Налогоплательщики, налоговый период
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налогоплательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.

 

 

41. Виды налогов, взимаемых в Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Причины, вызвавшие необходимость формирования современной налоговой системы Российской Федерации, этапы ее формирования.
Налоги и сборы Российской Федерации делятся на три вида:
• федеральные налоги и сборы;
• региональные налоги и сборы;
• местные налоги и сборы.
Основное различие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на какой территории эти налоги вводятся и взимаются.
Федеральные налоги и сборы должны устанавливаться Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории страны. Перечень федеральных налогов и сборов:
• налог на добавленную стоимость;
• акцизы;
• налог на прибыль организаций;
• налог на операции с ценными бумагами;
• таможенная пошлина;
• платежи за пользование природными ресурсами;
• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
• плата за пользование водными объектами;
• плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
• налог на доходы физических лиц;
• государственная пошлина;
• налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
• сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
• лицензионные сборы за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
• единый социальный налог;
• налог на операции с ценными бумагами;
• налог на добычу полезных ископаемых.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:
• налоговые ставки в пределах, установленных федеральными законами;
• порядок и сроки уплаты налога;
• формы отчетности;
• порядок и основания получения льгот по налогу.
Другие элементы налогообложения устанавливаются федеральным законодательством.
Перечень налогов и сборов субъектов Российской Федерации:
• налог на имущество предприятий;
• лесной доход;
• сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц;
• налог с продаж;
• транспортный налог.
Местные налоги и сборы устанавливаются федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования. Устанавливая местный налог или сбор, представительные органы местного самоуправления в нормативных правовых актах определяют следующие элементы налогообложения:
• налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;
• порядок и сроки уплаты налога;
• формы отчетности по данному местному налогу.
Кроме того, они могут также предусматривать налоговые льготы и основания их получения.
Другие элементы налогообложения устанавливаются федеральными законами.
В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов или сборов, не предусмотренных федеральным законом. Перечень местных налогов и сборов:
• налог на имущество физических лиц;
• земельный налог;
• регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
• курортный сбор;
• целевые сборы с граждан и предприятий на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;
• налог на рекламу.

1 января 1992 г. была задействована полномасштабная налоговая система независимого российского государства. Она родилась очень быстро, поскольку революционная социально-экономическая обстановка не оставляла времени па раскачку. Кроме спешки были и более глубокие факторы, оказавшие влияние на качество налогов: длительное отрицание налогов, отсутствие практического опыта обложения и научных заделов в области налоговой теории, низкая налоговая культура плательщиков, слабость государственной власти, экономический кризис и пр. Отсюда -ошибки в политике, пробелы в законодательстве, злоупотребления, вульгарное заимствование зарубежного опыта обложения, неуважение к закону, недобор налогов и рост налогового бремени. В свою очередь, последствия ошибочных норм весьма многоплановы, но их конечным результатом становится несправедливое распределение налогового бремени и неоправданное снижение доходов бюджета.

Отсутствие ясной экономической программы в первые годы реформ низводило налоги до уровня грубого фискального рычага, которым пытались исправлять экономические просчеты: в налоговом законодательстве обнаруживались пробелы, нестыковки, ошибки, двусмысленности, которые затем с разной степенью умелости и торопливости исправлялись ведомственными инструкциями. Результатом стали налоги, не удовлетворяющие ни налогоплательщика, ни бюджет. Положение бюджета усугублялось неупорядоченностью распределения налогов по звеньям бюджетной системы.

Неспособность налоговой системы в тот период удовлетворить насущные потребности бюджета определялась не только растаскиванием налогов через бесчисленные льготы, но и множеством других причин вплоть до исторических, национальных, социально-психологических и др. Однако, если говорить о наиболее существенных из них, то надо выделить следующие причины:

а) экономические — прежде всего общий кризис, падение производства, убыточность, неплатежи;

б) правовые, связанные с несовершенством нормативной базы — изменчивость налогового законодательства, неопределенность и неоднозначность положений, противоречивость законов и инструкций, нестыковка налоговых норм с нормами бухгалтерского учета и отчетности, сложность процессуальных норм обжалования;

в) технического характера — недостаточность опыта и квалификации налоговых работников, слабость материально-технической базы, отсутствие систем обучения и пропаганды, разобщенность — Минфин России, МНС России, Налоговая полиция, Парламент РФ, Президент РФ, Правовое управление;

г) политические — общая политическая нестабильность и, в частности, неупорядоченность федеративных отношений (к осени 1993 г. около 40 субъектов РФ приняли решение об "особых отношениях" с Москвой в области налогов).

Выходом из этой ситуации по существу могло быть только реальное возвращение к теоретическим основам обложения, а по форме — разработка нового документа, устраняющего наслоения и искажения первых смутных рыночных лет. Этим документом должен был стать Налоговый кодекс РФ.

С 1 января 1999 г., как отмечалось ранее, вступила в силу часть первая ПК РФ, знаменовавшая собой важный этап становления российских налогов. В ней формулировались основные понятия, декларировались общие принципы обложения, определялся порядок действия главных налоговых процедур: установление и отмена налогов, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, виды и формы контроля, состав правонарушений и ответственность, обжалование и т.д.

Кодекс не мог не отражать всей сложности предшествующих его рождению экономических и социально-политических условий. Как и прежде, недостатки документа предопределялись двумя причинами. Одна из них — отсутствие опыта, квалификации, информации и т.п. Другая связана с тем, что на волне политических страстей в пего были сознательно включены принципиально ошибочные положения: достаточно сказать, что в первоначальном тексте НК РФ пеня не могла превышать сумму недоимки. В свою очередь, последствия ошибочных норм весьма многоплановы, но их конечным результатом становится несправедливое распределение налогового бремени и неоправданное снижение доходов бюджета. Работа над НК РФ продолжается, а дальнейшее движение налоговой системы России и впредь будет обусловливаться двумя группами факторов.

Первая — общие закономерности формирования и развития налоговых систем. Ее влияние по существу выражает основные требования налоговой теории, нарушение которых приводит к нездоровым деформациям налоговых отношений и обострению главного противоречия обложения между эффективностью и справедливостью.

Вторая группа факторов представлена практическими соображениями общеэкономической политики с которой всегда сообразуется политика налоговая. В этом отношении ставка на углубление либерализации экономики реализуется в прямом ослаблении регулирующей роли государства, в сокращении его расходов и снижении налогов. Однако подобная стратегия не учитывает важную специфику России, выражающуюся в традиционно сильной позиции государства во всех российских реформах. Преобразования последних лет не являются исключением, так что без эффективного государственного сектора в экономике выход России на траекторию устойчивого экономического роста представляется долгим и тяжелым, если не проблематичным.

















































Дата: 2019-07-24, просмотров: 233.