Виды ножей для спортивного метания и способы хвата
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1 Ножи для спортивного метания

Основным видом ножа для спортивного метания считается утвержденная международной любительской спортивной федерацией «Универсальный бой», и сертифицированная государственными органами в 2010 году модель - «Unifight – pro».

 

Данный нож обладает следующими техническими характеристиками: Общая длина 200 – 300мм.; Длина клинка – 100 – 170мм.;  Толщина обуха – 4-7мм.

Кроме этого различными клубами используются и другие виды ножей, такие как «Лидер», «Кантемир», «Freeknifе» и т.д.

 

Мы также используем их при организации тренировочного процесса.

 

1.2 Способы хвата ножа

Хват ножа имеет определяющее значение для придания скорости вращения в четко определенной плоскости. Для спортивного метания ножа характерно, что нож должен являться как бы продолжением руки спортсмена. В отличие от других метательных видов спорта, при выполнении броска ножом пальцы рук не разжимаются, а, наоборот, создают оптимальные условия для свободного схода ножа. Отсюда и появляются различные виды хватов, обеспечивающих спортсмену стабильный и точный бросок.

Наиболее распространенным в спортивной практике является хват за рукоять.

 

Особенность его состоит в том, что нож обхватывается тремя пальцами, контролирующими две трети рукояти, что значительно уменьшает силу трения при сходе, и находится в плоскости, перпендикулярной поверхности земли. В некоторых случаях контроль ножа может осуществляться двумя пальцами (щипковый хват).

 

Преимущество броска данным хватом состоит в минимально занимаемой при попадании площади мишени, обеспечении значительных углов поражения мишени, что позволяет достигать высоких результатов в метании.  

Нож вкладывается в кисть таким образом, чтобы он опирался в основание большого пальца и обхватывался фалангами большого, среднего и указательного пальцев. Безымянный палец и мизинец поджимаются в кулак, что позволяет кисти руки находиться в фиксированном состоянии, без напряжения.

 

При правильном хвате нож продолжает линию кисти и составляет с линией предплечья угол около 130-140 градусов. Особой разницы, в положении режущей кромки ножа – сверху или снизу – нет.

Аналогичным способом осуществляется хват и при броске за лезвие, за исключением того, что режущая кромка, при данном хвате направлена вовнутрь ладони во избежание порезов.

 

Еще одним хватом, используемым в спортивном метании ножа, является хват «плашмя».

 

При данном хвате нож находится в ладони таким образом, что четыре пальца удерживают рукоятку или лезвие снизу, а основание и фаланга большого пальца контролируют нож сверху. Более подробно об особенностях данного хвата можно прочитать у Т.Р.Касьянова. (Касьянов, 2000)

В отдельных способах метания можно встретить хват с контролем указательного пальца по обуху ножа.

 

В заключение можно отметить, что спортсмен вправе сам выбирать удобный ему хват для достижении наиболее высоких спортивных результатов.

Глава 2.

Организация тренировочного процесса

2.1 Построение занятия

Разминка

Разминка является неотъемлемой частью любого тренировочного процесса. Цель ее – подготовка организма спортсмена к восприятию интенсивных физических нагрузок, профилактика спортивного травматизма, формирование начальных двигательных и специальных физических навыков. В спортивном метании ножа, как и в любом другом виде спорта, разминка состоит из общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений. В группах начальной подготовки физическая подготовка должна занимать основное время занятий, что позволяет предупредить возникновение травм у обучающихся.

Рекомендуемое процентное соотношение времени, отводимого на разминку и на основную часть занятия приведено в таблице 1.

 

Этап обучения Время на разминку Время на основную часть занятий
Начальной подготовки 60 мин. 30 мин.
Учебно-тренировочный 30 – 40 мин. 50-60 мин.
Спортивное совершенствование 20-30 мин. 60-70 мин.

Табл.1

Упражнения физической подготовки можно давать как в разминке, так и в финальной части занятия. В связи с тем, что основная нагрузка у метателей ложится на верхние конечности, то целесообразно в финальной части занятия включать упражнения на укрепление плечевого пояса и костно-связочного аппарата: всевозможные упражнения на перекладине, брусьях и других гимнастических снарядах.

 

При планировании разминки, да и всей тренировки в целом, нужно не забывать, что для детей особенно важен игровой и соревновательный момент. Без ущерба, естественно, вопросам дисциплины и обеспечения безопасности занятий.

 

Общеразвивающие упражнения

Физическая подготовка является неотъемлемой частью общей подготовки в спортивном метании ножа на всех этапах спортивного совершенствования, создавая основу для высоких результатов. Физическая подготовка включает упражнения общей и специальной направленности.

Цель общей физической подготовки (ОФП) - достижение высокой работоспособности, хорошей координации деятельности органов и систем организма, гармоничного развития спортсмена.

ОФП в спортивном метании ножа должна учитывать специфику данного вида спорта, обеспечивать решение следующих задач:

- укрепление здоровья и нервной системы;

- повышение функциональных возможностей организма спортсмена;

- предупреждение травматизма и укрепление суставно-связочного аппарата, в особенности - плечевого пояса, локтевого и лучезапястного суставов;

- повышение жизненной емкости легких, способное предупредить кислородное голодание;

- активный отдых для центральной нервной системы.

Упражнения общей физической подготовки состоят из доступных всем несложных элементарных движений тела и его частей. Все многообразие упражнений общефизической подготовки можно разделить на несколько групп.

2.1.3 Упражнения для мышц кистей и пальцев.

- прижав ладони друг к другу, локти развести в стороны (ладони с силой нажимают друг на друга);

- вращение кистей рук сжатых в замок;

- медленное сжатие пальцами рук теннисного мяча или резинового кольца;

- вращение гимнастической палочки вокруг оси лучезапястного сустава, во внешнюю и внутреннюю сторону;

- упор на кончиках пальцев, стоя наклонно к стене;

2.1.4 Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

- отжимания в упоре лежа;

- вращение рук в локтевом суставе в различных направлениях;

- круговые вращения рук в плечевом поясе в различных направлениях;

Сгибание, разгибание и вращение рук с гантелями весом 0,5 кг.

Хватом на ширине плеч гимнастической палочки, опускание прямых рук за спину и обратно;

Во время разминки используются типовые упражнения для разминки ног, тазобедренных суставов, шеи, туловища и т.д. Благоприятное воздействие на организм спортсмена оказывают также бег, ходьба, плавание, любая двигательная активность.

 

2.2 Специальные подготовительные упражнения

Специальная физическая подготовка (СФП) необходима для дальнейшего совершенствования двигательных качеств, лежащих в основе технической подготовки. Она направлена на развитие определенных физических качеств тех групп мышц, которые участвуют в выполнении метательного упражнения. Цель выполнения упражнений СФП в разминке – подготовить спортсмена к основной части учебно-тренировочного занятия. Имея в руках нож, или выполняя элемент броска без ножа, спортсмен совершенствует специальные двигательные качества, выполнение отдельных элементов броска и координирование их в целом. Вся работа по СФП проводится без выполнения бросков, ибо необходимо сосредоточить внимание на работе отдельных групп мышц.

СФП должна решать следующие задачи:

- тренировка строго определенных групп мышц;

- развитие специальных качеств метателя: мышечных ощущений, координированности, точности, выносливости скоростной, силовой и статической, равновесия, произвольного мышечного расслабления, способности к предельному сосредоточению, чувство времени;

 - повышение специальной устойчивости к длительному выполнению однородных упражнений.

В специальной физической подготовке основными являются следующие методы обучения: повторный метод, метод динамических усилий.

СФП может включать в себя следующие упражнения:

2.2.1 Упражнения для формирования скоростно-силовых качеств.

 Для развития быстроты у метателей наиболее целесообразно использовать упражнения с отягощениями (набивные мячи весом 1,5-5 кг, в зависимости от возраста детей), оказывающие положительное влияние на увеличение быстроты «взрывной» начальной и скорости основной части метательного движения. Здесь могут быть использованы следующие упражнения:

метание набивного мяча: - из-за головы вперед – вверх;

- над головой назад;

- выталкивание мяча от подбородка вперед;

- метание из-за головы вверх из положения сидя.

- бросок мяча назад двумя руками через голову.

Упражнения могут выполняться как с партнером, так и самостоятельно.

Для развития быстроты эффективны упражнения с теннисным мячом. Они развивают непринужденность, быстроту и точность, связанную с расчетом времени. Эти упражнения динамичны; они требуют от метателя сосредоточенного внимания и быстрой ответной реакции.

Находясь друг против друга на расстоянии 3-7 м., партнеры бросают мяч как правой, так и левой рукой. Поймать мяч – обязательное условие. Упражняться с мячом можно и без партнера перед стенкой. Броски могут также выполняться в закрепленную мишень.

Для улучшения скоростных свойств мышц, осуществляющих разгибание руки в метательном движении, целесообразно применять упражнения с использованием обратной тяги – эспандера или резинового жгута. Для этого один конец жгута жестко закрепляют за спиной спортсмена, а второй конец он зажимает в кулаке согнутой руки и растягивает жгут, имитируя метательное движение.

В этом случае скорость разгибания руки будет регулироваться не только сокращением мышц, разгибающих ее, но и тягой жгута.

 

2.2.2 Упражнения для развития стабильности броска.

В метании ножа огромное значение имеет стабильность броска – умение на протяжении длительного времени сохранять одинаковую скорость и силу броска. Для формирования этого качества может быть использовано упражнение с бейсбольной битой. Оно заключается в следующем. Спортсмен наносит удары бейсбольной битой поверх плеча (повторяя метательное движение) по автомобильной покрышке, закрепленной на специальном станке, находящемся на уровне мишени. При выполнении упражнения очень важно наносить удары с одинаковой скоростью, силой, в четко определенном темпе. Удар наносится в вертикальной плоскости. В конечной фазе удара необходимо следить, чтобы кисть жестко фиксировалась, во избежание в дальнейшем нежелательного «выхлеста», провала в лучезапястном суставе при сходе ножа с руки.

 

(Рис.9, Рис.10)

Все упражнения специальной физической подготовки должны проводиться сериями с определенным количеством повторов. Длительность выполнения упражнения должна быть не менее одной минуты. Количество серий – от 3 до 5.

 

2.2.3 Упражнения на произвольное мышечное расслабление

Умение произвольно расслаблять мышцы является необходимым условием для точного и стабильного метания. И тренировочная и соревновательная деятельность требует от спортсменов умения управлять уровнем мышечного напряжения. В спортивном метании ножа особенно важно владение произвольным мышечным расслаблением, так как выполнение большого количества однородных метательных движений и присутствие статической работы вызывает значительное утомление и потерю работоспособности. Недостаточное развитое умение произвольно расслаблять мышцы может привести к напряженности мышц, которая повлечет за собой и координационную напряженность. Излишняя напряженность мешает выполнению точного и стабильного броска. Этот вид напряженности характерен и для новичков, и для более опытных метателей ножа.

Для освоения произвольного мышечного расслабления необходимо:

- переходить от напряжения к расслаблению медленно; быстро; контрастно;

- расслаблять различные группы мышц, последовательно;

- расслаблять различные группы мышц в пассивном раскачивании отдельных частей тела;

- расслаблять мышцы рук плечевого пояса, встряхивая, свободно опустив руки.

При возникающем чувстве усталости на учебном занятии или при выполнении упражнения на соревнованиях спортсмен должен остановиться и быстро, без затруднений снять мышечное напряжение, расслабив определенные группы мышц. Расслабленные мышцы, восстановив свою работоспособность, обеспечивает спортсмену возможность продолжить метать нож в цель (выполнять упражнение).

Глава 3.

Техническая подготовка (практическое метание)

 

Цель технической подготовки в спортивном метании ножа - достижение высокого мастерства. Хороший результат при выполнении зачетных серий – итог согласованных действий метателя, позволяющих выполнять точные и стабильные броски ножом в мишень один за другим.

Метательное движение – это сложное психомоторное действие, техника выполнения которого состоит из следующих элементов: стойка, хват и бросок. В свою очередь бросок состоит из трех фаз: фаза замаха, метательное движение, сход ножа в цель.

Целью замаха - обеспечить придание начального ускорения (импульса) для дальнейшего полета ножа. При замахе рука, выполняющая бросок, отводится назад поверх плеча, сгибаясь в локтевом суставе на 90 - 100 градусов. Спина прогибается, центр тяжести тела смещается на ногу, одноименную бросковой руке.

 

(Рис.11)

Метательное движение представляет собой выполняемое с ускорением выпрямление руки с одновременным разворотом туловища в сторону выпрямляющейся руки и толчком опорной ноги.

 

(рис.12)

Туловище поворачивается вокруг вертикальной оси против часовой стрелки, с одновременным толчком от опоры стоящей сзади ногой.  При этом: а) поворот туловища задает начальную скорость руке, выполняющей бросок; б) толчок ногой создает дополнительный вращающий момент для туловища и способствует его лучшему повороту. Направление движения туловища и руки должны совпадать, иначе, по законам механики, произойдет вычитание разнонаправленных сил, и скорость движения руки уменьшится.

Сход – это выход ножа из кисти метателя, формирующий траекторию полета и характер вращения ножа.

 

3.1 Базовые стойки

- стойка (изготовка) – поза, принимаемая метателем для выполнения броска, когда взаиморасположения частей тела обеспечивают равновесие и комфортность.

В проекции на горизонтальную плоскость стойка может быть:

-разноименная

 

(Рис.13)

- одноименная

 

(Рис.14)

- фронтальная 

 

(Рис.15)

В разноименной стойке положение тела метателя относительно горизонтальной проекции мишени находится под углом 45 градусов. Нога, разноименная с рукой, удерживающий нож, находится впереди. Стопы ног параллельны. Вес тела распределен на обеих ногах, несколько согнутых в коленях. Общий центр тяжести проецируется на середину площади опоры. Как правило, в передней руке, согнутой в локте, держат остальные ножи, участвующие в серии бросков, так, чтобы их острые концы были направлены в сторону от туловища метателя. Локоть задней руки опущен свободно, мышцы и кисть, охватывающая нож, не напряжены. Голова повернута на 10-15 градусов в направлении линии прицеливания, это снимает излишнее напряжение мышц шеи удерживающих голову в устойчивом положении. В данном случае описана типовая, наиболее распространенная позиция.

Основное отличие одноименной стойки в том, что рука, выполняющая бросок, находится впереди с одноименной ногой. Центр тяжести перемещен на переднюю ногу на 70-80% , что придает точность при выполнении броска. Ограниченный перенос центра тяжести с задней на переднюю ногу и недостаточное вращение туловища вокруг своей оси, усиливающие бросок, создают сложности при выполнении упражнения с дальних дистанций.

Во фронтальной стойке линия, соединяющая ноги метателя, расположена параллельно мишени, ступни расположены параллельно, на ширине плеч, колени чуть согнуты и зафиксированы, позвоночник прогибается настолько, насколько это необходимо для придания данному положению устойчивого равновесия без лишнего напряжения мышц.

Каждая из таких стоек может быть узкой или широкой и в дальнейшем приобретает индивидуальный характер.

 

3.2 Упражнения по формированию правильного схода ножа.

Сход ножа из ладони осуществляется за счет ускорения, создаваемого рукой, положения пальцев, обеспечивающих выскальзывание ножа, и фиксированного положения кисти в конечной фазе броска. Согласованность этих составляющих обеспечивает правильный выход ножа из ладони в нужном направлении.

Основными ошибками при сходе ножа в цель можно считать «залипание» в пальцах и нежелательный «выхлест» в кисти, что происходит рефлекторно на начальном этапе обучения.

Упражнения с ножом без стенда:

- при выполнении данного упражнения нож вкладывается в руку хватом «плашмя» за рукоять. Рука при этом свободно опущена вниз и не напряжена. Стойка может быть фронтальной или одноименной. Задача данного упражнения – не разжимая, расслабить пальцы руки, удерживающие нож настолько, чтобы он выскользнул из ладони. Нож под весом собственной тяжести направляется вниз, в заранее подложенную деревянную или резиновую поверхность. Обязательное условие – нож должен столкнуться с поверхностью острием.

После освоения упражнения с выскальзыванием ножа вниз, следует перейти к упражнению с маховым движением вперед:

Исходное положение -  разноименная или одноименная стойка. Рука, опущенная вниз и удерживающая нож хватом «плашмя» за рукоять, отводится назад и выполняет маховое движение вперед вдоль бедра. За счет создаваемой центробежной силы нож выскальзывает вперед. Рука протягивается за ножом, не сгибаясь в локтевом суставе. Задача данного упражнения – не только контролировать направляющую, создаваемую пальцами, но и фиксировать кисть таким образом, что бы нож, посылаемый вперед, не вращался вокруг своего центра тяжести и летел строго в параллельной плоскости пола (земли, поверхности пола). При правильном выполнении данного упражнения нож приземляется на пол своей плоскостью.

При освоении данного упражнения важно следить за тем, чтобы мышцы руки, выполняющие движение были не напряжены, а тело не заваливалось вперед и находилось в устойчивом положении, сохраняя равновесие.

Данные упражнения развивают тактильные ощущения, вызываемые прикосновением, т.е. форму чувствительности двух видов рецепторов кожи – нервных сплетений окружающих луковиц волос и состоящих из клеток соединительных тканей капсул. После освоения данных упражнений, следует переходить к формированию схода на стенде.

1. Находясь у стенда на расстоянии 1,5 – 2 метра, выполнять упражнение, аналогичное описанному выше (маховое движение снизу – вперед) - посылать нож в стенд. При правильном выполнении нож должен входить в стенд.

2. Метатель, стоя у стенда на расстоянии 1,5 – 2 метра во фронтальной стойке и удерживая нож хватом «плашмя», выполняет замах поверх плеча, посылает нож в стенд с ускорением, выпрямляясь и протягиваясь за ним. Фронтальная стойка, в этом упражнении позволяет удерживать равновесие, не давая телу делать нежелательный наклон вперед, и четко отслеживать направление движения руки. Выполняя данное упражнение, спортсмен одновременно с освоением схода, знакомится с такими понятиями как «перекрут» и «недокрут».

При «перекруте» нож сталкивается с поверхностью стенда под острым углом, рукоятью вверх, и может либо войти острием в стенд, либо отскочить от него.

 

В такой ситуации спортсмену следует сократить дистанцию на 10 – 15 см.

При «недокруте» нож сталкивается с поверхностью под острым углом, рукоятью вниз.

 

Следует увеличить дистанцию на 10-15 см в зависимости от угла входа. В связи с возможными отскоками ножа, упражнение следует выполнять, не прилагая значительных усилий.

Данное упражнение позволяет осваивать другие виды хватов и стоек.

Положительный эффект для формирования правильного схода дает и использование при метании матерчатого чехла с вложенным в него предварительно ножом. Метатель удерживает чехол со вложенным ножом хватом за лезвие (но через чехол). При броске нож выскальзывает из чехла и летит в мишень. Здесь задача метателя - дозированно сжимать чехол, чтобы почувствовать этот сход.

 

3.3 Упражнения по формированию движения

В спорте используются общепризнанные методы разучивания и освоения двигательных действий: целостно–конструктивный и расчленено–конструктивный.

Разучивание действий в целом осуществляется при освоении относительно простых и тех сложных, которые невозможно разделить на части. При разучивании сложных действий, которые можно разделить на относительно самостоятельные части, освоение техники их выполнения осуществляется по частям. В дальнейшем уже разученные и освоенные части – движения объединяются в целостные сложные действия. Таким сложным действием в спортивном метании ножа является выполнение броска ножом в цель.

При разучивании движения наиболее эффективной является расчленено-конструктивная методика. Она требует больше внимания и времени, но обеспечивает успешность овладения техникой целостного сложного действия, помогает избежать появления типовых ошибок и потери времени на их исправление.

Целесообразно расчленить движение на 4 элемента:

· исходное положение (стойка),

· замах,

· бросок,

· дотягивание,

которые выполняются раздельно, в медленном темпе. Каждый из этих элементов необходимо выполнять точно и без ошибок. Упражнение выполняется на четыре счета, по команде преподавателя.

На счет «раз» - обучающиеся принимают исходное положение. При этом необходимо обращать внимание на умение спортсмена расслабить основные группы мышц, что создаст благоприятные условия для выполнения движения в целом.

На счет «два» - выполняется замах. При этом необходимо обратить внимание на угол сгиба руки в локтевом суставе и перенос центра тяжести на заднюю ногу.

На счет «три» - рука выпрямляется в направлении цели, с одновременным поворотом туловища. При этом обращается внимание на то, чтобы рука не опускалась ниже уровня мишени; кисть руки находилась вертикальной плоскости; свободная рука осуществляла реверсивное движение назад (для сохранения равновесия); центр тяжести перенесен на переднюю, слегка согнутую ногу.

Четвертый элемент движения заключается в том, что задняя нога отрывается от пола, за счет чего рука, выполняющая движение, протягивается вперед, как бы дотягиваясь за летящим ножом, сопровождая его в цель. При помощи этого отрабатывается удержание равновесия в конечной фазе броска.

Этот элемент особенно важен при выполнении бросков детьми, поскольку он позволяет восполнить дефицит силы, требуемой для исполнения броска (взрослые метатели могут выполнять бросок без отрыва ноги).

Данное упражнение можно выполнять как с ножом руке, так и без него. По мере освоения отдельных элементов, упражнение начинает выполняться слитно, в медленном темпе.

На начальном этапе обучения важно, чтобы метательное движение спортсмен выполнял плавно, без рывков. С этой целью целесообразно начинать обучение с метания более простых и тяжелых предметов, какими являются саперная лопата, топорик и т.д.

После освоения спортсменом поэлементного и слитного выполнения броска, можно переходить к разучиванию бросков с первой фиксированной дистанции – 3метра. Особенности работы на начальной дистанции следующие:

- броски выполняются сериями, по три ножа;

- броски выполняются не прицельно, в учебный стенд большой площади, это придаёт спортсмену уверенности в своих силах;

- не стоит жестко привязываться к трехметровой отметке. Можно разрешать спортсмену заступать за линию, либо отходить от нее назад, увеличивая дистанцию.

Тренировочный процесс на фиксированной дистанции должен также включать в себя упражнения для совершенствования отдельных фаз метательного движения с ножом.

Фаза метательного движения руки к цели.

Для повышения эффективности этой фазы рекомендуется выполнять следующие упражнения.

Сидя на стуле, стоящем спинкой вперед, спортсмен выполняет серию бросков. Броски выполняются не прицельно, с контролем траектории движения руки. Спинка стула не дает возможности спортсмену наклоняться вперед и позволяет контролировать положение локтя, не допуская его опускание (рис.22). Освоив данное упражнение, можно переходить к метанию сидя на лавке, где положение туловища уже контролируется спортсменом самостоятельно (рис.23).

Движение руки можно контролировать, выполняя броски не только сидя, но и лежа на лавке на спине (рис.24). При выполнении данного упражнения необходим обязательный контроль отскока ножа.

Фаза вращательно–поступательного движения туловища.

Метание ножа, сидя на лавке и развернувшись в пол оборота, выставив вперед ногу, разноименную с метающей рукой. В этой позиции рука, выполняющая бросок, отведена назад, поэтому с движением руки происходит одновременный поворот туловища.

Закрепив навык движений в этой фазе, можно переходить к выполнению упражнений стоя, находясь к стенду под углом 90 либо 180 градусов.

Фаза переноса центра тяжести и толчкового движения ноги.

Спортсмен становится в одноименную стойку, подняв руку на замах. Бросок выполняется одновременно с шагом вперед (переход в разноименную стойку). При этом метатель находится на таком расстоянии, которое позволяет после выполнения шага вперед разноименной ноге оказаться на линии фиксированной дистанции.

Регулярное выполнение данных упражнений позволяет добиться слитного и целостного выполнения спортсменом метательного движения.

3.4. Формирование стабильности и скорости броска.

Особенностью спортивного метания ножа является то, что нож должен не только попасть в цель, но и воткнуться в нее, поэтому такое качество, как стабильность, является ключевым в подготовке спортсмена. Стабильность достигается многократным повторением однородных метательных движений. Кроме того, можно выполнять метания большим количеством ножей. Средством контроля стабильности являются контрольные тесты, когда спортсмен выполняет 30 бросков в стандартный стенд. Критерии оценки здесь могут быть следующие: 29-30 результативных попаданий – «отлично», 27-28 – «хорошо», 25-26 – «удовлетворительно». Данный контрольный тест следует выполнять в конце тренировки, с фиксированием результатов в личном дневнике спортсмена. На формирование удовлетворительной стабильности броска уходит до полугода интенсивных занятий.

Для формирования скоростных качеств броска следует включить в тренировочный процесс выполнение определенного количества бросков за определенный промежуток времени. Например: серия из 6 бросков за 10 секунд. При этом делается установка не только на соблюдение временного интервала, но, в первую очередь, на достижение стабильного результативного попадания в стенд. При выполнении данных упражнений необходимо постоянно контролировать объем нагрузки, оказываемой на плечевой пояс спортсмена. Поэтому между сериями следует включать ранее описанные упражнения на расслабление мышц.

 

3.5 Формирование точности броска

Основным условием достижения высоких результатов в спортивном метании ножа является точность попадания в цель. Критерием оценки выступления спортсмена является количество набранных очков при результативном попадании в установленную Правилами мишень.

После достижения спортсменом высокой стабильности, работа по формированию точности броска занимает основную часть тренировочного процесса.

Работу по формированию точности нужно начинать бросками с коротких дистанций в белый лист бумаги, во избежание излишней напряженности из-за боязни не попасть в цель. Если мишень «белый лист» будет белой, без каких либо пятен – ориентиров и достаточно велика, то можно надеяться, что начинающий спортсмен не совершит действий, которые называются «дерганьем», т.е резко дергать кисть вниз в финальной стадии броска. После того, как спортсмен начнет выполнять броски уверенно, по усмотрению тренера можно отходить на фиксированные дистанции. При возникновении ошибок на фиксированных дистанциях, необходимо опять вернуться на более короткое расстояние, чтобы добиться правильного выполнения движения.

При работе над точностью, в целях поддержания постоянной концентрации спортсмена, тренер может ставить задачу по метанию в различные сектора стенда.

В завершающей части тренировки целесообразно выполнить пять либо десять серий бросков в мишень установленного образца, зафиксировав их результаты для дальнейшего анализа.

На стадии совершенствования спортивного мастерства, спортсмен работает со стандартной мишенью постоянно.

Точность выполнения броска в значительной степени зависит от предварительного расслабления мышц спортсмена и внутренней готовности к броску. В связи с этим огромную роль играет умение спортсмена правильно дышать. При выполнении серии бросков дыхание спортсмена должно быть ровным и спокойным. Непосредственно перед броском спортсмен делает умеренный вдох, выдох и на задержке дыхания выполняет непосредственно бросок. Дыхание задерживается на время выполнения броска (у отдельных спортсменов – всей серии) В спортивном метании ножа напряжение к третьему броску достигает максимума (так называемый «комплекс третьего ножа»), поэтому умение регулировать дыхание позволяет спортсмену снять излишнюю напряженность, вернуть внутреннее спокойствие и выполнить точный бросок.

Точность требует постоянного совершенствования, поэтому тренер должен обладать большим арсеналом игровых и соревновательных упражнений.

Игровой аспект в тренировках особенно важен при работе с детьми, но при этом ни на секунду нельзя отвлекаться от обеспечения безопасности!

3.6 Особенности работы на различных дистанциях

Техника метания на дальних дистанциях принципиально не отличается от той, которая используется на коротких. С увеличением дистанции меняется число оборотов ножа в полете, увеличивается прилагаемое усилие, в некоторых случаях увеличивается амплитуда замаха и меняется траектория полета ножа.

Однако следует помнить, что переход на дальние дистанции возможен лишь после того, как закреплены навыки метания на предыдущей дистанции. Например, освоение дистанции в 5 метров мы начинаем после того, как спортсмен на дистанции в 3 метра покажет стабильный результат в 350 очков из 600 возможных. Переход от дистанции к дистанции должен осуществляться плавно, с возможностью использования промежуточных дистанций (на которых меняется хват). Как правило это 4, 6, 8 м.

Не следует торопиться с переходом на дальние дистанции, ибо это может вызвать неуверенность у спортсмена и закрепление нежелательных ошибок.

Работая со спортсменами групп совершенствования спортивного мастерства (3-й год обучения и выше) необходимо включать в тренировочный процесс метание со всех фиксированных дистанций, присущих данной возрастной группе, в ходе одного занятия. Это развивает выносливость и дает возможность подготовки спортсмена к соревнованиям в многоборье.

Глава 4.

Морально-волевая и психологическая подготовка метателя

Морально-волевая и психологическая подготовки будут успешны и продуктивны, если их осуществлять, учитывая специфику спортивного метания ножей и основывая на следующих педагогических принципах:

сознательности - метатель осознанно, с доверием принимает советы-указания;

систематичности - планируемое тренером постоянное, последовательное, целенаправленное применение средств воздействия;

всесторонности - воздействие не на одну узкую сферу, а на всю психику: направленность личности, психомоторику, интеллект;

согласованности - мероприятия психического воздействия должны увязываться с другими, логически составляющими систему спортивной тренировки.

При планировании должны быть отражены специфика спортивного метания ножей и обязательные разделы, наиболее типичные для большинства видов спорта:

создание коллектива и оптимального психологического климата в нем;

формирование у спортсменов мотивации достижений;

применение воспитывающих воздействий для формирования личности спортсмена;

формирование уверенности у метателя в реализации его возможностей;

обучение спортсменов приемам самоконтроля и саморегуляции;

управление психическим состоянием спортсменов в тренировке и на соревнованиях с помощью психорегулирующих внешних и внут­ренних воздействий;

определение наиболее вероятных источников напряжения при подготовке к главному старту сезона;

освоение средств и методов психического восстановления.

 

4.1 Морально-волевая подготовка

Морально-волевая подготовка направлена на решение ряда задач, среди которых основной и наиболее значимой является воспитание моральных сторон личности спортсмена, включающее формирование сознательности, ответственности за свои поступки, трудолюбия, добросовестного отношения к тренировкам, дисциплинированности, смелости, решительности, выдержки, самообладания, умения преодолевать трудности, настойчивости, уважения к членам коллектива, стремления прийти на помощь окружающим.

В беседах, конкретных ситуациях тренер должен дать юным спортсменам знания о личностных качествах, приводя примеры их проявлений в жизненных обстоятельствах.

Все виды деятельности, включая спорт, связаны с преодолением трудностей и требуют от человека физических, умственных, интел­лектуальных и волевых усилий. Очень часто показывают высокие результаты и одерживают победы на соревнованиях не самые талант­ливые, а самые трудолюбивые, волевые.

Волевая подготовка - необходимая часть физической, технической, тактической и теоретической подготовок спортсмена, без кото­рой немыслимы успехи в спорте. Тренер должен строить весь многолетний учебно-тренировочный процесс так, чтобы ученики, зная, что такое воля, как и во имя чего проявляются волевые качества, имели практику направленных волевых решений и действий. Необходимо многократное повторение волевых действий, чтобы правильное поведение превратилось в привычку, а проявления отдельных волевых качеств - в постоянные черты характера. Волевая подготовка должна быть частью содержания всех остальных сторон подготовки спортсмена. Тренер обязан постоянно заниматься совершенствованием волевых качеств своих воспитанников и стимулировать их проявления в напряженной и упорной борьбе с достойными соперниками.

Для успешного совершенствования волевых качеств необходимо следующее:

- осознание цели, во имя которой необходимо преодолевать трудности;

- постановка реально достижимых новых, более высоких целей: перспективных, промежуточных и конкретных (близких);

- использование объяснений и убеждения при воспитании волевых качеств в обязательном сочетании с упражнениями (поступками);

- понимание и осмысление задач и действий на предстоящих учебно-тренировочном занятии или соревновании;

- создание четких представлений движений и действий, которые нужно выполнить;

- использование в каждом тренировочном занятии приемов и методов, направленных на воспитание волевых качеств;

- строгое соблюдение распорядка дня, рационального режима учебы, труда, тренировочных занятий, участие в культурно-образовательных мероприятиях;

- выполнение самостоятельных волевых решений;

- воспитание способности противостоять эмоциональным реакциям на возникающие ситуации, которые могут помешать достижению высших спортивных результатов;

- умение контролировать свои действия, поведение, вести учет проделанной работы;

- обязательное выполнение задуманного, намеченного, необходимого.

Теоретическая подготовка и моральное воспитание должны быть тесно взаимосвязаны с волевой подготовкой.

 

4.2 Психологическая подготовка

Основные задачи психологической подготовки - формирование интереса и любви к спортивному метанию ножей, готовности к тренировочной и соревновательной деятельности, требующей волевых усилий для преодоления внешних и внутренних препятствий, совершенствование эмоциональных свойств личности, развитие и совершенствование интеллекта спортсмена. Успешное решение этих задач зависит от знаний и педагогического мастерства тренера, от владения спортсменами системой специальных знаний о психике человека. Спортсмены должны знать, что такое восприятия, представления, внимание, его виды и свойства, память, мышление, воля, волевые качества, чувства, эмоции, каковы их значение, роль и влияние на деятельность человека.

Задачи психологической подготовки:

- формирование значимых морально-волевых качеств;

- совершенствование свойств внимания;

- развитие координационных способностей;

- овладение умением сосредотачиваться и мобилизовываться во время выполнения упражнения;

- овладение умением управлять своими чувствами, действиями, эмоциями, поведением;

- овладение умением регулировать психическое состояние во время соревнований;

- развитие способностей к самоанализу, самокритичности, требовательности к себе;

- овладение умением противостоять неблагоприятным воздействиям внутренних и внешних факторов;

- создание уверенности в своих силах;

- формирование готовности к выступлениям на соревнованиях;

- воспитание стремления целеустремленно бороться за победу.

Наиболее значимой из основных задач психологической подготовки является достижение состояния готовности к соревнованиям, выражающееся в мобилизованности спортсмена на решение поставленных задач. Особенно это важно перед ответственными, главными соревнованиями. Этой способности мобилизовываться нужно учиться при решении повседневных задач, в процессе учебно-тренировочных занятий постоянно, изо дня в день.

В психологической подготовке спортсменов применяются следующие методы:

- словесные воздействия: разъяснение, рассказ, беседа, убеждение, педагогическое внушение, одобрение, критика, осуждение;

- выполнение посильных задач для достижения результата;

- введение ситуаций, требующих преодоления трудностей: волнения, страха, неприятных ощущений (используя их, необходимо соблюдать постепенность и осторожность, не требуя предельной моби­лизации);

- применение установок перед соревнованиями, исходя из их уровня и подготовленности спортсмена;

- смешанное воздействие: поощрение, выполнение общественных поручений, наказание.

Психологическая подготовка к соревнованиям начинается задолго до них и опирается на базовую подготовку и решает следующие задачи:

- формирование значимых мотивов, готовности к соревнованиям;

- воспитание уверенности в своих силах, стремления к обязательному достижению определенного результата, победы;

- выработка эмоциональной устойчивости к соревновательному стрессу;

- сохранение нервно-психической свежести;

- предупреждение перенапряжений;

- овладение самоконтролем и саморегуляцией собственного пси­хологического состояния в соревновательной обстановке.

Велико значение произвольной саморегуляции при подготовке к выступлению и во время соревнований, когда спортсмен должен справиться с психологической напряженностью, снижающей его работо­способность. Задача тренера - подготовить ученика к тому этапу его спортивной деятельности, когда метатель высокой квалификации обязан самостоятельно оценить сложившуюся соревновательную ситуацию, быстро принять правильное решение и справиться со своим состоянием.

Такую подготовку следует начать с первых шагов юного метателя. Тренер должен строить многолетний учебно-тренировочный про­цесс так, чтобы подготовленный технически спортсмен, владел приемами саморегуляции в совершенстве. Сообщая обучаемым общие сведения об основных понятиях саморегуляции, расширяя и углубляя эти знания, тренер должен постепенно добавлять сведения о средствах саморегуляции и учить тому, как при необ­ходимости их использовать.

Для снижения уровня возбуждения с целью успокоения, расслабления перед выступлением применяют следующие способы саморегуляции:

- словесные воздействия:

- переключение мыслей на технику действия, а не на результат;

- переключение мыслей и внимания на образы и явления, вызывающие положительные эмоции (картины природы, приятные люди, радостные события и другое);

- самоубеждение, направленное на успокоение: «Я хорошо подготовлен», «Противник не так уж силен»;

- самоприказы: «Успокойся», «Не волнуйся», «Возьми себя в руки» и другие;

- приемы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий, направленные на снижение уровня возбуждения:

- регулирование дыхания изменением интервалов вдоха и выдоха, задержкой дыхания, замедлением или ускорением вдоха и выдоха, их глубины;

- последовательное расслабление основных и локальных групп мышц;

- чередование напряжения и расслабления отдельных групп мышц;

- успокаивающие приемы массажа (легкое поглаживание, потряхивание).

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед выступлением применяются следующие методы: 1) словесные и психологические воздействия:

- концентрация мыслей на достижении высокого результата, победы;

- настройка на использование своих технических и физических возможностей;

- создание представлений о преимуществах над соперниками;

- мысли о высокой ответственности за результат выступления;

- самоприказы: «Отдай все и выиграй», «Мобилизуйся», «Я должен» и другие;

2) приемы, связанные с использованием поз, движений и внешних воздействий, направленные на повышение уровня возбуждения:

- использование «тонизирующих» движений;

- регуляция дыхания применением кратковременной гипервентиляции;

- использование элементов разминки;

- возбуждающие приемы массажа (поколачивание, разминание, растирание).

 

Глава 5.

Тактическая подготовка

Понятие «тактика», означающее искусство подготовки и ведения боя, впервые появилось в военном деле. Со временем оно стало использоваться для обозначения совокупности средств и приемов не только в общественной и политической борьбе, но не менее широко - в спорте.

Спортивное метание ножа имеет свою специфику, заключающуюся в отсутствии конкретного противника. Основными «соперниками» метателя-спортсмена являются изменения его психофункционального состояния и внешней среды, которые усложняют выполнение метаний и могут привести к ошибкам, снижению результативно­сти выступления на соревнованиях.

Основу спортивно-тактического мастерства составляют качество тактического мышления и тактические знания, умения, навыки.

Тактическое мышление проявляется (выражается) в способности спортсмена, восприняв возникшие изменения, быстро оценить новую ситуацию и переработать эту информацию, существенную для реше­ния тактической задачи, и главное - кратчайшим путем найти среди нескольких вариантов решений то, которое ведет к успеху с наиболь­шей вероятностью.

Не менее значимыми являются проявления тактического мышления в способности метателя организовать подготовку к выступлению, а во время соревнований - свое поведение и действия при изменении условий внешней среды и психического состояния. Эта организация необходима для сохранения эффективности выполнения каждого броска и всего упражнения в целом. Варианты возникающих изменений во внешней среде и в состоянии психики соревнующихся хорошо известны, и в целом предсказуемы. Спортсмен должен хорошо знать не только возможные изменения, но и содержание вариантов такти­ческих решений, направленных на преодоление негативных последствий неожиданно возникших изменений.

Готовясь к выступлению, метатель во время учебно-тренировочных занятий по заданию тренера или самостоятельно, представив себе разные варианты изменений внешней среды, должен вносить коррективы в организацию выполнения бросков. Должны быть продуманы общий план выполнения отдельных упражнений, подготовки экипировки, порядок и задачи выполнения пробных серий, те действия, выполнение которых необходимо контролировать, сосредоточив на них внимание. Не менее важно предусмотреть вероятность контактов перед стартом, так как результатом их могут быть переключение мыслей на сообщаемую новость, определенный эмоциональный «всплеск». Такие отвлечения нарушают общий настрой, сосредоточенность - психологическую готовность спортсмена к выступлению.

Объективные факторы изменений обстоятельств и внешней среды при выполнении упражнений на соревнованиях, проводимых на открытом воздухе:

- изменение освещенности при переменной облачности;

- сильный порывистый ветер, изменяющийся по направлению и силе;

- несоответствие высоты установки мишеней на соревнованиях привычному уровню установки мишеней в месте подготовки;

- сбои, задержки смены мишеней из-за технических неполадок;

- нехватка времени, определяемого условиями правил проведения соревнований;

- шум от отскоков, неожиданные реплики на соседних стендах или среди зрителей;

- повышенное, эмоционально выражаемое внимание зрителей к ходу выполнения упражнения;

- вмешательство судьи.

Субъективные факторы, отрицательно влияющие на четкость выполнения всех элементов броска в целом:

- высокая ответственность;

- сомнения, неуверенность в оценке своих действий;

- посторонние мысли, не связанные с выполнением предстоящего броска;

- боязнь неточного броска;

- неготовность к неожиданно высокому результату нескольких серий;

- утомление, развивающееся в процессе выполнения упражнения;

- ухудшение (нарушение) согласованности действий по выполнению броска.

Успешность преодоления сложностей, вызванных объективными факторами, определяется техническим мастерством спортсмена. Со сложностями субъективного характера легче справляются волевые спортсмены, овладевшие приемами саморегуляции.

 

 

Заключение

Спортивное метание ножей в России стремительно набирает популярность. Так, в юношеском Первенстве России 2010 года участвовало 47 юношей и девушек из 8 регионов Российской Федерации. Любознательность и естественное для подростков желание научиться красиво и результативно метать нож приводят многих из них к решению испробовать свои силы в этом виде спорта. Возможность проявить себя, достигнуть определенных высот в спорте, кажущиеся доступность и простота подкрепляют решимость.

Работа с юными спортсменами требует повышенной ответственности тренерских кадров, терпения и внимания. В отсутствии специальной подготовки тренеров по спортивному метанию ножа, отрадным является тот факт, что у нынешних педагогов – подвижников, осваивавших эту дисциплину методом проб и ошибок, появляются ученики, избравшие для себя тренерский путь, такие как Павел Зудов (г. Москва) и Андрей Герасимов (г. Самара). Именно на их плечи ляжет дальнейшее практическое и научно-методическое развитие данной спортивной дисциплины и превращение ее в полноценный вид спорта.

 

Приложение.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 172.