Налоговый контроль можно рассматривать в двух аспектах:
в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов;
в узком аспекте — это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Налоговым кодексом под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, установленном Налоговым кодексом.
Объектом налогового контроля является:
1. движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
2. материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля являются: валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах установленной компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.
Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение законодательства.
Непосредственной целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений ( в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Виды налогового контроля:
1. В зависимости от времени проведения:
· Предварительный (проводится до отчетного периода по конкретному виду налога, либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов.)
· Текущий (проводится во время отчетного периода. Особенностью является его проведение непосредственно в ходе реализации хозяйственных и финансовых операций с денежными средствами налогоплательщика.)
· Последующий (проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации)
2. В зависимости от субъекта:
· Налоговых органов
· Таможенных органов
· Органов внутренних дел
· Следственных органов
3. В Зависимости от места проведения:
· Выездной (осуществляемый посредством выездной налоговой проверки в месте расположения налогоплательщика
· Камеральный (осуществляемый посредством проведения камеральной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.
Защита прав и законных интересов в сфере налогообложения
1. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц , если по мнению этого лица такие акты или действия и бездействия нарушают его права.
2. Акты налоговых органов ненормативного характера
Жалобой признается обращение лица в налоговый орган предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, а также действий и бездействий его должностных лиц
Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган предметом которого является обжалование не вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании НПА ненормативными.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение одного года со дня когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
В случае пропуска по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен соответственно вышестоящим налоговым органом
Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности подается до момента вступления в силу решения
Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.
Итоги рассмотрения жалобы:
1. Оставляет жалобу без удовлетворения
2. Отменяет акт налогового органа ненормативного характера
3. Отменяет решение налогового органа полностью или части
4. Отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение.
5. Признает действие или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.
Срок принятия решения налоговым органом:
Решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения.
Указанный срок может быть продлен руководителем налогового органа для получения документов необходимых для рассмотрения жалобы у нижестоящих налоговых органов но не более, чем на одни месяц.
О принятом решении в течении трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу.
Дата: 2019-07-24, просмотров: 304.