выполняют следующие предупредительные мероприятия: сосновые школы располагают не ближе 250-300 м от насаждений, в составе которых имеется осина и белый тополь; проводят 3-4 опрыскивания саженцев бордосской жидкостью, начиная с весны (1-я декада мая).
Большой вред школам и плантациям тополей наносят цитоспороз, вызывающий куртинное или сплошное усыхание саженцев, и парша - болезнь, поражающая листья и одно-трехлетние побеги белых тополей и их гибридов (особенно пирамидальные формы). Для предупреждения заболевания спорозом и паршой при закладке школ используют только здоровые укорененные черенки, места обрезки побегов при формировании крон обрабатывают антисептиками; ежегодно осенью и весной удаляют пораженные и усыхающие саженцы. Для борьбы с цитоспорозом проводят весенние или позднелетние опрыскивания школ в очагах цитоспороза 1 %-ным цирамом, 1-1,5 %-ным цинебом или 1-1,5%-ным ТМТД + гамма-изомер ГХЦГ один раз в год. Расход рабочей жидкости на одну тысячу 1-3-летних саженцев в школах от 150 до 300 л. Для борьбы с паршой проводят защитные опрыскивания в начале распускания почек и в летний период 2 %-ной коллоидной серой, 1 %-ным фентиурамом или 0,7%-ным фигоном. Расход растворов 600-1000 л/га.
Обрабатывают саженцы в борьбе с болезнями и вредителями в школьном отделении ядохимикатами с помощью опрыскивателей (тракторных - ПОУ, ОН-400, ранцевых - ОРР-1 "Эра-1", ОМР-2) и опыливателей (тракторного - ОШУ-50, ранцевого - ОРВ-1 "Ветерок" и др.).
ФОРМИРОВАНИЕ САЖЕНЦЕВ. Это дополнительная агротехническая операция при выращивании саженцев декоративных деревьев и кустарников в школьном отделении питомника. Саженцы большинства кустарников формируют с образованием кроны шаровидной ("кустовой") формы. Для этого кустарники на второй год после посадки сажают на пень, т. е. обрезают на высоте 5-8 см от корневой шейки. Обрезку проводят весной до начала вегетации. Побеги обрезают над почками. Такая низкая обрезка вызывает кустистость вследствие развития дополнительных побегов из ниже расположенных спящих почек. Особенно полезна она при формировании крон у кустарников, склонных к образованию единичных центральных побегов (у боярышника, акации желтой, лещины, жимолости и др.).
Низкая обрезка положительно сказывается и при формировании крон у кустарников, склонных к "кустистости" без обрезки (у барбариса, таволги и др.). При формировании у отдельных видов кустарников штамбовой формы (роза, сирень и др.) на пень их не обрезают, а появившиеся у них нижние боковые ветки и корневую поросль регулярно вырезают. Формирование кустарников в школьном отделении продолжается 2-3 года.
Формирование саженцев декоративных деревьев начинается в первой школе. В этой школе целью работ по формированию является получение у саженцев одного хорошо развитого побега-стволика, имеющего достаточную высоту и толщину. Получение таких крепких стволиков необходимо, чтобы дальнейшее выращивание саженцев в следующей школе было возможным без подвязки к кольям.
Для утолщения стволика у быстрорастущих лиственых пород на втором году выращивания саженцев обрезают верх у стволика. Это способствует развитию боковых веток и утолщению штамба. Когда стволик окрепнет, боковые веточки удаляют.
У лиственных пород с умеренным ростом (у вяза, липы, яблони и др.) в первой школе на втором и третьем году достаточно интенсивно развиваются боковые побеги без обрезки вершины стволика. Боковые побеги у этих пород обрезают в середине лета на 1/3 длины, а после достижения штамбом необходимой толщины все боковые побеги срезают "на кольцо". В первой школе саженцы лиственных пород выращивают с высотой стволика не менее 1,5 м и толщиной у основания не менее 2,5 см.
Во второй школе в год посадки у саженцев продолжают формирование штамба, а со второго года приступают к формированию кроны.
Высота при формировании штамба у саженцев декоративных деревьев зависит от назначения посадочного материала. Для уличных и аллейных посадок выращивают высокоштамбовые деревья - высота штамба 1,8-2,2 м, а для групповых посадок - деревья с высотой штамба 1,2-1,7 м. Во второй школе формируют штамб за счет оставленных на стволе побегов утолщения. Для этого боковые побеги регулярно укорачивают, превращая их в короткие побеги утолщения. Одновременно продолжают наращивать штамб в высоту для получения высокоштамбовых форм.
В случае подмерзания пересаженных саженцев, во второй школе приходится проводить формирование штамба с самого начала. Для возобновления штамба обмерзший стволик низко обрезают, оставляя пенек высотой 10-12 см. На следующий год из образовавшихся побегов оставляют один, из которого формируют штамб саженца.
Закладка крон у саженцев большинства пород начинается со второго года и является основной целью пересадки их во вторую школу. При формировании крон у саженцев для декоративных целей стремятся несколько улучшить естественную форму крон. Реже, но уже в третьей школе, формируют специальные архитектурные кроны в виде шара, эллипса или куба.
Среди естественных форм крон выделяют следующие группы: цилиндрические, или колоннообразные (тополи итальянский и берлинский, граб, европейский бук, западная туя и др.), пирамидальные, или конические (ели колючая и обыкновенная, пихта сибирская и др.), шаровидные (робиния лжеакация, шаровидная ива и др.), широковетвистые, сферические (дуб, клен, липа, вяз, береза и др.), плакучие (береза, ива, рябина и др.).
Закладка крон у большинства декоративных древесных пород, имеющих широковетвистые кроны, включает следующие приемы. Весной до начала сокодвижения (или предыдущей осенью после листопада) у саженцев срезают верхушку ведущего побега, оставляя над штамбом 10 почек (или веточек) (при формировании более цилиндрической кроны) или 5 почек (для образования более шаровидной кроны). Летом по всей высоте штамба укорачивают побеги до 8-10 см. Крону во второй школе не обрезают, она развивается естественным путем, что свойственно данной породе. Однако шри редком размещении скелетных ветвей у некоторых пород (тополя, клена, вяза) обрезают крону, чтобы вызвать дополнительное ветвление.
Окончательно сформированные саженцы древесных пород при выкопке из второй школы должны иметь штамб установленной высоты с диаметром на высоте груди 2-3 см и 6-8 скелетных веток, расположенных в верхней части ствола.
В третьей школе формирование саженцев направлено на создание компактной кроны с симметрично расположенными сучьями. Компактную и загущенную крону получают обрезкой, которую проводят 3-4 раза в период выращивания саженцев в школе. Первую подрезку кроны выполняют при пересадке в школу, а последующие - весной каждого года. При формировании конусовидной кроны верхние ветки обрезают коротко, а нижние оставляют более длинными и обрезают на внутреннюю почку. При формировании шаровидной кроны ветки обрезают на внешнюю почку. Нижние ветки кроны подрезают коротко, а верхние - слабо. При выращивании саженцев хвойных пород, березы и тополя пирамидального кроны не формируют.
В год посадки саженцев в школу при засушливой погоде применяют полив. Весной на второй год после посадки в междурядья вносят минеральные и органические удобрения с последующей их заделкой в почву. Систематически проводят культивацию междурядий, поддерживающую почву в рыхлом состоянии.
Для придания кронам специальной формы (эллипс, куб и др.) при посадке саженцев выполняют сильную подрезку, которая вызывает развитие из спящих почек добавочных боковых побегов. Эти побеги образуются только на четвертом году, придавая всей кроне намеченную форму.
Перечень мер ухода в школах по годам приведен в табл. 46. В декоративных питомниках первая, вторая и третья школы имеют отделения привитых форм. В первой школе прививки делают на пересаженных сеянцах 1-3-летнего возраста у корневой шейки, а во второй и третьей школах черенки или почки культурных сортов прививают на штамбе саженцев, на высоте 1-2 м от корневой шейки.
Таблица 46. Уход за саженцами в школьном отделении
Самый распространенный способ прививки - окулировка. В зависимости от сроков выполнения различают: летнюю окулировку спящей почкой (глазком) и весеннюю - прорастающей почкой. Окулировку спящей почкой проводят во второй половине лета (июль) с таким расчетом, чтобы привитый глазок успел прижиться, но не тронулся в рост до зимы. У основания стволика прививают окулировкой различные сорта роз (подвой - сеянцы шиповника), сортовые сирени (подвой - сирень обыкновенная), махровый боярышник (подвой - боярышник сибирский), дерен кроваво-красный, форма пестролистная (подвой - дерен белый) и другие садовые формы кустарника. Из древесных пород окулировкой у корневой шейки сеянцев или саженцев размножают культурные сорта плодовых, сортовые рябины (подвой - обыкновенная рябина), садовые формы липы (подвой - мелколистная липа) и др. деревьев.
Подвойные сеянцы весной высаживают в школу с расстояниями между рядами 80 см и в ряду 25-30 см. Для усиления сокодвижения, способствующего лучшему отставанию коры, за несколько дней до окулировки почву рыхлят и обильно поливают. Для удобства работы перед окулировкои у подвоиных растении очищают стволики от побегов до высоты 10 см. После проведения работ по окулировке почву рыхлят в междурядьях, а через 15 дней проверяют приживаемость привитых глазков. Поздней осенью растения окучивают землей для предохранения их от вымерзания. Весной следующего года саженцы разокучивают и обрезают надземную часть, оставляя шип с привитой почкой, или срезают весь стволик до привитой почки.
Последующий уход на втором году выращивания привитых растений включает уничтожение появляющейся поросли ниже места окулировки, подвязку побега из привитой почки к шипу, удаление шипа в конце лета или весной следующего года, применение подкормки растений, рыхления междурядий и борьбу с вредителями. Осенью привитые кустарники реализуют, а деревья пересаживают во вторую школу.
В отделении привитых форм первой школы, кроме окулировки, применяют прививку черенком, которую можно выполнять в различное время года: зимой - при размножении садовых форм лиственных и хвойных пород; весной и летом - при размножении хвойных.
Зимние прививки выполняют в оранжереях, где регулируется температура и влажность. Для прививок зимой черенки лиственных пород заготовляют осенью, помещают в ящики с песком и хранят в подвале. Сеянцы 1-3-летнего возраста, на которые будут прививать черенки садовых форм, выкапывают осенью и временно прикапывают в оранжерее. В ноябре сеянцы пересаживают в ящики или горшки, поливают и обрезают надземную часть, оставляя шип длиной 5-8 см, на который через 1,5-2 месяца прививают черенки.
Выкопанные осенью сеянцы можно хранить и в подвале. В этом случае в феврале сеянцы переносят в оранжерею и прикапывают, а в марте-апреле, по мере начала роста подвоев, производят прививку. После того как почки на привитых черенках тронутся в рост, растения пересаживают в парники, а весной - в отделение привитых форм первой школы. Уход за саженцами включает междурядную обработку, подкормку и борьбу с вредителями. Кустарники реализуют из первой школы, а саженцы деревьев пересаживают во вторую школу.
Весеннюю прививку хвойных пород проводят на саженцах, которые выращивают 1-2 года в отделении привитых форм первой школы. Черенки с верхушечной почкой декоративных форм ели, туи, пихты и других хвойных пород прививают в центральный побег подвойных саженцев способом "вприклад" (сердцевиной на камбий или камбием на камбий) или "в расщеп". Привитые саженцы после 2-3 лет выращивания пересаживают в отделение привитых форм второй школы.
Прививку саженцев для получения штамбовых форм выполняют во второй школе. В отделении привитых форм этой школы у саженцев в первый или второй год после посадки проводят окулировку на высоте 1-2 м двумя или тремя глазками с разных сторон центрального побега. На зиму прижившиеся глазки обвязывают мешковиной или другим материалом, предохраняя от вымерзания. Весной срезают верхушки саженцев над прижившейся окулировкой и частично обрезают боковые побеги на шамбе. Прививку черен-ками вместо окулировки осуществляют весной.
Применяя прививки на штамбе, получают плакучие и шарообразные формы: рябина плакучая на рябине обыкновенной, яблоня плакучая на яблоне сибирской; ива плакучая на иве козьей, ильм плакучий на ильме шершавом, ива шаровидная на иве козьей и др.
Через 1-2 года привитые саженцы пересаживают в отделение архитектурных и привитых форм третьей школы для доращивания. Подобное описание способов прививок лесных древесных пород и технологии выращивания привитого посадочного материала см. в гл. VII.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 334.