В условиях переходного экономического периода в России назрела проблема профессиональной занятости населения. Особенно остро эта проблема проявляется в отдаленных от столицы России регионах. В частности, в Волгограде для решения этой проблемы создан Центр занятости населения. Помимо решения тактических задач по трудоустройству людей. Центр занимается стратегическим прогнозированием и планированием будущего рынка занятости. Для решения задачи прогнозирования вероятного будущего рынка занятости воспользуемся подходом, основанным на методе анализа иерархий.
Проблема занятости может быть представлена иерархической системой (рис. 3.7). Иерархия включает шесть уровней: фокус, первичные факторы, акторы, цели акторов, контрастные сценарии и обобщенный сценарий.
В иерархии рассматривается пять контрастных сценариев.
1. Проекция настоящего на будущее. Предполагается, что ситуация существенно не изменится. Спрос и предложение на рабочую силу останутся в диспропорции.
2. Всеобщая занятость. Каждый желающий трудиться сможет получить работу. Спрос и предложение будут находиться в равновесии.
3. Массовая безработица. Спад производства приведет к дальнейшему высвобождению трудящихся. Процент безработицы существенно увеличится.
4. Рынок высококвалифицированных кадров. В связи с развитием научно-технического процесса особым спросом на рынке труда будут пользоваться специалисты высокой квалификации.
5. Государственная монополия. За счет восстановления и расширения государственной монополии на ряд предприятий и отраслей народного хозяйства будут созданы дополнительные рабочие места.
В примере рассматриваются не все матрицы парных сравнений элементов иерархии, а лишь векторы приоритетов для построенных экспертом матриц. Алгоритм проведения исследования представлен шестью укрупненными этапами.
Этап 1. Определение степени влияния факторов на будущее рынка труда. На втором уровне иерархии есть только одна матрица парных сравнений, определяющая, какой из факторов в большей степени влияет на безработицу:
Безработица | Фактор
| |||||
Фактор | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | W |
Экономический | 1 | 4 | 3 | 5 | 6 | 0,49 |
Социальный | 1/4 | 1 | 1/2 | 2 | 4 | 0,15 |
Технологический | 1/3 | 2 | 1 | 3 | 4 | 0,22 |
Политический | 1/5 | 1/2 | 1/3 | 1 | 2 | 0,09 |
Демографический | 1/6 | 1/4 | 1/4 | 1/2 | 1 | 0,05 |
lmax = 5,18 ОС = 0,04
|
Из матрицы видно, что эксперты посчитали экономический фактор наиболее доминирующим.
Этап 2. Определение степени влияния акторов на факторы. Здесь каждая пара акторов сравнивалась относительно степени воздействия на факторы второго уровня. Было построено пять матриц, для которых рассчитывались векторы приоритетов. Ниже приведены результаты расчета:
Актор
| Фактор
| ||||
Экономический | Социальный | Технологический | Политический | Демографический | |
Население | 0,15 | 0,49 | 0,12 | 0,16 | 0,35 |
Организации | 0.26 | 0,20 | 0,61 | 0,30 | 0,21 |
Инвесторы | 0,10 | 0,11 | 0,27 | 0,16 | |
Правительство | 0.44 | 0,13 | 0,54 | 0.18 | |
Центр занятости | 0,05 | 0,07 | 0,10 | ||
lmax =5,35 ОС=0,08 | lmax =5,21 ОС=0,04 | lmax =3,09 ОС=0,08 | lmax =2,99 ОС=0,0 | lmax =5,29 ОС=0,06 |
Этап 3. Определение важности целей акторов. Цели каждого из пяти акторов сравнивались попарно. В результате получены векторы приоритетов, отражающие упорядочение и веса целей:
Цель | Актор
| ||||
Население | Организации | Инвесторы | Правительство | Центры занятости | |
Материальное благополучие | 0,35 | ||||
Социальная защита | 0,29 | ||||
Профессиональный рост | 0,12 | ||||
Реализация возможностей | 0,09 | ||||
Трудовые ресурсы | 0,07 | 0,10 | |||
Технология | 0,12 | 0,11 | |||
Прибыль | 0,56 | 0,62 | |||
Стабильность | 0,25 | 0,27 | |||
Общественный порядок | 0,45 | ||||
Благополучие | 0,14 | ||||
Государственный бюджет | 0,31 | ||||
Работа | 0,61 | ||||
Профессиональный рост | 0,27 | ||||
Социальная адаптация | 0,12 |
Этап 4. Нахождение степени важности акторов относительно факторов влияния на будущее безработицы. Для определения влияния факторов на будущее безработицы выполним следующие вычисления:
Поскольку на акторы "организации" и "правительство" приходится более 50% воздействия на первичные факторы влияния на безработицу, то в дальнейшем будем использовать эти акторы для получения весов сценариев.
Теперь находим важнейшие цели для акторов, умножая собственный вектор целей на соответствующий вес актора:
для предприятий и организаций
для правительства
Используя четыре цели с максимальными значениями и нормализуя их веса, получим следующий результирующий вектор весов целей:
Полученный нормированный вектор приоритетов будет применен в дальнейшем для получения весов сценариев.
Этап 5. Определение степени влияния сценариев на цели акторов. Представим результаты обработки матриц парных сравнений:
Сценарий
| Цель актора
| |||
Прибыль | Стабильность | Порядок | Бюджет | |
Проекция | 0,17 | 0,12 | 0,12 | 0,09 |
Всеобщая занятость | 0,17 | 0,26 | 0,27 | 0,30 |
Массовая безработица | 0,17 | 0,07 | 0,06 | 0,06 |
Рынок высококвалифицированных | 0,43 | 0,39 | 0,33 | 0,14 |
Государственная монополия | 0,06 | 0,16 | 0,22 | 0,41 |
lmax = 5,44 ОС°0,099 | lmax = 5,22 ОС=0,049 | lmax = 5,43 ОС=0,097 | lmax = 5,19 ОС-0,04 |
Для получения весов сценариев относительно фокуса иерархии (будущего рынка безработицы) умножим матрицу, сформированную из значений векторов приоритетов сценариев, на вектор весов целей:
Анализ результирующего вектора приоритетов показывает, что сценарий "рынок высококвалифицированных кадров" имеет наибольший вес и, следовательно, наиболее вероятен.
Этап 6. Определение последствий от принятия наиболее вероятных сценариев и оценка обобщенного сценария. Зная относительные веса сценариев, полученные на этапе 5, можно сформировать обобщенный сценарий. Обобщенная мера на шкале для переменной состояния получается, если просуммировать произведения весов сценариев (находящихся над наименованиями сценариев в табл. 3.6) на соответствующие значения переменной состояния. Например, для материального благополучия населения имеем
(-1)×0,13 + (+3)×0,237 + (-3)×0,103 + (+3)×0,343 + (+3)×0,185 = 1,856.
Таблица 3.6
Дата: 2019-04-23, просмотров: 214.