Составитель: Тишкина Т.В. Басырова Э. И.,
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономический анализ: методические указания по выполнению курсовой       работы      – Казань:     , 2014. –  39с.

 

Методические указания по выполнению курсовой   работы по дисциплине «Экономический анализ предприятия»  разработаны в соответствие   с действующим федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01  «Экономика»   и предназначены для студентов очной и заочной форм обучения.

 

© Тишкина Т.В.

© Басырова Э.И.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….….. 4
1.  Общие положения………………………………………………….…… 5
2. Структура и содержание курсовой работы…………………………..…. 5
3. Требования к оформлению текста  курсовой работы………………... 9
4. Защита курсовой работы……………………………………………….. 11
5. Критерии оценок выполнения курсовой работы……………….…… 12
6. Примерные планы тем курсовых работ………………………………… 13
7 . Рекомендуемая литература……………………………………………… 26
Приложение 1. Примерный перечень тем курсовых работ…………… 29
Приложение 2. Задание на курсовую работу…………………………… 30
Приложение 3. Титульный лист курсовой работы……………………… 31
Приложение 4. Титульный лист на английском языке   ………………… 32
Приложение 5 Аннотация и заключение на английском языке………… 33
Приложение 6. Содержание курсовой работы………………………….. 36
Приложение 7. Оформление таблиц, рисунков ………………………... 37
Приложение 8. Список литературы..………………………………………. 38
Приложение 9. Рецензия на курсовую работу………………………….. 39

 

 

Введение

Курсовая  работа по дисциплине   «Экономический анализ предприятия»   – самостоятельная  творческая, исследовательская  работа  студентов, выполняемая в процессе обучения и имеющая  целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач в  расчетно-экономической, аналитической,  научно-исследовательской, организационно-управленческой  деятельности, привить навыки анализа и обоснования принимаемых ими решений. Задачи курсовой работы  состоят в систематизации, закреплении, углублении и расширении теоретических знаний и практических навыков студентов, полученных при изучении выше указанной дисциплины, а также развитии навыков выполнения самостоятельной работы   при подготовке  исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы.

Выполнение  курсовой работы по дисциплине «Экономический анализ предприятия» позволяет  сформировать и закрепить следующие компетенции у обучающихся:

ОПК-3 Способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.

ПК-1 способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

ПК-2 - способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

 

  Настоящие указания составлены с учетом следующих документов:

ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.

 ГОСТ Р 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

ГОСТ Р 7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

Общие положения

Выполнение курсовой работы способствует развитию навыков самостоятельного аналитического исследования, более глубокому изучению курса экономического анализа.    В процессе ее подготовки студенты глубоко и всесторонне знакомятся с важнейшими и наиболее сложными финансовыми, экономическими проблемами хозяйствующих субъектов, учатся анализировать современные явления экономической жизни общества  и делать на основе этого правильные, научно-обоснованные теоретические и практические выводы, разрабатывать рекомендации по совершенствованию процесса управления, более эффективному использованию выявленных резервов, уменьшению негативных последствий складывающихся тенденций развития хозяйствующих субъектов.

Студенты, выполняя курсовую работу, приобретают опыт работы с  различной литературой, умения находить в ней главные положения, непосредственно относящиеся к избранной теме, учиться логично и четко излагать свои мысли при раскрытии теоретических вопросов и, что особенно важно, связывать общие теоретические положения с конкретной действительностью.

В процессе подготовки курсовой работы приобретаются навыки самостоятельного подбора необходимой литературы, фактического и цифрового материала, работы со статистическими справочниками, составления таблиц, диаграмм, развивается  умение будущих специалистов делать обоснованные выводы, видеть перспективы развития производства и совершенствования экономической работы, квалифицированно разрабатывать необходимые рекомендации на основе проведенного анализа. Все это не только расширяет и углубляет знания по дисциплине, но и прививает навыки научного исследования и самостоятельного письменного изложения важных и сложных теоретических и прикладных проблем.

При выполнении курсовых работ, и особенно при их защите, студенты приобретают необходимое умение представлять результаты аналитической  и исследовательской работы в   виде выступления   на семинарских занятиях, участия в дискуссиях и научных конференциях.

 

2. Структура и содержание курсовой работы

Основные требования к курсовой работе:  

1. К курсовой работе   составляется план, а в ее структуре выделяются введение, основная часть и заключение. Обязательным элементом основной части является наличие исследовательской составляющей.

2. Глубокая теоретическая проработка исследуемых проблем на основе анализа литературы в области управления и экономики, включая законодательные, нормативные и другие документы по избранной теме.

3. Оформляется научный аппарат – сноски, ссылки и список использованной литературы.

4. Аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.

6. Курсовая работа должна быть написана четким, грамотным языком и правильно оформлена, то есть должна иметь титульный лист, содержание, нумерацию страниц, поля.

7.  

 

Процесс подготовки и защиты курсовой работы  состоит из последовательных этапов:

1. Выбор темы курсовой работы.

2. Подбор и ознакомление с литературой по избранной теме.

3. Составление плана курсовой работы.

4. Написание курсовой работы.

5. Оформление курсовой работы в соответствие с требованиями .

6. Защита курсовой работы.  

В течение первой    недели    того семестра, в рамках которого выполняется курсовая работа, студент должен самостоятельно или с помощью преподавателя, закрепленного кафедрой в качестве научного руководителя, выбрать из списка, предложенного кафедрой (см. Приложение  1), тему для своей будущей курсовой работы и оформление задания (Приложение 2).   В отдельных случаях студент (в порядке исключения) может выбрать для своей курсовой работы тему, которая не вошла в утвержденную кафедрой тематику, но отражает его приверженность определенному направлению научных поисков либо является заказом предприятия. В этом случае студент может предложить свою формулировку темы курсовой работы, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем и одобрена заведующим кафедрой. Порядок выдачи нетипового задания, хода выполнения курсовой работы, система оценок контрольных модулей и защиты - такие же, как и для курсовой работы по типовой тематике.

Внутри одного потока студентов не разрешается выбор одинаковой темы двумя и более студентами.

Все этапы выполнения курсовой работы должны укладываться в первые 11 недель 18-ти недельного учебного семестрового графика. Этапы выполнения разбиты на три контрольных модуля, каждый из которых выполняется в течение трех недель с контролем выполнения студентом графика работы на третьей, шестой и девятой неделе и сроками защиты на одиннадцатой неделе.

Подготовка написания и оформления курсовой работы начинается с утверждения научным руководителем задания на курсовую работу (Приложение 2) , ее плана и списка литературы по избранной теме.

Внутренняя структура работы должна состоять из введения, трех глав,  заключения, списка   литературы и приложений. Также обязательными элементами являются титульный лист, аннотация и заключение на английском языке.

Материал в курсовой работе располагается в следующей последовательности:

1) титульный лист (приложение 3),

2) Задание (приложение 2)

3) аннотация ( приложение 4)

2 содержание (приложение 5),

3) введение,

4) текст работы (разбитый на главы с параграфами),

6) заключение,

7) список   используемой литературы,

8) приложения.

Аннотация в соответствии с ГОСТ включает характеристику основной темы, проблемы объекта, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данный документ в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению. Объем аннотации не должен превышать 500 знаков.  

Содержание   курсовой работы должно включать названия глав и

параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки

содержания  должны полностью соответствовать заголовкам разделов и параграфов в тексте работы. Не допускается перенос слов в названиях глав или параграфов в тексте, точку в конце не ставят. (Приложение 5)

Во введении   рассматриваются основные тенденции изучения и развития темы, анализируются существующее состояние, обосновывается теоретическая и практическая актуальность темы, определяющая  научный и/или практический интерес для ведущих предприятий или организаций.

Далее дается краткий обзор литературы, раскрывающий степень разработанности исследуемой проблемы, специальной литературой,  умение студента систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, определять главное.  

От формулировки и доказательства того, что в исследуемой проблеме есть резервы для изучения и анализа переходят к формулировке цели исследования и основных задач, которые предстоит решать в соответствии с этой целью по форме: изучить, провести анализ эффективности…, разработать предложения по совершенствованию… и т.д. Формулировку задач исследования необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составлять содержание глав курсовой работы. Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования: объект – конкретная организация или система управления; предмет – та сторона объекта, которая подвергается исследованию (например, социально-экономические, трудовые отношения по поводу…). Объем введения не должен превышать 10% от общего объема курсовой работы (2-3 страницы машинописного листа).

Введение не должно раскрывать темы курсовой работы, так как оно не является содержательной частью работы. Не следует во введении приводить определение, понятие, состав, роль анализиру­емых категорий, т.е. теоретических положений.

В первой главе    рассматриваются теоретические аспекты исследуемой проблемы. На основе изучения литературных источников отечественных и зарубежных авторов рассматривается сущность, содержание, организация исследуемого процесса, его составные элементы.

Целесообразно начать с оценки степени изученности исследуемой темы, показать многообразие подходов к рассмотрению проблемы, характеризующие все понятия, упомянутые в заголовке темы и задачах исследования, по-разному освещаемые в научной литературе, и обязательно высказать свою точку зрения.

В теоретической главе  определяется перечень критериев, показателей, по которым будет собираться информация для аналитической (исследовательской) главы, дается описание методик анализа , используемых во второй (аналитической) главе работы.  

Во второй главе проводится анализ функционирования рассматриваемого объекта (в зависимости от темы). Эта глава носит ярко выраженный исследовательский характер. Минимальный период для проведения анализа – три полных отчетных года. По желанию студента временной интервал может быть расширен. Этот раздел базируется на тщательном изучении действующего законодательного и инструктивного материала, а также прочих нормативных документов, на всестороннем и глубоком анализе статистического и фактического материалов. Материалы анализа должны лежать в основе всей курсовой работы, служить ее аналитической базой, в соответствии с которой впоследствии будут разработаны соответствующие выводы и предложения. Не допускаются пересказывания содержания законов, инструкций и другой нормативно-правовой литературы. Расчеты должны базироваться на конкретной информации, иллюстрироваться аналитическими таблицами, рисунками (графиками, диаграммами).

В третьей главе разрабатывается проект предложений и практических рекомендаций по исследуемой теме (проблеме). Необходимо привести рекомендации для выработки эффективных управленческих решений на основе выявления внутрипроизводственных резервов, улучшения экономической работы организации.

Заключение суммирует итоги всей курсовой работы, отражает основные результаты, достигнутые при решении вопросов и проблем, поставленных в исследуемой теме и кратко изложены предложения по результатам изучения темы.  

Материал излагается от третьего лица в безличной форме, например «выявлено, что…», «рассчитывается следующим образом», «предлагается».

Список   литературы включает в себя перечень специальных литературных и других источников, действительно использованных при подготовке курсовой работы. В списке литературы должны быть  журнальные статьи, учебники, монографии в алфавитном порядке по фамилии авторов. В  списке литературы, использованной в ходе выполнения   курсовой работы,  должно быть не менее 2-х … 3-х ссылок на источники (в том числе из сайтов интернета), выполненных на иностранном (  английском) языке.

Список литературы должен включать не менее 20 источников. Использование периодической литературы является обязательным. Образец списка литературы см. в Приложении 8.

 

 3. Требования к оформлению текста  курсовой работы

Текст курсовой работы печатается на компьютере на одной стороне стандартного листа формата А4 белой писчей бумаги. Объем работы установлен в пределах 30-40 страниц машинописного текста (без учета списка литературы и приложений).

Расположение текста на странице должно располагаться следующим образом: размер левого поля – 30 мм, правого – 15 мм ,  верхнего и нижнего – 20 мм. На одной странице – 29 строк, в строке 60 символов. Текст и другие отпечатанные и вписанные элементы работы должны быть черными, контуры букв и знаков – четкими, без ореолов и затенения, шрифт Times New Roman. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются. Шрифт основного текста – 14, шрифт заголовков первого уровня полужирный, размер 16пт, шрифт заголовка второго и последующих уровней полужирный, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются. Названия разделов и параграфов выделяются полужирным шрифтом.  Разделы и параграфы должны быть сбалансированы. Минимальный объем одного параграфа – 3 страницы.

Каждая глава начинается с нового листа (страницы), а параграфы продолжаются на той же странице, отступив от названия главы или текста предыдущего параграфа на 10 мм (1 строка). Между текстом и названием параграфа отступ отсутствует. Подзаголовки в параграфе не допускаются.

Нумерация страниц текста проставляется в правом верхнем углу листа. Проставлять номер страницы необходимо с первой страницы введения, на которой ставится номер «3». После этого нумеруются все страницы, включая приложения. 

Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы) обозначаются словом «Рис.». Рисунки нумеруются арабскими цифрами, начиная с первого. Нумерация рисунков – сквозная. Название дается под рисунком в центре с номером рисунка и выделяется полужирным шрифтом. Рисунки могут быть выполнены в цветном виде. Во всех рисунках должна быть проставлена единица измерения. Пример оформления рисунков представлен в Приложении 7. В тексте работы обязательно должна присутствовать ссылка на соответствующий рисунок.

Рисунки должны быть выполнены студентом в редакторе, прочно совместимом с MS Word. Наиболее оптимальным является выполнение рисунков в редакторе диаграмм программ MS Word или Excel.

Помещенный в курсовой работе цифровой материал рекомендуется оформлять в виде таблиц. Слово «Таблица» и наименование помещают над таблицей по центру, без абзацного отступа в одну строку с ее номером и тематическим заголовком таблицы. Таблицы нумеруются арабскими цифрами, причем также как и у рисунков, нумерация таблиц должна быть сквозной. Каждая таблица должна иметь название, которое помещается над соответствующей таблицей. Его следует помещать над таблицей слева, в одну строку с ее номером через тире «Таблица 1 - Наименование». Названия таблиц следует выделять полужирным шрифтом. Рекомендуемое количество таблиц в курсовой работе – не менее 3-4 (таблицы в приложениях не учитываются).

Цифровые данные в таблицах пишутся строго по классам и разрядам чисел (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.). Если таблица целиком заимствована из одного источника или составлена по нескольким источникам, то под таблицей следует ссылка на источник. Авторство не указывается, если таблица составлена исполнителем курсовой работы на основе первичных материалов. В таблицах можно использовать одинарный интервал, а размер шрифта сократить до 10-12. Во всех таблицах должны быть проставлена единица измерения. Пример оформления таблицы приведен в Приложении 7. В тексте работы обязательно должна присутствовать ссылка на соответствующую таблицу.

При переносе таблицы на следующую страницу курсовой работы над ней размещают слова «Продолжение таблицы» с указанием ее номера. При этом, пронумеровав графы в начале таблицы, повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы при ее переносе не повторяют. Если размер таблицы превышает одну страницу, то она выносится в приложения.

Пояснение символов, коэффициентов рекомендуется приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента приводится с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы должны нумероваться арабскими цифрами. Номер формулы заключают в круглые скобки и помещают на правом поле на уровне нижней строки формулы, к которой он относится. Например,     

Тд = Тс × П × Д,   (1)  

где    Тд - дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.;

Тс - среднедневной товарооборот до рекламного периода, руб.;

П - прирост среднедневного товарооборота за рекламный и послерекламный периоды, %;

Д - количество дней учета товарооборота в рекламном и послерекламном периоде.

Иллюстрации и таблицы не рекомендуется размещать сразу после заголовка, и они не должны завершать текст. После рисунков и таблиц (до следующего заголовка) должен быть текст.

В работе должны быть ссылки на первоисточники. Ссылки приводятся в квадратных скобках после упоминания о них или в конце цитаты. После указания конкретных цифровых данных или цитат в ссылке указываются страницы, на которых помещается использованный материал, и номер источника в списке литературы. Например, [9, с.52], т.е. источник номер 9 в списке использованной литературы, страница 52.

Защита курсовой работы

Готовая курсовая работа, оформленная в соответствии с требованиями представляется руководителю для проверки и написания рецензии. Образец бланка рецензии представлен в Приложении 6. На основании имеющихся рекомендаций к защите студент готовит доклад. Если имеются замечания студент обязан их устранить и представить на повторную рецензию руководителю.  

Доклад должен занимать не более 5 минут и содержать:

- актуальность, цель и задачи работы;

- краткую характеристику объекта исследования:

- основное содержание каждого раздела работы;

- основные выводы и предложения с оценкой их эффективности;

Доклад иллюстрируется слайд -шоу (использование   Microsoft PowerPoint с помощью презентационного оборудования: ноутбука, проектора, экрана) и т.д.

После выступления студент,  отвечает на заданные ему вопросы. Ответы должны быть краткими и состоять из двух-трех предложений.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 203.