Принципы обеспечения надлежащих условий труда.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В число принципов трудового права ТК включает обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, а также ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого отпуска.

Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда основывается на положениях ч. 3 ст. 37 Конституции РФ и ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) о праве каждого на справедливую заработную плату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни; одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации.

Указанные положения обеспечиваются гарантиями, закрепленными в ТК, и другими, установленными на федеральном уровне, как продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск и т.д.

Обязанность по обеспечению права каждого работника на справедливые условия труда и создание безопасных условий труда всегда возлагается на самого работодателя. Эту обязанность должны нести все организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Принцип обеспечения безопасными условиями труда основан на системе государственных и общественных органов, которые должны осуществлять функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

Статья 2 ТК впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин "справедливые условия труда", который включает в себя три составляющих: безопасный труд, отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи5. Право на отдых – одно из основных трудовых прав. Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

В этой формулировке принципиальное значение имеет положение о том, что различные виды времени отдыха, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха и др., гарантированы только тем, кто работает по трудовому договору. Право на отдых как принцип трудового права реализуется в различных нормах ТК. Наибольшее число таких норм содержится в главах раздела IV "Рабочее время" и раздела V "Время отдыха".

Принцип обеспечения права работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы

Самостоятельным принципом трудового права является обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование человека для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Данный принцип устанавливает критерии определения условий оплаты труда работника, т.е. размер заработной платы. Заработная плата должна выплачиваться в полном размере и не реже двух раз в месяц (т.е. каждый полмесяца). Она не может быть ниже минимального размера оплаты труда, который устанавливается федеральным законом с учетом прожиточного минимума.

Слова "справедливая оплата труда" имеют значение как на перспективу, определяющую направленность правового регулирования заработной платы, так и для характеристики состояния оплаты труда. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину минимального размера заработной платы, который устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижен ни субъектом Российской Федерации, ни органом местного самоуправления, ни конкретным работодателем.

Справедливой оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Заработанная оплата труда должна быть выплачена вовремя и в полном размере. Это положение, учитывая его значение на современном этапе развития экономики, сопровождающееся, к сожалению, случаями невыполнения работодателями обязанности по своевременной и полной выплате заработной платы, возведено Кодексом в ранг одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений6. Помимо включения права на получение заработной платы в число основных принципов трудового права ТК предусматривает нормы, определяющие ответственность работодателя за невыполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.

Принцип равенства прав и возможностей работников

Принцип равенства прав и возможностей работников основывается на конституционном принципе, определяемом ст. 19 Конституции. Все работники наделяются равными правами независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любы формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. ТК, а также другие законы и иные нормативные правовые акты устанавливают работникам права и гарантии на определенном уровне, который не может снижаться по сравнению с трудовым законодательством. Например, нормальная продолжительность рабочего времени, установленная ст. 91 ТК, не может превышать 40 часов в неделю как максимальный предел рабочего времени, а ежегодный основной оплачиваемый отпуск, согласно ст. 115 ТК, предоставляется работникам на минимальном уровне продолжительностью 28 календарных дней. Их изменения могут иметь место, если они более благоприятны по сравнению с предусмотренными законом, иными нормативно-правовыми актами и будут установлены как продолжительность рабочего времени менее 40 часов в неделю и ежегодный оплачиваемый отпуск более 28 календарных дней, например, в коллективном договоре согласно ч. 2 ст. 41 ТК.

Принцип обеспечения равенства возможностей работников на продвижение по работе, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации

Следующий принцип – обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и опыта работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.7 Данный принцип основывается на Пакте об экономических, социальных и культурных правах и положениях Конституции РФ (ст. 19) о запрещении дискриминации в сфере труда и равенстве прав и возможностей работников.

Этот принцип находит свое развитие в нескольких институтах трудового права.

Обеспечение указанного принципа связано с запрещением всякой дискриминации. Однако, например, продвижение по работе, возможно лишь с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности. Конкретные нормы, предусматривающие такое продвижение, могут содержаться в коллективных договорах и соглашениях.

Разумеется, равенство возможностей работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации также влечет за собой запрещение какой бы то ни было дискриминации в этой области. Реализация указанного принципа содержится в правовых нормах раздела IX Трудового кодекса "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников".

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов

Принцип обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, конкретизирует конституционное право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). Она гарантирует свободу деятельности общественных объединений.

В соответствии со ст. 1 ТК, защита прав и интересов работников и работодателей является одной из целей трудового законодательства. Рассматриваемый принцип реализован, прежде всего, в правовых нормах, содержащихся в главе 58 ТК и Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Работники объединяются, как правило, в профессиональные союзы, которые представляют их интересы во взаимоотношениях с работодателем, органами государственной власти, местного самоуправления. Что касается работодателей, то их интересы представляют объединения, а именно соответствующие некоммерческие организации.

Таким образом, организации работников и работодателей создаются с целью представительства, а также защиты прав и интересов своих членов при соответствующем взаимодействии в системе социального партнерства.

Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией

Принцип обеспечения права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах конкретизирует принцип социального партнерства и в связи с этим получает закрепление, прежде всего, в ст. 27-31 ТК, посвященных указанному партнерству. Кроме того, данный принцип реализован в правовых нормах, предусматривающих участие профсоюзов в применении трудового законодательства.

Данный принцип выражается в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных правил.

Помимо закрепления в общей формулировке, принцип участия работников в управлении организацией реализуется в конкретных статьях, посвященных социальному партнерству (ст. 27–31 ТК), принятию решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371 ТК), порядку расторжения трудового договора по предусмотренным Кодексом основаниям, требующим учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373 ТК) и др.

Принцип сочетания государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений

Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений является не только одним из основных принципов такого регулирования, но и важнейшим элементом метода, т.е. способа этого регулирования.

В современных условиях происходит постепенное сужение сферы государственного, т.е. централизованного регулирования. В централизованном порядке (прежде всего в ТК) устанавливается уровень государственных гарантий и правила договорного регулирования рассматриваемых отношений. Одновременно расширяется возможность договорного регулирования, которое направлено на повышение уровня указанных гарантий с учетом экономического положения работодателя. Договорное регулирование является одним из важнейших направлений социального партнерства. Сочетание государственного и договорного регулирования общественных отношений, отнесенных к предмету трудового права, является одновременно и принципом трудового права, и элементом метода отрасли.

Использование для регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений двух основных способов обусловлено необходимостью учитывать интересы сторон трудовых отношений и государства обеспечить сочетание гибкости управления трудом со стабильной системой трудовых прав и гарантий, предоставляемых работникам. На государственном (федеральном и региональном) уровне устанавливаются основные трудовые права работников и гарантии их реализации, определяется правовой статус субъектов трудового права, регламентируются процедуры осуществления действий, имеющих правовое значение (порядок приема на работу, перевода на другую работу, увольнения; ведения коллективных переговоров; привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности; рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров; осуществления надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства). Коллективные договоры и соглашения конкретизируют законодательство, повышают уровень гарантий трудовых прав, предусмотренный законом, восполняют пробелы в праве, определяют системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат, устанавливают льготы и преимущества для работников.

К договорному регулированию относится также установление условий труда в трудовом договоре. Индивидуально-договорное регулирование трудовых отношений носит вспомогательный характер и используется в тех случаях, когда с учетом характера выполняемой работы и социальных потребностей условия труда данного работника нуждаются в индивидуализации (определении индивидуального режима труда и отдыха, персональной надбавки к должностному окладу и т. п.). Лишь для отдельных категорий работников трудовой договор является значимым регулятором трудовых отношений. К их числу относятся руководители организаций, профессиональные спортсмены, творческие работники.

Соотношение государственного и договорного регулирования трудовых отношений определяется принципом неухудшения положения работника. Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обладают безусловным приоритетом перед договорными актами: они создают систему трудовых прав и гарантий, которые выступают в качестве основы правового положения работника в сфере труда. Эти права и гарантии не могут быть снижены в договорных актах и трудовом договоре.

Принцип социального партнерства

Социальное партнерство как принцип правового регулирования трудовых отношений стало возможным лишь в условиях перехода нашего общества к рыночным отношениям.

Суть социального партнерства состоит во взаимодействии работников и работодателей (в лице их представителей), направленном на обеспечение согласования их интересов. Рассматриваемый принцип получил правовую регламентацию в разделе II "Социальное партнерство в сфере труда" ТК.

Принцип социального партнерства охватывает весь механизм правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. Сотрудничество, взаимодействие работников и работодателей осуществляется при разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов и принятии соответствующих актов, при установлении условий труда в процессе коллективно-договорного и локального регулирования, в ходе согласования основных направлений социально-экономической политики государства, при принятии управленческих решений в организации, в ходе осуществления правоприменительной деятельности, при формировании органов по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Социальное партнерство охватывает все аспекты трудовых и иных входящих в предмет отрасли общественных отношений. Стороны свободны в выборе вопросов для обсуждения и принятия согласованного решения.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 347.