Доношенный новорожденный - ребенок, родившийся в сроке беременности от 37 до 42 недель (260-294 дни гестации).
Недоношенный новорожденный - ребенок, родившийся в сроке беременности от 22 до 37 недель (до 260-го дня гестации).
Переношенный новорожденный - ребенок, родившийся в сроке беременности более 42 недель (с 295-го дня гестации).
Зрелость - готовность органов и систем ребенка к обеспечению его внеутробного существования.
Зрелость новорожденного ребенка определяется по совокупности морфологических (клинических) и функциональных признаков по отношению к гестационному возрасту, а также биохимическими показателями.
Зрелым считается здоровый доношенный ребенок, у которого морфологическое и функциональное состояние органов и систем соответствует его сроку гестации. Все недоношенные дети являются незрелыми по отношению к доношенным. Но, в то же время, они могут быть достаточно зрелыми в функциональном отношении к своему гестационному возрасту, однако их органы и системы неспособны обеспечить их существование во внеутробной жизни. Среди доношенных новорожденных также могут встречаться незрелые. Это дети, у которых морфологическая и функциональная зрелость ниже их срока гестации. Гестационный возраст определяют акушеры-геникологи при объективном обследовании беременной - шевеление плода, высота стояния дна матки, срок последней менструации, по данным УЗИ, параметрам альфа-фетопротеина.
Функциональная зрелость новорожденного ребенка определяется зрелостью:
а) ЦНС - наличие и выраженность сосательного, глотательного и других рефлексов периода новорожденности, удержанием собственной температуры тела при адекватном температурном режиме окружающей среды;
б) органов дыхания - правильный ритм дыхания, отсутствие приступов апноэ и цианоза;
в) ССС - правильный ритм сердечных сокращений, нет расстройства микроциркуляции, а также нормальным функционированием других органов и систем.
АФО доношенных детей.
Внешний вид. Для здорового новорожденного характерно повышение мышечного тонуса в сгибателях, поэтому его ручки и ножки полусогнуты, кисти сжаты в кулачки.
Движения не координированы, хаотичны
. На болевые раздражители, чувство голода новорожденный реагирует громким криком.
Кожа у новорожденного бархатистая, нежная, со слегка просвечивающимися сосудами, сразу после рождения покрыта творожистой первородной смазкой. Голова отличается преобладанием мозгового черепа над лицевым.
Кости черепа у подавляющего большинства не сращены, открыт большой родничок (его размеры 1-2 см), швы могут быть сомкнуты, слегка расходиться или находить друг на друга
. В зависимости от особенностей протекания родов форма головы может быть: долихоцефалической (вытянутой спереди назад), брахицефалической (вытянутой вверх) или неправильной (асимметричной).
Глазки в первые дни почти все время закрыты. Ребенок открывает их при перемене положения тела.
На склерах могут быть послеродовые кровоизлияния, веки отечны. Зрачки должны быть симметричны, реагировать на свет с рождения.
Глазные яблоки «плавающие», в первые дни жизни в норме может отмечаться горизонтальный нистагм (мелкоамплитудные непроизвольные подергивания глазных яблок). Грудная клетка бочкообразной формы, ребра расположены горизонтально, дыхание поверхностное, с частотой 40-50 дыханий в минуту, при крике, кормлении, беспокойстве ребенка легко возникает одышка из-за узких носовых ходов, возможного отека слизистой оболочки носа.
Частота сердечных сокращений 130-150 ударов в минуту, тоны сердца громкие, чистые. Живот обычно активно участвует в акте дыхания, имеет округлую форму. При перекорме и заболеваниях легко возникает вздутие живота. Печень выступает из-под края реберной дуги не более, чем на 2 см. У доношенных девочек большие половые губы прикрывают малые, у мальчиков яички должны быть опущены в мошонку.
Важная особенность новорожденных - наличие физиологических рефлексов:
1. Сосательный - на раздражение губ путем прикосновения ребенок отвечает сосательными движениями.
2. Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина - при надавливании на ладони ребенка большими пальцами он открывает рот и слегка сгибает голову.
3. Ладонный хватательный рефлекс Робинсона - при вкладывании в ручку ребенка пальца происходит сжатие кисти и ребенок плотно охватывает палец.
4. Рефлекс Моро - при ударе по поверхности, на которой лежит ребенок или дуновении в лицо ручки ребенка разгибаются в локтях и отводятся в стороны (1 фаза) с последующим «обниманием» туловища (2 фаза).
5. Рефлекс опоры и автоматической ходьбы - ребенка берут под мышки и ставят вертикально, поддерживая пальцами заднюю часть головы. При этом его ножки поначалу сгибаются, а затем происходит выпрямление ножек и туловища. При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая ходьба).
6. Рефлекс ползания Бауэра - в положении ребенка на животе к его согнутым ножкам приставляют ладонь и ребенок начинает ползти, выпрямляя ноги и отталкиваясь.
7. Защитный рефлекс новорожденного - в положении на животе ребенок поворачивает голову в сторону (защита).
8. Рефлекс Галанта - штриховыми движениями пальца раздражается кожа вдоль позвоночника сверху вниз. В ответ ребенок изгибает туловище в сторону раздражения.
Степень морфологической зрелости младенца устанавливается по комплексу внешних признаков: пропорции тела, плотности костей черепа и размеру родничков, наличию первородной смазки при рождении, развитию грудных желез, форме ушных раковин, состоянию кожных покровов, выполнению ногтевой пластинкой ногтевого ложа и т. д.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 748.