Психические состояния и проблемы клиентов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психическое состояние – это целостное проявление психики отражающее ее функциональные возможности в конкретный период времени и реализующие ряд функций уравновешивания человека как организма и личности с внешней и внутренней средой.

Псих. состояние человека проявляется в 2-ух вариантах:

1)в варианте индивидуального состояния (индивидуализировано)

2) массового состояния (эффект группы)

К психическим состояния относятся:

- проявления чувств (настроения, аффек­ты, эйфория, тревога, фрустрация и др.),

- внимания (сосредоточен­ность, рассеянность),

- воли (решительность, растерянность, собранность),

- мышления (сомнения),

- во­ображения (грезы) и т. д.

Предметом специального изучения в психо­логии являются психические состояния людей в условиях стресса при экстремальных обстоятельствах (в боевой обстановке, во время экзаменов, при необходимости экстренного принятия решения), в ответственных ситуациях (предстартовые психические состояния спортсменок и т. д.). Также исследуются патологические формы психических состояний— навязчивые состояния, в социальной психологиимассовидные психологические состояния.

Стадии консультирования

Первая стадия - установление контакта с клиентом - может длиться от нескольких секунд до десятка минут, В этот период психолог-консультант структурирует ситуацию. Психолог сам решает проблемы установления контакта с клиентом. На этой стадии психолог-консультант показывает клиенту свою позицию во взаимодействии с ним.

Результатом работы на этой стадии является то, что клиент психологического консультирования достигает определенного комфорта, эмоционального и когнитивного принятия ситуации консультирования и личности психолога-консультанта.

Вторая стадия - психологического консультирования начинается со сбора информации о клиенте. Общий алгоритм действий психолога может быть сведен при этом к трем основным шагам: установление симптомов, установление их причин, нахождение эффективных способов лечения этих симптомов. С этой целью вначале производится анализ жалобы клиента. Поэтому первая фаза данной стадии состоит в выслушивании клиента, - т.е. его рассказа (продолжительность 15-20 мин.) о том, что привело его в психологическую консультацию.

третья стадия психологического консультирования, которую можно обозначить как фазу осознания клиентом желаемого результата. Эта стадия психологического консультирования предполагает воздействие психолога-консультанта на мысли и чувства клиента - это основное содержание консультирования.

Четвертая стадия представляет собой выработку альтернативных решений и формулирование терапевтической задачи. На этой стадии происходит обсуждение с клиентом разных вариантов решения проблемы.Однако это не преуменьшает вклада консультанта, ибо ему принадлежит инициатива в выборе и формулировании консультативных задач и роль активного помощника в решении клиентом своих психологических проблем.

пятой стадии психологического консультирования состоит в обобщении психологом-консультантом результатов взаимодействия с клиентом по поводу проблемы. Задача психолога на данной стадии заключается в том, чтобы способствовать изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни.Данная стадия состоит из трех этапов. К их числу можно отнести следующие: 1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема); 2) обсуждение вопросов, касавшихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами; 3) прощание консультанта с клиентом.

Поведенческий подход

Исходная методологическая позиция психологов этого подхода
состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями,
вызвать конкретные перемены в его поведении.
Исторически этот подход идет от работ Д. Уотсона и Б. Скинне-
ра. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные ус-
ловия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих ос-
новных составляющих бихевиоральной психологии: 1) отношение пси-
холога и клиента; 2) определение проблемы через операционализацию
поведения; 3) понимание контекста проблемы через функциональный
анализ; 4) установление социально важных целей для клиента.
Бихевиоральный анализ – это акцент на конкретных действиях и
поступках человека. Психолог-бихевиорист делает упор на действиях
человека, а не на его размышлениях по поводу действий.
39
Точно определив проблему, психолог готов предлагать клиенту
ответы на решения.
Психолог-бихевиорист пользуется многими техниками, среди
них наиболее популярной является тренировка настойчивости. Трени-
ровка настойчивости позволяет большинству клиентов преодолеть
беспомощность и неадекватность.

Среди процедур изменения поведения психолог-бихевиорист
использует, кроме тренировки настойчивости, тренировку релаксации,
целенаправленное уменьшение тревожности (фобии), основанное на
обучении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увя-
зыванием объекта тревоги с иерархией страхов на фоне упражнений
на релаксацию.
Моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение –
это тоже бихевиористские методы обучения клиентов новому поведению.
Психологи-бихевиористы широко используют дневниковые и иные
записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом.
54.Когнитивный подход

· Основы когнитивного консультирования, или когнитивной те-
рапии, разработал доктор Аарон Бек в начале 1960-х годов, профес-
сиональная деятельность которого бы, связана с Университетом штата
Пенсильвания в Америке. В когнитивном консультировании наи-
большее значение придается процессу обработки информации; когни-
тивные консультанты исходят из предпосылки, что способ, которым

люди интерпретируют опыт, определяет то, как они чувствуют себя и
как они действуют. В ходе когнитивного развития клиенты приобре-
тают неправильные навыки обработки и интерпретации информации.
Когнитивные консультанты стремятся исправить вредные укоренив-
шиеся стереотипы мышления и пытаются выявить искажения у кли-
ентов и помогают им овладеть навыками более реалистической обра-
ботки информации.
55.Психодинамический подход

Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы соз-
дать для нормального, психически здорового клиента условия для соз-
дания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позво-
лили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.
Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие
с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые пе-
реживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.
При этом психолог, независимо от его теоретической ориента-
ции, использует в своей работе такие понятия, как жизнь, смысл жиз-
ни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.
Я кратко остановлюсь на характеристике возможных подходов к
практике психологического консультирования, сложившихся в на-
стоящее время в психологии, взяв за основу характеристики ее основ-
ные направления:
Итак, глубинная психология или психодинамические теории,
основоположником которых был З. Фрейд.

Главной задачей психоанализа является выявление и изучение
подсознательной сферы, которая управляет человеком. Психолог, ра-
ботая с клиентом с позиции психодинамической теории, стремится к
тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и нау-
чился воздействовать на них.





























































Клинт-центрированный подход

 

В личностно-центрированной, или клиент-центрированной, тео-
рии подчеркивается важность Я-концепции людей, зависящей от спо-
собов, они осознают и определяют себя.
Стремление к актуализации, свойственное организму и делаю-
щее возможным его самосохранение и самоусиление, – единственный
мотивирующий стимул для людей. Я-концепция складывается у лю-
дей рано. Многие представления о себе, которые формируют
Я-концепцию вероятно, основываются на собственном организмиче-
ском оценочном процессе

В практике личностно-центрированного консультирования ак-
цент делается на качестве межличностных отношений. Центральное
исходное положение следующее: если консультанты создают опреде-
ленную атмосферу при налаживании отношений с клиентами, то лич-
ность этих клиентов конструктивно меняется. Не дается никакая
предварительная оценка. Личностно-центрированный консультант
обеспечивает всем клиентам конгруэнтность в отношениях, безуслов-
ное положительное отношение и эмпатию.
Создание такой атмосферы способствует тому, что у клиентов
возрастает конгруэнтность в отношениях, усиливаются чувства собст-
венного достоинства и эмпатии.

 

 



















Дата: 2019-07-24, просмотров: 180.