Структура работы и актуальность.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

В традициях старинных русских городов всегда была тесная связь с близлежащими городами, селами и деревнями, «редкими оазисами культуры»[1] и поныне хранящими память о выдающихся творцах национального искусства. Тула не мыслится без Ясной Поляны, Орел без Спасского-Лутовинова, Ярославль без Карабихи. И как недостаточно было бы знание художественного наследия известных русских писателей-земляков вне их духовной связи с Ельцом, так и восприятие Ельца XIX- XX веков неполно без лермонтовских мест, формировавших больших русских писателей, которые на материале елецкого края с ее социальной природной спецификой роли высокохудожественные картины народной жизни.

Ельцу, одному из немногих городов страны, посчастливилось быть воспроизведенным в художественной литературе с изобилующей полнотой, от небольших штрихов и упоминаний у А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, К. Паустовского до скульптурно-детального изображения в творчестве И. Бунина и М. Пришвина, поскольку с этим городом были связаны многие годы их жизни, незабываемые впечатления, оригинальные замыслы и их конкретное воплощение.

Елец раскрывался многосторонне. Здесь и городские предместья – Черная Слобода и Аргамача с их легендами и преданиями, величественные церкви и Торговая улица с бесконечными лавками и трактирами, Бабий базар и «обжорные ряды», больница «Красный крест», монастыри и речки.

Одним из писателей, родившихся и живших на Елецкой земле, был Михаил Михайлович Пришвин. Пришвиным было создано много выдающихся произведений о русской природе, родной земле и ее людях[2].

Дарование Пришвина высоко ценили М. Горький, К. Паустовский, К. Федин и др., ставя его в ряд лучших русских писателей. М. Горький отмечал в творчестве Пришвина неповторимое своеобразие, художественную оригинальность, правдивость, умение пристально и вдумчиво наблюдать явления окружающего мира. Горький писал Пришвину: «Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта ее, как Вы, Михаил Михайлович, в нашей литературе – не было…» Превосходно писал Аксаков «Записки ружейного охотника», чудные страницы удались Мензбиру в книге о птицах, и у Кайгородова и у других многих природа русская порою вызывала сердечные слова, но все это «Люди частностей», ни у кого из них не находил я все охватывающей пронзительности и ликующей любви к земле нашей, ко всему ее живому и якобы смертному, ни у кого, как у Вас, воистину «отца и хозяина всех своих видений». В чувстве и слове Вашем я слышу нечто древнее, вещее и язычески прекрасное, сиречь-подлинно человеческое, идущее от сердца сына земли, великой матери, богочтимой Вами»[3].

В дипломной работе предпринимается попытка изучения тех сторон творчества Пришвина, которые связаны с елецким краем.

Актуальность последования обусловлена возросшим в настоящее время интересом к изучению культурного наследия родного края, в том числе и творческого наследия писателей-земляков.

Изучением елецкого периода жизни Пришвина и его творчества связанного с елецкими корнями писателя занимались Г.П. Климова, Н.В. Борисова, А.М. Стрельцов, К.Д. Гордович, Т.Я. Гринфильд, А. Тимрот, С.Б. Захарин, С.В. Краснова, В. Поляков, В. Гордов, Е. Минаева, И. Чичинов и др.

Цель исследования – рассмотреть особенности создания М. Пришвиным особенности создания М. Пришвиным елецких пейзажей в его произведениях.

В соответствии с целью ставятся следующие конкретные задачи:

1. Рассмотреть этапы биографии М.М. Пришвина, связанные с елецким краем.

2. Показать своеобразие произведений Пришвина, связанных с елецким краем.

3. Рассмотреть особенности изображения природы в произведениях, посвященных елецкой земле.

4. Показать особенности взаимодействия человека и природы в произведениях о елецком крае.

Структура работы обусловлена ее задачами и определяется принятым в литературоведении подходом «от биографии писателя – к его творчеству». Невозможно изучить со всей полнотой творческое наследие писателя, не обратившись к его биографии. Поэтому в первой части дипломной работы рассматриваются те вехи жизни М.М. Пришвина, которые были связаны с елецким краем, а также отводится место проблеме сохранения ельчанами наследия Пришвина. Во второй главе показано своеобразие изображения елецкой природы и народа в произведениях Пришвина, связанных с елецким краем. В конце имеется заключение, где излагаются возможные перспективы исследования.

Список использованной литературы включает 49 наименований.

Основным методом данного исследования является описательно-аналитический.

В основу работы были положены материалы по биографии и творчеству Пришвина таких исследователей, как С.Б. Захарин, А. Тимрот, С. Краснова и др.

Широко использовались материалы статей местных газет «Липецкие известия», «Липецкая газета», «Красное знамя», «Русь святая», «Ленинское знамя», «Де-факто», «В краю родном» и др.

Рассказы Пришвина читаю.

Страницы пожелтевших книг

Я вновь и вновь перелистаю, -

Рассказы Пришвина читаю,

Все забывая в этот миг.

И вместе с ним по тем местам,

Где он бродил с ружьем когда-то,

Вдруг окажусь в лучах заката,

И руки протяну цветам.

Сокровища родной страны…

Кладовой солнца – вся природа!

Герои, сами из народа,

В леса России влюблены

И я, как в храм, иду в леса,

Где «свечки-елочки-старушки»,

В болоте «Блудовом» – лягушки,

И верю в эти чудеса.

Где вдаль бежит живой родник,

И слышен плач сплетенных веток…

Отсюда тайны для заметок

И становились явью книг.

Высокой красоте служил.

Добром пропитаны страницы.

Мне повезло родиться

На той земле, где Пришвин жил.


                                                             Игорь Федорин.


Памяти Пришвина.

Герб дерева – сучок, лежащий на дороге.

Я чуть не наступил на контур тонкорочно,

Идя к хозяину – владельцу вешней чащи,

Где даже свет – был взгляд его творящий.

Зову хозяина, а птицы мне в ответ:

- Давно не видели, где ни летали – нет.

Похитили его холодные туманы,

Но ключ от Кладовой с хозяином не канул.

Вон там, на берегу, над белыми полями,

Он водит по холсту художника перстами.

Три сосенки кривых, как он жалел их, помнят.

Завидуем, кто был как эти сосны понят.

Все на его любви росло, пускало корни.

Все, где он ни живи, - и белый знак, и черный.

Наследуют ему любой прохожий, пришлый,

Наследуют всему, что от земли взял Пришвин.



Заключение

Михаил Михайлович Пришвин, известный русский писатель, родившийся на елецкой земле, посвятил ее изображению многие выдающиеся страницы своих произведений («Кащеева цепь», «Календарь природы», «Фацелия», «Лесная капель» и др.).

Природа и жители елецкого края во многом определили мировоззрение и творческие идеалы писателя. Природный мир усадьбы Хрущево для юного Пришвина ассоциировался с матерью, самым дорогим, что есть у человека. Материнская любовь родной земли всегда чувствовалась писателем, и он искал отголоски этой любви в природе других земель. Оппозиция родное-чужое прослеживалась на протяжении всего творчества Пришвина; память писателя живо хранила образ малой родины, ее природы, который нельзя было вытеснить экзотической красотой чужих стран.

Ельчане свято чтут и сохраняют творческое наследие Пришвина. В Ельце и Липецке всегда празднуются знаменательные даты юбилеев писателя, проводятся Пришвинские чтения, конференции, выставки, посвященные Пришвину, тематические уроки, литературные вечера, выпускаются сборники краеведческих материалов.

В рамках празднования юбилеев писателя город посещают видные деятели культуры и искусства России, а также родственники Пришвина.

Сохранением наследия Пришвина занимаются студенты Елецкого педагогического института, теперь университета. Они организуют фольклорно-краеведческие экспедиции по пришвинским местам.

Работа ельчан по сохранению наследия Пришвина встречает горячую поддержку общественности и творческих союзов.

Большой писатель – всегда загадка. Чем самобытнее автор, тем сложнее и противоречивее его творчество. «Многоликость» («многовидность») М. Пришвина в читательском сознании сродни многоликости тайны»[99]. Писатель, этнограф, географ, путешественник, певец природы, космограф, геооптимист, но и кто-то еще, кто не был разгадан даже гениальным А.Блоком, заявившим, что творчество Пришвина – несомненно поэзия, но и «еще что-то».

Несомненно одно: Пришвин – явление глубоко национальное, русское чудо, появившееся в России в одном из сложнейших моментов ее истории и культуры. Через величайшие испытания прошел Пришвин, оставшись верным творческому предназначению – служить Правде.

 


Список использованной литературы:

1. Пришвин М.М. – Кащеева цепь. – М., 1984.

2. Пришвин М.М. – Избранные произведения. – М., 1991.

3. Пришвин М.М. – Глаза земли. – М., 1981.

4. Пришвин М.М. – Календарь природы. Осударева дорога. – Воронеж, 1979.

5. Пришвин М.М. – Из дневника//Литературная газета, - 1968. - №14.

6. Пришвин М.М. – Творить будущий мир. – М., 1989.

7. Пришвин М.М. – Собрание соч. в 6-ти томах. – М., 1956.

8. Ачкасова Л. Пейзаж К.Паустовского (о мастерстве писателя)//ФН. – 1959. - №4.

9. Борисова Н.В. Фольклорные мотивы в творчестве М.Пришвина//Материалы по славянской культуре.

10. Борисова Н.В. Жизнь мифа в творчестве М.М.Пришвина. Монография. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2001-82 стр.

11. Боташева Е. «Открытие» Ельца// Липецкие известия. – 2000. – 30 августа.

12. Бунин И.А. Собрание соч. в 9-ти томах. – М., 1965.

13. Горлов В. «Михаил Пришвин. Из Ельца»//Елецкая быль Краеведческий сборник, Елец, 1998.

14. Горлов В. Елецкие корни//Красное знамя. – 1997. – 11 сентября.

15. Горлов В.П., Зыкова М.А. и др. Елец. – Воронеж, 1978.

16. Гринфельдь-Зингурс Т.Я. Природа художественным мире М.М.Пришвина. – Саратов, 1989.

17. Давыдов К.М. Мои воспоминания о М.М.Пришвине//Воспоминание о М.М.Пришвине. – М., 1991.

18. Дворцова М.П. М Пришвин и русская религиозная философская мысль XX в. Тюмень, 1992г.

19. Дворцова М.П. Пусть творчества М.М.Пришвина и русская литература XX века; АДФМ. – М., 1994.

20. Егерман Ю.Б. Мотив «тургеневской женщины» в романсе Пришвина «кащеева цепь»//Литературное краеведение в Липецкой области, Елец , 1999.

21. Ефимова//Русский народный костюм. – М., 1989.

22. Завражин И., Благодарная память народа//Ленинское знамя. – 1982,

23. Замечательные полотна. – Л., 1960.

24. Захарин С.Б. М.М.Пришвин. – Липецк.

25. Зубова Л.В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект. – Л., 1989.

26. История русского искусства. Т.9 кн.1. – М. – 1965.

27. Кисилев П. М.Пришвин – М. – 1951.

28. Климова Г.П. «Поход показания сначала одним, только собором»//Литературное краеведение, - Елец, 1999.

29. Климова Г.П. Пришвинский Елец//Елецкая быль. Краеведческий сборник. Вып.1 – Липецк, 1994.

30. Коншина Г.И, В.Хрущева//Воспоминание, М., 1991.

31. Краснова С. Певец России//Ленинское знамя, - 1982. – 3 акт.

32. Куликова И.С. Семантико-стилистическая характеристика атрибутики именных словосочетаний на материале световых и цветовых прилагательных в произведениях Паустовского и Пришвина: АК ФН. - , 1966.

33. Минаева Е.А. Певец природы русской//В краю родном, - 1999. – 2 февраля.

34. Пошеков В. Михаил Пришвин. – краевед//Русь Святая. – 1995. - №4.

35. Полянский В.Ф. и др. Путешествие по Липецкой области. – Воронеж, 1941.

36. Репин И.Е. Далекое близкое. – Л., 1982.

37. Семенова С. «Сердечная мысль». М.Пришвина//Волга. – 1980. - №3.

38. Серова Г.Л. Своеобразие лексического состава в творчестве М.М,Пришвина//Проблемы русской лексикологии. – Самара, 1991.

39. Сионова С.А. Песня Жизни//Елецкая быль. Вып. 6 ч.1 .- Елец, 1998.

40. Сионова С.А. Фольклорно-краеведческие экспедиции как фактор гражданственного воспитания студентов на материале изучения пришвинских мест Липецкой области//Изв. Воронежского пед. ин-та, - 1986. – т.240.

41. Сионова С. По пришвинским местам//Красное знамя. – 1987. – 19 сентября.

42. Стрельцов А.М. «Уединенное», «Опавшие листья» В.Розанова и «Дневники» М.Пришвина//Литературное краеведение. – Елец, 1999.

43. Трофимова Г.Г. М.М.Пришвин//История русской советской литературы: В 4т. т.3. М., 1968.

44. Тимрот А. Пришвин в московском крае. – М., 1973.

45. Федоров –Давыдов А.А. Ф.Васильев – М., 1977.

46. Федюкина Т. Пришвину был дорог наш город//Липецкая газета. – 2000. – 25ноября.

47. Чичинов И. Михаил Пришвин: «Каждый коренной ельчанин мне приходится родственником»//Де-факто. – 1998. – 13-16 февраля.

48. Чуваков В. Вместо преамбулы//О романе М.М.Пришвина «Кащеева цепь»//Пришвин М. и Кащеева цепь. – М., 1983.

49. Яблоков Е.А. Философско-этические и эстетические взгляды М.М.Пришвина 20-х начала 30-х годов//Вести. Московского университета, филология, 1998г. №6.

 


[1] И.А. Бунин. Собрание сочинений в 9 томах. Т. 3. – М., 1965, с. 455.

[2] М.М. Пришвин «Кащеева цепь», «Календарь природы», «Фацелия», «Лесная капель».

[3] Киселев П. Пришвин М.М. Избр. пр-я: в 2-х т. Т.1. – М., 1951

1,2 Путешествие по Липецкой области // Сост. В.Ф. Полянский и др. – Воронеж, 1941

 

1,2 Пришвин М.М. Кощеева цепь. – М., 1984, с. 10, 11

 

[8] Захарин С.Б. М.М. Пришвин – Липецк, 1960

[9] Елец / Сост. В.П. Горлов, М.А. Зыкова и др. – Воронеж, 1978, 165

[10] Пришвин М.М. Кощеева цепь. – М., 1984, 14

[11] Пришвин М.М. Кощеева цепь. – М., 1984, 14

[12] Пришвин М.М. Собр. Соч.: в 6-ти т. – М., 1956 т.1, 534

[13] Горлов В. «Михаил Пришвин, из Ельца» // Елецкая быль. Краеведческий сборник. В 6 – Елец, 1998, ч.1, 3

[14] Пришвин М.М. Собр. соч. в 6-ти т. – М., 1956, т.1, 532

[15] Поляков В. Михаил Пришвин – краевед // Русь святая – 1995 - №4.

[16] Пришвин М.М. Собр. соч. в 6-ти томах – М., 1956, т.4, 251.

[17] Пришвин М.М. Собр. соч. в 6-ти томах – М., 1956, т.6, 704.

[18] Чуваков В. Вместо преалебулы / О романе М.М. Пришвина «Кошеева цепь» // Пришвин М.М. Кощеева цепь – М., 1983, 473

[19] Пришвин М.М. Собр. соч. в 6-ти томах – М., 1956, т.4, 217.

[20] Пришвин М.М. Глаза земли. – М., 1981, 63

[21] Пришвин М.М. Собр. соч. в 6-ти томах – М., 1956, т.6, 695.

[22] Краснова С. Певец России // Ленинское знамя. – 1982. – 3 октября

[23] Тимрот А. Пришвин в московском крае. – М., 1973, 5

[24] Краснова С. Певец России // Ленинское знамя. – 1982. – 3 октября

[25] Завратин И. Благодарная память народа // Ленинское знамя. – 1982. – 3 октября

[26] Завратин И. Благодарная память народа // Ленинское знамя. – 1982. – 3 октября

[27] Чичинов И. Михаил Пришвин: «Каждый коренной ельчанин мне приходится родственником» // Де-факто. – 1998. – 13-16 февраля.

[28] Федюкина Т. Пришвину был дорог наш город // Липецкая газета. – 2000. – 25 ноября

[29] Боташева Е. «Открытие» Ельца // Липецкие известия. – 2000. – 30 августа

[30] Слонова С. По пришвинским местам // Красное знамя. – 1987. – 19 сентября

[31] Климова Г.П. Пришвинский Елец // Елецкая быль. Краеведческий сборник. Вып.1. – Липецк, 1994, 173;

Климова Г.П. «Город показался сначала одним только собором» // Литературное краеведение… - Елец, 1999, 216.

[32] Пришвин М.М. Кащеева цепь. – М., 1984, 8.

[33] Пришвин М.М. Кащеева цепь. – М., 1984, 59

[34] Горлов В. «Михаил Пришвин, из Ельца» // Елецкая быль. Краеведческий сборник. Вып.1 – Елец, 1998, 10

[35] Климова Г.П. Пришвинский Елец // Елецкая быль. Краеведческий сборник. Вып.1. – Липецк, 1994, 174

[36] Пришвин М.М. Кащеева цепь. – М., 1984, 56

[37] Климова Г.П. «Город показался сначала одним только собором» // Литерат-е краеведение… – Елец, 1999, 218

2, 3  Пришвин М.М. Кощеева цепь. – М., 1984, с. 10, 11

4 Пришвин М.М. Кощеева цепь. – М., 1984, 56

 

[41] Климова Г.П. Пришвинский Елец // Елецкая быль. Краеведческий сборник. Вып.1. – Липецк, 1994, 177

2, 3  Пришвин М.М. Кощеева цепь. – М., 1984, 85, 96

 

[44] Горлов В. «Михаил Пришвин из Ельца» // Елецкая быль. Краеведческий сборник. Вып.6 ч.1 – Елец, 1998,12

[45] Пришвин М.М. Кащеева цепь. – М., 1984, 71

[46] Пришвин М.М. Кащеева цепь. – М., 1984, 59

[47] Климова Г.П. Пришвинский Елец // Елецкая быль. Краеведческий сборник. Вып.1. – Липецк, 1994, 181

[48] Климова Г.П. Пришвинский Елец // Елецкая быль. Краеведческий сборник. Вып.1. – Липецк, 1994, 182.

[49] Гринфельд-Зингурс Т..Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина. – Саратов, 1989, 129

[50] Пришвин М.М. Календарь природы. Фацелия. Осударева дорога. – Воронеж, 1979, 327, 307.

[51] Пришвин М.М. Календарь природы. Фацелия. Осударева дорога. – Воронеж, 1979, 327, 307.

[52] Гринфельд-Зингурс Т..Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина. – Саратов, 1989, 130.

3, 4 История русского искусства. Т.9. Кн.1. – М., 1965, 14; 405

5 Репин И.Е. Далекое и близкое. – Л., 1982, 363

6 Замечательные полотна. – Л., 1966, 289

 

[57] Пришвин М.М. Из дневника // Литературная газета. – 1968. - №14, 8.

2, 3  Пришвин М.М. Избранные произведения. – М., 1991, 137, 312.

4 Гринфельд-Зингурс Т.Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина. – Саратов, 1989, 141.

 

[61] Пришвин М.М. Календарь природы. Фацелия. Осударева дорога. – Воронеж, 1979, 141.

[62] Гринфельд-Зингурс Т..Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина. – Саратов, 1989, 184.

[63] Федоров-Давыдов А.А. Ф. Васильев. – М., 1977, 38

[64] Гринфельд-Зингурс Т..Я. Природа в художественном мире М.М. Пришвина. – Саратов, 1989, 150.

[65] Ачкасова Л. Пейзаж К. Паустовского (О мастерстве писателя) // Ф.Н. – 1959 - №4, 8л

[66] Куликова Н.С. Семантико-стилистическая характеристика атрибутивных именных словосочетаний (На материале световых и цветовых прилагательных в произведениях Паустовского и Пришвина): Ак.Фн. – Л., 1966, 9-13

[67] Пришвин М.М. Кащеева цепь. – М., 1984, 239

4, 5 Пришвин М.М. Календарь природы. Фацелия. Осударева дорога. – Воронеж, 1979, 301, 307.

 

[70] Зубова Л.В. Поэзия Марии Цветаевой. Лингвистический аспект. – Л., 1989, 110

[71] Ефимова Л. Русский народный костюм. – М., 1989, 125

1, 2 Пришвин М.М. Календарь природы. Фацелия. Осударева дорога. – Воронеж, 1979, 316, 321.

 

[74] Трефилова Г.П. М.М. Пришвин // История русской советской литературы: В 4т., т.3. – М., 1968, 220

[75] Пришвин М.М. Глаза земли. – М., 1981, 138.

[76] Давыдов К.Н. Мои воспоминания о М.М. Пришвине // воспоминания о Михаиле Пришвине. – М., 1991, 37

[77] Пришвин М.М. Календарь природы. Фацелия. Осударева дорога. – Воронеж, 1979, 316, 340.

[78] Яблоков Е.А. Философско-этические и эстетические взгляды М.М. Пришвина 20-х – начала 30-х годов // Вестник Московского университета. Сер.9. Филология. – 1998. - №6, 8.

[79] Семенова С. «Сердечная мысль». М. Пришвина // Волга. – 1980. - №3.

1, 2 Слонова С.А. Песня жизни // Елецкая быль. Вып.6 ч.1 – Елец, 1998, 39

 

1, 2 Горлов В. «Михаил Пришвин из Ельца» // Елецкая быль. Краеведческий сборник. Вып.6 ч.1. – Елец, 1998, 6.

[83] Пришвин М.М. Творить будущего мир. – М., 1989, 150

[84] Коншина Т.И. И.В. Хрущева // Воспоминания – М., 1991, 9

 

[86] Пришвин М.М. – Кащеева цепь. – М., 1984, 172

[87] Пришвин М.М. Творить бущего мир. – М., 1989, 150

1, 2 Пришвин М.М. Кащеева цепь. – М:, 1984, 33; 65

[89] Егерман Ю.Б. Мотив «тургеневской женщины» в романе Пришвина «Кащеева цепь» // Литературное краеведение в Липецкой области. – Елец, 1999, 229.

 

[91] Горлов В. «Михаил Пришвин из Ельца» // Елецкая быль. Краеведческий сборник. Вып. 6 ч.1 – Елец, 1998, 13

[92] Дворцова Н.П. Путь творчества М.М. Пришвина и русская литература XX в: АДФН – М., 1994 г.

1, 2 Стрельцов А.М. «Уединенное», «Опавшие листья» В. Розанова и «Дневники» М. Пришвина //ратурное краеведение… - Елец, 1999, 232; 232-234

[94] Слонова С.А. Песня жизни //лецкая быль. Вып.6 ч.1. – Елец, 1998, 39

 

[96] Серова Г.Л. Своеобразие лексического состава в творчестве М.М. Пришвина // проблемы русской лексикологии. – Самара, 1991, 161

[97] Серова Г.Л. Своеобразие лексического состава в творчестве М.М. Пришвина // проблемы русской лексикологии. – Самара, 1991, 163

[98] Сионова С.А. Песня жизни // Елецкая быль. Вып. 6 ч.1. Елец, 1998, 42; Сионова С.А. Фольклорно-краеведческие экспедиции как фактор гражданственного воспитания студентов на материале изучения пришвинских мест липецкой области // Изв. Воронежского пед. ин-та. – 1986; - Т.240.

[99] Дворцова Н.П. М.Пришвин и русская религиозная философская мысль XX в. – Тюмень, 1992



Введение

В традициях старинных русских городов всегда была тесная связь с близлежащими городами, селами и деревнями, «редкими оазисами культуры»[1] и поныне хранящими память о выдающихся творцах национального искусства. Тула не мыслится без Ясной Поляны, Орел без Спасского-Лутовинова, Ярославль без Карабихи. И как недостаточно было бы знание художественного наследия известных русских писателей-земляков вне их духовной связи с Ельцом, так и восприятие Ельца XIX- XX веков неполно без лермонтовских мест, формировавших больших русских писателей, которые на материале елецкого края с ее социальной природной спецификой роли высокохудожественные картины народной жизни.

Ельцу, одному из немногих городов страны, посчастливилось быть воспроизведенным в художественной литературе с изобилующей полнотой, от небольших штрихов и упоминаний у А. Пушкина, Л. Толстого, Н. Лескова, А. Чехова, К. Паустовского до скульптурно-детального изображения в творчестве И. Бунина и М. Пришвина, поскольку с этим городом были связаны многие годы их жизни, незабываемые впечатления, оригинальные замыслы и их конкретное воплощение.

Елец раскрывался многосторонне. Здесь и городские предместья – Черная Слобода и Аргамача с их легендами и преданиями, величественные церкви и Торговая улица с бесконечными лавками и трактирами, Бабий базар и «обжорные ряды», больница «Красный крест», монастыри и речки.

Одним из писателей, родившихся и живших на Елецкой земле, был Михаил Михайлович Пришвин. Пришвиным было создано много выдающихся произведений о русской природе, родной земле и ее людях[2].

Дарование Пришвина высоко ценили М. Горький, К. Паустовский, К. Федин и др., ставя его в ряд лучших русских писателей. М. Горький отмечал в творчестве Пришвина неповторимое своеобразие, художественную оригинальность, правдивость, умение пристально и вдумчиво наблюдать явления окружающего мира. Горький писал Пришвину: «Я думаю, что такого природолюба, такого проницательного знатока природы и чистейшего поэта ее, как Вы, Михаил Михайлович, в нашей литературе – не было…» Превосходно писал Аксаков «Записки ружейного охотника», чудные страницы удались Мензбиру в книге о птицах, и у Кайгородова и у других многих природа русская порою вызывала сердечные слова, но все это «Люди частностей», ни у кого из них не находил я все охватывающей пронзительности и ликующей любви к земле нашей, ко всему ее живому и якобы смертному, ни у кого, как у Вас, воистину «отца и хозяина всех своих видений». В чувстве и слове Вашем я слышу нечто древнее, вещее и язычески прекрасное, сиречь-подлинно человеческое, идущее от сердца сына земли, великой матери, богочтимой Вами»[3].

В дипломной работе предпринимается попытка изучения тех сторон творчества Пришвина, которые связаны с елецким краем.

Актуальность последования обусловлена возросшим в настоящее время интересом к изучению культурного наследия родного края, в том числе и творческого наследия писателей-земляков.

Изучением елецкого периода жизни Пришвина и его творчества связанного с елецкими корнями писателя занимались Г.П. Климова, Н.В. Борисова, А.М. Стрельцов, К.Д. Гордович, Т.Я. Гринфильд, А. Тимрот, С.Б. Захарин, С.В. Краснова, В. Поляков, В. Гордов, Е. Минаева, И. Чичинов и др.

Цель исследования – рассмотреть особенности создания М. Пришвиным особенности создания М. Пришвиным елецких пейзажей в его произведениях.

В соответствии с целью ставятся следующие конкретные задачи:

1. Рассмотреть этапы биографии М.М. Пришвина, связанные с елецким краем.

2. Показать своеобразие произведений Пришвина, связанных с елецким краем.

3. Рассмотреть особенности изображения природы в произведениях, посвященных елецкой земле.

4. Показать особенности взаимодействия человека и природы в произведениях о елецком крае.

Структура работы обусловлена ее задачами и определяется принятым в литературоведении подходом «от биографии писателя – к его творчеству». Невозможно изучить со всей полнотой творческое наследие писателя, не обратившись к его биографии. Поэтому в первой части дипломной работы рассматриваются те вехи жизни М.М. Пришвина, которые были связаны с елецким краем, а также отводится место проблеме сохранения ельчанами наследия Пришвина. Во второй главе показано своеобразие изображения елецкой природы и народа в произведениях Пришвина, связанных с елецким краем. В конце имеется заключение, где излагаются возможные перспективы исследования.

Список использованной литературы включает 49 наименований.

Основным методом данного исследования является описательно-аналитический.

В основу работы были положены материалы по биографии и творчеству Пришвина таких исследователей, как С.Б. Захарин, А. Тимрот, С. Краснова и др.

Широко использовались материалы статей местных газет «Липецкие известия», «Липецкая газета», «Красное знамя», «Русь святая», «Ленинское знамя», «Де-факто», «В краю родном» и др.

Структура работы и актуальность.

По словам И.-В. Гете, «кабинетному изучению творчества писателя всегда противопоставлялось знание «края поэта». Однако в XX веке обозначалось явное предпочтение отделению героя от автора, потребовавшее большего внимания формальному изучению произведений, структурному анализу. Одностороннее увлечение только одной структурой произведения, без обращения к биографии писателя, влекло за собой ошибочные выводы. Поэтому необходимо изучить творчество и биографию М.М. Пришвина в их неразрывной связи.

При знакомстве с пришвинскими произведениями необходимо учитывать детские и юношеские годы писателя, проведенные в Ельце и Елецком крае. С ними тесно связано имя Пришвина.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования ее результатов в практике преподавания литературы в школе: на уроках литературы, на факультативных занятиях по литературному краеведению, на методических объединениях учетелей-словесников.



Дата: 2019-07-24, просмотров: 172.