КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
По дисциплине «Психология общения»
Виды общения
По контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным.
Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.
Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опосредованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.
Общение может быть межличностным или массовым.
Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение наблюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяют два типа: диалогическое и монологическое.
Типы межличностного общения
Диалогическое общение — равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.
Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и нипулятивным.
Императивное общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована.
Манипулятивное общение — форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.
Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личностную.
В ролевом общении люди действуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учениками, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.
Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.
Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.
Обмен информацией может происходить посредством вербального и невербального взаимодействия.
Вербальное общение происходит посредством речи, невербальное — с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).
Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу/
Уровни общения
Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Такое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.
Информационный уровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой активности человека.
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший духовный уровень общения.
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
По дисциплине «Психология общения»
Тема: «Введение в психологию общения. Понятие общения»
Психология общения как наука.
Сущность понятия «общение».
Функции общения.
Формы и виды общения.
Стратегии и тактики общения.
Общение – это многогранный процесс, изучаемый разными науками:
- психологией,
- философией,
- социологией,
- педагогикой,
- лингвистикой и д.р.
Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равноправными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта, который проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. Психический контакт характеризует общение как двустороннюю деятельность, предполагающую не только взаимосвязь между людьми, но и сопереживание, взаимный обмен эмоциями.
Общение полностью захватывает основные виды чувств. Продуктивное общение требует от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений. Тот, кто считает, что понятие «чувства» неприменимо, способен вызвать многочисленные и дорогообходящиеся конфликты. Многие встречались со штампами: «поговорим по-деловому», «оставим наши чувства в стороне», «наша работа - это дело, и никаких эмоций» и т.д.
Выделяют 5 основных функций общения:
Прагматическая функция – реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
Как отмечает Андреева, в отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Такой вывод вытекает из понимания общения как реальности человеческих отношений, т.е. любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности. Люди в процессе выполнения ими различных функций не просто общаются, а общаются по поводу некоторой деятельности.
Пример: мы общаемся по поводу занятий, обучение – деятельность.
Ломов рассматривает общение и деятельность не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни.
По мнению Леонтьева, общение можно рассматривать как определенную сторону деятельности, т.е. общение включено в любую деятельность, это ее элемент, а сама деятельность рассматривается как условие общения. Наконец, общение можно рассматривать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются 2 разновидности:
Эльконин рассматривал общение с точки зрения самостоятельной деятельности, выступающей на определенных этапах онтогенеза. Общение понимается как коммуникативная деятельность.
Пример: дошкольники, и особенности подросткового возраста.
В другом ракурсе общение рассматривается в общем плане и понимается как один из видов деятельности (имеется ввиду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (Леонтьев).
Формирующая функция общения проявляется в процессе общения со взрослыми (пить, есть, говорить, ходить и т.д.)
Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми мы можем познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Еще Уильям Джеймс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». В психологии существует понятие «неподтверждение» - именно это состояние и означает «ТЕБЯ ЗДЕСЬ НЕТ» или «ТЫ НЕ СУЩЕСТВУЕШЬ».
Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения – знакомства, приветствия, именования, оказания различных знаков внимания. Минимум подтверждения, и у вас хорошее настроение.
Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение связано с оцениванием других людей и установлением с ними определенных эмоциональных отношений – либо + либо -. Симпатии и антипатии к одним и тем же людям в различных ситуациях.
Внутриличностная функция общения – одна из самых важных. Ее роль сводится к тому, что общаясь посредством внутреннего диалога, мы принимает или не принимаем определенные решения, совершаем поступки. «Внутреннее» общение можно рассматривать как универсальный способ мышления человека.
Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления.
Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляет общение между людьми.
Использование языка с целью общения людей называют речью.
В зависимости от особенностей общения, выделяют различные его виды:
Виды общения
По контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным.
Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид общения является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.
Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опосредованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.
Общение может быть межличностным или массовым.
Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение наблюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опосредованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.
По критерию равноправия партнеров в межличностном общении выделяют два типа: диалогическое и монологическое.
Типы межличностного общения
Диалогическое общение — равноправное субъект-субъектное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации целей каждого партнера.
Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные отношения. Оно может быть императивным и нипулятивным.
Императивное общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к определенным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалирована.
Манипулятивное общение — форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению осуществляется скрытно для достижения своих намерений.
Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личностную.
В ролевом общении люди действуют, исходя из занимаемого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с учениками, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение регламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.
Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.
Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуальных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.
Обмен информацией может происходить посредством вербального и невербального взаимодействия.
Вербальное общение происходит посредством речи, невербальное — с помощью паралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).
Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу/
Уровни общения
Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен репликами для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Такое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.
Информационный уровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой активности человека.
Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший духовный уровень общения.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 214.