Порядок разработки проекта КД и его заключения определяется сторонами в соответствии с ТК и иными ФЗ (ст.42 ТК).
Правовая процедура разработки и заключения КД включает условно следующие стадии:
1. проявление инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке и заключению КД. Право проявить такую инициативу имеют представители работодателя и работников (ч.1 ст.36 ТК). Право направить работодателю предложению о начале коллективных переговоров от имени всех работников имеют: единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя; первичная профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников или иной представительный орган по поручению общего собрания, конференции работников (ч.2-5 ст.37).
2. вступление в коллективные переговоры второй стороны. Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров обязаны вступить в переговоры в течении 7 календарных дней, направив инициатору ответ с указанием представителей от своей стороны (ч.2 ст.36).
3. создание комиссий для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора. Она создается на равноправной основе из представителей сторон (ч.1-7 ст.35 ТК).
4. коллективные переговоры. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны (ч.2 ст.36). Сроки, место и порядок проведения определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (ч.9 ст.37 ТК).
5. разработка проекта КД. При не достижении согласия сторонами по отдельным положения КД в течении 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать КД на согласованных условиях с одновременным составление протокола разногласий.
6. урегулирование разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе обсуждения КД производится в соответствии с ТК (дальнейшие коллективные переговоры или разрешение в порядке, установленном для разрешения коллективных трудовых споров – гл.61 ТК) – ч.3 ст.40.
7. обсуждение проекта КД в подразделениях организации и его доработка.
8. утверждение проекта КД общим собранием, конференцией работников, если это определено сторонами.
9. подписание КД сторонами
10. регистрация КД – в течении 7 дней со дня подписания направляется работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников по сравнению с ТЗ и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим КД, а также в соответствующую государственную инспекцию труда
32. Понятие, содержание и виды социально-партнерских соглашений.
Соглашение - это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.
Соглашение может предусматривать взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:
• оплата труда;
• условия и охрана труда;
• режимы труда и отдыха;
• развитие социального партнерства;
• иные вопросы, определенные сторонами соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений
могут заключаться следующие виды соглашения: генеральное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне), региональное (устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта
РФ), отраслевое или межотраслевое (определяет общие условия оплаты
труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей), территориальное (предусматривает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования) и иные. К иным относятся соглашения, которые могут
заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по
отдельным направлениям регулирования социально-трудовых и других
непосредственно связанных с ними отношений.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними. Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Генеральное соглашение заключается только на федеральном уровне с участием Правительства РФ, например, генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2002 - 2004 годы.
Состав участников соглашений зависит от уровня (вида) заключаемого соглашения. Участниками соглашения могут быть:
• при заключении генерального соглашения - общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей, Правительство РФ;
• при заключении регионального соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган исполнитель
ной власти субъекта РФ;
при заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, орган по труду субъекта РФ (Минтруда РФ, если соглашение заключается на федеральном уровне);
• при заключении территориального соглашения - соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.
Профсоюзы и иные уполномоченные работниками представительные органы не вправе требовать от органов исполнительной власти, не являющихся работодателем или представителем работодателя, заключения с ними двусторонних соглашений.
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключение определяет комиссия. Проект соглашения подписывается полномочными представителями участников соглашения.
Соглашения, требующие бюджетного финансирования, по общему правилу заключаются и изменяются до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Генеральное и отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на. очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
Региональные и территориальные соглашения заключаются до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления.
На основании ст. 48 ТК РФ срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. По взаимному согласию стороны вправе продлить действие соглашения на срок не более 3 лет.
Действие соглашения распространяется:
на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени;
органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;
работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.
В случаях, когда на работников одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений.
Соглашение распространяется на всех работодателей - членов объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.
Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого, предложения. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений. Когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению (ст. 48 ТК РФ).
Дата: 2019-07-24, просмотров: 223.