Законность: понятие, принципы, гарантии. Пути укрепления законности и правопорядка в РоссийскойФедерации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Законность – это общественно-политичес­кий режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и от­сутствии произвола в деятельности должностных лиц.

В юридической литературе законность анализируется и с иных позиций:

1) как метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отноше­ний посредством издания и обеспечения неуклонного осуще­ствления законов и других правовых актов.

2) как принцип деятельности демократического госу­дарства, основа его эффективного функционирования.

3) как принцип права, правового регули­рования.

Рассматриваемые подходы, безусловно, правильны. Но они характеризуют законность лишь с одной стороны. Катего­рия же «режим», охватывая все указанные аспекты, наиболее полно и объективно характеризует содержание явления, пока­зывает, что оно является стержнем нормального функциониро­вания всей общественной системы.

Требования, предъявляемые всем субъектам права, всем участникам общественной жизни, урегу­лированные правом.

1) требование неукоснитель­ного соблюдения и исполнения всеми субъектами права действую­щих законов и подзаконных актов.

2) верховенство закона. Закон - акт высших органов госу­дарственной власти, непосредственно выражающий волю наро­да, интересы гражданского общества.

3) обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Оно обращено не к управомоченному субъекту, который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению, а к компетентным органам государства, которые должны создать условия, обеспечивающие их ре­альное осуществление.

4) Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона свое­временно вскрывались, последствия правонарушений устраня­лись, а виновные в их совершении привлекались к ответствен­ности.

5) Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. В условиях режима законности должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться конкретными правовыми предписаниями и учитывать при этом интересы общества, го­сударства, правовые принципы и требования морали.

Только при реализации всех указанных требований в обще­стве реально осуществляется режим подлинной законности. Как видим, эти требования обращены прежде всего к властным структурам, к государству. Поэтому законность и выступает как принцип его деятельности.

Основные принципы законности – основополагающие начала, обеспечивающие ее содержание и место в общественной жизни.

1) Единство законности.При всем многообразии действу­ющих законов и иных нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть единой для всей страны. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном пред­приятии, учреждении) своей законности, отличной от общего­сударственной. К сожалению, отдельные субъекты РФ принимают НА, противоречащие федеральному законодательству и даже Конституции РФ.

2) Всеобщность законности. Данный принцип характеризу­ет действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам права без исключения. Однако в современной России имеют место отступления от этого принципа (привилегии для отдельных ДЛ, правовые иммунитеты, освобождение неко­торых субъектов права от юридической ответственности и т. д.).

3) Целесообразность законности.Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, гарантированности прав и свобод граждан. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесо­образности, может оградить общество от случайностей, субъек­тивизма и волюнтаризма отдельных лиц.

Гарантии законности– это объективные условия, субъектив­ные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

1) Общие условия - объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование:

а) Экономические условия: степень организованности в эко­номической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объе­ма производства, устойчивая денежная система и т. д.

б) Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть, пользующаяся поддержкой общества и способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, кото­рая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.

в) Идеологические условия.Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей куль­туры населения. Уважение к праву, к закону – личное убеждение человека, причем не только ря­дового гражданина, но в первую очередь государственного слу­жащего, правоприменителя, законодателя.

г) Социальные условия.Развитая си­стема социальных услуг, достаточно высокий жизненный уро­вень населения, отсутствие безработицы, государственная защи­та нуждающихся - необходимые условия укрепления законно­сти

д) Правовые условия.Состояние законности как политико-пра­вового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Для обеспе­чения необходимого уровня законности законодательство долж­но отвечать объективным потребностям и быть технически со­вершенным. Расплывчатые формулировки, про­белы, противоречия в законодательстве неизбежно влекут за со­бой нарушение правовых предписаний, ущемление законности.

2) Субъективные факторы как гарантии законности.

а) состояние правовой науки полнота и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, науч­но-теоретических конструкций, например, функционирование советского государства базировалось на марксистской концепции, согласно которой социалистичес­кое государство по своей сущности — государство диктатуры пролетариата. Диктатура же - власть, не связанная никакими законами.Осуществляемая в последние годы на­учно-теоретическая разработка идеи правового государства, вне­дрение ее положений в законодательную и правоприменитель­ную практику позволяют укрепить законность в деятельности как государственных органов, так и граждан.

б) эффективность дея­тельности политического руководства, правильное избрание государственными лидерами приоритетов при принятии поли­тических решений, готовность и умение соответствующих органов и должностных лиц вести борьбу за укрепление закон­ности. Например, согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод челове­ка и гражданина. Естественно, что от характера и направлений его деятельности в деле укрепления законности во многом за­висит ее состояние.

Специальные средства обеспечения законности – это юри­дические и организационные средства, предназначенные исключи­тельно для обеспечения законности.

1) Юридические гарантии- совокупность закрепленных в за­конодательстве средств, а также организационно-правовая дея­тельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление прав и сво­бод и их защиту. Это прежде всего юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и ор­ганов правосудия.

а) Средства выявления (обнаружения) правонарушений.К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительно­го расследования, Конституционного Суда РФ и т. д. Эти га­рантии связаны с работой компетентных органов, направлен­ной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения последствий.

б) Средства предупреждения правонарушений.Это закрепленные законодательством средства, позволяющие предотвратить воз­можные правонарушения. Например: как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т. д.

в) Меры пресечения правонарушений.Используются в тех случа­ях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить противоправные действия. Это задержание, обыск, приостанов­ка работы предприятия в связи с грубым нарушением противо­пожарных требований и т. д.

г) Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений.Таковыми являются принудитель­ное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановле­ние на работе незаконно уволенного, изъятие имущества из чужого незаконного владения и др.

д) Юридическая ответственностьявляется важнейшим и необ­ходимым средством обеспечения законности, причем его эффек­тивность определяется не жестокостью, а неотвратимостью наказания.

е) Процес­суальные гарантии.Процесс есть форма жизни закона, поэто­му реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение, чет­кий порядок реализации. Можно справедливо гордиться широ­той правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ, однако это не дает оснований закрывать глаза на недостат­ки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты.

ж) Правосу­диедеятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

2) Организационные средства.К ним относятся раз­личные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению за­конности. Это, например, кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образо­вание в их структуре специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распростране­нием наркотиков и др.).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 175.