Статьей 37 Конституции РФ признается право гражданина на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения трудовых и иных социальных прав работников в сфере трудовых и иных отношений, которые являются непосредственным поводом (причиной возникновения конфликта.
Трудовые споры - это не урегулированные путем непосредственных переговоров разногласия между работником (работниками) и работодателем (собственником) по поводу установления новых или изменения закрепленных в правовых актах и соглашениях условий труда, а также применения норм трудового и иного социального законодательства, о которых заявлено в соответствующий юрисдикционный орган, т.е. в орган, уполномоченный государством принять юридически обязательное для сторон решение, например, трудовыми спорами считаются разногласия о переводе работника на другую работу, увольнении и т.д.
В разрешении разногласий между работником (работниками) и работодателем следует различать две стадии:
· непосредственные переговоры сторон (с участием или без участия представителей работника, например, профсоюзы) в связи с возникшими разногласиями;
· разрешение трудового спора юрисдикционным органом (КТС, суд т.д.).
Трудовые споры возникают либо в силу каких-либо действий в процессе применения норм трудового права, либо права, либо в силу бездействия, т.е. неисполнения требований нормативных актов.
Трудовые споры можно классифицировать в зависимости от характера спорного правоотношения на:
- трудовые споры, имеющие материальный характер;
- трудовые споры, имеющие нематериальный характер.
Законодательство о труде предусматривает разрешение трех видов трудовых споров:
Между работником и работодателем по поводу применения действующих условий труда;
Между работников и работодателем по поводу установления новых или изменения действующих условий труда;
Между профсоюзным комитетом и работодателем по поводу установления новых или изменения действующих условий труда.
Индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Причины возникновения трудовых споров могут иметь субъективный, объективный, организационно-правовой и организационно-хозяйственный характер.
К причинам субъективного характера относятся: недостаточное правовое сознание работников; правовая неосведомленность как работников, так и руководителей предприятий.
Причины объективного характера - разногласия между относительно стабильными нормами права и динамическими конкретными жизненными ситуациями, к которым они применяются.
Причины организационно-правового характера - причины, связанные с последствиями в нормотворческой деятельности, пробелами в действующем законодательстве, двусмысленностью трактовки отдельных норм, с тем, что нет кодификации всех существующих норм трудового права.
К причинам организационно-хозяйственного характера принадлежат отрицательные явления современной экономики: разрыв хозяйственных связей, недостаточное количество собственных энергоносителей, спад производства и массовые увольнения работников, задолженность по выплатам заработной платы, разрушение социальной структуры и т. д.
Наряду с причинами возникновения трудовых споров существуют также поводы для их возникновения, которые необходимо отличать от причин.
Поводом является событие, предшествующее возникновению спора, но не возникшее само по себе.
Поводом для возникновения трудовых споров может быть какое-либо действие или бездействие одного из субъектов трудовых правоотношений, например, издание приказа собственником или уполномоченным им органом о наложении дисциплинарного взыскания или об увольнении, невыплата заработной платы работнику и т. д.
Все трудовые споры можно классифицировать по различным основаниям.
1. по спорящим субъектам:
- индивидуальные трудовые споры - когда они затрагивают интересы отдельных работников;
- коллективные трудовые споры - когда затронуты интересы всего трудового коллектива (например, невыполнение работодателем коллективного трудового договора) или его части (отдельного структурного подразделения).
2. по правоотношениям, из которых они возникают (вытекают из предмета трудового права):
- возникающие вследствие правонарушения трудовых отношений (например, но невыплате зарплаты, о незаконном увольнении, задержке выдачи трудовой книжки и др.);
- возникающие из правонарушения отношений, непосредственно связанных с трудовыми, т. е.:
- возникающие из-за нарушения отношений по организации и управлению трудом;
- возникающие из-за нарушения отношений по трудоустройству у данного работодателя;
- возникающие из-за нарушения социально-партнерских отношений
- возникающие из-за нарушения отношений по участию работников (их представительных органов) в управлении организацией;
- возникающие из-за нарушения отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации у данного работодателя;
- возникающие из-за нарушения отношений по материальной ответственности сторон трудового договора;
- возникающие из-за нарушения отношений по надзору и контролю;
- возникающие из-за нарушения отношений по разрешению трудовых споров;
- возникающие из-за нарушения отношений по обязательному социальному страхованию;
3. по характеру спора:
- споры о применении норм трудового законодательства;
споры об установлении или изменении существующих условий труда;
4. по предмету спора:
- споры о признании права, нарушаемого другой стороной трудового договора;
- споры о присуждении выплат и возмещения вреда;
5. по способу его разрешения:
- исковые споры;
- споры неискового характера.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 217.