Налогоплательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.
41. Виды налогов, взимаемых в Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Причины, вызвавшие необходимость формирования современной налоговой системы Российской Федерации, этапы ее формирования.
Налоги и сборы Российской Федерации делятся на три вида:
• федеральные налоги и сборы;
• региональные налоги и сборы;
• местные налоги и сборы.
Основное различие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на какой территории эти налоги вводятся и взимаются.
Федеральные налоги и сборы должны устанавливаться Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории страны. Перечень федеральных налогов и сборов:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• налог на прибыль организаций;
• налог на операции с ценными бумагами;
• таможенная пошлина;
• платежи за пользование природными ресурсами;
• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
• плата за пользование водными объектами;
• плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
• налог на доходы физических лиц;
• государственная пошлина;
• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
• лицензионные сборы за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
• единый социальный налог;
• налог на операции с ценными бумагами;
• налог на добычу полезных ископаемых.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:
• налоговые ставки в пределах, установленных федеральными законами;
• порядок и сроки уплаты налога;
• формы отчетности;
• порядок и основания получения льгот по налогу.
Другие элементы налогообложения устанавливаются федеральным законодательством.
Перечень налогов и сборов субъектов Российской Федерации:
• налог на имущество предприятий;
• лесной доход;
• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
• налог с продаж;
• транспортный налог.
Местные налоги и сборы устанавливаются федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования. Устанавливая местный налог или сбор, представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следующие элементы налогообложения:
• налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;
• порядок и сроки уплаты налога;
• формы отчетности по данному местному налогу.
Кроме того, они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения.
Другие элементы налогообложения устанавливаются федеральными законами.
В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов или сборов, не предусмотренных федеральным законом. Перечень местных налогов и сборов:
• налог на имущество физических лиц;
• земельный налог;
• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
• курортный сбор;
• целевые сборы с граждан и предприятий на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;
• налог на рекламу.
1 января 1992 г. была задействована полномасштабная налоговая система независимого российского государства. Она родилась очень быстро, поскольку революционная социально-экономическая обстановка не оставляла времени па раскачку. Кроме спешки были и более глубокие факторы, оказавшие влияние на качество налогов: длительное отрицание налогов, отсутствие практического опыта обложения и научных заделов в области налоговой теории, низкая налоговая культура плательщиков, слабость государственной власти, экономический кризис и пр. Отсюда -ошибки в политике, пробелы в законодательстве, злоупотребления, вульгарное заимствование зарубежного опыта обложения, неуважение к закону, недобор налогов и рост налогового бремени. В свою очередь, последствия ошибочных норм весьма многоплановы, но их конечным результатом становится несправедливое распределение налогового бремени и неоправданное снижение доходов бюджета.
Отсутствие ясной экономической программы в первые годы реформ низводило налоги до уровня грубого фискального рычага, которым пытались исправлять экономические просчеты: в налоговом законодательстве обнаруживались пробелы, нестыковки, ошибки, двусмысленности, которые затем с разной степенью умелости и торопливости исправлялись ведомственными инструкциями. Результатом стали налоги, не удовлетворяющие ни налогоплательщика, ни бюджет. Положение бюджета усугублялось неупорядоченностью распределения налогов по звеньям бюджетной системы.
Неспособность налоговой системы в тот период удовлетворить насущные потребности бюджета определялась не только растаскиванием налогов через бесчисленные льготы, но и множеством других причин вплоть до исторических, национальных, социально-психологических и др. Однако, если говорить о наиболее существенных из них, то надо выделить следующие причины:
а) экономические — прежде всего общий кризис, падение производства, убыточность, неплатежи;
б) правовые, связанные с несовершенством нормативной базы — изменчивость налогового законодательства, неопределенность и неоднозначность положений, противоречивость законов и инструкций, нестыковка налоговых норм с нормами бухгалтерского учета и отчетности, сложность процессуальных норм обжалования;
в) технического характера — недостаточность опыта и квалификации налоговых работников, слабость материально-технической базы, отсутствие систем обучения и пропаганды, разобщенность — Минфин России, МНС России, Налоговая полиция, Парламент РФ, Президент РФ, Правовое управление;
г) политические — общая политическая нестабильность и, в частности, неупорядоченность федеративных отношений (к осени 1993 г. около 40 субъектов РФ приняли решение об "особых отношениях" с Москвой в области налогов).
Выходом из этой ситуации по существу могло быть только реальное возвращение к теоретическим основам обложения, а по форме — разработка нового документа, устраняющего наслоения и искажения первых смутных рыночных лет. Этим документом должен был стать Налоговый кодекс РФ.
С 1 января 1999 г., как отмечалось ранее, вступила в силу часть первая ПК РФ, знаменовавшая собой важный этап становления российских налогов. В ней формулировались основные понятия, декларировались общие принципы обложения, определялся порядок действия главных налоговых процедур: установление и отмена налогов, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, виды и формы контроля, состав правонарушений и ответственность, обжалование и т.д.
Кодекс не мог не отражать всей сложности предшествующих его рождению экономических и социально-политических условий. Как и прежде, недостатки документа предопределялись двумя причинами. Одна из них — отсутствие опыта, квалификации, информации и т.п. Другая связана с тем, что на волне политических страстей в пего были сознательно включены принципиально ошибочные положения: достаточно сказать, что в первоначальном тексте НК РФ пеня не могла превышать сумму недоимки. В свою очередь, последствия ошибочных норм весьма многоплановы, но их конечным результатом становится несправедливое распределение налогового бремени и неоправданное снижение доходов бюджета. Работа над НК РФ продолжается, а дальнейшее движение налоговой системы России и впредь будет обусловливаться двумя группами факторов.
Первая — общие закономерности формирования и развития налоговых систем. Ее влияние по существу выражает основные требования налоговой теории, нарушение которых приводит к нездоровым деформациям налоговых отношений и обострению главного противоречия обложения между эффективностью и справедливостью.
Вторая группа факторов представлена практическими соображениями общеэкономической политики с которой всегда сообразуется политика налоговая. В этом отношении ставка на углубление либерализации экономики реализуется в прямом ослаблении регулирующей роли государства, в сокращении его расходов и снижении налогов. Однако подобная стратегия не учитывает важную специфику России, выражающуюся в традиционно сильной позиции государства во всех российских реформах. Преобразования последних лет не являются исключением, так что без эффективного государственного сектора в экономике выход России на траекторию устойчивого экономического роста представляется долгим и тяжелым, если не проблематичным.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 233.