Система и формы социального партнерства.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Система социального партнерства включает сотрудничество на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях и уровне организации (ст. 26 ТК).

Каждому уровню соответствует установленная законом задача по регулированию трудовых отношений.

Согласно сложившейся традиции уровни выделяются по территориально-отраслевому признаку.

На федеральном уровне могут заключаться: генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На региональном уровне (субъект РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На территориальном уровне (муниципальное образование) заключается территориальное соглашение.

На уровне организации заключается коллективный договор.

Следует отметить, что перечисление названных уровней в Трудовом кодексе не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях. Они свободны в избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления.

Помимо заключения коллективных договоров и соглашений на каждом уровне может осуществляться сотрудничество в иных формах. Например, консультации и обмен информацией могут проводиться на всех уровнях, создание трехсторонних органов социального партнерства возможно на всех уровнях, кроме организации.

Следует отметить, что перечисление названных уровней в ст. 26 ТК не означает обязанности сторон взаимодействовать на всех этих уровнях. Они свободны в избрании как форм социального партнерства, так и уровней их осуществления.

 

Статья 26. Уровни социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется на:

федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

 

Формы социального партнерства.

Статья 27. Формы социального партнерства

Социальное партнерство осуществляется в формах:

коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

 

Под формами социального партнерства следует понимать способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия субъектов социального партнерства в целях согласованного регулирования социально-трудовых отношений.

Следует иметь в виду, что данный перечень не является исчерпывающим: стороны социального партнерства вправе осуществлять взаимодействие и в иных формах.

Вышеуказанные формы социального партнерства являются наиболее распространенными.

Коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров и соглашений представляют собой наиболее яркое проявление и реализацию принципа сочетания государственного и договорного регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Стороны социально-партнерских отношений, основываясь на трудовом законодательстве, по обоюдному согласию определяют существенные для них условия трудовых и иных непосредственно связанных с ними трудовых отношений. Это дает как работникам, так и работодателям возможность упорядочить их отношения, придя к взаимовыгодному соглашению.

Реализация следующей формы социального партнерства – проведения взаимных консультаций – может осуществляться как путем прямого взаимодействия между сторонами социального партнерства (на уровне организации), так и при участии соответствующего органа социального партнерства. Последний способ имеет место при проведении консультаций на федеральном, территориальном и отраслевом уровне. При этом к органам социального партнерства могут быть отнесены все постоянно действующие органы, состоящие из представителей субъектов социального партнерства как на двусторонней, так и на трехсторонней основе, призванные регулировать социально-трудовые отношения. Результатом проведения таких консультаций может стать заключение коллективного соглашения соответствующего уровня. Следует добавить, что если в процессе проведения консультаций имеет место разработка нормативных актов о труде, имеющих федеральное значение, то стороны должны учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Следующей формой социального партнерства является участие работников в управлении организацией. Согласно ст. 52 ТК за работниками закреплено право непосредственно или через свои представительные органы участвовать в управлении организацией. Совершенно очевидно, что значение данной формы социального партнерства заключается в том, что при ее реализации обеспечивается учет мнения работников при решении всех вопросов, которые так или иначе могут повлиять на законные права и интересы работников.

Ст. 53 ТК РФ выделяет следующие формы участия работников в управлении организацией:

-  учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК, коллективным договором;

-  проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

-  получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников;

-  обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию;

-  участие в разработке и принятии коллективных трудовых договоров.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, работники вправе и в других формах участвовать в управлении организацией.

И последняя форма социального партнерства, это участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Отношения работника и работодателя всегда были достаточно сложны и богаты противоречиями. В настоящее время эта проблема становится все более актуальной. Развивающиеся рыночные отношения, экономическая и политическая нестабильность общества создают благоприятную почву для обострения противоречий. Зачастую диалог работника и работодателя по урегулированию разногласий заходит в тупик, и в этом случае разрешение конфликта без вмешательства третьих лиц становится фактически невозможным. Законодательство о труде регламентирует порядок предупреждения и разрешения таких ситуаций в рамках цивилизованных процедур.

Таким образом, работник или работодатель разногласия, возникшие по вопросам применения правовых актов о труде, установления или изменения условий труда, передают на рассмотрение соответствующих юрисдикционных органов, и тогда эти разногласия приобретают характер трудового спора. Разрешение таких трудовых споров представляет собой особый способ восстановления нарушенных прав сторон, который и будет нами подробно рассмотрен.

Социальное партнерство может осуществляться и в иных формах. В частности, достаточно распространенной формой является осуществление контроля за выполнением обязательств социального партнерства.

30. Понятие, содержание и стороны коллективного договора.

Коллективные переговоры представляют собой переговоры лиц, состоящих в трудовых отношениях, через своих представителей по вопросам подготовки, заключения или изменения коллективных договоров между работниками и работодателем. Инициатором коллективных переговоров вправе выступать каждая из сторон трудовых отношений.

Правом на ведение коллективных переговоров от имени работников и от имени работодателей наделены их представители, которые участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и вправе проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления. Работодатели, органы исполнительной власти обязаны вести переговоры по трудовым и социально-экономическим вопросам, предлагаемым для рассмотрения профсоюзами, иными уполномоченными работниками представительными органами.

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений (ст. 37 ТК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон - участников таких переговоров. Не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса стороны должны предоставить друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров, Другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной).

В случаях, когда стороны коллективных переговоров не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым или по части вопросов, составляется протокол разногласий.

При наличии в организации 2 или более первичных профсоюзных организаций они создают единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Единый представительный орган формируется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение 5 календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то интересы всех работников организации представляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников. В том случае, если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается сформировать представительный орган.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне РФ, субъекта РФ, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, который формируется с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. Если договориться о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров не удалось, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза(профсоюзов).

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более 3 месяцев (ст. 39 ТК РФ).

Услуги экспертов, специалистов и посредников оплачивает приглашающая сторона, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. Когда указанные лица приглашаются по взаимной договоренности сторон коллективных переговоров, труд приглашенных оплачивается по соглашению с ними органами исполнительной власти и местного самоуправления, работодателями, их объединениями, иными уполномоченными работодателями органами.

Гарантии для лиц, участвующих в коллективных переговорах, устанавливаются ст. 39 ТК РФ и законодательством о коллективных договорах и соглашениях. В частности, представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя. Исключения составляют случаи расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с трудовым законодательством предусмотрено увольнение с работы.

Коллективный договор, соглашение в течение 7 дней со дня их подписания должны быть направлены представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. При этом вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. Коллективный договор, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором, соглашением.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению (ст. 50 ТК РФ).

Выполнение коллективного договора, соглашения контролируют стороны социального партнерства, их представители, соответствующие органы по труду. При проведении такого контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информации.

 

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон социально-трудовых отношений в данной организации с учетом специфики и условий труда, согласованные сторонами договора.

Если стороны не смогли согласовать отдельные положения проекта коллективного договора в течение 3 месяцев, они должны подписать его на

приемлемых условиях и одновременно составить протокол разногласий.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами.

    Коллективный договор может заключаться в организации, ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При его заключении в филиале, представительстве представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Согласно ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

• формы, системы и размеры оплаты труда;

• выплата пособий, компенсаций;

• механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

• занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

• рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

• улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и

молодежи;

• соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

• экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

• гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением; оздоровление и отдых работников и членов их семей;

• контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

• отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

• другие вопросы, определенные сторонами.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. С учетом финансово-экономического положения работодателя в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законодательством, соглашениями. В коллективный договор должны быть включены нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре.

 

Сторонами коллективного договора являются:

работники в лице их представителей - органов профсоюзов и их объединений, уполномоченных на это уставами, органов общественной самодеятельности, создаваемых и уполномоченных общим собранием (конференцией) трудового коллектива. При этом профсоюзы представляют интересы всех работников, а не только своих членов;

работодатель или уполномоченный им руководитель предприятия, другие лица, определенные уставом или иным правовым актом, в том числе полномочные органы объединений работодателей и иные органы.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 200.