Направление «общеинтеллектуальное»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Московского района

Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО: Принято:   УТВЕРЖДАЮ:  
 Заседание МО протокол № ___от _____  Педагогический совет протокол № ____от_______    Директор ГБОУ гимназия №524 Н.М. Лучкова приказ № ______ от ____________  

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

«Основы проектной деятельности»

Планируемый результат освоения программы.

Ученик научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Ученик  получит возможность научиться:

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

использовать догадку, озарение, интуицию;

использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей,  моделирование;

использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Основные разделы программы

Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии исследовательского обучения учащихся предполагают в основном лишь различные варианты включения ребенка в собственную исследовательскую практику. Большинство педагогов начальной, средней школ и тем более высших учебных заведений убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.

Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся.

Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов. Предполагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:

-тренинг исследовательских способностей;

-самостоятельная исследовательская практика;

- мониторинг исследовательской деятельности.

Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной , центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Содержание занятий  

 1 часть

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий в классе - 35 часов (из расчета 4 часа в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа. Занятия в каждом триместре проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл

Тема 6.  «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез.

Практические задания «Как делать обобщения».

Тема 7.  «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Тема 8.  «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

 

Второй цикл

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

 

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем  - 6 часов. Из них на коллективную работу, присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

От опыта - к идее»

3. Краеведение

4. Экологические маршруты

5. Поэзия природы

6. Стихии природы

 

 

                              

 Учебно-тематический план./ 2 часть /

Проект-это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Количество консультаций, необходимых ученику, зависит от субъективной сложности и новизны темы проекта для учащегося, масштабности проблемы, уровня  сформированности ключевых компетенций. Оптимальное количество консультаций, которые проводит руководитель проекта,-13-20 на проект. Из них на поисковом этапе должно пройти 4-6 консультаций, на аналитическом – 4-6 консультаций, на практическом – 1-3консультации, на презентационном – 2-3 консультации, на контрольном – 1-2 консультации.

 

 

                 Календарно-тематическое планирование

3 п\п Кол-во часов  Тема примечания

Тренинг (35 часов)

В течение 1-ого и 3-ого триместра
  8 Первый цикл

2 раза

в неделю

в течение

1-го триместра

 

1 1 Научные исследования и наша жизнь
2 1 Методы исследования
3 1 Наблюдение и наблюдательность
4 1 Эксперимент – познание в действии
5 1 Гипотезы и провокационные идеи
6 1 Анализ и синтез
7 1 Как давать определения понятиям
8 1 Планирование и проведение наблюдений и экспериментов
  9 Второй цикл

2 раза

в неделю

в течение

1 и 2-ого триместра

 

9 1 Наблюдение и экспериментирование
10 1 Основные логические операции
11 1 Гипотезы и способы их конструирования
12 1 Искусство задавать вопросы
13 1 Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное
14 1 Ассоциации и аналогии
15 1 Суждения, умозаключения, выводы
16 1 Искусство делать сообщения
17 1 Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы
  8 Третий цикл. Как работать вместе 2 раза в неделю в течение 1- 2- ого триместра
18 1 Понятие команды и группы  
19 1 Практическая часть: коммуникативная игра, тренинг на установление телесно-ориентированного контакта и определения зоны комфорта  
20 1 Кто со мной? Роль договора при эффективном взаимодействии  
21 1 Практическая часть: тренинг на определение и присвоение командных ролей, игра «Наклеивание ярлыков»  
22 1 «За» и «против». Конфликтное и бесконфликтное общение. Причины возникновения конфликтов.  
23 1 Практическая часть: письменная работа.  
24 1 Как работать вместе. Методы ведения продуктивного группового взаимодействия  
25 1 Практическая часть: коммуникативная игра, тренинг эффективного взаимодействия  
  10 Четвертый цикл. Основы риторики и публичного выступления 2 раза в неделю  в течение 1- 2 триместра
26 1 Что такое быть оратором. Ораторское искусство  
27 1 Практическая часть: анализ образцов публичных речей  
28 1 Рождение текста. Обязательные части публичного выступления. Нормы этикета.  
29 1 Практическая часть: разработка плана выступления по заданной теме  
30 1 Что и как мы говорим? Вербальные и невербальные формы передачи информации  
31 1 Практическая часть: коммуникативная игра  
32 1 Групповое выступление. Особенности группового выступления  
33 1 Работа с вопросами и ответами  
34 1 Практическая часть: подготовка группового выступления  
35 1 Практическая часть: презентация группового выступления  
  35 Общее количество часов тренинга  

Поисковый

Ч

1 Выбор темы проекта. 1 2 Выделение подтем в теме проекта. Формирование творческих групп. 1 3 Определение и анализ проблемы. 1 4 Анализ информации. Сбор и изучение информации. Определение потребности в информации. 1 5-6 Резерв. 2

Аналитический

Ч

7 Постановка цели проекта. Определение задач проекта. 1 8 Определение способа разрешения проблемы. Анализ рисков. 1 9 Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование проблемы. 1 10 Анализ ресурсов. Планирование продукта. 1 11-12 Резерв. 2

Практический

Ч

13 Выполнение плана работ. Текущий контроль. Предварительная оценка продукта. 1 14-15 Резерв 2

Презентационный

Ч

16 Подготовка презентации. 1 17 Презентация, представление полученного продукта. 1 18 Резерв. 2

Контрольный

Ч

19  Анализ результатов. Оценка продукта, оценка продвижения. 1 20 Резерв. 1

 

 

                             Содержание работы над проектами.

Этап работы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Поисковый Фасилитирует: Проблематизирует высказывание или действия учащегося. Использует проблемное изложение. Мотивирует учащихся к обсуждению. Обеспечивает процесс группового обсуждения. Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Информирует: Предлагает схемы анализа. Предлагает источники информации по запросу учащегося. Наблюдает (оценивает): За процессом и содержанием группового обсуждения. За действиями учащегося во время консультации. Предлагает (корректирует): Формулировку проблемы.   Принимает в составе группы или самостоятельно решение по поводу ситуации, которая будет изменена при реализации проекта, и аргументирует свой выбор. Определяет свои потребности, интересы, представления о должном и заявляет о них. Осуществляет поиск источников информации, сбор и обработку информации, позволяющей описать желаемую и реальную ситуации. Описывает и обосновывает желаемую и реальную ситуации. Ищет противоречия между желаемой и реальной ситуацией. Формулирует проблему. Проводит анализ проблемы.
Аналитический Фасилитирует: Проблематизирует высказывание или действия учащегося. Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Обеспечивает процесс группового обсуждения. Инициирует запуск процесса самоконтроля. Информирует: При необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов. Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации. Предлагает схемы анализа. Наблюдает (оценивает): За процессом и содержанием группового обсуждения. За действиями учащегося во время  Предлагает (корректирует): Формулировку цели и задач. Способы решения проблемы. Критерии и способы оценки продукта. Хронологию. Ресурсы.   Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Осуществляет выбор способа решения проблемы. Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Предлагает и обсуждает способ достижения цели. Ставит задачи. Описывает (характеризует) предполагаемый продукт своей (групповой) деятельности. Предлагает, (принимает) критерии оценки продукта. Осуществляет процесс планирования Анализирует ресурсы. Определяет свое место (роль) в групповом проекте.  
Практический Фасилитирует: Обеспечивает процесс группового обсуждения. Мотивирует учащихся к самоконтролю. Наблюдает (оценивает): За процессом и содержанием группового обсуждения. За соблюдением техники безопасности. Организует: Доступ к оборудованию и другим ресурсам.  Информирует: При необходимости – о нарушении временных рамок деятельности.   Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты. При необходимости консультируется с учителем.
Презентационный Фасилитирует: Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Обеспечивает процесс группового обсуждения. Наблюдает (оценивает): За процессом и содержанием группового обсуждения. За презентацией. Задает вопросы с целью оценить коммуникативную компетентность. Организует: Место и время проведения презентации. Предлагает (корректирует): При необходимости – различные формы презентации. При необходимости – цель презентации и способы воздействия на аудиторию.   Выбирает (предлагает) форму презентации. Готовит и проводит презентацию. Задает вопросы (при презентации других групп/учащихся).  
Контрольный Фасилитирует: Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Обеспечивает процесс группового обсуждения. Инициирует оценку продукта, оценку презентации, оценку продвижения, сопоставление оценок.   Проводит оценку продукта проекта. Проводит оценку результативности проекта. Обсуждает оценки, высказанные товарищами по группе, учителем, одноклассниками, в том числе и обратную связь в ходе презентации. Рефлексирует свою деятельность по проекту, производит оценку собственного продвижения.  

Примеры реализации проектов.

Класс.

                              Проект «Великие географические открытия»

 

№ раздела, занятия п/п Название раздела, тема занятия Вид деятель-ности Коли-чество часов Кален-дарные сроки
1 Введение. лекция 1 сентябрь
I , II Проектная деятельность. Великие географические открытия.   31 Сентябрь- октябрь
2 Проектная работа. Ее структура, содержание, этапы работы, методы исследования. лекция 1  
3 Выбор темы исследования. Её актуальность. («Васко да Гама. Морской путь в Индию», «Христофор Колумб. Открытие Америки», «Америго Веспуччи», «Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие».) лекция 1  
4 Постановка целей и задач учебного исследования. лекция, практика 1  
5 Структура учебного исследования. лекция, практика 1  
6 План работы над учебным исследованием. лекция, практика 1  
7 Выбор методов исследования. лекция, практика 1  
8 Объект, предмет и гипотеза исследования. лекция, практика 1  
9 Виды информационных источников учебного исследования. практика 1  
10 Работа с текстами. практика 1  
11 Этапы работы над книгой. практика 1  
12     Оформление теоретической главы исследования. практика 1  
13 Использование научной терминологии в тексте теоретического описания учебного исследования. практика 1  
14 Выполнение экспериментальной части исследования. практика 1  
15 Выполнение экспериментальной части исследования. практика 1  
16 Выполнение экспериментальной части исследования. практика 1  
17 Способы представления экспериментальной части исследования. практика 1  
18 Способы представления экспериментальной части исследования. практика 1  
19 Оформление работы. лекция, практика 1  
20 Оформление работы. лекция, практика 1  
21 Подготовка доклада по теме исследования. лекция, практика 1  
22 Подготовка доклада по теме исследования. лекция, практика 1  
23 Знакомство с Microsoft Power Point. лекция 1  
24 Планирование содержания презентации. лекция, практика 1  
25 Планирование содержания презентации. лекция, практика 1  
26 Сценарий презентации и его разработка. лекция, практика 1  
27 Сценарий презентации и его разработка. лекция, практика 1  
28 Подготовка презентации проекта. практика 1  
29 Подготовка презентации проекта. практика 1  
30 Подготовка презентации проекта. практика 1  
31 Подготовка презентации проекта. практика 1  
32 Выступление. Подача информации. Правила выступления. лекция 1  
III Итоговая конференция.   2  
33 Итоговая конференция. Презентация проектов. практика 1  
34 Рефлексия. Подведение итогов. практика 1  

 



Ожидаемые результаты.

Проектная деятельность - особая форма учебной работы, способствующая воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла учащиеся на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у учеников будут заложены:

• потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;

• основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

• основы ценностных суждений и оценок;

• уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

• основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

 

 

Рекомендуемая литература.

1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.

3. Метод проектов – технология комплексно-ориентированного образования: Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

5. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.

6. Примерная основная образовательная программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.

Московского района

Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО: Принято:   УТВЕРЖДАЮ:  
 Заседание МО протокол № ___от _____  Педагогический совет протокол № ____от_______    Директор ГБОУ гимназия №524 Н.М. Лучкова приказ № ______ от ____________  

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности

«Основы проектной деятельности»

направление «общеинтеллектуальное»

                                                   для 5-6 классов

(срок реализации – 1 год)

Автор : учитель географии высшей квалификационной категории 

Александрова Ирина Николаевна

 

                                           Санкт-Петербург

                                        2014 - 2015 учебный год

                                       Пояснительная записка.

 Нормативно-правовое обеспечение реализации внеурочной деятельности осуществляется на основе следующих нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .
  2. Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12. 2010 г., зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011г.)
  4. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312».
  6. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.04.2014 № 03-20-1424/14-0 «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные образовательные программы, на 2014/2015 учебный год».

7. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.)

  1. Письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 14.05.2014 № 03-20-1905/14-0-0 «О направлении инструктивно-методического письма «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга».

9. Устав (новая редакция) ГБОУ гимназия № 524 Московского района СПб (утверждено   КО СПб 07.-9.2011г. № 1757-р)

10. Образовательная программа ОУ.

 

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных курсов и  внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы. 

Реализация метода проектов требует адекватной формы организации образовательного процесса. Две базовые установки метода проектов приводят к противоречию необходимых организационных форм и классно- урочной системы:

- выполняя проект, учащиеся решают субъективно значимую проблему, основное время необходимо для самостоятельной работы с различными (информационными, техническими и т. п.) ресурсами, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках классного коллектива;

- выполняя проект, учащиеся достигают поставленной цели средствами различных предметных областей учебного плана, а также информации и технологий, выходящих за его пределы, поэтому работа над проектом не может быть организована в рамках урока.

В этой ситуации целесообразно начиная с 5 класса организовать проектную деятельность учащихся как внеурочную.

Программа является модифицированной, составлена при помощи: Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

Цель программы состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Задачи  программы:

· Развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

· раскрытие способностей и поддержка одаренности детей;

· организация интеллектуальных и творческих соревнований, участие в школьной и городской конференциях;

· воспитание у учащихся устойчивого интереса к изучению географии ( предметов естественнонаучного цикла)…развитие творческого  мышления учеников.

Программа включает описание содержания и организации работы по формированию основ учебно-исследовательской и проектной деятельности. В результате работы по программе получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся.

 В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умению работать в группе.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию навыка работы с информацией. Ученики научатся осуществлять поиск информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

Программа адресована учащимся 5-6 классов и сформирована с учетом психолого-педогогических особенностей развития младших подростков 11-12 лет, связанных:

с переходом к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

с осуществлением благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;

с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.

Основной формой работы с учащимися является индивидуальная или групповая консультация. Консультации проводятся 3 раза в неделю  в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города. Проектная деятельность включает проведение экскурсий, олимпиад, соревнований; предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 1 год (5-6 класс).

Планируемый результат освоения программы.

Ученик научится:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Ученик  получит возможность научиться:

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

использовать догадку, озарение, интуицию;

использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей,  моделирование;

использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

-положительное отношение к исследовательской деятельности;

-широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 158.