Христианизация империи, Распад Империи на Западную и Восточную части
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

17 января 395 г., Римская империя разделилась на Восточную и Западную. Эпоха Римской империи подошла к концу. В этот день скончался последний император единой Римской империи Феодосий I Великий. Перед смертью император Феодосий осуществил мирный раздел Римской империи между сыновьями. Старшему сыну Аркадию досталась в управление Восточная часть империи со столицей в Константинополе, она известна в современной историографии как Византия. Младшему Гонорию отошла Западная часть Римской империи. Малолетнего императора Гонория Феодосий передал под опеку доверенного полководца Флавия Стилихона, которого женил на своей племяннице Серене. Стилихон фактически стал правителем Западной Римской империи.

На пути к разделу

В III-IV вв. Римская империя находилась в глубоком упадке. Военно-политическая элита деградировала, погрязла в гедонизме. Империю потрясали междоусобные, гражданские войны, вторжения «варваров». Период внешней экспансии, который давал Риму приток золота, другой добычи и рабов, подошел к концу. Паразитировать на других народах уже не получалось. В Центральной и Восточной Европе отпор римлянам давали предки современных немцев и славян. Вторжения хозяев причерноморских степей – скифов и сарматов (прямых предков русских), всадников одетых в броню и пронзавших противников длинными копьями, поставили Рим на грань военного поражения. Многие города были обращены в руины. На Ближнем Востоке римлян остановила Персия.

Население также деградировало. Военная служба перестала быть основой римского общества. Римляне перестали быть народом-воином. «Коренные» римляне даже не хотели самовоспроизводиться. Жизнь ради удовольствий не оставляет место детям. Империю накрыл демографический кризис. В этом отношении нынешняя европейская цивилизация похожа на павшую Римскую империю. Чтобы сохранить военную мощь пришлось отдать военное дело «варварам». Многие из пассионарных «варваров» в итоге стали видными сановниками, полководцами и даже императорами. Целые племена селились в пограничных провинциях, а их вожди клялись защищать Рим. В итоге одни римские «варвары» воевали с другими «варварами». Приближался момент, когда сильные и жизнестойкие племена займут «экологическую нишу» выродившихся римлян.

Военный, социально-политический кризис дополнял разлом в культуре и религии. Древние языческие культы постепенно уступали место молодому христианству. Само христианство уже тогда не было единым и делилось на ряд враждующих течений. Императорская власть нуждалась в поддержке народа и бога (богов), в которых верили люди. Императоры выбирали между Митрой (Солнцем), который был популярен на Востоке, Юпитером и Христом. В итоге выбрали Христа. По легенде, во время борьбы за трон преемнику Диоклетиана Константину (306 - 337) явилось видение креста, окруженного сиянием и надписью: «Сим победиши». Император приказал водрузить крест на знамена своих легионов и одержал победу. С этого момента императорская власть стала оказывать покровительство христианам.

В начале IV столетия Константин Великий признал христианство, его перестали преследовать. Константин также в 325 году созвал в Никее первый церковный собор, на котором утвердили «Символ веры» - изложение основ христианства, что унифицировало религию. В конце того же века император Феодосий признал никейскую ветвь христианства господствующей, государственной религией. Теперь уже христианство преследовало своих противников, в том числе «еретические» христианские ветви. Христианство из гонимого учения трансформировалось в государственную идеологию, христианско-греческую культуру. Центром новой идеологии стала новая столица империи – Константинополь.

Надо сказать, что победа христианства спасла восточную часть Римской империи. Христианство мобилизовало общество, укрепило моральные устои. Государство использовало церковь для контроля над обществом. Церковь стала символом единения, братства и милосердия. Она не только давала утешение, но и кормила бедных. Императоры сделали церковь богатейшим землевладельцем, передали ей огромные средства, множество домов и земельных участков. На эти средства создавались больницы, дома для приёма странников, любой нищий мог получить в церкви тарелку похлебки или монетку на пропитание. Церковь взяла на себя роль системы социального обеспечения.

Раздел империи

Ещё Диоклетиан (правил в 284 – 305 гг.) ввел систему тетрархии (с греч. «правление четырёх, четверовластие»). Власть в империи была разделена между двумя августами, которые имели младших соправителей - цезарей. Диоклетиан хотел, чтобы после 20-летнего правления августы уходили в отставку, а их заменяли цезари, которым на смену придут новые цезари. Однако система была неустойчивой и привела к междоусобной войне, между претендентами на императорский престол. В войне победил Константин. В правление Константина могущество державы было восстановлено и противоречия временно сглажены. Но уже его сыновья развязали новую междоусобную войну. В итоге два брата погибли, победил Констанций, который правил до 361 года. Констанций был сторонником арианства. Ариане считали, что Христос не равен Богу-Отцу. Никониане подвергались гонениям.

Констанцию наследовал Юлиан (Юлиан Отступник). Он был сыном Юлия Констанция, брата Константина Великого, двоюродным братом умершего императора. Констанций решая проблему престолонаследия, провозгласил Юлиана цезарем, женил на своей сестре Елене. Юлиан успешно противостоял германцам в Галлии и был любим войсками. В 360 г. Констанций проводил подготовку к персидскому походу и потребовал от Юлиана прислать лучшие легионы на Восток. Войска отказались и подняли мятеж. Император, занятый войной с персами, не смог его подавить. Юлиан занял проходы в Альпах, Иллирию, Паннонию и Италию. Приближалась новая большая междоусобная война. Неожиданная смерть Констанция спасла империю от войны. Юлиан вступил в Константинополь как прямой и законный наследник Констанция.

Это был император-философ. Юлиан объявил о веротерпимости, и планировал провести реставрацию язычества. При этом он хотел обновить язычество на основе философии (неоплатонизма) и заимствования некоторых черт христианства (иерархия, благочестие, благотворительность и т. д.). Однако правил он не долго, поэтому реформы не были завершены. В 363 г. Юлиан погиб при странных обстоятельствах во время Персидского похода.

Трон занял бывший командир придворной гвардии Иовиан. Его избрали августом солдаты. Но также правил недолго и умер в 364 г. при так и не до конца выясненных обстоятельствах. Императором стал Валентиниан (364 – 376). Он по требованию армии утвердил своего брата Валента августом и соправителем (364 – 378). Валент правил на Востоке. Валентиан оставил за собой западную часть империи, ему наследовал его сын Грациан (375-383). Одновременно войска провозгласили августом Валентиниана II (375-392), четырехлетнего сводного брата Грациана. После гибели Валента, который пал в Адрианопольской битве в 378 году, Грациан утвердил на должности августа Феодосия, которому передали в управление восточную часть империи.

Феодосий смог остановить наступление готов и оттеснить их к Дунаю. Договор с готами об охране границ был восстановлен. «Варвары» поселились как федераты Римской империи в Нижней Мезии и Фракии (современная Болгария). Феодосий проявил себя как хороший полководец и разбил арабов. Ряд арабских племен поселили в Сирии в качестве федератов. Они стали охранять границы государства. С персами удалось сохранять хорошие отношения. В Персидской державе в этот период шла борьба за власть, и Феодосию удавалось сохранять хорошие отношения с быстро меняющимися персидскими владыками. По Армении, которая была «яблоком раздора» между двумя великими державами, было заключено соглашение о разделе сфер влияния.

В это время началась очередная смута в западной части Римской империи. Полководец Магн Максим в Британии был провозглашен солдатами императором. Часть Германской армии также перешла на его сторону. Вскоре Грациана предала и оставшаяся часть армии, его убили. Власть разделили Максим и сводный брат Грациана император Валентиниан. В 387 году Максим решил стать единственным императором и ввел войска в Италию. Валентиниан попросил покровительство у Феодосия. Их союз был скреплен браком Феодосия на Галле, сестре Валентиниана. Началась новая война между западной и восточной частями империи. В 388 г. соединённое войско Феодосия и Валентиниана разбило армию Максима. Максим погиб.

Вскоре на западе произошел новый государственный переворот. Император Валентиниан и его главнокомандующий войсками Арбогаст поссорились. Валентиниана убили. На престол Арбогаст возвел своего ставленника Евгения. Феодосий отказался признавать законность переворота, началась новая война. 6 сентября 394 года в битве на реке Фригид в предгорьях восточных Альп войско Арбогаста потерпело поражение. Евгения убили, Арбогаст покончил с собой.

Таким образом, Феодосий на несколько месяцев стал фактическим правителем единой Римской империи. Однако единой империя оставалась недолго. 17 января 395 года Феодосий Великий скончался. Перед смертью он разделил Римскую империю. Сына Гонория он посадил в Риме, а Аркадий правил во время его отсутствия в Константинополе.

38.   Образование на территории Западной империи «варварских государств». Падение Западной Римской империи. Его историческое значение.

Первым -«варварским» королевством на территории Западной Римской империи стало Тулузское королевство, основанное в 419 г. и просуществовавшее до 507 г. Оно появилось на территории между Пиренеями, Атлантическим океаном и Гаронной (Гарунной) с главным центром Толозой (современная Тулуза). Зависимость Тулузского королевства от римского императора была чисто номинальной. Поселившись в Галлии, вестготы конфисковали 2/з земель у местных галло-римских помещиков-рабовладельцев (с рабами, постройками, инвентарем) и поделили их между собой, причем королю и знати достались лучшие земли, рабы и инвентарь больших латифундий. Несколько позже вестготы проникли и на Пиренейский полуостров, в Испанию, где столицей стал город Толедо.

В пределах Западной империи германским племенем вандалов было основано второе «варварское» королевство. Вандалы жили сначала по берегам среднего течения Одера, а затем с боями перешли через Галлию и Испанию. В 439 г., переправившись через пролив (современный Гибралтарский) под предводительством короля Гейзериха, вандалы завоевали римскую провинцию Африку. Завоевание Северной Африки было облегчено поддержкой рабов и колонов, которые в это время восстали против рабовладельческого Рима. Этих рабов и колонов называли циркумцеллионами, что на латинском языке означает «бродящие вокруг хижин», «бездомные», а также агонистиками, что по-гречески означает -«борющиеся».

Идеологической оболочкой этого движения был так называемый донатизм — учение, направленное против христианской церкви, к этому времени уже утвердившейся в Римской империи. Донатистская секта откололась от господствующей христианской церкви после того, как та вступила в союз с Римским государством (еще при императоре Константине I). Донатисты осуждали этот союз и боролись за полную самостоятельность церкви. Циркумцеллионы являлись наиболее решительной частью донатистов.

Третье «варварское» королевство — Бургундское — образовалось в середине V в. сначала в Сабаудии (теперешняя Савойя), а затем в районе Верхней Роны и Соны со столицей в городе Лионе. Это королевство было сравнительно небольшим, но занимало очень плодородную местность на юго-востоке современной Франции. С основанием этого королевства прерывалась связь империи с Северной Галлией. Таким образом, Западная Римская империя с этого времени фактически ограничивалась пределами одной Италии. Бургунды также захватили земли у местной галло-римской знати. Сравнительно малочисленные, жившие долгое время на Верхнем Рейне (столицей их тогда был город Вормс) по соседству с римлянами, бургунды подверглись быстрой романизации и уже в V в. усвоили латинский язьж, римские обычаи и римские имущественные отношения.

В Восточной Галлии германское племя франков основало Франкское королевство. Вся территория Галлии в V в. была охвачена мощным движением бага удов (кельтское слово «байя», что значит борьба)— рабов, колонов, городской бедноты и солдат, бежавших от римской армии. Британские острова, населенные кельтскими племенами бриттов, начали завоевывать германские племена англов, саксов и ютов, живших на Ютландском полуострове, а также к западу и югу от устья Эльбы.

Германские пришельцы значительно облегчили положение народных масс. Они забирали себе 1/3,1/4 и даже 2/3 земли у крупных собственников, что наносило сильный удар по крупному рабовладельческому землевладению. Германцы принесли общинные порядки, которые укрепили позиции свободных крестьян, еще сохранившихся в Римской империи. Поэтому рабы и колоны поддержали германских пришельцев.

В ослаблении Римской империи значительную роль сыграла борьба провинциальной знати против центрального правительства, причем эта знать вступала в союзы с вождями «варваров». Так, уже в первой половине V в. от Галлии отпала северо-западная область Арморика. В середине V в. в Центральной Галлии возникло «царство» союзников франков — знатного галла Эгидия. Нориком (на территории современной Австрии) правил епископ Северин, поддерживаемый королем племени ругиев. В Далмации выделилось самостоятельное владение знатного римлянина Марцеллина.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 188.