Вопрос 32 Налоговый контроль: понятие, виды, стадии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налоговый контроль можно рассматривать в двух аспектах:

в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государ­ственных и муниципальных фискальных интересов;

в узком аспекте — это контроль государ­ства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Налоговым кодексом под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, установленном Налоговым кодексом.

Объектом налогового контроля является:

1. движение денеж­ных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;

2. материальные, трудовые и иные ресурсы нало­гоплательщиков.

Предметом налогового контроля являются: валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах установленной компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение законодательства.

Непосредственной целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений ( в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Виды налогового контроля:

1. В зависимости от времени проведения:

· Предварительный (проводится до отчетного периода по конкретному виду налога, либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов.)

· Текущий (проводится во время отчетного периода. Особенностью является его проведение непосредственно в ходе реализации хозяйственных и финансовых операций с денежными средствами налогоплательщика.)

· Последующий (проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации)

2. В зависимости от субъекта:

· Налоговых органов

· Таможенных органов

· Органов внутренних дел

· Следственных органов

3. В Зависимости от места проведения:

· Выездной (осуществляемый посредством выездной налоговой проверки в месте расположения налогоплательщика

· Камеральный (осуществляемый посредством проведения камеральной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа.

Защита прав и законных интересов в сфере налогообложения

1. Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц , если по мнению этого лица такие акты или действия и бездействия нарушают его права.

2. Акты налоговых органов ненормативного характера

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, а также действий и бездействий его должностных лиц

Апелляционной жалобой признается обращение лица в налоговый орган предметом которого является обжалование не вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании НПА ненормативными.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган подается в течение одного года со дня когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен соответственно вышестоящим налоговым органом

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности подается до момента вступления в силу решения

Жалоба на вступившее в законную силу решение, которое не обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение года с момента вынесения обжалуемого решения.

Итоги рассмотрения жалобы:

1. Оставляет жалобу без удовлетворения

2. Отменяет акт налогового органа ненормативного характера

3. Отменяет решение налогового органа полностью или части

4. Отменяет решение налогового органа полностью и принимает по делу новое решение.

5. Признает действие или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и выносит решение по существу.

Срок принятия решения налоговым органом:

Решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения.

Указанный срок может быть продлен руководителем налогового органа для получения документов необходимых для рассмотрения жалобы у нижестоящих налоговых органов но не более, чем на одни месяц.

О принятом решении в течении трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 304.