В разрешении разногласий между работником (работниками) и работодателем следует различать две стадии:
· непосредственные переговоры сторон (с участием или без участия представителей работника, например, профсоюзы) в связи с возникшими разногласиями;
· разрешение трудового спора юрисдикционным органом (КТС, суд т.д.).
Трудовые споры возникают либо в силу каких-либо действий в процессе применения норм трудового права, либо права, либо в силу бездействия, т.е. неисполнения требований нормативных актов со стороны работодателя.
Правом выдвижения требований (утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников) обладают работники и их представители. Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Копия требований, оформленных в письменной форме, может быть направлена в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров, которая в таком случае обязана проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.
При рассмотрении требований работников работодатель обязан:
принять к рассмотрению направленные им требования работников;
сообщить о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения требования;
принять к рассмотрению требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить профессиональным союзам (их объединения:) о принятом решении в течение 1-го месяца со дня получения требований.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
· рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (обязательный этап);
· рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
Примирительная комиссия (из представителей сторон коллективного трудового - спора на равноправной основе) создается в срок до 3 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и рассматривает его в срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Данный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что должно быть оформлено протоколом.
После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны спора могут в течение 3 рабочих дней пригласить посредника (его кандидатуру может порекомендовать Служба по урегулированию коллективных трудовых споров). Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней со дня его приглашения (назначения). Завершается рассмотрение спора принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.
Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. Создают трудовой арбитраж стороны спора и Служба по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до 5 рабочих дней со дня его создания. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам спора в письменной форме.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:
рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.
Первый этап — рассмотрение спора примирительной комиссией, является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах, за уклонение установлена административная ответственность (ст. 5.32 КоАП РФ).
Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.
Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом.
Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.
Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника. В связи с тем что в законодательстве определено, что после посредника спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, этот этап может быть пропущен.
Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее грех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.
Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.
Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций. Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.
В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 196.