Борьба между Антонием и Октавианом. Окончание гражданской воины
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Антоний после соглашения в Брундизии направился на Восток для войны с парфянами, которые при поддержке враждебного Риму населения заняли тем временем почти всю Сирию. Сопротивление им оказали лишь такие крупные эллинизованные торговые города, как Антиохия, Апамея, Тир. Военные действия Антония были в общем неудачны. Правда, его войскам удалось вытеснить парфян из Сирии, но продвинуться на территорию зависимой от Парфии Атропатены Антоний не смог.

В 37 г. Антоний вновь встретился с Клеопатрой и, вступив с нею в брак (недействительный с точки зрения римского права), объявил, что дарит ей и её детям Ливию, Сирию, Финикию, Киликшо, Армению и ещё не завоёвагчую Парфию. На Востоке Клеопатру поддерживали жречество и высшая аристократия Теперь и Антоний стал фактически сближаться с этими кругами.

Усиление египетской царицы вызвало недовольство среди сторонников Рима из числа восточных рабовладельцев, италийских дельцов и римской знати. В Италии ходили усердно раздувавшиеся Октавианом слухи, что Клеопатра мечтает о господстве над всем миром и клянётся «издавать законы на Капитолии», что Антоний окончательно подпал под её влияние и перестал быть «истинным римлянином». Развод с Октавией и официальный брак с Клеопатрой, а также оглашение по инициативе Октавиана завещания, в котором Антоний просил похоронить его в Александрии, окончательно подорвали его былую популярность.

Готовясь к войне с Антонием, Октавиан усиленно обрабатывал общественное мнение, представляя эту войну, как борьбу Рима с восточным «варварством», или, как писали близкие ему поэты, борьбу светлого Аполлона с чудовищными божествами Египта. Среди рабовладельцев Италии, стремившихся к прекращению гражданских войн и восстановлению «исконно римских» начал, эта агитация пользовалась большим успехом. Перед началом войны жители западных провинций, очевидно, под нажимом Октавиана, принесли ему присягу в верности, что делало их как бы его клиентами. В самом лагере Антония начался раскол: римляне, жившие вместе с ним в Александрии, потребовали, чтобы Антоний порвал с Клеопатрой, на что он не мог решиться.

Исход начавшейся войны был решён 2 сентября 31 г. до н. э. морской битвой у мыса Акция в Эпире: флот Антония и Клеопатры потерпел поражение. Сопровождавшие Антония римляне и римские войска, недовольные его союзом с Клеопатрой, перешли к Октавиану. Почти целый год Октавиан не преследовал Антония и Клеопатру, использовав это время для укрепления своего тыла. В Италии он окончил наделение землёй и деньгами солдат, на этот раз не прибегая к конфискациям, а покупая земли за счёт казны. В Азии он сложил с населения долги, сместил поддерживавших Антония царьков и наделил римским гражданством и различными привилегиями своих сторонников и жителей азиатских провинций, служивших в его армии и флоте. Только летом 30 г. Октавиан прибыл в Египет. Антоний и Клеопатра не могли ничего противопоставить его военной силе. Отчаявшись в дальнейшей борьбе, они покончили жизнь самоубийством. Египет был присоединён к Риму и поставлен под личное управление императора, который выступал здесь как преемник Птолемеев.

Длившиеся десятки лет гражданские войны были окончены, но победа Октавиана в этих войнах одновременно означала окончательное падение республики.

32.   Принципат Августа (30 г. до н. э. – 192 г. н. э.). Оформление монархической системы.

Принципат — (латинское principatus, от princeps — первый, глава), условный термин, обозначающий политическую систему ранней Римской империи (1-3 века. н. э.).

Основы принципата были заложены реформами первого римского императора Августа Октавиана (27 до н. э. — 14 н. э.), внучатого племянника Гая Юлия Цезаря, вызванными глубоким социально-политическим кризисом Римской республики в 1 веке до н. э. Цель реформ — восстановить с помощью сильной центральной власти политическую и социальную стабильность, не порывая при этом со все еще сильными республиканскими (полисными) традициями. Август и его преемники сосредоточили в своих руках высшую военную, гражданскую и жреческую власть. Однако юридически она была оформлена как совокупность ряда традиционных республиканских магистратур и полномочий, которыми «наделяли» императора сенат и народное собрание, и не считалась наследственной.

Государственный строй официально именовался «республикой», а верховный правитель «принцепсом», то есть «первым гражданином» или «первым сенатором» (отсюда понятие «принципат»). Республиканские органы власти (народное собрание, сенат, магистратуры) сохранились, утратив значительную часть своих былых полномочий. Если раньше они фактически были подконтрольны римской правящей олигархии (нобилитету), то теперь — принцепсу и его ближайшим приближенным. Длительное сосуществование монархических и республиканских институтов не позволяет однозначно определять государственный строй Ранней империи ни как монархию, ни как республику. Нередко принципат называют «республиканской монархией».

Август усилил государственный аппарат, создав постоянную армию, полицию и бюрократию. Армия состояла из пограничных легионов с приданными им вспомогательными частями и дислоцированной в самом Риме преторианской гвардией. Расквартированные в Риме и самых крупных городах империи воинские части несли полицейскую службу. Государственная бюрократия комплектовалась императорскими рабами, вольноотпущенниками и откомандированными из легионов воинами. Высшие посты в государстве по-прежнему занимали принадлежавшие к привилегированным сословиям сенаторы и всадники.

Государственный аппарат эпохи принципата был лучше организованным и более эффективным, чем при Республике, но современными исследователями он характеризуется как «рудиментарный» или «слаборазвитый», т. к. был слишком малочисленным для империи с населением в 50 млн. человек; органы государственного управления на уровне городских и сельских округов отсутствовали.

Полномочия высших администраторов были краткосрочны, а сами они не имели специальной подготовки, а нередко и опыта руководящей работы в своей области управления. Как правило, они по собственной инициативе не вмешивались в деятельность местного городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем. Большая часть повседневных дел решалась местными городскими магистратами и сенатами (куриями). Античный город (греческий полис, италийский муниципий) со своими собственными властями, законами и порядками был основой ранней империи, оплотом полисных (республиканских) традиций. Большинство всадников, сенаторов и даже императоров были выходцами из местной городской знати Италии и провинций.

Режим принципата позволил консолидировать властные элиты в центре и на местах, достичь баланса их интересов и расширить тем самым социальную базу государственной власти.

При Октавиане народное собрание собиралось, принимало законы, в том числе многие законы о власти самого правителя, продолжало избирать традиционных магистратов (консулов, преторов, эдилов, квесторов), однако утратило какую-либо самостоятельную роль и превратилось в послушное орудие Октавиана. Прежде всего Август, получивший пожизненный трибунат, как бы получал полномочия полноправного представителя народного суверенитета, представляемого народным собранием.

Насколько нам известно, за все время правления Октавиана не было случаев не только противоборства, но даже несогласия между всемогущим правителем и народным собранием Рима, тем более что Октавиан, кроме собственно огромных юридических полномочий, держал в Риме и его окрестностях около 20 тыс. воинов и охранных частей, к тому же ведал продовольственным снабжением римского населения и, кстати, наладил его превосходно. Традиционный орган республиканского строя — суверенное народное собрание было умело приспособлено к формирующимся монархическим институтам и стало их частью.

Более сложными были правовые отношения между Октавианом и римским сенатом. Сенат являлся олицетворением республиканского строя как такового, и Октавиан проводил по отношению к нему очень осторожную политику постепенного сокращения его компетенции, внешне оставляя за ним большие права. В 27 г. до н. э. он возвратил сенату верховную власть, сложив с себя чрезвычайные полномочия триумвира, а сенат, в свою очередь, наделил его новыми, так сказать, легальными полномочиями, оставив за собой значительную компетенцию. Между Октавианом — носителем новой власти и сенатом — органом традиционной республики было установлено как бы юридическое равноправие, своего рода юридическая диархия. Так, все римские провинции были поделены на сенатские, подлежащие компетенции сената и управляемые его ставленниками, и императорские, полностью подчиненные Октавиану, руководство которых назначалось им единолично. Традиционная римская казна — эрариум курировалась сенатом, но Октавиан располагал огромными денежными средствами, которые вскоре образовали особую императорскую казну, так называемый фиск, из которой финансировались содержание огромного римского войска, щедрые раздачи населению и другие траты. Во времена правления Октавиана сенат получил дополнительные права, в частности судебную власть. Однако при всей большой юридической компетенции сената в тех областях, которые были доверены его управлению, он оказался под полным контролем всемогущего правителя. Прежде всего Октавиан имел право республиканского цензора проводить ревизию сенатских списков, так называемые lectiones. Он провел пять таких lectiones, во время которых мог удалить из сената всех своих противников или просто несогласных. Само право проведения ревизии сенатских списков означало как бы более высокий авторитет Октавиана. Стоя в сенатском списке первым (princeps senatus), Октавиан, согласно древней традиции, имел право первым высказывать свое мнение, которое, естественно, было руководящим не только для его многочисленных сторонников, но и для других сенаторов. Как первоприсутствующий в сенате, принцепс сената созывал сенатские заседания, когда ему было угодно. Таким образом, римский сенат при большой декларированной власти, которая была как бы равна власти Октавиана, фактически был включен в систему рождающихся монархических учреждений как его органическая часть, хотя Август проявлял большой такт по соблюдению внешних прерогатив сената.

Конечно, не все государственные, особенно сложные и трудные, проблемы можно было обсудить в сенате, состоящем из 600 человек. И Август стал собирать для обсуждения некоторых щекотливых дел узкие собрания из своих ближайших друзей, которые получили название consilium principis — совет принцепса. Совет принцепса при Августе не был официальным государственным органом, но в кругу близких советников Октавиана обсуждались многие государственные дела. Совет принцепса мог составить серьезную конкуренцию официальному римскому сенату как орган реальной власти в государстве.

Еще более органичным оказалось включение в структуру рождающейся монархии традиционных выборных магистратур. И во времена Августа, так же как при республиканском строе, ежегодно избирались консулы (их количество возросло с двух до 6—8), преторы, трибуны, эдилы и квесторы, и они также осуществляли свои традиционные функции. Однако теперь они потеряли свое самодовлеющее значение в качестве суверенных органов исполнительной власти, ответственных только перед народным собранием. Они становились ответственными не столько перед народным собранием, где они продолжали избираться, или перед авторитетом сената, сколько перед принцепсом и императором. Ведь принцепс получил от сената очень важное право рекомендации (ius commendationis), т. е. среди разных претендентов на магистратскую должность он имел право указать своего кандидата, и такая рекомендация оказывалась решающей, а выборы превращались фактически в назначение. В ряде случаев проходили и неугодные Октавиану кандидаты, но, как правило, все магистраты, начиная с низших, были обязаны своей дальнейшей карьерой покровительству принцепса как при выборах на следующие должности, так и вне их, например в системе провинциального управления, в армии, целиком подчиненных Августу; от его воли зависело занесение бывших магистратов в сенатские списки. Прохождение таких карьер, начиная с самой низшей до высших консульских с последующим включением в сенат, создавало зародыш будущих бюрократических связей как основы собственно монархических структур. Помимо изменивших свое содержание традиционных выборных магистратур Октавиан начал формирование органов управления, не выборных, а им единолично назначаемых. Так, им назначались руководители новых важных ведомств по управлению городом Римом — префект Рима, префект анноны, ведающий снабжением огромного города, префект претория, т. е. командующий преторианской гвардией, префект вод, ведающий снабжением водой и канализацией, укреплением берегов Тибра и др. Это были ведомства со своими канцеляриями, штатом постоянных сотрудников и системой подчинения.

Для управления императорскими провинциями Август назначал наместников, носивших звание императорских легатов. Им помогали так называемые прокураторы, ведающие, главным образом, финансовыми вопросами, но иногда управлявшие небольшими по размеру провинциальными областями, как, например, знаменитый Понтий Пилат, управлявший Палестиной во времена Иисуса Христа.

Таким образом, постепенно создавался и расширялся постоянный аппарат управления. К нему с установлением новых бюрократических связей стали все более переходить функции государственного управления, целиком зависимые от воли монарха. В эту систему исполнительных органов органично вписывалась система выборных магистратур как ее составная часть.

К концу многолетнего правления Августу удалось создать основы будущего монархического строя, вошедшего в мировую историю под названием Римской империи. Эта форма монархии вырастала на почве собственно римских государственных структур, господствующих идей, что придавало императорскому режиму, так сказать, национальный характер, хотя нельзя отрицать влияние на его формирование эллинистических монархических институтов или некоторых тиранических режимов Древней Греции.

Поскольку монархический строй формировался на основе традиционных полисно-общинных институтов, рождающиеся имперские структуры оказались связанными с прежними порядками, а новая монархия — пронизанной некоторыми республиканскими правовыми идеями. Это проявилось в том, что власть Августа опиралась на традиционные органы, вместе с тем и сенат — цитадель республиканского строя — располагал огромной, в принципе равной императору, властью. Республиканские традиции проявлялись и в том, что огромные полномочия Августа в ряде случаев как бы прерывались, например, он вел счет годам своей трибунской власти, количеству проведенных им консульств, традиционных провозглашений войском императором. К тому же Август стремился занимать дарованные ему магистратские должности вместе с другими коллегами, придерживаясь древнего принципа коллегиальности.

Все эти особенности придали новым монархическим структурам некоторый республиканский оттенок, а в целом эта своеобразная форма Римской империи получила название принципата как особой формы Империи, пронизанной республиканскими идеями.

Одной из важнейших причин падения республиканского режима в Риме была неэффективность его социальной политики, которая привела к обострению всех групп противоречий между разными классами и социальными слоями римского общества —рабами и рабовладельцами, мелким и крупным землевладением; между разными прослойками господствующего класса — сенаторами и всадниками, муниципальной верхушкой и провинциальной знатью. Вот почему одной из первоочередных задач стоящие за Августом новые монархические структуры считали ослабление общественных противоречий, нейтрализацию причин, их рождающих, достижение возможного в тех условиях социального консенсуса. В социальной политике Августа можно выделить три основных направления: укрепление основ рабовладения и придание рабовладельческим отношениям, широко распространившимся по Империи, определенного юридического статуса; консолидация господствующего класса Империи; покровительство средним прослойкам общества, будь это свободные земледельцы или ремесленники. Особым направлением социальной политики стала новая организация римской армии. Решение многих сложных вопросов социальной политики осуществлялось через интенсивное правотворчество, издание множества новых указов, эдиктов, законов, которые должны были создать эффективный правопорядок и обеспечить нормальное функционирование хозяйственной и общественной жизни, в значительной степени подорванные во время предшествующих гражданских войн.

Видимо, никогда не было издано столь много законов, связанных с регулированием отношений между рабами и их господами, как во времена Августа. Еще в самом начале своего правления Октавиан принял строгие меры к розыску беглых невольников, рабов, зачисленных в различные армии, например Секста Помпея, и вернул их господам. Особыми указами были подтверждены древние правовые акты о праве жизни и смерти господина над собственными рабами, а также о казни всех находящихся в доме невольников погибшего насильственной смертью господина.

Двумя законодательными актами от 2 г. до н. э. (закон Фуфия — Каниния) и от 4 г. н. э. (закон Элия —Сентия) ограничивался отпуск рабов на волю как обычным способом, так и по завещанию. Вместе с тем Август принял строгие меры, препятствующие незаконному или насильственному обращению в рабство свободных людей, и с этой целью провел ревизию рабских тюрем-эргастулов и освободил из них людей, насильственно обращенных в рабство. Предпринятые меры укрепили основы римского рабовладения и вместе с тем создали известные правовые основы рабовладельческих отношений как таковых, которые широко распространились по Империи.

Важнейшим направлением социальной политики была консолидация господствующего класса, разделенного к концу I в. до н. э. на четыре важнейших социальных слоя: сенаторское сословие, всадничество, муниципальная верхушка, провинциальная знать, часто не имеющая прав римского гражданства. Октавиан как представитель одной из аристократических семей Рима и принцепс сената, естественно, считал необходимым поддерживать внешний блеск сенаторского сословия. В театрах, амфитеатрах и цирках сенаторам согласно традиции отводились лучшие места. Август заботился о том, чтобы сенаторы располагали хорошим достатком, сенатский ценз был официально установлен в 1 млн. сестерциев, а если семьи сенаторов не имели такого большого имущества, он помогал им из своих личных средств. Сенаторы и члены их семей назначались на влиятельные и доходные посты в армии и провинциальном управлении. Наиболее уважаемым сенатским семьям было пожаловано достоинство римских патрициев. Такое ярко выраженное покровительство сенаторскому сословию не только преследовало цель достичь согласия между принцепсом и сенаторами как хранителями республиканских традиций, но и было необходимо из чисто прагматических соображений: без знаний, богатства и опыта сенаторского сословия просто невозможно было управлять огромным государством. И хотя в сенате всегда существовали влиятельные противники монархического режима, а сенатская оппозиция никогда не исчезала в целом (во времена Августа было организовано 6 заговоров), принцепс и сенат были соучастниками высшей власти, а сенатское сословие — верной опорой новой монархии.

В конце Республики всадническое сословие неоднократно вступало в конфликты с сенаторской знатью из-за дележа политической и судебной власти, сфер политического влияния. При Августе эти конфликтные ситуации были сведены к минимуму благодаря его умелой и целенаправленной политике. При новом правительстве всадничество оформилось как второе после сенаторского высшее сословие римского общества, его имущественный ценз был установлен в 400 тыс. сестерциев. Состав всаднического сословия постоянно пополнялся за счет выслужившихся военных командиров (военные трибуны, префекты), наиболее видных представителей римских муниципий. Всадники еще при Республике принимали активное участие в проведении судебных разбирательств, а также в финансовых и экономических предприятиях (особенно в провинциях). Август широко использовал их деловой опыт и привлекал в качестве императорских прокураторов для управления финансовыми делами в провинциях, сбора налогов, для надзора за работой рудников, императорских земельных владений, а то и поручал общее руководство небольшими провинциями. При нем всадническое сословие стало превращаться в служилое сословие, тесно связанное именно с монархическими (не выборными) структурами, всецело подчиненное принцепсу.

Особым направлением политики Августа по отношению к сенаторской знати и всадничеству была забота о их воспроизводстве и пополнении. Он провел серию так называемых брачных законов, согласно которым (18 г. до н. э.) сенаторы и всадники должны были обязательно вступать в брак, иметь и воспитывать детей. Имеющие детей, живущие в браке получали ряд преимуществ при прохождении карьеры, имели некоторые налоговые льготы. Были приняты законы о прелюбодеянии, сурово карающие супружескую измену, развратное поведение. Причем Август был вынужден применить этот закон к своей единственной дочери Юлии и собственной внучке, Юлии Младшей.

С точки зрения рождающейся монархии высшие сословия рассматривались как служилые сословия, обязанные отдавать свои опыт, силы и возможности на благо нового имперского общества, и потому их личная жизнь подчинялась высшим государственным интересам.

Многочисленным социальным слоем имперского общества была верхушка римских муниципиев и колоний, разбросанных по всем провинциям Империи, но особенно в Италии. Август завершил начатую еще Юлием Цезарем работу по новому административному устройству Италии. Вся территория Италии (со времен Цезаря она включала Паданскую равнину и простиралась до Альп) была разделена на 11 областей, каждая из которых состояла из нескольких муниципиев и колоний. Центром муниципия и колоний, как правило, был крупный или мелкий город (например, Капуя, Тускул, Помпеи) с приписанной к нему сельской территорией, на которой располагались земельные владения жителей муниципия. В каждом муниципии действовало местное народное собрание, на котором избирались городской совет (называемый обычно курия) и городские магистраты. Высшей городской магистратурой была коллегия из двух членов (дуумвиры) или из 4 членов (кваттуорвиры). В члены муниципального совета (декурион) городские магистраты избирали наиболее знатных и богатых граждан, как правило, владельцев крупных ремесленных мастерских, собственников пригородных поместий, людей достаточно состоятельных, чтобы нести расходы по отправлению должности, благотворительному строительству, раздачам городскому плебсу. Муниципий пользовался полной автономией в своих делах, городской совет и магистраты располагали реальной властью в своем муниципии. При стабилизации внутренней обстановки, оживлении хозяйственной деятельности, расцвете городского строя в Империи местные органы муниципального самоуправления приобретают большой политический вес, возрастает экономическая и культурная активность городской верхушки. Муниципальная верхушка, в руки которой была передана вся власть по управлению местными делами и которая устраивала их с большой выгодой для себя, не могла не поддерживать общую политику рождающегося принципата. Вместе с тем центральное правительство рассматривало муниципальную верхушку как питательную среду для пополнения высших правящих сословий, особенно всаднического, постоянно включая в их состав наиболее энергичных и знатных муниципалов, открывая перед ними путь к блестящим карьерам.

В отличие от Юлия Цезаря, щедро раздававшего права римского гражданства провинциальному населению и тем самым привлекавшего его к общему римскому делу, Август разработал иную политику. Наделение провинциальных жителей правами римского гражданства стало довольно редким явлением и носило персональный характер. Значительно большее внимание уделялось другим аспектам провинциальной политики. Август усилил контроль за деятельностью наместников со стороны центрального правительства и начал бескомпромиссную борьбу с коррупцией провинциальной администрации. В канцелярии наместников направлялись инструкции из центра, которые регламентировали их прежде неограниченную власть. Как показывают надписи из провинции Киренаика, Август проводил политику осторожного ограничения власти римского наместника, в частности в области судопроизводства, допуская к участию в нем представителей местной знати, не имеющей прав римского гражданства. Эффективным средством для смягчения социальной напряженности в провинциях и привлечения на сторону Империи местной аристократии явились так называемые провинциальные собрания, которые стали собираться при Августе. Первоначально это были ежегодные собрания жрецов всей провинции в главном храмовом центре, и одним из их главных актов было торжественное жертвоприношение в честь принцепса Августа и богини Ромы как выражение лояльности данной провинции к центральному правительству. Здесь же суммировались просьбы и направлялись петиции непосредственно в Рим, в которых местное население могло приносить жалобы на управлявшего наместника. Как опытный политик Август понимал, что одним из главных источников недовольства провинциалов была старая система сбора налогов через откупные кампании римских публиканов. Римские публиканы, зачастую вступив в сговор с подкупленным наместником, произвольно завышали суммы налогов, составляя на этом огромные состояния. При Августе стали отходить от этой разорительной практики, и хотя откупа полностью не исчезли, но они теперь отдавались местным коммерсантам. Однако Август начал вводить новую систему сбора налогов через назначаемых им же прокураторов, которые руководствовались государственными интересами. Все эти мероприятия не столько облегчили, сколько упорядочили сбор налогов и вместе с тем допустили к этому важному звену управления представителей местных деловых кругов.

Пользующаяся покровительством центральной власти, располагающая подавляющим влиянием в своих городах и общинах, приобщенная к более высокой имперской культуре (особенно в западных провинциях) через осторожную романизацию, провинциальная аристократия поддерживала общую политику рождающейся монархии. Активно воспринятый в провинциях культ Августа и богини Ромы, множество памятников и статуй в его честь, поставленных в разных провинциях, масса благодарственных надписей принцепсу — свидетельство эффективности провинциальной политики первого римского монарха.

33.   Ранняя Римская империя I – II вв. н. э. «Золотой век» династии Антонинов.

Принципат Октавиана Августа (27-14 г. до н.э.) стал временем устранения кризисных явлений в Римском государстве, оживления экономических связей Италии с провинциями, стабилизации его внешнеполитического положения. Преемники власти из основанной Октавианом Августом династии Юлиев Клавдиев - Тиберий (14-37 гг.), Калигула(37-41 гг.), КлавдийКлавдий (41-54 гг.) и Нерон (54-68 гг.) пытались, и на первых порах небезуспешно, продолжить его деятельность. Тенденция в развитии империи, заключавшаяся в укреплении монархической власти, при опоре на провинциальное рабовладение, при которой Рим и италики постепенно теряли свои экономические и политические привилегии, проявилась все отчетливее в политике.

Тиберию, которому удалось в начале своего правления подавить мятеж римских легионеров, ничего не оставалось, как попытаться укрепить свою монархическую власть, не нарушая мирных отношений с сенатом. Многие функции императора были переданы сенату. Однако желание укрепить провинции и навести в них жесткий порядок не нравилось сенаторам и вызвало их оппозиционные выступления. На это Тиберий ответил репрессиями, что и стало причиной его устранения. Преемник Тиберия, прозванный Калигулой, был весьма неуравновешенным человеком с деспотическими замашками. Он требовал для себя божественных почестей, тратил огромные средства для устройства своего роскошного двора. В этих целях он пошел на конфискацию имущества знати и к открытому грабежу провинций.

Удавшееся покушение на жизнь сумасбродного принцепса было встречено представителями сенатской оппозиции как освобождение от тирании. Затянувшиеся дебаты в сенате о наследнике власти были прерваны преторианцами. Они заставили признать их избранника - престарелого Клавдия, родственника Калигулы, - новым правителем империи. В период его принципата значительно укрепилась бюрократия, были созданы имперские канцелярии, штат которых возглавляли богатые и поэтому всесильные вольноотпущенники. Политика давления на сенаторов была продолжена. Важные изменения произошли и во взаимоотношениях с провинциями. В 48 г. богатейшие галльские рабовладельцы получили право избираться в римский сенат. Это стало толчком к щедрому дарованию прав римского гражданства провинциалам. Теснимая провинциальной знатью, римская сенатская олигархия негодовала. В этих условиях провозглашенный вместо отравленного на пиру Клавдия преторианцами императором Нерон внушал сенатской знати надежды на восстановление ее власти и значения.

Этот последний представитель династии Юлиев Клавдиев был еще достаточно молодым человеком. Его окружали и противники, и сторонники сильной императорской власти. Нерон предпочел последних. Однако его правительство очень нуждалось в деньгах, чтобы оплачивать верность легионов, осуществлять раздачи паразитирующему люмпен-пролетариату и удовлетворять все более возраставшие потребности императора. В целях пополнения казны Нерон усилил нажим на провинции. В результате в 66 г. вспыхнуло восстание в Иудее, грозившее перекинуться в Египет, Сирию и Финикию. В 68 г. вспыхнули народные восстания в Галлии и Испании. В самом Риме уже давно было неспокойно - страшный пожар 64 г. уничтожил весь город. Виновником трагедии многие посчитали Нерона, который якобы велел поджечь город, для того чтобы, глядя на бушующее пламя, воспеть гибель древней Трои. Однако власти в этом поджоге обвинили христиан, тогда еще представителей небольшого нового религиозного течения. Все они подверглись жестокой казни. Тем не менее Нерон был вынужден покинуть Рим и вскоре, преследуемый взбунтовавшимися преторианцами, покончил жизнь самоубийством.

Падение Нерона вылилось в ожесточенную гражданскую войну, в которой проявилось стремление отдельных римских армий выдвинуть своего претендента на освободившийся престол, а также желание провинциальной знати поддержать наиболее близкого их интересам кандидата на власть. В ходе гражданской войны 68-69 гг. стало ясно, что император может быть провозглашен не только в Риме, а провинциальная знать настолько усилилась, что может выдвинуть своего ставленника и успешно бороться за него.

В результате борьбы между полководцами победил Веспасиан Флавий, опытный военачальник. К кругам римской аристократии он не принадлежал, поэтому его опорой стали римские легионы, действовавшие в Иудее, а также рабовладельческая знать эллинизированных городов Востока. Приход к власти Веспасиана означал не только смену правящей династии, но и дальнейшее расширение социальной базы империи за счет провинциальных рабовладельцев. Он стал основателем новой династии римских императоров - Флавиев, правивших с 69 по 96 гг.

Веспасиан принял власть в трудное время. Казна была пуста. В империи бушевали восстания. Ища поддержки рабовладельцев, император действовал с большой осторожностью. Ему удалось подавить восстание в Иудее и в Галлии. В финансовой области была наведена строжайшая экономия. Для того чтобы заручиться в своих действиях поддержкой провинциалов, Веспасиан дарует многим провинциальным городам права латинского гражданства. В 73 г. он проводит реорганизацию сената. Около тысячи крупных рабовладельцев Галлии и Испании переселились в Рим и пополнили сенат. Таким образом, постепенно Римская империя превращалась в объект господства рабовладельческой знати всего Средиземноморья.

Преемники Веспасиана, Тит (79-81 гг.) и Домициан(81-96 гг.), продолжили политику основателя новой династии. Ее последний представитель Домициан систематически ограничивал влияние сената, опираясь на провинциальную знать, армию и римское всадничество. Впервые он велел себя именовать «господином и богом». Его авторитарные замашки привели к тому, что он был убит заговорщиками и проклят сенатом.

На этот раз уже сенат объявил своего принцепса - престарелого аристократа Нерву. Не имея поддержки среди армейских верхов, он вынужден был назначить своим наследником выходца из Испании, опытного полководца Траяна. Династия, пришедшая на смену Флавиям и правившая с 96 по 192 гг., получила название Антонинов(по имени одного из ее представителей - императора Антонина Пия). Следует отметить, что именно в правление Антонинов окончательно сложились политические порядки, полностью соответствовавшие интересам провинциальной знати. В период принципата Траяна (98-177 гг.) империя достигла своего наивысшего могущества. В ходе двух тяжелых войн была завоевана Дакия. Успех сопутствовал Траяну и в походах на Восток, в результате которых парфяне потерпели несколько поражений. Траян дошел до Персидского залива, но весть о восстаниях в провинциях заставила его отказаться от закрепления своих побед. На обратном пути в Рим он умер. В области внутренней политики Траян по-прежнему проявлял заботу о провинциальных рабовладельцах. Однако, по мере развития экономики в провинциях, неуклонно падало хозяйственное и политическое значение самой Италии. Все попытки приостановить деградацию мелкого и среднего италийского землевладения оказались безуспешными.

Преемник Траяна император Адриан (117-138 гг.) в целях укрепления границ империи и сохранения завоеванного был вынужден отказаться от политики широких военных захватов. Одновременно он усилил свою монархическую власть с опорой на мощный бюрократический аппарат. Все его действия сталкивались с традиционным недовольством сенатской аристократии, но ее сопротивление все больше и больше приобретало пассивный характер. Единственное, что могли сделать сенаторы, так это отказать императору после смерти в обожествлении, хотя, начиная с Октавиана Августа, все покойные принцепсы получали это право.

Антонин Пий (138-161 гг.), сменивший Адриана, очень легко отменил это решение сената, что еще раз свидетельствовало о слабости сенатской оппозиции. Принято считать, что время правления Антонина Пия - это период наивысшего экономического подъема Римской средиземноморской державы, чье Хозяйство уже базировалось на интенсивной муниципальной жизни и росте экономических возможностей провинций. Однако это благополучие длилось недолго. Постепенно нарастали симптомы кризиса. Наиболее отчетливо они проявились в годы правления Марка Аврелия (161-180 гг.). Неблагоприятная внешнеполитическая обстановка (опасность вторжения со стороны германцев на севере и парфян на востоке), стихийные бедствия и эпидемии внутри страны истощали силы государства; Росли волнения в наиболее богатых провинциях (в Галлии, Египте и Сирии), римская армия с трудом сдерживала натиск варваров и подавляла восстания в провинциях. О наступающем кризисе может свидетельствовать и то, что власти были вынуждены заставить пленных варваров обрабатывать земли обезлюдевших северных провинций на положении римских колонов.

В период правления последнего императора из династии Антонинов - Коммода (180-192 гг.) - наиболее явно проявились тенденции к деспотизму. Он требовал своего обожествления при жизни, поощрял распространение ближневосточных культов на западе империи и стремился к установлению неограниченной самодержавной власти без учета интересов сенатской аристократии. Это стало причиной заговора 192 г., в результате которого Коммод был убит.

Специфическая форма монархической власти, установленная в виде принципата Октавианом Августом, на первых порах вполне отвечала экономическим и политическим потребностям населения огромной Римской средиземноморской державы. Теперь рабовладельческие отношения развивались уже на более широкой основе в рамках всего Средиземноморья. В орбиту развитого рабовладения были включены новые регионы державы, в результате чего ко II в. н.э. экономика империи продолжает развиваться по восходящей линии. Однако перемещение центров хозяйственной жизни из Италии в провинции стало симптомом надвигавшегося кризиса, поразившего вскоре сначала Италию, а затем уже и всю империю.

«Золотой век» династии Антонинов

После жестоких императоров- деспотов в Риме надолго воцарилась мирная династия Антонинов, оставившая по себе добрую память. Время правления Антонинов называется “золотым веком” Империи, этот “век” занимает почти все второе столетие новой эры. Самыми знаменитыми императорами “золотого века” были полководец Траян и философ Марк Аврелий.

Во II в. н.э. Империя наслаждалась внутренним покоем. Императоры Антонины не вели завоевательных войн, но крепко оберегали главные границы Римской державы, которые проходили по рекам Евфрату, Дунаю и Рейну. За Евфратом простиралось великое Парфянское царство (бывшая Персия); на берегах Дуная в нынешней Румынии возникло царство воинственных даков; Рейн отделял римскую Галлию от диких германских племен. Не раз в этих районах вспыхивали пограничные войны, во время которых римские легионы вторгались на вражескую территорию.

При Антонинах установились нормальные отношения между императорами и сенатом, прекратились казни и гонения, люди получили возможность свободно высказывать свои мысли. Историк Тацит, доживший до этого времени, писал: “Настали годы редкого счастья, когда каждый может думать, что хочет, и говорить, что думает”.

При Антонинах изменилось положение провинций: они стали постепенно уравниваться в правах с Италией. Многие провинциалы сделались римскими гражданами, самые знатные из них вошли в римский сенат. Греческий писатель II в. Элий Аристид говорил, обращаясь к римлянам: “При вас все для всех открыто. Всякий, кто достоин государственной должности, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является одной семьей”. Вскоре после того как прервалась династия Антонинов, завершилось единение Римской державы, осуществлявшееся при ее правлении: в 212 г. н.э. по эдикту императора Каракаллы все население Империи получило римское гражданство.

Период правления императора-человеколюбца и философа был омрачен набегами германских племен, или как называли их в Риме варваров. Кстати, варварами римляне называли все народы, не говорящие на латинском, либо греческом языках, и находящиеся на более низкой ступени развития. Галлы и германцы, населяющие территории Центральной и Северной Европы, также относились к числу цивилизаций, отстающих по своему уровню развития от Рима. Война с враждующими племенами затянулась на несколько лет и окончилась лишь с разрешением возможности жить германцам на римских придунайских территориях.

Последним правителем периода расцвета Римской империи стал Коммод Луций Аврелий, прославившийся гонением зажиточных сенаторов, у которых конфисковывал нажитое нечестным путем имущество. Приверженцами и помощниками Коммода были простые солдаты и преторианцы, получавшие за свою службу приличное вознаграждение. Известен был император своим расточительством, а его основное увлечение – участие в цирковых играх в роли гладиатора, отрицательно сказывалось на состоянии государственной казны. Служение в германских, дакийских и британских войсках оплачивалось значительно ниже, чем воинская служба в столице. Недовольство народа возросло еще больше, когда император провозгласил себя сыном бога Юпитера и Римским Геркулесом и потребовал к себе божественного отношения. Император Коммод был убит заговорщиками из числа подданных в 192 году. Вместе с его смертью закончился золотой век в развитии страны, казна была истощена, а Римская империя пришла в упадок. И хотя до начала распада государства оставалось еще не менее двух ста лет, это событие не могло не оказать влияние на приближение раскола страны на западную и восточную ее части.

34.   Общий кризис Римского общества и государства в III в. н. э. Развитие крупного землевладения.

В III веке на Римскую империю обрушился тяжелый социально-экономический и политический кризис, охвативший сначала старые центры рабовладельческого мира - Италию и Балканский полуостров, а затем уже и большинство провинций. Рабский труд становится невыгоден. Увеличивается число отпущенных на волю, а также посаженных на пекулий рабов. Повсеместно распространяются колонатные отношения, при этом положение колонов меняется радикальным образом: из свободных арендаторов они превращаются в зависимых землевладельцев. Муниципальные собственники, составлявшие оплот рабовладения и опору императорской власти, разоряются. Декурионы - муниципальная знать - стремятся избавиться от своих обязанностей, в прошлом выгодных и почетных. Земли городов прибирают к рукам крупные собственники - магнаты, стремившиеся к независимости от власти императора. Поэтому муниципальная рабовладельческая знать уже не являлась прочной опорой правительства. В ее крупных земельных владениях - латифундиях, почти не связанных с рынком, рабский труд постепенно уступал место труду зависимых колонов.

Рабы перестают быть основным производителем материальных благ. Таковыми становятся другие категории работников, на которых государство стремилось распространить прежние рабские формы отношений. Значительные слои трудящегося городского и сельского населения сближались в своем положении с рабами. Постепенно стирается разница в экономическом и политическом положении свободных, но неимущих горожан и сельчан с рабами. Следствием этого была незаинтересованность всех категорий трудящегося населения в развитии производства. Земли пустели, забрасывались, ремесло приходило в упадок.

В экономической жизни ведущее значение стали приобретать крупные собственники латифундий. Им противостояли разорявшиеся муниципальные рабовладельцы, требовавшие от императорской власти защиты от засилья крупных земельных магнатов. Последние, в свою очередь, не были едины в своих требованиях к императорской власти. Магнаты восточных римских провинций, нуждаясь в сильном императоре - военачальнике, способном защитить их экономические интересы от внешних врагов и внутренних смут, выступали за крепкую императорскую власть. Крупные же земельные собственники западных частей империи, тяготясь римским господством, активно выступали против сильной центральной власти и требовали независимости от нее.

В силу этих обстоятельств императорская власть уже не имела прочной социальной базы. Поэтому ее наиболее надежной опорой оказывалась армия и выслужившие свой срок ветераны, пополнявшие ряды средних рабовладельцев - муниципальной знати. В это время в империи явно обозначилась политическая неустойчивость, которая проявилась в затяжной борьбе между императорами, ставленниками сената, и императорами, которых поддерживали легионы. Экономической подоплекой всех этих процессов были противоречия между крупным латифундиальным хозяйством, основывавшимся на труде зависимых работников и рабов, посаженных на землю, и умирающей системой античного рабства, опиравшейся преимущественно на города.

Императорам из династии Северов, правившим со 193 по 235 гг., пришлось столкнуться со всеми этими проблемами. Септимий Север (193-211 гг.), ее основатель, своим возвышением был обязан преданности своих легионов, которые и составили главную опору его режима. Поэтому важнейшие преобразования Септимия Севера касались именно армии. Вместо распущенных им прежних преторианских когорт он сформировал новые, теперь уже состоявшие из выходцев из придунайских регионов, поддерживавших его в борьбе за императорский престол. Это шло вразрез с традицией, согласно которой преторианская армия набиралась только из италиков. Теперь же каждый выслужившийся легионер-провинциал мог достичь высоких воинских должностей, ранее ему недоступных. Другое нововведение заключалось в разрешении легионерам вступать в законный брак с правом проживания с семьей вне лагеря. Жалование легионерам было увеличено, большие льготы получали и ветераны.

Провозгласив наследниками императорской власти своих сыновей, Септимий Север подчеркивал свою независимость от сената, что вполне совпадало с интересами муниципальной знати. Сенат пополнили многие знатные богачи из Африки и Восточных провинций. Многие африканские и придунайские города обрели существенные преимущества: они стали колониями или муниципиями. Важнейшим правительственным органом стал совет принцепса. Вместо сенаторов для управления провинциями теперь направлялись представители всаднического сословия, а также выслужившиеся военные. Находившаяся в ведении сената казна (эрарий) была преобразована в римскую городскую казну. Зато фиск, императорская казна, приобретает общегосударственное значение. Все эти меры, осуществлявшиеся по инициативе и под контролем самого Септимия Севера, свидетельствовали о том, что его власть все больше и больше приобретала деспотический характер, являясь по сути формой открытой военной диктатуры. Септимию Северу сопутствовали успехи и во внешней политике. Ему удалось отвоевать у парфян Месопотамию, ставшую еще одной римской провинцией. Были значительно укреплены рейнские и придунайские границы империи. Однако неожиданная смерть не позволила Септимию Северу завершить поход в Британию.

Ему наследовали два сына - Гета и Бассиан, прозванный Каракаллой. Не желая делить власть со своим братом, Каракалла организовал убийство Геты и ряда его сторонников. Опорой заговора была армия, поэтому в знак благодарности Каракалла удвоил жалование легионерам и установил порядок, согласно которому судить воина мог только сам император. Все это происходило на фоне преследований знати западных частей империи, сопровождавшихся многочисленными конфискациями имущества. Несмотря на это, денег на содержание армии катастрофически не хватало. Это стало причиной порчи монеты (уменьшения в ее составе доли драгоценных металлов), оправдываемой государственными интересами. Эта мера не могла помочь, т.к. привела к росту цен, обесцениванию денег и недоверию населения империи к действиям императора и его правительства.

В 212 г. был объявлен эдикт Каракаллы, согласно которому почти все население державы получило права римского гражданства. Этот факт свидетельствовал о дальнейшем развитии процесса поглощения Рима и Италии провинциями. Если раньше римские граждане были освобождены от уплаты податей государству, то теперь все свободное население империи, уже обладавшее правами римского гражданина, обязывалось выплачивать налоги. Желая пополнить казну, правительство таким образом расширяло круг налогоплательщиков. При этом, однако, положение и права прежних и новых граждан практически уравнивались.

После убийства Каракаллы в 217 г. лишь при Александре Севере (222-235 гг.), его внебрачном сыне, начинается некоторое сближение с сенатом. Часть сенаторов была введена в совет принцепса. Обедневшие представители высшего сословия получили от правительства земли и инвентарь. Все эти меры осуществлялись на фоне ухудшавшегося экономического положения в империи. Систематическая порча монеты подрывала торговые отношения и вела к натурализации хозяйственных связей. Чиновники разных рангов и военные стали получать жалование не деньгами, а натурой. Поэтому с ремесленных коллегий государство стало взимать определенное количество изготавливаемых ими изделий. Ухудшилось и внешнеполитическое положение империи. Из-за Рейна и Дуная участились набеги германцев. Неспособность Александра Севера стабилизировать экономическое положение в империи и защитить ее границы стало причиной его убийства.

После этих событий сменявшие друг друга «солдатские» и «сенаторские» императоры сенаторские, правившие по нескольку лет, а то и месяцев, вели непрерывные войны на границах империи с варварами, подавляли восстания в провинциях, армейские мятежи. К середине III века кризис достиг своей кульминации. Значительная часть провинций была опустошена варварами, многие города ограблены и разрушены. Император Валериан (253-260 гг.) вместе со своими уцелевшими легионерами попал в плен к персам. Такого позора римляне не могли припомнить за всю свою историю.

Валериану наследовал сын и соправитель Галлиен (258-268 гг.). Он пользовался популярностью в войсках и среди муниципальной знати. Будучи весьма образованным, в своей политике Галлиен старался подражать Октавиану Августу. Во время его правления многие города получили ряд привилегий, оживилось строительство, что было в интересах средних и мелких рабовладельцев. Зато представителям сенаторского сословия было запрещено служить в легионах, они лишались права становиться наместниками в тех провинциях, где находились войска. Недовольство земельных магнатов, составлявших большинство, особенно в провинциях, где они еще пользовались значительным влиянием, привело к тому, что у себя на местах они стали инициаторами мощных мятежей против политики императора. В разных частях империи появились многочисленные претенденты на императорский престол. Однако большинство из них были разбиты преданными Галлиену войсками.

Иначе дело обстояло в Галлии, Испании и Британии. Эти провинции образовали самостоятельную «Галльскую империю», просуществовавшую почти 15 лет. На востоке образовалось Пальмирское царство, которое сумело захватить у империи часть Малой Азии и Египет. Внутренний распад империи происходил на фоне непрекращающихся войн с внешними врагами. Соседние с ослабленной Римской империей племена давно угрожали ее территории. Арабы захватили области, пограничные с Сирией и Месопотамией, франки напали на Галлию, саксы вторглись в Британию, мавры - в Африку.

После убийства в 268 г. Галлиена его преемники, родом из придунайских провинций, из выслужившихся военных (Клавдий II, Аврелиан, Проб, Кар), сумели вернуть почти все утраченные территории империи (кроме Дакии) и частично устранить угрозу со стороны варварских племен.

Однако это не смогло окончательно ликвидировать кризис империи. Необходимы были радикальные перемены в целях усиления государственной власти. Только они могли бы стабилизировать положение.

Кризис римского общества и государства имел, таким образом, свои экономические, политические и духовные аспекты. С точки зрения экономической он выражался в сокращении численности рабочей силы в сельском хозяйстве, запустении посевных площадей, разорении ремесленников, сокращении количества и ухудшении качества ремесленной продукции, упадке торговли. Это вызывало кризис городов, сокращение их населения, бегство горожан в сельскую местность. Политический кризис выражался в нестабильности императорской власти, быстрой смене правителей, бесцеремонном вмешательстве армии в политику, в произволе чиновников и неповоротливости огромного бюрократического аппарата управления. Такая политическая нестабильность провоцировала сепаратистские движения в провинциях, сопровождавшиеся натиском варварских племен на границы империи. Элементы духовного кризиса проявлялись в падении престижа традиционных ценностей римского гражданина на фоне распространения и упрочения христианства в качестве новой религии населения Римской империи.

Важнейшими особенностями экономического положения Империи в IV в. было сосуществование, с одной стороны, обширного государственного хозяйства и прежде всего императорского землевладения, широко представленного во всех частях Империи, с другой — магнатского и церковного землевладений, мало связанных с городами и представляющих по своей внутренней структуре замкнутые социально-экономические организмы. Общей тенденцией эпохи стало постоянное укрепление крупного землевладения, хозяйственного, социального и политического веса римской землевладельческой знати за счет разлагающегося муниципального землевладения. К концу IV в. античные формы хозяйства, связанные с муниципальными слоями, так же как и города античного типа, временно ожившие в IV в., начинают деградировать и уступать место новым, протофеодальным отношениям. В этом противоборстве крупной магнатской собственности и муниципального землевладения заняла свое место и императорская собственность. Огромное императорское землевладение было одной из экономических опор домината. Располагая огромными земельными ресурсами и обширным государственным хозяйством (включая налоговые поступления), императоры IV в. могли проводить свою великодержавную политику, содержать разбухший бюрократический аппарат и армию, обеспечивать поддержку муниципальных собственников. Однако ослабление императорской власти в западной части Империи привело в IV в. к постепенному сокращению государственного хозяйства, императорского землевладения в пользу опять-таки крупного магнатского и церковного землевладения, в рамках которого активно развивались новые, протофеодальные отношения.

35.   Правление Септимия Севера. Военные и административные реформы. Усиление роли армии. Внешняя политика.

Получив власть при помощи армии и сознавая ее значение для борьбы с кризисом, он все свое внимание направил на укрепление и реорганизацию военного аппарата. Уже при своем первом вступлении в Рим Север разогнал преторианскую гвардию. Она настолько разложилась при Коммоде и его преемниках, что не только перестала служить опорой императорам, но сделалась главным источником деморализации. К тому же привилегированное положение преторианцев, набиравшихся из италиков, давно возбуждало ненависть провинциальных войск. Отныне преторианская гвардия стала комплектоваться из лучших, наиболее отличившихся солдат провинциальных легионов.

Положение армии в целом значительно улучшилось. Было повышено жалованье, увеличены всякого рода награды и знаки отличия. Более принципиальное значение имели другие меры. Август, создавая постоянную армию, запретил солдатам иметь законную семью. Солдатский брак считался простым сожительством. Он не давал никаких прав ни жене, ни детям. Только по выходе воина в отставку его жена становилась полноправной супругой, а сыновья узаконивались лишь в том случае, если они сами поступали на военную службу. Север допустил в некоторых легионах законный брак. Солдатским семьям было позволено жить поблизости от военных лагерей. С этим было связано разрешение солдатам, находившимся в постоянных лагерях на Рейне и Дунае, арендовать и обрабатывать землю, принадлежавшую их легионам. Таким путем создавалась более прочная связь армии с местами и несколько облегчалась задача снабжения армии.

Мало того, раньше простой солдат не имел никакой возможности дослужиться до командирских чинов: префекта когорты или эскадрона и трибуна легиона. Последние пополнялись исключительно лицами всаднического сословия. Карьера рядового солдата кончалась в лучшем случае достижением высшей центурионской должности примипила. Север объявил должность примипила всаднической. Это означало, что отныне каждому способному солдату открывалась широкая дорога не только на военной, но и на гражданской службе. Септимий Север активно привлекал военных в бюрократический аппарат, используя их дисциплинированность и опытность.

При Севере идет дальнейшее умаление роли сената. Император не мог простить сенаторам поддержку, которую они оказывали его соперникам. Немало их поплатилось за это жизнью и имуществом. Сенат формально продолжал существовать, но фактически его функции были сведены на нет. Вся его законодательная деятельность ограничивалась тем, что он заслушивал и утверждал соответствующие послания императора. Назначение городских магистратов (консулов и др.) перешло целиком к последнему, а сенат только ставился в известность. Да и роль этих магистратов значительно ограничилась.

Зато еще более выросло значение императорских чиновников. В особенности это нужно сказать о префекте претория. Он становится заместителем императора в области судопроизводства, поэтому на должность префекта претория начинают назначать крупных юристов. Таким при Септимии был знаменитый Папиниан.

Таким образом, при С. Севере все яснее начинает выступать откровенно самодержавный характер императорской власти. Наряду с этим происходит возвышение особы императора. Уже тогда, по-видимому, появляется формула, несколько позднее декларированная крупнейшим юристом Ульпианом: «Что угодно принцепсу, пусть будет законом», а в надписях применительно к императору часто фигурирует «dominus noster» («наш господин»).

Во внешней политике самым значительным предприятием Септимия Севера стала победоносная война с Парфией (195- 199 гг.). Под тем предлогом, что парфянский царь Вологез V во время борьбы за власть в империи оказывал дипломатическую и военную поддержку Песценнию Нигеру, Север вторгся на территорию парфянских владений. Римляне изгнали парфян из Осроены, оккупировали Адиабену, а в 198-199 гг. нанесли им решающее поражение в Месопотамии, после чего захватили и разграбили Ктезифон. Месопотамия была превращена в римскую провинцию (199 г.). По мирному договору с Парфией взамен Месопотамии римляне уступили «царю царей» часть Армении, переставшей служить буферной зоной между двумя великими державами. В честь этой победы в 203 г. на римском форуме была сооружена триумфальная арка, посвященная Септимию Северу и его сыновьям. В 208-211 гг. Север успешно воевал с племенами каледонцев в Британии, где племена пиктов и скоттов прорвали линию пограничных укреплений, построенных Адрианом, и опустошали северные части провинции Британии. Система римских оборонительных укреплений была им восстановлена, нападение горных племен Шотландии отражено, но сам Север умер от болезни в Британии в 211 г.

36.   Римская империя в период Домината. Реформы Диоклетиана. Правление Константина.

Тенденции установления деспотических режимов, наметившиеся в III веке, окончательно оформились при императоре Диоклетиане, правившем с 284 по 305 гг. Он был родом из Далмации и являлся сыном вольноотпущенника. Способный военачальник, Диоклетиан предпринял ряд походов для защиты северных границ империи от варваров (в районе Рейна и Дуная). Его успехи в войнах с германцами и сарматами, подавление восстания колонов в Египте и действия против персов позволили стабилизировать внешнеполитическую ситуацию вокруг империи.

Римская знать, напуганная как внешней опасностью, так и внутренними волнениями, признала деспотическую власть Диоклетиана. Именно при этом правителе произошел открытый разрыв с прежней республиканской традицией. Устанавливается новая система власти - доминат, когда император стал господином над всеми своими подданными, независимо от их ранга и сословия.

При дворе Диоклетиана были введены обычаи, почти не отличавшиеся от этикета древневосточных деспотических монархий. Все подданные императора считались его рабами. Сам он и чиновники, назначаемые императором, вещи, к которым он прикасался, - все считалось божественным. Только незначительная часть приближенных могла лицезреть императора. Все остальные при его приближении обязаны были падать ниц. Появление государя перед народом приравнивалось к религиозному торжеству.

Оформив таким образом свою власть, Диоклетиан проводит ряд реформ в целях преодоления кризисных явлений, потрясавших империю на протяжении всего III века. Было введено новое административное и территориальное разделение власти - система тетрархии (власть четырех). Сохранив в своих руках верховное управление, Диоклетиан назначил себе соправителя, которым стал его опытный военачальник Максимиан. Оба они носили титулы августов. Каждый из них имел своего заместителя и преемника с титулом цезаря. Таковыми стали Галерий и Констанций Хлор.

В связи с этим изменилось и территориальное деление империи. С 293 г. она была разделена на четыре части. Диоклетиан владел восточными провинциями. Его заместителю Галерию достались придунайские области. Август Максимиан и его цезарь Констанций Хлор владели западными частями империи. Италия и Африка достались Максимиану, Галлия, Испания и Британия - Констанцию Хлору. Номинально Рим еще оставался столицей, но ни один из тетрархов не избрал этот город своей резиденцией. Диоклетиан правил из Никомедии, Максимиан - из Медиолана.

Императорская власть получила религиозную санкцию. Своим покровителем и источником власти Диоклетиан избрал Юпитера, Максимиан - Геракла. Несмотря на то, что все четыре правителя формально располагали равными правами, фактически наибольшим влиянием пользовался Диоклетиан.

В ходе проведения административной реформы провинции были разукрупнены. Империя стала подразделяться на 12 областей, т.н. диоцезов, каждый из которых включал в себя ряд провинций. При этом разделение провинций на императорские и сенатские было упразднено. Италия окончательно потеряла свое привилегированное, а Египет особое положение в рамках империи.

При проведении военной реформы было предпринято отделение военной власти от гражданской. Теперь командование легионами вручалось особым военачальникам. Численность армии увеличилась. Армейские части делились на два контингента - постоянно действующие в определенном районе пограничные войска и войска маневренные - подвижные отряды, легко перебрасываемые туда, где это было необходимо. При этом пограничные части комплектовались обычно из пленных варваров или приграничных племен, бравших на себя обязанность защищать империю.

В связи со сложностью комплектования армии вновь вводится рекрутская система набора. Отныне крупные рабовладельцы должны были отправлять в армию часть своих зависимых крестьян - колонов. В качестве наемников для пополнения конницы и в личную охрану императора стали приниматься германцы и сарматы. На первых порах эти меры упрочили римскую армию и позволили успешно противостоять внешней опасности.

Реализация административной и военной реформы требовала огромных затрат. Для их покрытия Диоклетиан осуществляет налоговую реформу. Была предпринята общая перепись населения, раз в пять лет проводился ценз, определялись размеры подушного и поземельного налогов, регулярно уплачивавшихся государству. Одновременно законодательно было положено начало прикреплению всех налогоплательщиков к месту жительства.

В связи с тем, что денежное хозяйство империи требовало радикальной реорганизации, Диоклетиан попытался пустить в оборот полноценную золотую монету. Однако она очень быстро исчезла из обращения. Поэтому правительство ограничилось выплатой золота лишь наемным солдатам-чужеземцам. Чиновники же и командиры легионов довольствовались жалованием натурой.

Значительно возросший в своей численности государственный бюрократический аппарат, не всегда контролировавшийся высшими чиновниками, делал реальной почву для злоупотреблений. Поэтому, чтобы оградить от них низшие, незащищенные слои общества, Диоклетиан в 301 г. опубликовал эдикт о максимальных ценах на продукты и товары первой необходимости, а также на предметы роскоши. Этим законом определялся и максимальный размер оплаты труда ремесленников и поденщиков. К этому времени ремесленники уже были объединены в коллегии и их профессии становились наследственными. Вскоре, однако, эти меры были отменены, так как провинции находились на разном уровне своего экономического развития. К тому же возросла и спекуляция. В конечном счете законодательство, регулировавшее цены, практического значения так и не возымело.

В 305 г. Диоклетиан добровольно отрекся от престола. Его примеру последовал и Максимиан. Место августов заняли их цезари: на западе - Констанций Хлор, на востоке - Галерий. После смерти в 306 г. Констанция Хлора во время похода в Британию легионы назначили его сына Константина, военачальника, пользовавшегося поддержкой как в армии, так и со стороны земельных магнатов Западных провинций, новым августом. Устранив своих соправителей в ходе гражданской войны, Константин становится единоличным правителем Римской империи.

Система тетрархии была упразднена. Константин вновь сконцентрировал всю полноту власти в своих руках. Ему удалось объединить империю, которой он правил вплоть до 337 г. Константин проводит серию государственных реформ. Империя была поделена на 4 префектуры, каждая из которых объединяла несколько диоцезов. Во главе префектур стали преданные императору префекты, руководившие викариями - правителями диоцезов.

Армию возглавили специальные военачальники - 4 магистра пехоты и 4 магистра конницы. Им подчинялись начальники военных округов и командиры легионов. По-прежнему войска делились на постоянные пограничные и подвижные (маневренные). При императоре Константине приток в римскую армию выходцев из германских племен приобрел массовый характер.

Социальной опорой правления Константина были крупные земельные собственники - магнаты, в интересах которых был издан указ о прикреплении колонов к земле. Ужесточились меры против рабов: господин снова получал право бесконтрольного распоряжения их жизнью и смертью. У вольноотпущенника можно было безнаказанно отнять свободу. Пыткам и бичеванию подвергались люди, прятавшие беглых рабов. Именно при Константине система домината, которая начала складываться еще при Диоклетиане, получает свое окончательное оформление.

Напротив, в религиозной области Константин порывает с политикой гонений и преследования христиан, продолжавшейся при Диоклетиане. Осознав усиливавшееся влияние этой новой религии, среди приверженцев которой оказались практически все слои римского общества, Константин, оставаясь пока язычником, пытается превратить церковь в дополнительный инструмент своей власти. Медиоланским эдиктом 313 г. христианская религия признавалась равноправной наряду с другими вероучениями. В 315 г. церковь получает право юридического лица, право свободного распоряжения имуществом и землями. На первом Вселенском соборе в Никее в 325 г. Константин попытался примирить епископов западной и восточной частей империи в их разногласиях. В любом случае оформившаяся в это время церковная организация уже находилась в лояльных отношениях с императорской властью. Сам Константин принял крещение лишь незадолго до своей смерти.

В 330 г. император основал новую столицу Римской империи на месте древнего города Византия и назвал ее своим именем - Константинополь. Вскоре Константинополь превратился в богатейший экономический, политический и культурный центр империи.

37.   Римское общество и Государство в IV в. Христианизация империи, Распад Империи на Западную и Восточную части.

Римское государство в IV в. сохраняло высокий международный престиж, была стабилизирована обстановка на римских границах. Варварские отряды из состава племенных объединений, образующихся на границах, охотно переходили на службу к Империи в качестве наемников. Целые племена переселяются в границы Империи и оседают в качестве колонов или федератов на пограничных землях, пополняя ряды ее налогоплательщиков.

Происходит и экономическое возрождение. Укрепление авторитета центральной власти, создание огромного государственного аппарата, обеспечение внутренней безопасности наряду с удачно проведенной денежной реформой не могли не создать благоприятных условий для нового оживления внешней и внутренней торговли. Возрождаются римские города как торгово-ремесленные и культурно-административные центры. Императоры IV в. рассматривали городскую верхушку как свою социальную опору и потому провели ряд мероприятий в пользу муниципальной знати, сословия куриалов.

Городская верхушка была представлена владельцами небольших рабовладельческих поместий в окрестностях города, собственниками ремесленных мастерских, оптовыми торговцами, наиболее связанными с рабовладельческой системой эксплуатации, активной городской жизнью и торговлей. Трактат римского писателя Палладия, написанный в IV в., показывает, что в это время товарные виллы еще существовали наряду с огромными латифундиями, обрабатываемыми колонами и основанными на принципах натурального производства. Особенно оживилась городская жизнь в восточной части Империи, которую кризис III в. затронул меньше, чем западную. Эфес, Антиохия, Александрия, Никомедия, Фес-салоники, Никея, не говоря уже о быстрорастущей новой столице Константинополе, были благоустроенными, многолюдными и процветающими городами Империи. На западе Империи возрождаются Медиолан, Равенна, Лугудун, Карфаген и др.

Вместе с тем анализ социально-экономических отношений в IV в. показывает их двойственность и переходный характер. Рабовладельческо-античный способ производства исчерпал последние возможности для развития хозяйства и культуры; шло вызревание новых отношений, возникавших на основе разлагающихся античных структур.

Важнейшими особенностями экономического положения Империи в IV в. было сосуществование, с одной стороны, обширного государственного хозяйства и прежде всего императорского землевладения, широко представленного во всех частях Империи, с другой — магнатского и церковного землевладений, мало связанных с городами и представляющих по своей внутренней структуре замкнутые социально-экономические организмы. Общей тенденцией эпохи стало постоянное укрепление крупного землевладения, хозяйственного, социального и политического веса римской землевладельческой знати за счет разлагающегося муниципального землевладения. К концу IV в. античные формы хозяйства, связанные с муниципальными слоями, так же как и города античного типа, временно ожившие в IV в., начинают деградировать и уступать место новым, протофеодальным отношениям. В этом противоборстве крупной магнатской собственности и муниципального землевладения заняла свое место и императорская собственность. Огромное императорское землевладение было одной из экономических опор домината. Располагая огромными земельными ресурсами и обширным государственным хозяйством (включая налоговые поступления), императоры IV в. могли проводить свою великодержавную политику, содержать разбухший бюрократический аппарат и армию, обеспечивать поддержку муниципальных собственников. Однако ослабление императорской власти в западной части Империи привело в IV в. к постепенному сокращению государственного хозяйства, императорского землевладения в пользу опять-таки крупного магнатского и церковного землевладения, в рамках которого активно развивались новые, протофеодальные отношения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 209.