Глава 2. Источники и система конституционного права                                                           39
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

единства конституционного права призвана способствовать правовая реформа, концепция которой разрабатывается по инициативе Президента РФ.

§ 4. Ответственность в конституционном праве. За нарушение определенных конституционно-правовых норм наступает ответственность. Ее несут должностные лица и государственные органы.

От этой ответственности следует отличать ответственность за нарушение конституционно-правовых норм, которую несут граждане и должностные лица по другим отраслям права (уголовному, административному, гражданскому). Например: а) защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, но за уклонение от этой обязанности лицо несет административную или уголовную ответственность; б) каждый, по Конституции (ст. 58), обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, но за нарушение этой конституционной нормы лицо отвечает по гражданскому и административному законодательству; в) должностное лицо, виновное в задержании человека сроком более 48 часов без судебного решения (ст. 22 Конституции), несет уголовную или административную ответственность. Во всех приведенных случаях ответственность носит не конституционно-правовой характер, хотя она наступает за нарушение норм конституционного права.

Что же касается собственно конституционно-правовой ответственности, то она предусмотрена нормами самого конституционного права. Эта ответственность не имеет ни материального, ни репрессивного характера. На гражданина, если он не является должностным лицом, эта ответственность не распространяется.

В тоталитарном государстве ответственность носит формальный характер и распространяется на несущественные государственно-правовые отношения. Но в демократическом, правовом государстве ответственности гораздо больше, и она выступает как реальная гарантия против концентрации власти и злоупотребления ею. Ответственность должна распространяться на должностных лиц и органы не только низшего и среднего звена, но и самого высшего. Президент, например, несмотря на то, что он пользуется высшей легитимностью, ибо напрямую избирается народом, несет ответственность перед Конституционным Судом, который вправе отменить его нормативные акты, если они противоречат Конституции, а также перед Федеральным Собранием, которое вправе отстранить его от должности согласно процедуре, предусмотренной ст. 93 Конституции РФ


40                                                               Раздел 1 Основы теории конституционного права

Конституционно-правовая ответственность чаще всего представляет собой реализацию санкции, указанной в конституционно-правовой норме. Такой санкцией выступает и отмена незаконных актов, и освобождение от должности (отставка), и отзыв депутата. В российском конституционном праве закреплена ответственность Правительства перед Президентом, который, например, вправе без объяснения причин отправить в отставку любого министра. Правительство также несет определенную ответственность перед Федеральным Собранием, которое вправе выразить ему недоверие. Все государственные органы несут ответственность за соответствие своих актов Конституции Российской Федерации, эту ответственность реализует Конституционный Суд. Как видим, обычно формы ответственности наступают за конкретное правонарушение, но иногда не связаны с ним, а отражают потребность в регулировании политических отношений.

В последние годы в связи с коренной демократизацией государственного строя России получила распространение ответственность государства перед гражданами за совершенные в прошлом массовые нарушения законности. Например: Законом о реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 г были реабилитированы и восстановлены в правах миллионы граждан, пострадавших в годы тоталитарного режима, этим гражданам выплачивалась из бюджета посильная компенсация. Специальным парламентским постановлением в 1991 г. были признаны незаконными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению, и приняты меры по обеспечению их прав. Подобного рода правовые акты устанавливают принципиально новые отношения между гражданами и государством. Теперь признается, что правонарушения могут совершать не только граждане и не только отдельные государственные органы, но и государство в целом. И тогда наступает ответственность государства за свои действия. Это, разумеется, относится к далекому прошлому, к тоталитарному государству, и ответственность, к сожалению, уже не может быть распространена на виновных должностных лиц. Однако важно, чтобы демократическое правовое государство теоретически предусматривало возможность такой ответственности как своеобразную превентивную меру против поползновений антидемократических сил.

Другая форма ответственности государства перед своими гражданами связана с правом граждан обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции). Ответственность государства перед




Дата: 2019-07-24, просмотров: 170.