Тема «Структура общения: общение как коммуникация, общение как интеракция, общение как перцепция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общение как коммуникация.

Общение как интеракция.

Общение как перцепция.

Общение можно разделить на:

Инструментально направленное – направлено на выполнение социально-значимой задачи, на дело, на результат;

Личностно-направленное – направленное на удовлетворение личностных потребностей.

Общение позволяет выделить следующие аспекты (по А.П. Панфилову):

Информационно-коммуникативный аспект - общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в процессе которой осуществляется обмен информацией;

Интерактивный аспект - общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации;

Гносеологический аспект - человек выступает как субъект и объект социального познания;

Аксиологический аспект - изучение общения как процесса обмена ценностями;

Нормативный аспект - выявляющий место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании, реального функционирования стереотипов поведения;

Семиотический аспект - общение выступает как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем с другой;

Социально-практический аспект общения заключается в том, что процесс общения рассматривается в качестве обмена результатами деятельности, способностями, умениями, навыками.

Вступая в общение, то есть, взаимодействуя друг с другом, мы преследуем конкретные цели:

Обмен или передача информации,

Формирование навыков, развитие профессиональных качеств,

Формирование отношения к себе, к людям, к обществу,

Обмен деятельностью (технологии, инновации),

Изменение мотивации,

Обмен эмоциями.

В реальной практике общения мы встречаемся с типовым взаимодействием:

«Я-Я» (юрист-клиент, ученик-преподаватель), - тип общения индивидуально-личностный,

«Я-МЫ» (руководитель-подчиненные),- индивидуально-коллективный,

«МЫ-МЫ» (специалисты по переговорам, административно-управленческий персонал, студенты), - коллективно-общественный.

Как вы понимаете, каждому типу отношений также свойственны определенные специфические черты, цели, задачи, лексика, приемы и технологии.

Учитывая сложность понятия «общение», имеет место обозначить его структуру, чтобы в дельнейшем проанализировать каждый его элемент.

Основными сторонами общения являются:

- коммуникация (коммуникативная сторона общения)

- интеракция (интерактивная сторона общения)

- перцепция (перцептивная сторона общения)

I. КОММУНИКАЦИЯ – обмен информацией в процессе общения.

А. Зверинцев в своей книге «Коммуникативный менеджмент» рассказывает о предании одного из африканских племен, свидетельствующем о том, что Бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика и только потом охотника и кузнеца. О чем это говорит. Мудрый Африканский Бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который сумеет в минуту опасности мгновенно собрать суетящихся в хижинах или плутающих по окрестностям соплеменников. Барабан в жизни африканцев играет настолько значительную роль, что каждому из новорожденных дают два имени – одно обычное, второе – специальное для барабана. Рожденный в деревне, умеет переговариваться посредством барабана, боле того, переговариваться на больших расстояниях.

Звуки набата на Руси – роль коллективного организатора, вечевой колокол.

В современных условиях коммуникация является основой жизнедеятельности. Статистика: 63% английских, 73% американских, 85% японских руководителей считают, что коммуникация – это главное условие на пути достижения эффективности их организации. Причем сами руководители тратят на это от 50 до 90 % своего времени.

В социально-психологическом смысле коммуникация – это передача информации от отправителя к получателю.

Контекст коммуникации может быть выражен утверждением, вопросом или побуждением, скрывающим или демонстрирующим личные цели и скрытые мотивы. Коммуникация предполагает обратную связь и понимание, причем, ответственность лежит в большей степени не его отправителе.

II. ИНТЕРАКЦИЯ – организация взаимодействия между индивидами, обмен не только знаниями, идеями, но и действиями.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

- групповая (совместная трудовая деятельность, кооперация)

- конкуренция (соперничество)

- конфликт.

Для того чтобы общение было эффективным необходимо соблюдать следующие условия:

- равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от их социального статуса,

- равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга,

- равенство в психологической взаимоподдержке.

Взаимодействие складывается из действий, которые, в свою очередь, состоят из элементов:

- действующий субъект,

- объект действия (субъект) на которого направлено воздействие,

- средства воздействия,

- метод действия (способ использования средств),

- реакция человека на которого воздействуют, результат действия.

При взаимодействии осуществляется:

- физический контакт,

- совместная организация пространственной среды и перемещение в ней,

- совместное групповое или массовое действие,

- вербальный и невербальный информационный контакт.

III. ПЕРЦЕПЦИЯ – означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

В результате социологических исследований установлено, что:

- воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону,

- внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинах) интерпретациях объекта,

- большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.

Перцептивная функция общения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:

- формирование содержания межличностного восприятия,

- содействие установлению взаимопонимания,

- обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Для достижения эффективности взаимодействия важно восприятие – целостное отражение внешнего облика и поведения человека, его понимание и оценка.

Человек воспринимает мир посредством 5 сенсорных каналов:

Зрение, слух, осязание, обоняние. Все они работают 24 в сутки. Основной объем информации (90%) приходится на зрение, 10% - на слух.

Задача – обеспечение максимального взаимопонимания людей.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 172.