МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Геоинформационные системы в географии
Направление 44.03.05 Педагогическое образование
Уровень образования бакалавриат
Направленность (профиль) География. Биология.
Лист согласования
Разработчики: |
|
|
| |||||||||
Доцент кафедры географии |
|
|
Панина М.В.
(подпись)
Программа утверждена на заседании кафедры
2017г.
Малаев А.В.
(подпись)
Одобрено представителем работодателя
(подпись)
Малаев А.В.
(подпись)
Левина С.Г.
(подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка.................................................................................................. 4
2.Содержание дисциплины................................................................................................ 5
3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 12
4.Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине...................................................... 12
5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины............................................................................................................................................................ 16
6. Перечень образовательных технологий............................................................. 17
7.Описание материально- технической базы...................................................... 18
8.ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ........................................................................... 18
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ...................................................................................................................... 18
Пояснительная записка
1.1. Дисциплина «Геоинформационные системы в географии» входит в вариативную часть обязательных дисциплин. Изучается в 10 семестре 5 курса на заочном отделении. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов, аудиторных 12 ч.). Форма контроля – экзамен (9 часов).
1.2. Дисциплина базируется на знаниях Основ математической обработки информации, методах контроля за состоянием ОС.
Данная дисциплина логически связана с дисциплинами направленными на формирование понятий об информационных системах, мониторинге окружающей среды, анализе информации и отображении экологической информации на цифровых картах.
1.3. Дисциплина является основой для применения навыков на практике по получению первичных профессиональных умений и навыков (по мониторингу окружающей среды), также на практике по получению первичных профессиональных умений и навыков (подготовка к использованию современных ИКТ в образовательном процессе).
1.4. Целью дисциплины является овладение знаниями в области цифровых информационных систем и мониторинга земной поверхности, анализа природных сред и выявления экологических проблем.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности.
В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
1. | способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3) | З.1: Основные понятия в области информатики и современных геоинформационных технологий; | У.1:. создавать базы данных и использовать Интернет, основы информатики и геоинформационных технологий; | В.1: навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, геоинформационными технологиями. |
2 | Готов реализовать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) | З.2 основные концепции и теории геоинформатики; | У.2 пользоваться географическими картами, статистическими данными и геоинформационными системами. | В.2 основными методами географических исследований, навыками составления -географических характеристик изучаемых объектов. |
3 | Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) | З.3;современные методы изучения гис в школе. | У.3 применять модели гис в курсах географии. | В.3 навыками обработки современных цифровых данных. |
4 | способен к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) | З.4. приемы организации в ходе решения информационных задач. | У.4. уметь использовать программные средства как средства самообразования | В.4. методами самоорганизации. |
2.Содержание дисциплины
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировка изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||||
Семестр | Всего | Аудиторная работа | СРС | |||||
Л | ПР | ЛР | ||||||
1 | Введение. Устройство компьютера и основные операционные системы |
10
| 11 | 1 | - | 1 | 9 | |
2 | Место геоинформатики в системе наук. Взаимосвязи с картографией, информатикой и др. частными науками. | 11 | 1 | - | 1 | 9 | ||
3 | Использование ГИС-технологий и создание геоинформационных систем прикладного назначения. | 11 | 1 | - | 1 | 9 | ||
4 | Структурирование пространственных данных. Растровое представления данных и его разновидности | 11 | 1 | - | 1 | 9 | ||
5 | Структурирование пространственных данных. Векторное представление данных и его разновидности. Преобразования типа "растр-вектор" и "вектор-растр". | 10 | - | - | 1 | 9 | ||
6 | Атрибутивные базы данных. Форматы фалов. Системы управления базами данных. | 10 | - | - | 1 | 9 | ||
7 | Компьютерное моделирование | 10 | - | - | - | 10 | ||
8 | Технология построения цифровых моделей рельефа | 9 | - | - | - | 9 | ||
9 | Навигационные системы: состав, структура, принцип действия | 8 | - | - | - | 8 | ||
10 | Экскурсия в МОУ для знакомства с интерактивным оборудованием | 8 | - | - | - | 8 | ||
11 | Экзамен | 10 | 9 | - | - | - | - | |
Всего по курсу: | 108 | 4 | - | 6 | 89 |
Таблица 3
Содержание дисциплины, структурированное по темам
Содержание раздела
Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Системы передачи информации
Меры и единицы количества и объема информации. Кодирование информации. Позиционные системы счисления.
План лекций
План лабораторных работ
1.Определение данных по А.В. Кошкарёву, С.В. Тикунову (1993), Цикритзис, Лоховски (1985), ГОСТ Р 52155-2003.
2.Три главные компоненты данных - атрибутивные сведения, географические сведения, временные сведения. Данные как сырье для получения информации.
Основная литература: 1-2
Дополнит. литература:3
Электронные ресурсы:4
1. Практическое понимание информации. Актуальная и потенциальная информация. 2. Карта как канал передачи информации от создателя к потребителю.
3. Данные (первичные аналитические карты (фактов) – обобщающие карты – синтезированные карты (прогнозов) и т.д.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Информация как фундаментальная категория. Понимание, передача и адекватное восприятие информации - как важнейшая теоретическая проблема картографии.
-
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
наименование оценочного средства
Максимальное количество баллов
ОК-6: З.4.,
1.Отчет по лабораторной работе
2.Конспект
5 баллов
3 балла
Содержание раздела
Назначение и основные возможности ГИС, сопутствующие области науки и техники. области применения. Основные термины геоинформатики. Свойства и функциональные возможности ГИС
План лекций
План лабораторных работ
Проблемное обучение
1. Место и роль геоинформатики.
2. История развития науки.
3. Области применения ГИС
4. Способы создания ГИС.
5. Использование ГИС и интерактива а школьном курсе естественнонаучных дисциплин.
Основная литература: 1-2
Дополнит. литература:3
Электронные ресурсы:4
1.Обзор современных ГИС, обработка первичных данных, использование интерактивных средств на уроках биологии, географии, экологии.
2.Проектная деятельность и моделирование с использованием ГИС
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Подготовка литературного обзора по современныхм средствам обработки данных
-
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
наименование оценочного средства
Максимальное количество баллов
ОК-6,В.4.
Отчет по лабораторной работе
Аннотирование литературы
5 баллов
5 баллов
Содержание раздела
План лекций
План лабораторных работ
1. Использование геоинформационных технологий в прикладных исследованиях. 2.Практическая направленность ГИС.
Основные понятия.
Основная литература: 1-2
Дополнит. литература:3
Электронные ресурсы:4
1. Основные компоненты ГИС
2.Программное обеспечение
3.Информационное обеспечение
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Особенности мониторинговых модулей ГИС
-
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
наименование оценочного средства
Максимальное количество баллов
ОК-3: У.1.
1.Отчет по лабораторной работе
2. Конспект
5 баллов
3 балла
Содержание раздела
Алгоритмы сжатия растровых данных. Форматы файлов. Алгоритмы кодирования и декодирования растровых данных: групповой. Основное преимущество растровых и ячеистых форматов файлов - слияние позиционной и семантической атрибутики растрового слоя в единой прямоугольной матрице.
План лекций
План лабораторных работ
Проблемное обучение
---
1.Структурирование пространственных данных.
2.Растровое представления данных и его разновидности. (пирамидальное, квадротомическое дерево и др.)
3.Алгоритмы сжатия растровых данных. 4.Форматы файлов.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Примеры алгороитмизации пространственных данных
1.Алгоритмы сжатия растровых данных. 2.Форматы файлов.
3.Использование растровых изображений
Основная литература: 1-2
Дополнит. литература:3
Электронные ресурсы:4
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
наименование оценочного средства
Максимальное количество баллов
ПК-1: З.2,В.2. У.2.
1.Отчет по лабораторной работе
2.Доклад
5 баллов
5 баллов
5. Структурирование пространственных данных. Векторное представление данных и его разновидности. Преобразования типа "растр-вектор" и "вектор-растр".
З.2 основные концепции и теории геоинформатики; У.2 пользоваться географическими картами,
статистическими данными и геоинформационными системами. В.2 основными методами географических исследований, навыками составления -географических характеристик изучаемых объектов. ПК-1
Содержание раздела
Понятие векторной и растровой графики. Сканирование и редактирование картографических изображений.
План лекций
Лекция диалог
План лабораторных работ
Кейс технология
----
1.Создание картографических материалов различной тематики.
2.Примитивы (полилиния, полигон, точка).
3.Векторное топологическое и не топологическое представление данных (“спагетти”).
4.Структура векторного файла. Структуры файла
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Необходимость преобразования растра в вектор и наоборот
1.Векторное представление данных и его разновидности (бесструктурные, топологические, решетчатые модели). 2.Форматы файлов.
3.Преобразования типа "растр-вектор" и "вектор-растр".
Основная литература: 1-2
Дополнит. литература:3
Электронные ресурсы:4
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
наименование оценочного средства
Максимальное количество баллов
ПК-1: З.2, У.2,В.2.
Коллоквиум
10 баллов
6. Атрибутивные базы данных. Форматы фалов. Системы управления базами данных.
З.2 основные концепции и теории геоинформатики; У.2 пользоваться географическими картами,
статистическими данными и геоинформационными системами. В.2 основными методами географических исследований, навыками составления -географических характеристик изучаемых объектов. ПК-1
Содержание раздела
Создание и редактирование структуры базы данных, создание (добавление) новой записи, редактирование записи, удаление ненужной записи, сортировка записей по ключевым полям, защита информации: ограничение несанкционированного доступа, защита от случайных изменений и т.д., наличие развитых языковых средств, позволяющих выполнять сложные запросы к базе данных, Хранение информации.
План лекций
План лабораторных работ
----
1. Поиск записи (поля или других элементов базы данных)
2. Управление показом информации: фильтрация, скрытие ненужной информации, разделение окна и т.п.
3. Автоматическая поддержка связей между структурными элементами базы данных: файлами, записями и т.п.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Обеспечение коммуникации с другими базами данных и прочими объектами глобального информационного пространства
1. Назначение СУБД
2. Вызов системы
3. Этапы проектирования БД.
4. Ввод, редактирование, просмотр, добавление и удаление табличных данных.
5. Фильтрация, сортировка, добавление и удаление столбцов.
Основная литература: 1-2
Дополнит. литература:3
Электронные ресурсы:4
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
наименование оценочного средства
Максимальное количество баллов
ПК-1: З.2, У.2,В.2.
Конспект
3 балла
Компьютерное моделирование
З.3;современные методы изучения гис в школе. У.3 применять модели гис в курсах географии. В.3 навыками обработки современных цифровых данных. ПК-2
Содержание раздела
Моделирование как метод познания. Классификация и формы представления моделей. Методы и технологии моделирования. Информационная модель объекта.
План лекций
План лабораторных работ
----
1.Поверхность и цифровая модель. 2.Структура данных для представления поверхностей.
3.Интерполяции.
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Задачи пространственного анализа. Основные функции пространственного анализа данных
1.Моделирование как метод познания. 2.Классификация и формы представления моделей.
3.Методы и технологии моделирования. 4.Информационная модель объекта.
Основная литература: 1-2
Дополнит. литература:3
Электронные ресурсы:4
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
наименование оценочного средства
Максимальное количество баллов
ПК-2: З.3.,У.3, В.3.
1.Отчет по лабораторной работе
2.Решение задачи
5 баллов
5 баллов
Содержание раздела
Сканирование (преобразование исходных карт в растровые изображения). Векторизация растрового изображения.
План лекций
План лабораторных работ
----
1.Преобразование исходных карт в растровые изображения, т.е. сканирование.
2.Монтаж растровых фрагментов. 3. Векторизация растрового изображения
4.Формирование ЦМР.
5.Визуализация результатов. ЦМР
Самостоятельная работа
Вариативная часть
Виды разрешений изображений
Паспорт оценочных средств по разделу
наименование оценочного средства
Максимальное количество баллов
1.Отчет по лабораторной работе
2.Конспект
5 баллов
3 балла
Содержание раздела
Спутниковая система навигации как комплексная электронно-техническая система, ее структура и содержание, назначение и функциональные особенности. Состав аппаратуры пользователя и правила ее применения. Принцип действия GPS и степень точности сигнала.
План лекций
План лабораторных работ
(дискуссия)
---
---
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
1.Общая структура системы.
2.Орбитальный и наземный сегменты.
3.Частотно-временное обеспечение
4.Навигационные сообщения GPS.
Основная литература: 1-2
Дополнит. литература:3
Электронные ресурсы:4
1.Структура действующих и перспективных сигналов GPS.
2.Расчет координат навигационного спутника по оперативной и неоперативной информации
3.Перспективы развития GPS.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
наименование оценочного средства
Максимальное количество баллов
ПК-2: З.3.,У.3.,В.3.
Отчет по лабораторной работе
5 баллов
Подведение итогов
З.3;современные методы изучения гис в школе. У.3 применять модели Гис в курсах географии. В.3 навыками обработки современных цифровых данных. ПК-2
Содержание раздела
Исследование принципиальных возможностей, пограничных областей знаний и технологий, наработка эмпирического опыта,использование ЦСО для работы в области естественнонаучного образования.
План лекций
План лабораторных работ
--
--
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Вариативная часть
Развитие образовательных - Гис технологий в разных странах.
1.Развитие крупных геоинформационных проектов поддерживаемых государством, 2.Формирование государственных институтов в области ЦСО,
3.Процесс обучения в интерактивной ГИС среде.
4.Проектирование с использованием ГИС
5.Подготовка отчетностей по работе с ГИС в образовательной среде.
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
наименование оценочного средства
Максимальное количество баллов
ПК-2: З.3, У.3, В.3.
Конспект
Отчет по курсу
3 балла
10 баллов
3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
3.1. Основная литература
1. Раклов В.П. Географические информационные системы в тематической картографии [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ В.П. Раклов— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2015.— 176 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36733.html.— ЭБС «IPRbooks»
2. Лайкин В.И. Геоинформатика [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ В.И. Лайкин, Г.А.Упоров.- Электр.текст.данные.- Комсомольск на Амуре: Амурский гуманитарно- педагогический университет,2010.- 162с. .— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22308.html.— ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная литература
3. Инженерная геодезия и геоинформатика [Электронный ресурс] : учебник для вузов / М.Я. Брынь [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — М. : Академический Проект, 2012. — 496 c. — 978-5-8291-1356-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36328.html
Учебно-методическое обеспечение для
самостоятельной работы обучающихся
4. Ловцов Д.А. Геоинформационные системы [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д.А.Ловцов, А.М. Черных.- Электрогн. Текстовые данные. – М.:Российский государственный университет правосудия,2012.- 192с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14482.html.— ЭБС «IPRbooks»
Вопросы коллоквиума для текущего контроля в 10 семестре
1. Раскройте понятие Геоинформационные системы?
2. Основные классификации ГИС?
3. Охарактеризуйте структуру ГИС?
4. Основные функциональные возможности ГИС?
5. Дайте примеры реализации ГИС?
6. Применение ГИС для решения геоэкологических задач?
7. Основные правила пользования и схема организации INTERNET?
8. Основные требования к выборочной совокупности?
9. Основные виды геоэкологической информации?
10. Основные классификации ГИС?
11. Раскройте содержание понятий - данные, информация, знания?
12. Основные источники данных в ГИС?
13. Способы определения координат?
14. Для чего используются GPS-система?
15. Основные способы ввода данных в ГИС?
16. Структура данных в ГИС?
17. Способы вывода и визуализации данных в ГИС?
18. Анализ поверхностей в ГИС?
19. Связь ДЗ и ГИС?
20. Запишите названия известных поисковых систем?
21. Запишите названия известных навигационных систем?
22. Запишите названия известных геоинформационных систем?
Шкалы оценивания
I : II : III
1 : 3 : 5
I : II : III :
1 : 3 : 5
36: 28:36
Требования к отбору заданий для текущего контроля сформированности компетенций и промежуточной аттестации:
1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.
2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.
3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.
4.5 Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:
1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа
Кy=n/m;
Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;
m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.
2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)
Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII
Задания для контроля
I уровень
1. Понятие электронной (компьютерной, цифровой) карты. Способы, приборы и методы её получения. Возможность электронных карт в выводе на экран отдельных «слоёв» картографического изображения – рельефа, дорожной сети, гидрографии и т. д.
2. В чем преимущества и недостатки космических снимков как источников экологической информации?
3. Чем отличаются на снимках техногенные объекты от природных?
II уровень
1. Применение математических методов в различных сферах и географо-экологических дисциплинах.
2. Проблемы геоинформационного экологического картографирования.
3. Краткий обзор программных средств, используемых в России.
III уровень
1. Использование ШГИС в школьном курсе географии. Последовательность работ
2. Организация самостоятельной работы школьников поискового, творческого характера, основанной на ГИС-технологиях.
3. Анализ содержания школьного курса географии и выявление возможностей применения ГИС-технологий в процессе обучения биологии, экологии,географии
Второй этап – экзамен в установленные расписанием сроки. Форма проведения экзамена определяется преподавателем и утверждается на кафедре.
Вопросы к экзамену
1. Взаимосвязь геоинформатики с базовыми дисциплинами, в том числе курсами «математика» и «информатика». Взаимосвязи с биологей, дистанционным зондированием, географией.
2. Источники данных и их типы, в том числе литературные, статистические, картографические, аэрокосмические, геофизические, геохимические и др.
3. Понятие о географических информационных системах (ГИС). Признаки ГИС. Классификации ГИС по территориальному охвату, по целям, по тематике. Структура ГИС.
4. Геоинформационные системы (ГИС). ГИС-технологии и геоинформационное картографирование.
5. История развития ГИС. Основные черты развития геоинформатики в России.
6. Понятие о базах данных, анализ данных и моделирование.
7. Методы и средства визуализации данных. Особенности создания компьютерных карт и атласов. Визуализация результатов моделирования.
8. Роль картографического и аэрокосмического методов для отображения антропогенно-природных систем.
9. Глобальные проекты ГИС. Международные и национальные программы.Опыт применения ГИС для изучения окружающей среды.
10. Национальные программы. Региональные ГИС. Локальные ГИС.
11. Краткий обзор программных средств, используемых в России. Коммерческие пакеты программ (ARC/INFO, ArcView, MicroStation, Maplnfo,IDPISI, GeoGraf\GeoDraw и др.).
12. ARCVIEW. Общие принципы работы с программой. Общие возможности программы.
13. Модули ArcView (дополнительные программы), которые функционально дополняют возможности пакета.
14. Работа с таблицами. Табличный «модуль» ArcView, типы таблиц, используемые в работе. Загрузка таблиц, занесение данных в таблицы, обработка таблиц и построение диаграмм. Составление запросов.
15. Работа с пространственными изображениями (видами). Получениеинформации по теме. Измерения. Поиск объектов, отвечающих определённым условиям.
16. Создание тем разных типов (точечные, линейные, полигоны).
17. Работа с растрами. Отображение. Работа с легендами, классификация и реклассификация объектов. Суммирование и анализ данных. Создание карт, отвечающих определённым условиям. Создание растров. Анализ рельефа.
18. Трёхмерные карты. Просмотр карт. Создание трёхмерных карт. Анализ поверхностей. Построение профилей, анализ зон видимости.
19. Создание карт, компоновка. Подписи в картах. Включение всех элементов в карту: легенды, стрелки направления севера, таблицы, диаграммы, подписей.
20. Современное состояние картографирования природы в России (по отдельным тематическим направлениям)
21. Проблемы геоинформационного картографирования природы.
22. Новые подходы в разработке содержания и составления карт природы.
23. Роль геоинформационных систем в составлении социально-экономических карт.
24. Основные тенденции экологизации тематической картографии
25. Картографирование источников и уровней загрязнения атмосферы.
26. Современное состояние экологического картографирования в России.
27. Значение использования дистанционных съемок для теории и практики биокартографирования.
28. Использование космических снимков при изучении экологического загрязнения и составления карт. Работа со снимками.
29. ГИС-технологии как средство развития профессиональной компетенции учителя
4.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене
5 «отлично» | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
4 «хорошо» | -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы. |
3 «удовлетворительно» (зачтено) | -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов. |
2 «неудовлетворительно» | - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий. |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
РПД ______________________________________________________________
утверждена «___»________20___г.
Внесены изменения:
№ | Содержание изменения | Дата и № протокола заседания кафедры |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Геоинформационные системы в географии
Направление 44.03.05 Педагогическое образование
Уровень образования бакалавриат
Направленность (профиль) География. Биология.
Лист согласования
Разработчики: |
|
|
| |||||||||
Доцент кафедры географии |
|
|
Панина М.В.
(подпись)
Программа утверждена на заседании кафедры
2017г.
Малаев А.В.
(подпись)
Одобрено представителем работодателя
(подпись)
Малаев А.В.
(подпись)
Левина С.Г.
(подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Пояснительная записка.................................................................................................. 4
2.Содержание дисциплины................................................................................................ 5
3.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 12
4.Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине...................................................... 12
5.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины............................................................................................................................................................ 16
6. Перечень образовательных технологий............................................................. 17
7.Описание материально- технической базы...................................................... 18
8.ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ........................................................................... 18
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ...................................................................................................................... 18
Пояснительная записка
1.1. Дисциплина «Геоинформационные системы в географии» входит в вариативную часть обязательных дисциплин. Изучается в 10 семестре 5 курса на заочном отделении. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов, аудиторных 12 ч.). Форма контроля – экзамен (9 часов).
1.2. Дисциплина базируется на знаниях Основ математической обработки информации, методах контроля за состоянием ОС.
Данная дисциплина логически связана с дисциплинами направленными на формирование понятий об информационных системах, мониторинге окружающей среды, анализе информации и отображении экологической информации на цифровых картах.
1.3. Дисциплина является основой для применения навыков на практике по получению первичных профессиональных умений и навыков (по мониторингу окружающей среды), также на практике по получению первичных профессиональных умений и навыков (подготовка к использованию современных ИКТ в образовательном процессе).
1.4. Целью дисциплины является овладение знаниями в области цифровых информационных систем и мониторинга земной поверхности, анализа природных сред и выявления экологических проблем.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности.
В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими компетенциями:
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
знать | уметь | владеть | ||
1. | способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3) | З.1: Основные понятия в области информатики и современных геоинформационных технологий; | У.1:. создавать базы данных и использовать Интернет, основы информатики и геоинформационных технологий; | В.1: навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета, геоинформационными технологиями. |
2 | Готов реализовать образовательные программы по предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1) | З.2 основные концепции и теории геоинформатики; | У.2 пользоваться географическими картами, статистическими данными и геоинформационными системами. | В.2 основными методами географических исследований, навыками составления -географических характеристик изучаемых объектов. |
3 | Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2) | З.3;современные методы изучения гис в школе. | У.3 применять модели гис в курсах географии. | В.3 навыками обработки современных цифровых данных. |
4 | способен к самоорганизации и самообразованию (ОК-6) | З.4. приемы организации в ходе решения информационных задач. | У.4. уметь использовать программные средства как средства самообразования | В.4. методами самоорганизации. |
2.Содержание дисциплины
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№ п/п | Наименование раздела (формулировка изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||||
Семестр | Всего | Аудиторная работа | СРС | |||||
Л | ПР | ЛР | ||||||
1 | Введение. Устройство компьютера и основные операционные системы |
10
| 11 | 1 | - | 1 | 9 | |
2 | Место геоинформатики в системе наук. Взаимосвязи с картографией, информатикой и др. частными науками. | 11 | 1 | - | 1 | 9 | ||
3 | Использование ГИС-технологий и создание геоинформационных систем прикладного назначения. | 11 | 1 | - | 1 | 9 | ||
4 | Структурирование пространственных данных. Растровое представления данных и его разновидности | 11 | 1 | - | 1 | 9 | ||
5 | Структурирование пространственных данных. Векторное представление данных и его разновидности. Преобразования типа "растр-вектор" и "вектор-растр". | 10 | - | - | 1 | 9 | ||
6 | Атрибутивные базы данных. Форматы фалов. Системы управления базами данных. | 10 | - | - | 1 | 9 | ||
7 | Компьютерное моделирование | 10 | - | - | - | 10 | ||
8 | Технология построения цифровых моделей рельефа | 9 | - | - | - | 9 | ||
9 | Навигационные системы: состав, структура, принцип действия | 8 | - | - | - | 8 | ||
10 | Экскурсия в МОУ для знакомства с интерактивным оборудованием | 8 | - | - | - | 8 | ||
11 | Экзамен | 10 | 9 | - | - | - | - | |
Всего по курсу: | 108 | 4 | - | 6 | 89 |
Таблица 3
Содержание дисциплины, структурированное по темам
Дата: 2019-07-24, просмотров: 361.