Правовое государство: понятие и основные принципы (Гражданское общество и правовое государство).
Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Признаки.
1) Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов.
а) В экономическом плане это означает, что каждый индивид может быть или является собственником
б) В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной.
в) Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления.
г) Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя.
2) Гражданское общество - открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, и т.д.. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе.
3) Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, появляется во всех ее сферах:
а) в экономической - это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной);
б) в социальной и политической - наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя;
в) в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.
4) Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.
5) Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина.
Структура гражданского общества - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
Системообразующим началом является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.
Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде 5 основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности:
1) социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем, а именно:
а) отношения, связанные с продолжением рода, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе
б) человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т.п.)
в) опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами)
2) экономическая система совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта
а) отношения собственности
б) отношения производства материальных и нематериальных благ
в) отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта
3) политическая система - целостные саморегулирующиеся элементы (организации) — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации
а) отношения по поводу власти
б) политические отношения, охватывающие проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, проблемы свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.
4) духовно-культурная система - отношения между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения
а) отношения, связанные с образованием
б) отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии
5) информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через СМИ. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.
Формирование гражданского общества обычно связывают с созданием правового государства. Первое служит предпосылкой второго. Вместе с тем формирование гражданского общества и правового государства происходит одновременно, поскольку оба института обусловлены единством интересов и единой целью - человек с его потребностями и интересами, обеспечение его экономической, политической, социальной и личной безопасности.
Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация находилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. В процессе общения и реализации естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность выкристаллизовывались нормы естественного права. Оно служило основным и непосредственным регулятором отношений между индивидом и обществом и до определенного момента удачно гармонизировало их.
Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву.
Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Для Гегеля государство было то же самое, что и право ("наличное бытие свободной воли"), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т.е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.
Словосочетание "правовое государство" впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813) и И. X. Фрайхера фон Аретина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства.
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством. Правовое государство - результат развития гражданского общества и условие его дальнейшего совершенствования.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 182.