Неисправности коробок передач, редукторов и приводов переднего ведущего моста трактора МТЗ 80.

Введение.

 МТЗ-80 «Беларус» — марка универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 года по настоящее время (в 2000-х годах — под маркой «Беларус-80» и «Беларус-82»). Трактор МТЗ-80являются глубокой модернизацией выпускавшегося ранее трактора МТЗ-50 . Степень унификации деталей и сборочных единиц у этого трактора достигает 70 %.
Трактор выполнен по традиционной для своего семейства компоновке: полурамная конструкция с несущими картерами узлов трансмиссии, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние направляющиеколёса уменьшенного диаметра. Трактор МТЗ-80 имеет привод на задние колёса.
Трактор выпускался и выпускается в нескольких модификациях, отличающихся друг от друга типом и передаточными числами трансмиссии, способом пуска двигателя, привязочными местами для навесного оборудования и внешним оформлением, типом используемой резины, величиной агротехнического просвета, установкой системобеспечивающую работу на крутых склонах.
Подвеска задних колёс — жесткая. Передние колёса имеют полужёсткую подвеску с балансирным мостом. Задние колёса закрепляются на ведущих осях с помощью клеммовых соединений, что позволяет бесступенчато изменять ширину колеи в пределах 1400—2100 мм. Колея передних колёс также регулируется в пределах 1200—1800, но ступенчато, с шагом 100 мм. Дорожный просвет 465 ммдля основных модификаций, 650 мм, для модификаций оборудованных колёсными редукторами, и 400 мм. Тормозные механизмы дисковые. Управление поворотом — передними колёсами. Имеется гидроусилитель рулевого управления.
Цель квалификационной работы: Изучить устройство, обслуживание и ремонт ходовой части трактора МТЗ-80.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:-изучить общее устройство ходовой части трактора МТЗ-80.

-исследовать принципы работы ходовой части трактора МТЗ-80.
-ознакомиться с процессом технического обслуживания и ремонтом ходовой части трактора МТЗ-80.
Предметом исследования является трактор МТЗ-80.

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

 

 

 

 

 

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Разраб .

Алимаханов А.А

 

 

1.Введение.

Лит

Лист

Листов

Провер .

Первушкин А.Ю

 

 

     

3

25

 

 

 

 

Филиал ГАПОУ ШТТ

п. Тюльган.

 

Н. контроль               

Селиверстова В.И.

 

 

Утв.      

Кочкурова Е.В.

 

 

 










УСТРОЙСТВО И РАБОТА

Двигатель.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 устанавливаются четырёхцилиндровые четырёхтактные дизельные двигатели семейства 4Ч11/12,5 (только модели Д-240 и Д-243) производства Минского моторного завода с полуразделенной камерой сгорания, выполненной в поршне, жидкостного охлаждения, на части двигателей устанавливался предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б. Рабочий объём двигателя — 4,75 л. Номинальная мощность 59,25 кВт (80 л.с.), в первоначальном варианте 55,16 кВт (75 л.с.). Запуск двигателя осуществляется элекстростартером (модификации Д-240/243), либо пусковым двигателем ПД-10 (модификации Д-240Л/243Л), номинальной мощностью 10 л.с.[5], с блокировкой пуска при включенной передаче.

                                                      Трансмиссия

Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 комплектуются только механической трансмиссией. Муфта сцепления сухая, однодисковая, постоянно замкнутая. Коробка передач девятиступенчатая двухдиапазонная с понижающим редуктором. Количество передач 18 вперед, 4 назад. Имеется возможность установки ходоуменьшителя. На части тракторов, выпущенных после 1985 года устанавливается гидроуправляемая коробка передач с переключением под нагрузкой. Такая коробка позволяет выбирать любую из 4-х передач в рамках каждого из четырёх диапазонов скоростей без выключения муфты сцепления. Задний мост имеет дифференциал с функцией блокировки. Управление блокировкой на тракторах старого образца механическое, с помощью педали, расположенной на полу кабины. На тракторах более поздних выпусков гидравлическое. Под приборной панелью установлен переключатель режимов, связанный с рулевым механизмом. Режимы:

1. Дифференциал разблокирован.

2. Автоблокировка при повороте передних колес до 13 град.

3. Принудительная блокировка независимо от угла поворота колес.

Конечные передачи — центральные, одноступенчатые, прямозубые. Трактор имеет многорежимный синхронный механизм отбора мощности, обеспечивающий невависимые частоты вращения выходного вала 560 об/мин, 1100 об/мин, а также синхронную — 3,6 оборота на 1 метр пройденного пути, необходимую для привода посевных машин.

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

 

 

 

 

 

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Разраб .

Алимаханов А.А

 

 

2.Устройство и работа.

Лит

Лист

Листов

Провер .

Первушкин А.Ю

 

 

     

4

25

 

 

 

 

Филиал ГАПОУ ШТТ

п. Тюльган.

 

Н. контроль               

Селиверстова В.И.

 

 

Утв.

Кочкурова Е.В.

 

 

 

Коробка передач

 

  Девяти ступенчатая коробка передач с продольным расположением валов (рис.4) состоит из трех редукторов: понижающего А, основного Б и заднего В, включенных в силовую цепь последовательно.

Понижающий редуктор А размещен перед коробкой передач в корпусе сцепления. Он позволяет понижать частоту вращения каждой передачи в 1,3 раза, В него входят ведущая 2 и ведомая 4 шестерня с зубчатыми вентами, соединительная муфта 3 и блок 25 промежуточных шестерен. Включается редуктор передвижением соединительной муфты 3 вперед с использованием двух пар шестерен и назад - по схеме трехзальной коробки передач с прямой передачей.

Основной редуктор Б пятиступенчатый. Вторичный вал 10 изготовлен заодно с ведомой шестерней 8 первой ступени заднего редуктора. Внутренние зубья этой' шестерни предназначены для включения прямой' IX передачи.

Промежуточный вал 20' задним' концом опирается на ступицу ведущей шестерни 13'второй ступени редуктора В. На заднем торце ступицы шестерни 13 выполнены выступы для соединения с кулачковой муфтой включения синхронного BOМ.

Промежуточный вал - трубчатый, в ней пропущен внутренний вал 12 привода независимого ВОМ. На шлицах промежуточного вала установлены шестерни 17, 18, 19,26,23. На валу 24 спереди на его шлицах установлена каретка 21 для включения I и II передач и заднего хода, а сзади каретка 15 для включения ход уменьшителя. На тракторах бея ход уменьшителя эта шестерня сдвинута вперед и зафиксирована пружинным кольцом.

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

 

 

 

 

 

5

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Рис.4. Коробка передач трактора МТЗ-80 а - кинематическая схеме коробки передач тракторов МТЗ-80; - 82; б - схема переключения передач; Л - понижающий редуктор; В - основной редуктор; В - задний редуктор; 1 - вал сцепления; 2 - ведущая шестерня понижающего редуктора; 3 - подвижная зубчатая муфта; 4 - ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 - вторичный вал; 6 - каретка шестерни IV, V и VII, VIII передач; 7 - каретка шестерни Ш, IV и IX передач; 8 - ведомая шестерня первой ступени; 9 - ведомая шестерня второй ступени; 10 - вторичный вал; II - ведущая шестерня зависимого ВОМ; 12 - вал независимого привода ВОМ; 13 - ведущая шестерня второй ступени; 14 - каретка переключения диапазонов (ступеней); 16 - каретка включения ход уменьшитель 16 - ведомая шестерня I и П передач переднего и заднего хода; 17 - промежуточная шестерня; 18 и 19 - ведомые шестерни I, II, IV, VII и Щ, VI передач; 20 - промежуточный вал; 21 - каретка включения I и II передач и заднего хода; 22 - промежуточная шестерня; 23 - большая ведомая шестерня заднего хода; 24 - вал первой передачи и заднего хода; 25 - блок промежуточных шестерен понижающего редуктора; 26 - малая ведомая шестерня заднего хода. Высшая (IX передача) - прямая. Её выключают, непосредственно соединяя первичный 5 и вторичный 10 валы. Для этого каретку 7 перемешают назад (на рисунке вправо) и вводят в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни 8. При включении остальных передач с первичного шла на вторичный передается через задний редуктор В и промежуточный вал 20. Поскольку промежуточный вал опирается на ступицу шестерни 13, то они вращаются независимо. поэтому, если каретку 14 перемещать по шлицам промежуточного вала влево и ввести ь зацепление с шестерней 8 вторичного вала (положение показано на рисунке), то включается первая ступень редуктора. Перемещая каретки 7 и 6 по шлицам первичного вала и вводя их в зацепление с шестернями 19, 18 и 23, получают соответственно III, IV и V передачи. Если же каретку 14 редуктора переместить вправо и ввести в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни 13, то шестерня и промежуточный вал будут вращаться как одно целое. Частота вращения вторичного вяла при этом увеличится, т.е. включится вторая ступень редуктора. Если вводить в зацепление те же каретки и шестерни, то будут получены еще три передачи: VI, VII и VIII.

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

6

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Передачи умножаются редуктором. В при включении f, II передач, а также заднего хода. Шестерня 17 вращается на промежуточном валу свободно, как на оси. Будучи постоянно зацепленной большим венцом с кареткой 7, а малым - с шестерней 16, она передает вращение на вал 24. Последний вращается в том же направлении, что и первичный, но значительно медленнее его, так как обе ведущие шестерни, участвующие в передаче меньше ведомых. Поэтому, когда каретку 21 вводят в зацепление с шестерней 19, промежуточный вал вращается с самой малой частотой. Если с помощью каретки 14 переключить редуктор, то будут получены I и П передачи.

Если каретку 21 переместить влево и ввести в зацепление с шестерней 22, то промежуточный вал будет вращаться медленно в обратном направлении. Поэтому, переключая редуктор, получают две передачи заднего хода.

  Механизм переключения передач работает по принципу автомобильных коробок передач. Отличительной особенностью механизма переключения передач трактора МТЗ-80; от других тракторов является отсутствие механизма блокировки переключения передач. Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом ГМ-3-9, которое заливают в полость корпуса через отверстие в крышке.

Передачи умножаются редуктором В при включении f, II передач, а также заднего хода. Шестерня 17 вращается на промежуточном валу свободно, как на оси. Будучи постоянно зацепленной большим венцом с кареткой 7, а малым - с шестерней 16, она передает вращение на вал 24. Последний вращается в том же направлении, что и первичный, но значительно медленнее его, так как обе ведущие шестерни, участвующие в передаче меньше ведомых. Поэтому, когда каретку 21 вводят в зацепление с шестерней 19, промежуточный вал вращается с самой малой частотой. Если с помощью каретки 14 переключить редуктор, то будут получены I и П передачи.

Если каретку 21 переместить влево и ввести в зацепление с шестерней 22, то промежуточный вал будет вращаться медленно в обратном направлении. Поэтому, переключая редуктор, получают две передачи заднего хода.

Механизм переключения передач работает по принципу автомобильных коробок передач. Отличительной особенностью механизма переключения передач трактора МТЗ-80; от других тракторов является отсутствие механизма блокировки переключения передач. Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом ГМ-3-9, которое заливают в полость корпуса через отверстие в крышке.

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

7

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

                

                                        Передний мост МТЗ-80

1 - болт; 2 - клеммовые болты; 3 - стопорный штифт; 4 - выдвижная труба: 5,19,22 и 24 - гайки; 6 и 13 - втулки поворотной цапфы; 7 и 8 - кронштейны; 9 - вал поворотной цапфы; 10 - пружина подвески; 11 - упорный подшипник; 12 - опорная шайба; 14 - тарельчатая пружина; 15 - полуось; 16 - защитный козырек; 17 - обод; 18 - диск; 20 - ступица; 21 - колпак; 23 - масленка ступицы; 25 - шаровой палец; 26 - чехол; 27 и 28 - вкладыши: 29 - резьбовая пробка; 30 - втулка: 31 - брус полурамы; 32 - балка моста: 33 - ось качания

Передний мост состоит из литой стальной балки 32 (рис. 2), телескопически соединенной с выдвижными трубами 4, поворотных цапф направляющих колес и рулевой трапеции. Балка 32 моста шарнирно соединена с остовом трактора.

Она размещена в проеме между проушинами бруса 31 полурамы и соединена с ним с помощью оси качания 33.

Благодаря шарнирному соединению балка переднего моста МТЗ-80 может качаться относительно остова в вертикальной плоскости (угол качания 10°), что позволяет передним колесам трактора приспосабливаться к неровностям пути и смягчать их воздействие на остов.От проворачивания и осевых перемещений оси качания стопорят штифтом 3.

Выдвижные трубы полые. К ним приварены кронштейны 7 и 8. Трубы вставлены в расточки балки моста и затянуты (каждая труба) двумя болтами 2 клеммового зажима.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

 

 

 

 

 

8

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

 

 

              

                       Заднее ведущее колесо трактора МТЗ-80, 82

1 - крышка винта; 2 - болт: 3 - регулировочный винт; 4 - вкладыш ступицы; 5 - ось регулировочного винта; 6 -ступица; 7 - болт; 8 - балластный груз; 9 - обод; 10 - шина; 11 - гайка; 12 - болт крепления балластного груза; 13 -болт ступицы: 14 - сферическая шайба; 15 - шпонка

Ступица 6 (рис. 3) задних колес закреплена на выступающем конце полуоси конечной передачи заднего моста с помощью шпонки 15. вкладыша 4 и четырех болтов 13.

Вкладыш снабжен регулировочным винтом (червяком) 3, который зацепляется с зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси.

Вращая червяк гаечным ключом, можно передвигать ступицу вместе с колесом относительно полуоси и бесступенчато получать нужную для работы колею.

Во фланцы ступиц задних (и передних) колес запрессованы болты 7, с помощью которых крепят дис­ки колес.

Глубокие конусные фаски в отверстиях дисков и на гайках наряду с центрированием колес предотвращают самовольное свинчивание гаек.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

 

 

 

 

 

9

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

 Задний вал отбора мощности

 

   Ведущий полый вал 4 шлицами соединен со ступицей "опорного диска 1 сцепления, связанного гольдами и дистанционными втулками с маховиком двигателя. Это обеспечивает вращение вала независимо от того, включено или выключено сцепление. Зубчатые венцы шестерен 2 и 3 находятся в постоянном зацеплении с шестернями 5 и 6, свободно установленными на валу 8. Ведомая шестерня 6 вращается на двух бронзовых втулках, а шестерня 6 - в шарикоподшипниках, установленных на ступице шестерни 5.

Шестерни 5 и 6 могут поочередно соединяться с ведомым валом 8 посредством зубчатой муфты 7. При передвижении муфты вперед обеспечивается частота вращения ВОМ 9,0 с1 (540 мин"1), назад - 16,6 с"1 (1000 мин 1). Механизм переключения ВОМ установлен в нижней крышке корпуса сцепления. С одной частоты на другую переключают, поворачивая поводок гаечным ключом. При включении независимого ВОМ вращение от вала 8 через муфту 10 передается валу 11 коронной шестерни 12 планетарного редуктора, размещенного в корпусе заднего моста. Водило 16 редуктора с тремя свободно установленными сателлитами 15 шлицами соединено с валом 18 (хвостовик ЮМ). К шестерне 19 приварен тормозной барабан 17 включения ВОМ, снабженный тормозом 14. Шкив тормоза 13 соединен с осями сателлитов 15 и водилом 16, обеспечивая остановку хвостовика ВОМ 18. Для включения ВОМ рычаг управления переводят в крайнее верхнее положение. При этом тормоз на барабане 14 солнечной шестерни затянут, а на барабане 13 водила - отпущен. Вращение от вала 11 с коронной шестерней 12 через сателлиты, которые обегают неподвижную солнечную шестерню, передается водилу, а от него - хвостовику 18 ВОМ. Для выключения ВОМ рычаг управления переводят в крайнее нижнее положение. При этом тормоз на барабане 14 отпущен, а на барабане 13 затянут. Тогда родило 16 вместе с валом 18 остановлено, коронная шестерня вращает сателлиты вокруг своих осей, а сателлиты в свою очередь вращают вхолостую солнечную шестерню 19 вместе с барабаном 17. При включении синхронного привода муфту 10 перемещают вперед, разъединяя ее с валом 8 и соединяя со шлицами ступицы ведущей шестерни 9 второй ступени коробки передач.

                     

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

 

 

 

 

 

10

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

3.Неисправности сцепления МТЗ-80 и способы их устранен ия
Сцепление пробуксовывает:

Отсутствие свободного хода педали - Отрегулировать сцепление.
Изношены накладки ведомых дисков - Заменить фрикционные накладки ведомых дисков или диски в сборе.
Замасливание накладок ведомых дисков МТЗ-80- Устранить причины попадания масла в сухой отсек сцепления, промыть сцепление, при необходимости заменить фрикционные накладки или диски в сборе.
Усадка или поломка нажимных пружин - Заменить неисправные пружины.
Коробление нажимного диска (корзины) МТЗ-80- Проточить или замените нажимной диск.
Попадание масла в сухой отсек корпуса сцепления вследствие износа манжеты, уплотняющей коленчатый вал - Заменить манжету.
Потеря эластичности манжеты кронштейна отводки вследствие перегрева - Заменить манжету.

Неполное выключение сцепления МТЗ-80

Увеличен свободный ход педали - Отрегулировать сцепление.
Промежуточный диск не устанавливается в среднее положение при выключенном сцеплении - Отрегулировать механизм отвода промежуточного диска в среднее положение.
Коробление ведомых дисков - Отрихтовать ведомые диски, при необходимости заменить.
Неправильно отрегулирован тормозок - Отрегулировать тормозок МТЗ-80.
Недостаточный ход педали до упора в защелку - Отрегулировать тягу, соединя-ющую педаль с блокировочным валиком до получения хода педали 140-160 мм.

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

 

 

 

 

 

 

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Разраб .

Алимаханов А.А

 

 

3. Неисправности и способы их устранения.

Лит

Лист

Листов

Провер .

Первушкин А.Ю

 

 

     

11

25

 

 

 

 

Филиал ГАПОУ ШТТ

п. Тюльган.

 

Н. контроль               

Селиверстова В.И.

 

 

Утв.

Кочкурова Е.В.

 

 

 





























Сцепление пробуксовывает.

Отсутствие свободного хода педали - Отрегулировать сцепление.
Изношены накладки ведомых дисков - Заменить фрикционные накладки ведомых дисков или диски в сборе.
Замасливание накладок ведомых дисков МТЗ-80- Устранить причины попадания масла в сухой отсек сцепления, промыть сцепление, при необходимости заменить фрикционные накладки или диски в сборе.
Усадка или поломка нажимных пружин - Заменить неисправные пружины.
Коробление нажимного диска (корзины) МТЗ-80- Проточить или замените нажимной диск.
Попадание масла в сухой отсек корпуса сцепления вследствие износа манжеты, уплотняющей коленчатый вал - Заменить манжету.
Потеря эластичности манжеты кронштейна отводки вследствие перегрева - Заменить манжету.

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

 

 

 

 

 

12

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

 

4.Неисправности коробок передач, редукторов и приводов переднего ведущего моста трактора МТЗ-80

Передачи коробки передач МТЗ-80 с подвижными шестернями включаются со скрежетом

Нарушена регулировка тяги тормозка - Отрегулировать длину тяги.
Изношена фрикционная накладка тормозка - Заменить накладку.
Износ и забоины на шлицах валов и в зубьях шестерен - Зачистить забоины шлицев вала, заменить изношенные детали.

Низкое давление масла в коробке передач МТЗ-80 с переключением под нагрузкой

Недостаточное количество масла в корпусе трансмиссии - Долить масло до метки "П" на стекле масломерного окна.
Залегание перепускного клапана - Промыть и при необходимости отрегулировать.
Загрязнение сетчатого фильтра гидросистемы коробки передач - Промыть фильтр.

Высокое давление в гидросистеме коробки передач МТЗ-80,

Залегание перепускного клапана - Вынуть и промыть клапан.

При остановленном тракторе давление понижается до ноля

Привод насоса НМШ-25 осуществляется от ходовой части - Переключить насос на привод от двигателя.

Преждевременный выход из строя игольчатых подшипников и крестовины карданного шарнира

Применение для смазки подшипников солидола или смесей, его содержащих - Замените изношенные детали. Для смазки карданных шарниров применяйте смазочные материалы только в соответствии с таблицей смазки.
Отсутствие смазки, попадание пыли и грязи из-за повреждения и износа сальников - Смазочные каналы крестовины прочистить и промыть. Изношенные и поврежденные детали заменить.

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

 

 

 

 

 

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Разраб .

Алимаханов А.А

 

 
























Охрана труда.

Заключение.

 Эта модель трактора является одной из старейших, выпускаемых Минским тракторным заводом. Первые образцы МТЗ-80 сошли с конвейера в 1974 году. Трактор производится по настоящее время. МТЗ-80 – универсально-пропашной трактор на колесном шасси. На машины этой серии устанавливаются четырехцилиндровые дизельные силовые агрегаты. Мощность двигателя составляет 80 (75 – в более ранних модификациях) лошадиных сил.[1]

Особенности конструкции и техническую характеристику тракторов «Беларусь» МТЗ-80, МТЗ-82. Изложены основные правила эксплуатации машин, а также сведения по регулировкам и техническому обслуживанию, приведены способы устранения возможных неисправностей механизмов трактора. Длительная и надежная работа тракторов "Беларусь" обеспечивается при условии их правильной эксплуатации и своевременного технического обслуживания. Прежде чем ввести трактор в эксплуатацию, внимательно изучите настоящую инструкцию и точно выполняйте приведенные в ней указания и рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

 

 

 

 

 

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Разраб .

Алимаханов А.А

 

 

7.Заключение.

Лит

Лист

Листов

Провер .

Первушкин А.Ю

 

 

     

23

25

 

 

 

 

Филиал ГАПОУ ШТТ

п. Тюльган.

 

Н. контроль               

Селиверстова В.И.

 

 

Утв.      

Кочкурова Е.В.

 

 

 

Список литературы.

 

1.Родичев В.А.,Родичева Г.И. Тракторы и автомобили: Учеб. Для нач. проф. Образования.-4-е изд.-М.:Колос,2000.-336 с.

2.Общетехнический справочник / [Е.А.Скороходов, В.П.Законников,А.Б.Пакнис и др.];под общ.ред.Е.А.Скороходова.-М.:Машиностроение,2002-496 с.

3.Северный А.Э. Обеспечение безопасности при техническом сервисе сельскохозяйственной техники / А.Э.Северный,А.В.Колчин,Л.А.Буренко.-М.:Росинформагротех,2001.-407 с.

4.Батищев А.Н.Восстановление сельскохозяйственной техники: учеб. пособие/А.Н.Батищев, И.Г.Голубев,В.П.Лялякин.-М.:Информагротех,2001-295 с.

5.Руководство по техническому диагностированию при техническом обслуживании и ремонте тракторов и сельскохозяйственных машин/[В.И. Черноиванов, А.Э.Северный, И.Г.Голубев и др.].-М.:Росинформагротех,2001.-250 с.

6.Справочник инженера по техническому сервису машин и оборудования в АПК/[ВюИ.Черноиванов,Д.С.Буклагин,И.Г.Голубев и др.].-М.:Росинформагротех,2003.-603 с.

7.Техническое обслуживание и ремонт машин в сельском хозяйстве:учебник /[В.В.Курчаткин,В.М.Тараторкин,А.Н.Батищев и др.];под ред.В.В.Курчаткина.-М.:Изд.центр<Академия>,2003.-464 с.

8.Технические требования на капитальный ремонт шасси тракторов МТЗ-80,МТЗ-80Л,МТЗ82,МТЗ82Л.-М.:Изд-во ГОСТИНИ,2000.-214 с.

9.Технологическое руководство по контролю и регулировке тракторных и комбайновых дизелей при эксплуатации/[В.И.Черноиванов,А.В.Колчин,Б.Ш.Каргиев и др.].-М.:Росинформагротех,2002.-134 с.

10.Акимов А.П.Справочная книга тракториста-машиниста /А.П.Акимов,В.А.Лиханов.-М.:Колос,2003.-351 с.

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

 

 

 

 

 

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Разраб .

Алимаханов А.А

 

 

8.Список литературы.

Лит

Лист

Листов

Провер .

Первушкин А.Ю

 

 

     

24

25

 

 

 

 

Филиал ГАПОУ ШТТ

п. Тюльган.

 

Н. контроль               

Селиверстова В.И.

 

 

Утв.

Кочкурова Е.В.

 

 

                                                     

 

Введение.

 МТЗ-80 «Беларус» — марка универсально-пропашных колёсных тракторов, выпускаемых Минским тракторным заводом с 1974 года по настоящее время (в 2000-х годах — под маркой «Беларус-80» и «Беларус-82»). Трактор МТЗ-80являются глубокой модернизацией выпускавшегося ранее трактора МТЗ-50 . Степень унификации деталей и сборочных единиц у этого трактора достигает 70 %.
Трактор выполнен по традиционной для своего семейства компоновке: полурамная конструкция с несущими картерами узлов трансмиссии, переднее расположение двигателя, задние ведущие колёса увеличенного диаметра, передние направляющиеколёса уменьшенного диаметра. Трактор МТЗ-80 имеет привод на задние колёса.
Трактор выпускался и выпускается в нескольких модификациях, отличающихся друг от друга типом и передаточными числами трансмиссии, способом пуска двигателя, привязочными местами для навесного оборудования и внешним оформлением, типом используемой резины, величиной агротехнического просвета, установкой системобеспечивающую работу на крутых склонах.
Подвеска задних колёс — жесткая. Передние колёса имеют полужёсткую подвеску с балансирным мостом. Задние колёса закрепляются на ведущих осях с помощью клеммовых соединений, что позволяет бесступенчато изменять ширину колеи в пределах 1400—2100 мм. Колея передних колёс также регулируется в пределах 1200—1800, но ступенчато, с шагом 100 мм. Дорожный просвет 465 ммдля основных модификаций, 650 мм, для модификаций оборудованных колёсными редукторами, и 400 мм. Тормозные механизмы дисковые. Управление поворотом — передними колёсами. Имеется гидроусилитель рулевого управления.
Цель квалификационной работы: Изучить устройство, обслуживание и ремонт ходовой части трактора МТЗ-80.
Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:-изучить общее устройство ходовой части трактора МТЗ-80.

-исследовать принципы работы ходовой части трактора МТЗ-80.
-ознакомиться с процессом технического обслуживания и ремонтом ходовой части трактора МТЗ-80.
Предметом исследования является трактор МТЗ-80.

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

 

 

 

 

 

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Разраб .

Алимаханов А.А

 

 

1.Введение.

Лит

Лист

Листов

Провер .

Первушкин А.Ю

 

 

     

3

25

 

 

 

 

Филиал ГАПОУ ШТТ

п. Тюльган.

 

Н. контроль               

Селиверстова В.И.

 

 

Утв.      

Кочкурова Е.В.

 

 

 










УСТРОЙСТВО И РАБОТА

Двигатель.

На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 устанавливаются четырёхцилиндровые четырёхтактные дизельные двигатели семейства 4Ч11/12,5 (только модели Д-240 и Д-243) производства Минского моторного завода с полуразделенной камерой сгорания, выполненной в поршне, жидкостного охлаждения, на части двигателей устанавливался предпусковой подогреватель ПЖБ-200Б. Рабочий объём двигателя — 4,75 л. Номинальная мощность 59,25 кВт (80 л.с.), в первоначальном варианте 55,16 кВт (75 л.с.). Запуск двигателя осуществляется элекстростартером (модификации Д-240/243), либо пусковым двигателем ПД-10 (модификации Д-240Л/243Л), номинальной мощностью 10 л.с.[5], с блокировкой пуска при включенной передаче.

                                                      Трансмиссия

Тракторы МТЗ-80 и МТЗ-82 комплектуются только механической трансмиссией. Муфта сцепления сухая, однодисковая, постоянно замкнутая. Коробка передач девятиступенчатая двухдиапазонная с понижающим редуктором. Количество передач 18 вперед, 4 назад. Имеется возможность установки ходоуменьшителя. На части тракторов, выпущенных после 1985 года устанавливается гидроуправляемая коробка передач с переключением под нагрузкой. Такая коробка позволяет выбирать любую из 4-х передач в рамках каждого из четырёх диапазонов скоростей без выключения муфты сцепления. Задний мост имеет дифференциал с функцией блокировки. Управление блокировкой на тракторах старого образца механическое, с помощью педали, расположенной на полу кабины. На тракторах более поздних выпусков гидравлическое. Под приборной панелью установлен переключатель режимов, связанный с рулевым механизмом. Режимы:

1. Дифференциал разблокирован.

2. Автоблокировка при повороте передних колес до 13 град.

3. Принудительная блокировка независимо от угла поворота колес.

Конечные передачи — центральные, одноступенчатые, прямозубые. Трактор имеет многорежимный синхронный механизм отбора мощности, обеспечивающий невависимые частоты вращения выходного вала 560 об/мин, 1100 об/мин, а также синхронную — 3,6 оборота на 1 метр пройденного пути, необходимую для привода посевных машин.

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

 

 

 

 

 

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Разраб .

Алимаханов А.А

 

 

2.Устройство и работа.

Лит

Лист

Листов

Провер .

Первушкин А.Ю

 

 

     

4

25

 

 

 

 

Филиал ГАПОУ ШТТ

п. Тюльган.

 

Н. контроль               

Селиверстова В.И.

 

 

Утв.

Кочкурова Е.В.

 

 

 

Коробка передач

 

  Девяти ступенчатая коробка передач с продольным расположением валов (рис.4) состоит из трех редукторов: понижающего А, основного Б и заднего В, включенных в силовую цепь последовательно.

Понижающий редуктор А размещен перед коробкой передач в корпусе сцепления. Он позволяет понижать частоту вращения каждой передачи в 1,3 раза, В него входят ведущая 2 и ведомая 4 шестерня с зубчатыми вентами, соединительная муфта 3 и блок 25 промежуточных шестерен. Включается редуктор передвижением соединительной муфты 3 вперед с использованием двух пар шестерен и назад - по схеме трехзальной коробки передач с прямой передачей.

Основной редуктор Б пятиступенчатый. Вторичный вал 10 изготовлен заодно с ведомой шестерней 8 первой ступени заднего редуктора. Внутренние зубья этой' шестерни предназначены для включения прямой' IX передачи.

Промежуточный вал 20' задним' концом опирается на ступицу ведущей шестерни 13'второй ступени редуктора В. На заднем торце ступицы шестерни 13 выполнены выступы для соединения с кулачковой муфтой включения синхронного BOМ.

Промежуточный вал - трубчатый, в ней пропущен внутренний вал 12 привода независимого ВОМ. На шлицах промежуточного вала установлены шестерни 17, 18, 19,26,23. На валу 24 спереди на его шлицах установлена каретка 21 для включения I и II передач и заднего хода, а сзади каретка 15 для включения ход уменьшителя. На тракторах бея ход уменьшителя эта шестерня сдвинута вперед и зафиксирована пружинным кольцом.

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

 

 

 

 

 

5

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Рис.4. Коробка передач трактора МТЗ-80 а - кинематическая схеме коробки передач тракторов МТЗ-80; - 82; б - схема переключения передач; Л - понижающий редуктор; В - основной редуктор; В - задний редуктор; 1 - вал сцепления; 2 - ведущая шестерня понижающего редуктора; 3 - подвижная зубчатая муфта; 4 - ведомая шестерня понижающего редуктора; 5 - вторичный вал; 6 - каретка шестерни IV, V и VII, VIII передач; 7 - каретка шестерни Ш, IV и IX передач; 8 - ведомая шестерня первой ступени; 9 - ведомая шестерня второй ступени; 10 - вторичный вал; II - ведущая шестерня зависимого ВОМ; 12 - вал независимого привода ВОМ; 13 - ведущая шестерня второй ступени; 14 - каретка переключения диапазонов (ступеней); 16 - каретка включения ход уменьшитель 16 - ведомая шестерня I и П передач переднего и заднего хода; 17 - промежуточная шестерня; 18 и 19 - ведомые шестерни I, II, IV, VII и Щ, VI передач; 20 - промежуточный вал; 21 - каретка включения I и II передач и заднего хода; 22 - промежуточная шестерня; 23 - большая ведомая шестерня заднего хода; 24 - вал первой передачи и заднего хода; 25 - блок промежуточных шестерен понижающего редуктора; 26 - малая ведомая шестерня заднего хода. Высшая (IX передача) - прямая. Её выключают, непосредственно соединяя первичный 5 и вторичный 10 валы. Для этого каретку 7 перемешают назад (на рисунке вправо) и вводят в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни 8. При включении остальных передач с первичного шла на вторичный передается через задний редуктор В и промежуточный вал 20. Поскольку промежуточный вал опирается на ступицу шестерни 13, то они вращаются независимо. поэтому, если каретку 14 перемещать по шлицам промежуточного вала влево и ввести ь зацепление с шестерней 8 вторичного вала (положение показано на рисунке), то включается первая ступень редуктора. Перемещая каретки 7 и 6 по шлицам первичного вала и вводя их в зацепление с шестернями 19, 18 и 23, получают соответственно III, IV и V передачи. Если же каретку 14 редуктора переместить вправо и ввести в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни 13, то шестерня и промежуточный вал будут вращаться как одно целое. Частота вращения вторичного вяла при этом увеличится, т.е. включится вторая ступень редуктора. Если вводить в зацепление те же каретки и шестерни, то будут получены еще три передачи: VI, VII и VIII.

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

6

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Передачи умножаются редуктором. В при включении f, II передач, а также заднего хода. Шестерня 17 вращается на промежуточном валу свободно, как на оси. Будучи постоянно зацепленной большим венцом с кареткой 7, а малым - с шестерней 16, она передает вращение на вал 24. Последний вращается в том же направлении, что и первичный, но значительно медленнее его, так как обе ведущие шестерни, участвующие в передаче меньше ведомых. Поэтому, когда каретку 21 вводят в зацепление с шестерней 19, промежуточный вал вращается с самой малой частотой. Если с помощью каретки 14 переключить редуктор, то будут получены I и П передачи.

Если каретку 21 переместить влево и ввести в зацепление с шестерней 22, то промежуточный вал будет вращаться медленно в обратном направлении. Поэтому, переключая редуктор, получают две передачи заднего хода.

  Механизм переключения передач работает по принципу автомобильных коробок передач. Отличительной особенностью механизма переключения передач трактора МТЗ-80; от других тракторов является отсутствие механизма блокировки переключения передач. Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом ГМ-3-9, которое заливают в полость корпуса через отверстие в крышке.

Передачи умножаются редуктором В при включении f, II передач, а также заднего хода. Шестерня 17 вращается на промежуточном валу свободно, как на оси. Будучи постоянно зацепленной большим венцом с кареткой 7, а малым - с шестерней 16, она передает вращение на вал 24. Последний вращается в том же направлении, что и первичный, но значительно медленнее его, так как обе ведущие шестерни, участвующие в передаче меньше ведомых. Поэтому, когда каретку 21 вводят в зацепление с шестерней 19, промежуточный вал вращается с самой малой частотой. Если с помощью каретки 14 переключить редуктор, то будут получены I и П передачи.

Если каретку 21 переместить влево и ввести в зацепление с шестерней 22, то промежуточный вал будет вращаться медленно в обратном направлении. Поэтому, переключая редуктор, получают две передачи заднего хода.

Механизм переключения передач работает по принципу автомобильных коробок передач. Отличительной особенностью механизма переключения передач трактора МТЗ-80; от других тракторов является отсутствие механизма блокировки переключения передач. Детали коробки передач смазываются трансмиссионным маслом ГМ-3-9, которое заливают в полость корпуса через отверстие в крышке.

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

7

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

                

                                        Передний мост МТЗ-80

1 - болт; 2 - клеммовые болты; 3 - стопорный штифт; 4 - выдвижная труба: 5,19,22 и 24 - гайки; 6 и 13 - втулки поворотной цапфы; 7 и 8 - кронштейны; 9 - вал поворотной цапфы; 10 - пружина подвески; 11 - упорный подшипник; 12 - опорная шайба; 14 - тарельчатая пружина; 15 - полуось; 16 - защитный козырек; 17 - обод; 18 - диск; 20 - ступица; 21 - колпак; 23 - масленка ступицы; 25 - шаровой палец; 26 - чехол; 27 и 28 - вкладыши: 29 - резьбовая пробка; 30 - втулка: 31 - брус полурамы; 32 - балка моста: 33 - ось качания

Передний мост состоит из литой стальной балки 32 (рис. 2), телескопически соединенной с выдвижными трубами 4, поворотных цапф направляющих колес и рулевой трапеции. Балка 32 моста шарнирно соединена с остовом трактора.

Она размещена в проеме между проушинами бруса 31 полурамы и соединена с ним с помощью оси качания 33.

Благодаря шарнирному соединению балка переднего моста МТЗ-80 может качаться относительно остова в вертикальной плоскости (угол качания 10°), что позволяет передним колесам трактора приспосабливаться к неровностям пути и смягчать их воздействие на остов.От проворачивания и осевых перемещений оси качания стопорят штифтом 3.

Выдвижные трубы полые. К ним приварены кронштейны 7 и 8. Трубы вставлены в расточки балки моста и затянуты (каждая труба) двумя болтами 2 клеммового зажима.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

 

 

 

 

 

8

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

 

 

              

                       Заднее ведущее колесо трактора МТЗ-80, 82

1 - крышка винта; 2 - болт: 3 - регулировочный винт; 4 - вкладыш ступицы; 5 - ось регулировочного винта; 6 -ступица; 7 - болт; 8 - балластный груз; 9 - обод; 10 - шина; 11 - гайка; 12 - болт крепления балластного груза; 13 -болт ступицы: 14 - сферическая шайба; 15 - шпонка

Ступица 6 (рис. 3) задних колес закреплена на выступающем конце полуоси конечной передачи заднего моста с помощью шпонки 15. вкладыша 4 и четырех болтов 13.

Вкладыш снабжен регулировочным винтом (червяком) 3, который зацепляется с зубчатой рейкой, нарезанной на полуоси.

Вращая червяк гаечным ключом, можно передвигать ступицу вместе с колесом относительно полуоси и бесступенчато получать нужную для работы колею.

Во фланцы ступиц задних (и передних) колес запрессованы болты 7, с помощью которых крепят дис­ки колес.

Глубокие конусные фаски в отверстиях дисков и на гайках наряду с центрированием колес предотвращают самовольное свинчивание гаек.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

 

 

 

 

 

9

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

 Задний вал отбора мощности

 

   Ведущий полый вал 4 шлицами соединен со ступицей "опорного диска 1 сцепления, связанного гольдами и дистанционными втулками с маховиком двигателя. Это обеспечивает вращение вала независимо от того, включено или выключено сцепление. Зубчатые венцы шестерен 2 и 3 находятся в постоянном зацеплении с шестернями 5 и 6, свободно установленными на валу 8. Ведомая шестерня 6 вращается на двух бронзовых втулках, а шестерня 6 - в шарикоподшипниках, установленных на ступице шестерни 5.

Шестерни 5 и 6 могут поочередно соединяться с ведомым валом 8 посредством зубчатой муфты 7. При передвижении муфты вперед обеспечивается частота вращения ВОМ 9,0 с1 (540 мин"1), назад - 16,6 с"1 (1000 мин 1). Механизм переключения ВОМ установлен в нижней крышке корпуса сцепления. С одной частоты на другую переключают, поворачивая поводок гаечным ключом. При включении независимого ВОМ вращение от вала 8 через муфту 10 передается валу 11 коронной шестерни 12 планетарного редуктора, размещенного в корпусе заднего моста. Водило 16 редуктора с тремя свободно установленными сателлитами 15 шлицами соединено с валом 18 (хвостовик ЮМ). К шестерне 19 приварен тормозной барабан 17 включения ВОМ, снабженный тормозом 14. Шкив тормоза 13 соединен с осями сателлитов 15 и водилом 16, обеспечивая остановку хвостовика ВОМ 18. Для включения ВОМ рычаг управления переводят в крайнее верхнее положение. При этом тормоз на барабане 14 солнечной шестерни затянут, а на барабане 13 водила - отпущен. Вращение от вала 11 с коронной шестерней 12 через сателлиты, которые обегают неподвижную солнечную шестерню, передается водилу, а от него - хвостовику 18 ВОМ. Для выключения ВОМ рычаг управления переводят в крайнее нижнее положение. При этом тормоз на барабане 14 отпущен, а на барабане 13 затянут. Тогда родило 16 вместе с валом 18 остановлено, коронная шестерня вращает сателлиты вокруг своих осей, а сателлиты в свою очередь вращают вхолостую солнечную шестерню 19 вместе с барабаном 17. При включении синхронного привода муфту 10 перемещают вперед, разъединяя ее с валом 8 и соединяя со шлицами ступицы ведущей шестерни 9 второй ступени коробки передач.

                     

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

 

 

 

 

 

10

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

3.Неисправности сцепления МТЗ-80 и способы их устранен ия
Сцепление пробуксовывает:

Отсутствие свободного хода педали - Отрегулировать сцепление.
Изношены накладки ведомых дисков - Заменить фрикционные накладки ведомых дисков или диски в сборе.
Замасливание накладок ведомых дисков МТЗ-80- Устранить причины попадания масла в сухой отсек сцепления, промыть сцепление, при необходимости заменить фрикционные накладки или диски в сборе.
Усадка или поломка нажимных пружин - Заменить неисправные пружины.
Коробление нажимного диска (корзины) МТЗ-80- Проточить или замените нажимной диск.
Попадание масла в сухой отсек корпуса сцепления вследствие износа манжеты, уплотняющей коленчатый вал - Заменить манжету.
Потеря эластичности манжеты кронштейна отводки вследствие перегрева - Заменить манжету.

Неполное выключение сцепления МТЗ-80

Увеличен свободный ход педали - Отрегулировать сцепление.
Промежуточный диск не устанавливается в среднее положение при выключенном сцеплении - Отрегулировать механизм отвода промежуточного диска в среднее положение.
Коробление ведомых дисков - Отрихтовать ведомые диски, при необходимости заменить.
Неправильно отрегулирован тормозок - Отрегулировать тормозок МТЗ-80.
Недостаточный ход педали до упора в защелку - Отрегулировать тягу, соединя-ющую педаль с блокировочным валиком до получения хода педали 140-160 мм.

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

 

 

 

 

 

 

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Разраб .

Алимаханов А.А

 

 

3. Неисправности и способы их устранения.

Лит

Лист

Листов

Провер .

Первушкин А.Ю

 

 

     

11

25

 

 

 

 

Филиал ГАПОУ ШТТ

п. Тюльган.

 

Н. контроль               

Селиверстова В.И.

 

 

Утв.

Кочкурова Е.В.

 

 

 





























Сцепление пробуксовывает.

Отсутствие свободного хода педали - Отрегулировать сцепление.
Изношены накладки ведомых дисков - Заменить фрикционные накладки ведомых дисков или диски в сборе.
Замасливание накладок ведомых дисков МТЗ-80- Устранить причины попадания масла в сухой отсек сцепления, промыть сцепление, при необходимости заменить фрикционные накладки или диски в сборе.
Усадка или поломка нажимных пружин - Заменить неисправные пружины.
Коробление нажимного диска (корзины) МТЗ-80- Проточить или замените нажимной диск.
Попадание масла в сухой отсек корпуса сцепления вследствие износа манжеты, уплотняющей коленчатый вал - Заменить манжету.
Потеря эластичности манжеты кронштейна отводки вследствие перегрева - Заменить манжету.

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

Лист

 

 

 

 

 

12

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

 

4.Неисправности коробок передач, редукторов и приводов переднего ведущего моста трактора МТЗ-80

Передачи коробки передач МТЗ-80 с подвижными шестернями включаются со скрежетом

Нарушена регулировка тяги тормозка - Отрегулировать длину тяги.
Изношена фрикционная накладка тормозка - Заменить накладку.
Износ и забоины на шлицах валов и в зубьях шестерен - Зачистить забоины шлицев вала, заменить изношенные детали.

Низкое давление масла в коробке передач МТЗ-80 с переключением под нагрузкой

Недостаточное количество масла в корпусе трансмиссии - Долить масло до метки "П" на стекле масломерного окна.
Залегание перепускного клапана - Промыть и при необходимости отрегулировать.
Загрязнение сетчатого фильтра гидросистемы коробки передач - Промыть фильтр.

Высокое давление в гидросистеме коробки передач МТЗ-80,

Залегание перепускного клапана - Вынуть и промыть клапан.

При остановленном тракторе давление понижается до ноля

Привод насоса НМШ-25 осуществляется от ходовой части - Переключить насос на привод от двигателя.

Преждевременный выход из строя игольчатых подшипников и крестовины карданного шарнира

Применение для смазки подшипников солидола или смесей, его содержащих - Замените изношенные детали. Для смазки карданных шарниров применяйте смазочные материалы только в соответствии с таблицей смазки.
Отсутствие смазки, попадание пыли и грязи из-за повреждения и износа сальников - Смазочные каналы крестовины прочистить и промыть. Изношенные и поврежденные детали заменить.

 

 

 

 

 

 

 

ПЭР 35.01.14 21.00.00

 

 

 

 

 

Изм

Лист

№ докум

Подпись

Дата

Разраб .

Алимаханов А.А

 

 
























Неисправности коробок передач, редукторов и приводов переднего ведущего моста трактора МТЗ 80.

Лит

Лист

Листов

Провер .

Первушкин А.Ю

 

 

     

13

25

 

 

 

 

Филиал ГАПОУ ШТТ

п. Тюльган.

 

Н. контроль               

Селиверстова В.И.

 

 

Утв.      

Кочкурова Е.В.

 

 

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 190.