Поиск и систематизация материала по теме исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Основными источниками информации   являются монографии, учебники, учебные, методические пособия и разработки, статьи в научных и научно-методических журналах, сборники научных и научно-методических работ, материалы конференций, веб-страницы в сети Интернет. При их использовании необходимо правильно оформить ссылки на них. Могут использоваться также и неопубликованные материалы. В случае рукописей это указывается в скобках после названия источника. Если используется устное высказывание специалиста, это также упоминается в тексте работы.

При изучении публикаций по теме необходимо пользоваться научными библиотеками. Для подготовки курсовой работы могут использоваться, прежде всего, университетская библиотека, центральная региональная (областная) библиотека, а также некоторые специализированные библиотеки, которые существуют в больших городах. При необходимости следует пользоваться также центральными библиотеками: Российской государственной библиотекой (РГБ, http://www.rsl.ru/), Российской национальной библиотекой (РНБ, http://www.nlr.ru/), Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы им. М.И.Рудомино (ВГБИЛ, http://libfl.ru/), Библиотекой Академии наук (БАН, http://www.rasl.ru/), Государственной центральной научной медицинской библиотекой (ГЦНМВ), Государственной научной педагогической библиотекой им. К.Д. Ушинского Российской академии образования (ГНПБ РАО, http://www.gnpbu.ru/), Институтом научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН, http://www.inion.ru/), Библиотекой по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН, http://www.benran.ru/) и др.

Поиск книг по интересующей проблеме обычно начинают со справочно-библиографического отдела и систематического каталога библиотеки. Каждая библиотека имеет собственный справочно-библиографический аппарат. Ее каталоги и картотеки содержат оригинальную информацию. При сходных фондах отечественных изданий каталоги научных библиотек могут отличаться по структуре и содержанию. Поэтому поиск информации в различных библиотеках может дать разные результаты. Библиотеки имеют электронный каталог, в том числе в общем доступе на сайтах.

В библиотеке НИУ «БелГУ» читателям открыт доступ к значительной части справочно-библиографического аппарата. Они могут обращаться к энциклопедиям, словарям, справочникам, библиографическим пособиям, самостоятельно вести поиск в системе каталогов и картотек.

Информацию о психолого-педагогической литературе можно найти также в разделах систематического каталога смежных отраслей знания, например, философии, медицины, социологии, этнологии и др.

Существенно расширяют знания об источниках библиографические списки, помещаемые в конце книг и статей, достаточно полный перечень информации по соответствующей теме содержат, как правило, списки литературы в кандидатских и докторских диссертациях. Диссертации можно найти в местах их хранения (в РГБ), а также по месту защиты – в библиотеке соответствующего научного учреждения или учебного заведения. Авторефераты диссертаций в последние годы публикуются в сети Интернет: докторские – на сайте ВАК (http://vak.ed.gov.ru/); кандидатские – на сайтах учреждений, на базе которых проводятся защиты.

Основой для написания курсовой работы должны служить публикации учебного и научного характера – книги и статьи соответствующего содержания и жанра. Первый тип публикаций – это научные книги и статьи, предназначенные для коллег-профессионалов. Они пишутся, как правило, строго научным языком и в их задачу входит сообщение новых данных по какой-либо проблеме. Студенты могут испытывать трудности при чтении таких книг по причине недостаточного знания существа описываемой проблемы и используемой терминологии.

Второй тип публикаций – это учебники и учебные пособия, предназначенные для студентов высших и средних учебных заведений. Они пишутся также научным языком, хотя степень сложности и доступности изложения, количество используемой научной терминологии должно соответствовать подготовке студентов, для которых это учебное пособие предназначено. Основная задача, на которую ориентируются авторы такого рода книг, – систематизированное изложение какой-либо области психолого-педагогического знания. В ряде случаев изучение литературы полезно начинать с учебников и учебных пособий.

Третий тип публикаций – справочники и словари, где в определенной системе объясняются термины и понятия, а также некоторые разделы психолого-педагогического знания. Обращение к ним также целесообразно на первом этапе работы, поскольку в них можно найти типичные определения понятий, классификации явлений, описание основных психологических закономерностей.

Четвертый тип публикаций – это научно-популярные книги и статьи, предназначенные для широкого круга читателей. Они содержат доступное и ясное изложение какой-либо психологической проблемы, написаны научно-популярным языком и не предполагают знания читателем профессиональной психологической терминологии. Научные термины или доступно разъясняются, или заменяются более простыми языковыми оборотами. Задача автора такой книги – популяризация психологических или педагогических знаний, повышение психолого-педагогической культуры читателя.

В зависимости от количества авторов и структуры книги, выделяют следующие типы психологических изданий: монография, коллективная монография, сборник научных трудов. Монография – книга, содержащая изложение результатов научного исследования, посвященного одному вопросу. В том случае, когда она написана несколькими авторами, ее называют коллективной монографией. Сборник научных трудов содержит несколько статей по ряду проблем сходной тематики, но не объединенных общей идеей или структурой исследования.

Для сообщений о результатах исследований ученые используют также периодические издания, например, журналы. Преимущество журнальной статьи – в оперативности публикации. Она содержит лаконичное изложение целей, задач, методики, результатов и выводов по изученной исследователем проблеме. Существует большое количество научных журналов, выпускаемых издательствами или психологическими и педагогическими обществами и ассоциациями.

Источником информации по психологии и педагогике стал Интернет. Для успешного поиска информации в нем важно знать адреса соответствующих сайтов и веб-страниц. Необходимые профильные сайты следует искать по ключевым словам в основных поисковых системах.

Существует также сайт виртуальной справочной службы: http://www.library.ru и информационно-справочный портал МОиН РФ http://www.elibrary.ru/, а также сайты многих научных журналов и сайты с электронными ресурсами профильных публикаций.

В поисках статей по теме исследования рекомендуем просмотреть следующие профильные периодические издания:

Психология: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Развитие личности», «Мир психологии», «Культурно-историческая психология», «Вестник МГУ. Серия 14, Психология», «Московский психотерапевтический журнал» (с 2010 года – «Журнал консультативной психологии и психотерапии»), «Журнал прикладной психологии», «Журнал практической психологии», «Психологическая наука и образование», «Вестник практической психологии образования», «Психология в вузе», «Психология. Журнал ВШЭ», «Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы», «Психологическая диагностика», «Психотерапия», «Психология и соционика межличностные отношения», «Российский психологический журнал», «Психология зрелости и старения», «Психология и школа», «Психология обучения», «Сибирский психологический журнал». Газеты «Школьный психолог», «Психологическая газета».

Педагогика и образование: «Бюллетень Министерства образования и науки РФ», «Педагогика», «Народное образование», «Вопросы образования», «Официальные документы в образовании», «Вестник образования», «Преподаватель. XXI век», «Педагогическое образование и наука», «Педагогическая техника», «Мир образования – образование в мире», «Исследователь/Researcher» (до 2008 года «Исследовательская работа школьников»), «Воспитание школьников», «Одаренный ребенок», «Дошкольное воспитание», «Начальная школа», «Наука и школа», «Дополнительное образование и воспитание», «Высшее образование в России», «Вестник высшей школы. Almamater»,, «Соискатель – педагог», «Социальная педагогика», «Отечественный журнал социальной работы», «Педагогический вестник», «Социология образования», «Философия образования», «Инновации в образовании», «Школьные технологии», «Педагогическая диагностика», «Школьное обозрение», «Образование и наука», «Лицейское и гимназическое образование», «Директор школы», «Завуч», «Школьное планирование», «Воспитательная работа школьников», «Сельская школа», «Педагогика детства», «Дошкольная педагогика», «Дошкольник. Младший школьник», «Семья и школа», «Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи», «Профессиональное образование» «Вестник МГУ. Серия 20. Педагогическое образование», «Социальная работа». Газеты: «Учительская газета», «Первое сентября». Большинство научных журналов в последнем номере за год публикуют указатели статей, изданных за прошедший год.

Основные приемы поиска материала

При поиске материала для курсовой работы рекомендуется использовать общие правила работы с первоисточниками и литературой, применяемые в научных исследованиях в гуманитарной области знания:

1. Прежде чем приступить к чтению и анализу первоисточников, следует познакомиться с литературой по теме, начиная с книг, в которых исследуемый вопрос изложен кратко и просто.

2. Поскольку при подборе материалов существует опасность увлечься сведениями или фактами, которые напрямую не относятся к теме работы, исследователь должен сознательно ограничивать себя чтением и анализом только тех материалов, которые действительно необходимы для раскрытия темы.

3. Первоисточники и литература должны быть привлечены в максимальном объеме. Определить их круг можно с помощью систематического каталога в библиотеке, косвенных ссылок, списка литературы при статьях в энциклопедиях и справочниках.

4. Для каждой используемой в работе книги или статьи следует сразу же записывать выходные данные (автор; название книги, статьи, сборника или журнала; место издания; издательство; год издания; номер выпуска для периодических изданий, интернет-адрес). Эту работу следует делать одновременно с подбором материалов, не откладывая на будущее, поскольку впоследствии, при написании текста работы, нужное издание может быть уже недоступно.

5. При подборе материала необходимо грамотно делать выписки для последующего цитирования. Если текст выписывается дословно, его обязательно нужно заключить в кавычки, указать номер страницы и выходные данные книги или статьи. Если делается парафраз (пересказ) какого-либо текста, необходимо отметить, что это не цитата, и также зафиксировать номер страницы и выходные данные книги.

6. При работе с литературой могут встретиться нужные цитаты из первоисточников или книг других авторов. Для грамотного использования цитаты желательно найти ее источник, так как опосредованное цитирование (цитирование первоисточника по другим исследованиям) может привести к искаженному восприятию и неверной интерпретации цитаты, вырванной из контекста оригинального текста. Если первоисточник недоступен, в курсовой работе допустимо использовать опосредованное цитирование с обязательным указанием, что цитата приводится не по оригинальному тексту (Цит. по…).

7. При использовании Интернет-ресурсов следует предварительно выяснить степень ответственности автора или организации, опубликовавшей материал. Необходимо также иметь в виду, что в Интернете тексты могут публиковаться в неполном виде или с ошибками, поэтому если документ важен для исследования, желательно воспользоваться его печатным вариантом.

8. В тексте работы категорически запрещается использовать анонимные материалы (без указания авторства или названия статьи) из Интернета.

       Систематизация собранного материала и составление плана работы

Собранные исследователем данные разбиваются на группы по темам, затем выстраиваются в определенной последовательности, то есть систематизируются. На этом этапе появляется подробный план работы, уточняется ее структура. Самой крупной частью работы является глава. Размещение материала внутри главы (разбивка на подразделы и пункты) должно соответствовать общей логике раскрытия темы работы, т.е. задачам работы. Необходимо последовательно развивать подтему, которой посвящена данная глава. Составленный план работы представляется научному руководителю на утверждение. Возможна дальнейшая корректировка плана в процессе написания работы, с обязательным согласованием с научным руководителем.

 

 

 

   

 

 

II . Структура и содержание курсовой работы

Общепринята следующая структура курсовой работы:

1. Титульный лист.

2. Оглавление с указанием страниц.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованных источников.

7. Приложения.

 

1. Титульный лист. На титульном листе сверху указывается полное название университета, института, факультета, кафедры, тема работы, Ф.И.О. автора и Ф.И.О., должность, звание научного руководителя, место и год написания. Титульный лист имеет унифицированную форму, представленную на сайте НИУ «БелГУ». Образец титульного листа представлен в приложении 1.

2. Оглавление (образец представлен в приложении 2).

3. Введение (2-4 стр.).

Во введении излагается программа исследования – план действий исследователя, который необходим как для понимания, что, зачем, как и с помощью чего исследовать, так и для понимания того, как реализовать это исследование (план последовательных действий). Введение имеет устоявшуюся структуру.

Актуальность исследования. В этой части введения дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Анализируется разработанность проблемы. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и человекознания, а также рассуждения о высокой значимости выбранного студентом направления и важности этой работы. Раскрывая актуальность исследования, следует показать, какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед психологической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями и что еще не до конца изучено, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.

Здесь необходимо представить степень разработанности проблемы исследования, т.е. указать, кто из отечественных и/или зарубежных исследователей занимался рассмотрением тех или иных аспектов указанной проблемы исследования.

Проблема исследования, которая вытекает из выбранной темы. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблема исследования – это вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием, это то, что мы изучаем. Сформулировать проблему проще как вопросительную форму темы. Например: тема звучит как «Психологические особенности ролевого поведения женщины в неполной семье», тогда проблема может быть сформулирована как «Каковы особенности ролевого поведения женщины в неполной семье по сравнению с ролевым поведением женщин в полных семьях?».

Важно понять, что проблема – это не только уточнение темы, а нахождение и лаконичная формулировка определенного противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить или выяснить в ходе исследования.

После того как проблема сформулирована, необходимо обозначить цель исследования. Цель показывает направление и конечный результат выполнения работы. С целью сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель — это то, что исследователь намерен достигнуть в процессе работы; то, что мы хотим в исследовании разъяснить. Например, «Цель исследования — выявить, обосновать и экспериментально проверить условия...». Чем конкретнее цель, тем понятнее, что, как и какими средствами планируется достичь в работе. Также в некоторых случаях возможна фраза «Решение данной проблемы и составило цель исследования», что позволит избежать повторения проблемы.

Объект исследования – это то, на что направлено исследование, это, как правило, область или сфера явлений, реальные психолого-педагогические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования. Типичной ошибкой в определении объекта исследования является представление в качестве объекта конкретных испытуемых, а не психических явлений, процессов, феноменов.

Предмет исследования — это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта. Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется? Предмет — более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Предмет исследования должен быть созвучен теме исследования. В качестве предмета психологического исследования могут выступать любые аспекты психологической действительности: психические свойства, состояния, процессы, функции, динамика процесса, особенности поведения и общения, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями, условия и факторы развития и т.д.

Гипотеза исследования — научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной информацией. Гипотеза содержит предположительный ответ на вопрос, который представлен в виде формулировки цели исследования.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре предмета исследования, о характере его элементов и их связей, о механизме функционирования и развития. Также может определяться через условия, выполнение которых будет способствовать достижению цели.

 Гипотеза содержит в себе факторы, которые детерминируют то или иное явление. Гипотезы должны быть проверяемы в ходе исследования при помощи наличной техники или методов, но они могут быть, как подтверждены, так и опровергнуты.

С объектом и предметом, проблемой и целью исследования тесно связаны задачи исследования (этапы процесса достижения цели исследования). Задачи - это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы и формулировки практических рекомендаций или разработки коррекционно-развивающей программы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, определить теоретические основы исследования, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику феномена (сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. – это внутренние задачи исследования, которые не выносятся в разряд общих).

Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей. Всего рекомендуется постановка и решение не менее трёх, но не более пяти задач. После формулировки задач логично перейти к формулировке гипотезы исследования.

Следующим шагом должно стать осмысление теоретико-методологической (теоретической или методологической) основы исследования. Теоретико-методологическая основа – одна или несколько взаимосвязанных концептуальных идей, в русле которых выстраивается собственное исследование. Методологической основой не может быть простой перечень фамилий ученых или теорий, которые обсуждаются в работе. Не стоит в качестве методологической основы выдвигать идеи из противоречащих друг другу научных парадигм или концепций. Методологическая основа исследования – заявленная позиция, исходя из которой будут пониматься и трактоваться частные вопросы исследования.

Методы исследования: перечисляются по принципу от общих (анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, опрос, наблюдение, наративные (описательные) методики и пр.) к конкретным (методики, используемые в эмпирическом исследовании). Отдельно описываются методики исследования.

Экспериментальная или эмпирическая база исследования – организация, предприятие, подразделение (например, школа, вуз, фирма и т.п.), в котором проводится исследование или экспериментальная работа; выборка – общее число испытуемых и детализованное по значимым для исследования различиям (пол, возраст, социальные группы; экспериментальные и контрольные группы и т.п.).

Структура работы – в данном элементе указывается, из скольких разделов состоит работа и ее объем.

Например: Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Объем работы составляет 30 страниц.

После «Введения» следует основная часть работы; она имеет несколько разделов.

Основная часть работы.

ГЛАВА 1. Теоретическая часть работы. Обзор и анализ состояния изученности данной проблемы.

В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся темы работы. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. В первой главе значимо обсудить основные понятия, дав их сущностную характеристику, и теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. При анализе истории проблемы разумно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. Теоретический анализ предполагает полное и систематизированное изложение состояния вопроса, которому посвящена данная работа. Предметом анализа должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению. Она включает главы, структурированные на параграфы. Теоретическая часть состоит из двух-трех параграфов, в содержании которых отражаются современные психологические подходы к исследуемой проблеме, раскрываются основные теоретические позиции и обсуждаются ключевые понятия, используемые при построении эмпирического исследования. Следует избегать больших диспропорций в объеме отдельных разделов. Каждый раздел и подраздел этой части должен иметь заголовок, отражающий его тему и содержание, разделы работы должны заканчиваться кратким выводом. В итоге первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.

ГЛАВА 2. Эмпирическая часть работы.

В первом параграфе представлено обоснование процедуры и методов исследования; методик исследования, их авторов и диагносцируемых ими показателей; характеристика выборки, пространства исследования, собранных материалов; описание хода экспериментальной работы, основных этапов и логики исследования; описание контрольной и экспериментальной групп; средств обработки данных и т.д. В остальных параграфах дается описание результатов эмпирического исследования, проводится анализ и обсуждение полученных данных в соотношении с литературными источниками, должна содержаться исчерпывающая информация обо всех выявленных фактах и закономерностях, их анализ и интерпретация; делаются выводы. Приводятся данные экспертного, факторного или кластерного анализа, коэффициенты корреляции. В случае качественных исследования необходимо обосновать и описать принципы и критерии фиксации, обработки и анализа материалов. По каждой главе формулируются выводы. Выводы по эмпирическому исследованию должны быть достаточно валидными, вытекать из собственных данных, соотноситься с теоретическими и эмпирическими исследованиями других ученых.

Значимо, чтобы первая и вторая главы были содержательно взаимосвязаны. Обоснование хода исследования, выбора методов, логика анализа и интерпретации данных должны вытекать из теоретических обоснований эмпирического исследования.

Главы должны делиться на параграфы. Нумерация глав производится римскими, а параграфов арабскими цифрами. Структурирование глав и параграфов должно быть однотипно выдержано по всей работе. Например:

ГЛАВА I.

1.1

1.2

1.3

ГЛАВА II.

2.1

2.2

В конце каждого раздела работы целесообразно сформулировать резюме (2-3 абзаца) по существу изложенного материала, в котором содержится выражение установленной закономерности между изучаемыми явлениями. В качестве аргументов, обосновывающих полученные выводы, используются, прежде всего, лично полученные автором эмпирические данные и результаты их статистической обработки. Эти данные могут быть подкреплены ссылками на психологическую литературу и дополнены логическими рассуждениями. Обычно выводы начинаются оборотом «Таким образом,…», затем формулируется содержание самих выводов.

5. Заключение. Это своеобразный «ответ введению». В «Заключении» подтверждается актуальность исследования, содержится общее описание основных результатов исследования, Материал структурируется исходя из логики решения проблемы в соответствии с экспериментальным планом.

В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Особенно ценными являются полученные эмпирические результаты исследования. Их можно представлять в структурированном виде, нумеруя каждый. Последовательность представления результатов – от более общих, впрямую отвечающих на поставленную в исследовании проблему, к более частным. Заключение может завершаться предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы и практического использования результатов исследования.

6. Список использованных источников. Список литературы представляет собой нумерованный перечень использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме (все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме, рассмотренная автором в ходе исследования). Объем зависит от количества цитированных источников Требования к оформлению списка литературы см. ниже, а примеры библиографических записей представлены в приложении 3.

Литературные источники должны быть представлены таким образом, чтобы можно было найти сам источник и в нем нужную информацию. С этой целью для каждого источника необходимо указать:

· фамилии и инициалы всех авторов;

· название монографии (автор или коллектив авторов, место и год издания);

· название сборника документов или статей, фамилии его редакторов или составителей и его дополнительные выходные данные (год и место издания);

· название журнала, его выходные данные (номер, год и др.);

· интернет-ресурс.

Источники должны быть упорядочены и пронумерованы (источники на русском языке вначале, а затем все источники на иностранных языках); порядок следования работ в списке литературы – по алфавиту на основании фамилии первого (или единственного) автора, если несколько источников одного автора, - то по фамилии следующего соавтора (если есть) или по дате издания. Все упомянутые в тексте работы персоналии и научные источники должны быть включены в список литературы. Список литературы не должен содержать источники, заведомо не относящиеся к заявленной теме исследовательской работы.

7. Приложение. Характер приложения определяется автором самостоятельно, исходя из содержания.

В тексте работы на все приложения должны быть ссылки.

Например: (Приложение 1).

Порядок оформления по тексту ссылок на приложения такой же, как и оформления ссылок на иллюстрации. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте работы.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и его обозначения. Приложение обязательно должно иметь название, отражающее содержание представленных материалов или данных. Заголовок записывают в правом верхнем углу с прописной буквы отдельной строкой. Если используется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами (например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д.).

В Приложении помещается вспомогательный материал, который в основной части загромождает текст и затрудняет его восприятие. В данном разделе могут содержаться материалы исследования в таблицах, диаграммах, графиках; тексты методик (анкеты, тесты, опросники и др.), программа коррекционно-развивающих, тренинговых занятий и т.п.  Образец представления методики представлен в приложении 5.

Объем курсовой работы – от 25 до 30 страниц машинописного текста, не включая приложения. Количество источников в списке литературы не менее 30. В тексте работы должны быть ссылки на указанные источники.

 

 


Ш. Требования к оформлению и защите курсовой работы

3.1. Правила оформления курсовой работы

Общие требования к оформлению научных работ студентов:

- владение хорошим литературным языком (исключить грамматические, орфографические, стилистические и др. ошибки);

- текст должен быть легко читаемым, напечатан через 1,5 интервала 14 шрифтом Times New Roman, поля: слева – 3,0 см, сверху, снизу – 2,0 см, справа – 1,5 см, абзацный отступ – 1,25 см, Выравнивание текста устанавливается «по ширине страницы»;

- в тексте можно использовать шрифтовые начертания (полужирный, жирный, курсив);

- общий объем работы – 25-30 стр. без учета приложений;

- формулировки должны отличаться точностью и корректностью употребляемых терминов и понятий (при необходимости давать определения используемых понятий);

- работа должна быть четко структурирована и результаты должны подаваться в удобной форме.

Оформление страниц. Обязательна сквозная нумерация страниц. Номера страниц проставляются сверху посередине, номер на первой странице (титульном листе) и оглавлении не ставится. Размер шрифта, используемого для нумерации, должен быть меньше, чем у основного текста. Тип шрифта лучше использовать тот же самый.

Шрифтовое оформление. Размер шрифта (кегль) – 14 пт. Для оформления заглавий и основного текста работы используется шрифт Times New Roman. В качестве базового стиля рекомендуется использовать стиль «Обычный», имеющий некоторый стандартный набор параметров для набора текста.

При выделениях в тексте используют полужирный курсив. Подчеркивание в заглавиях не допускаются, в текстах – при исключительной необходимости.

Знаки препинания. Знаки препинания должны применяться в соответствии с правилами русской пунктуации.

Точки. Есть несколько случаев, в которых точки не ставятся: в конце заголовков, в подписях таблиц и рисунков; во многих сокращениях (мм, кг и пр.); в качестве разделителя десятичных знаков (для этого предназначена запятая).

Кавычки следует использовать только угловые.

Например: А.И. Кравченко рассматривает профессиональное самоопределение через такие категории как «действия», «поступки», «движения».

Черточки. Различают дефис и тире. Дефис (короткая черточка) используется для разделения частей сложных слов (все-таки, по-другому). Дефис никогда не отделяется пробелами. От дефиса отличается знак тире – знак препинания, используемый в предложениях. Тире всегда отбивается пробелами, но не переносится так, чтобы с него начиналась новая строка.

Тире – это знак препинания, в виде длинной горизонтальной черточки.

Например: Профессиональная подготовка специалиста – процесс сложный и многосторонний, основу которого составляет профессиональная направленность (здесь используется тире с пробелами).

Дефис – это небуквенный орфографический знак русской и многих других письменностей в виде короткой горизонтальной черточки. Графически тождествен со знаком переноса. Дефис – орфографический знак. Тире – пунктуационный.

Например: что-либо (здесь используется дефис без пробелов).

Пробелы. Пробел используется для отделения единиц измерения от числа (127 м), для разделения порядков в больших числах (10 000 км), при этом необходимо следить, чтобы не возникало переносов. Пробелом не отделяются от чисел знаки процента и градусов (99%), показатели степени. Не ставится пробел перед закрывающей и после открывающей скобок. После знака № пробел не следует ставить. Не следует отбивать красную строку пробелами. После любого знака препинания ставится пробел.

Оформление абзацев. Число самостоятельных предложений в абзаце различно и колеблется от одного до пяти-шести и более. Разделение на абзацы производится по смыслу излагаемого текста. В основном тексте используется выравнивание по ширине. В начале абзаца обязательна красная строка – 1,25 см (одинаково по всему тексту работы). Межстрочный интервал – полуторный.

Заголовки. Каждая новая глава работы начинается с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованных источников, приложениям, указателям. Точка в конце заглавия не ставятся.

В тексте рекомендуется использовать заголовки различных уровней. Их вид задается автоматически и предопределяется соответствующим стилем. Заголовки располагают посредине страницы без точки в конце. Подчеркивать и переносить слова в заголовке не допускается. Запрещается отрывать заголовки от основного текста. Заголовки глав, параграфов, разделов отделяются от текста дополнительным интервалом.

Нежелательна публикация подряд заголовков двух или трех уровней (главы, параграфа). Рекомендуется между общим заглавием и его детализацией представить преамбулу – текст на один-два абзаца, поясняющий задачи главы или ее содержание.

Нумерация глав, параграфов. Главы следует нумеровать римскими, параграфы – арабскими цифрами. Главы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться римскими цифрами с точкой, например: Глава I., Глава II. и т.д. Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер пункта, разделенные точкой, например, для первой главы: 1.1; 1.2; 1.3.

Иллюстрации. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Возможно вынесение объемных схем или диаграмм в приложение. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте, указанные в тексте – преимущественно в скобках (рис. 1.1) или (Прил. 2, рис. 3). Нумерация рисунков должна идти в соответствии c нумерацией глав, т.е. «рис. 2.3» означает, что это третий рисунок второй главы. Между двумя соседними иллюстрациями должно быть не менее трех-четырех строк текста. От нижнего края страницы рисунок должен отделяться несколькими строками текста.

Иллюстрации обязательно должны иметь смысловое название, которое помещают под иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом «Рис.», которое помещают до поясняющих данных. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах главы.

Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не помещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом ее название помещают только на первой странице, поясняющие данные – к каждой странице и под ними указывают «Рис. …, лист …».

Таблицы. Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте по примеру: (таблица 1.1). 

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, заголовков вертикальных граф. Все таблицы в тексте нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещается надпись с номером (например: Таблица 1.4). Тематический заголовок располагают посредине страницы, пишут с прописной буквы, без точки в конце. Заголовки граф пишут с прописной буквы. Подчиненные заголовки могут писаться со строчной, если они грамматически связаны с главным заголовком. Следует избегать вертикальной графы «Номер по порядку», в большинстве случаев не нужен. При переносе таблицы на другую страницу следует пронумеровать графы на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Данные в таблице представляются 12 шрифтом, 1,0 интервалом. Примеры оформления таблиц и рисунков представлены в приложении 4.

Приложения. Приложения оформляются как продолжение научной работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и номера арабскими цифрами. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. Приложение 1). Отражение приложения в оглавлении работы обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Примечания. Примечания помещают внутри текста в круглых скобках (как вводное предложение), или, если такие примечания содержат довольно значительный по объему материал, выносят в подстрочное примечание (т.е. оформляют как сноску внизу страницы). В тексте и в подстраничном примечании используется надстрочный значок. При использовании на одной странице нескольких примечаний количество значков увеличивается на один при каждом новом примечании. С новой страницы вновь начинается с одного значка.

Персоналии. Все персоналии в тексте упоминаются с инициалами перед фамилией, например: «Как отмечал А.Р. Лурия,…». При упоминании персоналий в скобках в виде перечисления, инициалы пишутся также перед фамилией: (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). Перечисление персоналий приводится либо в алфавитном порядке, либо в историческом; зарубежные и отечественные исследователи обычно перечисляются раздельно.

Библиографические ссылки. Библиографические ссылки употребляют: при цитировании; при заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций; при анализе в тексте опубликованных работ.

При ссылке на книгу обычно опускаются: подзаголовочные данные (кроме указания на повторность издания и номера тома); наименование издательства.

При прямой цитате обязательно указывается номер страницы, с которой взят приводимый в закавыченный текст.

По месту расположения относительно основного текста работы библиографические ссылки бывают: внутритекстовые (оформляются в круглых скобках); подстрочные, т.е. внизу страницы (оформляются более мелким шрифтом); затекстовые, т.е. вынесенные за текст всего произведения (список литературы).

Ссылки на источники указываются в квадратных скобках. Например: [16]. Подстрочные сноски не допускаются.

Если используется цитата, взятая из какого-либо источника без изменений, то используемый текст заключается в кавычки, а в ссылке указывается номер страницы, на которой находится этот текст.

Например: Л. И. Божович отмечает, что «проблему самоопределения чаще всего решают взрослые или обстоятельства жизни и лишь иногда сами подростки. Исключение составляют только учащиеся, обладающие какими-либо социальными способностями или рано сложившимися устойчивыми личностными интересами» [8, с. 21].

Цитаты выписываются непосредственно из первоисточников. Вместо пропущенных слов в цитате ставят многоточие. Первое слово цитаты, помещенное в начале предложения, всегда пишется с прописной буквы, даже если в оригинале оно написано со строчной. Цитировать авторов необходимо только по их собственным (т.е. по первоисточнику) произведениям.

Если источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в каком-либо другом издании. Ссылке должны предшествовать слова: Цит. по: … или Приводится по: ... Например: Цит. по: Инновации в образовании. – М., 2002. – С.88.

Список использованных источников должен иметь сквозную порядковую нумерацию включенных в него документов.

Способы группировки источников – алфавитный порядок, при котором описания книг и статей располагаются в общем алфавите фамилий авторов и заглавий книг и статей. Описания произведений авторов-однофамильцев располагают обычно в алфавите их инициалов. Работы одного автора и его работы с соавторами включают в список в алфавите первых слов заглавий, при этом не учитываются фамилии соавторов. Источники на иностранных языках приводятся в конце списка.

В начале списка рекомендуется располагать официальные и нормативные документы (Федеральные законы, Указы Президента, постановления, положения, приказы и т. д.). Внутри группы однотипных документов описания можно расположить либо по алфавиту, либо по хронологии. В конце списка приводятся описания источников на иностранных языках, располагая их в латинском алфавите.

Сведения о нормативных документах и статьях из периодических изданий приводятся с обязательным указанием источника опубликования. При включении в список архивных материалов необходимо указывать полное название архива или учреждения, где хранится документ, наименование или номер фонда, номер описи, номер дела и номера листов. При использовании в работе электронных документов из Интернета в источнике опубликования указывается адрес сервера или базы данных.

Оформление библиографических ссылок и списка литературы необходимо по библиографическому стандарту: ГОСТ Р 7.0.5-2008: http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=165614

Примеры библиографический записей по Библиографическому ГОСТу см. Приложение 3.

 

Требования к прохождению текста через систему «Антиплагиат». Курсовая работа, выполненная в НИУ «БелГУ», проходит через систему автоматизированной проверки текстов на наличие заимствований «Антиплагиат. ВУЗ». Под плагиатом понимается умышленное присвоение авторства на чужое произведение в целом или его часть, а также использование в тексте документа под видом самостоятельного материала, заимствованного из документов, ранее опубликованных любым способом, без ссылки на автора и/или источник заимствования или со ссылками, когда объем и характер заимствований ставят под сомнение самостоятельность выполненной работы.

Процент заимствований в курсовой работе должен быть не меньше 60%.

Обучающийся, выполняющий курсовую работу, должен:

– подготовить электронную версию текста в соответствии с предъявляемыми требованиями;

– сформировать материал в единый файл требуемого формата (*.docх, (*.doc);

– записать работу на носитель цифровой информации (флеш-карту);

– передать в установленные сроки научному руководителю электронную и печатную форму работы.

Рекомендации, как избежать плагиата:

1. Изложение мысли из первоисточника своими словами, а не копирование текста первоисточника. Следует прочитать один или несколько источников, проанализировать их, а затем изложить вытекающую из них мысль в одном предложении или абзаце. В конце указанного предложения или абзаца обязательно дать ссылку на все использованные источники.

2. Заключение цитируемого текста в кавычки («»).

3. Официальные документы не должны быть переведены с родного языка (или иных языков) на английский без удостоверения, что у документа отсутствует официальная английская версия. Как правило, все международные документы (включая конвенции, декларации, резолюции и другие документы прочих международных организаций и т.д.) имеют официальную английскую версию.

4. Переведенный текст необходимо заключить в кавычки и дать ссылку на оригинальный источник, указав в сноске, что цитируемый текст был переведен.

5. Во время защиты курсовой работы необходимо знать все цитируемые источники, чтобы суметь поддержать аргументы и быть готовым защищать свою позицию.

 


Защита курсовой работы

При оценке курсовых работ по психологии, как правило, учитываются: содержание работы, ее актуальность, степень самостоятельности, новизна выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общей и специальной).

К защите допускаются только те работы, оформление которых соответствует установленным требованиям. Защиты курсовых работ проходят в комиссиях, состоящих из преподавателей кафедры. Перед защитой работа должна быть проверена в системе «Антиплагиат. ВУЗ» на кафедре.

К защите студент готовит доклад, в котором отражает основные моменты проведенного исследования и презентацию.

Защита проходит при наличии письменного текста курсовой работы. Она носит характер научной дискуссии и происходит в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики. Обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в работе.

По результатам защиты выставляется оценка. Основными критериями оценки курсовой работы являются:

· обоснованность выбора и актуальность темы исследования;

· уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов и обобщений;

· четкость структуры работы и логичность изложения материала;

· методологическая обоснованность исследования;

· новизна исследовательской работы;

· объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме;

· соответствие формы представления курсовой работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ;

· качество устного доклада;

· глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

Оценка «отлично» выставляется при максимальной оценке всех вышеизложенных критериев.

Оценка «хорошо» выставляется за незначительные погрешности в каком-либо критерии.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за серьезные недостатки в одном или нескольких критериях.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется за несоответствие курсовой работы вышеизложенным требованиям.

 



Список литературы

Список основной литературы

1. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: теорет. подходы: учеб. пособие / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 286 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для вузов /Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2002. - 378 с.

3. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы: Избр. психол. тр. /Г.М. Андреева; Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т. - М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: Модэк, 1999. - 416 с.

4. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию: Учеб.пособие для вузов: Пер. с англ. / Э. Аронсон. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 517 с.

5. Крысько В.Г. Словарь-справочник по социальной психологии / В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с.

6. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник / В.Г. Крысько. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 432 с. - (Учебник для вузов).

7. Майерс Д. Социальная психология: [пер. с англ.] / Д. Майерс. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 794 с. - (Мастера психологии).

8. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. - 528 с. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник / А.Л. Свенцицкий. - М.: Проспект, 2005. - 336 с.

9. Социальная психология в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Сост. А.Л. Свенцицкий. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с. - (Хрестоматия по психологии).

10. Социальная психология: Учебное пособие / Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 2 изд., испр. - М.: Академия, 2003. - 600 с. - (Высш. образование).

11. Социальная психология: Хрестоматия /Сост.: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект-Пресс, 1999. - 475 с.

12. Тейлор Ш. Социальная психология / Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс. - 10 изд. - СПб.: Питер, 2004. - 767 с. - (Мастера психологии).

13. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 544 с.

14. Шихирев П.Н. Современная социальная психология: Учебное пособие для вузов /П.Н. Шихирев. - Екатеринбург: Деловая кн.; М.: Ин-т психологии РАН: КСП+, 2000. – 448 с. - (Б-ка социальной психологии).

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 188.