Внешняя политика СССР в 60–70-е гг. ХХ в.: от разрядки к конфронтации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С середины 60-х до середины 80-х гг. в СССР наблюдалась внутренняя стабильность после смены руководства страной в 1964 г., когда после отстранения от власти Н. С. Хрущева пост Первого секретаря ЦК КПСС занял Л. И. Брежнев, Председателя Совета министров – А. Н. Косыгин, Председателя Президиума Верховного Совета СССР – Н. В. Подгорный. Новое политическое руководство страны во главе с Брежневым обеспечивало следующие важные, по его мнению, внешнеполитические приоритеты:

· достичь силового равновесия с блоком НАТО,

· изолировать Китай, возглавляемый тогда Мао Дзедуном,

·  завоевать прочные позиции в странах «третьего мира» скрепить единство постоянно находившегося под угрозой кризиса «социалистического лагеря». Как известно, на лидерство среди стран» третьего мира» или еще ихназывали неприсоединившимися к военным блокам, претендовал маоистский Китай, активно рассылая своих эмиссаров, включая военных советников, в эти страны.

В середине 60-х гг. ХХ в. продолжали углубляться разногласия между руководством СССР и КНР. Эти разногласия начались после ХХ съезда КПСС, когда был осужден культ личности Сталина. Руководителю КНР Мао Дзедуну очень не понравилось это «мероприятие», он почувствовал в этом опасность и для себя, так как культ личности самого Мао в КНР был в самом разгаре и был аналогичен культу личности Сталина. Причем Мао подчеркивал постоянно правильность сталинских идей и на практике в КНР изучали и претворяли в жизнь эти идеи, особо по национальному вопросу и внешнеполитическим.

В эти годы радио Пекина на русском языке часто передавало отрывки выступлений Мао Дзедуна, в которых руководство КПСС и СССР обвинялось в оппортунизме, отходе от марксистского учения. Ситуация усугублялась территориальными притязаниями КНР к СССР, которые вылились в вооруженные конфликты на границе: на Амуре, на острове Даманский, в районе озера Кара-Коль в Юго-Восточном Казахстане. Ранее, особенно при Сталине, граница СССР и КНР называлась «границей дружбы» и тогда не отстроили военно-технические сооружения вдоль этой границы, были только погранзаставы. Причем пограничный режим здесь был мягким и даже была построена железная дорога по Казахстану к границе с КНР с конечной пограничной станцией «Дружба». В КНР была напечатана и распространялась географическая карта с передвинутой границей КНР вглубь территории СССР. Приграничные территории СССР на этой карте были названы «временно захваченными Россией-СССР».

В ответ на вооруженные провокации со стороны КНР руководство СССР приняло решение об укреплении границы с КНР на всем ее протяжении, от Казахстана до Дальнего Востока – это более 7000 км. С 1969 г. началось крупномасштабное военно-техническое строительство вдоль всей границы с КНР с целью обеспечения надежной защиты. Эти работы имели оборонительный характер. На Дальнем Востоке были расконсервированы и обновлены оборонительные сооружения, возведенные здесь перед войной с Японией в конце 30-х – начале 40-х гг. ХХ в. После 1969 г. было также начато строительство Байкало-Амурской железной дороги, так как Транссибирская железнодорожная магистраль проходит от Байкала вдоль границы с КНР. Это строительство было обосновано необходимостью обезопасить перевозки грузов на Дальний Восток на случай возможного крупного военного конфликта с КНР.

В этот же период во Вьетнаме шла кровопролитная война, там США вели массированные бомбардировки городов и селений, с применением химических средств уничтожения тропических лесов, особенно в местах действия вьетнамских партизан. СССР тогда оказывал значительную военно-техническую, материальную помощь Демократической Республике Вьетнам.

В 1968 г. произошло обострение политической обстановки в Европе в связи с событиями в Чехословакии, куда 21 августа 1968 г. были введены войска СССР, подразделения армий ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии. Это было связанно с реформами по обновлению социалистического строя в Чехословакии, руководство которой провозгласило построение «социализма с человеческим лицом».

Рубеж конца 60-х – начала 70-х гг. ХХ в. обозначил новые реальности в международном положении Советского Союза. Исторической реальностью явилось установление военно-стратегического равенства (паритета) между СССР и США, Организацией Варшавского договора и Организацией Североатлантического договора (НАТО). Это равновесие объективно укрепило международный мир, хотя и крайне не прочно. Количество ядерного оружия переросло все мыслимые пределы. Стратегия устрашения стала абсурдной, грозя взаимоуничтожением. Мир рассматривался как двухполюсная конструкция через призму противостояния ракетных систем СССР и США. Однако при этом обе стороны заявляли о неприменении первыми ядерного оружия.

В 1971 г. на XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев выступил с Программой мира, которая была провозглашена как официальный курс СССР, намечала пути сотрудничества с социалистическими и капиталистическими странами. По сути дела была провозглашена доктрина о мирном сосуществовании двух систем – социалистической и капиталистической. Правда, к этому была сделана оговорка, что мирное сосуществование не распространяется на идеологию. Более того, идеологическая борьба в условиях мирного сосуществования только обостряется. В реальной жизни произошел возврат к большевистской идее мировой революции, но несколько видоизмененной, приспособленной к обстановке в мире в 60—70-х гг. ХХ в. Это была идея «мирового революционного процесса». Его двигают три силы: международное рабочее и коммунистическое движение; национально-освободительное движение; страны, входящие в социалистический лагерь. По мнению советского руководства, три силы мирового революционного процесса призваны были играть роль» защитных поясов» советской сверхдержавы. Международное рабочее и коммунистическое движение ослабляло силы империализма изнутри, создавало положительный образ СССР у трудящихся стран Запада, выступало против агрессивного курса стран НАТО. Освободившиеся страны, бывшие еще недавно колониями империалистических государств, рассматривались советским руководством как пространство для расширения социалистического лагеря в будущем. Но главным «поясом безопасности» советское руководство считало лагерь социализма. С одной стороны, оно пыталось преодолеть в нем раскол, а с другой – не допускало развития стран по иному, отличному от советского пути. На поддержание мирового рабочего, коммунистического, национально-освободительного движения, единого социалистического лагеря уходили огромные средства, соизмеримые с теми, которые расходовались на оборону СССР.

В этот же период времени маоистское руководство КНР проводило свою политику «в пику» политике руководства СССР – оно стремилось обеспечивать лидерство среди стран «третьего мира» и в национально-освободительном движении, и в мировом рабочем, коммунистическом движении. Эмиссары и военные советники Мао направлялись во многие страны Азии, Африки, Латинской Америки. Широко известен печальный пример Камбоджи, где китайские советники поддерживали преступный режим «красных кхмеров», руководимый Пол Потом. В результате такой поддержки, оружием и советами, режим Пол Пота уничтожил около 2 млн человек населения Камбоджи (сейчас Кампучия).

Военные советники КНР тогда были и в Анголе и в Бирме, а в конце 70-х гг. ХХ в. нацелились и на Афганистан, рассчитывая включить его в орбиту своей политики. Но ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. помешал реализации планов маоистов. Тесные отношения с маоистским Китаем тогда поддерживали Югославия, Румыния, Куба. Маоисты вызвали раскол и в рабочем коммунистическом движении. Компартии разделились на маоистские и марксистские или просоветские.

В конце 60-х гг. ХХ в. руководством СССР был взят курс на разрядку международной напряженности. Практическими шагами на пути разрядки явилось подписание в 1968 г. Советским Союзом, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия, а в 1971 г. – Договора о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов и в их недрах, а также других видов оружия массового поражения.

Переход от конфронтации и международной напряженности между СССР и США к поискам совместных решений означал крутой поворот в международных отношениях. Была установлена линия прямой связи между Москвой и Вашингтоном. Затем были подписаны «Основы взаимоотношений между СССР и США», соглашения по ограничению гонки вооружения, по мирному использованию атомной энергии в области сельского хозяйства, транспорта, науки, техники, культуры, образования, здравоохранения, строительства и т. д. Особую роль в укреплении международных отношений сыграло «Соглашение о предотвращении ядерной войны», в которой впервые было сформулировано положение, что в ядерной войне не может быть победителей.

Отдельные договоренности периода разрядки международной напряженности середины 70-х гг. ХХ в. (например, подписанный в 1972 г. в Москве Р. Никсоном и Л. И. Брежневым Договор об ограничении стратегических вооружений – ОСВ—1) не смогли полностью изменить атмосферу недоверия и военных приготовлений. Тем более что в практической деятельности как американскому, так и советскому руководству не всегда хватало реалистического видения сложного, противоречивого мира. После многолетних переговоров подписанный в 1979 г. Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ—2) так и не вступил в действие. Стороны начали взаимно обвинять друг друга в его нарушении. Поводом для отказа от ратификации американская сторона объявила введение советских войск в Афганистан.

Разрядке в политической сфере международных отношений предшествовало и значительно ее укрепляло улучшение торгово-экономических связей между социалистическими и капиталистическими государствами. В 60-х – начале 70-х гг. ХХ в. был заключен комплекс

соглашений по расширению торговых, экономических, финансовых связей, научно-технического сотрудничества, широких обменов в области культуры и образования. Основную часть экспорта из СССР составляли топливно-энергетические ресурсы (нефть, газ, уголь), лес, минеральное сырье. Это было обусловлено разразившимся в странах Запада в начале 70-х гг. энергетическим кризисом.

В начале 70-х гг. Канцлер ФРГ В. Брандт от имени своей страны заключил договоры с СССР, Польшей, ГДР и Чехословакией об основах взаимоотношений, в которых признавалась территориальная и социально-экономическая нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после Второй мировой войны. Было заключено четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания, Франция) по урегулированию статуса Западного Берлина. Тем самым была разрешена одна из самых сложных проблем европейской безопасности.

Однако эти компромиссы носили вынужденный характер, закрепляя послевоенный раздел Европы на две части.

Все предшествующие соглашения были закреплены на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. В Совещании участвовали руководители и представители 33 европейских стран, а также США и Канады. 1 августа 1975 г. в Хельсинки (Финляндия) был подписан Заключительный акт Совещания. Основа его – Декларация принципов, которыми государства должны руководствоваться во взаимных и межгосударственных отношениях. Эти принципы следующие: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы или угрозы силой, нерушимость границ, территориальная целостность государства, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм права. Эта встреча стала событием огромного международного значения. Она заложила основы перехода к новому этапу разрядки напряженности, явилась важным шагом на пути закрепления принципов мирного сосуществования и налаживания отношений равноправного сотрудничества между различными государствами.

В 70-е гг. были созданы возможности широкого сотрудничества различных государств в новых исторических условиях. Но результаты такого сотрудничества могли быть более существенными, если бы к успехам разрядки было проявлено ответственное и серьезное отношение как со стороны Запада, так и со стороны советского политического руководства.

Если период 60-х – середины 70-х гг. ХХ в. был отмечен значительной международной активностью, то с конца 70-х до середины 80-х гг. разрядка сменилась новым туром гонки вооружения. Мир подошел к одному из самых опасных рубежей военной конфронтации. В этот период времени в КНР проводились испытания ядерного оружия в атмосфере, на полигоне в западной части страны, недалеко от границы с СССР. Одно из самых мощных ядерных испытаний было произведено в КНР в 1983 г. в атмосфере. Тогда образовалось два больших облака радиоактивных частиц, которые прошли над самим Китаем, Дальним Востоком, Японией, далее над Тихим океаном, Мексикой, над странами Европы, а перед ними над Атлантическим океаном.

Еще в 1965 г. Мао Дзедун высказывался следующим образом: «Мы должны иметь… какая бы ни была страна, какая бы ни была бомба, водородная бомба, мы должны иметь преимущество во всем. Я говорил, что если будут применены атомные бомбы, то погибнет половина человечества, но другая половина останется…, зато империализм будет стерт с лица земли и весь мир станет социалистическим…»

Далее в апреле 1969 г. на IX съезде компартии Китая Мао Дзедун говорил: «Советский ревизионизм и американский империализм, действуя в преступном сговоре, натворили так много гнусных и подлых дел, что революционные народы всего мира не пощадят их. Поднимаются народы разных стран мира. Начался новый исторический период – период борьбы против американского империализма и советского ревизионизма» (содержатся в документах IX съезда КПК, апрель 1969 г.). Тогда по всему Китаю развернулось широкомасштабное строительство убежищ на случай атомной войны.

К счастью народов земли, после смерти Мао Дзедуна к руководству КНР пришли трезвомыслящие политики, чья политика и тактика в корне изменились. Сейчас международноерадио Пекина в своих передачах на русском языке постоянно говорит о больших успехах КНР, в частности о том, что XXI в. будет веком Китая без развязывания войны, методом тихой экспансии. К примеру, в Индонезии в настоящее время около 90 % ее экономики контролируется китайской диаспорой, начиная от мелких предпринимателей до крупных, с большими доходами, капиталистов, бизнесменов. Причем связи со своей родиной они не порывают. Сейчас китайские бизнесмены осваивают рынки Дальнего Востока, Казахстана, республик Центральной Азии, создают совместные компании, кредитуют весьма серьезные долгосрочные программы различного вида хозяйственной деятельности, бизнеса.

Как известно, ввод советских войск в 1979 г. в Афганистан и начавшаяся затем затяжная война (длилась 10 лет) вызвали бурю протестов в странах Запада и усиление антисоветизма в КНР. Маоистское руководство КНР заговорило об агрессивности СССР, при этом пугая остальные страны «третьего мира», восстанавливая их против СССР.

В результате была сорвана разрядка международной напряженности, которая была в начале 70-х гг. В 1979 г. США сделали ответный ход, используя силы «быстрого реагирования» с целью своего военного присутствия в любой точке планеты, а также приняли новую ядерную стратегию, основанную на «упреждающем ударе».

После того как в сентябре 1983 г. средствами ПВО Дальнего Востока СССР был сбит южнокорейский пассажирский самолет «Боинг», отношения с Западом стали еще напряженнее.

Другим просчетом советской внешней политики явилось решение о размещении ракет среднего радиуса действия в Европе. Принятое в середине 70-х гг., оно резко дестабилизировало обстановку и стратегическое равновесие.

Американские же политики и прежде всего президент США Р. Рейган умело подогревали страхи политического руководства СССР брежневской поры, чтобы включить его в новые витки конфронтации, представлять нашу страну «империей зла». В ответ на призывы Запада не размещать ракеты среднего радиуса действия в Европе советское военное и политическое руководство, наоборот, объявило об их модернизации. В результате страна оказалась втянутой в изнурительную гонку вооружений, что привело к ухудшению социально-экономического развития Советского Союза и дальнейшему падению международного авторитета. На этом фоне наша традиционная политическая и общественная деятельность в пользу мира и разоружения потеряла свою убедительность. Тем более что во второй половине 70—начале 80-х гг. СССР в той или иной форме принимал участие в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали, Йемене, вооружал «прогрессивные», с точки зрения советского руководства, режимы в Ираке, Ливии и ряде других стран.

Интересное обоснование внешней политики СССР в период 1965–1982 гг. дал Л. И. Брежнев в своем послании руководству компартии Чехословакии в 1968 г.: «Вы творите в своей внутренней политике все, что вам заблагорассудится, в том числе и то, что нам не нравится, и не слушаете добрых советов. А между тем вашу страну освободил советский солдат. Нам далось это ценой больших потерь, и мы не двинемся отсюда. Границы этих земель – это и наши границы… Именем павших во Второй мировой войне, которые погибли и за вашу свободу, мы вправе послать к вам свои войска, чтобы чувствовать себя в наших общих границах в полной безопасности. Угрожает вам кто-то или нет – не имеет значения, это дело принципа, от внешних обстоятельств оно не зависит. Так повелось со времен Второй мировой войны, и так будет на вечные времена…»

Помня о невероятно высокой цене за свою свободу и независимость в годы Великой Отечественной войны, многие граждане нашей страны были искренни, когда заявляли, что для обеспечения безопасности ничего не пожалеют. Они осознанно шли на определенные трудности и лишения во имя достижения военно-стратегического равенства с США, обеспечения своей безопасности. Другое дело, что безопасность понималась как наращивание военной силы и вооружений.

Во внешней политике СССР были и положительные моменты, например, начиная с 1971 г., наша страна взяла курс на экономическую интеграцию. Она (интеграция) должна была привести к созданию единого народно-хозяйственного комплекса социалистических стран, прежде всего стран Совета Экономической Взаимопомощи. Постоянно координировались (т. е. согласовывались) пятилетние планы социалистических стран, росла специализация внутри стран – членов СЭВ. СССР продавал им нефть и газ по ценам более низким, чем мировые. В СССР обучалось много студентов из соцстран. Соцстраны поставляли в СССР товары народного потребления, продукты, медикаменты. Но от этого сотрудничества СССР имел прежде всего политическую выгоду.

В том же русле складывались отношения между СССР и развивающимися странами «третьего мира», особенно с теми, которые объявили о своем социалистическом выборе. Советские специалисты участвовали в возведении плотин, строительстве заводов, школ, больниц, прокладке газопроводов, разработке полезных ископаемых. В СССР обучались тысячи студентов из развивающихся стран.

Соцстранам и развивающимся странам СССР в те годы оказывал помощь и долгосрочными кредитами под низкие проценты на сотни миллионов долларов. Многие долги по этим кредитам СССР до сего времени не погашены и составляют десятки миллиардов долларов в общем итоге. Среди стран-должников – Куба, Ирак, Эфиопия, Ангола и т. д.

Ситуация с гонкой вооружения в 70—80-е гг. ХХ в. была различной в СССР и США. У США, например, все границы спокойными были на юге с Мексикой (Мексику американцы называют «наш сад и огород» из-за ее стабильных поставок фруктов и овощей в США), а на севере с Канадой граница США практически чисто условная, можно сказать «граница дружбы». СССР же из-за пограничных военных конфликтов с КНР пришлось укреплять безопасность границы с КНР не только в непосредственной близости у границы, но и в глубь территории СССР, на сотни километров размещая танки, орудия, ракетные комплексы ПВО. Причем все это надежно укрывалось под землей в специальных шахтах и капонирах. Затраты материальных средств на все это были колоссальными. Одновременно СССР продавал различное вооружение странам «третьего мира» – Индии, Ливии, Египту, Сирии, Ираку и т. д., а также поставлял безвозмездно, в виде помощи Анголе, Сомали, Эфиопии и др.

Со своей стороны США тоже не отставали от СССР по продажам оружия. Широко известно, что США помогали оружием афганским повстанцам – «душманам» через своего союзника – Пакистан. При этом проводили обучение их в специальных лагерях, также на территории Пакистана. Там же обучался и всемирно известный террорист Бен Ладен, объявивший впоследствии США врагом № 1…

В 1973 г. США поддержали генерала Пиночета в путче против законного президента Чили – С. Альенде, оказав ему помощь оружием и кредитами. США же наводил свои «порядки» и в Панаме, Сальвадоре, Никарагуа, они практически подмяли под себя всю Латинскую Америку, проводя в жизнь доктрину Монро – «Америка для американцев!»

Свою «лепту» в подрыв разрядки международной напряженности вносил и маоистский Китай, натравливая страны «третьего мира» и против США, и против СССР по принципу анархистов батьки Махно (периода Гражданской войны в СССР) – «бей белых, пока не покраснеют, бей красных, пока не побелеют». Эта политика КНР периода 1965–1980 гг. отражена во многих высказываниях Мао Дзедуна. Непосредственно на границе СССР со стороны КНР провокации продолжались вплоть до смерти Мао Дзедуна.

Таким весьма сложным во всех отношениях был 20-летний период истории с 1965 по 1985 гг., и внешняя политика СССР была направлена на обеспечение главной цели – максимального обеспечения безопасности нашей страны.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 405.