Понятие ПД, её задачи и виды.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Саратов

2018

1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы». Ее соотношение и связь с другими юридическими дисциплинами.

Предмет - система, структура, задачи, функции, прав.статус должностных лиц, требования, предъявляемые к кандидатам на должности работников ПО, порядок их назначения на должность.

Следует различать такие понятия как система, структура и состав ПО.

Система ПО – представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое, например: система органов прокуратуры, судов. Создаётся в соответствии с федеральным устройством государства и состоит из звеньев различного уровня.

Структура ПО – показывает из каких частей или подразделений они состоят, в структуру областного суда входит президиум суда, судебные коллегия по уголовным делам, судебные коллегия по гражданским делам.

Состав ПО – все работники того или иного ПО учреждения.

Состав курса ПО

· Общая часть

· Особенная часть

В общей части освещаются общие вопросы: понятие ПО, предмет и система курса, законодательные источники.

В особенной части рассматривается организация и правовые основы деятельности конкретных ПО.

ПО ->(взаимосвязь) КП, гражданское право, процесс

Общая характеристика ПО. Круг негосударственных органов, способствующих ПД.

ПО – государственные органы, которые осуществляют ПД в строго установленном законом порядке посредствам применения мер государственного принуждения в целях защиты прав и свобод человека и гражданина в интересах общества и государства.

КПО относятся Прокуратура, СК РФ, Таможенные органы, ФСБ РФ. Их система закрепляется законом, они финансируются из средств государственного бюджета, выполняют деятельность от имени государства и действуют в интересах граждан, общества и государства.

Организация и работа негосударственных органов, способствующих ПД также регулируется законом.

Ст. 1. ФЗ об адвокатуре и адвокатской деятельности.

Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Ст. 1. Закон о частной детективной и охранной деятельности в РФ.

Детективная и охранная деятельность- оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено.

Образование судов на началах назначаемости.

При рассмотрении этого вопроса речь пойдёт о порядке формирования судебного корпуса.

Требования, предъявляемые кандидатам на должность судьи.

Судьёй может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым кандидатам на должность судьи конституцией РФ, федеральным законом, ФКЗ. В соответствии с законом «О статусе судей» это наличие:

· российского гражданства

· высшего юридического образования

· судьёй может быть гражданин, не имеющий судимости

· не имеющий иностранного гражданства, либо вида на место жительства или другого документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства,

· Не состоящий на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий в суде.

При этом судьёй Конституционного суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет, имеющий стаж работы по юридической профессии 15 лет, наличие квалификации в области права.

Судьёй Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет

Судьёй областного краевого суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 7 лет.

Требования, предъявляемые к мировым судьям. Порядок наделения их полномочиями.

Требования, предъявляемые к мировому судье.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Мировым судьям и кандидатам на должность мировых судей предъявляются требования, предусмотренные законом «О статусе судей (ст.3, ст.4) и в ФЗ «О мировых судьях в РФ».

Требования, предъявляемые кандидату на должность мирового судьи.

· Гражданство РФ.

· Достижение 25летнего возраста.

· Наличие высшего юридического образования.

· Стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

· Наличие сданного квалификационного экзамена

· Получение рекомендации квалификационной коллегии судей субъекта РФ.

· Несовершение порочащих поступков

· Неимеющий или неимевший судимости, либо уголовное преследование, в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям.

· Не имеющий гражданства иностранного государства, либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

· Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным.

· Не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

· Неимеющий иных заболеваний, препятствующий осуществлению полномочий.

· Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Предусматривают два варианта наделения судей полномочиями:

· Мировые судьи назначаются (избираются) законодательным (представительным) органов гос. власти субъекта РФ.

· Избираются на должность соответствующим судебным участком в порядке установленным законом субъекта РФ.

Согл. ст.8 ЗСО «О порядке назначения и деятельности мировых судей Саратовской области» мировые судьи назначаются на должность Саратовской Областной Думой по представлению председателя саратовского областного суда, основанного на положительном заключении квалификационной коллегии судей саратовской области.

Впервые мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет. При повторном и последующем назначении на должность мирового судьи он назначается или избирается на срок, установленный законом субъекта РФ, но не менее чем на 5 лет.

Статус судьи ВС

Судьи ВС РФ назначаются и освобождаются от нее Советом Федерации Федеральным собранием

Председатель верховного суда назначается в том же порядке, но не требуется положительное заключение Высшей коллегии ВС.

Требования 35 лет и 10 лет стажа.

Полномочия Верховного Суда.

Верховный суд рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, апелляционной инстанции, кассационной и надзорной инстанции. При этом в первой инстанции он преимущественно рассматривает административные споры. Кроме того, Верховный Суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Также в полномочия Верховного Суда входит:

* Обобщение и анализ судебной практики

* Анализ судебной статистики, в результате чего Верховный Суд РФ дает разъяснения нижестоящим судам по вопросам применения законодательства. Цель данных разъяснений - единообразное применение законодательства на территории государства всеми судами

* Все полномочия Верховного Суда закреплены в статье 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ»

Апелляционная коллегия

Данная коллегия рассматривает дела исключительно в апелляционной инстанции. При этом в данной коллегии пересматриваются дела, которые в первой инстанции были предметом рассмотрения Верховного Суда РФ. Кроме этого данная коллегия рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

При формировании данной коллегии для рассмотрения какого либо дела должно соблюдаться правило о недопустимости повторного участия одного и того же судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Дисциплинарная судебная коллегия

Данная коллегия рассматривает жалобы на решения Высшей квалификационной коллегии судей и квалификационных коллегий судей судов субъектов о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. Кроме того, рассматривает обращения Председателя Верховного Суда РФ о досрочном прекращении полномочий судей за свержение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей или квалификационные коллегиями судей судов субъектов отказано в удовлетворении представлений Председателей Федеральных Судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Кроме этого, в данной коллегии рассматриваются жалобы на решения, вынесенные Высшей Квалификационной Коллегией Судей о наложении дисциплинарных взысканий на судей; а также на результаты квалификационной аттестации судей

Полномочия Президиума

* Полномочия Президиума закреплены в статье 7 ФКЗ «О Верховном Суде РФ». Основным полномочием Президиума является рассмотрение дел в порядке надзора. Президиум - единственная надзорная инстанция, имеющаяся в Судебной системе РФ.

* Постановления Президиума, вынесенные в порядке надзора, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

* Рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

* Обращается в Конституционный Суд с запросами о Конституционности положения того или иного закона, который подлежит применению в каком либо деле.

* Координирует деятельность судебных коллегий

* Утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах и расходах судей Верховного Суда, а также нижестоящих судов. Доходы и расходы их супругов, и даже расходы несовершеннолетних детей.

Остальные полномочия - статья 7 ФКЗ «О Верховном Суде»

Пленум Верховного Суда

В соответствии со ст. 5 ФКЗ «О Верховном Суде» в состав Пленума Верховного Суда входят:

* Председатель Суда

* Заместители Председателя Суда

* Все судьи

Кроме этого, на заседание Пленума могут быть приглашены: Председатель Конституционного Суда, Генеральный прокурор РФ, Министра Юстиции, судьи Конституционного Суда и иных судов.

Пленум Верховного Суда РФ:

1. Рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики и дает разъяснения судам по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ;

2. Убирает по представлению ВС РФ секретаря Пленума ВС из числа судей на 3 года;

3. Утверждает составы суд коллегий ВС и переводы судей из одной суд коллегии в другую;

4. Решает вопросы, связанные с осуществлением в соответствии с 104 статье конституции принадлежащего ВС права законодательной инициативы по вопросам своего сведения.

Не реже 1 раза в 4 месяца. По результатам пленума постановления.

Пленум является коллегиальным, совещательным органом и не наделен полномочиями по рассмотрению и разрешению судебных дел (не наделен процессуальными полномочиями).

Основное полномочие Пленума - представление нижестоящим судам разъяснений по вопросам применения законодательства.

Постановления Пленума Верховного Суда являются обязательными для нижестоящих судов.

Порядок формирования Конституционного Суда РФ. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного Суда РФ.

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ КС РФ

КС РФ состоит из 19 судей (КС и ВС располагаются в Санкт-Петербурге).

Специальные требования:

1) Граждане РФ;

2) Не моложе 40 лет;

3) Стаж юр не менее 15 лет;

4) Безупречная репутация;

5) Признанная высокая квалификация в области права.

Судьи КС РФ назначаются на должность Советом Федерации по представительству президента РФ. Процедура назначения на должность судьи КС делится на 3 этапа:

1. Управомоченные законом должностные лица и органы, а именно депутаты и члены Федерального собрания РФ, законодательные органы власти субъектов РФ, федеральные юридические ведомства, всероссийские юридические сообщества, юридические научные и учебные заведения вносят президенту РФ предложения о кандидатах на должность конституционного судьи;

2. Президент РФ обращается в совет федерации федерального собрания РФ с представлением о назначении соответствующего кандидата на должность судьи конституционного суда РФ;

3. После получения представления президента РФ в течение 14 дней Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении представленного кандидата на должность судьи.

Судья конституционного суда назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием, не менее половины за, председатель совета федерации приводит к присяге нового судью.

Выступая перед публикой судья конституционного суда РФ, не вправе высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном суде РФ, изучается или принят к рассмотрению КС до принятия решения по данному вопросу.

Министерство юстиции и его органы. Их задачи, функции.

Министерство юстиции РФ - федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать реализацию государственной политики в сфере юстиции. Министерство юстиции возглавляет министр, который по должности входит в Правительство РФ.

Деятельность этих органов носит в основном организационно-управленческий характер. Однако в настоящее время в органах юстиции сосредоточена такая правоохранительная функция, как исполнение наказаний, назначенных судом, и других судебных решений.

Организация и деятельность органов юстиции основана на Законе РФ "О Совете Министров - Правительстве РФ", а также Положении о Министерстве юстиции РФ, постановлениях Правительства РФ и указах Президента РФ.

На органы юстиции возлагаются следующие задачи: участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ; организационно-правовое обеспечение судебной реформы; государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с нею; регулирование сферы правового обслуживания; контроль за исполнением законодательства; правовая информатизация и другие.

Основными направлениями деятельности Министерства юстиции относятся:

1. Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности. Это направление реализуется путем координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке законопроектов, вносимых в Федеральное Собрание Правительством РФ в порядке законодательной инициативы.

2. Проведение юридической экспертизы правовых актов. В случае несоответствия правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ, Конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции представляет мотивированное заключение в орган государственной власти субъекта РФ, принявшего правовой акт, и в соответствующие федеральные органы государственной власти. На Министерство юстиции возложены и функции генерального заказчика межгосударственной системы правовой информатизации в РФ. Министерством определен также полномочный орган, осуществляющий координацию работ по созданию национальных банков данных, используемых для межгосударственного обмена правовой информацией между государствами - участниками СНГ.

3. Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. В области законодательства Министерство юстиции осуществляет контроль за соответствием ведомственных нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ; государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер; контроль за своевременностью и правильностью их официального опубликования; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий - кодексов и сборников законодательства, занимается систематизацией законодательства, ведет банк нормативных правовых актов РФ, участвует в составлении и издании Свода законов РФ.

4. Обеспечение установленного порядка деятельности судов. Эта функция возложена на службу судебных приставов , входящую в систему органов Министерства юстиции.

5. Исполнение судебных актов и актов других органов. В этой сфере деятельности Министерство юстиции организует и контролирует порядок принудительного исполнения актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий.

6. В связи с проведением реформы пенитенциарной системы страны и совершенствованием системы исполнения уголовных наказаний в соответствии с Указом Президента РФ от 8 октября 1997 г. "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РФ" предусматривается передать уголовно-исполнительную систему в ведение Министерства юстиции и возложить на Министерство юстиции функцию по обеспечению исполнения уголовных наказаний.

7. Организация и развитие системы юридических услуг. В области оказания правовых услуг гражданам и юридическим лицам Министерство юстиции сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов; обязано способствовать развитию системы юридических услуг. Его органы регистрируют и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право заниматься деятельностью по оказанию правовых услуг; участвуют в правовом просвещении граждан.

8. Участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан. В этой области Министерство юстиции РФ наделено функциями представления в установленном порядке согласованных с Министерством иностранных дел РФ предложений о заключении международных договоров РФ о правовой помощи юридическим и физическим лицам по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и по его поручению ведет необходимые переговоры. Заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями. Организует выполнение договоров о правовой помощи, конвенций и соглашений в части, относящейся к его компетенции.

9. Контроль за исполнением законодательства. При осуществлении такого контроля Министерство юстиции наделено функциями:

* запрашивать у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ сведения, связанные с уставной деятельностью общественных объединений;

* вносить Президенту РФ и Правительству РФ представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров. Порядок назначения.

Прокурорами могут быть: гр. РФ, получившие высшее юр. образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.

Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

v имеет гражданство иностранного гос-ва;

v признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;

v лишено решением суда права занимать государственные должности гос. службы в течение определенного срока;

v имело или имеет судимость;

v имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника.

v состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

v отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает присягу прокурора.

Прокурорский работник не вправе: совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой, или иной безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательных (представительных) органов РФ, органов местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью; состоять членом органа управления коммерческой организации; быть поверенным или представителем третьих лиц в гос. органе, в котором он состоит на гос. службе, использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; получать гонорары и поощрения за выступления в качестве гос. служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения; принимать без разрешения Президента наград; выезжать в командировки за границу за счёт физических и юридических лиц, за искл. предусм. законом; использовать своё служебное положение в интересах политических партий, общественных, т.ч. религиозых объединений.

Прокурорские работники проходят аттестацию. Аттестации подлежат работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Порядок аттестации утверждается Ген.прокурором. Аттестация проходит не реже, чем раз в 5 лет.

Прокурорам пожизненно присваиваются классные чины.

 

Председатель СК

Председатель следственного комитета возглавляет СК, несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию гос. политики в установленной сфере деятельности.

Председатель СК назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Председатель СК ежегодно представляет Президенту РФ доклад о реализации гос. политики в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

Председатель СК:

1) организует работу СК;

2) издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками, федеральными и государственными гражданскими служащими и работниками СК приказы, распоряжения, указания, утверждает положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы СК и порядок реализации отдельных мер материального и социального обеспечения указанных лиц;

3) утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений СК, а также перечень воинских должностей военных следственных органов СК, за исключением воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами;

Председатель СК обязан сообщать в порядке, предусмотренном указами Президента РФ, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

В отсутствие Председателя СК или в случае невозможности исполнения им своих служебных обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель Председателя СК, а в отсутствие Председателя СК и его первого заместителя или в случае невозможности исполнения ими своих служебных обязанностей - один из заместителей Председателя СК в соответствии с распределением служебных обязанностей.

60.Служба в органах прокуратуры. Аттестация прокурорских работников. Поощрение и дисциплинарная ответственность прокурорских работников.

Служба в органах и организациях прокуратуры:

Служба в органах и организациях прокуратуры является федеральной гос. службой.

Прокурорские работники являются фед.и государственными служащими, исполняющими обязанности по должности федеральной гос. службы с учетом требований наст. Федерального закона. Правовое положение и условия службы прокурорских работников определяются наст. Фед. Законом.

Прокурорские работники обязаны соблюдать ограничения, установленные Федеральным законом. Эти ограничения состоят в том, что государственный служащий не вправе:

совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой, или иной безвозмездной деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательных (представительных) органов РФ, органов местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью; состоять членом органа управления коммерческой организации; быть поверенным или представителем третьих лиц в гос. органе, в котором он состоит на гос. службе, использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; получать гонорары и поощрения за выступления в качестве гос. служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения; принимать без разрешения Президента наград; выезжать в командировки за границу за счёт физических и юридических лиц, за искл. предусм. законом; использовать своё служебное положение в интересах политических партий, общественных, т.ч. религиозых объединений.

Поощрение работников

За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и организациях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения:

v объявление благодарности;

v награждение Почетной грамотой;

v занесение на Доску почета, в Книгу почета;

v выдача денежной премии;

v награждение подарком;

v награждение ценным подарком;

v награждение именным оружием;

v досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного;

v награждение нагрудным знаком "За безупречную службу в прокуратуре РФ";

v награждение нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры РФ" с одновременным вручением грамоты Ген. прок-ра РФ.

v Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетного звания "Заслуженный юрист РФ" и награждению государственными наградами РФ.

v Ген. прок-р РФ может устанавливать виды поощрений, не предусмотренные п. 1 наст. ст..

v Положения о нагрудных знаках "Почетный работник прокуратуры РФ" и "За безупречную службу в прокуратуре РФ" утверждаются Ген. прок-ром РФ.

v Для награждения работников используются ср-ва наградного и подарочного фондов.

v Ген. прок-р РФ может применять установленные наст.ст. поощрения к не являющимся работниками органов и организаций прокуратуры лицам, оказывающим существенную помощь в укреплении законности и развитии системы прокуратуры РФ.

Дисциплинарная ответственность

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и организаций прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

строгий выговор;

понижение в классном чине;

лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре РФ";

лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры РФ";

предупреждение о неполном служебном соответствии;

увольнение из органов прокуратуры.

Ген. прок-р РФ определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Ген. прок-ром РФ.

Ген. прок-р РФ не вправе налагать дисциплинарные взыскания:

в виде понижения в классном чине - на прокурорских работников, которым кл. чин присвоен Президентом РФ;

в виде увольнения из органов прокуратуры - на заместителей Ген. прок-ра РФ, а также на прокурорских работников, назначенных на должность Президентом РФ.

Ген. прок-р РФ обязан проинформировать Президента РФ о наложении дисциплинарного взыскания на заместителя Ген. прок-ра РФ или прокурорского работника, назначенного на должность Президентом РФ.

Прокуроры субъектов РФ, прирав. к ним прокуроры и директора (ректоры) научных и образовательных организаций прокуратуры имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры РФ".

Прокуроры городов, районов, прирав. к ним прокуроры имеют право налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность.

Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры РФ", может быть применено только с согласия Ген. прок-ра РФ.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске.

8. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6 месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - 2 лет со дня его совершения.

Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на 1 месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания.

Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа или организации прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за кл. чин и выслугу лет.

УПК РФ Ст. 41. Дознаватель

Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом;

ФЗ «О полиции».

Ст. 1. Назначение полиции

Полиция- гос. орган, который предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Деятельность полиции в РФ регламентируется Конституцией РФ, ФЗ «О полиции», НПА Президента РФ, Правительства РФ, МВД РФ.

Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция является составной частью централизованной системы органов МВД РФ.

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие фед. органам гос. власти, органам гос. власти субъектов РФ, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

В структуру полиции входят подразделения органов внутренних дел:

Таможни

Таможенные посты.

Высшее звено системы таможенных органов- Федеральная таможенная служба России (ФТС РФ). Руководство её деятельность осуществляет Правительство РФ. Правительство РФ освобождает и назначает на должность руководителя, возглавляющего ФТС РФ. Структуру центрального аппарата ФТС РФ образуют главные управления (Главное организационно-инспекторское управление, Главное управление информационных технологий, Главное управление организации таможенного управления и таможенного контроля, Главное управление по борьбе с контрабандой, Главное управление федеральных таможенных органов и тарифного регулирования и др.) и управления (Управление таможенных расследований и дознания, Управление торговых ограничений и др.)

Второе звено-региональные таможенные управления, действующие в федеральных округах, и таможни, непосредственно подчиненные ФТС РФ. Региональные таможенные управления возглавляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем ФТС РФ.

Третье звено- таможни. Таможня обеспечивает реализацию функций ФТС РФ в регионе деятельности, а также осуществляет руководство подчиненными таможенными постами. Начальник таможни, начальник подразделения собственной безопасности назначаются/освобождаются от должности руководителем ФТС России.

Четвертое звено- таможенные посты. Таможенные посты обеспечивают реализацию функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста, определяемого ФТС России, и в в пределах компетенции, установленной законодательством и положением о таможенном посте.

Ст. 3. Адвокатура и гос-во

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов гос. власти и органов местного самоуправления.

Принципы: законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов.

Адвокатура является самоуправляющейся организацией. Исполнительные органы прокуратуры образуются самими адвокатами из числа членов адвокатских собраний. Адвокат самостоятелен в выборе форм адвокатских образований и выборе места своей деятельности.

Принцип корпоративности предполагает особый вид профессионального сообщества, обладающего внутренней организацией, служащего интересам защиты прав и свобод физ. и юр. лиц. Корпоративность обеспечивается добровольностью приобретения и прекращения статуса адвокат, дисциплиной и профессиональной этикой.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы гос. власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юр. помощь гр.ам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных закон-вом РФ, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и ср-ва связи.

Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для гр. КонституциейРФ

Статус адвоката. Требования, предъявляемые к адвокатам.

ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ"

Статус адвоката в РФ вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юр. образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности.

Стаж: По юр.специальности не менее 2 лет, либо лицо должно пройти стажировку в адвокатском образовании от 1 до 2 лет.

В стаж входит работа в качестве судьи; на требующих высшего юр. образования государственных должностях в федеральных органах гос. власти, органах гос. власти субъектов РФ, иных государственных органах, научных учреждениях; работа в качестве нотариуса, помощника адвоката, адвоката.

Адвокатский кабинет

Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, вправе учредить адвокатский кабинет.

Об учреждении адвокатского кабинета адвокат направляет в совет адвокатской палаты заказным письмом уведомление, в котором указываются сведения об адвокате, место нахождения адвокатского кабинета, порядок осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и адвокатом.

Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учрежден адвокатский кабинет.

Соглашения об оказании юридической помощи в адвокатском кабинете заключаются между адвокатом и доверителем и регистрируются в документации адвокатского кабинета.

Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, принадлежащие ему либо членам его семьи на праве собственности, с согласия последних.

Коллегия адвокатов

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов. В числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет.

Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава и договора, заключенного между учредителями.

В учредительном договоре учредители определяют условия передачи коллегии адвокатов своего имущества, порядок участия в ее деятельности, порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов, права и обязанности учредителей (членов) коллегии адвокатов, порядок и условия выхода учредителей (членов) из ее состава.

Требования учредительного договора и устава обязательны для исполнения самой коллегией адвокатов и ее учредителями (членами).

Об учреждении, о реорганизации или о ликвидации коллегии адвокатов ее учредители направляют заказным письмом в совет адвокатской палаты уведомление. В уведомлении об учреждении или о реорганизации коллегии адвокатов должны содержаться сведения об адвокатах, осуществляющих в коллегии адвокатов адвокатскую деятельность, о месте нахождения коллегии адвокатов, о порядке осуществления телефонной, телеграфной, почтовой и иной связи между советом адвокатской палаты и коллегией адвокатов. К уведомлению должны быть приложены нотариально заверенные копии учредительного договора и устава.

Коллегия адвокатов считается учрежденной с момента ее гос. регистрации.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, открывает счета в банках, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием коллегии адвокатов, содержащим указание на субъект РФ, на территории которого учреждена коллегия адвокатов.

Коллегия адвокатов вправе создавать филиалы на всей территории РФ, а также на территории иностранного гос-ва, если это предусмотрено закон-вом иностранного гос-ва.

Адвокатское бюро

Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.

Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Партнерский договор не предоставляется для гос. регистрации адвокатского бюро.

В партнерском договоре указываются:

1) срок действия партнерского договора;

2) порядок принятия партнерами решений;

3) порядок избрания управляющего партнера и его компетенция;

4) иные существенные условия.

Партнерский договор прекращается по следующим основаниям:

1) истечение срока действия партнерского договора;

2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;

3) расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами.

Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов.

После прекращения партнерского договора адвокаты вправе заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации.

С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.

Юр. консультация

В случае, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ учреждает юр. консультацию.

Юр. консультация является некоммерческой организацией, созданная в форме учреждения. Её деятельность в основном направлена на оказание адвокатских услуг по назначению прокурора, суда, следователя, а также оказания бесплатной юр.помощи определенным категориям граждан.

Собрание (конференция) адвокатской палаты субъекта РФ ежегодно определяет размер вознаграждения, выплачиваемого адвокату, направляемому для работы в юридической консультации.

Совет Федеральной палаты адвокатов избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов сроком на 4 года.

Адвокатская палата субъекта.

Адвокатская палата субъекта РФ является негосударственной некоммерческой организацией, основанного на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ.

Адвокатские палаты действуют на основании общих положений для организации данного вида, предусмотренных законом об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ.

На территории субъекта РФ может быть образована только одна адвокатская палата, которая не вправе образовывать свои структурные подразделения, филиалы и представительства на территориях других субъектов РФ. Образование межрегиональных и иных межтерриториальных адвокатских палат не допускается.

Решения органов адвокатской палаты, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех членов адвокатской палаты.

Адвокатская палата не вправе осуществлять адвокатскую деятельность от своего имени, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Имущество адвокатской палаты формируется за счёт отчислений, осуществляемые адвокатами на общие нужды адвокатской палаты, грантов и благотворительной помощи (пожертвований). Поступающих от юр и физ. лиц в порядке, установленном российским законодательством. Адвокатская палата является собственником данного имущества.

К руководящим органам адвокатской палаты субъекта РФ относятся:

1) Собрание (конференция) адвокатов;

2) Совет адвокатской палаты субъекта;

3) Ревизионная комиссия;

4) Квалификационная комиссия;

Высшим органом адвокатской палаты субъекта выступает собрание адвокатов. В случае, если численность адвокатов превышает 300 чел, высшим органом выступает конференция адвокатов. Собрание (конференция) адвокатов созывается не реже одного раза в год.

Собрание ( конференция) считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей членов адвокатской палаты делегатов конференции).

Совет адвокатской палаты представляет собой коллегиальный исполнительный орган адвокатской палаты. Совет избирается собранием (конференцией) адвокатов тайным голосованием в количестве не более 15 человек из состава членов адвокатской палаты. Собрание (конференция) адвокатов обновляет свой состав один раз в два года не менее чем на одну треть.

Деятельность совета адвокатской палаты организует президент адвокатской палаты. Президент адвокатской палаты избирается из своего состава советом адвокатской палаты сроком на 4 года, а по его представлению советом адвокатской палаты избираются один или несколько вице-президентов сроком на 2 года. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента адвокатской палаты более 2-х сроков подряд.

Президент адвокатской палаты представляет адвокатскую палату в отношениях с органами гос. Власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физ. лицами. Действует от имени адвокатской палаты без доверенности, выдает доверенности и заключает сделки от имени адвокатской палаты, распоряжается имуществом адвокатской палаты по решению совета в соответствии со сметой и с назначением имущества, осуществляет прием на работу и увольнение с работы работников адвокатской палаты, созывает заседания совета, обеспечивает исполнение решений совета и решений собрания (конференции) адвокатов.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью адвокатской палаты и её органов осуществляет ревизионная комиссия, избираемая из числа адвокатов, сведения о которых внесены в региональный реестр соответствующего субъекта РФ. Об итогах своей деятельности ревизионная комиссия отчитывается перед собранием (конференцией) адвокатов. Члены ревизионной комиссии с адвокатской деятельностью, получая при этом вознаграждение за работу в ревизионной комиссии в размере, определяемом собранием (конференцией) адвокатов.

Для приема квалификационных экзаменов у кандидатов в адвокатов, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов создаётся квалификационная комиссия. Квалификационная комиссия формируется на срок 2 года в количестве 13 человек.

73. Дисциплинарная судебная коллегия Верховного суда: порядок образования, полномочия.

Ст. 11. Дисциплинарная коллегия ВС РФ

Организация деятельности Дисциплинарной коллегии ВС РФ определяется положением о Дисциплинарной коллегии ВС РФ, утверждаемым Пленумом ВС РФ.

Дисциплинарная коллегия ВС РФ действует в составе заместителя Председателя ВС РФ - председателя Дисциплинарной коллегии ВС РФ и шести членов коллегии из числа судей ВС РФ, избираемых Пленумом ВС РФ сроком на три года по представлению Председателя ВС РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода.

 Дисциплинарная коллегия ВС РФ рассматривает дела:

1) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя ВС РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков;

2) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о наложении дисциплинарных взысканий на судей;

3) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ о результатах квалификационной аттестации судей.

Деятельность Дисциплинарной коллегии ВС РФ организует заместитель Председателя ВС РФ - председатель Дисциплинарной коллегии ВС РФ, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум ВС РФ и Президиум ВС РФ о деятельности Дисциплинарной коллегии ВС РФ и осуществляет иные полномочия в соответствии с фед.и законами.

Система МВД России

В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

МВД России, территориальные органы МВД России, образовательные (в том числе суворовские военные училища, кадетские корпуса), научные, медицинские (в том числе санаторно-курортные) организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, загранаппарат МВД России, организации культуры, физкультурно-спортивные организации, редакции печатных и электронных средств массовой информации, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, имеют в оперативном управлении объекты административного, социально-бытового и хозяйственного назначения.

Обязанности полиции

· принимать, регистрировать, рассматривать и разрешать заявления о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

· прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

· оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

· выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу;

· обеспечивать безопасность граждан в общественных местах;

· обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок в общественных местах и в ходе массовых мероприятий;

· принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан и обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий;

· в соответствии с подследственностью, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;

· исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-розыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;

· осуществлять оперативно-розыскную деятельность;

· пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях;

· осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, пропавших без вести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации;

· оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания.

· содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста;

· принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;

· принимать по пресечению экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;

· участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму

· проводить экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

· осуществлять государственный контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения;

· участвовать в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов;

· обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами РФ;

· осуществлять контроль (надзор) за соблюдением порядка лицами, освобожденными из мест лишения свободы и за поведением осужденных;

· проводить государственную дактилоскопическую регистрацию;

· осуществлять защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

· участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения;

· оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы РФ;

· принимать меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации;

· выносить заключение о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

· оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации;

· оказывать содействие государственным и муниципальным органам о состоянии правопорядка на соответствующей территории;

· изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;

· обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы;

· предоставлять по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведения о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости

· осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

· осуществлять выдачу разрешений о наркотических средствах, психотропных веществах.

Права полиции:

· требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

· проверять документы, удостоверяющие личность граждан;

· вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, а также получать по таким делам, необходимые объяснения, справки.

· запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения и иную необходимую информацию

· беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами.

· патрулировать населенные пункты и общественные места.

· требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения

· составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства.

· производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством РФ, следственные и иные процессуальные действия;

· проводить оперативно-розыскные мероприятия.

· применять в процессе контроля (надзора), меры наблюдения за ходом социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

· доставлять граждан в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске;

· доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке.

· доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания.

· осуществлять личный досмотр граждан.

· производить регистрацию, фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц

· останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;

· проверять места хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, если имеются данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении; проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием;

· обеспечивать безопасность и антитеррористическую защищенность

· участвовать в проверках, проводимых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;

· участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов РФ, а также в проверках плательщиков страховых взносов (страхователей) по запросам налоговых органов либо территориальных органов Фонда социального страхования РФ;

· получать в целях предупреждения, выявления и раскрытия преступлений сведения, составляющие налоговую тайну;

· применять в период действия военного положения или чрезвычайного положения, в период проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения.

· получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством РФ дактилоскопическую информацию и геномную информацию;

· использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства.

· привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству;

· использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях установления обстоятельств совершения преступлений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести;

· беспрепятственно пользоваться в служебных целях средствами связи, принадлежащими государственным предприятиям, учреждениям и организациям.

· использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям

· проводить в соответствии с законодательством РФ проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров

· выдавать в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах предписания

Принципы деятельности полиции:

Принципы деятельности полиции устанавливаются главой 2 ФЗ «О полиции»:

· Законность;

· Беспристрастность;

· Открытость и публичность;

· Общественное доверие и поддержка граждан;

· Взаимодействие и сотрудничество;

· Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

Законность

Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов гр., а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены фед. законом.

Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

Беспристрастность

Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать уч.е в их деятельности.

Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Открытость и публичность

Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям закон-ва

Граждане, общ-е объединения и организации имеют право в порядке, установленном закон-вом РФ, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен фед. законом.

Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через ср-ва массовой информации, Интернет, а также путем отчетов должностных лиц.

Частная детективная и охранная деятельность-это деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей, предполагающая на безвозмездной договорной основе услуг физ. и юр. лицам, имеющим специальное разрешение (лицензия) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

Кроме того, в порядке, установленном Правительством РФ, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.

Частный детектив- это гражданин РФ, зарегистрированный в установленном законм порядке в качестве индивидуального предпринимателя, имеющий лицензию на осуществление детективной (сыскной) деятельности и оказывающий все или одну из разновидностей сыскных услуг.

Требования, предъявляемые к частным детективам:

· Наличие гражданства РФ

· Наличие статуса индивидуального предпринимателя

· Достижение 21 года.

· Наличие среднего профессионального юр. образования или высшего юр. образования либо прохождение профессионального обучения для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее 3 лет.

· Отсутствие психических заболеваний.

· Отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

НЕ могут осуществлять частную детективную деятельность:

1) Состоящие на учёте в органах здравоохранения поповода алкоголизма или наркомании;

2) Уволенные с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

Саратов

2018

1. Предмет и система учебной дисциплины «Правоохранительные органы». Ее соотношение и связь с другими юридическими дисциплинами.

Предмет - система, структура, задачи, функции, прав.статус должностных лиц, требования, предъявляемые к кандидатам на должности работников ПО, порядок их назначения на должность.

Следует различать такие понятия как система, структура и состав ПО.

Система ПО – представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое, например: система органов прокуратуры, судов. Создаётся в соответствии с федеральным устройством государства и состоит из звеньев различного уровня.

Структура ПО – показывает из каких частей или подразделений они состоят, в структуру областного суда входит президиум суда, судебные коллегия по уголовным делам, судебные коллегия по гражданским делам.

Состав ПО – все работники того или иного ПО учреждения.

Состав курса ПО

· Общая часть

· Особенная часть

В общей части освещаются общие вопросы: понятие ПО, предмет и система курса, законодательные источники.

В особенной части рассматривается организация и правовые основы деятельности конкретных ПО.

ПО ->(взаимосвязь) КП, гражданское право, процесс

Понятие ПД, её задачи и виды.

ПД - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют в строго установленном законом порядке посредствам мер государственного принуждения в целях защиты прав и свобод человека и гражданина и интересах общества и государства.

Задачи ПД:

1. общие – защита территориальной целостности и суверенитета государства, материальных и духовных ценностей общества, а также охрана прав и свобод человека и гражданина.

2. специальные – предусмотренное законом и предусматривающие определенные задачи за каждым ПО.

Ст. 2. ФЗ об ОРД

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

установление имущества, подлежащего конфискации.

Ст. 1. ФЗ о СК РФ

Основными задачами Следственного комитета являются:

· оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;

· обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;

· осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

· организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

· осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

· разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;

· совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

· определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Ст. 2 Закон о полиции

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.