Введение
Тема "Тесты как средство контроля процесса формирования грамматических навыков учащихся 6 класса на уроках английского языка" выбрана нами в связи с тем, что проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является актуальной, так как все знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.
Особенно важным в процессе обучения является контроль грамматических навыков, так как он выступает одной из важных составляющих учебного процесса. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, поскольку с ее помощью обеспечивается формирование умение устного и письменного общения. Не владея грамматическими навыками, невозможно адекватное восприятие и понимание иноязычных высказываний, и, таким образом, затрудняется общение с носителем другой культуры. На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля.
Контроль грамматических навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение, реферат, зачет, экзамен), а может быть тестовым. Тестовая форма контроля отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии. Также очень важным является то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестов, к которым, безусловно учащихся необходимо готовить. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является выявить педагогические условия для успешного использования тестов как средства контроля формирования грамматических навыков учащихся 6 класса на уроках английского языка. Постановка данной цели обуславливает следующие задачи:
Уточнить понятия "навык", "грамматический навык", "контроль", "тест".
Проанализировать особенности использования тестов как средства контроля формирования грамматических навыков учащихся, выявить особенности использования тестового контроля при формировании грамматических навыков учащихся 6 класса на уроках английского языка.
Спроектировать и реализовать серию тестов, обеспечивающих контроль формирования грамматических навыков учащихся среднего этапа обучения английскому языку.
В процессе учебно-исследовательской работы выявить эффективность использования тестов как средства контроля грамматических навыков учащихся среднего этапа обучения английскому языку.
Виды грамматических навыков
Методисты выделяют два вида грамматических навыков: рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности. Под продуктивными грамматическими навыками понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Под рецептивными навыками следует понимать способность читающего или слушающего узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением. [26] Те грамматические навыки, которыми учащиеся пользуются активно называются активными грамматическими навыками, а те, которые учащиеся узнают в ходе овладения иностранным языком называются пассивными. Они наиболее употребительны в письменной речи, заданиях, которые учащиеся должны победить на слух и при чтении. (Пассивных грамматических навыков больше, чем активных). [31]
В период изучения английского языка в школе учащиеся овладевают специальными грамматическими навыками:
рецептивными грамматическими навыками при аудировании и чтении:
Узнавать/выявлять из речевого потока грамматические конструкции и соотносить их с определенным смысловым значением (способность выделять из основного потока речи слова и словосочетания, несущие определенную грамматическую нагрузку, и сопоставить со смыслом данного слова или словосочетания);
Дифференцировать и идентифицировать грамматические явления по формальным признакам и строевым словам (умение опознавать грамматические явления по определенным признакам и разделят их на группы между собой);
Соотносить значение грамматических форм/конструкций со смыслом контекста (умение сопоставлять грамматические формы и смысл контекста, что дает возможность догадаться о семантическом значении самой грамматической формы);
Различать сходные по форме грамматические явления (способность отличить одно грамматическое явление от другого, несмотря на их схожесть);
Прогнозировать грамматические формы слова/конструкции (способность предугадать использование той или иной грамматической формы);
Устанавливать группы членов предложения (умение определять члены предложения);
Определять структуру простого предложения по строевым элементам, порядку слов и др. (способность установить структуру простого предложения по определенным признакам);
Определять структуру сложного предложения, границу придаточных предложений и оборотов - инфинитивных, причастных герундиальных, определительных, обстоятельственных и т.д. (умение установить правильную структуру сложного предложения, учитывая наличие различных оборотов);
Устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка (умение понять суть текста и соотнести предложения между собой по смысловому значению);
Продуктивными грамматическими навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме:
Образовывать грамматические формы (умение создавать новые формы, несущие определенную грамматическую нагрузку);
Выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения (способность выбрать нужную и подходящую грамматическую конструкцию для данной ситуации);
Уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения (способность изменять грамматическое оформление при изменении коммуникативной цели);
Владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык (знание и умение использования различных переводных способов);
Формулировать грамматическое оформление устных и письменных текстов (способность создать грамматически оформленные тексты, как для устного употребления, так и для письменного).
Таким образом, грамматический навык может подразделяться на несколько разновидностей в зависимости от вида речевой деятельности, которыми школьники овладевают в процессе обучения английскому языку.
Виды и формы контроля
Выделяется несколько видов контроля. По мнению Г.В. Роговой, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахаровой контроль может быть текущим, тематическим (П.И. Пидкасистый дает название "периодический") и итоговым. П.И. Пидкасистый объясняет виды контроля следующим образом:
Текущий контроль - систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке.
Периодический контроль осуществляется после полных разделов программы, периода обучения.
Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или смены обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. [26]
Помимо видов контроля, методисты также рассматривают различные формы контроля.
Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова выделяют такие формы контроля как:
Индивидуальная (ученика спрашивают в индивидуальном порядке)
Фронтальная (опрос всего класса)
Устная (опрос в устной форме)
Письменная (опрос в письменной форме)
Скрытая (учащийся не знает, что его контролируют)
Открытая (учащийся знает, что его контролируют). [26]
Широкое разнообразие форм контроля позволяет учителю проверить именно те, знания и умения, которые его интересуют в момент проведения контроля, а также выявить эффективность методов и приемов обучения. Виды контроля помогают провести своевременный контроль, в зависимости от цели и момента поведения контроля.
Методы контроля
При проведении контроля очень важным аспектом является выбор метода контроля, так как от этого зависит эффективность проводимого контроля.
По словам П.И. Пидкасистого современная дидактика выделяет следующие методы контроля:
Методы устного контроля
Методы письменного контроля
Наблюдение (методы училищного контроля)
Дидактические тесты
Рассмотрим подробнее характеристику основных методов контроля, которую дает П.И. Пидкасистый:
Методы устного контроля - беседы, рассказ ученика, объяснение, чтение текста и т.д. Основу устного контроля составляет, в основном, монологический ответ учащегося.
Письменный контроль (контрольная работа, изложение, сочинение) обеспечивает глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требует комплекса знаний и умений ученика.
Выполнение практических работ (лабораторных опытов, в основе которых лежит наблюдение за процессом и результатом) можно считать эффективным, но малоприменяемым способом проверки результатов обучения. Указанный метод больше подходит к профессиональной школе. [23]
Дидактические тесты являются методом проверки результатов обучения. Обычно они довольно объемны и эффективны. Тесты, по своей сути, отличаются от других методов педагогического контроля. Вот как Н.В. Рыбакова и Т.В. Григорьева объясняют устройство тестов: "В школьной практике чаще всего используют тесты, в которых задание требует ответа на вопрос. При этом ответ может представлять собой в одних случаях заполнение промежутка в тексте, в других - выбор одного из предложенных ответов. В современных тестах преобладают последние задания. Ответами на вопрос являются утверждения, которые образуют ядро, дают правильный ответ и рассеянность. Правильный ответ является дополнением ядра, то есть отличного ответа, рассеянность дает неправильный ответ, составленный так, что от учащегося требуется хорошо знать суть дела, чтобы отличить его от ядра и правильного ответа". [27]
Таким образом, можно сделать вывод о широком разнообразии методов и форм контроля, о том, что множество ученых и педагогов рассматривают вышеуказанные методы и формы контроля и о том, что тест является одним из наиболее объемных и эффективных методов педагогического контроля, о чем нам говорят доказательства, приведенные педагогами и учеными, рассматривающими этот вопрос.
Процесс обучения не может существовать без контроля обучения. Каждому процессу передачи знаний необходима проверка полученных учащимися знаний в целях надзора за эффективностью усвоения знаний. Множество различных методов и форм контроля дает учителю возможность выбора, в зависимости от индивидуальных особенностей класса. Контроль имеет семь разносторонних функций, при выполнении которых можно добиться высокоэффективного результата.
Требования к тестам
К тестам наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения, разработка тестов - дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность и объективность.
Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях.
Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик.
Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя.
Основным методическим требованием, предъявляемым к тестам, является требование, чтобы они исследовали задатки, независимо от специальных форм упражнения в наиболее общей и распространенной в данной среде форме и степени упрощенности. [21]
Таким образом, из вышесказанного следует, что чтобы тест дал преподавателю ожидаемый результат, тест должен быть подобран исходя из индивидуальных особенностей испытуемых, должен быть правильно и корректно составленным.
Требования, предъявляемые к преподавателю при составлении тестовых заданий
Учитель играет важную роль при контроле грамматических навыков, так как учитель должен следить за дисциплиной, правильным оформлением и выполнением, а для этого он должен обладать следующими умениями для осуществления контроля:
умение определять актуальность контроля и его характер (выбрать правильные формы и методы контроля, подходящие для данного класса и данной темы);
умение наблюдать, фокусируя свое внимание на конкретных моментах обучения, на объектах контроля (выделять главные, основные, самые важные моменты зрения и акцентировать на них как свое внимание, так и внимание учеников);
умение концентрировать внимание учащихся на существенных моментах, значимых для владения школьной культурой, то есть выбрать правильную форму и метод контроля, подходящие для данного класса и данной темы (объяснить правила и основные моменты школьной культуры);
умение осуществлять контроль за состоянием учащихся и за их действиями с учетом собственного влияния на них (следить за собственным поведением и речью);
умение соотнести конкретное задание с личностью конкретного ученика, а также регулировать объем заданий (требовать от учащихся такого поведения, какой пример им показывает учитель);
умение внести в обучение дух соревновательности, невозможный без творческой активности каждого обучаемого (индивидуальный подход к учащимся);
Умение провести тест (подготовить детей к тесту, соблюдая все правила проведения теста, проверить его и оценить);
Умение соотнести оценку с конкретно выставляемой отметкой (выставить отметку, соответствующую оценке теста, не затрагивая межличностных отношений). [8]
Таким образом, если преподаватель обладает всеми этими качествами, то тест сможет стать отличным методом контроля, адекватно оценивающим знания учащихся, может стать главным помощником преподавателя в контроле знаний учащихся.
Тесты действительно являются эффективной формой контроля, но чтобы провести тест, необходимо множество сложившихся условий: учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к нему для эффективности результата, тест должен быть тщательно подготовлен и продуман, должны быть учтены недостатки данной формы контроля. При правильности использования тестов, учитель получит объективные правдивые результаты.
Введение
Педагогическую преддипломную практику мы проходили в школе №255 Адмиралтейского района у учителя Зеленковой Ольги Алексеевны. Мы работали с учащимися 6, 1, 3 классами.
Цель нашей дипломной работы - изучить эффективность тестов как средства контроля на уроках английского языка в 6 классе.
Для достижения этой цели были разработана и проведена серия уроков в 6 классе. Мы выбрали именно этот возраст, так как:
Государственный образовательный стандарт подразумевает определённый уровень развития грамматических навыков в 6 классе;
Грамматические составляющие темы обучения являются непосредственными составляющими грамматики, то есть объекта изучения.
Согласно Государственному образовательному стандарту, главной целью нашей преддипломной педагогической практики являлось проконтролировать развитие грамматических навыков учащихся 6 класса с помощью тестов.
Задачи, которые мы поставили при прохождении преддипломной практики в рамках темы диплома:
пронаблюдать за уровнем развития грамматических навыков;
найти результативные подходы для контроля грамматических навыков с помощью тестов в условиях школы;
отследить результативность выбранных способов контроля грамматических навыков с помощью тестов;
проанализировать эффективность выбранных способов контроля грамматических навыков с помощью тестов.
Характеристика УМК
В процессе изучения английского языка учащимися 6 класса использовался УМК Opportunities Elementary. В УМК входит учебник, рабочая тетрадь, грамматический справочник, моноязычный словарь, набор кассет и книга для учителя. Учебник состоит из 16 модулей и 26 разделов. Во время преддипломной практики обучение проходило по следующим разделам:
Going places
History
Telling stories
Healthy living
В учебнике имеются следующие разделы:
In this module you... (в этом модуле ты узнаешь…)
Warm up (разминка)
Key words (ключевые слова)
Grammar focus (грамматический раздел)
Skills focus (задания практического характера)
Communication workshops (задания, направленные на развитие навыков говорения)
Кроме того, учащиеся используют Workbook (рабочую тетрадь), в которой представлены различные задания на отработку и закрепление изученного материала (поставь глагол в нужную временную форму, вставь подходящее слово, исправь ошибки). В процессе обучения в классе и вне аудитории учащиеся использовали 2 кассеты для прослушивания, аудиозаписи позволяет улучшить фонематический слух благодаря упражнениям для аудирования и текстам для прослушивания. Аудиозапись для учащихся является эталоном для подражания.
В УМК также входят грамматический справочник (Grammar Summary) для пользования учащимися как дополнительный источник знаний, моноязычный словарь (Mini Dictionary) и книга для учителя (Teacher’s Book).
В ходе анализа учебника выяснилось, что он содержит различные задания для контроля усвоения знаний, такие как:
задания для аудирования, обыгрывание и составление собственных диалогов, направленные на контроль усвоения лексики и речевых клише;
задания, требующие от учащихся порождения собственных высказываний в рамках определенных речевых ситуаций, например, скажи…, предположи…;
задания на отработку и закрепление грамматических навыков, основное ядро которых составляют языковые упражнения, например, поставить глагол в нужную форму, перевести на английский язык, составить предложения, используя определенную временную форму и т.д.
Творческие задания, например, отобрать информацию по теме, оформить задание в виде презентации, буклета и т.д.
В конце каждой темы - комплексные задания, в которых подобраны задания, на контроль всего, что должны были усвоить учащиеся в рамках пройденного раздела. Также имеются тестовые задания, которых очень мало, что определяет недостаток использования тестовых заданий на уроках английского языка в рамках УМК, и как следствие этого, мы предлагаем свои тестовые задания.
Программой школы предусмотрено, что учебник рассчитан на изучение в течение 2 лет.
Характеристика класса
Эксперимент проводился в 6 "Б" классе.6 класс разделен на 2 группы в соответствии с уровнем знания языка. Учащиеся изучают язык с 1 класса.
Группа английского языка состоит из 12 человек (7 девочек и 5 мальчиков).
Как показали уроки наблюдения и беседа с учителем грамматически е навыки всегда контролировались с помощью традиционных методов контроля. Познавательную активность больше проявляют девочки, тем не менее, мальчики также всегда задействованы в уроке. Дети успевают на всех уроках, материал по предмету английский язык усваивают довольно быстро, очевидных трудностей не возникает, возникающие вопросы чаще касаются деталей оформления или вещей, не касающихся предметного материала напрямую.
Грамматические знания были на должном для их этапа обучения уровне, но с контролем возникала масса проблем. Тестовые работы в ходе учебно-воспитательного процесса ранее не проводились.
Лексический запас учащихся включает в себя достаточное количество слов для устного общения на их уровне.
Фонетический навык был сформирован на достаточном уровне - учащиеся обладали апроксемированным произношением.
Навык аудирования у учащихся был сформирован. Ученики адекватно реагировали на речь на иностранном языке и способны поддержать диалог как с учителем, так и между собой. Как показали урок аудирования, аудирование аутентичных текстов не вызывало у учащихся затруднения.
Страноведческой информацией учащиеся владели не в полной мере. Как показала ознакомительная беседа, учащиеся владели информацией об Америке, в меньшей степени - об Англии, однако знания о других англоговорящих странах были поверхностны.
Степень мотивации учащихся не могла быть оценена однозначно. Некоторые учащиеся были очень активны на уроке. Так же была группа учащихся, которая не проявляли инициативы на уроке и была пассивна в выполнении каких-либо заданий, особенно устного характера. Стоит отметить, что степень мотивации была прямо пропорциональна качеству знаний учащихся.
Подводя итог, контроль грамматических навыков был известен и успешен у учащихся не в полной мере. Отчасти причиной тому были невысокий уровень мотивация к обучению английского языка и преобладание традиционных форм и методов контроля над тестовым.
Заключение
Применение тестов как средства контроля в практике преподавания в средней школе связано с большим кругом вопросов, требующих серьезного научного подхода и обоснования. Необходимость использования тестов в целях достижения эффективного контроля неоспорима. Изначально тест как специальное средство контроля знаний, умений и навыков рассматривалось различными школами и направлениями. Это понятие, в свою очередь, появилось сравнительно недавно, но уже довольно прочно закрепилось как форма педагогического контроля. Некоторые результаты теоретических исследований в области тестового контроля грамматических навыков нашли свое отражение в УМК по английскому языку. Отдельные компоненты этих комплектов предоставляют в распоряжение учителя достаточно содержательный грамматический материал.
Значительный объем грамматического материала сосредоточен в грамматическом справочнике, а грамматические упражнения содержатся в рабочих тетрадях.
Наблюдения за работой школьников над тестами позволили выявить ряд отрицательных моментов в практике их использования: необходима соответствующая подготовка для использования тестов. В результате легкое на первый взгляд задание может вызвать трудности даже у хорошо ориентирующегося в материале ребенка.
Целью нашей работы являлось выявление эффективности тестов как средства контроля грамматических навыков на уроках английского языка. Для достижения этой цели мы провели серию уроков с использованием грамматического материала.
Задачами являлось:
введение грамматического материала;
актуализация изученного материала;
закрепление полученных знаний;
контроль полученных знаний с использованием тестов.
На первом этапе мы повторили имеющиеся знания. Затем мы проделали ряд упражнений, способствующих отработке повторенных знаний. Затем мы закрепляли пройденный материал при помощи проектной методики.
Стоит отметить, что в течение всех проведённых уроков мы стремились сформировать у учащихся грамматические навыки, а затем их проконтролировать. Если говорить в частности, то теоретический материал служил опорой для упражнений, а упражнения - для написания контрольных тестов. Тесты способствовали развитию ответственного подхода учащихся к подготовке к уроку, письменные тесты давали больше уверенности тем, кто по каким-либо причинам затруднялся отвечать в устной форме.
Проанализировав эти явления, мы пришли к выводу, что тестовый контроль является эффективной формой контроля при условии, если тест подобран к специфике данного класса, и учащиеся подготовлены к написанию не традиционной контрольной работы, а теста.
Список литературы
1. Барменкова О.И. Грамматика в системе обучения иностранной речи // Иностранные языки в школе -2004. - №7 - 12 с.
2. Бим И.П. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе. - М.: "Просвещение", 1985
3. Воронина Г.М. Организация работы с тестами. - М.: Просвещение, 1999
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теории обучения иностранным языкам. - М.: "Академия", 2007
5. Гамезо М.В. Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии. - М.: "Педагогическое общество России", 2001
6. Государственный стандарт // Иностранные языки в школе/ - М.:, 1993
7. Горлова Н.А. Научно-методический журнал. Иностранные языки в школе. - 2005. - №3. - С. 19-27
8. Гришанова Н.А. Тестовый контроль знаний и умений студентов: методические рекомендации. - М.: "Просвещение", 1991
9. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Большой энциклопедический словарь. М.: "Ома-Пресс", 2003
10. Зимняя Н.А. Психологические аспекты обучения грамматике на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1999
11. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1995
12. Клементьева Т.Б. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Каро, 2003
13. Колкова М.К. Обучение иностранным языкам. Материалы для специалиста образовательного учреждения. - М.: Каро, 2002
14. Кон И.С. Открытие "Я". - М.: "Педагогика", 1987
15. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. - Минск: "Каро", 2004
16. Корндорф Б.Ф. Методика обучения иностранному языку. - М.: Просвещение, 1999
17. Кравцова Л.И. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: Астрель, 2003
18. Липкина А.И. Психологический анализ труда, вложенного в учение // Вопросы психологии. - 1983 - №6
19. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие, 4-е издание. - Минск: "Начальная школа", 1998
20. Общая методика обучения иностранным языкам/Под ред.А. А. Миролюбова, И.В. Рахманова. - М.; Просвещение, 2000
21. Пассов Е.И., Кузовлев Н.Е. Мастерство и личность учителя. - М.: "Флишка", 2005
22. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 2000
23. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие,3-е издание. - М.: "Педагогическое общество России", 2000
24. Психолого-педагогический словарь-справочник/Под ред.Е.С. Рапацевич.М., 2004
25. Ребер А. Большой психологический толковый словарь. - М.: "Вече-Аст", 2000
26. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методики обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: "Просвещение", 1991
27. Рыбакова Н.В., Григорьева Т.В. Тесты, как эффективная форма контроля // Обучение иностранным языкам в школе и ВУЗе / Под ред. М.И. Колкова. - СПб.: "Каро", 2001
28. Словарь Н.С. Выготского под ред. А. А. Леонтьева. - М.: "Смысл", 2004
29. Старков А.П. Обучение иностранному языку в средней школе. Методическое пособие к серии учебно-методических комплексов для 5-11 классов. - М.: Просвещение, 1999
30. Филатова В.М. Методика обучения иностранному языку. - Ростов-на-Дону, 2004
31. Шатилов С.Ф. Обучение иностранному языку в средней школе. - СПб.: "Каро", 1999
Приложения
Приложение 1
Тест по английскому языку "Past Tenses"
К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа. Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом, просто пропустите вопрос.
1. While the kids... . in the garden, their mother was hurriedly cooking dinner. | ||
were playing | ||
played | ||
had been playing | ||
had played | ||
| ||
2. Sam says he didn’t enjoy the program because the TV set... . properly. | ||
didn’t work | ||
hadn’t worked | ||
wasn’t working | ||
hadn’t been working | ||
| ||
3. It wasn't raining when I looked out of the window; the sun was shining. But it... . earlier. That's why the ground was wet. | ||
rained | ||
was raining | ||
had rained | ||
had been raining | ||
| ||
4. Everybody was laughing merrily while Harris... . them a funny story. | ||
told | ||
had told | ||
was telling | ||
had been telling | ||
| ||
5. Scarcely... . out of the window when I saw a flash of light. | ||
had I looked | ||
I was looking | ||
had I been looking | ||
was I looking | ||
| ||
6. While I... . the dishes last night, I dropped a plate and broke it. | ||
washed | ||
was washing | ||
had washed | ||
had been washing | ||
| ||
7. He was taken to the police station because he... . into a car in front of him. | ||
crashed | ||
had crashed | ||
didn’t crash | ||
wasn’t crashing | ||
| ||
8. Who... . in this house before they pulled it down? | ||
was living | ||
had lived | ||
lived | ||
had been living | ||
| ||
9. The Browns... . in a large house when their children were at home, but they moved to a small three-room apartment after the children grew up and left home. | ||
lived | ||
had lived | ||
used to live | ||
were living | ||
| ||
10. Before I went to bed I decided to check the front door. I was sure my sister... . it. And I was right! | ||
didn’t lock | ||
hadn’t locked | ||
locked | ||
had locked | ||
| ||
11. Mrs. Smith was busy last weekend because her grandchildren... . with her. | ||
had been staying | ||
were staying | ||
stayed | ||
had stayed | ||
| ||
12. She was not interested in the book because she... . it. | ||
hadn’t understood | ||
didn’t understand | ||
wasn’t understanding | ||
hadn’t been understanding | ||
| ||
13. Yesterday I came up to a stranger who looked like Jane Faster and started talking to her. But she wasn’t Jane. It was clear I... . a mistake. | ||
made | ||
was making | ||
had made | ||
had been making | ||
| ||
14. When Alice was small, she... . of darkness and always slept with the light on. | ||
used to be afraid | ||
was afraid | ||
had been afraid | ||
afraided | ||
| ||
15. Lucy... . her seatbelt before the accident happened that’s why she was badly hurt. | ||
didn’t wear | ||
wasn’t wearing | ||
hadn’t worn | ||
hadn’t been wearing | ||
| ||
Приложение 2
Тест по английскому языку "Some or any"
К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа. Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом, просто пропустите вопрос.
1. Could I have... . coffee, please? | ||
some | ||
any | ||
| ||
2. I haven't eaten... . chocolate today. | ||
some | ||
any | ||
| ||
3. The apples didn't look nice, so I didn't buy... ... | ||
some | ||
any | ||
| ||
4. Mary doesn't have... . money. | ||
some | ||
any | ||
| ||
5. I'm going to buy... . clothes. | ||
some | ||
any | ||
| ||
6. I went to a cafe with... . friends last night. | ||
some | ||
any | ||
| ||
7. Do you speak... . foreign languages. | ||
some | ||
any | ||
| ||
8. Would you like... . tea? | ||
some | ||
any | ||
| ||
9. I have... . money. | ||
some | ||
any | ||
| ||
10. Would you like... . wine? | ||
some | ||
any | ||
Приложение 3
Тест по английскому языку "Degrees of Comparison"
К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа. Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом, просто пропустите вопрос.
1. The... . said the soonest mended. | |
least | |
less | |
last | |
| |
2. Jim is not very tall. His brother Alec is... ... | |
as tall | |
taller | |
the tallest | |
| |
3. The more you know... . you forget. So why study? | |
more | |
the most | |
the more | |
| |
4. Can you tell me the shortest way to... . bookstore? | |
the nest | |
the nearest | |
the nearer | |
| |
5. I didn't like the book; it rather dull. The film is... ... | |
as interesting | |
more interesting | |
the most interesting | |
| |
6. I have known Liz for years. She is... . than her sister Jane. | |
far more serious | |
a bit serious | |
not so serious | |
| |
7. I like skiing... . as skating. | |
more | |
as much | |
as more | |
| |
8. I like decent people... . serious ones. | |
as much as | |
as more as | |
more | |
| |
9. There are not so many hot days this July. In fact there are... . of them this summer. | |
the least | |
less | |
fewer | |
| |
10. Richard got... . good marks than Fred in the examinations. | |
less | |
fewer | |
few | |
| |
11. Let’s not go by train. Going by bus is... ... | |
cheap | |
the most cheap | |
a lot cheaper | |
| |
12. Leo drives a car well, but Collin does it... ... | |
the best | |
better | |
as well | |
| |
13. I can’t walk very fast. You are younger; you can walk... ... | |
much faster | |
fast | |
the fastest | |
| |
14. The boys felt... . than the girls about losing the game. | |
bad | |
the worst | |
worse | |
| |
15. I am sure a trolleybus is... . a metro. | |
as convenient as | |
not as convenient as | |
more convenient as | |
|
Приложение 4
Тест по английскому языку "Word Order"
К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа. Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом, просто пропустите вопрос.
1... ... a strange light coming from the sky. | |
I have just seen | |
just I have seen | |
I have seen just | |
| |
2. Collin didn't like the climate in the north of Canada;... . in winter. | |
it was too cold there | |
too cold was it there | |
it was cold there too | |
| |
3... ... when I come home from work. | |
I am usually very tired | |
Usually I am very tired | |
I am very tired usually | |
| |
4. The food at that restaurant was very tasty; I have... . before. | |
never eaten such good food | |
never eaten so good food | |
never such good food eaten | |
| |
5. Do you remember... .? | |
when does out train leave | |
when our train leaves | |
when our train leave | |
| |
6. They would like to buy... . chalet house. | |
not very old, wooden, nice, four-bedroom Swiss | |
a wooden, Swiss, not very old, nice, four-bedroom | |
- | a nice, four-bedroom, not very old, wooden Swiss |
| |
7. There... . on TV. In fact there are less of them nowadays. | |
are not enough good films | |
good films are not enough | |
not enough are good films | |
| |
8. Does Wanda... .? | |
write a letter to her parents every week | |
a letter to her parents write every week | |
every week write a letter to her parents | |
| |
9. The picture was very beautiful;... ... | |
I very much liked it | |
I it liked very much | |
I liked it very much | |
| |
10. Nancy... . when she learnt about her mother's illness. | |
was awfully upset | |
awfully was upset | |
was upset awfully | |
| |
11. I was glad that... . after his recent illness. | |
John looked so well | |
John looked such well | |
John so well looked | |
| |
12... ... to take the children to the circus. | |
Ask William if would he like | |
Ask if William he would like | |
Ask William if he would like | |
| |
13. I don't want to invite Nora to my birthday party;... ... | |
I don't well enough know her | |
I don't know her well enough | |
I don't enough well know her | |
| |
14... ... riding Anna's bicycle in the forest? | |
Who did Nick see | |
Who Nick saw | |
Who saw Nick | |
| |
15.I... . a very long vacation, I can't afford it. | |
usually don't take | |
don't usually take | |
don't take usually | |
|
Приложение 5
Тест по английскому языку "Prepositions of time and place"
К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа. Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом, просто пропустите вопрос.
1. The banks close... .5pm. | |
in | |
at | |
on | |
| |
2. Paul works... . a school. | |
in | |
at | |
on | |
| |
3. Mary isn't available... . the moment. | |
in | |
at | |
on | |
| |
4. My train leaves... .18.40 from Platform 1. | |
in | |
at | |
on | |
| |
5. Please visit me... . Sunday. | |
in | |
at | |
on | |
| |
6. I saw Mrs Jones waiting... . the bus stop. | |
in | |
at | |
on | |
| |
7. There are a few shops... . the end of the street. | |
in | |
at | |
on | |
| |
8. Ernest works... . an office. | |
in | |
at | |
on | |
| |
9. My children are... . home. | |
in | |
at | |
on | |
| |
10. Write your name... . the top of the page. | |
in | |
at | |
on | |
| |
11. Trude usually works better... . the morning. | |
in | |
at | |
on | |
| |
12. What have you got... . your bag. | |
in | |
at | |
on | |
| |
13. I had a meal... . the train. | |
in | |
at | |
on | |
| |
14. I often visit my parents... . Christmas. | |
in | |
at | |
on | |
| |
15. I'm going to a party... . New Year's Eve. | |
in | |
at | |
on | |
| |
16. When the weather is nice Mrs Bruckner sits... . her balcony. | |
in | |
at | |
on | |
| |
17. Mary went on holiday... . Monday. | |
in | |
at | |
on | |
| |
18. I work... . the city centre. | |
in | |
at | |
on | |
| |
19. Put the rubbish... . the bin. | |
in | |
at | |
on | |
| |
20. My flight is... . Monday. | |
in | |
at | |
on | |
|
Приложение 6
Тест по английскому языку "Articles"
К каждому вопросу даны несколько вариантов ответа. Выберите тот, который считаете правильным. Если Вы затрудняетесь с ответом, просто пропустите вопрос.
1. In... . end we decided not to go to the cinema but to watch television. | |
the | |
this | |
an | |
| |
2. Russian people like... ... | |
tea | |
a tea | |
the tea | |
| |
3. Is there... . for me? | |
letter | |
a letter | |
the letter | |
| |
4. Pushkin, the great Russian poet, was born in... ... | |
1799 | |
a 1799 | |
the 1799 | |
| |
5. I want to go to the cinema to see a film about... . and the French. | |
France | |
a France | |
the France | |
| |
6. It is washed by the waters of... ... | |
Atlantic Ocean | |
a Atlantic Ocean | |
the Atlantic Ocean | |
| |
7. Can anyone give me... . please because I have just fallen over? | |
hand | |
a hand | |
the hand | |
| |
8... ... have left London. | |
Browns | |
a Browns | |
the Browns | |
| |
9. The interesting thing about... . is all the roads that they built in Britain. | |
Romans | |
a Romans | |
the Romans | |
| |
10... ... drive on the left-hand side in their country. | |
British | |
A British | |
The British |
Введение
Тема "Тесты как средство контроля процесса формирования грамматических навыков учащихся 6 класса на уроках английского языка" выбрана нами в связи с тем, что проблема контроля и контрольно-оценочной деятельности является актуальной, так как все знания, переданные учителем ученику, навыки и умения, сформированные у учащегося или подлежащие развитию, должны быть проконтролированы и оценены.
Особенно важным в процессе обучения является контроль грамматических навыков, так как он выступает одной из важных составляющих учебного процесса. Грамматика имеет первостепенное практическое значение, поскольку с ее помощью обеспечивается формирование умение устного и письменного общения. Не владея грамматическими навыками, невозможно адекватное восприятие и понимание иноязычных высказываний, и, таким образом, затрудняется общение с носителем другой культуры. На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля.
Контроль грамматических навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант, сочинение, изложение, реферат, зачет, экзамен), а может быть тестовым. Тестовая форма контроля отличается объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии. Также очень важным является то, что итоговая школьная аттестация, а именно, Единый Государственный Экзамен проводится в форме тестов, к которым, безусловно учащихся необходимо готовить. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является выявить педагогические условия для успешного использования тестов как средства контроля формирования грамматических навыков учащихся 6 класса на уроках английского языка. Постановка данной цели обуславливает следующие задачи:
Уточнить понятия "навык", "грамматический навык", "контроль", "тест".
Проанализировать особенности использования тестов как средства контроля формирования грамматических навыков учащихся, выявить особенности использования тестового контроля при формировании грамматических навыков учащихся 6 класса на уроках английского языка.
Спроектировать и реализовать серию тестов, обеспечивающих контроль формирования грамматических навыков учащихся среднего этапа обучения английскому языку.
В процессе учебно-исследовательской работы выявить эффективность использования тестов как средства контроля грамматических навыков учащихся среднего этапа обучения английскому языку.
Глава 1. Формирование грамматических навыков при обучении английскому языку
1.1 Сущность понятия "грамматический навык"
Контроль грамматических навыков является одним из важнейших этапов обучения иностранному языку. Под грамматикой мы понимаем структуру языка, систему правил, которые диктуют допустимые последовательности элементов языка, образующих предложение на этом языке.
Существует большое количество определений "навыка", приведем некоторые из них: навык - это действие, автоматизированное в результате упражнении и проходящее через ряд этапов формирования. [21]
Наиболее полным и отражающим суть мы нашли определение, данное А. Ребером, который под навыком подразумевает доведенное до автоматизма путем многократных повторений действие; критерием достижения навыка служат временные показания выполнения, а также тот факт, что выполнение не требует постоянного и интенсивного внимания (контроля). [25]
Навык может быть не только двигательным, но и перцептивным, мыслительным, речевым. Разнообразие навыков связано с осуществлением учетной и профессиональной деятельности.
Под грамматическим навыком подразумевается систематизированное действие по выбору модели адекватной речевой задачи в данной ситуации, правильно оформленным речевым единицам грамматического уровня, совершаемое в навыковых параметрах и служащее одним из условий выполнения речевой деятельности. [28]
Роль грамматического навыка в обучении английскому языку крайне важна, так как, научив школьников читать, говорить, слушать, писать на иностранном языке, школа одновременно обеспечивает им непосредственный доступ к иным национальным культурам и тем самым к мировой культуре. Все вышеперечисленные умения не могут быть сформированы без грамматического навыка.
Виды грамматических навыков
Методисты выделяют два вида грамматических навыков: рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности. Под продуктивными грамматическими навыками понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Под рецептивными навыками следует понимать способность читающего или слушающего узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением. [26] Те грамматические навыки, которыми учащиеся пользуются активно называются активными грамматическими навыками, а те, которые учащиеся узнают в ходе овладения иностранным языком называются пассивными. Они наиболее употребительны в письменной речи, заданиях, которые учащиеся должны победить на слух и при чтении. (Пассивных грамматических навыков больше, чем активных). [31]
В период изучения английского языка в школе учащиеся овладевают специальными грамматическими навыками:
рецептивными грамматическими навыками при аудировании и чтении:
Узнавать/выявлять из речевого потока грамматические конструкции и соотносить их с определенным смысловым значением (способность выделять из основного потока речи слова и словосочетания, несущие определенную грамматическую нагрузку, и сопоставить со смыслом данного слова или словосочетания);
Дифференцировать и идентифицировать грамматические явления по формальным признакам и строевым словам (умение опознавать грамматические явления по определенным признакам и разделят их на группы между собой);
Соотносить значение грамматических форм/конструкций со смыслом контекста (умение сопоставлять грамматические формы и смысл контекста, что дает возможность догадаться о семантическом значении самой грамматической формы);
Различать сходные по форме грамматические явления (способность отличить одно грамматическое явление от другого, несмотря на их схожесть);
Прогнозировать грамматические формы слова/конструкции (способность предугадать использование той или иной грамматической формы);
Устанавливать группы членов предложения (умение определять члены предложения);
Определять структуру простого предложения по строевым элементам, порядку слов и др. (способность установить структуру простого предложения по определенным признакам);
Определять структуру сложного предложения, границу придаточных предложений и оборотов - инфинитивных, причастных герундиальных, определительных, обстоятельственных и т.д. (умение установить правильную структуру сложного предложения, учитывая наличие различных оборотов);
Устанавливать связи между предложениями внутри абзаца или сложного синтаксического целого в опоре на связующие средства языка (умение понять суть текста и соотнести предложения между собой по смысловому значению);
Продуктивными грамматическими навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме:
Образовывать грамматические формы (умение создавать новые формы, несущие определенную грамматическую нагрузку);
Выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения (способность выбрать нужную и подходящую грамматическую конструкцию для данной ситуации);
Уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения (способность изменять грамматическое оформление при изменении коммуникативной цели);
Владеть способами интерпретации значений и перевода основных грамматических категорий на родной язык (знание и умение использования различных переводных способов);
Формулировать грамматическое оформление устных и письменных текстов (способность создать грамматически оформленные тексты, как для устного употребления, так и для письменного).
Таким образом, грамматический навык может подразделяться на несколько разновидностей в зависимости от вида речевой деятельности, которыми школьники овладевают в процессе обучения английскому языку.
Дата: 2019-04-22, просмотров: 1219.