Тема: «Введение в психологию общения. Понятие общения»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине «Психология общения»

Виды общения

По контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в си­туациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опо­средованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

Общение может быть межличностным или массовым.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение на­блюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опо­средованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуни­кации.

 

По критерию равноправия партнеров в межличностном об­щении выделяют два типа: диалогическое и монологическое.

Типы межличностного общения

Диалогическое общение — равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и нипулятивным.

Императивное общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована.

Манипулятивное общение — форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.

Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личностную.

В ролевом общении люди действуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с уче­никами, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.

Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.

Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуаль­ных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.

Обмен информацией может происходить посредством вербального и невербального взаимодействия.

Вербальное общение происходит посредством речи, невербальное — с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни обще­ния определяются общей культурой взаимодействующих объек­тов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу/

Уровни общения

 

Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен реплика­ми для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Та­кое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Информационный уровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой ак­тивности человека.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимо­действие, при котором субъекты способны к глубокому саморас­крытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший духовный уровень общения.

 

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

По дисциплине «Психология общения»

Тема: «Введение в психологию общения. Понятие общения»

 

Психология общения как наука.

Сущность понятия «общение».

Функции общения.

Формы и виды общения.

Стратегии и тактики общения.

 

Общение – это многогранный процесс, изучаемый разными науками:

- психологией,

- философией,

- социологией,

- педагогикой,

- лингвистикой и д.р.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями.

Общение полностью захватывает основные виды чувств. Продуктивное общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений. Тот, кто считает, что понятие «чувства» неприменимо, способен вызвать многочисленные и дорогообходящиеся конфликты. Многие встречались со штампами: «поговорим по-деловому», «оставим наши чувства в стороне», «наша работа - это дело, и никаких эмоций» и т.д.

 

Выделяют 5 основных функций общения:

Прагматическая функция – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

Как отмечает Андреева, в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, т.е. любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности. Люди в процессе выполнения ими различных функций не просто общаются, а общаются по поводу некоторой деятельности.

Пример: мы общаемся по поводу занятий, обучение – деятельность.

Ломов рассматривает общение и деятельность не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни.

По мнению Леонтьева, общение можно рассматривать как определенную сторону деятельности, т.е. общение включено в любую деятельность, это ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения. Наконец, общение можно рассматривать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются 2 разновидности:

Эльконин рассматривал общение с точки зрения самостоятельной деятельности, выступающей на определенных этапах онтогенеза. Общение понимается как коммуникативная деятельность.

Пример: дошкольники, и особенности подросткового возраста.

В другом ракурсе общение рассматривается в общем плане и понимается как один из видов деятельности (имеется ввиду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (Леонтьев).

Формирующая функция общения проявляется в процессе общения со взрослыми (пить, есть, говорить, ходить и т.д.)

Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». В психологии существует понятие «неподтверждение» - именно это состояние и означает «ТЕБЯ ЗДЕСЬ НЕТ» или «ТЫ НЕ СУЩЕСТВУЕШЬ».

Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения – знакомства, приветствия, именования, оказания различных знаков внимания. Минимум подтверждения, и у вас хорошее настроение.

Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение связано с оцениванием других людей и установлением с ними определенных эмоциональных отношений – либо + либо -. Симпатии и антипатии к одним и тем же людям в различных ситуациях.

Внутриличностная функция общения – одна из самых важных. Ее роль сводится к тому, что общаясь посредством внутреннего диалога, мы принимает или не принимаем определенные решения, совершаем поступки. «Внутреннее» общение можно рассматривать как универсальный способ мышления человека.

Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления.

Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляет общение между людьми.

Использование языка с целью общения людей называют речью.

В зависимости от особенностей общения, выделяют различные его виды:

Виды общения

По контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным.

Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в си­туациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опо­средованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

Общение может быть межличностным или массовым.

Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение на­блюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опо­средованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуни­кации.

 

По критерию равноправия партнеров в межличностном об­щении выделяют два типа: диалогическое и монологическое.

Типы межличностного общения

Диалогическое общение — равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и нипулятивным.

Императивное общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована.

Манипулятивное общение — форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.

Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личностную.

В ролевом общении люди действуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с уче­никами, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.

Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.

Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуаль­ных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.

Обмен информацией может происходить посредством вербального и невербального взаимодействия.

Вербальное общение происходит посредством речи, невербальное — с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни обще­ния определяются общей культурой взаимодействующих объек­тов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу/

Уровни общения

 

Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен реплика­ми для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Та­кое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Информационный уровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой ак­тивности человека.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимо­действие, при котором субъекты способны к глубокому саморас­крытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший духовный уровень общения.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.